Реальность — иллюзия: источники вдохновения «Матрицы»

В 2019 году «Матрица» празднует своё двадцатилетие, и это отличный повод рассмотреть идеи, которые лежат в основе сценария этого знакового фильма.

В закладки
Аудио

Тени на стене

В фильме при первой встрече Нео с Морфеусом звучит фраза:

Как и все остальные, ты был рожден в цепях в тюрьме, которую ты не можешь понюхать, попробовать на вкус или потрогать. В тюрьме для твоего разума.

Морфеус

Многие могут даже не догадываться, что эта фраза отсылает к древнегреческой философии. В 360 г. до н. э. Платон пишет свою знаменитую работу «Государство». Помимо прочих тем, он приводит аллегорию пещеры, показывая, как человек может ошибаться в привычных ему суждениях об окружающей действительности.

Представьте себе пещеру, в которой содержатся пленники. Их ноги и шеи с самого детства скованы цепями. Они не могут никуда уйти. Пленники не знают и не могут знать другой жизни — оковы и пещера стали единственной реальностью, которая им известна. Всё, что они делают — это смотрят на тени перед собой. У входа в пещеру горит костёр, который служит единственным источником света для пленников. Но они сидят к нему спиной и могут видеть только тени от людей и животных, которые проходят перед костром. Они изучают тени, дают им названия, соревнуются в их лучшем понимании. Для пленников эти тени — единственная наблюдаемая реальность.

Если же с одного из этих пленников снимут оковы и выведут его наружу, то он не поверит своим глазам — его привычный мир исчез. Солнечный свет будет нестерпимо слепить, пока он к нему не привыкнет. Тени, которые отбрасывают предметы на свету, были его единственной реальностью. Теперь же это — лишь иллюзия.

Если этот человек захочет вернуться в пещеру, чтобы рассказать остальным о своём открытии, то пленники его, скорее всего, не поймут. Для них он будет сумасшедшим, который пытается убедить в том, что их привычный мир — не настоящий. Скорее всего, они даже захотят его убить, если он попытается их освободить.

А если узники пещеры воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу, награждая того, кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то, как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, и разве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен?

Платон

Сократ, учитель Платона, задавал неудобные вопросы согражданам и заставлял их сомневаться в устоявшемся порядке вещей. Власти его ненавидели, а думающая молодёжь боготворила. Вскоре Сократ предстал перед судом, и его приговорили к смертной казни за «богохульство» и «развращение умов молодёжи». Считается, что в аллегории пещеры Платон проводил параллели в том числе с жизнью своего учителя.

Идея Платона дожила до наших дней и показывает, что о природе реальности люди стали задумываться задолго до появления компьютерных симуляций. А саму «Матрицу» можно назвать идеальной экранизацией аллегории пещеры.

Жизнь как сон

Случалось видеть кошмар, который казался реальностью?

Морфеус

Индуизм — религия, зародившаяся много тысячелетий назад на территории Индии. Чтобы понять, какое отношение она имеет к фильму, нужно рассмотреть три важных термина из этой системы верований: Брахман, Атман и Майа.

Брахманом индуисты называют обезличенный Абсолют. Начало всех начал, бесконечное и безвременное, нечто всеобъемлющее и непостижимое. Условно говоря, Брахман — это единственное истинное, что существовало, существует и будет когда-нибудь существовать.

Атман — это проявление Брахмана в каждом человеке. Можно представить это отделённым взглядом Брахмана на само себя. Среди индуистов распространено мнение, что Брахман разделил своё восприятие на миллиарды маленьких осколков, чтобы получить опыт отделённости и посмотреть на себя со стороны.

Но для того, чтобы получить полноценный опыт самоосознания, нужно сначала забыть, что ты есть, поэтому в дело вступает третья сила — Майа, воспринимаемая органами чувств искусная иллюзия в виде физической вселенной. Майа также создана Брахманом и её главная задача — скрыть от Брахмана то, что он — это он.

