PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Главный редактор DTF о ситуации на рынке промежуточного поколения консолей.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

25 июля компания Sony запустила в официальном блоге PlayStation рубрику под названием «Заряжены для PS4 Pro», в которой рассказывается, чем же версии новых игр для PS4 Pro отличаются от версий для базовой консоли.

Затея вроде бы благая, но в то же время показывает, насколько Sony плохо развивает направление PS4 Pro. С момента запуска консоли прошло восемь месяцев, и всё это время — до запуска раздела в блоге — владельцы Pro могли узнавать, что же они получили за свои деньги, только из отчётов Digital Foundry — издания, не имеющего никакого отношения к PlayStation.

Чтобы разобраться с этой ситуацией, пользователи форума NeoGAF сами создали объёмную таблицу, в которой собрана информация о преимуществах PS4 Pro в десятках игр.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Даже в PS Store PS4 Pro представлена слабо. У игр с поддержкой приставки есть соответствующий значок, но на этом всё. Свежая Pyre работает на Pro в нативном 4K, но вы не узнаете об этом из описания в магазине. В нём есть информация только для владельцев базовой консоли.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Среди разработчиков до сих пор нет единого мнения о том, как использовать приставку Sony. Например, в Fortnite, Dirt 4 и Prey на PS4 Pro вы получите те же 1080p, но с улучшенной графикой. Возможности выбрать 4K в этих играх нет, значит, их разработчики смотрят на Pro как на «PS 4.5», а не как на «PS4 с 4K».

Сама Sony, судя по всему, видит консоль именно как «PS4 с 4K», поэтому в Horizon Zero Dawn и Uncharted 4 вам без спроса увеличивают разрешение, а если у вас 1080p-телевизор, добавляют сглаживание. Графика может быть чуть лучше, но большая часть мощности уходит на 4K.

Sony не учитывает, что вам может понадобиться вариант с 1080p и сильно улучшенной картинкой​. В эксклюзивах его просто нет

Впрочем, даже этой парадигмы сама компания держится не всегда. Например, на 1080p-телевизорах The Last of Us Remastered запускается только в 1080p, не предлагая владельцам Pro почти никаких изменений.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Но есть и разработчики, которые успешно совмещают оба направления. Например, в Battlefield 1 помимо динамического разрешения до 1660 точек по вертикали (на 1080p-телевизоре оно работает как сглаживание) вы получите более стабильный фреймрейт и лучшие текстуры и эффекты.

Кроме того, на старте PS4 Pro вышло переиздание Rise of the Tomb Raider, которое до сих пор остаётся чуть ли не единственной Pro-игрой, где можно вручную выбирать между улучшенной графикой, 60 кадрами в секунду и 4K.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Настройки в Tomb Raider или заметно переработанная под Pro игра вроде Battlefield 1 уже давно должны были стать стандартом, но к июлю 2017 года проекты для PS4 Pro — это по-прежнему сплошная непредсказуемость.

Где-то вы получаете 4K, где-то 60 кадров, где-то улучшенную графику, а где-то несколько этих свойств с компромиссами​

Есть и другая сторона вопроса: Prey, у которой поддержка Pro появилась спустя месяц после релиза, показывает, что даже у AAA-разработчиков эта консоль пока не является приоритетом. И их можно понять. Каждая четвёртая проданная PS4 сейчас идёт с приставкой Pro, последней всё равно трудно тягаться с десятками миллионов оригинальной PS4 на руках у пользователей.

О том, насколько аудитория плохо освещена о PS4 Pro, я недавно узнал, когда знакомый спросил меня, нужно ли для этой приставки покупать специальную версию Uncharted 4. Его удивило моё объяснение того, что приложения для PS4 и PS4 Pro универсальны.

Я сам взял PS4 Pro на старте для использования с 1080p-телевизором, который пока не собираюсь менять, и это была чуть ли не лучшая моя покупка в прошлом году. Battlefield 1 на ней стала почти другой игрой — красивой и отзывчивой, да и большинство релизов радуют либо улучшенной графикой (Prey, Horizon Zero Dawn, Gravity Rush 2), либо качественными сглаживанием (Watch Dogs 2, Horizon Zero Dawn, Resident Evil 7, Titanfall 2), либо тем и другим.

Тем не менее я регулярно объясняю окружающим, зачем вообще нужна PS4 Pro (особенно без 4K-телевизора), удивляясь тому, что эту задачу не выполняет сама Sony.

