Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

На примере Робина Гуда и короля Артура, успешных фильмов о которых не было уже несколько десятилетий.

Каждые несколько лет какая-нибудь голливудская студия неизменно запускает в производство очередной фильм о персонаже из так называемого «общественного достояния» (public domain) — например, о Робине Гуде или о короле Артуре. Мотивы, которые движут голливудскими боссами, понятны — они получают в распоряжение узнаваемый «бренд», не тратя при этом ни копейки.

Критик и видеоблогер Патрик Уиллемс обратил внимание на одно обстоятельство, способное поставить эффективность этого подхода под сомнение: последний успешный фильм о Робине Гуде вышел в прокат 27 лет назад, а последнему успешному фильму о короле Артуре исполняется 37. Эти факты нисколько не смущают Голливуд — раз в несколько лет всё повторяется по одному и тому же сценарию.

В 2017-м высокобюджетный «Меч Короля Артура» от прославленного Гая Ричи стал одним из самых громких провалов года. Уиллемс попытался разобраться, почему студии раз за разом пытаются завлечь аудиторию именами Робина Гуда и короля Артура, хотя аудитория раз за разом чётко даёт понять, что нисколько в этих фильмах не заинтересована.

Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

Король Артур и Робин Гуд — самые узнаваемые фольклорные персонажи англоязычного мира. Долгое время их образы существовали в разрозненных легендах и историях, а затем для них сформировалось некое подобие канона. В XV веке Томас Мэлори объединил многочисленные легенды «артурианы» в линейную историю с началом и концом в книге «Смерть Артура», — эта версия событий со временем стала общепринятой. В случае с Робином Гудом такой книги нет, но определённые элементы истории благородного разбойника также стали «каноническими».

На протяжении веков истории Артура и Робина адаптировали и пересказывали бесчисленное количество раз. В XX веке за дело принялись кинематографисты — фильмы о короле Артуре начали появляться едва ли не на самой заре кинематографа, а первая картина о Робине Гуде вышла в 1922-м году.

Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

В 1938-м вышел фильм «Приключения Робин Гуда», получивший три «Оскара» и впоследствии заслуживший статус классики и «золотого стандарта» для фильмов о благородном разбойнике. Артур такой же общепризнанной киноадаптации не получил, но в период 50-х и 60-х годов о нём вышло достаточно много фильмов, в том числе «Рыцари Круглого стола» (1953).

Вскоре за популярных персонажей взялась Disney: в 1963 году вышел «Меч в камне», повествующий о детстве Артура, а в 1973-ем студия выпустила свою версию истории Робина Гуда с антропоморфными животными на главных ролях. Для многих поколений именно эти два мультфильма стали главными источниками информации об обоих персонажах и любимыми версиями их историй.

Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

С этого момента легенды об Артуре и Робине Гуде настолько прочно укоренились в массовой культуре, что их начали переосмыслять в других жанрах. Артур появляется в мюзикле «Камелот», абсурдистской комедии «Монти Пайтон и Священный Грааль», а «Робин и Мэриан» с Шоном Коннери рассказывает историю об уже немолодых героях легенды.

Через какое-то время возникла потребность в очередном «классическом» взгляде на Артура и Робина — прошло слишком много времени с выхода последнего серьёзного фильма об этих персонажах. В 1981-м вышел «Экскалибур», а в 1991-м — «Робин Гуд: принц воров». У них было много общего: и тот, и другой фильм пытались быть более «мрачными и реалистичными», чем их предшественники, но при этом не отходили слишком далеко от оригинального материала. И «Экскалибур», и «Принц воров» были крайне успешны в прокате — последний даже занял вторую строчку в чартах по итогам 1991-ого года.

Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

С этого момента успешных фильмов о короле Артуре или о Робине Гуде в Голливуде не выходило — Уиллемс оговаривается, что говорит именно о крупном успехе, а не о техническом возвращении бюджета. Например, фильм, который собрал в США 100 миллионов при бюджете в 200 он записывает в неудачи — по голливудским стандартам это считается плохими показателями.

Фильмы продолжали выходить. Пародийная комедия Мэла Брукса «Робин Гуд: мужчины в трико» провалилась, хотя в дальнейшем обрела популярность на домашних носителях. В 1995-м вышла романтическая драма «Первый рыцарь», в которой историю о рыцарях круглого стола избавили от волшебства и мистики. В 2000-х успех «Гладиатора» Ридли Скотта задал новый тренд: очередные «Робин Гуд» и «Король Артур» позиционировали себя как «исторически достоверные» нерассказанные истории о легендарных персонажах.