Теперь аналогия с фильмом становится понятной: матрица — это Майя, видимый мир перед нашими глазами, электрические сигналы, которые мозг на лету кодирует в видимую реальность внутри матрицы. Находясь внутри неё, Томас Андерсон чувствует что-то неправильное и пытается найти ответ на свои вопросы. Атманом можно назвать сознание, саму способность воспринимать всё происходящее. Брахманом, по аналогии с фильмом, должен быть «реальный» мир, но в индуизме весь проявленный мир — это Майа, иллюзия. В этом контексте особенно интересна фанатская теория об альтернативной концовке трилогии, в которой «реальность» пробуждённых людей оказывалась лишь ещё одним слоем в матрице.

Любопытный факт. В начале первой и второй части трилогии Нео спит, когда первый раз появляется в кадре. А в начале третьей части находится в коме.

Злой Демон

Что если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что сон, а что действительность?

Морфеус

Рене Декарт — французский философ, живший в 17 веке. В числе многих его заслуг — развитие метода радикального сомнения. В своей работе 1641 года «Размышления о первой философии» Декарт допускает, что все его знания о мире и убеждения могут оказаться ложными. Он предполагает, что некий «злой демон» может обманывать его с самого рождения.

Какой-то злокозненный гений, очень могущественный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившимися мне ловушками, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения.

Декарт

Декарт ставит под сомнение природу своих ощущений, существование тела и восприятие внешнего мира.

Из всех вещей, некогда почитавшихся мною истинными, нет ни одной, относительно которой было бы недопустимо сомневаться... Я не думаю, будто можно легкомысленно признать истинным все, что мне явно внушают чувства.

Декарт

В своих дальнейших размышлениях философ приходит к доказательству существования Бога и дуализму души и тела. Но главная ценность книги — пример радикального сомнения в, казалось бы, очевидных вещах. В 1641 году сложно было себе представить, как некто или нечто может с рождения обманывать наше восприятие окружающего мира. С 1999 года, благодаря «Матрице», это предположение стало частью мировой массовой культуры.

Любопытный факт: писатель Филип К. Дик долгое время изучал философские идеи и религиозные течения, и Рене Декарт, судя по книге «Мечтают ли андроиды об электроовцах», однозначно оказал на него влияние. А в 1977 году на конференции научной фантастики писатель даже заявлял о возможности того, что всё вокруг является компьютерной симуляцией.

Избранный, Симулякры и 2501

Вы все живёте в мире грёз. А таков мир сейчас: добро пожаловать в пустыню реальности.

Морфеус

В фильме также явно прослеживаются отсылки к христианству а Нео изображается как Спаситель. Особенно сильно это видно в сиквелах. Если в Евангелии обещанным Мессией является Иисус, то в «Матрице» Спасителем выступает Нео, чьё пришествие предсказывает Оракул. Также в конце первого фильма Нео воскресает после смерти, и получает «суперспособность» — менять матрицу согласно своей воле. Также приведу самые известные отсылки к именам персонажей и названиям (Вачовски подтверждали, что все имена подобраны с определённым смыслом).

Neo — гр. новый; также анаграмма one

Томас Андерсон — Anderson - гр. человек

Morhpeus — бог сна в греческой мифологии, способный в любом обличии являться спящим людям

Trinity — троица «сын, отец и святой дух» из христианства

Пифия (в оригинале просто The Oracle) — имя Дельфийского оракула времён древней греции

Корабль «Навуходоносор» — Вавилонский царь

Надпись Mark III № 11 рядом с названием корабля — одиннадцатый стих третьей главы Евангелия от Марка: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий»

Город Zion — преобразованное название Иерусалима; также в христианской литературе обозначают небеса

Комната 101, в которой живёт ещё «не пробудившийся» Нео — номер пыточной комнаты в «Министерстве любви», в романе Джорджа Оруэлла «1984»

Табличка над кухонной дверью «Познай себя» — такое же послание находилось в храме Аполлона в Дельфах

«Кроличья нора», «следуй за белым кроликом» — «Алиса в стране чудес», в которой, помимо многих прочих, затрагивается тема реальности как сна. Да и просто Вачовски очень любят эту книгу

«We're not in Kansas anymore» — The Wizard of Oz

Стоит упомянуть ещё одну книгу, повлиявшую на режиссёров — «Симулякры и симуляция» французского философа Жана Бодрияра. Вачовски рекомендовали актёрам ознакомиться с ней перед чтением сценария, и даже показали её в одной из сцен. Сам же Бодрияр, после выхода фильма, заявил, что режиссёры абсолютно неправильно поняли его идеи:

Матрица — это именно тот фильм о матрице, который сама матрица бы позволила снять.

