Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Объясняю, почему лаконичное повествование FromSoftware погружает глубже и оказывается эмоциональнее, чем многословные и кинематографические истории Larian.

Специально для блога FunPay
Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Играю в Baldur's Gate 3 и вдруг замечаю — мне скучно. И чем дальше сюжет — тем больше скуки. Но почему?

Тут я элегантно поверну к теме из заголовка: почему после часа-другого в насыщенных диалогами и кинематографией квестах из Baldur's Gate 3 у меня зевота? Но в то же время в куда более лаконичном Elden Ring (где приходится тот же час-другой с лупой искать хоть какой сюжетный ориентир) — я увлечена, я переживаю!

Как так выходит, что банальный квест «принеси-подай» в игре Миядзаки вызывает больше эмоций, чем тщательно проработанные истории Свена Винке с отдельными сценаристами на каждого спутника?

Попытаюсь объяснить.

Сюжет, как книга

Baldur's Gate 3, как и многие классические РПГ, рассказывает игроку историю чётко и ясно, как по учебнику: использует ярких персонажей, развлекает внезапными сюжетными поворотами. Нужные детали тебе проговорят в диалогах, важные ориентиры отметят на карте — чтобы ты ничего не упустил, нигде не заблудился. Ну, и кат-сцены, конечно, — для зрелища!

Но в сухом остатке BG3 — это интерактивная книга. И, как в книге, автор всё понятно и прямо рассказывает читателю (по крайней мере главный сюжет, о зашифрованных подтекстах мы не говорим). То, что у читателя иногда есть возможность перевернуть сюжет, не так и важно.

А вот у Миядзаки игра... Тоже, как книга. Только вот книги по опыту Миядзаки — это не совсем «сел и прочитал». Это было бы слишком просто. Дело в том, что маленький Хидетака читал книжки на английском, не зная английского.

Звучит как рофл, но это не он. Когда Миядзаки был ребёнком, он очень любил читать. Но его семья не имела достаточно денег, чтобы покупать ему много книг, поэтому он читал то, что хранилось в местной библиотеке. Особенно ему нравились фэнтези и научная фантастика, однако многие из них не были переведены. И маленький Миядзаки пытался читать их на английском.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Иностранные языки он знал плохо, и часто суть сюжета ускользала от него. Впрочем, это его вовсе не огорчало, ведь недостающие части истории всегда можно заполнить с помощью воображения.

Когда Миядзаки вырос и получил контроль над созданием Demon’s Souls, он решил поделиться с игроками этим ощущением самостоятельного формирования истории из отдельных частей.

Авторы ужастиков говорят, что самым страшным является тот монстр, которого не видно, потому что воображение дорисует все необходимые детали и подгонит его под индивидуальные страхи каждого отдельного зрителя.

Миядзаки применил тот же подход к своему повествованию. Он даёт отдельные части истории, ключевые моменты квестов, и делает игрока соавтором сюжета игры — даёт нам самим интерпретировать происходящее.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Самим найти причину, по которой герой хочет стать повелителем Элдена. Самим понять, почему Фия спит с умирающими и почему с такой охотой обнимает главного героя.

Elden Ring не ведёт игрока за ручку, не показывает кат-сцены в каждом квесте, не рисует маркеры на карте и даже не даёт персонажу голос для диалога — просто выбрасывает в мир и предлагает самостоятельно его изучить.

Что делает квест лучше

Из-за этого многим может показаться, что сюжета и тем более квестов в «соулсах» (в контексте разговора я причислю Elden Ring к ним) вовсе нет — только лор, который нужно составить как мозаику из описаний предметов. Однако это не так. Мир каждого Соулса наполнен персонажами и их историями, просто игроку нужно немного внимательности, чтобы найти их.

Да что там, даже уровни сложности в игре есть, но опять же Миядзаки хочет, чтобы игрок потрудился самостоятельно их открыть (здравствуйте, магия и жижа-мимик).

