Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Чуть-чуть хороших и много плохих.

За последние 40 лет на западном рынке вышло больше 20 фильмов, основанных на популярной манге и аниме-сериалах. Многие из них провалились в прокате и были разгромлены критиками, другие — остались незамеченными массовым зрителем и забыты.

Однако среди них встречаются качественные адаптации, которые бережно отнеслись к первоисточнику и даже имеют художественную ценность. В этом материале мы рассказали полную историю всех западных адаптаций аниме и манги, которые вышли на сегодняшний день. Японские экранизации трогать не будем — это тема для отдельного разговора.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Lady Oscar («Леди Оскар»)

Работы мангаки Риёко Икеда перевернули жанр сёдзе-манги (манга для девушек) в начале 70-х годов. Благодаря её знаменитой «Розе Версаля» в сёдзе наконец-то появились истории про сильных женщин и реальных исторических персонажей.

Икеда написала мангу про жизнь императрицы Екатерины II, Наполеона Бонапарта и Марии-Антуанетты. Её произведения посвящены Разделам Речи Посполитой, Великой Французской революции и другим историческим вехам Европы начала XIX. Всё это переплетено с отличной драмой и романтикой.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

За «Розу Версаля» Икеда была награждена французским орденом Почётного легиона. Центральные персонажи её произведения — королева Франции Мария-Антуанетта и капитан королевской гвардии Оскар Франсуа де Жарже. Оскар — девушка из аристократического рода, которую с самого детства воспитывали как мужчину и верного подданного королевского двора.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

«Леди Оскар» — это первая западная экранизация манги в истории кинематографа. В конце 70-х японские комиксы ещё не вышли за пределы Японии и были слабо известны. К созданию адаптации с живыми актёрами приступили задолго до официального перевода манги и выхода аниме-сериала.

Это была инициатива самих японцев, потому что «Розу Версаля» нужно было снимать во Франции, а играть всех персонажей должны западные актёры. Спонсировать производство картины согласились сразу четыре стороны — аудиозаписывающая студия Kitty Films, косметическая компания Shiseido, телеканал Nippon TV и кинокомпания Toho.

В качестве режиссёра и сценариста выбрали француза Жака Дёми, создателя известных музыкальных фильмов «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора». Специально для него с японского перевели все 13 томов манги (официально её издали только в 1983 году). Несмотря на то, что фильм был снят во Франции, а над его сценарием и режиссурой трудился французский режиссёр, большинство ролей в «Леди Оскар» играют британские актёры.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

У критиков не было возможности сравнить экранизацию с первоисточником, поэтому они оценивали «Леди Оскар» как самостоятельное произведение. Серьёзных недостатков у фильма было три: картонные персонажи, рваный сюжет и невразумительная концовка.

При общем бюджете в несколько миллионов долларов (точная цифра до сих пор неизвестна) фильм провалился в прокате и собрал всего 220 тысяч. Потенциальные зрители неохотно шли в кино, они видели в «Леди Оскар» очередную итерацию «Анжелики» про чопорных аристократов и их сытую жизнь в Версале.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Из плюсов можно отметить отличные костюмы, декорации и музыку композитора Мишеля Леграна. В остальном же — это произведение по мотивам. От манги остались лишь общие черты и некоторые персонажи. Дёми скомкал сюжет и изменил характеры героев до неузнаваемости.

Вся вторая половина фильма имеет слабое отношение к первоисточнику. Серьёзно пострадали основные драматические моменты и любовные линии манги — они либо вырезаны, либо сильно сокращены. Не повезло и концовке — Дёми выкинул самую трагичную и цепляющую часть произведения.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Но главная проблема «Леди Оскар» кроется не в сюжете, а в посредственной актёрской игре и неудачном подборе исполнителей главных ролей. Мария-Антуанетта изображена ветреной дурочкой, а не мудрой женщиной. Актриса Катриона Маккол совершенно не подходит на роль Оскара. В её внешности совсем нет андрогинных чёрт, присущих персонажу. Она показана хрупкой и беспомощной, ей легко управляют мужчины, а многие сцены с ней драматизированы. У неё не получилось убедительно сыграть волевую и сильную женщину с мужским характером.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Дилогия Guyver («Гайвер»)

Мангака Ёсики Такая с юных лет любил жанр «токусацу» — костюмированные телесериалы и фильмы про супергероев. Под его вдохновением он написал фантастическую боевую мангу «Гайвер». В своё произведение он решил добавить жестокость, которая почти не встречалась в этом жанре, ведь работы в жанре токусацу зачастую ориентированы на детей в возрасте от 6 до 14 лет.

По сюжету манги, 3 миллиона лет назад на древнюю Землю прилетали пришельцы. На планете они занимались наукой, изучали биологию и в итоге разработали биологическое оружие. В ходе долгих экспериментов они создали двух существ — человека и его улучшенную форму, «зоаноида». Зоаноиды хоть и выглядят как люди, но умеют превращаться в монстроподобных созданий. Также инопланетяне разработали специальное устройство под названием «Гайвер», способное сливаться с органикой человека и увеличивать его физическую силу.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Основные события манги начинаются в Японии 80-х. Мутанты выжили и спрятались среди людей — теперь они управляют загадочной и всесильной корпорацией «Кронос». В их руки также попало несколько сохранившихся модулей системы Гайвер.

Вскоре один из ученых сбегает из организации, попутно украв несколько модулей. Его ловят и уничтожают, но один модуль бесследно исчезает во время взрыва. На следующий день его случайно находит школьник Сё Фукамати. Он активирует загадочный артефакт — тот превращает его в воина Гайвера. Однако о находке Сё узнают зоаноиды из «Кроноса» .