Жан Бодрияр

«Симулякры и симуляция» рассказывает не о компьютерной симуляции, а о подмене смыслов муляжами во всех аспектах человеческой жизни — от политики до искусства и социального взаимодействия. Кстати, по мотивам другой книги Бодрияра «Войны в заливе не было» в Голливуде сняли фильм «Плутовство» (в другом переводе «Хвост виляет собакой»).

И последний штрих — «Призрак в доспехах» Мамору Осии. Эта знаменитая работа, затрагивающая вопросы личности, самоопределения и сознания, стала для Вачовски источником вдохновения не столько в идейном плане, сколько в визуальном. От зелёных строчек кода и разъёмов в затылке до разлетающихся в перестрелках кусках бетона — если смотреть обе картины подряд, то визуальное влияние видно невооружённым глазом.

Чтобы объяснить Джоэлю Сильверу, продюсеру фильма, как будет выглядеть их задумка на экране, Вачовски ссылались именно на «Призрак в доспехах». Также они признавали, что это аниме, наряду с «Акирой» и «Манускриптом ниндзя», оказало на них самое большое влияние из произведений японской анимации.

Вышедшая в 1999 году «Матрица» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Инновационные спецэффекты, философский и религиозный подтекст, запоминающийся стиль — всё это моментально сделало фильм выдающимся образцом массовой культуры. В «Матрице» можно увидеть с десяток идей и концепций из различных областей человеческого знания. По меткому наблюдению философа Славоя Жижека, «Матрица» — это словно тест Роршаха и каждый может увидеть в ней те идеи, с которыми знаком ближе всего.


Есть идеи для крутых статей? Присоединяйся! Наш дискорд-сервер и телеграм-чат
Пост написан участником Сообщества Независимых Авторов DTF

#матрица #лонг #dtf_gang

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Антон Рахманинов", "author_type": "self", "tags": ["long","dtf_gang","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430"], "comments": 72, "likes": 157, "favorites": 269, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 42604, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 12 Mar 2019 16:05:10 +0300" }
{ "id": 42604, "author_id": 94979, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42604\/get","add":"\/comments\/42604\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42604"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }

72 комментария 72 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
26

В качестве пищи для размышлений могу порекомендовать:

- Ирвин Уильям «Матрица как философия». Сборник эссе от десятка авторов, каждый из которых интерпретирует фильм в соответствии с различными идеями. Сравнение пути Нео с жизнями Сократа и Будды, «Мозг в банке», идеи Канта, Ницше, Достоевского, свобода воли и детерменизм, и многое другое
- Платон «Государство» (книга 7, «Символ пещеры»); Рене Декарт «Размышления о первой философии».
- Горан Бэклунд «Опровержение идеи о существовании внешнего мира»; Джед МакКенна «Духовное просветление – прескверная штука»; Томас Метцингер «Наука о мозге и миф о своем Я». Примеры современных философских работ, продолжающих идеи Платона и Декарта.

P.S.

Отдельное спасибо за помощь в подготовке статьи: Jemma Jenkins за корректуру, Дмитрий Давыдов, Егор Аргунов и Резак Шрёдингера за редактуру и дельные советы.

Ответить
0

"В 1641 году сложно было себе представить, как некто или нечто может с рождения обманывать наше восприятие окружающего мира."
Это не совсем так. В той или иной степени (в зависимости от выявленного смысла сюжета) это было хорошо раскрыто в "Tempest" у Шекспира. Более того, с большой вероятностью прообразом Великого Обманщика и послужил образ Ариэля.

Ответить
0

За Маккену респект. Я бы посоветовал еще Йогу Васиштху - Сказка о Лиле, как самый древний санскритский текст на тему симуляции вселенной

Ответить
15

20 лет уже.... вроде только недавно вышел
Фильм никогда не потеряет своей актуальности, даже кажется, что с каждым годом только набирает

Ответить
1

Охотника на оленей никто не знает уже, про Газонокосильщика забывают.
Фильм будут помнить только за О, там же замедление времени и смена камеры была.