Большинство квестов в Elden Ring очень простые в структурном плане. Пойди туда и принеси то, пойди сюда и убей вот этих чувачков. Собери гнилые глаза безумцев для Искательницы Света, верни украденную подвеску сутулой Райе, помоги Кеннету отбить его замок у полулюдей. Некоторые даже не требуют от игрока каких-то действий – надо просто найти персонажа и поговорить с ним!

Однако подача делает каждый квест особенным.

Когда что-то прекрасное находится среди пустоши, мы склонны ценить это больше. Один драгоценный камень выглядит не очень впечатляюще, когда лежит в куче таких же, но когда ты находишь драгоценный камень среди грязи, то ценишь его гораздо больше.
Хидетака Миядзаки
Буквально «драгоценный камень среди грязи» и один из самых интересных квестов Elden Ring
Буквально «драгоценный камень среди грязи» и один из самых интересных квестов Elden Ring

Миядзаки весьма умело использует радость исследования (которая, впрочем, работает только если мир и игра изначально привлекают. Когда жёппь горит от постоянных смертей, уже не до радости).

Самостоятельные попытки понять, кто эти люди и что между ними происходит, делают значимым даже самый простой квест и сильнее вовлекают в историю персонажа. К тому же догадки у всех могут получиться разными — воображение заполнит недостающие части лучше любого сценариста и подгонит сюжет под вкусы каждого отдельного игрока.

Когда игра вместо того, чтобы что-то тебе сказать, создаёт условия, в которых ты сам себе это скажешь, то ты чувствуешь себя находчивым, умным, а главное — причастным. И эта причастность распаляет интерес!

Поэтому на Ютубе так много лороведов, готовых объяснить все тонкости менее внимательным игрокам. И поэтому их версии происходящего порой сильно отличаются друг от друга. Некоторые игроки к ним и идут за объяснением происходящего – истории Миядзаки трогают многих, но не все готовы держать в памяти все детали диалогов и встреч.

Поэтому квест Солера из первого Dark Souls так тронул игроков, что рыцарь уже больше десятилетия является иконой взаимопомощи в комьюнити. Парниша всего-то несколько раз поговорил с главным героем, помог одолеть пару боссов, пока искал своё солнце, но этого хватило, чтобы привязаться к нему!

И чтобы финал истории персонажа (он скатывается в безумие и нападает на игрока) ощущался крайне трагичным.

Praise the Sun — жест однозначно положительных чуваков!
Praise the Sun — жест однозначно положительных чуваков!

Поэтому смерть слепой Ирины из Elden Ring вызвала у меня сильнейшую досаду — играя без гайдов, я думала, что она умерла, потому что я слишком долго обшаривала полуостров вместо того, чтобы сразу пойти в её замок. Поэтому квест горшка Александра заставил меня всплакнуть. Дважды — что на два раза больше, чем ВЕСЬ BALDUR'S GATE 3.

Подавление недоверия

Когда я играла в BG3, меня ни на минуту не покидало ощущение, что это игра. Что за каждым диалогом стоит команда сценаристов, а каждый персонаж расчётливо поставлен в конкретное место на карте, чтобы триггернуть конкретное событие. Что персонажи не живые личности, а фигурки на днд-шной доске, двигающиеся по чётко ограниченным рельсам.

Оно и логично, ведь это игра со сценарием и квестовыми триггерами.

Однако, играя в игру, я не хочу видеть в ней игру, я хочу живую увлекательную историю. Как раз то, что даёт мне Миядзаки.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Мир Baldur's Gate 3 слишком искусственный, слишком «написанный». В нём много персонажей, которые начинают взаимодействовать друг с другом, когда игрок приближается, много врагов, которые ждут, когда их побьют. Есть даже птички и зверушки. Но он статичен, как заводные игрушки в часах, двигающиеся только когда человек повернёт ключ.

