Исповедь режиссера «Heavenly Delusion»: о начале карьеры в Toei, трудностях создания адаптации, подходе к сторителлингу, влиянии арт-дирекшна на восприятие и любви к постапокалиптическим историям
Об ознакомлении с первоисточником и своеобразная дань уважения работам Ишигуро Масакадзу
Не знаю, совпадение это или нет, но так уж исторически сложилось, что работы Ишигуро Масакадзу пускай и не очень популярны на Западе, в Европе и СНГ пространстве, но очень известны в Японии. Мало кто знает, но работы этого мангаки уже неоднократно получали свои как и аниме, так и лайв-экшн адаптации, пользуясь немалым спросом среди японской публики.
Однако из-за специфичного сеттинга, тематики, характеров персонажей, а также непривычной манере повествования - его работы зачастую либо вовсе не пользовались спросом, либо набирали достаточно слабую популярность в зарубежном коммьюнити.
Яркий тому пример - адаптация «SoreMachi: And Yet the Town Moves», о которой я абсолютно уверен, что почти никто не слышал у нас, и мало кто слышал на западе.
Несмотря на то, что тайтл пользуется не малой популярностью на японском рынке - про зарубежные это ну вообще не скажешь, о чем красноречиво свидетельствует статистика на MyAnimeList. И это несмотря на то, что адаптацией занимались SHAFT, которые известны нам по таким франшизам, как: «Monogatari Series», «Puella Madoka Magica» & «3-gatsu no Lion».
Так вот, к чему все это было?
Я веду это к тому, что так уж сложилось, но в рядах тех, кто в будущем будет отвечать за адаптацию «Heavenly Delusion» - почти все являются если не огромными поклонниками, то как минимум теми, кто так или иначе знаком с работами этого мангаки, и все это никак не останется незамеченным в дальнейшем. Их любовь к произведениям Ишигуро, и в частности, к Иллюзии Рая - одна из самых ключевых деталей, благодаря чему аниме получилось настолько отличным.
Сам Мори Хиротака также является огромным поклонником работ этого автора, о чем он рассказал в одном из интервью:
─ CR: Говоря о «Heavenly Delusion», когда вы впервые приняли участие в проекте? Являлись ли вы поклонником этой манги до этого?
─ Mori: Я всегда был поклонником работ Ишигуро Масакадзу. Я начал читать «Heavenly Delusion», когда он только начал выходить, однако потом меня захлестнула работа, и я был слишком занят, чтобы продолжать следить за проектом. Когда полностью вышел первый том, я вновь перечитал «Heavenly Delusion» и сразу же предложил студии этот проект на адаптацию.
─ CR: Есть ли у вас еще любимые произведения от этого автора?
─ Mori: Да, думаю, это «Skygrazer» и «Nemurubaka» (The Sleeping Idiot).
P. S: Как недавно стало известно - по «Nemurubaka» была анонсирована лайв-экшн адаптация, которая сейчас находится в активном производстве и планирует выйти в Апреле 2025-го года.
Не знаю, есть ли здесь фанаты данного проекта, но если таковые имеются - имейте это ввиду ^ ^
Еще одним большим поклонником работ Ишигуро, является главный сценарист, а также один из наиболее важных людей в процессе производства аниме - Макото Фуками. Именно он отвечал за сценарий адаптации, воплощая все сюжетные наработки Ишигуро в реальность.
В интервью «AnimeNewsNetwork» - он признался в том, что также является огромным почитателем работ этого автор, и что прочитал все вышедшие главы манги на момент анонса начала производства, вслед чего занял должность главного сценариста:
─ ANN: Что побудило вас стать главным сценаристом сериала «Heavenly Delusion»?
─ Makoto: Production I.G, с которыми я ранее работал над «Psycho-Pass» - связались со мной и спросили, знаком ли я с мангой. Еще ранее я прочитал ее целиком, так что в итоге занял должность главного сценариста сериала. Мне очень понравилась предыдущая работа Ишигуро Масаказу - «SoreMachi: And Yet the Town Moves», а также другие его более короткие произведения, поэтому я был огромным поклонником «Heavenly Delusion» с момента выхода первого тома.
Выбор стилистики, стилистические различия и доверие к сотрудникам
Думаю, все кто смотрел Иллюзию Рая, так или иначе обращали внимание на то, что некоторые моменты, а порой и вовсе отдельные эпизоды - уж слишком сильно стилистически отличаются от остальных серий, особенно выделясь на фоне других. Такое различие стилей крайне редко поощряется в студиях, так как зачастую стафф старается либо соответствовать конкретному художественному стилю, либо же пытается не уходить слишком далеко от манги.
И таких примеров крайне много - например та же адаптация Человека Бензопилы, где все серии соответствуют эдакому приземленному cinematic стилю, который Накаяма совместно с командой старались выдержать на протяжении всех 12-ти серий.
Есть и те тайтлы, которые вообще забивают болт на реализм и кинематографичность, стараясь уходить в сторону либо максимальной мультяшности, либо же в сторону абсолютного безумия и эйфории анимационных стилей - как например «Kill la Kill».
А есть и редкий случай, когда киношную постановку экшн--сцен стараются совместить с крайне динамичной анимацией, с постоянной сменой ракурсов и флексом камеры вокруг всего окружения. И тут мне в голову сразу приходит 17-ая серия «Jujutsu Kaisen S2», которую можно смело назвать воплощением "absolute cinema", даже несмотря на немалое количество проблем во время производства эпизода.
И опять-таки, к чему вся эта информация?
Дело в том, что адаптация «Heavenly Delusion» - это тот самый редчайший случай в индустрии, когда тайтл умудряется выдерживать в себе как реалистичную cinematic стилистику, так и совмещать это с различными стилями анимации, одновременно еще и демонстрируя качественно поставленные экшн сцены, со сменой ракурсов камеры и минимумом статики в отдельно взятых файтах.
Многие люди, если не практически все - вряд-ли бы пошли на такой осознанный риск, понимая что разительная смена стилей или их частое комбинирование займет уйму сил, времени, нервов и скорее всего будет крайне сильно выбиваться из общей стилистики, выглядя чужеродно на фоне других серий.
Однако, как говорится: "Mori Hirotaka was built different".
