Реальный исторический контекст Ghost of Yotei

Совсем скоро на прилавках магазинов окажется ожидаемая многими Ghost of Yotei. Действие самурайского боевика, как и в первой части, будет происходить не в самых традиционных для Японии локациях. В первый раз у нас был островок Цусима, сейчас же местом действия станут окрестности вулканической горы Йотей, что находится на острове Хоккайдо. И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами об истории этого необычного края.

Автор статьи Adskeatake
Специально для блога маркетплейса Playerok.com

Давайте сперва поговорим о географии, чтобы было четкое понимание где остров находится и что он из себя представляет, а уже потом, мы погрузимся в глубину эпох. Хоккайдо это самый северный из островов Японии, его омывают Охотское и Японские моря. От Хонсю, или же Ниппона, то есть самого крупного острова архипелага, где и расположены основные японские города, Хоккайдо отделяет Сангарский пролив и в самой узкой точке пролива расстояние между островами составляет 17 километров.

Реальный исторический контекст Ghost of Yotei

На сегодняшний день острова соединены между собой железнодорожным тоннелем Сэйкан, а до его постройки на остров можно было попасть только на различных судах или пароме, которые ходят и по сей день.

Тоннель Сэйкан
Тоннель Сэйкан

С севера же остров очень близко граничит с современными границами Российской Федерации, ведь от ближайшего из Курильских островов расстояние составляет всего 7 километров. Отсюда произрастают ноги у одного известного мифа, что в годы Второй Мировой советское руководство хотело от Японии не только ранее утраченные Курилы и половину Сахалина истребовать, но и Хоккайдо. У этого мифа, который пользуется популярностью среди японцев, нет никаких реальных подтверждений, но учитывая, что родился он в годы Холодной войны, когда красных можно было во всех смертных грехах обвинять, то и без них люди эту байку спокойно съели.

То самое узкое место межу островами
То самое узкое место межу островами

Тем более что и климат то на острове куда как ближе к нашему, нежели японскому. Тут нет продолжительных сезонов дождей, очень снежные зимы, а температура колебания составляет 60 градусов(ну то есть от +30 летом до -30 зимой). От центральной части России эти места разве что отличает то, что сюда часто приходят тайфуны, да землетрясения бывают, в остальном же условный житель Урала тут себя как дома чувствовать будет.

Ну буквально Челябинск же
Ну буквально Челябинск же

Да этому и природа способствует, ибо тут довольно много хвойных лесов (в основном состоят из хоккайдской ели и сахалинской пихты), но и лиственных деревьев тоже хватает, хоть в процентном соотношении их количество и ниже(тут знакомые нам дуб, тополь, ясень). От российской глубинки леса отличаются разве что тем, что тут довольно много бамбука растет, который добавляет этому всему колорита.

Я что то похожее видел, когда Уральские горы пересекал
Я что то похожее видел, когда Уральские горы пересекал

В горных областях даже родные нашему сердцу березки можно найти, ну не красота ли?

Реальный исторический контекст Ghost of Yotei

И вот теперь, когда вы представляете себе как это место выглядит и где оно находится, мы с вами можем погрузиться и в его историю, которая насчитывает не одно тысячелетие. Ведь первые следы человека тут относятся еще ко временам палеолита. Археологи сейчас довольно активно разрабатывают несколько стоянок, что находятся на этом острове, если быть более точным то это стоянки Симаки и Сюкюбай-Санкакуяма. Найденные там следы позволяют сказать, что они были основаны где-то 25-20 тысяч лет назад.

Исторический парк Саннай-Маруяма на Хонсю
Исторический парк Саннай-Маруяма на Хонсю

И вот что интересно, некоторое время жители Хоккайдо развивались в том же русле, что и остальные японцы, впрочем едва ли они сами об этом догадывались, ведь связи то тогда между этими племенами не было. Например, тут точно так же как и в основной Японии был временной период получивший название Дзёмон, получивший свое название в честь необычных керамических изделий, которые тогда производили. Период этот длился примерно с 13000 года до н.э. вплоть до 300 года до н.э. и характеризовался тем, что подавляющая часть населения была занята охотой и собирательством.

