The Humanoid 1986 года

The Humanoid: Ai no Wakusei Lezeria - фантастистическая романтика с элементами боевика, выпущенная на кассетах в 1986 году студией Kaname Production. Длится анима 45 минут.

Kaname Production - небольшая компания, выпустившая в период с 1982 по 1988 годы ряд весьма неплохих произведений: графеновую ову Birth, экранизацию экшена мэтра индустрии Nagai Go под названием Mujigen Hunter Fandora, фентезийные драму Windaria и боевик Genmu Senki Leda, и т.д. Часть тайтлов, вроде Windaria и Birth даже сравнительно известны на территории СНГ среди олдскульных анимешников. Работы этой компании характеризовались красивыми фантастическими / фентезийными сеттингами и жизненными историями, актуально смотрящимися даже в наше время.

Увы, в 1988 году студия была закрыта.

Режиссёр овы Masaki Shinichi помимо героя статьи режиссировал Initial D и Second Stage, Ultra Maniac, а также Space Symphony Maetel с кучкой хентайных ов. Помимо этого Masaki принимал участие в создании тонны годных произведений разной степени известности: Saint Seiya (доко популяро в Латинской Фмерике, Master Keaton, Miami Guns (очень крутая пародия), Hikaru no Gou, Sakigake!! Cromartie Koukou, Air Gear, Code Geass, Macross F, Kurozuka, Basquash, Queen's Blade, Angel Beats и Girls und Panzer. В мае 2018 года талантливый деятель аниме-индустрии ушёл из жизни, однако его наследие и слава Kaname Production продолжает жить в наших сердцах. К моему большому сожалению я не смог найти в сети его фото...

Посмотреть The Humanoid меня сподвигло желание продолжить ознакомление с репертуаром студии Kaname, из которого я смотрел Birth, Fandora и Windaria, а также известный факт, что среди мелких ов восьмидесятых и девяностых зарыто множество скрытых шедевров, о существовании которых мы даже не подозреваем из-за широкого пиара актуальных онгоингов, нежелания народа расширять анимешный кругозор в сторону прошлого, а также слабого пиара таких работ среди тех, кто всё же удосужился их посмотреть. Максимум, что можно увидеть у сообщества про старую продукцию - куцые комментарии в стиле "параша, можно не смотреть" и убогие рейтинги в 4.8 из 10, ярко демонстрирующие, что ова не просто плохая, а натуральная отрыжка. The Humanoid - ещё один пример, почему никогда не стоит всерьёз воспринимать комментарии и, особенно, клоунские усреднённые рейтинги. От себя посоветую выбирать аниму по описанию, тропам, постеру, арту, студии, деятелям (режиссёру, сэию) - как ни странно, такой подход позволил мне найти намного больше хорошего аниме, чем, когда я искал по чьим-то "спискам шедевров" и рейтингам.

Затравка

На дворе далёкое будущее, человечество освоило дальний космос. Где-то далеко от Земли существует планета Лезариа, куда после разрушительной войны на родной планете Мегалос сбежала правящая элита одноимённой нации. От землян на Лезарии существует лишь небольшая исследовательская лаборатория, возглавляемая профессором Уотсоном, потому фактическая власть там находится в руках мегалосского губернатора Прауда, на попечении которого находится наследница трона. Соседи живут мирно, даже испытывают друг к другу тёплые чувства, а принцесса даже является частым гостем у Уотсона и хорошей подругой его внучки Шерри.

Сюжет стартует, когда на Лезарию прилетает звездолёт землян, везущий припасы для дальней колонии. Во время захода на посадку судно пролетает над руинами древней цивилизации, после чего из-за неполадок совершает вынужденную посадку в лесу. Экипаж, состоит из двух человек - капитана Аарона и его помощника Эрика. Не проходит и пяти минут, как вылетевших на спасательной капсуле героев атакуют мегалосские истребители, вынуждая пару спасаться бегством. Через некоторое время они добредают до лаборатории, где неприятное событие забывается, ведь после многих месяцев разлуки, симпатизирующие друг другу Эрик и Шерри наконец воссоединяются, а Аарон встречает старого приятеля. Там же гости обнаруживают изобретение профессора Уотсона - андроида Антуанетту, того самого "гуманоида" из названия.