Я не просто так ранее упоминал о различных стилях в других аниме - дело в том, что выдержанная стилистика это не есть плохо, ведь все зависит от того, как ты этот стиль сумеешь воплотить в реальность.
Однако, когда ты наблюдаешь за тем, как различные стилистики переливаются друг с другом, выглядя при этом очень уместно, словно дополняя общую картину произведения - ты как минимум понимаешь, что люди стоящие за продакшном, действительно вложили частичку своей души в этот проект.
Пойти на столь серьезный, но в тоже время осознанный шаг - непосредственно решение самого Мори. Он считает, что разнообразие стилей - то, что идеально сможет передать весь шарм Иллюзии Рая:
─ CR: Касаемо «Heavenly Delusion», то мне показалось очень интересным то, что в нем имеются моменты, которые очень сильно выделяются стилистически от остальных. Например, опенинг в исполнении Вэньлин Дзана или 10-ый эпизод под режиссерством Кая Икараши. Но даже несмотря на разницу в стилях - все это хорошо подходит под общую стилистику проекта. Как вашей команде удалось найти правильный баланс?
─ Mori: Зная, что у этих людей разные стили, я могу положиться на них. Обычно такое разнообразие стилей не одобряется, но я понимал, что «Heavenly Delusion» - это история, способная выдержать такое разнообразие. Суть истории в том, что мир погрузился в пучины хаоса и разрухи. И воссоздание этого мира в адаптации стало возможным, благодаря совместной работе Юдзи Канеко и Кентаро Ваки, которые проделали огромный объем работы над визуальной частью.
А в интервью «AnimeNewsNetwork» - Хиротака дополняет ранее озвученное мнение, касаемо разнообразия стилей в адаптации. Как признается сам режиссер, увидев раскадровки других своих коллег по производству - это помогло ему иначе взглянуть на ситуацию, сумев его заставить выложиться сполна:
─ ANN: То, как меняется каждый эпизод в зависимости от аниматоров, раскадровщиков и режиссеров эпизодов, - одна из особенностей, что делает этот сериал таким увлекательным.
─ Mori: Именно так. Раскадровки Кая Игараши к 10-му эпизоду, в частности, вызвали в памяти то, чего, как мне казалось, у меня лично не было. Это позволило мне по-новому взглянуть на ситуацию и очень взбодрило. Харука Фудзита, работавшая над 8-ым эпизодом - написала тонну заметок к своим раскадровкам, основываясь на своих впечатлениях от прочтения оригинальной манги. Я и сам многое учитываю при раскадровке, но вид работ всех остальных, кто прошел этот путь вместе - сумел вновь зажечь во мне энтузиазм и заставил выложиться сполна.
О трудностях производства адаптации и формировании общего видения проекта
Уже лишь одной главы, посвященной выборе стилистики - достаточно того, чтобы понять то, с какими трудностями пришлось столкнутся Мори совместно с командой, пытаясь адаптировать мангу на экран. Однако обеспечить качественный продакшн - это лишь половина беды.
Главная суть Иллюзии Рая, как художественного произведения - это две параллельные арки, которые поначалу кажутся отделенными, совершенно чужеродными на фоне друг друга, но по ходу сериала ты понимаешь, что связей у них намного больше, чем барьеров. И основная особенность первоисточника - в том, что он очень умело выстраивает повествование между двумя абсолютно разными арками, заведомо обманывая ожидания тех, кто решил с ним ознакомиться.
Это не просто отдельные, существующие сами по себе куски сюжета со своим миром - все они неотделимы друг от друга, и постепенно образовывают цельный клубок истории.
Мори Хиротака очень долго думал над тем, как перенести в аниме настолько сложную, с точки зрения нарративного дизайна, историю. Однако, в конечном итоге - ему удалось воплотить как все задуманные наработки, так и сохранить суть самого произведения, придав при этом истории ощущения постоянного саспенса, недосказанности и внутренней тревоги. В добавок ко всему прочему - еще и сумев оставить задел на дальнейшее развитие сюжета.
Сам режиссер признается, что работа над переносом сюжета манги, а также его грамотным окончанием в адаптации - была одной из самых сложных задач во время всего производства Иллюзии Рая:
─ CR: Говоря о продакшне, что по вашему мнению, было наиболее сложным в реализации?
─ Mori: У нас было множество трудностей, но самой главной проблемой было завершение сюжетной линии первого сезона. Манга все еще в онгоинге, но сериал нужно было завершить. Это было примерно в то время, когда вышел 4-й том манги. Но мы должны были придать истории какую-то непрерывность, и в то же время завершенность, оставив задел на дальнейшее развитие...
─ Mori: Я пообщался с Ишигуро, касаемо его планах на эту историю, но это было лишь небольшим намеком с его стороны. Мне еще предстояло подумать над тем, как все это реализовать. Изначально Иллюзия Рая должна была состоять из 12-ти серий, но это оказалось невозможным. Пришлось продлить до 13-ти, дабы воплотить все задуманные идеи в реальность.
─ CR: Не думали ли вы о том, чтобы закончить аниме как-то иначе? Или замедлить темп и закончить раньше, или ускориться и закончить в другом месте?
Mori: Было рассмотрено множество вариантов развития сюжета. Некоторые из них заходили слишком далеко или же завершали историю гораздо раньше, чем это необходимо. Если б я завершил историю раньше, осталось бы слишком много недосказанностей. А если бы мы зашли слишком далеко по сюжету, то не было бы хорошей точки приземления.
В итоге, концовка 13-го эпизода - оказалась лучшим вариантом.
Макото Фуками тоже пришлось сильно попотеть, учитывая что именно он, как главный сценарист адаптации - должен был воплощать все задуманные идеи Хиротаки в реальность. При этом ему нужно было адаптировать историю очень грамотно и осмысленно, стараясь вырезать по минимуму, а оставить по максимуму, дабы уместиться в 13-ти серийный хронометраж.
Сам сценарист косвенно признался, что ощущал небольшое давление во время работы над адаптацией, понимая что работа будет непростой:
─ ANN: Чувствовали ли вы давление, будучи заядлым читателем этой манги?
─ Makoto: Будучи большим поклонником творчества Ишигуро, я с огромным энтузиазмом взялся за эту работу, но в то же время понимал, что она будет непростой.
─ ANN: Непростой в каком смысле?