«Король Артур» (2004)
«Король Артур» (2004)

Затем тренд киновселенных и фильмов по комиксам породил «Меч короля Артура», который должен был положить начало франшизе, и «Робина Гуда» с Тэроном Эджертоном, выход которого запланирован на ноябрь. Интересно, что до недавнего времени фильм назывался «Робин Гуд: начало». По мнению Уиллемса, «Робин Гуд» 2018-ого ничем не напоминает классические фильмы о шервудском разбойнике, зато напоминает фильм «Бэтмен: начало».

Чтобы проверить свою гипотезу, Уиллемс провёл неофициальный опрос у себя в твиттере и спросил у подписчиков об их любимом киновоплощении Робина Гуда и короля Артура. Результаты получились красноречивыми.

В случае с Робином Гудом 46% опрошенных назвали любимой версией мультфильм от Disney. На втором месте расположились «Мужчины в трико» Мэла Брукса. Лишь 30% опрошенных отдали голос одной из «серьёзных» версий («Приключения Робин Гуда», «Робин Гуд: принц воров» или «Робин Гуд» Ридли Скотта).

Это как если бы 60% опрошеннных ответили, что их любимый фильм о Бэтмене — это «Лего: Бэтмен». При всём уважении к «Лего: Бэтмену».

Патрик Уиллемс

В случае с королём Артуром с огромным отрывом победила комедия «Монти Пайтон и Священный Грааль»; на втором и третьем местах с минимальным разрывом расположились «Экскалибур» и диснеевский «Меч в камне».

По мнению Уиллемса, из этого опроса можно сделать два важных вывода. Во-первых, самые любимые зрителями версии приключений этих двух героев — это «глуповатые комедии» и диснеевские мультфильмы. Второй вывод: практически никому не нравятся фильмы об Артуре и Робине, выпущенные за последние 25 лет — несмотря на огромные бюджеты и звёздные имена.

Это как-то странно. Это одни из самых знаменитых персонажей во всей западной культуре, но в 2018-м они известны как антропоморфный лис и бормочущий придурок, который не может позволить себе лошадь.

Патрик Уиллемс
Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

Уиллемс считает, что для того, чтобы понять, почему так произошло, нужно ответить на простой вопрос. Да, все слышали о короле Артуре и Робине Гуде, но насколько они на самом деле популярны? Для наглядности критик предлагает сравнить их с другим популярным персонажем массовой культуры — с Бэтменом.

Практически с момента своего рождения Бэтмен постоянно присутствует в поле зрения аудитории. О нём регулярно выходят новые комиксы и видеоигры, практически в любой момент истории на телевидении идёт мультсериал о Бэтмене. С 1989 по 1997 год Бэтмен появился в четырёх крупнобюджетных фильмах, затем взял перерыв на 8 лет и продолжил своё шествие по большим экранам, появившись в семи фильмах за 13 лет. Робин Гуд ничем подобным похвастаться не может.

Предположим, вам 21 год. Вы не интересуетесь старым кино, так что, скорее всего, вы не видели «Приключения Робин Гуда» 1938-ого. Вероятно, в детстве вы смотрели диснеевский мультфильм. В какой-то момент вы наверняка натыкались на «Мужчин в трико» по Comedy Central. О «Принце воров» никто особенно не вспоминает — только в контексте игры Алана Рикмана.

Единственная версия вышедшая в течение вашей жизни — это фильм с Расселом Кроу, который никому не нравится. Так что существует вероятность, что версия, которая вам знакома лучше всего — это Робин Гуд из «Шрека».

Патрик Уиллемс
Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

По мнению Уиллемса, голливудские студии просто не понимают разницу между понятиями «осведомлённость» и «популярность». То, что вы слышали о Робин Гуде, совершенно не означает, что вы — фанаты Робина Гуда. Любой фильм по существующему произведению надеется привлечь в кинотеатры фанатов этого произведения — проблема в том, что у короля Артура едва ли есть фанаты, которые купят билет только из-за его имени на постере.

Однако студии совершают и ещё одну ошибку. Как бы часто трилогию Кристофера Нолана о Бэтмене ни называли «смелым» и «новаторским» взглядом на персонажа, в этих фильмах было всё, чего зритель ждёт от фильма о Бэтмене: Брюс Уэйн в костюме сражается с преступниками в компании Альфреда и комиссара Гордона. А что можно сказать о «Робине Гуде» Ридли Скотта?

Его не зовут Робин Гуд. Он даже не совсем Робин из Локсли. Здесь нет шерифа Ноттингемского. Робин не вне закона. Он сражается бок о бок с принцем Джоном, который тут не злодей. Робин не живёт в Шервудском лесу, а вместо того, чтобы отнимать у богатых и отдавать бедным, он сражается с английской армией против французских захватчиков.