Мир Elden Ring умирает, однако при этом кажется более живым. Квесты в виде случайных встреч создают ощущение, что ты видишь только маленький кусочек огромной истории. Что мир живёт и меняется без твоего участия, даже когда ты на него не смотришь (хотя ветераны Соулсов знают, что порой надо специально не смотреть, отвернувшись к костру, чтобы что-то изменилось).

Персонаж может уйти со своего места, если вовремя не поговорить с ним. Или в следующей встрече напасть на героя, ибо что-то произошло, пока игрок с ним не взаимодействовал — а что именно, придётся догадываться самому.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Из-за такого подхода игрок легко может пропустить значительную часть квестов или вовсе не понять что и почему произошло, если не имеет достаточно внимательности или желания вникать в детали (хотя я слышала, что и в Baldur's Gate 3 многие пропускали диалоги и не вникали в детали, чтобы побыстрее добраться до… Кхм… Сути).

Конечно, Elden Ring по сути такая же доска с фигурками, как и BG3, разве что триггеры квестов не столь очевидны. Действительно «живыми» можно назвать только какие-нибудь ММО, где игрок взаимодействует с другими игроками.

Однако в искусстве рассказывания историй есть такая штука, как подавление недоверия — попытки заставить зрителя поверить в выдуманный мир и забыть, что он смотрит на кучку пикселей на экране, вовлечь его в сюжет. В глобальном плане оно зависит от множества деталей: от точки зрения, от тона истории, жанровых штампов, желания самого зрителя вовлечься в происходящее…

Подача квестов у Миядзаки — один из вариантов, как убедить игрока в живости мира на экране.

Работает она или нет во многом зависит от вкусов. Кто-то приходит в Elden Ring за атмосферой и сюжетом, а кто-то приходит бросить вызов сложным боссам и не заморачивается диалогами с персонажами вовсе.

BG3 напротив будто бы делает всё возможное, чтобы заставить игрока почувствовать себя на партии настольной игры, только с кат-сценами и кодом вместо данжен-мастера.

Кому-то и такой подход в радость – я слышала, что любителям настолок игра понравилась именно этим ощущением реальной партии. Но для меня он только уменьшил вовлечённость в судьбы персонажей и соответственно эмоции, которые вызывают их квесты.

Постмодернизм — достал!

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

Сегодня в фэнтези — сплошной постмодернизм. Он пришёл, когда авторам и читателям наскучили классические сюжеты и их истоки. Принялся переворачивать каноны, шатать устои, шутить над штампами и ожиданиями зрителя или читателя.

На спасение принцессы из башни вместо прекрасного рыцаря отправляется толстоый огр! Или прекрасная принцесса — бунтующая алкоголичка! А можно вообще смешать добро и зло так, что одно не отличишь от другого — или убрать добро целиком, оставить только большое зло и зло поменьше.

Узнаёте приёмы? Сейчас так делают примерно все.

И мне это люто надело. Мне хочется классического фэнтези в духе Толкина или средневековых рыцарских саг — и в как раз в «соулсах» всё это есть.

Если бы надо было предположить, какая книга больше всего повлияла на маленького Миядзаки и становление его чувства прекрасного, я бы выбрала «Смерть Артура». Подозреваю, «Берсерк» тоже сыграл значительную роль, но «соулсы» пропитаны духом старых рыцарских историй.

И драконы есть!
И драконы есть!

Даже Джордж Мартин, ярый сторонник шатания повествовательных устоев (свою «Песнь льда и пламени» он написал в пику Толкину и его чистому высокому фэнтези, чтобы показать, каким сделать жанр более приземлённым и реалистичным), не смог сбить Хидетаку с его пути.

В лоре Elden Ring можно углядеть следы «игропрестольности», но квесты сделаны всё ещё в духе классического фэнтези.

И это прекрасно!

