Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Как ни удивительно, но даже в текущей эпохе постмодерна, когда в культуре стираются все границы и правила, мораль отменена, добродетели опорочены, множество людей продолжает не то, что придерживаться парадигмы "хороший" и "плохой", а прямо-таки настаивают на её верховенстве. Комфортно быть хорошим, комфортно думать, что за тобой правда и ты, её носитель, непременно победишь, вот только такой взгляд на вещи при таком подходе остаётся непомерно узок и субъективен. Хотя бы потому, что своя правда есть у всех.

Культура же, искусство, ставит целью передать мир во всей его познаваемой полноте, и зацикливать её на прославлении хорошего и порицании плохого хоть и полезно в самом примитивном, пропагандистском смысле, однако противоречит самой потребности человека и во всестороннем познании мира, в формировании собственных выводов и взглядов, наконец, в собственном самовыражении (не посягающем на права и свободы третьих лиц, само собой).

К этим мыслям меня побудил случайный блогер сайта StopGame и пассаж его впечатлений о 1-й Last of us за авторством эгоиста-Нила Дракмана, на что я и оппонирую.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Всякое искусство содержит в себе элемент пропаганды — идеи и воззрения, либо вложенные автором в своё произведение намеренно, либо появившиеся вопреки его желанию, в результате интерпретации уже самого зрителя. Культура неизбежно играет огромную роль в формировании норм и формы существования социума -- от традиций некоторых африканских племён уродовать свои тела в угоду традиции до вполне современной культуры общения в быту, на работе и в интернете, в том числе на темы, за обсуждение которых в иных странах вас ждёт тюрьма, а то и смерть.

Вот только проследить влияние культуры на социум и отдельно взятого человека в моменте всё-таки очень сложно, и даже экстремистская литература, направленная на привлечение новых членов в преступные сообщества, не внушает опасных мыслей супротив воли лица, такую литературы читающего — пропаганда это не только информация, вредоносная или нет, но и субъект её потребления, человек, и от его частного отношения и интерпретаций будет зависеть, достигает ли пропагандистский материал своей цели.

В противном случае, огромное число книг, киноплёнок, видеоигр уже сейчас должны быть преданы огню как склоняющие своего зрителя к чему-то противоправному, формируя у него ложные мысли о допустимости и вседозволенности таких методов. И среди видеоигр, которые полагается сжечь сию же минуту, окажется та самая Last of us, что, по разумению автора, учит своего игрока эгоизму и безответственному индивидуализму — вещам в подобной трактовке однозначно вредным и неправильным.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

В приведённом пассаже автор, обвиняющий игру в пропаганде неблизкой ему самому морали, сам, не ведая того, занимается тем же самым — доводит до нас мораль уже собственную, при которой среди прочих равных преступлений отдаёт предпочтение тому, что осуществлено на идеологической почве.

И, ради общего блага, давайте ограничимся видеоигровыми аналогиями — мне припомнился доктор Мерсер из Dead Space, что, руководствуясь религиозными идеями блага для человечества проводил страшные эксперименты на живой человеческой ткани, обращая подопытных в чудовищ-некроморфов. Человеком непоколебимых идей был доктор Мерсер, в конечном итоге обратив в мерзкую тварь и себя самого.

На примере с таким замечательным человеком идеи простой мужик Джоел кажется мне в разы более приятным парнем, а его, пусть многократно бесхитростное, чувство отцовской заботы — значительно более понятным и достойным понимания.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Хоть мы в настоящий момент находимся в социуме, свободном от давления идеологий, но идея труда ради всеобщего блага всё ещё воспринимается нами как добродетель, что объяснимо и правильно. Но должен ли каждый посвящать себя тому самому общему благу, тем более жертвовать собой ради него? Что должно обязывать Джоела, простого человека, пойти на этот шаг? Мнимая ответственность Нила Дракмана перед малодушной аудиторией с чёрно-белой моралью?

Самопожертвование это один из тропов, что оказывает на меня самого сильнейшее влияние — все помним Фродо и Сэма, их путь в один конец, — но этого нельзя требовать от человека, это может быть лишь исключительно его личным выбором. А вопрос о пропаганде самопожертвования, как того хочет автор обсуждаемой статьи, это и вовсе очень спорный тезис, вращающийся вокруг права индивида на жизнь, на минуточку.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Культура программирует человека, вот только она делает это неотрывно с прочими, социальными, политическими, экономическими процессами. Это естественный процесс, потому очень долгий и мало предсказуемый. А когда ты берёшься определять облик культуры и провозглашаешь новые ценности единолично и целенаправленно, то тем самым превращаешься в банального диктатора, загоняя общество в узкие рамки уже твоей собственной, субъективной морали — а субъективная мораль по определению не может быть справедливой.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Кто же может обязать Нила Дракмана делать альтернативный финал, куда более психологически комфортный для ряда игроков? И зачем? Джоел это, вроде бы, не заготовка под игрока в РПГ, а живой человек — с чего же ты полагаешь, что ты лучше знаешь, как этот человек поведёт себя в текущей ситуации? Это ещё один пример подневольного насаждения собственных взглядов другому лицу, пусть в данном случае и вымышленному персонажу.