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В конце 80-х по «Гайверу» была запущена короткометражная анимационная OVA-экранизация, а к началу 90-х в США появилось первое англоязычное издание манги. В то время кинокомпания New Line Cinema выпустила успешную экранизацию «Черепашек-ниндзя», а на 1991 год был намечен её сиквел.

Фильмы про черепашек-мутантов собрали огромную кассу, во всём мире их обожали дети и подростки. Так как «Гайвер» тоже был про мутантов, в New Line Cinema решили выкупить права у японской стороны и снять ещё один фильм на схожую тему.

Действие экранизации перенесли из Японии в США. Большую часть персонажей переименовали, а от оригинальной манги оставили лишь завязку. Фильм снимали с расчётом на широкую аудиторию, поэтому американского «Гайвера» превратили в подростковую комедию с рейтингом PG-13.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Вместо элитных зоаноидов «Кроноса» и устрашающих злодеев тут мутанты, которые своими повадками недалеко ушли от Бибопа и Рокстеди из «Черепашек-ниндзя». Весь фильм они кривляются, неумело шутят и совершают глупые поступки.

Убедительным получился только главный зоаноид, роль которого исполнил харизматичный актёр Майкл Берриман, столь любимый среди почитателей низкобюджетных хорроров и эксплуатационного кино.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В New Line Cinema решили по максимуму сэкономить на спецэффектах. Если в «Черепашках-ниндзя» производственный бюджет составлял 13 миллионов долларов, то в «Гайвере» его сократили до трёх. Уже на первых минутах в глаза бросаются дешёвые резиновые костюмы и куклы с элементами аниматроники.

Во время просмотра часто возникает ощущение, будто смотришь «Маппет-шоу», которое скрестили с дешёвым японским токусацу-сериалом. На приличном уровне выполнен только костюм «Гайвера» с его органическим оружием.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

А ещё создатели фильма намеренно обманывали зрителей. На всех постерах был изображён актер Марк Хэмилл в роли центрального персонажа картины. На деле же Хэмилл играет не главного героя, а второстепенного персонажа — детектива-неудачника, который появляется в фильме буквально на 10-15 минут. Очевидно, что New Line Cinema хотели нагло «выехать» на былой славе Хэмилла. Актёр замечательно играет, но вот сама роль — одна из худших в его карьере.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Сегодня первый «Гайвер» не представляют особой ценности. В 90-х он мог понравится лишь детям, а сейчас придётся по вкусу разве что любителям низкобюджетного треша или эксплуатационного кино.

Спустя три года вышел неожиданный сиквел — Guyver: Dark Hero («Гайвер: Тёмный герой»). Фильм сняли всего за миллион долларов, спецэффектов в нём почти нет, а все события разворачиваются на раскопках корабля древних пришельцев. Самое удивительное, что сиквел получился заметно лучше первого фильма. И это несмотря общую на камерность, редкие сражения и ощущение, будто смотришь очередной эпизод бюджетного фантастического сериала.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Сюжет стал серьёзнее и избавился от наивного тона экранизаций про «Черепашек-ниндзя». Появились взрослые темы и жестокие сцены, из-за которых картина получила рейтинг R (только для взрослых). Сюжет частично стал напоминать историю из манги и затронул тему древних пришельцев во вселенной «Гайвера». Видно, что создатели хотя бы заглядывали в первоисточник. Из оригинала полностью скопирован дизайн космического корабля и сцена на первобытной Земле.

Фильм очень бюджетный и затянутый, но его сложно назвать плохим. Хореография боёв на достойном уровне, а вместо невнятного и вечно растерянного Джека Армстронга роль Шона сыграл молодой Дэвид Хейтер. Тот самый актёр сериалов и озвучки, который подарил свой голос Солиду Снейку из серии Metal Gear Solid.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Crying Freeman («Плачущий убийца»)

«Плачущий убийца» — это единственный случай, когда экранизация манги оказалась лучше первоисточника. Произведение Кадзуо Коикэ и Рёити Икэгами повествует о жизни киллера Йо, у которого всегда текут слезы после выполнения очередного заказа.

На первый взгляд, Йо непоколебим и беспощаден, но внутри — это очень ранимый человек с глубокой душевной травмой. Его жизнь полностью изменилась после встречи с очаровательной художницей Эми О’Хара, которая стала случайной свидетельницей убийства сына главаря одного из кланов якудзы. Йо не смог убить Эми, так как влюбился в неё с первого взгляда.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Фильм снят по мотивам первого тома манги — лучшей части всего произведения. Манга начинается как отличный гангстерский боевик с элементами триллера, но уже со второго тома качество резко падает. В истории появляются карикатурные злодеи и персонажи, которые будто бы сбежали из ранних фильмов про Джеймса Бонда. Сюжет сильно теряет в серьёзности, а герои часто обнажаются по поводу и без. Стильный боевик превращается в сумбурный трэш про голых бандитов и роковых женщин.

Режиссёр и сценарист Кристоф Ган («Некрономикон», «Братство Волка», «Сайлент-Хилл») поступил правильно — он расширил сюжет первого тома, выкинул весь абсурд, сделал законченную историю и сместил акцент в сторону восточных единоборств и перестрелок. Картина захватывает своими боевыми сценами, срежиссированными под вдохновением от гонконгских боевиков Джона Ву.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Если сравнить с мангой, то изменений немного. Часть событий перенесли из Японии в Канаду, а некоторым персонажам поменяли национальность. Но это совсем не вредит сюжету, а некоторых случаях (особенно с отрицательными героями) только идёт на пользу. Йо в исполнение Марка Дакаскоса выглядит более убедительно, чем скучный мачо из первоисточника, а концовка и последнее сражение получились даже лучше, чем в манге.