Керамика дзёмон
Керамика дзёмон

Вот только ближе к нашей эре на острове Хонсю(основной японский остров, еще раз напомню) приходит новая эпоха, время культуры Яёй, которое напрямую связано с развитием сельского хозяйства. Жить охотой и собирательством уже не получается, люди начинают осваивать различные культуры под посадку(в Японии это в основном рис), вместе с этим начинают осуществлять какие-то ирригационные мероприятия, чтобы увеличить плодородность почвы. В итоге этих процессов появляются первые протогосударственные образования(кто-то ведь должен был руководить ирригационными работами, которые требовали участия большого количества людей). Начинается и социальное разделение людей на классы, пока что довольно примитивное, но все же. А кроме того, развитие сельского хозяйства требует и развития инструментария, так что люди начинают осваивать производство различных металлических инструментов, ну и оружия само-собой.

Реконструкция японской деревни периода Яёй
Реконструкция японской деревни периода Яёй

Примерно тут-то и начинается разделение жителей Ниппона и Хоккайдо, ведь местные не стали переходит к культуре Яёй, они не стали осваивать сельское хозяйство и сохранили традиционный уклад охотников-собирателей. Скорее всего связано это было как раз таки с климатическими условиями: природа давала достаточное количество благ, чтобы обеспечить не самое большое население, которое плодилось не так быстро как на Хонсю. Кроме того, местные земли слабо подходили под сельское хозяйство, ведь растить что-то в таком климате без удобрений и других благ цивилизации было крайне затруднительно. Единственное что в традиционном укладе местных изменилось, так это то, что с Хонсю к ним постепенно проникла культура металлических инструментов, которые также начали производить и активно использовать.

Любопытно, что даже в современной Японии сохранилось два типа людей: люди дзёмон(слева) и люди яёй(справа)
Любопытно, что даже в современной Японии сохранилось два типа людей: люди дзёмон(слева) и люди яёй(справа)

Таким образом древние прото-японцы пошли по своему цивилизационному пути развития, который скорее тяготел к Китаю, что было совершенно не удивительно, ведь это была самая развитая и могучая держава во всем регионе на протяжении долгого времени. Впрочем, об этом я уже когда-то детально писал в моем лонге про Японию, если интересно прочитайте.

Хотя древние японцы все равно разительно отличались от современных
Хотя древние японцы все равно разительно отличались от современных

Древние прото-айны же, населявшие Хоккайдо пошли по своему пути, который скорее тяготел к племенам, что заселяли побережье охотского моря, в честь чего они и получат название охотская культурная группа. Это как раз таки рыбаки, охотники и собиратели, которые жили за счет рыбалки, а также забива китов и тюленей. В силу такого специфического промысла у этих людей орудия из кости сильно превалировали над орудиями из металлов, впрочем и такие тоже были. Впрочем, не чурались они и охоты, ходя на медведей, лосей и прочую фауну, населявшую их ареал обитания. Который территориально охватывал Хоккайдо, Сахалин, Курильские острова, Камчатку и частично бассейн реки Амур.

Реальный исторический контекст Ghost of Yotei

Постепенно однако на остров проникала более продвинутая цивилизация и потому примерно в VIII веке уже нашей эры тут наступает так называемый период культуры Сацумон, которая по сути представляла из себя смешение традиционного и земледельческого уклада. То есть появилось земледелие, однако на самом примитивном уровне, о ирригации и массовом характере тут речи не шло, а потому и какая-то государственность у местных народов складываться не начала. Рыболовные и охотничьи промыслы по прежнему играли для местных первую скрипку, кроме того, сохранились и характерные для охотской культуры традиции и верования, такие как культы различных животных. Забавный фан-факт, что охотская культура не вымерла совсем, если верить антропологам, то сегодня ее прямыми наследниками являются нивхи на Сахалине и Амуре и ительмены с кереками на Камчатке.

На Сахалине традиции нивхов пытаются сохранять и по сей день
На Сахалине традиции нивхов пытаются сохранять и по сей день

И дальше начинается новый период для острова, ведь теперь его жители, начинают более-менее активно коммуницировать с внешним миром. По большей части с японцами, но есть и активное взаимодействие с тем же Сахалином, когда люди ходят туда и обратно по льду, который более-менее крепко сковывал море на несколько месяцев в году. Вместе с этим у нас появляются и иные источники, помимо археологии, которые могут рассказать нам о местных жителях. Но тут очень важно понимать, что японцы, что китайцы, что позднее русские воспринимали местных как очень отсталых аборигенов, отсюда и очевидное пренебрежение к их образу жизни и культуре, которое будет сквозить во всех письменных источниках.