Ответить
8

Как жаль что в погоне за долларом, а может и тезисом "Куй железо пока горячо" Вачовски сняли второй и третий фильм вместе, не отшлифовав сценарий и визуал. Тем же самым грешил и Гор Вербински когда снял 2 и 3 Пиратов.

Ну, зато первая часть навсегда останется в истории кинематографа.

Ответить
0

Ооооо, да вы, я вижу, не знаете, каким изначально был сценарий трилогии по замыслу братьев

Ответить
1

Если вы про матрицу внутри матрицы, то сами режиссеры говорили что не было такого(хоть лично я и за такую концовку)

Ответить
0

Такое было в фильме Тринадцатый этаж. Из той же оперы фильм Темный город и 12 обезьян.

Ответить
0

Ну скажем 12 обезьян то тут не совсем к месту. Кстати у 13 этажа есть основа в виде европейского фильма(так же как у ванильного неба), мне она больше понравилась. От туда вачевские взяли разговор о вкусе овсяной каши(в фильме было о кофе)

Ответить
0

Концовка должна была быть другая, однако студия не решилась.
А жаль. В оригинальном сценарии мощная концовка хоть и не хеппи энд.

Ответить
0

Да, хотя братья сильно топили за свою, оригинальную, концовку. Но боссы из киностудии сказали, что так быть не должно, пиплу нужен хэппи энд

Ответить
1

Люди, чем вы смотрели кино?)) Там всё хорошо с концовкой. И финал мягко говоря не самый счастливый: Зеон - иллюзия, избранный - только инструмент для решения последней задачи матрицы - понимания свободы воли и героизма, финал = перезапуск идеальной матрицы.

Ответить
0

Возможно, изначально им хотелось сделать всё ещё прозрачнее и, например, Зион тоже перезагрузить. Что прям ну совсем бы все увидели и охренели от безысходности.
А ещё поговаривают, что избранным мог быть некий агент и тогда всё вообще плохо бы выглядело для ожидавших хэппи энда.
Но всё это не точно, конечно)

Ответить
0

Аниматрица все реабилитировала

Ответить
0

Хэппи энд? Ну сложный там хэппи энд. И Вачовски сняли ровно ту концовку, которую хотели - там всё находится на своих местах, но это ещё нужно рассмотреть.

Ответить
0

А пиратов 2 и 3 сняли ради денег. На волне оглушительного успеха первой части

Ответить
–10

Многое написано нормально, но с троицей накосячили в тексте: "Тело, душа и дух". А то что выше упомянули, это испокон веков чтобы мозги туманить людей. Почему я прав?. Легко.
Когда мы говорим, что человек расстраивается, мы не задумываясь над смыслом имеем ввиду что происходит расстроение (на 3 части) компонентов человека на тело, душу и духа. Но чтобы это понять и вообще не отторгнуть, и внести информацию в мозг, нужно на примере квартиры, в которую хочешь пронести роял, сломать там стену и внести его в комнату. Так же и с мозгом, нужно сломать внутренню стену и только тогда поймешь.

Ответить
15

Человек именно расстраивается (нарушается внутренний строй), а не растраивается (разделяется на три части).
Как обычно, задорновская этимология опирается на безграмотность.

Ответить
8

Всё верно, разве что это не задорнов, а т.н. "народная" или "псевдо-этимология", которая даже название реки Самары уводит к египетскому пантеону (мне такое реально впаривала соседка по купе в поезде - мне, дипломированному филологу-русисту...).

Ответить
–7

я не буду спорить, и Задорнов тут не причем. Просто спрошу. А с чего ты решил, что
расстраивается (нарушается внутренний строй),

это и есть то самое верное? Ты поверил учебнику в которые поверило еще пару десятков миллионов?