«Плачущий убийца» — достойный представитель боевиков второй половины 90-х. Его можно упрекнуть за многое: за бюджетность, штампы и «клюкву» про азиатскую мафию, за романтическую линию, которая возникает слишком резко и придаёт фильму мелодраматичный тон. Но всё это не мешает наслаждаться восхитительной режиссурой и стильными сражениями. Это фильм своей эпохи.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Fist of the North Star («Кулак Полярной звезды»)

C экранизацией «Кулака Полярной звезды» получилось наоборот — она настолько плоха и далека от манги, что лучше воспринимать её как пародийную комедию. События первоисточника разворачиваются в альтернативных 90-х. Мир находится в руинах после разрушительной ядерной войны. Люди кочуют в поисках воды, еды и безопасного жилища. Кругом царит беззаконие, на дорогах свирепствуют банды рейдеров и маньяков. Крупными поселениями управляют самопровозглашённые императоры и полководцы.

Мессией и спасителем угнетённых людей становится мужчина по имени Кенсиро, владеющий смертоносным боевым искусством «Хокуто-син-кен». Оно похоже на джит кун-до, только почти все удары направлены на болевые точки в организме. Если вложить всю силу и ударить в определённую точку, то человека можно уничтожить за считанные секунды. Например, создать мощное давление в голове, из-за которого лопнет череп, а всё его содержимое вылетит наружу.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

У авторов манги получился удивительный гибрид: гонконгский боевик в духе фильмов с Брюсом Ли, но во вселенной в духе «Безумного Макса». При этом манга относится к жанру «сёнен» и наследует все его характерные черты: главный герой путешествует от города к городу, побеждает врагов и в своих странствиях находит себе новых друзей. Он побеждает одного злодея, но на его смену всегда приходит другой.

В западной экранизации всё это исчезло. Сюжет поверхностно следует первой арке, от неё остались едва узнаваемые штрихи. Актёру Гэри Дэниелсу совсем не идет роль Кенсиро, в нём не ощущается брутальный герой, который может голыми руками уничтожить танк и роту солдат. Он выглядит неуверенным и всё время ходит понурым.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Никудышная хореография боёв, плохие спецэффекты, отвратительные диалоги и дешёвые декорации хоронят картину уже в первые полчаса. «Кулак Полярной звезды» планировали выпустить в кинотеатрах, но на предварительных показах аудитория его разгромила. Поэтому фильм вышел только на видеоносителях — VHS и Laserdisc.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

С другой стороны, сложно что-то требовать от картины с бюджетом в семь миллионов долларов. Это тот случай, когда экранизация настолько плоха и комична, что от её просмотра можно получить удовольствие. Яркий пример — любое сражение в фильме.

Для сравнения можно взять первое сражение Кенсиро из аниме. Этот отрывок с убийством главаря бандитов и удивленный возглас Nani (с яп. «Что?») быстро превратился в популярный интернет-мем и породил целые подборки смешных роликов на YouTube.

Так бои выглядят в аниме
А так в фильме

Создатели хотели показать битвы в духе первоисточника, но в реальности боевое искусство Хокуто-син-кен выглядит нелепо, да и здешнего Кенсиро нельзя назвать каратистом. В нём нет той грации и плавности в духе Брюса Ли. К тому же элементы боевого сёнена, которые работают в аниме и манге — совсем не работают в фильме с живыми актёрами.

G-Saviour («Джи-спаситель»)

К 20-летию франшизы Gundam компания Bandai анонсировала юбилейный проект под названием Big Bang. Для фанатов приготовили аниме сериал Turn A Gundam, несколько видеоигр, мангу, радиодраму и полнометражный канадский фильм G-Saviour.

На производство научно-фантастической картины японская сторона выделила очень скромный бюджет — всего пять миллионов долларов. Это сильно ударило по качеству спецэффектов и подбору исполнителей главных ролей — все роли здесь играют канадские актёры, которые в основном снимались в сериалах.

Самобытность — главное достоинство и одновременно недостаток G-Saviour. События картины разворачиваются через 250 лет после Однолетней войны между Космической Федерацией и герцогством Зион. Космическая Федерация находится на гране развала, а многие колонии объявили о своей независимости и объединились в «Конгресс космических народов и поселений» (CONSENT). Всё это привело к череде конфликтов, которые должен распутать бывший пилот мобильных доспехов Марк Курран.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

От франшизы Gundam в G-Saviour почти ничего не осталось. Да, в фильме есть колонии и мобильные доспехи, но на этом все сходства заканчиваются. Никто не упоминает термины «Гандам» и «Ньютайп», за весь фильм даже не вспомнили события 200-летней давности. Если убрать эти элементы, то зритель получит нечто среднее между любительским фильмом от фанатов и обычным эпизодом «Вавилона-5».

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Фильм тяжело воспринимать всерьёз из-за его сериальной подачи, откровенно слабой актёрской игры и общей бюджетности. Создателям даже пришлось заимствовать реквизит из других научно-фантастических проектов. Например, обмундирование и вооружение солдат CONSENT перекочевало в G-Saviour из «Звёздного десанта».

