Хай-тек мира The Elder Scrolls

Киборги, освоение лун, путешествия во времени, корабли на вере и ЧИМпанк.

"Into the cave", арт к C0DA, © Manuel Dupong
"Into the cave", арт к C0DA, © Manuel Dupong

Вселенная Elder Scrolls по большей части представляет собой типичное фентези, однако в ней встречаются вещи, которые резко выбиваются из общей стилистики средневековья. Говоря о высоких технологиях посреди мира магии в первую очередь вспоминаются исчезнувшие двемеры, создававшие множество продвинутых вещей от флешек и роботов до устройств перемещения во времени и огромного боевого человекоподобного робота, который одним своим запуском нарушал ход времени. Однако, существуют и другие свидетельства высоких технологий в мире Древних Свитков. Большая часть, конечно, считается полуофициальным лором, но в то же время так или иначе имеет отражение в играх серии.

На рассвете мира

Стоит начать с пояснения структуры мира, потому что некоторые технологии Elder Scrolls находятся на границе метафизики и здравого смысла: по "Учению Вехка" (или "Учению Вивека")
1) Вселенная под названием Аурбис представляет собой колесо.
2) Обод колеса - Этериус, являющийся планом Аэдра. Там же находится Совнгард.
3) Спицы колеса и пустоты между ними - 8 даров Аэдра и 16 планов Даэдра.
4) Втулка колеса - Мундус, план смертных, в котором находится Нирн.
5) Вне колеса находится бесконечная пустота.

Хай-тек мира The Elder Scrolls

Планета Нирн, на которой находится Тамриель, служит центральным крепёжным элементом для всех остальных частей. Однако, при создании планеты время на ней шло хаотично до появления Акатоша, являющимся Богом Времени. Тут находится самое первое упоминание технологии, не свойственной для средневекового фентези: космический корабль. Как он описывается в "Книге Дирении", это "...гладкий цилиндр из блестящего металла..." и информация о падении Акатоша приводится в "Перехвате переговоров о Ну-Мантии: Письмо 4":

Его гладкое серебряное судно воткнулось шпилем в изменяющуюся землю, а мерцающие ветра, исходящие из точки столкновения, предупредили всех духов, входящих в его ауру, о том, что они станут записанными. И что подтверждённые этим присутствием, их действия здесь будут длиться в течение недосягаемого периода, и таким же будет всё, впоследствии случившееся с этими духами, будь то воссоединение с эфиром или подпадание по их воле или по обману под сититское стирание. Таким образом Аэдра и их подданные смогут полностью собраться в реальности.

Из этих данных следует, что Акатош, Бог Времени, своим кораблём зафиксировал линейное течение времени, поставив невозможноточку в виде ядра Адамантиновой Башни в Хай Роке. Башни же являются важными элементами мира Elder Scrolls: позволяют менять окружающую реальность и лежат в основе познания ЧИМ, потому что Башня есть одна из проекций колеса. Подробней про суть Башен можно узнать из этого видео.

Адамантиновая башня в The Elder Scrolls II: Daggerfall
Адамантиновая башня в The Elder Scrolls II: Daggerfall

Что до самого корабля Акатоша, то им может быть так называемый вехк-корабль (не имеет отношения к Вивеку) из достаточно трудной для понимания одноимённой заметки. В ней описывается двигатель некого корабля "Покоритель Обливиона" К0ДА, который работает на системе верований и особой математике, чуждой человеческому миру, и,судя по всему, позволяет перемещаться между разными планами. Есть теория, что как раз этот корабль-футляр и принёс на Нирн Древние Свитки вместе с Акатошем. По крайней мере оно объясняет сущность К0ДЫ, которая будет упомянута далее.

Смертные в космосе

В отличие от предыдущей темы, полностью опирающейся на внеигровые полуофициальные рассказы и фрагменты историй Майкла Киркбрайда - создателя современного лора Elder Scrolls, большая часть космических исследований описана в официальном "Путеводителе по Империи и ее окрестностям. 3-е издание" из The Elder Scrolls IV: Oblivion. В нём упоминается о двух попытках экспедиций в Этериус - Солнечные птицы Алинора и экспедиция Реманской династии. Для понимания названия и сути первой необходимо вернуться к теме космологии. Солнце, которое видно с Нирна - это брешь в Обливионе, через которую виден Этериус и протекает магия (точно такими же брешами являются звёзды в ночном небе), и называется в честь своего создателя Магнусом.

Экспедиция Солнечных птиц Алинора считается одной из самых первых (ещё в Меретическую Эру) космических экспедиций и сами птицы являлись космическими кораблями, буквально сделанными из солнца (но если вспомнить о происхождении Солнца, то можно сказать, что они сделаны из магии). Хоть в "Путеводителе" сказано, что успеха они не достигли, но в то же время после них осталось наследие в виде Великой Обсерватории в Фёрстхолде, в которой модели планет сделаны из небесного минерала, собранного во время путешествия. Несмотря на то, что в The Elder Scrolls Online есть сам город, посетить Обсерваторию Бездушному не дадут из-за нашествия даэдра. Однако в виде карты Великая Обсерватория присутствует в The Elder Scrolls Legends.

