PS4 Pro и Xbox One X: какие ошибки, допущенные Sony, может исправить Microsoft
Главный редактор DTF о ситуации на рынке промежуточного поколения консолей.
25 июля компания Sony запустила в официальном блоге PlayStation рубрику под названием «Заряжены для PS4 Pro», в которой рассказывается, чем же версии новых игр для PS4 Pro отличаются от версий для базовой консоли.
Затея вроде бы благая, но в то же время показывает, насколько Sony плохо развивает направление PS4 Pro. С момента запуска консоли прошло восемь месяцев, и всё это время — до запуска раздела в блоге — владельцы Pro могли узнавать, что же они получили за свои деньги, только из отчётов Digital Foundry — издания, не имеющего никакого отношения к PlayStation.
Чтобы разобраться с этой ситуацией, пользователи форума NeoGAF сами создали объёмную таблицу, в которой собрана информация о преимуществах PS4 Pro в десятках игр.
Даже в PS Store PS4 Pro представлена слабо. У игр с поддержкой приставки есть соответствующий значок, но на этом всё. Свежая Pyre работает на Pro в нативном 4K, но вы не узнаете об этом из описания в магазине. В нём есть информация только для владельцев базовой консоли.
Среди разработчиков до сих пор нет единого мнения о том, как использовать приставку Sony. Например, в Fortnite, Dirt 4 и Prey на PS4 Pro вы получите те же 1080p, но с улучшенной графикой. Возможности выбрать 4K в этих играх нет, значит, их разработчики смотрят на Pro как на «PS 4.5», а не как на «PS4 с 4K».
Сама Sony, судя по всему, видит консоль именно как «PS4 с 4K», поэтому в Horizon Zero Dawn и Uncharted 4 вам без спроса увеличивают разрешение, а если у вас 1080p-телевизор, добавляют сглаживание. Графика может быть чуть лучше, но большая часть мощности уходит на 4K.
Sony не учитывает, что вам может понадобиться вариант с 1080p и сильно улучшенной картинкой. В эксклюзивах его просто нет
Впрочем, даже этой парадигмы сама компания держится не всегда. Например, на 1080p-телевизорах The Last of Us Remastered запускается только в 1080p, не предлагая владельцам Pro почти никаких изменений.
Но есть и разработчики, которые успешно совмещают оба направления. Например, в Battlefield 1 помимо динамического разрешения до 1660 точек по вертикали (на 1080p-телевизоре оно работает как сглаживание) вы получите более стабильный фреймрейт и лучшие текстуры и эффекты.
Кроме того, на старте PS4 Pro вышло переиздание Rise of the Tomb Raider, которое до сих пор остаётся чуть ли не единственной Pro-игрой, где можно вручную выбирать между улучшенной графикой, 60 кадрами в секунду и 4K.
Настройки в Tomb Raider или заметно переработанная под Pro игра вроде Battlefield 1 уже давно должны были стать стандартом, но к июлю 2017 года проекты для PS4 Pro — это по-прежнему сплошная непредсказуемость.
Где-то вы получаете 4K, где-то 60 кадров, где-то улучшенную графику, а где-то несколько этих свойств с компромиссами
Есть и другая сторона вопроса: Prey, у которой поддержка Pro появилась спустя месяц после релиза, показывает, что даже у AAA-разработчиков эта консоль пока не является приоритетом. И их можно понять. Каждая четвёртая проданная PS4 сейчас идёт с приставкой Pro, последней всё равно трудно тягаться с десятками миллионов оригинальной PS4 на руках у пользователей.
О том, насколько аудитория плохо освещена о PS4 Pro, я недавно узнал, когда знакомый спросил меня, нужно ли для этой приставки покупать специальную версию Uncharted 4. Его удивило моё объяснение того, что приложения для PS4 и PS4 Pro универсальны.
Я сам взял PS4 Pro на старте для использования с 1080p-телевизором, который пока не собираюсь менять, и это была чуть ли не лучшая моя покупка в прошлом году. Battlefield 1 на ней стала почти другой игрой — красивой и отзывчивой, да и большинство релизов радуют либо улучшенной графикой (Prey, Horizon Zero Dawn, Gravity Rush 2), либо качественными сглаживанием (Watch Dogs 2, Horizon Zero Dawn, Resident Evil 7, Titanfall 2), либо тем и другим.
Тем не менее я регулярно объясняю окружающим, зачем вообще нужна PS4 Pro (особенно без 4K-телевизора), удивляясь тому, что эту задачу не выполняет сама Sony.