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Большая часть фильма — это скучные беседы в однообразных декорациях. Знаменитые космические сражения мобильных доспехов появляются ближе к финалу и занимают от силы десять минут. Битвы роботов полностью созданы на компьютере, и сейчас они выглядят как CGI-ролики из ранних игр эпохи PlayStation 2.

В целом, G-Saviour будет интересен только фанатам вселенной. До сих пор не утихают дебаты по поводу каноничности фильма. Bandai и анимационная студия Sunrise (создатель всех аниме-сериалов Gundam) не выкинули его из официального таймлайна. Тем не менее, большинство поклонников Gundam не считают картину каноничной, и стараются игнорировать её существование.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Speed Racer («Спиди-гонщик»)

Адаптация одноименного аниме от дуэта Вачовски основана на западной версии японского сериала Mach GoGoGo, которая в свою очередь прошла через западную цензуру, получила изменённый сюжет (последние серии и судьба гонщика Икс) и имена персонажей. Так что отношение к экранизации «Спиди-гонщика» складывается из того, насколько зрителю нравится первоисточник, и смотрел ли он оригинальное аниме.

Если рассматривать картину в отрыве от сериала, то это яркое семейное кино, которое больше понравится детям, чем взрослым. По визуальному стилю и актёрской игре оно напоминает «Дети Шпионов 3: Игра окончена» режиссёра Роберта Родригеса. «Спиди-гонщик» тоже переполнен компьютерными спецэффектами, а большинство сцен сняты на фоне зелёного экрана.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

С другой стороны, обилие ярких красок и компьютерной графики быстро утомляет. Не во всех сценах удачно сочетаются реальные актёры и CGI-фон. Это хорошо заметно по монтажу в гонках или комедийных сценках.

Иногда возникает ощущение неправдоподобности и «игрушечности» происходящего. Словно смотришь не современный фильм, а картину из 30-х годов прошлого века. Тогда автомобили ставили напротив большого экрана, а актёры внутри пытались изобразить, что куда-то едут.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

История об автогонках и семейном бизнесе отошла на второй план. На первое место вывели плоскую сатиру про капитализм и деспотичных богачей. Из-за этого лёгкий сюжет первоисточника оброс ненужными побочными линиями. Эстетика ретро-гонок никуда не делась, но все автомобили выглядят и управляются как игрушечные машинки Hot Wheels, которые нарушают все законы физики.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В целом, если рассматривать «Спиди-гонщика» в качестве легкого семейного фильма по мотивам аниме 60-х, то с поставленной задачей он справился. Но если дальше проводить параллели, то можно заметить, что Вачовски очень точно передали поведение персонажей и все наивные диалоги из 60-х.

С одной стороны — это приятный бонус для поклонников. С другой — они не идут картине не пользу. Кажется, будто смотришь какую-то пародию или комедийный скетч по мотивам, а не современный фильм.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Dragon Ball Evolution («Драконий Жемчуг: Эволюция»)

Экранизация Dragon Ball считается одной из худших адаптаций манги в истории. Это фильм, в котором нет ни одного плюса. Формула «настолько плохо, что даже хорошо» здесь не работает.

Мангака Акира Торияма был до глубины души разочарован экранизацией своего произведения. В интервью газете Asahi Shimbun он рассказал, что ему не понравился сценарий, а голливудские продюсеры не захотели слушать его предложения и идеи, которые смогли спасти фильм ещё до съёмок. Мангака не раз заявлял, что картина вывела его из себя, и он даже не может назвать её экранизацией — настолько адаптация далека от первоисточника.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Все характеры персонажей и многие сюжетные линии сильно переделаны. Главный герои манги Гоку не имеет никакого отношения к древней инопланетной расе Сайян и ведёт себя как самый обычный подросток.

Фильм переполнен неуместным юмором, примитивной хореографией боёв и плохим CGI. Это ещё один наглядный пример того, что мангу жанра сёнен почти невозможно нормально адаптировать в виде голливудского блокбастера.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Автор сценария Бен Рэмси спустя семь лет извинился перед фанатами манги. Долгие годы на его почтовый ящик приходили письма с угрозами и критикой. Он был поражён гневом поклонников и взял всю вину на себя. Рамси признался, что начал писать сценарий только из-за большого гонорара, но с такими отношением у него получился «мусор», за который ему до сих пор очень стыдно.

Blood: The Last Vampire («Кровь: Последний вампир»)

Медиафраншизу Blood придумали под вдохновением от фильма «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы и сериала «Баффи — истребительница вампиров». Главная идея: создать франшизу про старшеклассницу-вампира Саю, которая работает на секретную правительственную организацию и истребляет других вампиров с помощью древней катаны.

Франшиза получила анимационный полнометражный фильм, мангу, серию романов (один из них написал режиссёр Мамору Осии) и несколько сериалов-ответвлений. Проблема в том, что обещанную полнометражную трилогию отменили из-за скромного успеха первого фильма. Вместо этого анимационная студия Production I.G сосредоточилась на ответвлениях, которые были лишены мрачного стиля и жестокости оригинала.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В 2009 году французский режиссёр Крис Наон взялся за ремейк первого фильма. Перед ним стоял выбор — адаптировать всё как есть, или принести в сюжет новые детали, ведь оригинальное аниме длилось всего 45 минут. Он выбрал второе, но подошёл к делу с неправильной стороны.