─ Makoto: В «Heavenly Delusion» довольно много страниц посвящено изображению общей атмосферы и обстановки мира, в котором происходит действие. На протяжении всей манги чувствуется, как автор старается передать атмосферу постапокалиптического мира. И если бы я упустил что-то очень важное - это могло бы нарушить общее восприятие произведения. Я понимал, что написание сценария будет непростой задачей, ведь мне придется ужимать историю таким образом, чтобы уместить ее в 13 эпизодов аниме.
─ ANN: На что вы обращали особое внимание при адаптации оригинальной истории в 13-эпизодный сериал?
─ Makoto: Предложение поступило ко мне незадолго до выхода четвертого тома, так что мы еще не были уверены, на чем закончим историю. Готовясь к аниме-адаптации - мы решили, что лучше всего будет рассказать историю до определенного момента и на этом оборвать ее, но выпуск манги все еще продолжается, так что приключения Мару и Кируко далеко не закончены. Режиссер, продюсеры и я - все мы сильно мучились над тем, как изобразить историю, которой еще предстоит пройти долгий путь.
─ ANN: Ого, даже режиссеру Хиротаке Мори пришлось нелегко.
─ Makoto: Режиссер Мори мучился над общим видением проекта еще на этапе написания сценария. Но как только он принял необходимые решения, то все остальное быстро встало на свои места. Сценарий - это, по сути, план для режиссера, который в действительности играет главную роль и руководит съемками, поэтому очень важно сделать его так, чтобы человек остался доволен. Я тщательно учитывал видение режиссера, чтобы руководствоваться им при написании сценария.
Подход к сторителлингу, игра в компромиссы, и баланс между размеренностью сюжета и постоянным саспенсом
Ранее я уже говорил о том, что главная суть Иллюзии Рая, как художественного произведения - это ее две параллельные арки, которые показаны в аниме так, словно они абсолютно чужеродные на фоне друг друга, но по ходу просмотра сериала ты все больше начинаешь находить связи между ними и все это между собой переплетается, образовывая один большой цельный пазл, который складывается из множества маленьких фрагментов истории.
В своей первой статье по «Heavenly Delusion» - я вдоволь прошелся по теме нарративного дизайна, поскольку он здесь заслуживает отдельных комплиментов, ведь в этом аниме вам ничего и никогда не скажут напрямую. Повествование специально выстроено так, словно вы сами оказываетесь на месте главных героев и переживаете ровно тоже самое, что и они - вы должны сами искать ответы на свои вопросы, а вам лишь будут давать небольшие подсказки для того, чтобы вы смогли найти разгадку.
И по такому принципу выстроен буквально ВЕСЬ сторителлинг в этом тайтле. Такое ощущение, что Иллюзия Рая хочет быть не аниме, а игрой ибо ее нарративный дизайн уж очень похож на тот, что используется в играх Хидетаки Миядзаки (не путать с Хаяо, пж) - все завязано на бдительности, логике, обнаружении примечательных вещей и внимательности со стороны зрителя. Просто так здесь никогда ничего не бывает, вы постоянно должны подмечать для себя мелкие моменты, каждый раз держа их у себя в голове, ведь даже маленькая деталь может сильно повлиять на то, как вы будете воспринимать глобальный сюжет в дальнейшем.
Однако, что самое примечательное - хоть в первоисточнике и присутствуют две параллельные арки, но в самой манге нам часто дают либо очень нужные, либо вовсе прямые ответы на интересующие нас вопросы. Адаптация же решила пойти своим путем и существенно переделала чуть ли не весь нарративный дизайн, превратив Иллюзию Рая в саспенс триллер с постоянным ощущением загадочности.
Все это очень сильно улучшило восприятие от аниме, поскольку тайтл является роад-муви постапокалипсисом, где изначально герои ищут место, под названием «рай», а также ответы на то, почему на Земле произошел апокалипсис, и каковы причины всего произошедшего.
И ведь самое главное, что Мори совместно с коллегами могли попросту не заморачиваться над всем этим, спокойно пойдя по пути меньшего сопротивления. Но если бы они сделали экранизацию таким образом, что за 13 серий герои прошли б все путешествие и сумели найти свой "рай", либо же убрали какую-то конкретную арку, оставив лишь одну из двух - потерялась бы вся суть самого произведения, а аниме лишилось того самого ощущения постоянного саспенса и недосказанности, которое словно тонкой нитью пронизывало все произведение.
В интервью «AnimeNewsNetwork» - Мори рассказал о том, что он старался выстроить повествование таким образом, чтобы найти нужный баланс между размеренностью повествования и дальнейшим продвижением сюжета:
─ ANN: Сюжет «Heavenly Delusion» развивается через две параллельные арки - «рай» и «заброшенный мир». Есть ли что-то, на что вы обращали особое внимание при режиссировании такой уникальной истории?
─ Mori: Поскольку перспектива постоянно меняется, я хотел убедиться, что история развивается плавно, чтобы не вызывать у зрителей раздражения. Однако я не хотел, чтобы история выглядела так, словно мы просто вычеркиваем из контрольного списка сюжетные линии, пока в конце концов не доберемся до истины, поэтому нам пришлось действовать осторожно. Я постарался обильно разбавить повествование небольшими переходными сценами и бытовыми моментами.
Однако главных почестей заслуживает непосредственно сам Макото Фуками, который мучался, лез из кожи вон, но все-таки смог воплотить все сюжетные наработки и видение режиссера - в реальность. Перед ним была крайне сложная задача, поскольку такой сложный в исполнении проект было крайне легко заруинить, но в конечном итоге - ему удалось выполнить свою задачу как нельзя лучше.
Как говорит сам Макото, работа над сценарием Иллюзии Рая - была для него очень похожа на игру в «камень-ножницы-бумага», так как на ранних этапах производства у них было множество сюжетных набросков, от которых пришлось отказаться по разным причинам:
─ ANN: Говоря о сложностях в построении сюжета, «Heavenly Delusion» имеет две параллельные сюжетные линии - «рай» и «заброшенный мир». Оригинальная манга также периодически переключается между этими двумя арками, но как вы работали с этим?
