Не такие, как все: 10 японских игр с очень оригинальными (и местами сумасшедшими) игровыми механиками

Тут пингвин должен худеть, принцесса — плакать, а настоящее Солнце — заряжать магический меч.

Написал Павел Чар
Специально для блога FunPay

В Японии хватает разработчиков с богатой фантазией — не один Кодзима там такой экспериментатор.

Но, к сожалению, о многих японских игровых экспериментах в России не слышали — потому что чаще они выходили на портативных консолях, не слишком популярных у нас в стране.

Хочу это исправить! Собрал десять чудаковатых игр с уникальными механиками и безграничным авторским воображением.

Почти во все из них поиграл лично.

Yume Penguin Monogatari (1991)

У Пенты, пингвина, большая проблема — он слишком толстый! Его любимая пингвиниха грозится уйти, если он не сбросит вес.

В этой игре вы помогаете Пенте похудеть. Игровой процесс разделён на два типа уровней: платформер, где Пента прыгает и сражается с врагами, и горизонтальный скролл-шутер, где пингвин управляет самолётом.

Внизу экрана шкала, показывающая вес Пенты. Чем больше он худеет, тем быстрее двигается, выше прыгает и сильнее атакует. Кроме того, внешний вид меняется: из толстого и неуклюжего пингвин превращается в стройного и ловкого.

Однако не всё так просто! В этом мире еда — враг Пенты. Тортики и другие вкусности заставляют его толстеть, а диетические напитки — настоящее спасение. На каждом уровне Пента встречает врагов, которые пытаются заставить его съесть вкусняшки. Чтобы похудеть, победите врагов и забирайте напитки для сброса веса.

Игра весёлая и не даст заскучать. Пента не может умереть, его только оглушают, поэтому главное — не упустить время и помочь ему достичь идеального веса!

Super Princess Peach (2005)

Игра о принцессе Пич, среди гумб известной под криминальными прозвищами «Персик» и «Поганка».

Видимо, чтобы развеять слухи о том, что принцессе безразличен Марио и что она часто попадает в неприятности, компания Nintendo создала игру, в которой всё наоборот: похищают водопроводчика с братцем, а титулованная героиня спешит на выручку.

Пич — весёлая и озорная принцесса — поэтому и её эмоции невероятной силы! Она использует их, чтобы преодолевать сложные уровни, решать загадки и побеждать злых боссов. На сенсорном экране сверкают четыре сердца-настроения: радость, печаль, гнев и спокойствие. Каждое открывает определённую способность.

  • Радость: у Пич, как говорится, «душа поёт», и девушка взлетает вверх, создавая смерч, рассеивающий туманы и сдувающий врагов.
  • Печаль: Пич рыдает, но слёзы не простые. Они превращаются в мощные водные струи. Когда Пич плачет, она очень быстро бежит и успевает пересечь разрушающиеся платформы. Кроме того, можно слезами полить лианы, которые сразу вырастут и позволят забраться на высокие участки уровней.
  • Гнев: ярость охватывает Пич, она окутывается пламенем, становясь неуязвимой и сжигая врагов, осмеливающихся перечить. Это состояние также позволять разрушать некоторые блоки, растопить лёд.
  • Спокойствие: Пич успокаивается, закрываясь в чистый пузырь света, который восстанавливает здоровье. Это похоже на защитный кокон, оберегающий от вредных влияний.
Для врагов действует то же правило, и у них есть эмоции: плачущий Гумба тоже быстро бегает, скажем.

В левом верхнем углу экрана два основных показателя: здоровье главной героини, представленное сердечками, и шкала эмоций, выполняющая роль магической энергии. Чтобы восстановить силу эмоций, нужно собирать сапфиры или поглощать врагов с помощью зонтика.

Да, Пич не одна! В руках говорящий зонтик — заколдованный мальчишка, — которым она бьёт врагов, использует как лодку или крюк: Пич цепляется им за канат и мчится по уровню, как на зиплайне.