Свежая рекламная кампания Pro в крупных городах России
Свежая рекламная кампания Pro в крупных городах России

Впрочем, у слабой осведомлённости аудитории есть простое объяснение: PS4 Pro была запущена в формате неофициального софт-лонча. Именно поэтому с ней почти не было бандлов, у неё до недавнего времени не было никаких цветовых решений, кроме чёрного, да и Sony не спешит перекраивать под неё PS Store.

При этом относительно тихая рекламная кампания сопровождалась постоянным дефицитом приставки в магазинах. Это говорит о том, что Sony пока не может или не хочет производить PS4 Pro в нужных количествах, а значит, серьёзно вкладываться в её продвижение тоже пока рано.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

В то же время дефицит не объясняет, почему Sony не пытается навести порядок среди разработчиков и ввести некий единый стандарт адаптации под PS4 Pro — скажем, потребовать ввести во всех играх настройки, как в Rise of the Tomb Raider, или хотя бы повышенное разрешение — как в Uncharted 4. Это ей просто не нужно или у неё не хватает рычагов давления на студии? Или Sony до сих пор сама не поняла, что такое PS4 Pro и позволяет выбрать самим разработчикам?

И ведь Sony — нынешний лидер рынка. В начале года количество проданных PS4 составляло примерно в два раза больше, чем количество проданных Xbox One. И если Sony так странно и неуверенно запускает свою приставку, то с какими проблемами может столкнуться Xbox One X?

Из-за неуверенного старта Xbox One Microsoft потеряла почти всех партнёров среди third-party-разработчиков. В этом году владельцы PS4 будут получать эксклюзивный контент в Destiny 2, Call of Duty: WWII и других AAA-играх. Даже по FIFA, которая некогда была частью «гена» Xbox, EA теперь сотрудничает с Sony, а не с Microsoft. На стороне «зелёных» из third-party, разве что, Shadow of War.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Базируясь на успехе PS4, Sony вполне может решить проблемы PS4 Pro. Наладив производство приставки, она должна усилить рекламную кампанию и навести порядок среди разработчиков, введя для них более чёткие требования при портировании — например, попросить их повторять за авторами Rise of Tomb Raider, сделав настройки графики на консолях нормой. Это позволит PS4 Pro стать более предсказуемой в глазах покупателей и, вероятно, более успешной.

Но что будет с Xbox One X? Давайте попробуем прикинуть для Microsoft несколько сценариев. Понятно, что это чистой воды диванная аналитика, но постараемся оттолкнуться от текущих тенденций.

PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft

Позитивный сценарий

Microsoft разом исправляет все ошибки Sony (она уже это делает — Xbox One X мощнее и сразу же может улучшать неадаптированные игры), делает качество игр для Xbox One X предсказуемым и вкладывает большие средства в X-версии проектов от сторонних разработчиков. В то же время Sony стоит на месте и продолжает невнятную рекламную кампанию Pro.

Это приводит к тому, что Sony начинает терять импульс от успеха PS4, а Microsoft, со временем уравняв цену Xbox One X с Pro, начинает выпускать больше эксклюзивов и постепенно перехватывает инициативу, вернув себе лояльность Ubisoft, EA и других third-party.

К концу поколения Microsoft так и не догоняет PS4, но заметно сокращает отставание. Обе компании готовятся к следующему.

Нейтральный сценарий

Xbox One X запустят с ошибками — консоль будет дорогой и дефицитной, но поможет Microsoft и Sony заинтересовать игроков и разработчиков в промежуточном поколении консолей. Этот процесс уже начался: после анонса One X авторы третьего «Ведьмака» всё же решили его улучшить для новых приставок.

Однако Sony сохранит импульс от продаж PS4, исправит часть своих ошибок (она уже это делает, усилив маркетинг и запустив новый раздел в блоге), и PS4 Pro будет продаваться лучше, чем Xbox One X. Это приведёт к тому, что игры для Pro и One X, несмотря на разницу в мощности, будут выглядеть примерно одинаково, как в своё время разработчики пытались искать золотую середину между Xbox 360 и PS3. Партнёры Sony не будут заинтересованы в том, чтобы выдавать One X заметное преимущество.

Консоль Microsoft не будет провалом, но сохранит тенденцию, начатую Xbox One. К концу поколения соотношения 2:1 по продажам сохранится. Компании начнут готовиться к следующему.

Негативный сценарий

Sony наладит производство PS4 Pro и запустит мощную рекламную кампанию, постепенно сделав её своей основной приставкой.

