Kerberos Saga: Бронекостюм вместо истории.

Kerberos Saga: Бронекостюм вместо истории.

Решил тут поделиться своими мыслями и наблюдениями относительно главного детища именитого режиссёра аниме Мамору Осии.

Не смотря на то, что видео на YouTube о бронекостюмах из аниме собирают сотни тысяч просмотров, какой-либо информации о самой франшизе и вселенной не то чтобы много. Причем не только на русском, но и на английском языке, а та что есть вызывает мягко говоря вопросики. Постараемся это исправить.

Аниме-фильм "Jin-Roh" я посмотрел почти сразу, как только у меня появился интернет, а вот то что это третий фильм в серии и причем единственный рисованный я узнал только из ролика некого "ЧСВеш х Timia" (я не в курсе один это человек или нет, это буквально единственное его видео что мне попалось). Уже при попытки лично ознакомится с трилогией я внезапно осознал, что большую часть того что он там наговорил это полнейшая чушь. Особенно меня удивила фраза, что именно аниме меньше всего поясняет за весь бэкграунд франшизы. От неё даже каким-то снобизмом веет и как вы понимаете это мягко говоря не так.

То самое видео, если вдруг кому интересно. 

Кажется словно, что это какая-то величайшая несправедливость, что аниме-франшиза столь значимого режиссёра, оставивший столь заметный след в поп-культуре и вдохновившая разработчиков последних "Wolfenstein" и всей серии "Killzone" (а эти ребята сегодня пытаются угробить Sony, на минуточку) остается практически неизвестной за пределами родной гавани. Даже в статье про творческий путь Мамору Осии на DTF это как-то обошли стороной. Но что если я вам скажу (ну или скорее напишу) что это вполне оправдано, а главное закономерно.

И даже Скуби-Ду.
И даже Скуби-Ду.

Содержание:

The Red Spectacles

На вряд вы просыпаетесь поутру с мыслями, что сегодня создадите что-то знаковое и это займет значительную часть вашей жизни. Вот и создатели данной картины об этом и помыслить не могли. Вернее даже по началу никакого фильма и не задумывалась. Изначально в январе 1986 года планировали снять рекламный ролик для актера дубляжа Сигэру Тиба (сегодня вы его скорее всего знает по озвучиванию клоуна Багги из "One Piece"), видимо это было как-то связано с окончанием трансляции аниме по "Urusei Yatsura" в котором он озвучивал персонажа Мегане (буквально очки). Снимать это должен был Мамору Осии с первоначальным бюджетом в 5-6 миллионов йен, но он вошел во вкус и бюджет фильма вырос до 25. Поскольку предыдущая работа режиссёра "Angel’s Egg" провалилась в прокате, то его никуда особо не звали вплоть до успеха "Patlabor", а сам фильм снимался по принципу независимого кино: декорации собирали из чего придется, костюмы шила жена режиссёра, а фанатов аниме со всей страны просили по-братски скинуться оправами для очков в обмен на наклейку, пока продюсер фильма закладывал свой дом. Кстати, большая часть бюджета пошла на вступительную сцену с перестрелкой и аренду вертолета.

Я думаю нам просто необходим ремейк этого "шедевра" с Томом Крузом. 

Согласно вступлению в Японии недалёкого будущего (в 90-х) резко подскакивает уровень преступности и правительство для борьбы с ней формирует особый бронированный спецназ, однако из-за их чрезмерно жестоких методов работы принимает решения о его расформировании. Сотрудники данного отряда были с этим категорически не согласны и устроили военный мятеж по результату которого только три офицера сбегает из окружения, но попав по пути в засаду страну смог покинуть только один из них - Коичи Тодоме. Спустя 3 года он возвращается, чтобы возобновить связь с сослуживцами и практически сразу у него пытаются спросить за мыло в душе банда вооруженных пантомимов. Дальнейшие действие это чистый сюр и буквально сон внутри сна внутри предсмертной агонии (как тебе такое Нолан) поскольку в конце выясняется что из душа он так и не вышел, а может быть и это был сон, фиг его знает. Я это всё описал чтобы вам не пришлось досматривать эту череду малосвязанных между собой сценок если уж на то решитесь и которые по сути является перфомансом одного актёра, поскольку повторюсь: изначально это была видео визиткой исполнителя главной роли. Но эй, много ли вы знаете фильмов, где герои цитируют "Капитанскую дочку"?

Хотел бы я посмотреть на лица тех кто повёлся на этот трейлер и пошёл в кинотеатр.

Рекламная кампания фильма в журналах пестрела изображением боевого костюма вооруженного пулеметом из-за чего создавалось впечатление будто зрителя ожидает боевик, однако после вступительной перестрелки про сам костюм вспоминает только в самом финале буквально на одну минуту. Над дизайном брони работал Ютака Идзубути, и несмотря на то что её внешний вид в дальнейшем регулярно претерпевал изменения отличительной чертой всей серии стала неизменная пехотная каска "Штальхейльм" на которой настаивал именно Осии, дабы снаряжение не было похожим не на что из того, что имеется на вооружении полиции Японии. Спросите откуда же взялся этот чудо костюм в подобном кино? Да от туда же откуда и очки со всем актёрский состав и режиссёром, из "Urusei Yatsura" над которым все они раннее работали из-за чего на родине фильм даже называют "фильм сэйю". В аниме-сериале персонаж Мегане, которого озвучивал Тиба, по сюжету собрал себе какой-то боевой костюм с подведенными к нему трубками, но видимо при попытке его воссоздать получился какой-то Uber-фашист (лишние доказательство того что аниме в экранизациях не нуждается). Жанр фильма определяется как "лёгкое токусацу" и по всей видимости он сам является пародией (или если хотите деконструкцией) на популярный в то время сериалы типа "Super Sentai" (большие роботы, по которым мы и помним "Могучих рейнджеров", появится только в год выхода картины) и видимо на сам "Urusei Yatsura".