Про экспедиции Реманской династии из официального лора известно так же не очень много, кроме того, что по итогам был создан корпус Имперских Мананавтов Древнего Совета. Однако Киркбрайд расширил тему, написав внеигровую книгу "Таттердемалион: Лунная провинция Секунды", в которой рассказывается про попытку колонизации одной из лун Нирна во время правления Ремана I. Для этого он поручил создать космические корабли в виде "...геноинженированных кораблей-крепостей, Мегаломотыльков...". Стоит отметить, что мотыльки неразрывно связаны с Древними Свитками, так как для хранящего свитки Культа мотыльки-шелкопряды являются воплощением душ их предков (поэтому и называют себя Культом Мотылька Предка, коих ограбил Чемпион Сиродила в третьей эре), поэтому такая форма корабля неслучайна, как и в случае с альтмерами и их птицами. Принцип работы этих кораблей-мотыльков также неизвестен, кроме того, что они в качестве топлива требовали магию, судя по тому, что в "Путеводителе" сказано про экспедиции в Этериус: "... по космической иронии, обе в конце концов расстроились по одной и той же причине: несоразмерные расходы, необходимые для достижения магии магией". Однако сам Реман I не дожил до колонизации Секунды из-за смерти от рук Мораг Тонг, но его преемник Реман II завершил постройку первого корабля-мотылька и даже создал Космический Флот Пустоты.

Известен также ещё один космический путешественник - Неревар. Он, в отличие от мананавтов, буквально дошёл пешком до "первой луны", что описано в 16-ой проповеди из "36 уроков Вивека". Также там описана его встреча с местными призраками, которая закончилась их геноцидом.

Также в космосе происходит действие спин-офа серии An Elder Scrolls Legend: Battlespire. Титульная цитадель подготовки Имперских боевых магов Баттлспайр как космическая станция находится в пространстве между Мундусом и Обливионом. Интересно, что крепость была построена в Третьей Эре, а значит попытки космических исследований Империи не закончились вместе с концом Первой Эры. Однако, после вторжения Мерунеса Дагона Баттлспайр оказался заброшен, хотя потом его и пытались использовать для входа в Обливион.

Вид крепости Баттлспайр из начальной заставки игры
Вид крепости Баттлспайр из начальной заставки игры

Неуместные артефакты

Были в истории мира Древних Свитков и путешественники во времени. Самым известным можно назвать Пелинала Вайтстрейка, с которым связаны события The Elder Scrolls IV: Knights of the Nine. О том, что он путешественник во времени есть свидетельства в "Песни о Пелинале т.3", в которой написано, что " Пелинал вызвал Харомира из Меди и Трав на дуэль при Торе и перекусил ему шейные вены, выкрикивая хвалу Реману, чье имя тогда никому не было известно". Доподлинно не известно из какого времени он появился, но современники утверждали, что он способен видеть будущее. Для отправленного в прошлое с целью помощи Алесии, у Пелинала был достаточно сложный характер:

[И бывало так во время] вспышек бессмысленной злости, что Пелинал впадал в безумие, и тогда целые пласты земли разрушались им в божественной ярости и становились Пустотой, и Алессия должна была просить Богов о помощи, чтобы обратили они взоры вниз и принесли успокоение Вайтстрейку, дабы покинуло его желание разделаться со всей землей.

Помимо статуса "путешественника во времени" Пелинал ещё и является киборгом. Так судя по той же "Песни о Пелинале" его левая рука сделана из убивающего света, облачён он был в "броню из будущего времени", "в скрытой звездной броней груди Пелинала было отверстие, и в нём не видно было сердца, только красный гнев в форме алмаза, поющий, как безумный дракон". Стоит отметить, что в Elder Scrolls есть киборги помимо Пелинала: Ягрум Багарн из The Elder Scrolls III: Morrowind и Сота Сил в дополнении Tribunal.

Пелинал Вайтстрейк
Пелинал Вайтстрейк

Другой пример путешествия во времени считается полуофициальным, потому что снова упоминается только во внеигровом тексте за авторством Киркбрайда. В этот раз в прошлое отправилась аж из Девятой Эры некая Кинетико-Интерлинковая Нирнианская Мульти-Управляемая Н-поколения Экзоформа или, сокращённо, КИНМУНЭ. Её происхождение и история описаны в достаточно мозгоразрывном одноимённом рассказе. Если обобщить написанное, то КИНМУНЭ - это дистанционно управляемый робот с зачатками разума (возможно, по меркам Девятой Эры), созданной для производства воздуха на астероидах, но во время нападения корнекораблей Хиста с применением оружия, одним из эффектов которого являются искажения пространства-времени, попавшая в Скайрим во времена Исграмора. А ещё, судя по этому же рассказу, Королева Саммерсета и предводитель Первого Доминиона Альдмери Айренн - это и есть КИНМУНЭ.

