В играх семейства Adventure/Zork, например, никакого реального ролевого отыгрыша нет: вы как бы выступаете в роли самого себя, попавшего в незнакомую обстановку. Авторы таких игр любят подчеркивать неограниченность возможностей: действительно, число возможных команд очень велико (значительно больше, чем в Dunjonquest, где их примерно 18), к тому же очень многие из них приходится обнаруживать методом проб и ошибок. Очень непросто бывает подобрать нужную команду, которую нужно применить в нужный момент, чтобы открыть нужный замок, однако как только вы узнаете ответ, дверь всегда будет открываться, вне зависимости от каких-либо условий. Таким образом, перед нами не столько игра, сколько головоломка, которая после решения становится уже не интересной.
В серии игр Dunjonquest использован иной подход. Во-первых, игровой мир представлен в основном через графику, а не через текст: вы видите его, а не просто читаете текстовое описание. Но в рамках настоящей статьи куда важнее то, что, хоть в играх Dunjonquest, например, в Morloc’s Tower, у вас есть конкретная конечная цель (найти и убить неуловимого безумного чародея Морлока), исход каждого отдельного действия заранее не предопределен. Проще говоря, у игры нет «решения» — каждый раз события будут развиваться немного по-иному, поскольку так велит случай.
Скажем, Брайан Хаммерхэнд — альтер-эго игрока и протагонист Morloc’s Tower и The Datestones of Ryn, — может убить лютоволка девять раз из десяти, причем исход каждого сражения будет разный: в одной схватке Брайан останется без царапины, а из другой выйдет на последнем издыхании. А еще остается десятый раз, в котором герой бесславно гибнет. Все зависит и от случая, и от выбранной тактики, а также от конкретных характеристик вашего персонажа. Начиная новое приключение с другим персонажем, вы испытаете совершенно другой опыт. Это-то и называется «отыгрышем»: вы на время влезаете в шкуру другого (пусть и воображаемого) существа.
Спасибо за интересную статью! Жаль что сейчас никто не пытается воспроизвести опыт живых настолок, только с современной графикой. Либо унылые данжн-кроулеры, либо блокбастеры с скриптованым сюжетом и роскошной постановкой, но всё не то...
Да, современных вариантов и правда практически нет, но если есть желание посмотреть похожие примеры, очень рекомендую Darklands (есть в GOG, без русской локализации, к сожалению). И на мобилках довольно похожий опыт дает игра Occidental Heroes (к сожалению, она на данный момент не доделана, но автор вроде бы не забросил).