Было - стало, наглядно. Мамору Осии умел монетизировать косплей ещё до появления интернета
Было - стало, наглядно. Мамору Осии умел монетизировать косплей ещё до появления интернета

Из примечательного, помимо того что это первый игровой фильм Осии, именно тут впервые сформировалось трио из уже упомянутого режиссёра, композитора Кэндзи Каваи и сценариста Кадзунори Ито, которые в дальнейшем так же создадут такие культовые работы как первые две полнометражные аниме "Patlabor" и "Призрака в доспехах" (все трое поучаствовали в создании "Urusei Yatsura", но вроде как в разное время). Фильм вышел в феврале 1987 года, а в конце января, за две неделю до премьеры картины, выходила радиодрама которая буквально так и называлась "В ожидании красных очков" и события которой разворачивалась незадолго до основного действа где от лица других героев рассказывали чуть больше о предшествующих событиях. Вроде как она одно время была на YouTube с английскими субтитрами, но сейчас её там нет и более мне про неё сказать нечего (привыкайте, тут этого будет ещё много). Так же вступительная композиция известна чуть ли не больше самого фильма поскольку использовалась на турнирах по смешенным единоборствам и реслингу, под неё вроде как выступали, в том числе борцы из стран СНГ.

То чего в фильме практически нет.
То чего в фильме практически нет.

Напоследок добавлю, что в этом году была организована краудфандинговая кампания по переизданию фильма в формате 4k и одобренная самими создателями картины. Сама она была завершена в течение дня, что видимо говорит о культовом статусе картины.

Kerberos Panzer Cop

Следующая работа в данной франшизе за авторством непосредственно отца сериала Мамору Осии и художником Фудзивара Камуи. Собственно отсюда и растут ноги данного сеттинга, а именно "Столичная полиция", бронеотряд "Цербер", послевоенная Япония и террористическая организация "Секта" с бесконечными рассуждениями о собаках, однако пока ещё не о какой альтернативной истории где бы в войне победила Германия тут речи пока не идет, да и события происходят спустя 20 лет после войны, то есть в середине 60-х (напоминаю что события в аниме "Оборотни" разворачиваются в 50-х). Первоначально первые четыре главы вместе с прологом издавались в различных журналах с октября 1988 года по июль 1990, после чего выпуск прервался видимо в связи со съемками второго игрового фильма и продолжился только после выхода третьего, уже анимационного фильма.

2024 видимо год "Цербера" потому что вместе с ремастером первого фильма в 4K, так же была выпущена манга в цифре.
2024 видимо год "Цербера" потому что вместе с ремастером первого фильма в 4K, так же была выпущена манга в цифре.

Хочу заострить ваше внимание на название данной работы, поскольку изначальна она именовалось с японского как "Легенда о собаках и волках" и "Легенда о собаках и волках: Заключительная глава" для её продолжения. То как она сейчас называется это судя по всему во многом заслуга прокатчиков второго фильма и переводчиков из "Dark Horse Comics" последние из которых её издавали как "Hellhounds: Panzer Cops" в 1994 года. Собственно помимо трилогии фильмов, данный перевод это чуть ли не единственный способ приобщиться к франшизе на английском языке.

Манга с привкусом 90-х.
Манга с привкусом 90-х.

Сама манга представляет собой сборник истории о мрачных буднях бойцов бронеотряда "Cтоличной полиции" борющийся с террористической организацией "Секта". Помимо городской герильи им активно чинят препятствия токийский департамент полиции и даже их собственные коллеги из разведывательного управления. В историях фигурирует троица главных героев из первого фильма, а так же мы можем узнать, что антагонист первого фильма Бунмэй Мурото до событий фильма был главой отдела общественной безопасности (ранее упомянутая служба разведки "Столичной полиции"), причем уже тут он не гнушается подставлять своих коллег под теракты "Секты" и даже убивать собственных подчиненных. Какой-то внятной сюжетные линии между историями нету, хоть и подразумеваются что над отрядом всё больше сгущаются тучи, а их все объединяет наличия в сюжете руководства "Столичной полиции" постоянно комментирующие происходящие, в том числе и упомянутый раннее Бунмэй.

Уже после выхода аниме были дописаны ещё четыре главы (во всей серии их называют актами) в "Shonen Ace" для продвижения фильма и в которых уже более подробно рассказываются о том как протекал мятеж "Церберов" и что ему предшествовало. Эти главы не были переведены с японского, а потому более мне дополнить нечем, кроме того что судя по всему именно с них начинается альтернативная история в которой Японию оккупировали немцы.

StrayDog: Kerberos Panzer Cops

На релизе название фильма изначально переводилось как "Церберы: Сторожевые псы Ада", а то что вынесено мной в заголовок он получил уже при издании на физических носителях. Как по мне новое наименовании куда как лучше отражает суть фильма, а то которое он получил не более чем маркетинговый ход чтобы снова убедить зрителей в том что тот идёт на бодрый боевичок. Собственно изначально фильм таковым и задумывался, правда тогда ещё планировалось что это будет игровая экранизация "Гайвера", но что-то пошло не так и получился совершенно противоположный по настроению фильм.

То что вы рискуете буквально проморгать при просмотре, так что не благодарите. И ведь не лень же им было всё это мастерить.
То что вы рискуете буквально проморгать при просмотре, так что не благодарите. И ведь не лень же им было всё это мастерить.

Не смотря на то что Сигеру Тиба исполняет всё так же роль беглого полицейского Коичи Тодоме, а сама картина заканчивается возвращением его героя обратно в Токио (с чего собственно начинался предыдущий фильм), знакомые события здесь почему-то показаны иначе. При переиздании в обе картины добавили пояснительный текст с указаниями дат событий и они опять же между собой не состыкуются: начало первого фильма датируется летом 1995 года, а конец второго летом 1991 (год выхода картины). Как по мне странное решения, ну да о сюжете.

После неудачного восстания "Церберов" один из его участников Инуя (с японского "собака") выходит досрочно через 3 года и тут же отправляется искать своего бывшего командира Коичи Тодоме, дабы тот пояснил ему почему он бросил своих людей в последний момент. Для этого он пребывает на Тайвань и через местного японца Хаяши, что помогает эмигрантам, выходит сначала на его бывшую сожительницу Танг Ми, а потом и на него самого посреди какого-то огорода, после чего они видимо начинают жить одной дружной шведской семьей. Вот только оказывается мигрантам просто так никто не помогает, да и отпустили его досрочно не по доброте душевной и вот уже по душу Коичи прилетает банда жутких пантомимов-убийц. Командир вроде бы и не против сдаться дабы от его подчиненного отстали, вот только сам подчинённый совершенного другого мнения и дает приезжим последний бой.

