Круглый стол: справедлива ли доля в 30% от выручки, которую взимает Steam

Как к комиссии относятся небольшие разработчики.

Всё больше крупных издателей решают выпускать свои игры в обход Steam, предпочитая платформе от Valve собственные сервисы дистрибуции. Такая тенденция во многом связана с тем, что сервис взимает с компаний почти треть от выручки.

Мы поговорили с российскими разработчиками, чтобы узнать, считают ли они политику Valve справедливой, а долю оправданной и не нужно ли ввести прогрессивную комиссию, которая бы зависела от размера компании. Участие в «круглом столе» приняли инди-разработчик Анатолий Логиновских, основатели студий One Wing Cicada, Mandragora и Tapteek: Алексей Пилипчук, Евгений Лазебный, Евгений Кистерев, а также директор по развитию GD Forge и Fair Games Studio Вадим Каипов.

Fallout 76
Fallout 76

Разработчики и издатели, которые выпускают свои игры на Steam, выплачивают Valve долю от выручки, которая составляет 30%. Такое положение дел не устраивает многие крупные компании, поэтому всё больше ААА-тайтлов обходят цифровой магазин стороной.

Например, Bethesda не собирается выпускать на Steam свою Fallout 76, а Activision Blizzard — Call of Duty: Black Ops 4. Представители компаний предпочитают не называть причин, по которым они приняли такое решение, но оно отлично отражает тренд, служившийся в индустрии — крупные компании предпочитают иметь собственные площадки. Отчасти и потому, что за них не нужно платить третьим сторонам.

Steam обошла и «королевская битва» Fortnite от Epic Games. Глава студии-разработчка Тим Суини напрямую заявил, что это связано именно с долей, которую забирает Valve. По его словам, 30% от выручки — это попросту нечестно и мириться с таким положением дел не стоит.

Fortnite
Fortnite

Впрочем, не все в индустрии негативно настроены по отношению к Steam. Так, основатель Larian Свен Винке в интервью Gamestar сказал, что магазин от Valve предоставляет отличные условия как для издателей и разработчиков, так и для игроков. Он назвал платформу «благом» для всего ПК-сегмента рынка.

С ним солидарны и большинство российских разработчиков, опрошенных DTF. Анатолий Логиновских, выпустивший на Steam 16 игр, уверен, что то, что предлагает платформа, вполне стоит 30% от выручки.

По его словам, сервис предоставляет авторам игр актуальную статистику, возможность легко наладить обратную связь , устанавливать скидки и проводить акции всего «в два клика». Кроме того, Логиновских отметил работу технической поддержки Steam и модерацию, заключив, что «30% — это малая плата за труд».

Есть люди, которые всегда чем-то недовольны. Они привыкли обвинять окружающих в своих бедах. Давайте поразмышляем: вот кто может жаловаться на 30%? Наверное, те, у кого нет денег и каждая копейка на счету. Такие люди не готовы оценить чужой труд. Они не видят того, что Steam — это, прежде всего, сотрудники, которые обеспечивают круглосуточную работу платформы. И сотрудникам нужно платить.

Анатолий Логиновских, инди-разработчик

Директор по развитию GD Forge и Fair Games Studio, разработавшей Protocol, Вадим Каипов, считает, что платить 30% резонно тем, у кого ещё нет сформировавшейся аудитории, ведь Steam даёт органический трафик. Говоря об оттоке крупных издателей, он отмечает, что введение прогрессивной комиссии в зависимости от количества продаж помогло бы удержать их на площадке.

Protocol
Protocol

Алексей Пилипчук, который был сценаристом квеста Tardy от студии One Wing Cicada, уверен, что введение прогрессивной комиссии помогло бы инди-студиям, но отмечает, что эта идея в ближайшем будущем трудноосуществима.

Если для Steam какие-нибудь 10 тысяч долларов – это капля в море, то для инди-разработчика такая сумма может спасти целый проект. Другое дело, что если будут какие-то послабления маленьким командам, то наверняка Valve придётся отыгрываться за счёт крупных издателей, вроде Ubisoft или EA. А те и так не то чтобы довольны сотрудничеством со Steam и всячески стараются «оживить» свои сервисы. Так что трудно сказать, насколько вся эта затея осуществима.

Алексей Пилипчук, основатель One Wing Cicada

Основатель студии Mandragora (Freaky Awesome) Евгений Кистерев, в свою очередь, считает, что крупные компании уже выпускают свои игры на Steam на особых условиях. По его словам, это связано с тем, что для них магазин от Valve — это просто «сервер с социальной обвязкой и платёжной системой, который не стоит того, чтобы отдавать 30% выручки».

Что касается инди-игр, то они, по словам Кистерева, в Steam получают, в первую очередь, видимость. Появиться на главной странице сервиса для игры намного эффективнее, чем получить освещение со стороны стримеров, прессы или YouTube-блогеров.

Да, Steam меняется и становится всё сложнее пробиваться. Steam Direct сильно повлиял на это. Но до сих пор мы платим 30% за видимость, а не за сервисы.

Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora

Основатель студии Tapteek (Fobia) Евгений Лазебный не совсем согласен с Кистеревым. Он говорит, что уже привык к комиссии в 30%, ведь такую долю взимает не только Steam, но и другие цифровые магазины вроде App Store и Google Play и подчёркивает, что понимает, почему процент так высок, ведь на облуживание таких крупных сервисов нужно много средств. Однако Лазебный считает, что магазины цифровой дистрибуции не используют свой потенциал на полную.

Хотелось бы, чтобы за этот процент платформодержатели не просто предоставляли свои площадки для продажи, но и всячески помогали с продвижением, в особенности молодым инди-разработчикам.

Евгений Лазебный, основатель студии Tapteek

Алексей Пилипчук, отмечает, что у небольших разработчиков ПК-игр просто нет альтернатив — им приходится выпускать свои проекты на Steam, ведь на платформе собрана «огромная аудитория, равной которой нет». При этом в последние годы привлечь к себе внимание становится всё труднее.

Tardy
Tardy

Пилипчук не считает, что 30% — это справедливая доля, но у Valve в некотором роде монополия, поэтому компания может диктовать свои условия. «Да, конечно, есть всякие GOG и ещё с десяток магазинчиков поменьше, но что-то заработать там удаётся единицам, потому что аудитория этих сайтов приходит на них немного за другими вещами», — говорит разработчик.

По словам Кистерева, появление новых крупных цифровых магазинов — это благо для разработчика и индустрии. Однако это может создать лишнюю головную боль игрокам.

Как разработчик, я буду рад, если появятся новые крупные магазины и пустят к себе third-party игры. Это создаст интересную конкуренцию и много возможностей для сделок по временным эксклюзивам и так далее. Монополия Steam позволяет им фокусироваться только на топовых играх, которые бы продавались на любых платформах.

Возможно, нас ждёт интересное будущее, в котором релиз игры на ПК не будет эквивалентен релизу на Steam, а в пресс-релизах и трейлерах инди-игр мы будем видеть «игра вышла эксклюзивно на платформе N».

Со стороны же игрока для меня это будет дико неудобно. Я бы хотел иметь все ПК-игры в одном месте, и Steam меня устраивает.

Евгений Кистерев, основатель студии Mandragora

Как бы разработчики не относились к доле, которую взимает Steam, на рынке ПК-игр пока нет альтернатив магазину от Valve. Огромная аудитория сервиса заставляет студии мириться с условиями компании и лишь самые крупные из издателей способны выпускать свои игры в обход платформы и получать при этом прибыль.

Трудно сказать, как изменится ситуация в будущем, однако, тренд, заданный EA, Bethesda и Activision Blizzard, может в конечном счёте перекинуться и на небольшие компании.

5656
159 комментариев

вроде App Store и Google Play и подчёркивает, что понимает, почему процент так высок, ведь на облуживание таких крупных сервисов нужно много средств

Вот когда этих средств на 30% становится по оценкам $5-10 млн долларов, то ВНЕЗАПНО, оказывается, что дешевле сделать свой лунапарк с блекджеком и скидками, чем платить неизвестно за что.

В целом - бесполезные интервью: для инди это вполне нормальная цена за траффик, для AAA продуктов, которые сами являются генераторами траффика - это просто непомерно завышенная цена за процессинг карты и на больших числах, естественно, никто не хочет отдавать лишние деньги.

72

Ага, при этом если верить тому, что гиганты вроде Юби не платят эти 30%, а что-то сильно меньшее, то получается простое сотрясание воздуха, ибо для инди 30% это отлично, а остальные разбегаются не из-за 30%, ибо они их и не платили.

9

Ничто не мешало Epic Games выпустить Fortnite в Steam с накруткой всех товаров на 30% и уведомлением, что вне Steam это все можно купить на 30% дешевле.

Лаунчер Bethesda запускает TES Online прямо из Steam и никаких проблем с этим нет, но Fallout 76 он не будет. Почему? Потому что модель TES не взлетела.

8

для инди это вполне нормальная цена за траффикКакой-то золотой получается трафик

2

Проблема стим для разработчиков на мой взглядне в присловутых 30 процентах, которые могут быть и меньше. Проблема в комментариях прямо под игрой, и рейтинге от игроков. Во всех плащядках разрабов, blizzard, origin, uplay, betheesda, нет комментариев и обсуждения игры в магазине, нет отвечающего от рекламы рейтинга. Там все ярко красиво и говорит купи, сомневаетесь вот вам ссылки на проплаченных стримеров. А на своих форумах они могут тереть отрицательные отзывы сколько душе угодно.

2

> Хотелось бы, чтобы за этот процент платформодержатели не просто предоставляли свои площадки для продажи, но и всячески помогали с продвижением, в особенности молодым инди-разработчикам

Такое ощущение, что это не разработчики пишут, а люди, которые вообще не в теме. Ну ок, будет Steam помогать инди-разработчикам. Чтоб никто не обиделся, будет помогать всем. Пусть никто не уйдёт обиженным, да? Будет помогать всем миллионам этих разработчиков. Будет всех выводить в топ и вливать трафик.

А если будет помогать "избранным", то эти оставшиеся всё равно будут ныть, что их не продвигают.

Слишком многие разработчики почему-то как данность многие плюшки воспринимают, которые Steam предоставляет.

37

За 30% от выручки хорошей ААА игры стим еще и тапочки должен приносить разработчикам. А инди разработчики за про 30% лучше пусть молчат. Прям как могильный камень. Для них стим единственная дорога заявить о себе и треть от суммы для них это ничто по сравнению с тем, в какую залупу они попадут решив издаваться самостоятельно на личном маркетинге.

Конечно 30% не справедливо никак и вощемто ни для кого, но инди разрабы, не отсвечивайте пожалуйста. Спасибо.

3