Оригинальный Blood — это мрачное B-Movie с расчленёнкой и литрами крови. В нём нет какого-то глубокого смысла или двойного дна — это просто стильный анимационный слэшер. А вот экранизация Наона — посредственный боевик про вампиров и демонов, который очень хочет быть блокбастером, но его постоянно ограничивает маленький бюджет.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В оригинальном фильме истребительница вампиров Сая была загадочным персонажем. О её прошлом почти ничего не известно, она немногословна, проницательна и всегда жестоко расправляется с чудовищами. В экранизации её превратили в чувствительную и хрупкую девушку.

Поначалу это незаметно, первые полчаса фильм даже повторяет первоисточник, но потом сюжет обрастает лишними деталями. У Саи появились чувства, а в сценарий добавили скучную драму, связанную с её отцом и демонической матерью. Всё это выглядит так, будто в один фильм засунули три других.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Но отсебятина и странный сюжет — это полбеды. Вопросы вызывает режиссура (камера тут постоянно трясётся, а бои слишком хаотичны) и визуальные эффекты. Бюджет картины неизвестен, но скорее всего он небольшой, если судить по тому, что кровь тут выглядит как жидкое варенье, трансформация вампиров неубедительна, а уровень CGI просто жуткий — примерно как у детских сказочных фильмов от студии Hallmark. Но если рассматривать «Кровь: Последний вампир» с позиции «бюджетного боевика на вечер», то с поставленной задачей он справляется.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Экранизации манги Дзиро Танигути

В России мангака Дзиро Танигути почти неизвестен, но его произведения имели ошеломительный успех во Франции. Его работы предназначены для взрослого читателя, в основном для мужчин в возрасте от 25 до 40 лет.

Большинство персонажей его комиксов — это взрослые мужчины, офисные работники и семейные люди, которые переживают кризис среднего возраста. При этом его мангу нельзя отнести к драме или романтике. Это спокойные и проникновенные истории, посвящённые быту различных людей.

В 2011 году министерство культуры Франции посвятило Танигути в рыцари. Он стал первым японским мангакой, который получил Орден Искусств и Литературы (L'Ordre des Arts et des Lettres). К сожалению, в 2017 году Танигути скоропостижно скончался от полиорганной недостаточности. После его смерти мексиканский режиссер Гильермо дель Торо заявил, что Танигути был поэтом от мира манги. Почти как польский кинорежиссер Кшиштоф Кесьлевский, только на бумаге. Дель Торо назвал его «безмятежным и глубоким наблюдателем нашего мира».

Дзиро Танигути
Дзиро Танигути

Его произведения так и не были экранизированы в виде аниме, однако во Франции и Бельгии вышло две киноадаптации. В 2011-м по манге Haruka-na machi e («Далеко-неподалёку») был снят одноименный бельгийский фильм. По сюжету комикса, 48-летний офисный работник Хироси Накахара случайно перепутал поезд и приехал в город Куроёси, в котором он родился и вырос. Накахара уже многое позабыл, да и сам город изменился практически до неузнаваемости. После смерти матери он покинул его и обосновался в Токио.

В ожидании другого поезда он решил посетить семейное кладбище, но под палящим солнцем упал возле семейной могилы и очнулся 14-летним подростком. Его сознание перенеслось на 35 лет назад, в 60-е. Теперь взрослый Накахара в теле подростка вновь переживает события детства. Он пробуждается ровно за полгода до таинственного исчезновения отца, которое травмировало его семью. Отец ушёл из дома и не вернулся. Во что бы то ни стало Накахара хочет изменить прошлое и узнать причину.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Экранизация от Сэма Гарбарски очень бережно отнеслась к истории. Из японской глубинки действие перенеслось в тихий французский город. Характеры и биографии персонажей слегка откорректировали под реалии Европы, но в остальном — это такая же трогательная и жизненная история, совсем как в манге. Фильм получился даже более медитативным и задумчивым, чем первоисточник. Этому способствовал саундтрек от французской группы Air, которая пишет музыку в жанрах ambient, downtempo и trip-hop.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В 2017 году по мотивам манги Hare Yuku Sora («Сияющие голубое небо») вышел телефильм Un Ciel Radieux. В этом произведении Танигути развил тему с переселением сознания. 40-летний водитель минивэна Кадзухиро Кубота случайно сбил 17-летнего мотоциклиста Такую Онодеру. Оба погибли лишь отчасти — душа водителя минивэна переселилось в тело подростка, который чудом пришёл в сознание.

Теперь Кадзухиро хочется вернуться к своей жене и дочере. Он раскаивается в том, что так мало времени проводил вместе с семьёй. Кадзухиро хочет снова жить с ними. Но перед этим ему нужно доказать, что он вернулся с того света, а его душа переселилась в тело молодого парня.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Французский телефильм получил две награды на фестивале фантастики в Ля Рошеле в номинациях «Лучший молодой актёр» и «Лучший саундтрек». Критики также благосклонно отнеслись к адаптации.

Увы, но мы не знаем, насколько адаптация близка манге. Фильм никогда не выходил на видеоносителях и в широком прокате. Его показывали только на фестивале и по ТВ. Манга также не переведена на английский язык и помимо Японии издана только во Франции. Возможно, когда-нибудь широкая аудитория всё же познакомится как с экранизацией, так и с оригиналом.

В сети есть несколько отрывков фильма

Американский Oldboy («Олдбой»)

Манга «Олдбой» рассказывала о мужчине Синъити Гото, который десять лет был заключён в частной тюрьме. В эту тюрьму попадают те, кого хотят наказать или спрятать от рук правосудия. Гото не знает причину своего заключения. Он никогда не нарушал закон, не имел врагов и жил спокойно.