Пятая Эра

Из будущего появлялись не только живые существа, но и послания. Об одном из этих внеигровой рассказ Киркбрайда "Письмо Любви из Пятой Эры" о, собственно, письме за авторством Джубала-лун-Сула с предостережениями о неком Landfall (устоявшийся перевод "Землепад" не содержит всех возможных значений слова). Его в варианте будущего Джубала должен устроить Нумидиум (тот самый упомянутый в самом начале огромный боевой робот двемеров), в результате чего Нирну придёт конец, а его жители переселятся на луну Массер.

"Апокалипсис", арт к C0DA, © <a href="https://snowskadi.deviantart.com/" rel="nofollow noopener" target="_blank">Ксения Мамаева</a>
"Апокалипсис", арт к C0DA, © Ксения Мамаева

С последствиями Landfall связана не раз упоминавшаяся C0DA, главным героем которой стал Джубал. Сюжет К0ДЫ можно разделить на две условные части: события с Джубалом на Массере в Пятой Эре и приключения Вивека и его команды, в которую по какой-то причине затесались Молаг Бал и Дагот Ур, происходящие в Туморровинде в неизвестную эру на Нирне перед Landfall. Этот рассказ выполнен в непривычном сеттинге пост-апокалипсиса и киберпанка, в котором всё работает на магии и ЧИМе. Если город под поверхностью большей луны Нирна можно описать как смесь Аракиса и Морровинда, то в похождениях Вивека творится редкостное безумие, состоящее из болезни, превращающей в телевизороголовых, телевизионной скидкопены, межпространственных тоннелей из жидкого видео и прочей фантасмагории.

Поняв происходящее можно познать Амарант
Поняв происходящее можно познать Амарант

Самое безумное в происходящем в C0DA - это каноничность происходящего: в DLC Morrowind для Elder Scrolls Online можно найти книгу "36 уроков Вивека: проповедь 37", в которой есть строчки

"И скажет он, что отнял себе левую руку и правую руку", произнесла она, "ибо так я смогу победить их. Оставь лишь любовь, и ты познаешь лишь горечь соли"

Go here: world without wheel, charting zero deaths, and echoes singing

Эти фрагменты содержат прямую отсылку к C0DA: Дом Сул занимается продажей соли, а под конец главный герой рассказа отнял себе обе руки. Кстати, К0ДА, как упоминалось в начале, это скорее всего другое название Древних Свитков.

Послесловие

Статья рассматривает многогранный лор Древних Свитков с одной стороны, и в нём осталось множество аспектов, которые в статью не вошли по причинам большого её объёма. И ещё, осторожней с чтением работ Майкла Киркбрайда, они крайне психоделичные.

P.S. Огромная благодарность smt за помощь в поиске материала, разъяснениях, редактуре и за то, что я не поехал от чтения Киркбрайда. Также спасибо автору канала AshKing за познавательные видео по лору Elder Scrolls.

77 показов
25K25K открытий
11 репост
69 комментариев

При всем уважении к труду автора, преподносить лор Свитков в виде цикла статей мне кажется не совсем удачная идея. У человека даже игравшего в игры, но целенаправленно не изучавшего лор, уже на втором абзаце голова кругом пойдет от обилия терминов. Для этого есть очень даже не плохая русскоязычная вики.
И кроме того, мне не совсем понятно что именно хотел мне как читателю донести автор и с какой целью ? Познакомить меня с лором ? Провести перепись лородрочеров свитков и замутить мини тусу для избранных в коментах ?) Небольшое предисловие было бы к месту.

Ответить

Автору возможно не стоило мешать канон и Киркбрайда, но вот в плане терминов проблем нет. Если вы не слышали про Этериус, Совнгард, Аэдра и Даэдра, и от них у вас голова кругом, то вы даже квесты не читаете, а не только лор. В таком случае, статья не для вас.

Ответить

Термины и явления старался пояснять по максимуму за исключением известных.
Цель статьи? Показать многогранность мира свитков, а конкретно его технологическую сторону. Весь лор уместить в одну статью тяжело физически и морально, потому что если лор из игровых книг обработать относительно просто, то после прочтения Киркбрйда либо сидишь нихрена не понимая, либо начинается истерика.

Ответить

Мне очень нравится тема с написанием статей про лор TES, но я едва-ли что-то смог запомнить (и понять) из этого текста. Слишком много информации сразу D: Кстати, насколько плохие книги по TES в русском переводе? Я слышал, что они изобилуют опечатками и очень слабым сюжетом, но альтернатив (изданных) нету...Стоят ли они покупки?

Ответить

Всего есть одна серия из двух книг. На русский переведена только первая. В целом, представляют ценность в основном только для любителей лора, потому что рассказывают о весьма значительном событии между четвертой и пятой частями. А так, типичная литература по игре.

Ответить

Книжка очень слабая. Я про "Адский город" если что.

Ответить

Имел сомнительное удовольствие читать обе книги. Честно говоря, на фикбуке попадаются вещи лучше написанные и более интересные.

Ответить