─ Fukami: Исходя из манги, мы уже четко представляли то, что будет дальше, поэтому я знал, какие части можно сжать, а какие показать раньше. Думаю, это похоже на хитрости в игре «камень-ножницы-бумага». Мы также узнали непосредственно от самого Ишигуро о будущих сюжетных событиях, которые тогда еще не появились в журнале «Monthly Afternoon», поэтому мы постарались тонко заложить основу и для них. При этом мы не пытались добавить что-то дополнительное, а скорее слегка изменили подачу материала. Если так подумать, то на ранних этапах планирования, мы даже обсуждали идею просто сфокусироваться на одной из сторон и пройтись по ней словно бульдозером.
─ ANN: Что заставило вас отказаться от этой идеи?
─ Fukami: Например, если бы мы сосредоточились только на арке с Мару и Кируко, можно было бы аккуратно уместить историю с походом в деревню из первого и второго эпизодов - всего в один эпизод. Однако это был бы просто пересказ оригинальной истории, без создания какого-либо предвкушения того, что будет дальше. Мы подумали, что чередование обеих арок между собой, заставит людей с интересом ждать, что же произойдет дальше, и именно так мы в итоге выстроили сторителлинг.
─ ANN: Что было для вас самым важным при работе над сценарием?
─ Fukami: Как я уже говорил, из-за ограничений по хронометражу - некоторые фрагменты истории пришлось вырезать из аниме. Самым простым способом это сделать - просто сократить непринужденные диалоги между Мару и Кируко, но именно эти разговоры создают ощущение, словно мы сами находимся в этом антиутопическом разрушенном мире, поэтому я постарался включить как можно больше их реплик и подыгрываний друг другу, сохраняя при этом общую атмосферу произведения. Что касается арки с «раем», то я старался как можно больше отдать дань уважение первоисточнику. Кроме того, нам нужно было включить элемент, напоминающий ужасы, поэтому я доверил большую часть этой работы Мори.
─ ANN: Какой из всех написанных вами эпизодов, произвел на вас самое сильное впечатление?
─ Fukami: Это будет 1-ый эпизод, над которым я принимал участие. Я хотел, чтобы в нем впервые были показаны Хируко и присутствовало много экшн-сцен, дабы заинтересовать зрителей. Мы развивали эту тему, и мне было приятно видеть, что в анимации удалось воплотить все детали, которые мы расширили в раскадровках.
─ ANN: Осталось еще много неразгаданных тайн, но в 13-м эпизоде история прерывается.
─ Fukami: Во время написания сценария, была одна особенно болезненная сцена. Однако без нее, Мару и Кируко не смогли бы двигаться дальше по своему пути.
P. S: Я специально не стал указывать то, про какую именно серию говорил Фуками, но те, кто в теме - и так прекрасно понимают, о какой сцене идет речь.
Качественный арт-дирекшн - как основа самобытной атмосферы и инструмент влияния на восприятие
Сюжет, нарратив, персонажи и сеттинг - все это безусловно крайне важные элементы повествования и необходимы для того, чтобы проект стал запоминающимся, сумев зацепить внимание публики. Однако еще одним из главных аспектов влияния на восприятие толпы - является качественная визуальная составляющая и самобытный арт-дирекшн. Именно сочный визуальный ряд, в купе с окружающей средой - способны оказать наибольшее влияние на зрителя, по сути заставив его самому пойти ознакомиться с произведением. Ведь человек смотрит на происходящее, в первую очередь, своими глазами.
Мало того, грамотно сделанный арт-дирекшн еще способен как нельзя лучше показать сеттинг, который изображается в том или ином аниме, по сути раскрыв его во всей красе. Интерьер, разбитая мебель, технологии недалекого будущего, элементы декор, растительность, изображаемая архитектура, дизайн одежды и прочие атрибуты человеческой жизни - все это и формирует за собой общее визуальное оформление, придавая тайтлу аутентичной атмосферы, одновременно помогая постепенно раскрывать сеттинг того или иного произведения.
По сути, арт-дирекшн - это основа любого проекта, которая позволяет по максимуму демонстрировать выбранный автором сеттинг, а также дает возможность взаимодействовать главным героям с окружающей их средой, четко давая понять что мир не статичен, а иммерсивен и способен жить своей собственной жизнью вне зоны фокуса зрителей.
В своей первой статье по этому тайтлу, я также вдоволь разобрал тему сеттинга и всех его многочисленных достоинств, но если постараться дать краткую формулировку, то Иллюзия Рая, в своей сути - это антиутопичная постапокалиптическая роад-муви адвенчура, в сеттинге киберпанка, с элементами триллера, саспенса и выживания в окружающей среде.
«Heavenly Delusion» умудряется сочетать в себе визуальный стиль и арт-дизайн из франшиз «The Last of Us» + «LOST», окрущающий мир как в «The Waking Dead» и «Fallout», но смешивает это с сеттингом и поднимаемыми темами, которые были затронуты в игре «Deus Ex: Mankind Divided», а также аниме «No.6», «The Promised Neverland» и «Shinsekai Yori».
По итогу - мы получили очень приземленный, крайне иммерсивный и напичканный всеразличными деталями мир, в который ты веришь и сполна погружаешься с головой, ведь его принципы работают везде одинаково и все зависит лишь от умения выживать, думать, приспосабливаться и взаимодействовать с окружающей средой. Мару и Кируко то и делают, что исследуют локации, города, коммуницируют с людьми и общинами, добывают ресурсы и просто стараются выжить, попутно двигаясь и к своим собственным поставленным целям.
Огромную роль в создании качественного визуала, задних планов, архитектуры локаций, и формировании общего арт-дирекшна в аниме - сыграл главный арт-директор, и по совместительству, один из лучших людей в индустрии в своей отрасли - Юдзи Канэко.
С его работами, вы наверняка однажды имели возможность столкнуться. Еще бы, ведь это он выступал в качестве арт-директора в таких небезызвестных проектах, как:
И именно он несет ответственность за изумительное качество картинки в «Heavenly Delusion». Все задники, локации, всеразличная мебель, архитектура и прочие элементы арт-дизайна - почти все это его заслуга. Лично я считаю, что проделанная им работа в Иллюзии Рая - лучшая за всю его карьеру, и уж точно заслуживает огромного количества теплых слов на его адрес.