Мне кажется японцы как-то так здороваются при встрече пока никто не видит.

История тут не играет какую-то центральную роль, но всё же если бы этот фильм снимали бы где-нибудь в США то получился бы боевичок в духе фильмов Сэма Пекинпа (постановщик вроде как его фанат), но это снял Мамору Осии и тут он угорел по полной. По его воспоминаниям фильм он снимал как свой последний, особо не рассчитывая что после этого ему кто-то доверит камеру. Я думаю не для кого не секрет, что режиссёр любит интерлюдии, причем, как правило, аккуратно посередине хронометража. Ну так вот данная картина из них состоит примерно на 3/4 (серьезно, он их умудрился даже в единственную перестрелку впихнуть) и это в совокупности с меланхоличной музыкой Кэндзи Каваи в моих глазах делает фильм любимым в трилогии просто в силу своей атмосферы. Сегодня этот фильм смотрится наверное даже лучше чем в год выхода особенно в силу вспыхнувшей ностальгии по эпохи Сёва и видео с прогулками в 4K на YouTubе (вот правда сам он далеко не в 4K). В фильме минимум действующих лиц и диалогов, состоящие в основном из закадровые рассуждений, а сам он не то чтобы сильно затянут (из всей трилогии он самый короткий, всего полтора часа), при этом он не является столь визуально мрачным как другие картины, поэтому смотрится куда как проще. Лично по мне такой фильм могли снять только японцы поскольку для большого кино в нём есть неуместное кривляние, а для несерьезного он слишком грузит своими измышлениями.

Из любопытного - главного героя зовут Инуя, так же как незадачливого новобранца Тору Инуя из манги. Этот же актёр в последствии будет озвучивать главного героя следующего фильма, а поскольку его сюжет это переработка глав манги, то видимо тут есть некая преемственность. Учитывая, что между фильмами можно выстроить условную хронология обратную их выходу, то разумно предположить, что фильм продолжает история героя из аниме. Так же только здесь в дизайне костюма отсутствуют боковые отверстия на каске и на которых так в своё время настаивал создатель оригинального доспеха Ютака Идзубути. Хочется выделить и финальную перестрелку: при всей её фарсовости самый популярный комментарий на YouTube отмечал тот факт что главный герой не только перезаряжает пулемет, но также не забывает заменить ствол своего орудия, а такую деталь прямо скажем не часто увидишь на большом экране. Так же видимо где-то в момент начала съемок фильма его фанаты и начали выделять их в ту самую пресловутую "Kerberos Saga", поскольку именно в 2010 году отмечали её 20-летие.

Jin-Roh

Пожалуй перейдем к самой мякотке, благодаря которой о данной франшизе по большому счету и знают за пределами "Страны восходящего солнца". Началось всё с того что у нашего режиссёра закончились деньги со второго "Patlabor" и он аки Спайдер Иерусалим спустился со своей горы в надежде снять шестисерийную OVA по своей манге, однако продюсеры и жена убедили его всё же взяться за "Призрака в доспехах". Его начальники увидев такой успех своего решения, вознамерились повторить его, заодно посматривая на продажи оригинальной манги Осии в штатах, но вот привлекать его создателя в качестве постановщика им уже не так хотелось. Как следствие выбор режиссёра совместно согласовывали с Bandai. Стоит отметить, что как по мне, это пошло только на пользу проекту поскольку по признанию Осии он бы на компьютерной графике не поскупился, поэтому так получилось что на данный момент это последняя работа студии в традиционной анимации (а это вам не "Белоснежка", тут вообще-то достаточно оживленный город в кадре). В добавок именно новый постановщик внёс коррективы в сюжет и персонажей сделав из истории отряда драму про мужчину и женщину, а аллюзия на сказку про красную шапочку в данном случаи компромиссное решение сценариста. Сцену поцелуя и в принципе намеков на какую-либо любовь между главными героями изначально не должно было быть, но на этом настоял режиссёр. По итогу из всех тех кто работал над предыдущими проектами во франшизе здесь поучаствовали только Мамору Осии и актёр исполнивший роль Инуя в предыдущем фильме. Сценарист Кадзунори Ито изначально не особо любил данную серию и слился уже после первого фильма, а Бунмэя почему-то так и вовсе озвучивал другой актёр.

Бунмей Мурато появлялся в OVA-сериале Осии "Gosenzo-sama Banbanzai!", причем его там озвучивал тот же актёр что и сыграл этого персонажа вживую.
Бунмей Мурато появлялся в OVA-сериале Осии "Gosenzo-sama Banbanzai!", причем его там озвучивал тот же актёр что и сыграл этого персонажа вживую.

Сюжет пересказывать не вижу смысла поскольку он тут действительно играет важную роль, отмечу лишь что за основу были взяты две главы манги (первая и третья) печатавшиеся между первым и вторым фильмом, однако рассказанное там было кардинально изменено: так Инуя из первой главы погибал от "красной шапочке" ещё в канализации, а прототип антагониста Хэнми наоборот погиб от рук своего начальника Бунмея в попытке помочь своим друзьям из бронеотряда. На этом в принципе какая-либо сюжетная связь с предыдущими работами и заканчивается, поскольку по идеи хронологически аниме находится в самом начале всей серии. Так же это самый серьёзной и мрачный фильм из всей трилогии без малейшего намёка на юмор или же кривляний. Если что вдруг, то предыдущие фильмы были скорее трагикомедиями (особенно первая).

Тот самый кадр с немецким военнослужащим.
Тот самый кадр с немецким военнослужащим.

Однако мне хочется заострить ваше внимание на другом. Почти везде где обозревают данную ленту всё как заведенные начинают повторять про то что тут "альтернативная история в которой Японию оккупировали немцы" и тд., однако в самом аниме об этом буквально ни слова. Единственное что на это намекает так это кадр с очевидно немецким солдатом из интро, вот только дальше есть такой же кадр, но уже явно с американскими военнослужащими и что это должно означать не совсем понятно. Альтернативный таймлайн франшизы я разберу чуть дальше, но сейчас надо понимать что события показанные в аниме, вполне соответствует тому, что навязали японцам США после войны. Единственное отличие этой "альтернативной" истории состоит только в том, что реальное японское руководство 50-х годов не приходилось создавать военизированный спецназ в противотанковой броне, чтобы бороться с городскими партизанами на улицах Токио. То есть авторы просто выкрутили реальные события имевшие место быть до крайности, а вовсе не выдумывали историю по новой. Поэтому утверждения про то что в мире аниме к власти пришли какие-то страшные ф0шисты-милитаристы говорит только о тотальном не понимании обозревателя политической обстановки послевоенной Японии, потому что "Столичная полиция" как раз и появилась в попытках соблюдать навязанную из вне конституцию.