Впрочем, у слабой осведомлённости аудитории есть простое объяснение: PS4 Pro была запущена в формате неофициального софт-лонча. Именно поэтому с ней почти не было бандлов, у неё до недавнего времени не было никаких цветовых решений, кроме чёрного, да и Sony не спешит перекраивать под неё PS Store.
При этом относительно тихая рекламная кампания сопровождалась постоянным дефицитом приставки в магазинах. Это говорит о том, что Sony пока не может или не хочет производить PS4 Pro в нужных количествах, а значит, серьёзно вкладываться в её продвижение тоже пока рано.
В то же время дефицит не объясняет, почему Sony не пытается навести порядок среди разработчиков и ввести некий единый стандарт адаптации под PS4 Pro — скажем, потребовать ввести во всех играх настройки, как в Rise of the Tomb Raider, или хотя бы повышенное разрешение — как в Uncharted 4. Это ей просто не нужно или у неё не хватает рычагов давления на студии? Или Sony до сих пор сама не поняла, что такое PS4 Pro и позволяет выбрать самим разработчикам?
И ведь Sony — нынешний лидер рынка. В начале года количество проданных PS4 составляло примерно в два раза больше, чем количество проданных Xbox One. И если Sony так странно и неуверенно запускает свою приставку, то с какими проблемами может столкнуться Xbox One X?
Из-за неуверенного старта Xbox One Microsoft потеряла почти всех партнёров среди third-party-разработчиков. В этом году владельцы PS4 будут получать эксклюзивный контент в Destiny 2, Call of Duty: WWII и других AAA-играх. Даже по FIFA, которая некогда была частью «гена» Xbox, EA теперь сотрудничает с Sony, а не с Microsoft. На стороне «зелёных» из third-party, разве что, Shadow of War.
Базируясь на успехе PS4, Sony вполне может решить проблемы PS4 Pro. Наладив производство приставки, она должна усилить рекламную кампанию и навести порядок среди разработчиков, введя для них более чёткие требования при портировании — например, попросить их повторять за авторами Rise of Tomb Raider, сделав настройки графики на консолях нормой. Это позволит PS4 Pro стать более предсказуемой в глазах покупателей и, вероятно, более успешной.
Но что будет с Xbox One X? Давайте попробуем прикинуть для Microsoft несколько сценариев. Понятно, что это чистой воды диванная аналитика, но постараемся оттолкнуться от текущих тенденций.
Позитивный сценарий
Microsoft разом исправляет все ошибки Sony (она уже это делает — Xbox One X мощнее и сразу же может улучшать неадаптированные игры), делает качество игр для Xbox One X предсказуемым и вкладывает большие средства в X-версии проектов от сторонних разработчиков. В то же время Sony стоит на месте и продолжает невнятную рекламную кампанию Pro.
Это приводит к тому, что Sony начинает терять импульс от успеха PS4, а Microsoft, со временем уравняв цену Xbox One X с Pro, начинает выпускать больше эксклюзивов и постепенно перехватывает инициативу, вернув себе лояльность Ubisoft, EA и других third-party.
К концу поколения Microsoft так и не догоняет PS4, но заметно сокращает отставание. Обе компании готовятся к следующему.
Нейтральный сценарий
Xbox One X запустят с ошибками — консоль будет дорогой и дефицитной, но поможет Microsoft и Sony заинтересовать игроков и разработчиков в промежуточном поколении консолей. Этот процесс уже начался: после анонса One X авторы третьего «Ведьмака» всё же решили его улучшить для новых приставок.
Однако Sony сохранит импульс от продаж PS4, исправит часть своих ошибок (она уже это делает, усилив маркетинг и запустив новый раздел в блоге), и PS4 Pro будет продаваться лучше, чем Xbox One X. Это приведёт к тому, что игры для Pro и One X, несмотря на разницу в мощности, будут выглядеть примерно одинаково, как в своё время разработчики пытались искать золотую середину между Xbox 360 и PS3. Партнёры Sony не будут заинтересованы в том, чтобы выдавать One X заметное преимущество.
Консоль Microsoft не будет провалом, но сохранит тенденцию, начатую Xbox One. К концу поколения соотношения 2:1 по продажам сохранится. Компании начнут готовиться к следующему.
Негативный сценарий
Sony наладит производство PS4 Pro и запустит мощную рекламную кампанию, постепенно сделав её своей основной приставкой.