Вот так вот в то время изображали айнов
Вот так вот в то время изображали айнов

Кроме того, представители “развитых” цивилизаций не особо то стремились разбираться в том, как все это общество было устроено изнутри, как разные племена взаимодействовали между собой. В силу этих факторов исследований на тему коренных народов, населявших Хоккайдо, довольно много и они очень уж разные, все зависит от того на какие источники опирался ученый и насколько объективно он их оценивал. Поэтому тут я сильно в детали, многие из которых под вопросом, лезть не буду, а постараюсь дать только более-менее достоверно установленные факты и нейтральную, можно сказать усредненную, их трактовку.

Первым письменным упоминанием Хоккайдо считается хроника Нихонги, написанная в 720 году. Там рассказывается о генерале и губернаторе государства Ямато Абэ-но Хирафу, который вместе со своим флотом прибыл к берегам этого острова, где встречается с племенами, которые в хронике называются эмиси. В честь них остров получает название Эдзо. Это если что специфика японской иероглифики, что одно и то же слово может иметь несколько способов прочтения и несколько же смыслов. Само слово эмиси дословно переводится как “волосатый человек”, так что скорее всего сами эти племена так себе не называли.

Нихонги
Нихонги
По японским изображениям эмиси видно, что они они действительно очень волосатые
По японским изображениям эмиси видно, что они они действительно очень волосатые

Есть версия что эмиси вообще были автохтонами(коренными жителями) Японского архипелага, которым пришлось постепенно убегать на север от набирающего силу государства Ямато. Но с вашего позволения мы в эту тему дальше лезть не будем, потому что так или иначе этот этнос, чем бы он в действительности ни был в итоге вольется в другую группу населения, что густо населяла эти земли, в народ айнов, так что дальше коренных островитян мы будем называть именно этим словом. Просто чтобы лишнюю путаницу не вносить.

И вот о том кто такие айны мне и хотелось бы сейчас поговорить детальнее. Их происхождение все еще остается загадкой, но важно вот что, на Японском архипелаге они появились еще в период Дзёмон. Как раз в данный период этот народ имел довольно широкую территорию проживания, их следы мы можем найти по всей Японии, от Рюкю(Окинава) до Эдзо(Хоккайдо), кроме того их следы есть и на Сахалине, Курилах и Камчатке. Что интересно, довольно большое количество названий японцы унаследовали именно от айнов, так Цусима переводится с языка айнов как “дальний”, Фудзи как “хранительница очага”, а слово Яматай(одно из древних японских государств) переводится как “место, где море рассекает сушу”. Само слово айн же, дословно переводится как “человек”. Ну это я так, раз уж оно к слову пришлось указал.

Судя по всему древние айны были сильно более опытными и грозными воителями, нежели древние японцы, которые умудрялись одерживать победы только за счет более высокой организации. В уже упомянутой сегодня хронике Нихонги есть такое описание айнов:

Среди восточных дикарей самые сильные - эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын - не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить -непременно отомстят. Ещё - спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют - взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато
Хроника Нихонги

Впрочем, большинство историков сходится на том, что это описание во многом заимствовано из китайских хроник и является классическим описанием любых варваров, что в целом нормальная традиция для хронистов древности. Если вы посмотрите на наши Хроники временных лет, то многие описываемые там события буквально слово в слово копируют строки из библейских писаний.

Повесть временных лет
Повесть временных лет

Как я уже упоминал, айны проживали не только на территории Японии, огромная часть их народа проживала и на территории, которую потом включат в состав Российской империи(уже упомянутые мною Сахалин, Камчатка, Курилы и приамурские территории). Между собой эти племена очень даже коммуницировали, каждую зиму мигрируя с одного острова на другой по ледяной кромке. Правда тяжелый XX сильно ударил по коренному населению этих краев, так что сегодня общая численность айнов на территории РФ едва ли тысячи человек достигает.

Реальный исторический контекст Ghost of Yotei

Так или иначе постепенно государству Ямато удается загнать всех японских айнов на Хоккайдо, где на довольно длительное время и будет установлена граница. Японцы построят крепость Акита, которая прежде всего как раз таки должна была защищать жителей Хонсю от варваров с Эдзо. Есть мнение, что как раз таки люди, что служили на этой границе и станут в будущем первыми самураями, переняв многие способы боя у айнов. Впрочем, это утверждение крайне спорное, но мы точно знаем, что некоторые самурайские династии точно ведут свое происхождение от айнов.