Помимо того, что тут тоже рассказывается о парне по имени Робин, который использует лук и стрелы, этот фильм ничем не напоминает предыдущие версии истории об этом персонаже.

Патрик Уиллемс
«Робин Гуд» (2010)
«Робин Гуд» (2010)

В последние пять минут фильма Робин в исполнении Рассела Кроу всё-таки уезжает в Шервудский лес и становится разбойником — впервые за фильм в кадре появляется что-то знакомое зрителю, но служит оно только ради того, чтобы намекнуть на сиквел, которого никогда не будет. Ту же самую проблему Уиллемс предрекает «Робину Гуду» 2018-ого года, избавившемуся от подзаголовка «Начало», но всё ещё надеющемуся дать начало «киновселенной». То же самое произошло с недавними фильмами о короле Артуре: и в «Короле Артуре», и в «Мече Короля Артура» главного героя коронуют только перед самыми титрами.

«Меч Короля Артура» (2017)
«Меч Короля Артура» (2017)

Все эти фильмы практически ничем не напоминают оригинальные истории персонажей и сознательно пытаются от них дистанцироваться. Вопрос лишь в том, от чего конкретно они хотят дистанцироваться и что пытаются переосмыслить, учитывая, что последним «классическим» фильмам об этих персонажах уже несколько десятилетий.

Отсюда можно вынести урок: всем плевать на «радикально новую версию», если они не помнят последнюю традиционную.

Патрик Уиллемс

Всё сказанное, разумеется, относится не только к многострадальным королю Артуру и Робину Гуду: жертвами ненужных «переосмыслений» в последние годы пали, например, «Пэн» и «Дракула». В то же время, у успешных переосмыслений — «Казино Рояль» и «Бэтмен: начало», — есть много общего. Во-первых, несмотря на все изменения, «Казино Рояль» остался фильмом о Джеймсе Бонде, а «Бэтмен: Начало» — о Бэтмене, а во-вторых, к моменту их выхода в памяти у зрителей были свежи воспоминания о предыдущих Бондах и Бэтменах, и поэтому они могли по достоинству оценить переосмысление.

Почему Голливуд продолжает снимать фильмы об одних и тех же персонажах

По мнению Уиллемса, сейчас мир нуждается именно в классической адаптации историй о Робине Гуде и короле Артуре. При этом это не значит, что в классические истории нельзя вносить изменения: в пример критик приводит современные фильмы и сериалы о Шерлоке Холмсе. Как бы сильно в них ни менялись сеттинг, сюжет или пол персонажей, Шерлок Холмс в них всегда оставался тем Шерлоком Холмсом, которого аудитория знает и любит. Именно это, по мнению Уиллемса, привело «Шерлока», «Шерлока Холмса» Гая Ричи и «Элементарно» к успеху.

Просто сделайте фильм, в котором будет всё, что люди помнят. Артур, рыцари Круглого стола, Камелот, Мерлин, меч в камне, Моргана, Владычица Озера… Не могу поверить, что я это говорю, но первые несколько минут фильма «Трансформеры: Последний рыцарь» — это самое близкое к нормальному фильму о короле Артуре из того, что я видел за последние 30 лет.

Патрик Уиллемс
109109
181 комментарий

Хочу фильм не про Артура, но про Артурию. Желательно не на порнохабе.

10
Ответить

Тоже не отказался бы. Да и сама Артурия Пендрагон у Насу вышла пожалуй лучшим королём Артуром

2
Ответить

Мне очень интересно , почему «Меч Короля Артура» (2017) считают провалом?

Я просто не могу назвать это плохим фильмом.

Он давольно качественно снят

49
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Наверное потому что он действительно очень плох. Реально еле досидел до конца, это самое занудное и бестолковое, что я видел у Гая Ричи. Графон как-то уже побоку, когда само действо усыпляет - хотя по трейлеру казалось, что будет весело.

30
Ответить

Долго не доходили до него руки на фоне срача: были негры/не было негров и зачем там огромные слоны из LoTR, но потом послушал саундтрек, и он меня зацепил. Посмотрел фильм- мне очень понравилось. Всё на месте, играют все отлично и даже есть эта самая кельтская печаль, несмотря на то, что это гангстерский фильм. Хорошее гангстерское фэнтези я бы сказал.

6
Ответить

бытует мнение, что Гай Риччи смог в фэнтези, но не смог в Гая Риччи. Ну а что народ ждал?
Этого:
— Что это?!
— Это Экскалибур, Мерлин!
— Да это, ***ь, зенитка, Артур!
— Я хочу устроить панику, понятно?
— Ты там бойню устроишь, а не панику!

и всег подобного?)))

2
Ответить