В одиночной камере он занимается физическими упражнениями, ежедневно смотрит телевизор и ест одну ту же пищу, которую смотрители доставляют ему из китайского ресторана. Однажды Гото теряет сознание и просыпается на воле. Теперь он хочет выяснить причину своего заточения, а главное — найти виновника.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

«Олдбой» экранизировали дважды — в Южной Корее и США. Экранизация корейского режиссёра Пак Чхан Ука кардинально отличалась от манги. От старого сюжета осталась только тюрьма и таинственный враг, который играет с главным героем и просчитывает всё на два хода вперёд. Если комикс был детективом с элементами психологического триллера, то экранизация тяготела ко второму жанру.

В фильме увеличился градус жесткости, изменился характер персонажей. Например, в манге главный герой был уравновешенным, добрым и спокойным человеком. В корейской экранизации его превратили в сломленного безумца, который не смог адаптироваться к окружающему миру после освобождения из тюрьмы.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Если сравнивать оба произведения, то картина не поддаётся критике даже по прошествию времени — это один из лучших азиатских фильмов за последние 20 лет. Стильная и напряжённая работа, от просмотра которой вжимаешься в кресло до самых титров. Некоторые сцены (например, поедание осьминога или битва в тюрьме) навсегда врезаются в память, и их хочется пересматривать отдельно от фильма. Поэтому сравнить первоисточник и экранизацию тяжело — это абсолютно разные вещи как по духу, так и по поднятым темам.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Слухи о западной экранизации «Олдбоя» появились ещё в конце нулевых. В какой-то момент ей заинтересовался Стивен Спилберг, а главную роль должен был сыграть Уилл Смит, но от этих планов быстро отказались из-за проблем с правами. В итоге проект сдвинулся с мёртвой точки только в 2011 году, когда права были выкуплены у японской стороны, а режиссёрское кресло занял Спайк Ли.

Получилось очень плохо. Без всякой фантазии Ли сделал небрежный ремейк корейского фильма. Картина не смогла превзойти восточную экранизацию и не добавила ничего существенно нового. Она вообще не ориентировалась на мангу, поэтому вторая адаптация ещё дальше ушла от первоисточника.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Главного героя (его играет Джош Бролин) превратили в отпетого мерзавца, который после освобождения из тюрьмы ведёт себя агрессивно и даже убивает нескольких отморозков. Неуместная жестокость с раскроенными черепами, педофилией и убитыми женщинами — только вредит фильму. В манге и первой экранизации главный герой никого не убивал.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Всё хорошее, что было в корейском фильме — упрощено или вырезано. Из фильма исчезли все философские подтексты, прописанная история о любви и предательстве. Зато появились «рояли в кустах», совершенно неубедительный злодей и ещё более утрированная сюжетная линия с инцестом. В итоге ремейк получил заслуженные отрицательные отзывы от критиков (рейтинг 40% на Rotten Tomatoes) и провалился в прокате.

Kite («Кайт»)

Режиссёр, дизайнер и аниматор Ясуоми Умэцу работает в аниме-индустрии с середине 80-х. За 35 лет он выпустил ряд неординарных, в чём-то даже спорных аниме-проектов, но широкая известность пришла к нему только после выхода его дебютной режиссёрской работы — двухсерийного короткометражного аниме «Кайт».

Аниме повествует о японской старшекласснице Сава, которая в одночасье лишилась своих родителей. Вскоре её опекуном стал полицейский Акаи. Однако Акаи не из справедливых служителей правопорядка — он убийца и педофил. К тому же он воспитывает элитных наёмных убийц, которые очищают общество от криминальных боссов и наркоторговцев. И Кайт — один из его лучших киллеров.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

«Кайт» — это посредственное аниме, которое получило широкую известность только из-за своей реалистичной жестокости и детально прорисованных постельных сцен. Сюжет здесь вторичен, полон нестыковок и плохо прописанных персонажей с размытой мотивацией. К тому же аниме невозможно отнести к какому-то жанру. Рядовым зрителем «Кайт» воспринимается либо как хентай, в который зачем-то добавили жестокий боевик, либо как психологический боевик про извращенцев и с элементами порнографии.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Экранизировать «Кайт» планировали ещё в середине нулевых, но фильм надолго застрял в производственном аду. За это время даже вышло продолжение аниме под названием Kite Liberator, которое осталось незамеченным. В 2013 году «Кайт» решила снимать южноафриканская студия, но незадолго до начала съёмок скончался режиссёр картины Дэвид Эллис. Вскоре его место занял малоизвестный постановщик Ральф Зиман.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

На сегодняшний день «Кайт» считается худшей экранизацией аниме в истории кинематографа. И скорее всего — навсегда. Критики остались недовольны фильмом, а его рейтинг на Rotten Tomatoes составил рекордные 0%. Картина раскритикована за посредственный сценарий, дешёвые спецэффекты и отвратительную работу оператора. Зиман без чувства меры использует СGI и эффект замедленной съёмки. Многие боевые сцены выглядят дёшево и безвкусно.

Оригинальную «Кайт» смотрели из-за её скандальной жестокости и хентайных сцен, но в экранизации ничего этого нет. Зиман решил не снимать порнографию с элементами омерзительной жестокости. Без своей главной «изюминки» «Кайт» превратилась в невыносимо скучный второсортный боевик, в которой каким-то чудом удалось затянуть Самуэля Л. Джексона. Создатели фильма вполне бы могли превзойти оригинал и повторить успех «Плачущего убийцы», но они этот шанс упустили.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Ghost in the Shell («Призрак в доспехах»)

Западный ремейк «Призрака в доспехах» — ещё один пример экранизации, которая рождалась в муках. С 2008 года права на фильм были выкуплены студией Dreamworks, и вплоть до 2015 года проект находился в хиатусе. За это время сменилось более пяти сценаристов и несколько кандидатов на пост режиссёра.