Сегодня от замка Акита разве что несколько ворот осталось
Сегодня от замка Акита разве что несколько ворот осталось

И на довольно длительный период времени все взаимодействие между айнами и японцами сводилось к торговле. Жители Эдзо поставляли рыбу, меха и мясо, взамен же получали железо и рис. Само собой случались и конфликты, то японцы пытались на Хоккайдо залезть, то айны вместо торговли решали немного пограбить. Кроме того, на самом севере Хонсю по прежнему оставалось небольшое количество деревень айнов и японцы их пытались или ассимилировать или выселить подальше, что регулярно выливалось в восстания. Но несколько столетий такой вот зыбкий статус-кво сохранялся и два острова существовали обособленно.

Ситуация меняется в 1457 году, когда Такэда Нобухиро громит вождя айнов и высаживается на Эдзо. Сразу после этого он закладывает первое на острове японское поселение и основывает новый клан Мацумаэ, вотчина которого будет на полуострове Осима(это такой выступ от Хоккайдо в сторону Хонсю).

Такэда Нобухиро
Такэда Нобухиро
Полуостров Осима
Полуостров Осима

В 1604 году официально будет создано княжество Мацумаэ, территория которого чисто юридически будет охватывать всю территорию острова, вот только фактически, чтобы полностью начать контролировать остров, японцам понадобится почти 200 лет колонизации. Важно отметить, что действия Ghost of Yotei как раз таки разворачиваются в 1604 году, крайне важной поворотной точке в истории острова. Ведь после этой даты спокойная жизнь в этих местах сойдет на нет, против японцев будут постоянно подниматься восстания, причем важный момент тут в том, что не только этнические. Ведь помимо айнов в них будут принимать участие и японцы, которые бежали сюда спасаясь от установившегося в стране Сёгуната Токугава. Можно сказать, что это будет такой японский Дикий Запад в миниатюре, где за пределами городов неудачливого путника ждала или встреча с разгневанными местными жителями, либо с бандитами, которые бежали от цепких лап сёгуната. Можно сказать, что это довольно интересный выбор времени и места для игры и в других произведениях такого явно не увидишь.

Памятник в честь айнского восстания Сягусаина
Памятник в честь айнского восстания Сягусаина

Политика князей Мацумаэ относительно местного населения была довольно таки людоедской, айнов буквально низвели до состояния рабов. Их насильно переселяли с насиженных мест, заставляя работать на важных для японцев промыслах. Многочисленные деревни было решено объединить в несколько крупных резерваций, где айны жили в неестественной для них скученности, мало того, вся их жизнь подвергалась четкой регламентации, считалось что таким образом они смогут скорее освоить “японский образ жизни”. К слову, сегодня некоторые айны, что все еще проживают на территории Японии пытаются добиться, чтобы эти события были признаны актом геноцида, но пока что им этого не удалось.

Как раз таки из-за такой политики на острове и будут постоянно вспыхивать восстания, ибо любви к японцам у местных было не сказать, чтобы много. В связи с этим есть одна довольно любопытная история, произошедшая в 1779 году. Группа русских моряков на байдарках доплыла до берегов острова Эдзо. Там они вошли в гавань Ноткомо, собрали всех проживавших в окрестностях айнов и собрали с тех ясак(это натуральный налог, который наши власти взимали с жителей Сибири, дальнего Севера и Востока. Чаще всего выдавали его в виде пушнины) и даровали всем подданство Российской Империи. Очевидно полномочий у них на это не было, и это была самовольная авантюра, однако японские власти увидели реальную опасность для своего положения на острове. Местные жители были готове кому угодно присягать, лишь бы из под патронажа японских господ выйти, а Россия как раз активно расширяла свои владения на востоке, в общем, нужно было срочно что-то предпринимать.