Microsoft тем временем не удастся объяснить массовой аудитории, чем Xbox One X лучше Pro (как и сейчас Sony не всегда может объяснить, чем Pro лучше обычной приставки): большинство игроков не заметит принципиальной разницы между нативным 4K и «шахматным» рендерингом, используемым в PS4 Pro.

Всё это на фоне того, что у Microsoft не получается решить свою проблему эксклюзивов (это видно по итогам E3, где компания полагается на инди и Forza 7), тогда как у Sony на 2018 год уже запланирована мощная линейка игр, включая Spider-Man, God of War и, возможно, The Last of Us 2.

Тем временем ни Forza 7, ни Crackdown 3 не помогают Xbox One X взлететь, что усугубляется 100-долларовой разницей c PS4 Pro. Microsoft окончательно проигрывает войну за текущее поколение консолей и параллельно с Sony начинает готовиться к запуску следующего.

2424
44 комментария

Комментарий недоступен

14

Я все же не считаю экслюзивы злом, есть и положительные моменты. Например, когда студии Sony могут сконцентрироваться на мощности конкретной платформы, конкретном управлении со всеми его плюсами и недостатками. К тому же не надо тратить ресурсы на оптимизацию на другие платформы. В итоге эксклюзивы часто выглядят и играются лучше мультиплатформы, выжимая максимум из возможностей консоли.
KKD лучше бы был экзом для ПК. Даже на PS4 pro он местами не работоспособен, а текстуры подгружаются в двух метрах от ГГ. В итоге разработчики попытались усидеть на двух стульях, а игра вышла сырая с кучей проблем. Взлом не реальный с геймпада, а боевка заметно проще на геймпаде. Сконцентрируйся они на конкретной версии к релизу бы возможно вышла игра без той кучи багов и других проблем.
Какой-нибудь Mario Oddysey в плане управления привязан к особенностям джойконов, и я бы хотел сыграть в него не с клавиатуры или дуалшока, а так как изначально задумали разработчики.
Я сам был ПК-геймером очень долго, в детстве даже не было ни сеги, ни денди, только у друзей удавалось посмотреть что это такое. Но год назад прибрел PS4 и о покупке совсем не жалею, многие эксклюзивы действительно очень хорошие игры, в которые стоит сыграть.
Sony как и любой другой издатель пытается заработать, но в данном случае я не вижу серьезного вреда для индустрии и обычных геймеров. PS4 стоит значительно дешевле топового ПК, а при скидках цены на игры совсем не кусаются, экзы Сони вообще уже через полгода с релиза отдает значительно дешевле. Сейчас без скидок Uncharted 4 отдается за 1,5к.
Поэтому если есть желание поиграть в эксклюзивы, то не вижу никаких препятствий даже при среднем доходе, а если нет, то о каком вреде идет речь?

Я думаю текущая ситуация с PRO следствие того что Sony отдала на откуп разработчикам решать как использовать дополнительную мощность этой консоли -- в результате каждый делает что хочет, а Sony соответсвенно не знает каким образом рекламировать консоль, напишешь про поддержку 4к во всех играх -- окажется что где то разработчики отдали препочтение Fps или лучшей картинке, заявишь что увеличенно Fps – окажется что увеличено оно далеко не везде
Поэтому вынуждена сейчас описывать прошку общими словами как “более мощную PS4”, что действительно не совсем понятно покупателям (мощную в чем? По сути, нужно каждую игру отдельно рассматривать чтобы узнать какой в ней прирост от про, и есть ли он вообще, а это сложно и непонятно обывателям)
Майкрософт решила поступить проще, но менее честно -- на презентации X тысячу раз повторили про 4К во всех играх, а по факту на сайте запрятали расшифровку что под 4К они понимают не только собственно нативные 4К, но и чекбординг, и динамеческие 4К (что уже явно не 4К). На обязательные 60 FPS тоже надется не стоит, в недваном интервью Фила он несколько раз на прямые вопросы ответил что 60Фпс в играх по их мнению мало кому интересны
Так что вся война теперь видимо сведется к упражениям в маркетинге, как бы побольше наобещать, чтобы забустить продажи, но при этом не пообещать ничего конретного, ну и у кого совесть позволит побольше соврать

5

pro , x ....
играть один хрен ни во что не охота, с марта ни + , ни live не обновлял, все эти "железные гонки" это конечно прекрасно... но где контент б...ь ???
ps была пара синглов на пару вечеров, неплохих... но эт ниочем.

3

На плойке в этом году достойных игр выходило больше чем на любой другой платформе

1

Судя по тексту, автор в глаза не видел PS4 Pro