Перед каждой битвой с боссом нужно будет пройти одну из мини-игр, где управляете Пич, используя стилус, и проводите её через разнообразные препятствия:

  • натягивайте батуты, чтобы Пич не упала вниз;
  • управляйте вращающимся бревном, избегая колючих веток и летящих стрел;
  • разбивайте летящие камни и отпугивайте призраков.

Одна ошибка — и Пич коснётся препятствия или упадёт вниз, и придётся начинать заново.

Пригодятся способности и в сражениях с боссами. Например, босс-мухоловка раскрывает листья-пасть, чтобы схватить принцессу. Пич плачет, и слёзы заливают растение, мухоловка наполняется водой и теряет подвижность, что позволяет ударить её.

Благодаря способностям и запомнил эту игру, как задорный, а не очередной платформер.

Slide Adventure MagKid (2007)

В этой игре управляем героем с помощью «слайд-контроллера», превращающего Nintendo DS в оптическую мышь. И что может быть более нестандартным, чем управлять игрой, скользя портативкой по столу?

За созданием этого проекта стоит Кадзунобу Симидзу — ветеран Nintendo, известный по гонкам F-Zero. Он решил ненадолго отойти от машин и погрузиться в мир фантазии, создав удивительного героя — Маг-Кида.

Игрок — маленький магнитик Маг-Кид. Какая же задача? Помочь починить робота, перенеся через опасности отвалившиеся детали. И вот встречаете врага, ожившего из рисунков мальчика и готового вступить в бой. Но вместо того, чтобы сражаться, нужно превратиться в него!

Да, не ошиблись! В этой игре притягиваете оглушённого врага с помощью магнитной силы и в миг перевоплощаетесь в него. Но не все враги подходят для превращения. Монстр с хоботом будет пытаться сбросить Маг-Кида, мыши крадут магнитную энергию, а таинственное существо похищает прицепленных союзников.

Процесс игры заключается в том, что вам нужно будет перемещать DS по столу, словно мышку, и сталкиваться с врагами, чтобы оглушить их. Если же враги слишком сильны и могут нанести вам урон, или если вы находитесь в опасности из-за низкого уровня здоровья, избегайте их и уклоняйтесь от атак. После каждой атаки уровень магнитной силы уменьшается. Чтобы восстановить её, нужно описать круг портативкой, вращая Маг-Кида.

Ni no Kuni: Shikkoku no Madōshi (2010)

В этом мире окунётесь в атмосферу магии, только начав путь к познанию её тайн, ведь предстоит играть за юного волшебника. Игра — шедевр, каждая деталь проработана.

Не такие, как все: 10 японских игр с очень оригинальными (и местами сумасшедшими) игровыми механиками

Верным признаком этого для меня стал «Спутник волшебника» — настоящая, физическая книга. В ней найдёте сведения об основах волшебства. Книга рассказывает о мире, о спутнике Хныке, о животных и растениях, даже о сказках и легендах! Каждый разворот книги — произведение искусства.

Страницы усеяны загадочным текстом, который предстоит расшифровать. Узнаете, что не все могут колдовать, а только избранные, и что магия делится на три ветви: заклинания, алхимию и фамильяров. Мудрецы владеют сразу тремя.

Например, первая иллюстрация в книге показывает волшебника в мантии, украшенной странными символами — ключом к игровой загадке. Следуя книге, стилусом чертите заклинания, используя около пятидесяти рун.

В разделе алхимии рассказано, как создавать волшебные предметы и даже лакомства. В «Спутнике волшебника» есть карты с описанием стран и правителей, забытый алфавит и советы по чтению древних текстов.

Создатели игры таким образом погружают в мир Ni no Kuni, и с помощью ощутимой в руках книги выводят игрока обратно из игры в мир реальный, раздвигают рамки тесноватой портативки.

Game Boy Camera (1998)

Представьте или припомните 1998 год. В то время не у всех были цифровые фотоаппараты, к тому же цены на них кусались, поэтому у детей личных фотиков почти не было.

И тут появилась Game Boy Camera — устройство, помещающееся на ладони и открывшее мир фотоискусства для желающих! Конечно, ситуация скорее применима для Японии, Европы и США, я лично «геймбой» во времена его актуальности видел пару раз.