Ответить
11

Во-первых, оба слова верны, но у обоих есть области применения. Единственное расстройство, связанное с разделением на части, называется шизофреническим, и никак не относится ни к делению именно на три, ни к отделению воображаемых "души" и "духа" от тела.
Во-вторых, кроме русского есть и другие языки, этимологию слова с аналогичным значением в которых также можно проследить.
В-третьих, если уж упрекать кого-то во лжи, то это распространителей идеи о существовании "духа". Углубляться в детали, как именно эта ложная идея прикручивается к модели реальности, не нужно. Касается и задорнят-уфологов, и религиозных проповедников в равной мере.

Ответить
2

в учебник не надо верить, учебник - это научный труд, апеллирующий к логике и научным методам, то есть всему тому, о чем вы не имеете никакого понятия

Ответить
0

Приятно ощущать себя Избранным, которому (в отличие от остальных баранов) открыта Сокровенная Истина, верно?

Ответить
3

спасибо, как филолог я проорался вдоволь сейчас. что вот это вот как не демонстрация фейла нового российского образования

Ответить
0

"расстроить" это в первую очередь от слова "строить".

Ответить
–15

Столько мыслей и философии в супер тупейшем фильме, он давно разобран по косточкам с кучей глупостей и нестыковок. Кто нибудь в шквале всего символизма хоть понял зачем машинам вообще нужно было создавать матрицу, если ток из людей и так можно качать в анабиозе?

Ответить
6

Лично я никогда особо не задумывался над фильмом и не искал в нём скрытых смыслов, а также не читал "разборы и полёты" вроде этой статьи - как-то всё это натянуто или просто скучно.

Просто - фильм охуенен, и всё. Без "потому что". Это просто интереснейшая фантастическая история с мозго-взрывающим графонием (на то время).

Ответить
–9

так кто ж спорит!! Киану слоу мо итд все это очень круто, а все эти додики которые ищут тут второе дно фантазируя и фантанируя на тайные смыслы, лишь хотят думать что реально что то понимают, выбирая для этого самый неподходящий фильм.

Ответить
4

Ну фильм-то и вправду философский. Я бы не сказал, что в нём есть второе дно, потому что второе дно должно быть менее очевидным, что ли, а тут как бы вся философия на поверхности, но завёрнута в нескучный формат, что и отличает матрицу от основной массы унылого философского кинопрома и прочего артхауса.

Ответить
0

а в чем собственно там философия?) десятки других фильмов без всякой претенциозности гораздо логичнее и лучше реализовали идею что наша реальность это иллюзия.

Ответить
0

десятки других фильмов

Например?

а в чем собственно там философия?

в том, что:
наша реальность это иллюзия

Банально, но в том числе благодаря Матрице, которая эту тему популяризовала.

Ответить
0

Ну конечно матрица как и любое успешное попкорновое кино популязирует какие то темы, да и прикол в том что никто не называл матрицу плохим фильмом, тут скорее претензия к глубине которую пытаются найти именно в ней, матрица это хороший боевик, а не новое учение за которым нужно слепо следовать в упор не замечая глупости и нестыковки сюжета. А про десятки фильмов можно узнать на imdb и других ресурсах.

Ответить
1

А про десятки фильмов можно узнать на imdb и других ресурсах.

Ой... давай предметно обсуждать, посылать друг друга в гугл много ума не надо. Приведи конкретные фильмы которые ты сам смотрел и считаешь более достойными аналогами Матрицы.

Ну конечно матрица как и любое успешное попкорновое кино популязирует какие то темы

Я бы не стал называть матрицу попкорновым кино. Вообще, создание фильма было сопряжено со многими сложностями, и в него мало кто верил, т.к. режиссёры выглядели безумцами в своих описаниях будущего фильма. А он выстрелил.

Так ведь можно любой шедевр пренебрежительно назвать попкорновой претенциозной хуетой, и только скучный глубокомысленный артхаус, пробивающий второе днище, - вот это ништяк)

Ответить
1

Под всплеском эмоций и внутреннем самоконтроле людей, вырабатывалось больше энергии. Сознание должно жить иначе просто умрет. Кстати, ты спишь сейчас.

Ответить
–11

хахахахахахах хахахах ахахахах ахахах как всегда лучшие фильмы это те которым нужно придумыть много объяснений чтобы склеивать сюжет

Ответить
1

Фильмы для того и снимают, чтобы ты подумал...
пфффф, да что ты несешь, я такое в голивуде видел!