На фоне любви-дружбы-жвачки в прошлой сцене, нам показывают, как губернатор решает окончательно вырвать власть из лап министров, чтобы вернуть свой народ обратно на родную планету, в чём политику должен помочь Иксион, обнаруженный в руинах звездолёт предтеч.

Видеоряд

С визуальной точки зрения тайтл очень напоминает Windaria: в рисовке используются те же мягкие цвета, дамы нарисованы "по-анимешному", с большущими глазами, а мужчины - более приземлённо, но визуально старше своего реального возраста. Художники подарили персонажам характерные для восьмидесятых пышные копны волос заодно с детально прорисованными лицами (любителям чётко вычерченных носов рисовка должна понравится).

От фонов многого ожидать не стоит, это всё-таки не дорогущая полнометражка из девяностых, а короткая ова со скромным бюджетом. Впрочем, я бы не сказал, что задники плохие - они не выбиваются из кадра, не чувствуются дешёвкой и не построены по методу убогой однотонной заливки.

Сама анимация по ощущениям весьма приятная, кое-где, я бы даже сказал, что "крутая". Не знаю, как лучше передать это чувство словами, но всё же попробую: моторика персонажей в аниме для меня делится на три категории - несуществующе-клишейную, хорошую и креативную. Первый вариант можно легко увидеть во многих современных онгоингах (даже с неплохим бюджетом - тот же Tantei wa Mou Shindeiru): персонажи во время большинства диалогов просто стоят с широко раскрытыми глазами и шамкают ртом словно роботы - у них нет каких-то прикольных действий, ужимок, движений, мимики; для диалогов используются шаблонные ракурсы. Словом, это болванчики без эмоций (сюда я бы также записал чисто американскую манеру рисовать каких-то наркошизофреников, вечно бездумно дрищущихся во время разговора, словно они на метадоне). В случае с "хорошей" моторикой всё наоборот - персонажи двигаются "естественно", по делу, выражают эмоции мимикой, у них подвижное лицо, по которому читается настроение; у камеры какие-то более интересные ракурсы, чем просто "горизонтально смотрит на рожу". Яркий пример из недавних - 86 или Majo no Tabitabi. Третий вариант подразумевает какие-то заморочки вроде смены типа рисовки, нешаблонные позы или действия, словом, прикольный креатив. Такого рода моторика мне видится в Juusenki L-Gaim, Ef и Bakatest. Так вот, The Humanoid принадлежит ко второй категории.

В плюсы визуалу я бы ещё записал разного рода расширяющую восприятие сеттинга мелочёвку вроде интересных дизайнов колёсных и левитирующих машин (обязательными ламбо-дверями) и мотоциклов, любопытную архитектуру, сочетающую в себе некий дух средневековья (простая каменная кладка, малая этажность, простота конструкции) и современные технологии (автоматические двери, современные люстры); накреативили авторы и летающую технику (беспилотные истребители, звездолёты, вертолёты), фантастическое огнестрельное оружие, роботов - даже поразительно, сколько всего они смогли запихнуть в маленькую ову. Ну и, заодно, отмечу всякую фигню типа птиц, рисунков на кружках, резных стен и т.п. вещей, услаждающих глаз зрителя.

Вот так и надо делать фантастические произведения - в них всё должно ощущаться фантастическим, ведь даже за жалкие 50 лет большая часть окружающих нас бытовых предметов кардинально изменилась, а тут вообще далёкое будущее. В своё время именно за эту особенность мне дико понравился фильм "Пандорум".

Исходники доступны лишь в разрешении 640*480, но качество весьма хорошее. Всё же, хотелось бы увидеть ремастер на BD.