И кадр это опровергающий. Я конечно могу ошибаться, но лично по мне на этих бойцах скорее повседневная форма морпехов США тех лет. 
И кадр это опровергающий. Я конечно могу ошибаться, но лично по мне на этих бойцах скорее повседневная форма морпехов США тех лет. 

Насколько я понял вся эта белиберда с "альтернативной историей" берется с официального промо-сайта зарубежного прокатчика (по крайне мере на него ссылается википедия), однако надо понимать что аниме cнятое ещё в 1998 году, до японских кинотеатров дошло только к середине 2000 года, как и до широкого западного зрителя. К тому моменту уже была дописана манга и видимо прокатчик черпал информацию для синопсиса в промо-материалах именно оттуда, хотя опять же события оригинальной манги и полнометражного аниме расходятся по времени почти на 10 лет. Это всё равно что утверждать будто фильмы и манга/аниме "Атаки Титанов" происходят в одной вселенной, а потому надо объяснять сюжет одного произведения кратко пересказывая другое. Как по мне эта вводная лишняя и скорее мешает восприятию фильма, который является вполне самодостаточным и законченным произведением. А вот откуда взялась эта предыстория сейчас и разберемся.

Вселенная "Kerberos Saga"

Поскольку сам Осии при съемках первого фильма не сильно задумывался с чего это вдруг полицейский спецназ Токио стал похож на персонажей игр "Wolfenstein", то и никакой проработанной истории за всем этим не стояло. Идею написать историю такой запоминающий брони и её владельцев ему подбросил некто Казуя Сиойри, судя по тому что я нашел в сети он отвечал за рекламу и печать манулов для игр студии Gainax. Своё вдохновение отец франшизы черпал из исторических романов Дайсукэ Сато: в наших широтах он больше известен за мангу "Школа мертвецов", но изначально он занимался настольными варгеймами, а в 90-х у себя на родине прославился как писатель военно-исторических романов. Собственно вся эта альтернативная история с немецкой оккупаций судя по всему начала окончательно формироваться уже после выхода "Jin-Roh", но при этом она сама по себе не имеет никакого смысла, поскольку нужна была лишь, чтобы обосновать обилия немецкого вооружения в руках героев аниме. Сам Осии по всей видимости в процессе вошел во вкус и в дальнейшем выпустил несколько романов в жанре альтернативной истории, в частности: "Pax Japonica", "Blood: The Last Vampire" и "Tachiguishi-Retsuden".

А ведь вооружение в фильме Кэмерона тоже основано на том что было у немцев в войну. Странно что тут никто не городил альтернативную история про ф0шистов в космосе. 
А ведь вооружение в фильме Кэмерона тоже основано на том что было у немцев в войну. Странно что тут никто не городил альтернативную история про ф0шистов в космосе. 

Согласно альтернативной хронологии ещё в самом начале Великой Отечественной войны немецкий офицер, в исполнении Тома Круза, совершает удачное покушения на Гитлера, что приводит к реформированию Третьего Рейха обратно в Веймарскую республику. Это в совокупности с появлениям в войсках бронекостюмов, которые в дальнейшем станут основой для "Protect Gears", и бездействия США согласно "доктрине Монро" позволяет Германии сначала победить в войне, а потом и оккупировать Японию. В общем Фрэнсис Фукуяма ликует.

Небольшой экскурс в историю (должны же вы тут просвещаться): В реальной послевоенной Японии американская оккупационная администрация видела в централизованной полиции угрозу для демократии и источником тоталитаризма приведшего к войне (не спрашиваете почему они не увидели этого же в ФРГ, я не в курсе) поэтому постарались сделать её в префектурах более автономной. В современной Японии нету МВД в нашем понимании (то что есть отвечает в основном за почту и телекоммуникацию), а полиция на местах не подчиняется напрямую центру. Контроль её со стороны правительства осуществляется через "Комиссию общественной безопасности" и её дочерний организации под названием "Национальное полицейское агентство" (в отличие от ФБР или ФСБ эти ребята больше похожи на "Интерпол" по своим полномочиям).

Председателя комиссии назначает премьер-министр и он по сути является государственным министром через которого правительство и координирует работу с ней, а остальную кандидатуру должны утвердить обе палаты парламента. Так же как комиссия действует независимо от правительство, так и в отношении местных полицейских департаментов они могут только назначать старших офицеров и проводить проверки. В общем это напоминает чем-то на НБ или ЦБ, чью главу назначает правительство, а также оно перед ним отчитывается, но в остальном действует по своему усмотрению.

Я всё это описал потому как в "Kerberos Saga" по сути сложилась аналогичная ситуация, даже несмотря на победу Германии в войне и кроме как на визуальной эстетике это не сказывается. Более того, некоторые реальные события, которые имели место быть с США тут попросту перенесены на Веймарскую Германию. Само подразделения "Столичной полиции" появилась как раз в попытке не национализировать всю правоохранительную систему в стране и не превращать "Силы самообороны Японии" в ранее расформированный "Кэмпэйтай", которые после того как Том Круз, уже в другой своей роли, побежал с шашкой на пулемет и вплоть до окончания войны централизовали всю японскую полицию. Полномочия "Столичной полиции", согласно событиям манги, ограничиваются Токио и регулярно пересекаются с местным департаментом, что вызывает постоянную напряженность между силовыми структурами, но зато они напрямую подчиняются руководству страны и работают по военному принципу. Бойцов спецотряда тяжело назвать хорошими ребятами - это скорее проблема образовавшиеся в следствии решения других проблем и с которой теперь никто не знают что делать, всё это их скорее роднит с одним предприимчивым ресторатором. Существования подобных структур в мирное время попросту избыточное и рано или поздно встал бы вопрос о необходимости их расформировать поскольку это всё равно, что бороться с уличными карманниками стрелял по ним из танка (я в курсе что есть такое аниме, но всё же).