Итак, это картридж с камерой для геймбоя, вернее, творческий центр! Делаете снимки, применяете к ним эффекты, рисуете. Во встроенных мини-играх можно подставить героям вместо головы фотографию. С помощью специального принтера печатаете творения на термобумаге! Бумага с липкой основой, поэтому получались фотонаклейки.

Конечно, качество фото не шло ни в какое сравнение с современными камерами. Но в этом и прелесть! Пикселизация делает снимки необычными и придаёт шарм. Недаром сейчас в эту камеру умельцы встраивают новую оптику и линзы.

Game Boy Camera стала устройством, открывшим путь к творчеству, позволила каждому обладателю этого чуда запечатлеть воспоминания и поделиться с друзьями.

Kirby Tilt 'n' Tumble (2000)

Это игра для Game Boy Color, переворачивающая представление об управлении на нём. Здесь не понадобятся кнопки, кроме разве что меню!

Картридж уникальной формы, что связано с наличием встроенных акселерометров, позволяющих управлять Кирби, наклоняя консоль в нужном направлении. Кроме того, картридж розового цвета и прозрачный, что делает его непохожим на остальные картриджи для геймбоя.

Игра задорная. Наклоняете геймбой — и Кирби катится, трясёте геймбой — и Кирби прыгает! Но не думайте, что всё так просто! На уровнях разбросаны звёзды, для полного прохождения придётся найти все секреты. Они открывают доступ к бонусным мирам. В игре также есть встроенные мини-игры, например, стрельба по шарикам.

Эта игра на эмуляторе будет восприниматься иначе. К слову, на Game Boy Advance SP картридж будет работать некорректно, потому что датчики откалиброваны под вертикальное положение. А другие геймбои без модификаций остались с экранами без подсветки. Решил эту проблему, купив взломщик кодов. Это переходник, в который вставляется картридж. Так поиграл с подсветкой!

Vagrant Story (2000)

Сражения здесь — не просто беспорядочная рубка, а хорошо продуманная тактическая игра.

Бои происходят в реальном времени, но можно приостановить их. Вокруг героя появится зелёная сфера, визуально отражающая длину оружия. Короткие кинжалы и мечи быстры, но радиус их атаки мал, в то время как алебарды и арбалеты убивают с расстояния, но медленнее. Важно выбрать уязвимое место врага, потому что каждая часть тела по-разному реагирует на виды оружия и способности.

Нанесли первый удар? Тогда цепочка атак — в ваших руках, всецело зависит от чувства ритма: нужно вовремя нажимать кнопки. Специальные способности помогут нанести дополнительный урон, восстановить здоровье или улучшить характеристики. Но помните, что с каждым новым ударом уровень риска будет расти, а цепочка становиться сложнее, требуя быстрой реакции.

Уровень риска означает, что когда игрок ошибётся, огребёт тем сильнее, чем выше риск.

В Vagrant Story нужно внимательно изучать противников и выбирать правильное оружие и тактику для каждой ситуации. Меч, топор или кинжал — это не просто предмет, а сложная система. Какой тип оружия выбрать: колющее, дробящее или режущее? Какую стихию использовать: огонь, воду, землю или воздух? Как это оружие будет действовать против рыцарей, магов или демонов? Ответы на эти вопросы определяют полезность оружия в бою. И что важно, эти характеристики могут меняться в процессе битвы! Чем чаще используете оружие против конкретного врага, тем эффективнее становится против него и ослабевает против других.

Именно это сочетание приостановленного боя с возможностью выбирать часть тела врага для атаки, ритмичное нажатие кнопок, а также особенности оружия и магии запомнились мне как уникальные. Хотя прошло много времени с тех пор, как я играл в Vagrant Story, и моя память не идеальна, пора освежить воспоминания.

Faselei! (1999)

Прощальный подарок разработчиков Sacnoth и SNK поклонникам Neo Geo Pocket Color. Это стратегическая игра, в которой управляете боевыми мехами TS (Toy Soldier) и участвуете в пошаговых сражениях. Это последняя, и одна из самых дорогих игр платформы, поэтому картридж так и не купил.

Отдаёте команды роботу, формируя последовательность, словно советской игрушке-луноходу. Панель действий ограничивает количество используемых команд. Улучшается между миссиями.

Boktai: The Sun Is in Your Hand (2003)

Эта вещь спродюсирована Кодзимой, и это заметно.

В мире игры царит тьма, нарушен цикл жизни и смерти, а выжившие люди становятся жертвами Бессмертных — зловещих существ, охотящихся в темноте.

Главный герой — мальчик, обладающий солнечным оружием, которое способно уничтожать нежить и самих Бессмертных. Спасение мира от тьмы ложится на его плечи.

Не такие, как все: 10 японских игр с очень оригинальными (и местами сумасшедшими) игровыми механиками

Однако главное нововведение — не сюжет, а начинка игры. Картридж оснащён фотосенсором, измеряющим интенсивность солнечного света. Чтобы зарядить оружие, игроку нужно вынести портативку с картриджем на улицу, под солнечные лучи.

Если запас солнечной энергии иссякает, оружие становится недоступным, а игровой процесс усложняется. Однако стоит помнить и о перегреве оружия: постоянная подзарядка приводит к временной неисправности.

Создатели игры учитывают время суток, чтобы сделать игровой процесс реалистичней. Поэтому требуется указать текущее время и часовой пояс, чтобы игра понимала смену дня и ночи. Ночью противники становятся сильнее и опаснее, а днём не могут находиться под прямыми солнечными лучами.

В общем, Boktai выходит за рамки традиционного игрового процесса, призывает игроков взаимодействовать с окружающим миром, учитывать смену времени суток. Также появился ромхак — модифицированная версия игры — позволяющий вручную регулировать уровень освещения. Но разве так интересно?

Mushishi: Amefuru Sato (2008)

Если происходит что-то необъяснимое, значит, шалят муси — загадочные существа, не похожие ни на животных, ни на растения. Они могут питаться звуками и воплощать сны в реальность. Некоторые из них безобидны, но многие опасны.

Из-за своей эфимерной природы эти существа видны не всем. Видящие их зачастую становятся знатоками муси, изучая их и помогая людям, которым существа досаждают.

Первоначально Mushishi — это фэнтезийная манга, созданная Юки Урусибарой, а затем появился и одноимённый аниме-сериал. Они мне нравятся, поэтому решил узнать больше о франшизе и наткнулся на японский эксклюзив — игру для Nintendo DS под названием Mushishi: Amefuru Sato.

Игроку предстоит примерить на себя роль молодого знатока муси и окунуться в атмосферу оригинальной истории. Предстоит ловить муси, заполнять дневник наблюдений и решать проблемы, вызванные этими загадочными существами.

Для ловли муси используется сенсорный экран Nintendo DS. Для каждого типа муси существует свой способ ловли: окружить стилусом, тыкать в часть тела или провести по нему.

Если упростить, то игрок станет экзорцистом в старой Японии. Обзоров на игру нет, информация на официальном сайте крайне скудная, но пробный запуск на Nintendo DS утвердил моё решение когда-нибудь разобраться, что к чему.

В видеоиграх свежие механики важны, даже если уже есть проверенные и зарекомендовавшие себя.

Необычные механики предлагают игрокам новый опыт, который отличает игру от прочих в жанре. Они привлекают внимание, заставляют игроков размышлять о новых способах управления, разноображивают игровой процесс. Кроме того, уникальные механики помогают избежать однообразия и монотонности.

Надеюсь, вам понравился мой список. Но если считаете, что я преступно что-то забыл, о чём забывать было никак нельзя — напишите об этом в комментариях!

Такие игры удивляли в прошлом, а какие удивят в будущем? Рассказали в другой статье.

252252
88
22
22
11
11
154 комментария

Спасибо за отбор дичи, @Павел Чар!

Тоже понравился текст? Лайкни!
Очень-очень понравился? Репостни!
Нужно больше текстов? Подпишись!

10
Ответить

Его любимая пингвиниха грозится уйти, если он не сбросит весПросили перестать быть скуфом ещё в 91 году.

31
Ответить

А ты подумал, что сама пингвиниха делает для отношений? Она уходит к качку сразу. Подумай.

11
Ответить