На самом деле подобное суждение отражает ту самую потребность человека чувствовать за собой правоту. Игра не оправдывает своего персонажа, не даёт побочных смыслов и причин, что вносили бы в его поступок желанную неоднозначность — хоть что-то, что могло бы оправдать героя, — и от этого некоторым игрокам чудовищно некомфортно. Но проблема ли это игры? Как по мне, абсолютно нет. Среди множества возможных аргументов самым правильным будет тот, что Last of us это художественное произведение, с которым ты можешь соглашаться, а можешь не соглашаться, а можешь бросить диск о стену вместе с консолью, обещая себе более никогда не взяться играть за убийцу-эгоиста из постапокалиптичного мира.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Никто не любит концовку в Mass Effect 3, но, тем не менее, она даёт игроку некое чувство контроля — возможность выбрать и полагать истинным тот исход, который нравится персонально тебе. Last of us такой роскошью, понятное дело, не обладает.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Ну и опять же, зачем приводить сюжет к жертвенному финалу. Джоел не смог защитить своего ребёнка в первый раз, но сделал это во второй — это красивый рефрен, независимо от того, чего это стоило всем прочим жителям мира игры. Зачем принуждать этого героя к смирению, зачем искусственно нагромождать историю так, чтобы это казалось убедительным, когда в характере персонажа значительно более убедительно выглядят те поступки, которые Джоел, собственно, и совершил? Потому что Нил Дракман-эгоист, а критикующий его автор, надо думать, сторонник высокой морали и всеобщего блага. Вот только очень уж авторитарной выглядит такая мораль.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Сделать два выбора равнозначно сложными — идея-то сама по себе неплохая, и даже честная по отношению к игроку, вот только не нужно чинить то, что не сломано. Джоелу 10 лет? Он действительно нуждается в поучении и перевоспитании? Он взрослый мужик в мире, где курс человеческой жизни летит вниз по экспоненте — может быть он уже давно всё для себя решил? В конце концов, контрабандист и наёмник, а не какой-нибудь паладин.

Да, многие наслышаны о том, что в хорошем художественном произведении персонаж по мере движения по сюжету должен меняться, расти над собой, решать свои личностные конфликты и в конечном итоге представать перед нами кем-то другим. Вот только почему-то принято оценивать подобные перемены в герое именно со стороны пресловутой морали.

Джоел меняется как герой — за время путешествия он теряет близкую подругу, но обретает почти что дочь. Эти обстоятельства не переворачивают внутренний мир героя, но меняют его состояние и дают его поступкам новые причины, а жизни новые смыслы. Или Джоел обязан был превратиться в "положительного героя" к концу игры? Многие ли поступки из тех, что вы совершаете каждый день, подводят вас к тому, чтобы стать "положительными героями"? Может не стоит судить культуру по учебнику классицизма 17-го века? Иногда хочется простых историй о простых людях, а не о благородных рыцарях короля Артура.

Поговорим о моральном выборе в Last of us и его отсутствии

Ну, повесточка это не серая мораль и не преступление из родительских чувств, её можно и отфильтровать. А вот сюжетную канву Джоела из первой части отфильтровать уже нельзя. А значит как художественное произведение 1-я Last of us оказывает куда больший эмоциональный эффект, и ценна уже хотя бы этим. Об этой игре и её финале можно дискутировать, спорить, искать причины и интерпретировать иначе. Last of us 2, в котором и чернухи-то происходит не в пример больше, мы отчего предпочитаем отфильтровывать.

66
22
32 комментария

Все гораздо проще. В играх персонажи делятся на прописанных (как Джоел или Ведьмак) и создаваемых игроком (Скайрим, балдурс гейт). И вот если созданный игроком персонаж ведет себя не так, как хочется игроку, то это проблема. Но если игроку не нравится поведение заранее прописанного персонажа, то пусть этот игрок идет нахуй.

4

Если вам нравится выбор Джойла , значит вы приличный мужчина будущий или настоящий отец семейства , хозяин своей семьи , сильный надёжный . Если нет , вы хуесос , тряпка , прокладка , сталинист , тоталитарный обсос, тьфу на вас ;)

4
2
Автор

Можно это и так интерпретировать

Для таких челиков нужно было сделать отдельную контент ветку:
Джоэл получает заказ доставить ребёнка к цикадам. Вот вам тачка, садимся, вон там трасса, едем 10 минут геймплея и мы на базе. Цикады нас встречают. Отдаём им девчулю и обратно по свои делам контрабанды.
Всё норм и все счастливы, в особенности те долбоебы, которые не понимают что такое связь персонажей и как она может их в корне изменить.

2
Автор

Справедливости ради, автор пишет о том, что весь сюжет, мол, нужно было построить так, чтобы Джоел сам того захотел, одухотворившись в пути на подвиг жертвования собственной дочерью — названной, само собой. Наверное, каждые 15 минут геймплея ему стоило бы встречать доходяг, что уж очень убедительно просили бы его их спасти.
Впрочем, зачем усложнять, когда и твой вариант хорошо работает.

2

Если связь навязана безальтернативно она может изменить только безвольную амебу.

1
1