Разумеются вокруг такого произведения не могло ни быть дискуссий о том, что оно что-то там предсказало. По ирония, но именно США сейчас столкнулись с проблемой чрезмерной милитаризации своей полиции.
Разумеются вокруг такого произведения не могло ни быть дискуссий о том, что оно что-то там предсказало. По ирония, но именно США сейчас столкнулись с проблемой чрезмерной милитаризации своей полиции.

Другие произведения во франшизе

Дальше подробно рассказывать про произведения во франшизе у меня не получится поскольку большинство из них никогда не выходили за пределами Японии и что конкретно там понаписано я не знаю.

Манга 2003 года выпуска "Kerberos Saga Rainy Dogs" является продолжением оригинальной манги, но уже в соавторстве с другим художником Мамору Сугиура, он же нарисует Осии и следующую мангу. Согласно завязке восстание "Церберов" было обречено с самого начала поскольку снайпер отряда Эйто Куросаки заранее предупредил правительство о готовящийся мятеже и пустился в бега по всей Азии. Насколько я понял события разворачиваются после второй картины, но перед первой и повествует о Коичи Тодоме, который пытается спросить своего бывшего сослуживца за предательство. Вроде как это один из черновых вариантов сценария второго фильма, на это же намекают отдельные кадры воспроизводящие сцены из ленты.

Начиная с этой манги у брони "Цербера" сменился дизайн и теперь они ещё больше похожи на собак.
Начиная с этой манги у брони "Цербера" сменился дизайн и теперь они ещё больше похожи на собак.

Радиодрама 2006 года "Kerberos Panzer Jäger" является приквелом ко всей "Kerberos Saga" и события которой происходят на полях сражения Великой Отечественной войны. Главная героиня, являющийся наполовину японкой и племянницей Штауффенберга (того самого что убил Гитлера), отправляется на восточный фронт, чтобы снять документальный пропагандистский фильм про 101 батальон Panzer Jäger, который пользуется дурной славой из-за связей с предыдущим режимом, но у которого на вооружении стоят те самые броне костюмы послужившие прототипом "Protect Gears" (в реальности "Panzer Jäger" называли немецкие САУ времен войны). На мероприятию по случаю выхода радиодрамы была показана фанатская короткометражка "Images of the Last Battalion", а сам Осии в последствии анонсировал аниме которое планировалось выполнить в 3D-графики и выход которого был запланирован на 2009 год, но видимо Бог миловал (хотя возможно это был "Первый отряд", кто знает). В 2010 году вышла книжная адаптация за авторством Мамору Осии.

Момент который лично я не очень понял: перечисленные наименования это английские названия данных произведений, хотя на этот язык их никогда не переводили. На японском они носят совершенно другие названия (дам английский перевод с википедии, дабы ко мне вопросов не было) "Dog-Wolf Legend: The Red Footsteps" и "Kerberos Hound of Steel" соответственно. Английские названия присутствует, в том числе на японских издания, поэтому мне не очень понятно откуда они взялись. Видимо это какая-то японская традиция дразнить гайдзинов.

По какой-то непонятной мне причине "Hot Toys" выпускала фигурки только по "Kerberos Panzer Jäger". Они и сейчас есть на Алике в продаже.
По какой-то непонятной мне причине "Hot Toys" выпускала фигурки только по "Kerberos Panzer Jäger". Они и сейчас есть на Алике в продаже.

"Kerberos & Tachiguishi" - манга-кроссовер с другим произведением Осии 2006 года выпуска. Является адаптацией полнометражного аниме "Jin-Roh" в которой тут главная героиня заменена на персонажа из "Tachiguishi" Фокси Крокетт О-Джин и повествования ведется уже от её лица. Если я правильно понимаю то во вселенной альтернативной истории "Церберов" именно эта история является каноном, поскольку у неё есть продолжение в других произведениях. Хоть Осии писал сценарий для аниме, но не был допущен до режиссёрского кресла и не работал над дизайном персонажей, о чём сильно сокрушался в процессе. Манга официально издавалось на итальянском языке, а ещё я нашел её в VK-группе "Мёртвый Сэйнэн [untouched manga series]", ну вдруг если кто тут занимается переводами.

"The Killers" - кроссовер "Kerberos Saga" и "Golgo 13" в виде отдельной главы манги, и по совместительству адаптация одноименного рассказа Эрнеста Хемингуэй, приуроченная к выпуску киноальманаха "Убийцы" 2003 года в котором Осии снял один из эпизодов. Рассказ был выбран по причине того что Андрей Тарковский экранизировал его в своей курсовой работе, видимо от него наш режиссёр и перенял любовь к интерлюдиям. К слову, киноцитирования "Соляриса" было ещё в самом первом фильме серии, впрочем, не только его.

В середине нулевых Осии вновь планировал вернуться к серии с большим фильмом после того, как к нему обратился сценарист "Королевской битвы" Кэнта Фукасаку с предложением вписать свой новый проект в данную вселенную. Осии написал сценарий согласно которому действие должно было происходить спустя 18 лет после восстание "Церберов", но из-за возросшего производственного бюджета "Восстание Эла: Убийственный остров" не смог найти инвестора и они оба переключились на другие проекты.

В 2009 году в Японии вышел справочник/артбук "KERBEROS PANZER COPS/TOKYO WAR", который по сути и подводит черту под всей вымышленной вселенной, завершаются арки некоторых фигурирующих персонажей и заодно пытается как-то воедино связать достаточно разрозненные между собой произведения задним числом. Похожие книжки выходили и по франшизе "Patlabor". Помимо описания мира и технологий в нём, тут так же дается хронология событий из которой можно например узнать что восстания "Церберов" произошло 26 февраля 1968 (что так же отсылает нас к реальной истории). Тут же была опубликована дополнительная глава манги (опять же дам английский перевод) "The Night Before: Kerberos Riot Another Story" в которой более подробно рассказывается об инциденте, который повлек расформирование "Церберов". По большому счету на этом вся франшиза и закончилась.

Точка для всей серии "Kerberos Saga". Точка входа если быть точным.
Точка для всей серии "Kerberos Saga". Точка входа если быть точным.