а?

Ответить
1

По изначальной задумке братьев, машины использовали мозги людей как процессоры для вычислений. Но продюсеры посчитали, что это будет слишком сложно для простых обывателей и попросили придумать что то попроще. Пришлось выкручиваться и придумывать про батарейки (понятно, что это все не рационально и неэффективно, да и в самом фильме, если я правильно помню, говорится, что машини паралельно используют термоядерную энергию). Уже в Аниматрице оправдывались, что машины оставили людей в живых больше из дани уважения как к своим создателям, чем что бы использовать их в корыстных целях.

Ответить
0

По изначальной задумке Нео - это Исус который жертвует собой в конце, знаем мы эти "изначальные задумки", лол.

Ответить
0

"В шквале всего символизма" "Кто нибудь ... понял зачем ... если"
Вы сами ответили на свой вопрос: символизм обращается к ассоциациям и эмоциям, что не требует непротиворечивости формальной логики .

Создатели рубанули топором: "люди - это батарейки из которых роботы качают электричество", граждане возбудились: "А-а!! Нифига себе!!!" Яркие эмоции, внимание, хайп.
Ясен хрен, что если бы стояла задача сделать НФ, то роботы использовали бы совокупность мозгов этих матричных людей как мега-нейрокомпьютер для решения каких-то своих мега-задач.

Но фильм не логичен, а символичен. За что его и любят ;)

Ответить
3

— Рассказываю краткое содержание предыдущей серии. В конце 44-го года фашисты построили первую атомную бомбу, первый ламповый компьютер и операционную систему Das Windows 45. Бомба у них так и не взорвалась.
— А система?
— А система всё время зависала и просила отправить отчёт к какой-то там матери. Потом, когда они догадались обложить электронные лампы мокрыми тряпками, всё вроде заработало.

Ответить
2

О&+еть... Уже 20 лет прошло!

Ответить
2

хорошо, но баян.

Ответить
2

Матрица — это именно тот фильм о матрице, которая сама матрица бы позволила снять.

Может "который"?

Ответить
0

Спасибо, исправил.

Ответить
2

Неоднократно встречал мнение, что Вачовски заимствовали ещё и из Тёмного Города Пройаса.

Ответить
0

Вроде бы даже местами декорации и всё такое :)

Ответить
2

Стоит упомянуть ещё одну книгу, повлиявшую на режиссёров...

Стоило бы тогда упомянуть и "Убик" того же Филипа Дика, где были высказаны те же идеи, что и в "Матрице". Вообще мне кажется, что "Убик" и послужил основным вдохновином для Вачовски.

Ответить
0

Скорее тогда Футурологический конгресс Лема )

Ответить
0

Если честно, никогда не воспринимал Матрицу всерьез, но эта статья заставила относиться к франшизе иначе. По крайней мере к первому фильму. Спасибо, захотелось пересмотреть первую Матрицу.

Ответить
3

Не надо к ней относиться всерьез, в смысловом плане это псевдоинтеллектуальное попурри.
Революционность "Матрицы" была не столько в визуальной части сколько в заигрывании со зрителем, который не просто посмотрел прекрасный боевик, но еще и как бы понял как бы глубокий философский подтекст.
Теперь этим занимается Нолан, у которого по шкале "гениальности" и "глубины" что не фильм то дарк соулс от мира кодзим от мира кино.

Ответить
2

Но почему "псевдо" интеллектуальное?
Скорее, это интеллектуальный псевдобоевик.

Ответить
6

Боевик-то в нем сделан бескомпромиссно.
А вот смысловая часть просто нарезана из полдесятка солипсистских теорий, а чтобы зритель точно понял-густо обмазана говорящими именами. А если зритель совсем тупой то вот ему прямые отсылки к "Алисе", вот почти прямой цитатой. Я в этом вижу именно послабление для максимально среднего зрителя, без них фильм совершенно ничего бы не потерял.
Опять же, я не говорю что фильм плохой, я думаю что он вообще гениален в том, как заигрывает со зрителем, который пришел посмотреть как люди друг другу кабину разваливают, а вышел просветленным после притчи.