Мори Хиротака тоже косвенно отметил талант Юдзи, так как тот прекрасно понимал, когда стоит добавить те или иные элементы декора, а когда стоит сдержать себя. В одном из интервью - режиссер рассказал о том, что он часто консультировался с ним, дабы по максимуму проработать визуальную составляющую адаптации:
─ ANN: Два мира, изображенные в этом аниме, производят такое разное впечатление, что трудно поверить, что они имеют хоть какую-то связь с общей историей. Как вам удалось перенести эти два мира на экран?
─ Mori: Сам Ишигуро говорил о том, что сюжет «рая» обладает тревожной атмосферой и тонкой, но ползучей жутью. Поэтому, несмотря на то, что Мару и Кируко, а также остальным в антиутопическом разрушенном внешнем мире приходится иметь дело с людоедами, выживанием и другими всевозможными трудностями - я понимал, что «рай» на самом деле ближе к аду, и поэтому старался сосредоточиться на этом жутком ощущении.
─ Mori: Между тем, я также чувствовал, что «заброшенный мир» зависит от того, насколько приземленно мы сможем изобразить ощущение разрухи, отчужденности и ветхости. Чтобы создать правдоподобную постапокалиптическую обстановку - нужно, чтобы заброшенные здания заросли плющом и мхом. Но если вы добавите слишком много этих деталей, то это выбьет зрителя из погружения в атмосферу сериала. У меня было несколько встреч с арт-директором Юдзи Канеко, чтобы еще сильнее углубиться в эту правдоподобность.
Ну и как же, в очередной раз, не упомянуть блестяще проделанную работу режиссера-постановщика Кентаро Ваки, которого в своей первой статье - я восхвалял чуть ли не каждый раз, как только это представлялось возможным. Еще во время производства «Sword Art Online: Alicization» - он уже был одним из лучших DoP'ов в индустрии, а с годами, его скилл лишь увеличивался все сильнее и сильнее. И в связке с Юдзи Канэко - он сумел по максимуму раскрыть весь свой потенциал, выдав на пару с ним лучшую работу в своей карьере.
В интервью «Crunchyroll» - Мори ранее упоминал о том, что впервые познакомился с Кентаро Ваки еще во время производства фильма по SAO. Он очень лестно отзывался о его работах, поэтому как только у него появился выбор, кого из индустрии позвать на должность режиссера-постановщика - Мори без раздумий выбрал именно его.
И кто бы несколько лет назад мог подумать, что именно это знакомство - станет одним из наиболее ключевых в карьере Хиротаки, кардинально повлияв на дальнейший ход производства Иллюзии Рая:
─ CR: Ранее вы уже упоминали о Кентаро Ваки, как о режиссере-постановщике. Я видел, как люди упоминали то, что его постановка и композинг в «Heavenly Delusion» более сдержанны, чем в некоторых его предыдущих проектах. Но, как вы сказали ранее, это еще и очень важный способ связать различные аспекты этого сериала воедино. Долго ли вы общались с ним заранее, чтобы продумать то, как все эти элементы продакшна будут взаимодействовать между собой?
─ Mori: Ваки, безусловно, способен обеспечить множество великолепных эффектов и отличную постановку сцен. Однако, если бы он переборщил с этими эффектами в аниме, то многое было бы лишено шарма оригинальной манги. К примеру, в аниме имеются нарисованные от руки бекграунды, которые бы попросту не получились. Мы многое обсудили и совместно проработали.
И раз уж речь зашла про Кентаро Ваки и его великолепную постановку сцен - я припас для вас одно небольшое DLC, которому я не смог найти применение в своей первой статье, но которое отлично пригодится в этой. Просто чтобы вы осознали то, насколько талантлив Ваки и как сильно он сумел раскрыть свой потенциал именно в Иллюзии Рая:
В ночной сцене, во втором эпизоде - было много дискуссий о том, как далеко нужно зайти в погоне за реалистичной темнотой. В этом мире почти нет искусственного освещения, такого как электричество.
Единственным естественным источником света ночью - является лунный свет, поэтому здесь неизбежно довольно темно.
Чтобы было легко регулировать темноту при создании композиции, все материалы были созданы с четкой структурой.
Тем, кто смотрит на эти изображения, может показаться, что в процессе композитинга картинка была затемнена, однако это большая ошибка.
Изображение слева в том виде, в каком оно есть, полностью отличается от задуманного нами по направлению.
Также необходимо иметь полный набор материалов, чтобы впоследствии их можно было корректировать различными способами.
Мы подкорректировали срезы, освещенные лунным светом, чтобы они были немного ярче, но те срезы, где луна скрыта - полностью темные.
Мы не хотели просто рисовать сцену полностью черной, потому что это была темная сцена, но нам нужно было выразить на экране страх перед темнотой и "темноту, в которой может что-то таиться".
Например, в фрагменте, где лунный свет полностью отсутствует, как на картинке, изображен только свет глаз Хируко.
Очень легко просто туманно говорить о том, что мы думаем о происходящем на экране.
Однако, в большинстве случаев - создатель вложил в экранизацию этих сцен во много раз больше сил, чем можно это себе представить, прежде чем прийти к нынешним сценам.
И создателю, и зрителю - может понадобиться определенное "воображение".
Франшизы, ставшие источниками вдохновения для воссоздания окружающей среды
Затронув ранее тему арт-дирекшна и окружающей среды в «Heavenly Delusion» - я писал о том, что данный тайтл является солянкой из огромного количества всеразличных аниме, игровых, а также кино, франшиз. В частности то, что Иллюзия Рая совмещает в себе арт-дизайн и стилистику, как во франшизах «The Last of Us» и «LOST», но при этом окрущающий мир, который довольно похож на тот, что есть в «The Waking Dead», «Fallout» и «Shinsekai Yori». И почти все, кто смотрел это аниме, а также уже были знакомы вышеупомянутыми франшизами - также ловили вайбы того же «Shinsekai Yori» или «The Last of Us» во время просмотра, ведь у них и вправду очень много общего. На самом деле, ничего удивительного в этом нету.
Дело в том, что Мори Хиротака - огромнейший поклонник тематики постапокалипсиса, а также окружающей среды, которая изображается в проектах этого разлива. Ему очень нравится видеть перед собой на экране то, как люди находят способы сосуществовать с восцарившей природой, на фоне разрушенной цивилизации, проверяя себя и свой характер на прочность. Подобные проекты ему очень импонируют, поэтому нету ничего удивительного в том, что вы нашли схожести в арт-дирекшне и средой обитания, между «Heavenly Delusion» и условным «The Last of Us», или же «The Promised Neverland».
Мори очень любит франшизы «The Last of Us» и «Fallout», а потому он хотел воссоздать окружающую среду в Иллюзии Рая, очень схожую на ту, что была в них. Как только в интервью «Crunchyroll» зашла речь о привлекательности тематики «конца света» для зрителей - режиссер не стал скрывать любви к вышеупомянутым проектам, попутно рассказав о том, что лично его привлекает в подобных сериалах:
─ CR: «Heavenly Delusion» вышел в эфир в Апреле 2023-го года, почти сразу же после окончания телесериала «The Last of Us», который закончился в Марте того же года. В 2024-ом году, популярностью пользуется телесериал по франшизе «Fallout». Обе эти франшизы очень сильно связаны с тематикой конца света. Как вы думаете, что делает конец света таким привлекательным для людей?
─ Mori: Я большой поклонник франшиз «The Last of Us» и «Fallout». Я не могу судить о вкусах публики - я могу лишь говорить только о том, что лично меня привлекает в сериалах о конце света:
Во-первых - это то, что это отличное место для изучения человеческого состояния в экстремальных условиях.
Во-вторых - это постапокалиптический арт-дирекшн и окружающий мир, в котором люди находят способ сосуществовать с возвращением и распространением природы.
Особенности подхода к переносу дизайнов персонажей в аниме
Еще одной особенностью любого аниме - являются их чар-дизайны или же дизайны персонажи. Именно благодаря выделяющемуся образу героев - мы можем выделить их из сотни, а то и тысячи других существующих аниме. Запоминающийся и неординарный дизайн персонажей - это достаточно обширное и весьма условное понятие, ведь оно составляется из множества различных мелких пунктов: дизайн одежды, формы лица, детализация самих лиц, анатомия тела, экспрессия эмоций и так далее.
Все эти аспекты не могут существовать по отдельности, так как каждый из них формирует общее видение дизайна персонажей, причем не важно, кем тот или иной герой аниме из себя представляет. Главное то, что мы видим на экране своими глазами. Именно поэтому в большинстве аниме - чар-дизайны если и не супер уникальные, то как минимум точно неординарные, и стараются выделяться из множества существующих проектов, дабы не потеряться в их числе.
Мы можем спокойно встретить как и супер-детализированные дизайны персонажей, с отличной проработкой лицевой анимации, отменной волоснёй и красивыми дизайнами глаз, из-за чего они почти не отличаются от живых людей, как например - в «Summertime Render».
А можем и столкнуться с решениями, когда в аниме дизайны персонажей, их детализация, пропорции и дизайны глаз - выкручены почти на минимум, но при этом это является художественной задумкой автора, а все эти условности с лихвой компенсируются крышесносной анимацией, либо же забавными выражениями лиц - отличный пример в виде «Mob Psycho 100».
Иногда бывают и такие тайтлы, где персонажи и вовсе не являются людьми, а представляют из себя антропоморфных животных, которые при этом внешне почти ничем не отличаются от людей, имеют примерно схожую анатомию телу, пропорции, дизайны глаз, а порой и лиц - сразу на ум приходит «Odd Taxi», где данный гимик и вовсе является нарративной задумкой (!).
Но чаще всего происходит то, когда создатели хотят, но попросту не могут вытянуть жирную детализацию персонажей из первоисточника, и прибегают к своеобразным компромиссам, стараясь одновременно сэкономить собственные силы, нервы и уложиться в сроки производства, но в тоже время сделать со вкусом, при этом некоторые стараются еще и компенсировать это закадровой режиссурой, игрой с aspect ratio и различными переходами, показывая этим внутренние чувства героев - «Gimai Seikatsu» в этом плане отлично преуспело.
Проще говоря - подходов к созданию дизайнов персонажей существует огромное количество, как и пространства для реализации собственных идей. И то, что я выше упоминал - лишь вершина айсберга, так как подобных примеров не то, что десятки, а сотни.
Однако, главная работа лежит непосредственно на авторе самого первоисточника, так как именно он занимается их созданием и проработкой, если же мы не берем в учёт проекты, у которых нету первоисточника (вышеупомянутый «Odd Taxi» - один из таких тайтлов).
Но не просто же так в аниме индустрии существует такая должность, как «Character Designer». Одно дело - это продумать автору дизайн концепт персонажей, их анатомию, форму лиц, поработать над детализацией, а для томиков манги/ранобэ еще как следует с раскраской. А совсем другое - перенести уже существующие дизайны персонажей из первоисточника в аниме, стараясь сделать так, чтобы они минимально отличались от тех, что были в манге или же ранобэ.
Поначалу может показаться, что это довольно простая задача, ведь достаточно просто не отходить далеко от канона и перерисовать все дизайны из манги, а потом уже их анимировать. Но я не зря говорил выше о том, что очень часто - создатели попросту не могут воплотить все задуманное на экран, в силу всевозможных причин. Это могут быть и сжатые сроки, и неопытность стаффа, и недостаток бюджета, и так далее. Все эти нюансы накладывают свой опечаток на аниме, вслед чего дизайнеры персонажей и идут на различные компромиссы.
Иллюзии Рая же очень повезло с тем, что она попала в руки очень толковых людей. Мало того, что чар-дизайны из манги сами по себе достаточно простые, и в некоторой степени даже миловидные - так еще и их созданием занимался непосредственно тот, кто был участником компании, которая и была ответственная за создание дизайнов персонажей в адаптации. Этим человеком был «Utsushita», который является одним из мемберов компании «Minakata Laboratory».
P. S: К большому сожалению, но об этом человеке неизвестно почти ничего, в том числе и его реального ФИО. Скорее всего, Utsushita - это псевдоним, но именно он будет фигурировать в дальнейшем.
Именно Утсушита совместно с «Minakata Lab» занимался созданием первого тизер трейлера манги по Иллюзии Рая, когда на свет вышел лишь первый том. Он принял участие в тизере, в качестве дизайнера персонажей, по сути сформировав не только будущий образ главных героев, но также и сам визуальный стиль адаптации.
Увидя этот тизер - Мори настолько проникся этой атмосферой, что не стал долго думать и решил пригласить Утсушиту на производство сериала, в качестве дизайнера персонажей, о чем он рассказал в интервью ANN, раскрыв еще несколько интересных подробностей:
─ ANN: Тизер-трейлер, вышедший во время выхода первого тома манги, был создан компанией «Minakata Laboratory», не так ли? Утсушита из «Minakata Lab» также отвечал за дизайн персонажей.
─ Mori: Трейлер был сделан потрясающе, и мы хотели, чтобы в сериале присутствовала та же атмосфера. Именно поэтому мы попросили Утсушиту принять участие в создании сериала, в качестве дизайнера персонажей. Конечно, мы старались не переборщить, но, держа в голове трейлер от «Minakata Lab» - мы смогли быстро выработать общую единую концепцию среди стаффа.
─ ANN: Давали ли вы Утсушите какие-то конкретные указания касаемо чар-дизайнов персонажей?
─ Mori: Я попросил его уменьшить количество линий. В целом, их все равно было много, но я чувствовал, что если мы не будем регулировать количество линий, то сериал в итоге окажется очень трудоемким. Утсушита уже был хорошо знаком с персонажами «Heavenly Delusion», поэтому у меня не было особых пожеланий по поводу того, как именно он их должен рисовать.
─ ANN: У этого сериала не было главного режиссера анимации, не так ли?
─ Mori: Я думаю, что одна из главных особенностей творчества Ишигуро Масакадзу - это то, как меняется выражения лиц персонажей от кадра к кадру. Мне показалось, что индивидуальный стиль и понимание персонажей каждым аниматором - привнесет больше эмоций и живости на экран, чем соответствие единому стилю.
Музыкальное сопровождение - как завершающее дополнение к общему настроению произведения
Ну и своеобразной вишней на этом огромном производственном торте - является непосредственно сам музыкальный аккомпанемент или же OST. Пожалуй, одновременно одна из наиболее простых в исполнении, но в то же время одна из наиважнейших вещей в формировании общего восприятия. По сравнению с остальным продакшном аниме - это действительно один из наименнее сложных аспектов производства. Ведь для создания аниме OST'а, будет достаточно написать парочку аранжировок, сделать несколько фоновых треков ну и сварганить песни для опенинга и эндинга, а потом исполнить их - собственно, на этом все.
Но как и в случае с чар-дизайнами - все это выглядит простым лишь на фоне остальных частей производства, и на бумаге. А на деле же - музыка это отдельное искусство, фактор которого никогда нельзя отменять. Отличное музыкальное сопровождение способно вытянуть любое посредственное или даже откровенно плохое аниме, оставив хоть какой-то светлый отпечаток от просмотра - сразу на ум приходит аниме «Kuzu no Honkai», которое у меня вызывало приступ тошноты после ознакомления, но музыкальное сопровождение которого, стало единственным положительным аспектом во время просмотра.
Что уж говорить о хороших произведениях, где музыка способна усилить впечатления от просмотра и довести их до абсолютного апогея. И тут можно вспомнить множество хороших проектов: «Made in Abyss», «Parasyte» или же «Ghost in The Shell: Stand Alone Complex».
Но, пожалуй лучшим примером, как мне кажется - будет «Eighty-Six». Хироюки Савано еще до релиза этого аниме успел по полной о себе заявить в той же Атаке Титанов, но именно в «86» он раскрылся по полной, выдав пожалуй, самые лучшие свои работы.
В общем, способностью музыки точно не стоит принебрегать, пускай это и тот аспект, на который многие обычно не обращают внимание при формировании итоговых впечатлений. Еще бы, ведь если сюжет, нарративную составляющую и повествование мы воспринимаем своей головой, а на визуал, арт-дирекшн и персонажей смотрим глазами - то вот саунд-дизайн и музыкальное сопровождение мы воспринимаем ушами. А если эта музыка оказывает на нас особый эффект - тогда еще и своим сердцем.
Если же говорить про музыкальное сопровождение в Иллюзии Рая, то по сравнению с остальными аспектами тайтла - оно будет действительно не таким выдающимся, как например тот же сторителлинг или арт-дирекшн. Но если говорить в отрыве от них, то OST здесь более, чем хорош. Однако, о нем как и во время выхода, так и тем более после выхода - обычно почти никто не говорит. И это очень удивительно, учитывая что за его созданием стоял не абы кто, а один из лучших композиторов в индустрии - Кенсуке Ушио.
Его работы вы наверняка уже неоднажды встречали. Еще бы, ведь это он сделал музыку к таким проектам, как:
Однако, на фоне вышеупомянутых тайтлов - OST из Иллюзии Рая ушел в тень и ему не уделили должного внимания. Я считаю, что эта работа Кенсуке Ушио незаслуженно недооценена. Пускай она и довольно специфичная по сравнению с большинством музыкальных композиций в аниме, но как мне кажется - отлично подходит к столь такому же специфичному проекту, по своему дополняя его.
Работая над сторителлингом в Иллюзии Рая - Мори переживал, что частая смена между арками могла нарушить эмоциональное восприятие. Стараясь использовать OST от Кенсуке Ушио - режиссер хотел расширить эмоциональный аспект аниме, решив пойти на ряд смелых шагов, дабы итоговый результат был удовлетворительным:
─ ANN: Музыкальное сопровождение от Кенсуке Ушио - еще одна визитная карточка «Heavenly Delusion».
─ Mori: Я беспокоился, что при переключении между двумя арками может нарушиться эмоциональный баланс. Мне кажется, что в аниме это могло показаться несколько скучноватым, поэтому мы использовали музыку, чтобы дополнить этот эмоциональный аспект. Музыка Ушио способна воздействовать на эмоции зрителей, потому мы пошли на хитрость и сделали смелые шаги в определенных моментах.
Подведение итогов
Подводя хоть какие-то итоги, да, именно их, то аниме индустрия — она вся состоит из таких вот мелочей. Многие, казалось бы, незначительные детали, из которых складываются аниме-адаптации — большинство смотрящих просто не заметит, но если их проделать не должным образом или же напрочь убрать — пропадет ощущение полноценности и нужного погружения не произойдёт. Все эти визуальные решения, формирование общего видения проекта, подходы к работе со сценарием и сюжетом первоисточника, попытки расширить то что уже имеется, стараясь привнести в адаптацию нечто своё — и делают аниме настоящим медиа искусством.
При этом вам спокойно может не нравится это тайтл. Возможно вас могло отвергнуть изобилие жестокости или же форма подачи сюжета, однако отрицать тот факт, что люди, стоявшие за производством этого проекта, вложили в свое детище частичку души — просто невозможно.
«Heavenly Delusion» - наглядный пример того, что случается с адаптациями, когда за их производство берутся люди, знающие и самое главное, любящие свое дело. Многие из тех, кто принимал участие в производстве - наглядно демонстрировал преданность к этому проекту, и все это никак не могло остаться незамеченным. Стремления сделать как можно качественнее, стараясь расширить то что есть и выйти за рамки возможного - и превратили Иллюзию Рая из андерграунд проекта, в один из самых известных тайтлов 2023-го года.
Для самого Мори Хиротаки - это был незабываемый дебют в качестве режиссера, который сопровождался огромным количеством новых вызовов, множеством проблем, ворохом неординарных решений и наповалом всеразличных открытый. Однако это помогло ему как набраться бесценного опыта, так и поработать в тех сферах, с которыми он ранее никогда не сталкивался:
─ ANN: «Heavenly Delusion» - ваш первый проект в качестве режиссера. Что вы чувствуете, оглядываясь назад?
─ Mori: Я смог поработать в тех областях, в которых никогда не работал в качестве режиссера эпизодов - таких как сценарий и звук, и это был наповал новых открытий для меня. Когда я наконец стал режиссером, я вновь осознал, что производство аниме - это командная работа. Я считаю, что аниматоры, в частности, также ответственны за развитие сюжета и вдохновение жизни в персонажей. Именно благодаря всеобщим усилиям и коллективной поддержке - мы и смогли создать «Heavenly Delusion».
И пускай анонса второго сезона до сих пор нет, и в ближайшее время точно не предвидется, но я надеюсь, что однажды - мы сможем с вами дожить до этого момента и вновь погрузиться в эту столь мрачную, но одновременно такую уютную и увлекательную историю...
Прощание с вами 👋
И на этом пожалуй все. Дописывая последние предложения этой статьи - я искренне счастлив. Счастлив ибо наконец-то я смог доделать одну из своих лучших работ. Долгое время я отказывался от идеи о написании еще одной статьи про это аниме, однако как только в Июле мне на глаза попался материал на «Crunchyroll» - во мне зажёгся какой-то невиданный ранее энтузиазм. Я обожаю копаться в аниме индустрии, изучать ее работу изнутри и просто узнавать для себя нечто новое. И эта статья - буквально кладезь интересного контента, который, на удивление, никто так и не смог конвертировать в полноценную статью. А как гласит одна древняя пословица...
Если хочешь сделать что-то хорошее - сделай это сам.
И я решил заняться написанием еще одной статьи по Иллюзии Рая. Уже в процессе написания - мне также попался материал на «AnimeNewsNetwork», который вышел еще раньше и в котором также очень много всеразличной информации. Вскоре я начал переводить обе статьи, что заняло, не буду лукавить - немало времени, а также 8.5 страниц google документа. Однако, как только я перевел весь материал - я столкнулся с той же проблемой, что и Мори Хиротака при формировании сюжета.
Поначалу мне было тяжело определиться с общим видением статьи и ее итоговым оформлением. Долгое время я не мог прийти к итоговому решению и не один раз переделывал материал. Но в последствии времени - я всё же нашёл способ, как структурировать статью и по делу использовать переведённый материал из двух статьей, при этом сделать это таким образом, чтобы оно и читалось хорошо, но при этом не было визуального нагромождения. И я рад, что в конечном итоге - я смог найти компромисс, между видеоматериалом, вырезками из интервью и количеством текста.
Я надеюсь что я не зря потратил 2 месяца работы над этой статьёй и она вам прошлась по вкусу. Если вам понравился этот материал и вы узнали для себя что-то новое или же маломайски интересное, то я попрошу вас об одном - поддержите мои старания сердечками, репостом, теплыми комментами и подпиской на мою страничку 🙏
Если я пойму, что вам нравятся статьи, посвященные производству того или иного аниме, а также за кулисами индустрии - буду время от времени радовать вас чем-то подобным.
Заранее спасибо всем вам за удёленное время и поддержку ^ ^
И на этой ноте я с вами прощаюсь, надеюсь что не навсегда. Всем удачи, всем добра и напоследок - see you, bye-bye :)
#лонгрид , #лонг , #лонгриды , #лонгпост , #anime , #anime_art , #animenews , #manga , #манга , #мангака , #анименовости , #анимеарт , #heavenly_delusion , #heavenlydelusion , #tengokudaimakyou , #иллюзия_рая , #иллюзиярая
Прочитал весь материал на одном дыхании и это просто прекрасно...
Я еще сильнее влюбился в этот тайтл, некоторые факты меня сильно удивило, особенно про то что множество фонов нарисованы от руки, а не обычные 3д картонки. Сразу видно что над аниме работали настоящие мастера своего дела. А тебе спасибо за работу, видно что сделано со старанием.
Спасибо большое за теплые слова, очень рад что мои старания не были напрасны :)
Спасибо за труд, сейчас крупных материалов кот наплакал.
Первый лонг по Иллюзии Рая набрал аж такую статистику. Очень хочу верить, что и этот материал наберет +- столько же.
К сожалению, вряд ли, у авторских лонгов сейчас есть шанс собрать нормально, только когда совпадают несколько факторов. Первый — выверенное время публикации: утро в 7-8 по МСК, в будние дни (с последним попал). Второе — хайповая тема или провокационное содержание. Третье — хорошее визуальное оформление (тут у тебя с этим прям отлично). Четвертое — не было других мощных лонгов, хайповых новостей или успешных шитпостов в этот день, чтобы пост попал в топ популярного и долго там продержался.
Я сам в подобное не верил, пока не выложил один из лучших своих материалов (лонг про BokuMachi) в субботу вечером. Даже 100 лайков не набрал (99, лол). С аниме, кстати, говорят, что выгоднее использовать самое популярное русское название. Но это не точно, ведь посты [Unknown] в свое время очень прилично набирали.
о, здарова!