"Illang" (или "Inrang") - игровой южнокорейский ремейк полнометражного аниме и буквально экранизация той пасты про "инфу от знающего человека". Сам Осии фильм видел и даже похвалил сказав что он "дает повод задуматься", хотя я думаю дедушка был просто признателен что про него не забывают. Кино провалилась как в прокате так и у критиков, и как по мне заслуженно. И так не самый короткий сюжет ещё и дополнительно переусложнили, в том числе маня-фантазиями режиссёра-националиста, при том что саму центральную идею оригинала упростили четко разграничив персонажей на хороших и плохих. К примеру: там где в оригинале у главного героя начались душевные терзания из-за смертницы и это было вписано в общее повествование, то тут ещё добавили зачем-то расстрел какого-то детского утренника, и это при том что в радиодраме поводом для разгона отряда стало уже то что они забили насмерть какого-то мелкого жулика. У Южной Кореи достаточно не простая история с военными диктатурами, бывало и из пулеметов по демонстрантам стреляли, но вместо серой морали у нас тут история про то что нужно "сидеть и не бухтеть", которая при этом наплодила сюжетные дыры. Зная любовь корейцев к туалетному юмору им скорее нужно было снимать ремейк первой ленты и той сцены, где главный герой потерял сознание от невозможности посрать в писсуар, эх такой потенциал упущен.

Зритель не должен в финале сопереживать танку на ножках против обычных людишек в плащах. Наоборот у него при просмотре должно что-то щелкать в голове в этот момент. Как по мне это история в таком контексте попросту не может работать.
Зритель не должен в финале сопереживать танку на ножках против обычных людишек в плащах. Наоборот у него при просмотре должно что-то щелкать в голове в этот момент. Как по мне это история в таком контексте попросту не может работать.

Спин-офф "Tachiguishi"

Как я уже отметил ранее ноги "Красных очков" растут из "Urusei Yatsura", но помимо персонажа Мегане от туда так же пожаловала такая специфическая профессия как "Tachiguishi" или "искусство есть стоя". Хоть сюжет серии аниме в которой они впервые появляется взят напрямую из манги, но вроде как само явление выдумал Осии размышляя на тему того что он будет делать когда его попрут из анимации и он пойдет бомжевать (к чему тогда он был достаточно близок). Суть деятельности сводится к тому чтобы "поесть на шару", причем самой целью является не халява как такова, а в том, чтобы облапошить или унизить хозяина заведения. В аниме таким гражданам платили дабы те, ходили и разоряли рестораны быстрого питания конкурентов, а уже сам автор дополняет что по его задумке хозяева забегаловок должны были нанимать подобных деятелей, чтобы выжимать друг дружку из бизнеса в послевоенной Японии. Делалось это не с помощью грубой силы или угроз, а с помощью всевозможных трюков и просто харизмы. Собственно это самое "Tachiguishi" и персонажи оттуда так или иначе фигурируют в большинстве его произведений, и даже в "Городской охотник" пробрались, как бы связывая их воедино наподобие "Темной Башни" Стивена Кинга.

Стоит уточнить, что в "Красных очках" забегаловки быстрого питания, где подразумевается самообслуживания и употребления еды стоя, являются нелегальны и скорее напоминают спикизи времен "Сухого закона". Как правило, туда даже не поесть ходят, а обменяться слухами или же встреться без посторонних глаз. Собственно главный герой фильма там и встречался со своим бывшим информатором.

Ключевым персонажем большинства историй про "Tachiguishi" является эпизодический персонаж "Urusei Yatsura" Фокси Крокетт О-Джин придуманная специально для аниме и до этого в манге не фигурирующая. Вроде как имя и прообраз прослеживается в ещё более ранних работа режиссёра, но в эту кроличью нору можно нырять до бесконечности. Хотя это напрямую не проговаривается, но подразумевается что девушка в красном из первого фильма это именно она поскольку в дальнейшем её роль будет исполнять та же актриса и в том же наряде.

Даже имя героине отсылает к еде: короккэ - это японский рецепт французских крокетов, тефтелек в панировке, а кицэне (лиса) - это удон с жаренным тофу.
Даже имя героине отсылает к еде: короккэ - это японский рецепт французских крокетов, тефтелек в панировке, а кицэне (лиса) - это удон с жаренным тофу.

Хоть Фокси Крокетт и формально не появляется в трилогии фильмов про "Церберов", но там появлялся другой любитель есть стоя "Гинзи созерцающую Луну" (или "Гинзи Цукими") и имевший статус полу легенды во вселенной "Tachiguishi". Опять же его прозвище отсылка на блюдо: Цукими - это фестиваль чествования осенней Луны и один из праздничных способов приготовления удона или собы.

Изначально в серии эти самые мошенники фигурировали в радиодраме к ещё самому первому фильму где одного такого любителя халявы наши бравые служители правопорядка забили до смерти, что в последствии и послужила повод, для того чтобы расформировать отряд. Уже после выхода "Jin Roh" данный эпизод был адаптирован в главу манги где более подробно описывается данное явление. Из примечательно, в этой же главе фигурирует детектив Такахиро Мацуи из "Patlabor" (кроссовер!).

В дальнейшем Осии написал псевдодокументальный роман, где выдал свой взгляд на развитие культуры быстрого питания в послевоенной Японии и собрал байки про похождения этих самых мошенников (ну или скорее сочинил).

Всего вышло три фильма в данной подсерии:

В 2006 году вышел псевдодокументальный фильм "Tachiguishi-Retsuden" или "Рыцари обжорных рядов" как он встречается в Рунете. Является экранизацией романа Осии и выполнен в специфическом художественном стиле: анимированные фотоколлажи с непропорциональными формами тела, этакие ожившие чибики. Одно время он лежал на YouTube в отвратительном качестве (144p), но с английскими субтитрами. Любопытно, что сейчас любой желающий может посмотреть его в хорошем качестве на интернет архиве, но правда только с французским дубляжом (понятие не имею откуда он взялся). Изначально премьера фильма состоялась на 63 Венецианском кинофестивале и вроде как поэтому итальянцы могут посмотреть его у себя на каком-то местном стриминги с субтитрами (кстати, возможно по этой причине было решено там издать мангу-кроссовер). Продюсер студии "Production I.G" Мицухиса Исикава рассказывал, что дал обещание Осии, что если "Призрак в доспехах 2: Невинность" не получит приз в Каннах, то он даст добро на любой фильм что тот пожелает (а вот "Bethesda" бы премии лишила).