Ещё до съёмок фильм был раскритикован за «отбеливание» главной героини, ведь на роль Мотоко Кусанаги взяли Скарлетт Йоханссон, а не азиатскую актрису. Так что общественность и фанаты аниме были настроены против картины ещё до её выхода.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Если вы не знакомы со вселенной «Призрака в доспехах», то рекомендуем прочесть наш материал об истории этой франшизы. Что же до самого фильма, то первые 20 минут он выглядит замечательно. Режиссёр Руперт Сандерс мастерски переснял некоторые ключевые сцены из оригинального фильма Мамору Осии. Кроме того, заметны визуальные и даже сюжетные отсылки, которые Сандерс взял из сериала Stand Alone Complex и второго фильма.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Загвоздка в том, что всё это придумали Масуманэ Сиро (автор оригинальной манги) и Мамору Осии. Это не заслуга режиссёра. Сандерс переснял некоторые сцены, добавил много фансервиса, но ничего не изменил или улучшил. Это просто «косплей», местами очень качественный, но совершенно лишённый фантазии.

В некоторых сценах исчез подтекст. Например, сражение на воде между невидимой Мотоко и преступником переснято почти точь в точь, однако Сандерс потерял главное — восприятие сцены. В аниме Мотоко внушала ужас и зритель видел, насколько напуган противник, но в фильме этот эффект пропал. К тому же в аниме сцена была динамичной, но при этом очень правдоподобной.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Многие вещи Сандерс вырвал из контекста, оставил как и есть или неправильно расставил акценты. Город получился невероятно красивым и в духе первоисточника, но его забыли оживить. Он не ощущается густонаселённым муравейником, в фильме почти не обсуждают его проблемы или проблема общества. Вместо этого Сандерс делает акцент на больших голограммах и яркой рекламе в духе «Бегущего по лезвию». Фильм наполовину состоит из «ружей», которые висят на стене, но никогда не выстрелят.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

«Призрак в доспехах» — это не самая провальная экранизация аниме. Она красивая, но бездушная и ничего после себя не оставляет. Центральные идеи фильма Мамору Осии — трансгуманизм, отказ от самоидентичности и эволюция человека в виртуальном пространстве.

Сандерс же подсовывает зрителю избитую фабулу «Робокопа» про поиск собственного «я» в теле машины, опасность прогресса и борьбу со своим создателем. Получилось наоборот — экранизация поддерживает идеи, от которых отказывается первоисточник.

Death Note («Тетрадь смерти»)

О том, что не так с экранизацией «Тетради смерти», мы уже подробно рассказывали. Судя по всему, с продолжением, над которым Netflix сейчас работает, может получиться похожая история. Первый фильм — это бездарная пародия на культовую мангу. С невероятно слабой актёрской игрой и напрочь уничтоженной атмосферой первоисточника. Вряд ли сиквелу удастся исправить эти ошибки.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Сюжет адаптации «Тетради смерти» не выглядит последовательным и подробным, будто сценарий порезали, а хронометраж намеренно сжали до минимума. Из-за этого создателям не получилось нормально раскрыть характеры персонажей и показать их повседневную жизнь. Им тяжело сопереживать, они не вызывают эмоционального отклика.

Аниме «Тетради смерти» цепляло проработанными персонажами и последовательной детективной историей о битве интеллектов. Сюжет захватывал и не отпускал до самой последней серии. Но создатели фильма скомкали огромный кусок сюжета в полтора часа и превратили франшизу в подростковый триллер с элементами детектива. Единственная отдушина — убедительный L и харизматичный Рюук в исполнение Уиллема Дефо. Но этого слишком мало для успеха.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Хуже всего создатели обошлись с характером Лайта Тёрнера. В аниме и манге он был хладнокровным и бесстрашным гением, который продумывал всё на два, а то и на три хода вперёд. У зрителя он вызывал противоречивые чувства — нечто среднее между ненавистью и сопереживанием.

В фильме Лайт Тёрнер (в исполнение Ната Вулфа) показан неуверенным и боязливым подростком. Он не отличается пылким умом и сдержанностью, несколько раз закатывает неуместные истерики. В нём вообще нет той зловещей харизмы и хитрости, за которую так полюбили оригинального персонажа. Уже только из-за испорченного Лайта фильм не заслуживает потраченного времени.

В оригинале Лайт точно не закатывал такие истерики

Alita: Battle Angel («Алита: Боевой ангел»)

Battle Angel Alita — это название американского издания манги Gunnm от Юкито Кисиро. Gunnm в переводе с японского означает «оружие мечты». Произведение в равной степени относится как к жанру киберпанк, так и к постапокалиптике.

Сюжет манги разворачивается в XXVI веке. Давным давно отгремела разрушительная война: ландшафт планеты изменился до неузнаваемости, Земля превратилась в безжизненную пустыню.

Общество разделилось на две касты — жителей неба и жителей нижнего мира. Первые счастливо живут в недосягаемом парящем городе Салеме, тогда как жители Свалки обитают в гигантской помойке-самострое. Жизнь внизу полностью зависит от отходов из Салема. Люди из нижнего мира не могут попасть в него из-за идеальных систем безопасности города. За попытку пробраться в город — убивают на месте.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

В мире Gunnm трудно найти человека, у которого нет имплантатов. Большинство обитателей Свалки — киборги. Но даже им нужно следить за своим состоянием, поэтому они ходят в специальные мастерские, где можно отремонтировать сломанную конечность и купить запчасти для тела. Одной из лучших мастерских на свалке управляет талантливый учёный Дайске Идо.