Выплата ясака
Выплата ясака

Незадолго до своего конца сёгунат Токугава по сути упраздняет княжество Мацумаэ и берет остров под свой контроль. Меняется политика в отношении айнов, они по прежнему считались людьми второго сорта, однако их перестали насильно таскать с одного места на другое и нагружать неоплачиваемой работой. Будут отменены все жесткие указы, начнут открываться больницы и школы, местных начнут обучать земледелию и рассказывать обо всех плюсах японского быта. Это было довольно правильным решением, ведь практика показала, что за 200 лет кнута избавится от непокорного народа не удалось, сейчас же их решили удушить в объятиях, и поманив пряником не спеша ассимилировать в японской массе. Однако на этом все реформы и закончились, ведь в 1868 году в Японии вспыхивает Война Босин, в результате которой сёгунат в японии заканчивается и приходит новое правительство.

Война Босин
Война Босин

Впрочем, финал войны как раз произойдет на острове Эдзо, куда убегут остатки лоялистов сёгуната во главе с Эномото Такэаке и Хидзиката Тосидзо. На очень короткое время они провозгласят на острове независимую Республику Эдзо, которую, впрочем довольно скоро захватят императорские войска.

Эномото Такэаке(по центру) и другие лидеры Республики Эдзо
Эномото Такэаке(по центру) и другие лидеры Республики Эдзо

Сразу после этого остров Эдзо и будет переименован в Хоккайдо и будет создана Комиссия по колонизации и у нового правительства относительно местных будут уже совсем другие планы. Айнов снова начнут насильно ояпонивать, мужчинам запретят носить бороды, а женщинам традиционные айнские наряды. Под запретом окажутся и традиционные религиозные обряды и промыслы, которыми эти люди жили тысячелетиями.

Вместо того чтобы дружить с местными их решили просто превратить в меньшинство, и потому началась массовая миграция японцев на остров. Так, в 1897 году на остров переселилось 64 350 человек, в 1898 году — 63 630, а в 1901 году — 50 100 человек. В 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айнов. Комиссия по колонизации будет упразднена, а остров разбит на несколько префектур(Хакодате, Саппоро и Нэмуро). В 1947 году в связи с новым законом о местных автономиях эти префектуры будут объединены в одну большую.

На сегодняшний день Хоккайдо опять разделили, но теперь на четыре префектуры
На сегодняшний день Хоккайдо опять разделили, но теперь на четыре префектуры

Сегодня Хоккайдо уже неотъемлемая часть Японии, на острове обнаружились щедрые залежи угля, золота, серебра, железа и марганцевых руд, благодаря чему он быстро превратился в промышленную базу для всей страны. Тут выросло множество городов, крупнейший из которых Саппоро на сегодняшний день насчитывает около двух миллионов населения.

Саппоро
Саппоро

Что касается айнов их жизнь сильно потрепала, на сегодняшний день в стране проживает около 25 тысяч айнов, что довольно немного. При этом полноценными гражданами их признали только, и тут не упадите, в 2008 году, когда японский парламент принял резолюцию об окончании дискриминации этого народа. В рамках этой же резолюции айнов признали коренным народом архипелага, а глава правительственного комитета по вопросам меньшинств Тадаши Като даже выступил с таким заявлением:

Правительство хотело бы торжественно принять исторический факт, что многие айны подверглись дискриминации и оказались в нищете в результате модернизации, несмотря на то, что они юридически равны (японцам)
Тадаши Като

Вот только все это оказалось не более чем красивыми словами, потому что как я уже ранее и говорил, геноцида над народом айнов они так и не признали, а большинство представителей этого этноса уже и без того жили как простые японцы, разорвав все связи со своим прошлым. Религиозные обряды и быт с традициями айнов были забыты, причем забавно, что японские антропологи знают о них куда больше чем сами айны. То что сегодня называют “традиционными ритуалами айнов” на самом деле современные выдумки для туристов, которые решат посетить Хоккайдо не более того. Для реальных ритуалов нужно лезть в специализированную литературу, которая очевидно не для всех.

Музей айнов на Хоккайдо
Музей айнов на Хоккайдо

Вот такая вот краткая история острова Хоккайдо у нас с вами получилось. Само-собой в рамках такого ограниченного формата я не мог коснутся прямо всего, да и цели такой не ставил, но надеюсь мне удалось погрузить вас в контекст и теперь окунутся в мир Ghost of Yotei вы сможете не только с интересом, но и с пониманием всего происходящего. Если же у вас какие-то вопросы после прочтения текста остались, то прошу пройти в комментарии, где я постараюсь на них ответить.

165
10
8
2
2
1
146 комментариев