Звук

Звуковое сопровождение меня несказанно порадовало. Первый ржачный момент был в сэию Эрика. Стоило мне закончить просмотр Gundam ZZ, где протагониста Judau Ashta озвучивал Yao Kazuki, как буквально следующим тайтлом стал The Humanoid с тем же VA в главной роли! Yao - ветеран индустрии, озвучивший множество ключевых персонажей известных тайтлов, например: Yahagi Shougo (Megazone 23 II), Wataru (Kaze no Na wa Amnesia), Dark Schneider (Bastard), Bodaiju (Betterman) и массу второстепенных героев различных аниме вплоть до нашего времени.

Антуанетту озвучила Sakikabara Yoshiko, тоже VA-ветеран, чей голос мы слышали у следующих персонажей: Lady (кстати, тоже андроид из Space Cobra), Kushana (Kaze no Tani no Nausicaa), Nanai Miguel (Gundam Gyakushuu no Char), Frederica Greenhill (Ginga Eiyuu Densetsu), Sylia Stigray (Bubblegum Crisis), Feb (Sol Bianca), Integra (Hellsing), Kasei (Psycho-Pass), Boss (Akudama Drive) и у волчицы в Hakumei to Mikochi. У Сакикабары очень статный голос, что ярко демонстрируется характерами озвученных ей персонажей.

Злодея озвучил Sogabe Kazuyuki, он же Rei Ginsei (Vampire Hunter D 1985), Largo (Bubblegum Crisis), Kuzite (Sailor Moon), Ben / Silvers из One Piece. 17.09.2006 Согабэ не стало - всему виной был диагностированный у него двумя месяцами ранее рак пищевода. Тем не менее, мы помним его прекрасную игру.

Sogabe Kazuyuki, 16.04.1948 - 17.09.2006. RIP.
Sogabe Kazuyuki, 16.04.1948 - 17.09.2006. RIP.

Также у тайтла есть весьма неплохая английская озвучка, омрачённая частым и одновременно донным креативом типично американского толка: дополнительными охами-ахами, сворачивающими уши в трубочку криками и заменами реплик на банальный голливудский шлак. Например "Моя мечта наконец осуществилась!" пиривили как "Самый мощный корабль вселенной окажется в моих руках!". Честно говоря, я бы не советовал смотреть тайтл в этой озвучке.

Из русика есть хорошие субтитры от SKH, сделанные по достойному английскому фансабу. Перевод там нормальный, но сохранил присущую первоисточнику странную манеру переводить "Аарон" как "Ален", "Лезариа" как "Лазериа" (это даже не проблема английского фансаба, а шиза официальных американских переводчиков). Помимо этого добавились ещё и новые фишки: "Игнасиа" стала "Игнастией", а "Антуанетта" до кучи превратилась в очень болезненное "Антоинеттэ".

Но это не всё! Существует на просторах интернетов и русикоозвучка от... Кого бы подумали? Кто у нас известен своим скрупулёзным испоганиванием старых тайтлов?

A!

Za!!

Zel!!!

Поздравляем, Azazel! С твоей 159863ей "улучшенной" анимой!

Azazel - невероятно плодовитый персонаж, спавнящий озвучку за озвучкой. Все его работы характеризуются пронзительным и бесстрастным голосом, словно бы Azazel стоит на плаце и руководит покрасочными работами срочников. За все годы своего творчества он стабилен как СНГшный ВВП на душу населения - стабильно плохой, стабильно бездушный и бездумный, стабильно не попадающий в эмоцию, вопящий в микрофон и вызывающий своим голосом дискомфорт. Человек стабильно никак не может научиться просто спокойно и тихо говорить, коли он не умеет имитировать эмоции. Его коллеги-фансабберы уже давно с годами практики научились озвучивать в разы лучше, чем официальные озвучивальщики - те же Nothing, почти весь NAG, Женя Лурье, Cuba77, Алекс Килька, но не Azazel! В мультике говорят "Antuanetto" (т.е. по-русски "Антуанетта") - ничего страшного, "Антоинеттэ" выглядит уместно! "Лазериа" вместо "Лезариа" тоже звучит к месту! Да и "Ален" вместо "Аарон" сойдёт! Периодически, в пылу эмоций у него даже проскакивает почти правильное "Антуанеттэ", но Azazel бдит и старается не повторять ошибок! Человек вообще не смотрит аниму перед тем, как её озвучить - он просто распечатывает текст субтитров и дрищется перед микрофоном, читая их со случайными эмоциями. Где-то он не попадает в эмоцию, а где-то не попадает - отличная работа! Он умудряется уничтожить абсолютно любую сцену. Для полноты профессионализма ему ещё надо петь опенинги и эндинги, а также озвучивать смех.