Однажды доктор Идо отправился искать детали в отходах Салема и нашёл в них киборга-гиноида. Он восстановил её, собрал ей новое тело и назвал в честь своей умершей кошки Алиты.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Алита страдает от амнезии. Она знает только приёмы забытого боевого искусства «панцеркурст» и, возможно, когда-то была военным киборгом. В итоге ей ничего не остаётся, как пойти в охотники за головами и постепенно изучить суровый быт Свалки. Девушке нужно бороться не только за свою жизнь, но и за жизнь дорогих ей людей.

Режиссёр Джеймс Кэмерон прочёл мангу «Боевой ангел Алита» ещё в конце 90-х — и так проникся, что почти моментально решил снять по ней полноценный фильм. Ещё в 2000 году он договорился с автором манги, а студия 20th Century Fox выкупила права и даже зарегистрировала домен для будущего сайта.

Однако Кэмерон всё никак не мог приступить к съёмкам, а потом и вовсе отложил фильм в долгий ящик. В приоритете был «Проект 880», который в будущем превратился в «Аватара». К счастью, в 2015 году Кэмерон вернулся к «Алите», но уже в качестве сценариста и продюсера. Режиссёрское кресло занял Роберт Родригес, на счёту которого много отличных фильмов. Казалось, что шансов на провал немного.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Экранизация получилась неоднозначной. С одной стороны, она отдалилась от первоисточника, извратила её центральные идеи, важные сюжетные повороты и героев. Исчезла жестокость и мрачная атмосфера, пропали многие персонажи, а некоторые и вовсе получили новую историю и характеры. С другой стороны, экранизация очень точно воспроизвела отдельно взятые сюжетные повороты и сцены. И эти моменты — лучшее, что есть в «Алите».

А ещё фильм очень красивый. Всё, что касается сражений и компьютерной анимации — на высоте. Дизайн мира и персонажей тоже сделан отлично, пускай и отходит от идей первоисточника (жизнь Свалки, в целом, показана в радужных тонах). Постоянно хочется разглядывать мелкие детали на улицах города, внутреннее устройство киборгов и причудливые трансформации их тел.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Хуже всего, что фильм обрывается клиффхэнгером. Так что если продолжения не будет — фильм так и останется невнятным обрубком. Аналитики предсказывали, что картина, скорее всего, не окупится, но их прогнозы сбылись лишь частично. «Алите» удалось отбить свой колоссальный производственный бюджет в 200 миллионов долларов и собрать ещё 200. И здесь она повторила судьбу «Чужого: Завета» — фильм окупился, но сборы очень средние. Продолжение всё ещё под вопросом, но шансы хотя бы не нулевые.

На сегодняшний день это одна из лучших экранизаций манги, пускай и с кучей огрехов. Про все различия между первоисточником и фильмом можно прочесть в отдельном материале.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Если вы удивлены отсутствием «Грани будущего» Дага Лаймана, то напомню, что его картина основана на ранобэ — японском романе с иллюстрациями в стиле манги (над рисунками работал Ёситоси Абэ, дизайнер Serial Experiments Lain и Haibane Renmei).

Манга-адаптация «Грани будущего» вышла почти одновременно с фильмом, поэтому её тоже нельзя считать за первоисточник. Но всё же стоит отметить, что «Грань будущего» — это зрелищная боевая фантастика, которая достойно передала дух книги. Конечно, если закрыть глаза на местами небрежно прописанный сеттинг и совершенно другой характер у сержанта Риты Вратаски.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Из грядущих фильмов стоит ждать французскую экранизацию комедийной манги City Hunter под названием «Плейбой под прикрытием». Её российская премьера намечена на 29 мая. По трейлерам выглядит странно, однако формат типичной французской комедии лучше подойдёт для франшизы, которая наполовину состоит из пошлых шуток и клоунады.

Роллы «Калифорния»: все западные экранизации аниме и манги

Сегодня в экранизациях манги и аниме заинтересованы куда больше, чем 10 лет назад. В ближайшие годы выйдет сериал по мотивам «Ковбой Бибопа», ремейк «Твоё имя» Макото Синкая и ещё одна экранизация франшизы Gundam. В производственном хаосе с 2003 года находятся адаптации «Акиры» и «Евангелиона». Экранизации манги «Наруто», «Ван Писа» и «Атаки титанов» сейчас на стадии пре-продакшена и написания сценария. Главное, чтобы качество не подвело.

4949 показов
46K46K открытий
145 комментариев

Экранизации манги «Наруто» и «Атаки титанов» сейчас на стадии пре-продакшена и написания сценария. Главное, чтобы качество не подвело.

Там еще One Piece недавно заанонсили

Ответить

Может ещё и Bleach планируется?

Ответить

так по Атаке Титанов был же фильм уже

Ответить

Недавно - это когда? Вроде об этом говорили еще в позапрошлом году (или в прошлом, уж не помню). Но если по вану выйдет экранизация - это будет страшный сиджиайный монстр франкенштейна, кмк

Ответить

Ещё "Стальной алхимик"

Ответить

Единственное что хорошее в американском Олдбое это Элизабет Олсен ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Ответить

«Когда Вижн умер»
Картинку снесут, но лайк

Ответить