Microsoft тем временем не удастся объяснить массовой аудитории, чем Xbox One X лучше Pro (как и сейчас Sony не всегда может объяснить, чем Pro лучше обычной приставки): большинство игроков не заметит принципиальной разницы между нативным 4K и «шахматным» рендерингом, используемым в PS4 Pro.
Всё это на фоне того, что у Microsoft не получается решить свою проблему эксклюзивов (это видно по итогам E3, где компания полагается на инди и Forza 7), тогда как у Sony на 2018 год уже запланирована мощная линейка игр, включая Spider-Man, God of War и, возможно, The Last of Us 2.
Тем временем ни Forza 7, ни Crackdown 3 не помогают Xbox One X взлететь, что усугубляется 100-долларовой разницей c PS4 Pro. Microsoft окончательно проигрывает войну за текущее поколение консолей и параллельно с Sony начинает готовиться к запуску следующего.
Комментарий недоступен
Завидуешь да?
Я все же не считаю экслюзивы злом, есть и положительные моменты. Например, когда студии Sony могут сконцентрироваться на мощности конкретной платформы, конкретном управлении со всеми его плюсами и недостатками. К тому же не надо тратить ресурсы на оптимизацию на другие платформы. В итоге эксклюзивы часто выглядят и играются лучше мультиплатформы, выжимая максимум из возможностей консоли.
KKD лучше бы был экзом для ПК. Даже на PS4 pro он местами не работоспособен, а текстуры подгружаются в двух метрах от ГГ. В итоге разработчики попытались усидеть на двух стульях, а игра вышла сырая с кучей проблем. Взлом не реальный с геймпада, а боевка заметно проще на геймпаде. Сконцентрируйся они на конкретной версии к релизу бы возможно вышла игра без той кучи багов и других проблем.
Какой-нибудь Mario Oddysey в плане управления привязан к особенностям джойконов, и я бы хотел сыграть в него не с клавиатуры или дуалшока, а так как изначально задумали разработчики.
Я сам был ПК-геймером очень долго, в детстве даже не было ни сеги, ни денди, только у друзей удавалось посмотреть что это такое. Но год назад прибрел PS4 и о покупке совсем не жалею, многие эксклюзивы действительно очень хорошие игры, в которые стоит сыграть.
Sony как и любой другой издатель пытается заработать, но в данном случае я не вижу серьезного вреда для индустрии и обычных геймеров. PS4 стоит значительно дешевле топового ПК, а при скидках цены на игры совсем не кусаются, экзы Сони вообще уже через полгода с релиза отдает значительно дешевле. Сейчас без скидок Uncharted 4 отдается за 1,5к.
Поэтому если есть желание поиграть в эксклюзивы, то не вижу никаких препятствий даже при среднем доходе, а если нет, то о каком вреде идет речь?
Я думаю текущая ситуация с PRO следствие того что Sony отдала на откуп разработчикам решать как использовать дополнительную мощность этой консоли -- в результате каждый делает что хочет, а Sony соответсвенно не знает каким образом рекламировать консоль, напишешь про поддержку 4к во всех играх -- окажется что где то разработчики отдали препочтение Fps или лучшей картинке, заявишь что увеличенно Fps – окажется что увеличено оно далеко не везде
Поэтому вынуждена сейчас описывать прошку общими словами как “более мощную PS4”, что действительно не совсем понятно покупателям (мощную в чем? По сути, нужно каждую игру отдельно рассматривать чтобы узнать какой в ней прирост от про, и есть ли он вообще, а это сложно и непонятно обывателям)
Майкрософт решила поступить проще, но менее честно -- на презентации X тысячу раз повторили про 4К во всех играх, а по факту на сайте запрятали расшифровку что под 4К они понимают не только собственно нативные 4К, но и чекбординг, и динамеческие 4К (что уже явно не 4К). На обязательные 60 FPS тоже надется не стоит, в недваном интервью Фила он несколько раз на прямые вопросы ответил что 60Фпс в играх по их мнению мало кому интересны
Так что вся война теперь видимо сведется к упражениям в маркетинге, как бы побольше наобещать, чтобы забустить продажи, но при этом не пообещать ничего конретного, ну и у кого совесть позволит побольше соврать
pro , x ....
играть один хрен ни во что не охота, с марта ни + , ни live не обновлял, все эти "железные гонки" это конечно прекрасно... но где контент б...ь ???
ps была пара синглов на пару вечеров, неплохих... но эт ниочем.
На плойке в этом году достойных игр выходило больше чем на любой другой платформе
Судя по тексту, автор в глаза не видел PS4 Pro