Ну уж очень специфический визуал. Вроде как сделано намеренно чтобы довести зрителя до белого каления, как это делали герои фильма в отношении хозяин забегаловок.
Ну уж очень специфический визуал. Вроде как сделано намеренно чтобы довести зрителя до белого каления, как это делали герои фильма в отношении хозяин забегаловок.

"Onna Tachiguishi-Retsuden" (подзаголовок на обложке переводится как "Female Fast Food Grifter: Foxy Croquette O-Gin ~Struggle to Death in Palestine~") - короткометражка вышедшая вместе с вышеупомянутым фильмом и которая продолжает историю Фокси Крокетт О-Джин после событий кроссовера "Kerberos & Tachiguishi". По сюжету японский репортер летит в Палестину, для того чтобы взять у неё интервью, где по слухам наша любительница халявы противостоит сионистскому гнёту. Снято, как и подобает на трясущиеся камеру в псевдодокументальной манере. Если вам вдруг было интересно куда именно хотела уехать главная героиня аниме, то вот теперь вы знаете. Пока что фильм есть целиком на YouTube, но правда без перевода.

Киноальманах "Shin-Onna Tachiguishi Retsuden" вышедший на японских киноэкранах в 2007 году. Состоит из шести короткометражек, две из которых за авторством Мамору Осии, и каждая из них посвящена одной из девушек мошенниц. Наша "красная шапочка" тут толи во вступлении, толи между эпизодами - я не знаю, у кого есть подписка на AppleTV поправьте меня. Обе истории уже не относятся к "Kerberos Saga", а одна из них вообще происходит в другой франшизе режиссёра, куда так же входят уже игровые фильмы "Avalon" и "Assault Girls".

Так же ещё в 90-х Осии будучи гостем на одном из японских ток-шоу анонсировал "Last Tachigui Hero", который должен был входить в состав OVA-сериала "Twilight Q".

Исторические параллели и символизм

Как я уже написал выше, никакой альтернативной истории в "Kerberos Saga" изначально даже не подразумевалось. Тем неимение по мере её разрастания во франшизе становилось всё больше отсылок на реальные события послевоенной Японии, а так же на другие произведения над которыми работал Осии.

Протесты показанные в аниме и манге прямо отсылают на "протесты Анпо", самым крупным народные волнениям в Японии со времен окончания войны, в последних из которых даже успел поучаствовать наш режиссёр будучи старшеклассником. В продолжении манги даже есть воспроизведения "Hagerty Incident", когда толпа протестующие оцепила автомобиль с тогдашним пресс-секретарем Белого Дома. В мире "Церберов" гостей соответственно встречали из Веймарской Германии.

А так сразу и не скажешь, что это Япония, а не какой-нибудь Вьетнам.
А так сразу и не скажешь, что это Япония, а не какой-нибудь Вьетнам.

Леворадикальная группировка "Секта" так же отсылает на "Новых левых" и образовавшиеся от них террористические организации в 70-х годах, которые прямо объявляли войну японскому правительству. Участники этих организаций успели поучаствовать в Арабо-израильском конфликте на стороне Палестины, а так же угоняли самолеты. К слово, миссия "No Russian" из игры "Call of Duty: Modern Warfare 2" как раз основана на теракте "Красной армии Японии" в аэропорту Бен-Гуриона. Любопытно, что "волчьей ячейкой" называла себя как раз одна из таких группировок (в честь истребленного волка Хонсю). Возможно это такой намёк на то кем на самом деле являются оперативники "Цербера" в конечном итоге, поскольку волки в отличие от собак людям не служат (АУФ).

И ведь когда-то это не то чтобы было далеко от истины.
И ведь когда-то это не то чтобы было далеко от истины.

Ранее я уже упоминал, что ключевым событием во франшизе является восстание "Церберов" произошедшие 26 февраля, что прямо отсылает нас к "путчу молодых офицеров" 1936 года. Кстати, что-то похожие встречается и во франшизе "Patlabor", а именно во втором полнометражном фильме и в финале первого OVA-сериал.

Сами же "Церберы" были скорее всего частично основаны на отрядах "Кидотай", японский аналог ОМОНа созданный примерно тогда же когда и бронеотряд в аниме (в 50-х), и образовавшийся в последствии на их базе японский полицейский спецназ SAT. Причем последние куда как больше напоминают то что было во франшизе, поскольку подчиняются напрямую "Национальному полицейскому агентству" (то есть столичным властям), хоть и приписаны к местным департаментам. Что характерно, на момент выхода первых фильмов SAT ещё не существовал как отдельное подразделение и оно образовалось только в 1996 году. Судя по всему они так же как и "Церберы" проходят подготовку на базе "Сил самообороны Японии", и даже могут с ними взаимодействовать в ходе выполнения своих задач.

Если же говорить о символизме, то важную роль во всей трилогии играет красный цвет и нет, речь не о визоре через которые они видят свою цель. Красный цвет в трилогии символизирует постепенно ускользающую частичку главных героев выраженную во вполне материальных вещах. В первом фильме это было девушка в красном одеянии, которая символизировала судьбу (хотя учитывая финал скорее уж угасающие сознания) главного героя, о чем прямым текстом проговаривалось в трейлере. Во втором это красный мячик, который Инуя стремится отдать своему "хозяину" как послушный пёс просто потому что не знает как жить иначе. В аниме же это человечность Фусэ выраженная в "красных шапочках" с которой он постепенно расстаётся под давлением своих сослуживцев и окончательно превращается в волка. Лично я тут усматриваю центральным лейтмотивом всей трилогии идею деконструкции образа супергероя из произведений жанра токусацу у которых есть путь, но нету цели.

Кстати о бронекостюмах: Осии большой фанат Fallout 4 вплоть до того что делился своим прохождением, вместо того чтобы заниматься платной рассылкой своего журнала. В 2020 году он даже хотел снять 12-серийное аниме по игре.
Кстати о бронекостюмах: Осии большой фанат Fallout 4 вплоть до того что делился своим прохождением, вместо того чтобы заниматься платной рассылкой своего журнала. В 2020 году он даже хотел снять 12-серийное аниме по игре.

У самых известных анимационных работ Осии между концом 80тых и концом 90тых есть достаточно отличительная черта в том что во всех них герои являются сотрудниками правоохранительных структур Японии. Видимо сказывается его любовь к оружию и военной технике, а так же скепсис в отношении безопасности и будущего у себя в стране. Ещё они схожи в том что во всех трех франшизах произведения в них по какой-то причине между собой плохо состыкуются, и нужны целые отдельные книжки выпускать просто чтобы понять, что за чем идёт. В случаи с "Призраком в доспехах" это скорее не его вина, поскольку к франшизе он возвращался всего один раз, а "Patlabor" делал целый коллектив авторов, но что с "Kerberos Saga" то не так?

Что по итогу

"Kerberos Saga" удивительный пример того как фильм о кривлянии актёра дубляжа внезапно стал мрачной антиутопией в жанре альтернативной истории. Если так подумать, то из пародии на "Могучих рейнджеров" и "Альфавиль" серия внезапно превратилась в пожалуй самое мрачное и серьезное аниме которое я когда-либо видел и не уверен существует ли ещё одно такое произведение (может оно и к лучшему). У меня что тогда, что сейчас его просмотр вызывает культурный шок на фоне всех остальных анимационных работ. Причем вопреки изначальным намереньям её создателей, да и какого-то общего виденья у всей трилогии так же особо не прослеживается. Так же я нахожу забавным, что все три фильма словно бы отпочковались от других франшиз и каких-то планов на их съемку изначально не было, а каждый последующий фильм становился всё более сдержанным и серьезным.

Вот так один единственный запоминающийся образ собранный из старого пылесоса и калькулятора (это кстати не шутка, "Casio HS-8" если кому вдруг интересно) создал целую долгоиграющую франшизу и научил целое поколения художников рисовать космических фашистов. Поэтому я и написал в заголовке, что никакой истории за всем этим не стояло, а весь интерес всегда держался на этом рыцарском доспехи для рейдов по канализации. Примечательно, что и сам отец всей серии Мамору Осии это прекрасно понимает. Наименования "Kerberos Saga" скорее уж через чур раздуто маркетологами, при чем далеко не я один приходил к этому мнению пока почитывал комментарии от японских пользователей.

Что у нас может считать патроны? Калькулятор! Вот его и впихнем. Впрочем возможно отсюда и идет стереотип о любви японцев к математике. 
Что у нас может считать патроны? Калькулятор! Вот его и впихнем. Впрочем возможно отсюда и идет стереотип о любви японцев к математике. 

Напоследок хотелось бы добавить, что уже заканчивая текст я внезапно обнаружил видео итальянского блогера где было примерно то же самое что и я тут понаписал. Судя по всему мы оба черпали инфу из одного источника (ну помимо википедии), а именно из комментария под этим видео, но мне всё же кажется что я проделал чуть более скрупулёзную работу, хотя бы потому что сопоставил некоторые даты публикаций работ (а ещё он почему-то перепутал Таиланд с Тайваням). Насколько я понимаю большая часть информации как о вселенной так и о её создании сокрыто в первую очередь в переизданиях манги и прочий сопутствующей литературе, и в открытом доступе не имеется (по крайне мере имена отдельных граждан упомянуты именно там). К слову, учитывайте что я переводил как мог потому что даже на английском далеко не всё есть. Так почему-то везде "Korokke" в имени одного из персонажа переводят как "Croquette", но никто не переводит там же "Ogin" как "Silver". Серебряная лапша с обжаренным тофу и тефтелькой в панировке - звучит почти как хокку, я думаю этот перевод вполне аутентичен, если бы не моя печень я бы только его и использовал.

Тут мне хотелось бы поделиться своими мыслями относительно жанра альтернативной истории и как было бы здорово если бы у нас экранизировали хотя бы "Остров Крым". Но потом я решил что это не к месту и не уместно. Поэтому совсем кратко (уж извините): кто-нибудь просто возьмите у страйкболистов наш православный шлем "Алтын" или "Маска-1Щ", воткните туда синею светодиодную ленту (дабы не повторяться) чтобы прям из этих щелочек била и сочините историю в духе политического триллера с аллюзиями на Рижский ОМОН или "Вымпел" во время "Чёрного Октября" под музыку "Молчат Дома" или "Черниковскую Хату" (или что там думеры слушают). Главное снимать вроде бы научились, но пока какой-то кинофраншизы с потенциалом дальше двух фильмов как-то не появилось (вот чтобы было что-то ближе к комиксам).

3535
22
14 комментариев

Блин, чувак =) низкий поклон за такое погружение в тему. Jin-Roh очень люблю, а гипертрофированная фарсовость первых двух лент отталкивала от знакомства с ними. Осии очень уважаю, много крутого сделал.
Пиши ещё. Несовершенства текста тут меркнут на фоне информативности, да и редактурой всё можно поправить.
Ты крут, за сегодня самый интересный материал, что читал

3
Автор

Спасибо, но по тексту хотелось бы конкретики. А больше чего-то подобного не факт что получится. Мой единственный пост был про ластуху и меня в него только в этом месяце два раза в него ткнули. Думаю к выходу второго сезона продолжение выкатить (третью игру мы по всей видимо уже не дождемся).

1

Теперь понятно почему фильмы такие странные.

1
Автор

Как текст в целом? А то мой последний пост в принципе отбил желание что либо публиковать (ну безграмотный я, что поделаешь).

1

Спасибо за статью. На изображении "с опровержением" на солдате вермахтовская пилотка с характерной наклонной строчной в передней части и чем-то похожим на орла сверху.

1
Автор

Тут сам цвет формы не похож не на что из немецкого (она у них более темного цвета должна быть), такие как правило носили морпехи США в те года. Что-то похожие было у Кригсмарине, но ещё до войны. Касаемо пилотки тоже были сомнения, наклонная может быть как рисунок (у немцев был треугольник с мишенью), так и ткань заправленная (на последние намекает то что он идет до края). Орла или якорь янки старались крепить не по центру, а слева, но насколько я понимаю это не воспрещалось и в сети я находил фотки как и на скриншоте.

замечательный текст, наконец-то оборотни выкарабкаются из бесконечно долгого план ту вотча

1