Неожиданно, возвращение к классическим сюжетам и однозначному добру-злу воспринимается свежее, чем очередное «невсётакпросто» с переиначиванием и переворачиванием.

Японская дичь

Одна из причин, почему мне стало скучно играть в Baldur's Gate 3 — в какой-то момент она стала очень предсказуемой. Как только Астарион рассказывает про своего бывшего хозяина, сразу можно догадаться, куда приведёт его квест.

Как только Шедоухарт делится воспоминанием о волках, ты достаточно точно предполагаешь, каким было её прошлое и каким будет будущее — даже сам главный герой может это понять, если хватит очков религии.

Непопулярное мнение: сюжетные квесты в Elden Ring лучше, чем в хвалёном Baldur's Gate 3

У Миядзаки же, сколько бы он не показывал нам готические башенки и европейских рыцарей, всё равно где-то да пролезет и добавит истории непредсказуемости какая-то японская экзотика.

Ну вот вы могли предположить, что квест, в котором мы сначала ищем украденную подвеску у девушки, закончится сценой, в которой мать пожирает отца?

Или что бро, которому игрок помогает всю игру, решит под конец сразится с ним насмерть, потому что всё тлен в разрушающемся мире, и ничто не имеет значения, кроме радости вечной битвы?

В «соулсах» у меня не получается угадывать повороты сюжетов и продолжения квестов.

И это особый вид удовольствия, которого и близко нет в драматически последовательном Baldur's Gate 3.

Квестостроение Миядзаки очень своеобразно, заходит далеко не всем. Кому-то не нравится, что игра заставляет самостоятельно докапываться до сути, вместо того, чтобы подать сюжет на блюдечке.

Кому-то высокая сложность мешает разглядеть всё остальное. Кому-то не нравится, что квесты легко провалить, если не заглядывать в гайды — а если заглядывать, то это убивает атмосферу.

Однако, на мой взгляд, такой подход возрождает олдскульный дух исследования мира, тот самый геймерский настрой, благодаря которому женщина из нескольких пикселей казалась красавицей, а самые простые истории увлекали сильнее многих современных произведений, старающихся поразить игрока сложностью сюжетов или внезапностью поворотов.

И если больше игр возьмут на вооружение подход Миядзаки к квестам, и не обязательно при этом делать игру соулс-лайком с зубодробительной сложностью, станет только лучше.

Наши находки станут более «нашими», нам чаще захочется ими хвастаться, пересказы квестов друзьям станут ярче, ведь мы не просто будем зачитывать с листочка игровой сценарий, а насытим разговор личным опытом.

Хочется больше рассуждений о соулс-лайках? Есть у нас одно очень нетипичное...

462462
358358
1111
33
22
11
11
815 комментариев

сюжетные квесты в Elden Ring сюжетные ... в Elden Ring сюжет ... Elden RingПхахахахаха!!!

700
5
4
1
Ответить

Хватит скипать диалоги до секса в комментах, читай статью!

64
14
Ответить

Квесты в ER:
- пойди туда, не знаю куда
- найди там NPC и поговори с ним
- еще раз поговори с ним
- ещё раз поговори с ним, пока у него не закончатся фразы
- отдохни у благодати
- ещё раз поговори с NPC и получи от него квестовый предмет
- догадайся, нахрена нужен этот квестовый предмет
- найди этого NPC позже в хрен знает какой локации строго на определенном этапе прохождения игры (иначе квест запорешь), чтобы продолжить его квест
- получи в награду какую-нибудь херню типа жеста, праха духа и т.д.

99
Ответить

Это примерно как "геймплей в играх михуё".

13
Ответить

А что смеетесь то? Я когда спрашивал фанатов об игре, они мне ничего путного не рассказывали. Мне показалось, что запоминающегося в бг 3 столько же, сколько и в элдене(если брать данный пример).

4
Ответить

сюжет в BG3... okBG3 - это rpgпхахахаха

2
Ответить