"Ключ... С Антоинеттэ!" "Антоинеттэ?" Azazel

В его работах даже что-то есть: он настолько ужасно озвучивает, что это своего рода талант - Azazel бы прекрасно смотрелся среди "профессиональных" скоморохов-VA типа Филимонова, Гурзо и прочих обладателей блевотных голосов, неизменно лезущих во всё, что можно озвучить. В подруги можно было бы ещё закинуть его коллегу, такую же плодовитую фанdumbершу Persona99.

Уважаемый Azazel, если ты читаешь эти строки, прости меня за резкие слова, но держаться нету больше сил. Пожалуйста, остановись. Если ты хочешь помочь русскому анимешному сообществу - либо сходи в актёрскую школу (это же твоё хобби), либо делай субтитры. Хватит, всему есть предел.

Теперь обратно к положительным моментам. The Humanoid может похвастаться великолепным саундтреком, красивым опенингом Dancing in the rain (он же эндинг), а также мощной финальной композицией Kiniro no Bishou (обе спеты Hayakawa Megumi). Основной костяк ОСТа составляют пополам инструментальные треки под классику и рок. Всё это хозяйство авторы не стесняются вытолкнуть на первый план, поэтому музыка не бренчит где-то в сторонке, а именно "ловится ухом" - она явно заметна на фоне изображения. А уж финал бы точно не вышел настолько чувственным, если бы не замечательная песня на первом плане.

История

Спойлеры.

Несмотря на название, ова начинается как экшен и демонстрирует персонажей, подходящих именно этому жанру: под красивую музыку нам показывают длинноволосого амбициозного злодея, повелевающего личной армией, дуэт из опытного капитана и его пылкого молодого помощника; есть, конечно, и красавица, с которой юноша спешит встретиться. Никакой "любви" особо и нет.

В лаборатории профессора Уотсона царит идиллия: учёный в ладах с представителями беглого правительства настолько, что попивает с ними кофе в беседке, принцесса - лучшая подруга его внучки

По прилёту команды на Лезарию, зрителя вновь окунают в боевик - на корабль героев нападают вражеские беспилотники, сопровождая погоню красочными взрывами ракет, пылающим лесом. Пройдя через огонь и медные трубы, Эрик воссоединяется с друзьями и любимой, знакомится новой поделкой Уотсона - вот, в принципе, и закончилась вся романтика. Милая сцена у озера оперативно сменяется на кабинет губернатора Прауда: у него есть грандиозная цель - вернуться обратно на родную планету, а не ютиться у кого-то там в гостях. Заодно возникает и средство, при помощи которого желание легко будет осуществить: космический корабль Иксион, зарытый под древними каменными руинами. Пользуясь сомнениями Либеро, министра, Прауд уговаривает его принять свою сторону, а после передачи одного из стартовых ключей звездолёта, Либеро вместе с принцессой отправляется за решётку, предварительно раскрыв информацию о местоположении второго ключа.

По всем канонам жанра, устройство находится у Уотсона, а чтобы его забрать, нужен рычаг, и таковой вскоре находится: любопытный Эрик вместе того, чтобы помогать Аарону чинить разбитое судно, решает сгонять в руины на небольшую экскурсию. Совершенно неожиданно ничем хорошим затея не заканчивается, т.к. парня сразу обнаруживают охранные роботы, а после сопровождающейся перестрелками погони - нарушителя берут в заложники, предоставив Прауду подходящий аргумент для переговоров.

Группы Уотсона и губернатора собираются вместе и между ними начинаются прения, а во время презентации пленника в помещение врывается Антуанетта guns blazing и разбрасывает вооружённых роботов в разные стороны. Эрик останавливает роботессу за секунду до того, как та всаживает пулю в лоб Прауда. Видя, что туз из рукава скоро улетучится, подлый губернатор берёт Шерри в заложники и подавляет сопротивление. Дабы увязать "гуманоида" из названия с основной сюжетной веткой, Уотсон заявляет, что второй ключ хранится у неё.

Прауд мамой клянётся, что сразу отпустит хороших парней, как только получит ключ, а после - улетает запускать Иксион.

На этом этапе The Humanoid мне нравился - классический боевик про молодую горячую голову, оказывающуюся случайно втянутой в государственный конфликт, мимо которого добропорядочный герой пройти не может. Это хорошо зарекомендовавшая себя формула, воплощение которой я уже видел множество раз: Venus Senki, Dallos, Akira, фильм Terra e, Windaria. Все эти произведения мне очень понравились, потому и к The Humanoid у меня не было никаких претензий. И к чему тут придираться? Красивый арт, фантастический сеттинг, милые персонажи, лёгкий сюжет без всякой там распальцовки, повестки и громких заявлений. Олдскульная классика, которую ты просто спокойно смотришь и получаешь удовольствие. Благодаря прекрасному сочетанию перечисленных факторов, произведение можно в любой пересматривать, благо формат располагает.

В последней описанной сцене моё внимание привлекли вот эти два момента:

1) Когда в зале появляется Антуанетта, до этого смотрящий на Эрика Прауд с удивлением поворачивается в её сторону, а после восклицания Уотсона - переводит задумчивый взгляд с профессора на роботессу.

2) Второй момент был, когда Антуанетта вскидывает автомат и готовится отстрелить Прауду кабину. Его удивление так здорово затаймлено под музыку, что сценка буквально врезалась в память.

Вроде какая-то ерунда, но я всё никак не мог перестать просматривать эти два момента, настолько они мне понравились. Ещё раньше, во время опенинга, я заметил, что в ове хорошее музыкальное сопровождение, но не придавал этому значения, однако, во время перестрелки Антуанетты с роботами, музыка прямо зацепила, жёстко обратила на себя внимание.

После отлёта Прауда, компания ожидает, когда их отпустят, но у роботов, ожидаемо, приказ иного толка - казнить героев. Опять же, по греющим душу канонам жанра, в последнюю секунду к зданию подлетает Аарон и разносит из корабельной пушки расстрельную команду.

Не способный обходить неприятности стороной Эрик садится на летающий байк и бросается в погоню за Праудом, а вскоре за ним отправляется и Антуанетта. Тем временем, действие переносится в руины, где губернатор после очередного приступа заливного злодейского смеха вставляет включи в панель управления. Предупреждениям Уотсона и Либеро поддавшийся соблазну политик не внял, поэтому запустившийся корабль, как и было ранее обещано, начинает разрушать окружение, моментально сжигая Прауда и его свиту.

К пульту устремляется Эрик, но падает так и дойдя несколько сотен метров до цели. Поднимая голову, он видит, как мимо него пролетает Антуанетта, а затем спрыгивает с мотоцикла в самое пекло - в рубку управления Иксионом.

The Humanoid 1986 года

Спустя несколько минут роботесса встаёт у края полуразрушенного мостика с ключами в руках. Буря утихла, корабль выключен, а кризис миновал.

Эрик смотрит на вершину башни и видит, как Антуанетта дрожащими губами шепчет угадываемые слова, а затем, к удивлению юноши, прыгает вниз.

Герой бросается к знакомой, но уже поздно - по щеке мёртвого гуманоида скатывается капля дождя, символическая слеза.

"I love you..."

Проходит время, Аарон, Эрик и Шерри завершают ремонт корабля и улетают с Лезарии. Под конец мы видим сцену, где троица любуется лучом зелёного, как глаза Антуанетты, света, появившегося из разрушенной рубки Иксиона сразу после гибели робота и продолжающего светить до этого момента.

Наверняка вы знаете чувство некоего автопилота, на котором ты смотришь хорошее, но не шедевральное произведение. Ну хорошее оно и OK - ты продолжаешь спокойно наблюдать за действием. Но вот, происходит какая-то сцена, вырывающая тебя из этого транса, заостряющая внимание, заставляющая остановить видео и подумать, перемотать, затем заново посмотреть эту сцену. Это своего рода шок-контент без присущего этому словосочетанию кишочного подтекста. После такой сцены восприятие произведения лично у меня резко меняется: я начинаю замечать какие-то детали, на которые ранее не обращал внимание, более внимательно приглядываюсь к персонажам и оказывается, что я пропустил массу всего! Так у меня было с Mahou Shoujo Madoka Magica, превратившегося в конце третьей серии из забавной анимы о волшебницах во что-то значительно большее или же во второй серии Voogie's Angel, после которой рофельная эччи-помойка стала мощнейшей драмой.

Сцена с гибелью Антуанетты стала для меня именно таким поворотным моментом. Оказалось, что Лезария не просто так числится в названии "планетой любви" - романтическая линия в The Humanoid действительно есть, но я просто не обращал на неё внимание. Может быть это моё раздолбайство, а может режиссёр очень искусно отвлекал внимание зрителя экшеном, но зарождающаяся любовь Антуанетты легко заметна, если ты знаешь, куда смотреть.

В моменты, когда между Аароном, Эриком и роботом начинается общение, её менталитет претерпевает постепенные изменения - от механического и аналитического к более человечному. В сцене у моря она понимает, что такое веселье; разглядывая фото супруги Аарона, ей на пальцах объясняют, что чувства - это не просто набор данных. Глядя, как на озарённой лунным светом веранде Эрик предлагает Шерри руку и сердце, Антуанетта впервые задумывается о своих чувствах. Везя Шерри и её дедушку в город, роботесса любуется природой, а не давит педаль в пол, как это было ранее. Врываясь в зал, где Прауд переговаривается с Уотсоном, она смотрит только на Эрика. Именно его слова заставляют Антуанетту не стрелять в губернатора, причём она сама не понимает, зачем его слушает. Когда парень бросается к руинам, она снова бездумно следует за ним, ведомая силой любви, а под конец, понимая, что не сможет получить обратные чувства, она прыгает вниз с огромной высоты, не в силах вытерпеть разлуку с любимым.

Оно всё было на виду, но я всё это пропустил! Только пересмотр помог заметить эти мелки моменты, спрятанные за завесой экшена. Да, The Humanoid - это именно романтика с элементами экшена, а не наоборот! И всё это - благодаря потрясающей финальной сцене, перевернувшей моё представление об ове. Из просто "выше среднего, 5 из 7", она моментально стала "шедевр, 7 из 7". Пускай, в этом произведении много добрых, но всё же клише (камон, кому может не нравится злодейский смех Прауда?), пускай показанная романтика многим покажется банальной, но я падок на такие вещи и легко проявляю эмпатию к приятно прописанным персонажам, поэтому скромная история любви Антуанетты растрогала меня до глубины души.

Финальная сцена.

Хотя бы только из-за этой сцены мне захотелось поделиться с своими впечатлениями о неожиданной находке.

Вот ещё реликт эпох: фото саундтрека на LD.

Послесловие

Я очень, очень, очень доволен, что сунулся смотреть The Humanoid. Для меня ова стала невероятным сюрпризом и очередным скрытым бриллиантом, необоснованно лишённым зрительского внимания и погребённым под валом снобских отзывов бесчувственных обожателей актуальных шоненов. Не знаю, почему такие произведения привлекают именно эту группу зрителей, но результат известен:

The Humanoid 1986 года

Нет, не унылота, не банальность и не бред! The Humanoid поднимает актуальную в любой момент тему любви, завёрнутую в обёртку олдскульной фантастики из той эпохи, когда юноши были только героические, а дамы - только в беде. Эта тематика никогда не устареет, ведь она не для всех, а для своей аудитории - для романтиков. Если вы относите себя к ним, то я настоятельно рекомендую обратить внимание на данную ову!

4545
27 комментариев