Ответить
0

ну потому что маркетинг же и сборы и студии надо отбивать затраты. да и Вачовски извините не академики. как бы все верно, но по-другому быть не могло

Ответить
0

Да я чего, я ничего, люто люблю первую "Матрицу", просто я за правильную расстановку приоритетов.

Ответить
1

dtf gang - вы молодцы. наконец то ваша плашка выглядит как реальный призыв творить крутые статьи вместе, а не как хвастовство "мы крутая банда, написали вот эту статью".

да и статья приятная. не сбавляйте обороты.

Ответить
1

Вообще всё это довольно очевидно для любого человека, который самую малость углублялся в философию и восточные религии. Однако я Матрицу смотрел, будучи младшим школьником, и фильм в тот момент оставил неизгладимое впечатление, и весьма вероятно что косвенно как-то побуждал к изучению вот этих самых вопросов. Жду момента, когда покажу его племяннице.

"Ввод в философию для самых маленьких", как бы дурацки это не звучало, но да, в удобоворимой форме и для самой широкой аудитории.

Ответить
0

Круть, теперь будет, что перед сном почитать. Отправил в закладки.

Ответить
0

посмотрите 1973 года "Мир на проводе",

всё чего нет в этом фильме в "Матрице" и "13-ом этаже" это шелуха

У Матрицы была действительно своя идея, "матрица для буйных", но бизнес потребовал хепиэнда. Даже выход из матрицы с помощью телефонной трубки из 1973-го года.

Ответить
0

Жан Бодрияр

Уже это напрягло, - но потом понял, что вся статья - набор на коленке склееных популярных "сториз" о "Матрице". Увы. Не воспринимайте как укол, просто привык, что лонгриды на ДТФ - это знак качества.

Ответить
0

Интересно, кстати, раз в несколько лет сажусь пересматривать трилогию, и всегда сталкиваюсь с тем, что вижу постоянно разные вещи. Когда впервые увидел Матрицу, думал, мол, вау, круто, вот это стрелялки, прыжки, ах, как же он круто вертолету не дал взорваться. Дальше уже повыходили и вторая, и третья части, и все равно я относился к Матрице как в боевику (может быть в силу возраста). Лет через пять посмотреть снова Матрицу, уже по-другому начал смотреть на вещи, мол, вау, тут же смысл, задумка и вообще мощь!

В последний раз, когда я смотрел, нифтему начал воспринимать Матрицу как романтическую историю, думал — "Вау, да Тринити и Нео, да у них романтота, ах как она на него смотрит". Всю там трагедию прочувствовал, когда все подходило к концу и прочее, а в конце умозаключение — "Любопь — это крутота!". Грустно, но круто!

Не знаю, наверное со многими произведениями так, и все таким образом начинают "перевоспринимать" штуки в кино/играх/книгах. Может быть это тупо от возраста зависит и от ценностей, которые приходят со временем.

Черт его знает, что будет в следующий раз, когда я посмотрю Матрицу. Надеюсь, что будет что-то новенькое :)

Ответить
0

А может мы все таки живем в матрице и эта статья на самом деле иллюзия

Ответить
0

Лично для меня в плане "кажется, что-то знакомое" Матрица всегда была какой-то смесью "Футурологического конгресса" Лема и "Wolfbane" Фредерика Пола. Если из приземлённого.

Ответить
0

Интересно, а откуда в мире матрицы появлялись дети?

Ответить
0

Выращиваются машинами же.
В теории: пока два сознания в матрице встречаются и заделывают новую особь - машины генерят физический экземпляр из ДНК одного и второго и потом подключают туда же уже как их отпрыска. В принципе изи для таких технологий и местного лора)

Ответить
0

Да, в мире матрицы машины не искали лёгких путей )

Ответить
0

Поставлю лайк просто за Жижека

Ответить
0

Я объясняю сюжет так:
User в ходе системной ошибки случайно получил root права.

Ответить
0

Чего они про матрицу больше нечего не снимают?

Ответить
–1

извините, но это слишком хорошая статья для дтф
(в недоумении)

Ответить
–1

Забыть про бабочку Чжуанцзы...

Ответить
–1

От веры в симуляцию реальности совсем недалеко до теории плоской Земли...

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления