Реальность — иллюзия: источники вдохновения «Матрицы»
В 2019 году «Матрица» празднует своё двадцатилетие, и это отличный повод рассмотреть идеи, которые лежат в основе сценария этого знакового фильма.
Тени на стене
В фильме при первой встрече Нео с Морфеусом звучит фраза:
Как и все остальные, ты был рожден в цепях в тюрьме, которую ты не можешь понюхать, попробовать на вкус или потрогать. В тюрьме для твоего разума.
Многие могут даже не догадываться, что эта фраза отсылает к древнегреческой философии. В 360 г. до н. э. Платон пишет свою знаменитую работу «Государство». Помимо прочих тем, он приводит аллегорию пещеры, показывая, как человек может ошибаться в привычных ему суждениях об окружающей действительности.
Представьте себе пещеру, в которой содержатся пленники. Их ноги и шеи с самого детства скованы цепями. Они не могут никуда уйти. Пленники не знают и не могут знать другой жизни — оковы и пещера стали единственной реальностью, которая им известна. Всё, что они делают — это смотрят на тени перед собой. У входа в пещеру горит костёр, который служит единственным источником света для пленников. Но они сидят к нему спиной и могут видеть только тени от людей и животных, которые проходят перед костром. Они изучают тени, дают им названия, соревнуются в их лучшем понимании. Для пленников эти тени — единственная наблюдаемая реальность.
Если же с одного из этих пленников снимут оковы и выведут его наружу, то он не поверит своим глазам — его привычный мир исчез. Солнечный свет будет нестерпимо слепить, пока он к нему не привыкнет. Тени, которые отбрасывают предметы на свету, были его единственной реальностью. Теперь же это — лишь иллюзия.
Если этот человек захочет вернуться в пещеру, чтобы рассказать остальным о своём открытии, то пленники его, скорее всего, не поймут. Для них он будет сумасшедшим, который пытается убедить в том, что их привычный мир — не настоящий. Скорее всего, они даже захотят его убить, если он попытается их освободить.
А если узники пещеры воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен?
Сократ, учитель Платона, задавал неудобные вопросы согражданам и заставлял их сомневаться в устоявшемся порядке вещей. Власти его ненавидели, а думающая молодёжь боготворила. Вскоре Сократ предстал перед судом, и его приговорили к смертной казни за «богохульство» и «развращение умов молодёжи». Считается, что в аллегории пещеры Платон проводил параллели в том числе с жизнью своего учителя.
Идея Платона дожила до наших дней и показывает, что о природе реальности люди стали задумываться задолго до появления компьютерных симуляций. А саму «Матрицу» можно назвать идеальной экранизацией аллегории пещеры.
Жизнь как сон
Случалось видеть кошмар, который казался реальностью?
Индуизм — религия, зародившаяся много тысячелетий назад на территории Индии. Чтобы понять, какое отношение она имеет к фильму, нужно рассмотреть три важных термина из этой системы верований: Брахман, Атман и Майа.
Брахманом индуисты называют обезличенный Абсолют. Начало всех начал, бесконечное и безвременное, нечто всеобъемлющее и непостижимое. Условно говоря, Брахман — это единственное истинное, что существовало, существует и будет когда-нибудь существовать.
Атман — это проявление Брахмана в каждом человеке. Можно представить это отделённым взглядом Брахмана на само себя. Среди индуистов распространено мнение, что Брахман разделил своё восприятие на миллиарды маленьких осколков, чтобы получить опыт отделённости и посмотреть на себя со стороны.
Но для того, чтобы получить полноценный опыт самоосознания, нужно сначала забыть, что ты есть, поэтому в дело вступает третья сила — Майа, воспринимаемая органами чувств искусная иллюзия в виде физической вселенной. Майа также создана Брахманом и её главная задача — скрыть от Брахмана то, что он — это он.
Теперь аналогия с фильмом становится понятной: матрица — это Майя, видимый мир перед нашими глазами, электрические сигналы, которые мозг на лету кодирует в видимую реальность внутри матрицы. Находясь внутри неё, Томас Андерсон чувствует что-то неправильное и пытается найти ответ на свои вопросы. Атманом можно назвать сознание, саму способность воспринимать всё происходящее. Брахманом, по аналогии с фильмом, должен быть «реальный» мир, но в индуизме весь проявленный мир — это Майа, иллюзия. В этом контексте особенно интересна фанатская теория об альтернативной концовке трилогии, в которой «реальность» пробуждённых людей оказывалась лишь ещё одним слоем в матрице.
Любопытный факт. В начале первой и второй части трилогии Нео спит, когда первый раз появляется в кадре. А в начале третьей части находится в коме.
Злой Демон
Что если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что сон, а что действительность?
Рене Декарт — французский философ, живший в 17 веке. В числе многих его заслуг — развитие метода радикального сомнения. В своей работе 1641 года «Размышления о первой философии» Декарт допускает, что все его знания о мире и убеждения могут оказаться ложными. Он предполагает, что некий «злой демон» может обманывать его с самого рождения.
Какой-то злокозненный гений, очень могущественный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившимися мне ловушками, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения.
Декарт ставит под сомнение природу своих ощущений, существование тела и восприятие внешнего мира.
Из всех вещей, некогда почитавшихся мною истинными, нет ни одной, относительно которой было бы недопустимо сомневаться... Я не думаю, будто можно легкомысленно признать истинным все, что мне явно внушают чувства.
В своих дальнейших размышлениях философ приходит к доказательству существования Бога и дуализму души и тела. Но главная ценность книги — пример радикального сомнения в, казалось бы, очевидных вещах. В 1641 году сложно было себе представить, как некто или нечто может с рождения обманывать наше восприятие окружающего мира. С 1999 года, благодаря «Матрице», это предположение стало частью мировой массовой культуры.
Любопытный факт: писатель Филип К. Дик долгое время изучал философские идеи и религиозные течения, и Рене Декарт, судя по книге «Мечтают ли андроиды об электроовцах», однозначно оказал на него влияние. А в 1977 году на конференции научной фантастики писатель даже заявлял о возможности того, что всё вокруг является компьютерной симуляцией.
Избранный, Симулякры и 2501
Вы все живёте в мире грёз. А таков мир сейчас: добро пожаловать в пустыню реальности.
В фильме также явно прослеживаются отсылки к христианству а Нео изображается как Спаситель. Особенно сильно это видно в сиквелах. Если в Евангелии обещанным Мессией является Иисус, то в «Матрице» Спасителем выступает Нео, чьё пришествие предсказывает Оракул. Также в конце первого фильма Нео воскресает после смерти, и получает «суперспособность» — менять матрицу согласно своей воле. Также приведу самые известные отсылки к именам персонажей и названиям (Вачовски подтверждали, что все имена подобраны с определённым смыслом).
Neo — гр. новый; также анаграмма one
Томас Андерсон — Anderson - гр. человек
Morhpeus — бог сна в греческой мифологии, способный в любом обличии являться спящим людям
Trinity — троица «сын, отец и святой дух» из христианства
Пифия (в оригинале просто The Oracle) — имя Дельфийского оракула времён древней греции
Корабль «Навуходоносор» — Вавилонский царь
Надпись Mark III № 11 рядом с названием корабля — одиннадцатый стих третьей главы Евангелия от Марка: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий»
Город Zion — преобразованное название Иерусалима; также в христианской литературе обозначают небеса
Комната 101, в которой живёт ещё «не пробудившийся» Нео — номер пыточной комнаты в «Министерстве любви», в романе Джорджа Оруэлла «1984»
Табличка над кухонной дверью «Познай себя» — такое же послание находилось в храме Аполлона в Дельфах
«Кроличья нора», «следуй за белым кроликом» — «Алиса в стране чудес», в которой, помимо многих прочих, затрагивается тема реальности как сна. Да и просто Вачовски очень любят эту книгу
«We're not in Kansas anymore» — The Wizard of Oz
Стоит упомянуть ещё одну книгу, повлиявшую на режиссёров — «Симулякры и симуляция» французского философа Жана Бодрияра. Вачовски рекомендовали актёрам ознакомиться с ней перед чтением сценария, и даже показали её в одной из сцен. Сам же Бодрияр, после выхода фильма, заявил, что режиссёры абсолютно неправильно поняли его идеи:
Матрица — это именно тот фильм о матрице, который сама матрица бы позволила снять.
«Симулякры и симуляция» рассказывает не о компьютерной симуляции, а о подмене смыслов муляжами во всех аспектах человеческой жизни — от политики до искусства и социального взаимодействия. Кстати, по мотивам другой книги Бодрияра «Войны в заливе не было» в Голливуде сняли фильм «Плутовство» (в другом переводе «Хвост виляет собакой»).
И последний штрих — «Призрак в доспехах» Мамору Осии. Эта знаменитая работа, затрагивающая вопросы личности, самоопределения и сознания, стала для Вачовски источником вдохновения не столько в идейном плане, сколько в визуальном. От зелёных строчек кода и разъёмов в затылке до разлетающихся в перестрелках кусках бетона — если смотреть обе картины подряд, то визуальное влияние видно невооружённым глазом.
Чтобы объяснить Джоэлю Сильверу, продюсеру фильма, как будет выглядеть их задумка на экране, Вачовски ссылались именно на «Призрак в доспехах». Также они признавали, что это аниме, наряду с «Акирой» и «Манускриптом ниндзя», оказало на них самое большое влияние из произведений японской анимации.
Вышедшая в 1999 году «Матрица» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Инновационные спецэффекты, философский и религиозный подтекст, запоминающийся стиль — всё это моментально сделало фильм выдающимся образцом массовой культуры. В «Матрице» можно увидеть с десяток идей и концепций из различных областей человеческого знания. По меткому наблюдению философа Славоя Жижека, «Матрица» — это словно тест Роршаха и каждый может увидеть в ней те идеи, с которыми знаком ближе всего.
В качестве пищи для размышлений могу порекомендовать:
- Ирвин Уильям «Матрица как философия». Сборник эссе от десятка авторов, каждый из которых интерпретирует фильм в соответствии с различными идеями. Сравнение пути Нео с жизнями Сократа и Будды, «Мозг в банке», идеи Канта, Ницше, Достоевского, свобода воли и детерменизм, и многое другое
- Платон «Государство» (книга 7, «Символ пещеры»); Рене Декарт «Размышления о первой философии».
- Горан Бэклунд «Опровержение идеи о существовании внешнего мира»; Джед МакКенна «Духовное просветление – прескверная штука»; Томас Метцингер «Наука о мозге и миф о своем Я». Примеры современных философских работ, продолжающих идеи Платона и Декарта.
P.S.
Отдельное спасибо за помощь в подготовке статьи: Jemma Jenkins за корректуру, Дмитрий Давыдов, Егор Аргунов и Резак Шрёдингера за редактуру и дельные советы.
"В 1641 году сложно было себе представить, как некто или нечто может с рождения обманывать наше восприятие окружающего мира."
Это не совсем так. В той или иной степени (в зависимости от выявленного смысла сюжета) это было хорошо раскрыто в "Tempest" у Шекспира. Более того, с большой вероятностью прообразом Великого Обманщика и послужил образ Ариэля.
За Маккену респект. Я бы посоветовал еще Йогу Васиштху - Сказка о Лиле, как самый древний санскритский текст на тему симуляции вселенной
20 лет уже.... вроде только недавно вышел
Фильм никогда не потеряет своей актуальности, даже кажется, что с каждым годом только набирает
Комментарий недоступен
Как жаль что в погоне за долларом, а может и тезисом "Куй железо пока горячо" Вачовски сняли второй и третий фильм вместе, не отшлифовав сценарий и визуал. Тем же самым грешил и Гор Вербински когда снял 2 и 3 Пиратов.
Ну, зато первая часть навсегда останется в истории кинематографа.
Ооооо, да вы, я вижу, не знаете, каким изначально был сценарий трилогии по замыслу братьев