Оффтоп Andrew Chuprina
1 467

От детской мечты к реальности. Разработка игры. Мысль 3: Подводные камни и проблемы

"Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять – ошибки" (Максим Горький)

В закладки

Немного о цикле статей и о себе

Мне 31 год, я программист. С детства мечтал делать игры, но всерьез занялся GameDev'ом лишь недавно. Своими статьями хочу помочь тем, кто, как и я, любит игры и грезит их разработкой. Буду делиться опытом создания игры нашей командой - возможно, этот опыт однажды и вам поможет. Критика, советы, идеи и вообще обратная связь здорово мотивируют, поэтому пишите!

Уже озвученные мысли:

1. Взрослый подход

2. Ритмичность производства

Арт-превью для цикла статей

Подводные камни

"Спасение утопающих дело рук самих утопающих" (из романа "Двенадцать стульев")

Ниже приводятся топ подводных камней, исходя из собственного опыта.

Витание в догадках

Пожалуй, самое опасное на мой взгляд. Как уже было сказано в прологе к статье, "9 догадок из 10 - ошибки". Значит, если не предпринять никаких мер, без опыта, без статистики, на которую можно опереться, большую часть времени будешь пребывать в заблуждениях и счастливом неведении, что всё идёт замечательно, выполняя ошибочную работу.

Чтобы избавиться от розовых очков и не превращать свою работу в мартышкин труд, идеи и задумки мы стараемся опробовать, обкатать как можно раньше, подтверждая практикой.

Например, развитие нашего процесса разработки подтверждается циклом статей "От детской мечты к реальности". И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить за комментарии: они корректируют вектор нашего движения, задавая наводящие вопросы и позволяя избежать ошибок.

Отдельного упоминания заслуживает раннее и постоянное прототипирование. Так, публикация недавнего прототипа в AppStore отрезвила фантазии на тему востребованности игры, вскрыла заблуждения и дала первые опорные цифры по продвижению. Заблуждения заключались в том, что можно пренебречь иконкой и скринами. Якобы главное - задумка. Фатальная ошибка. Иконка + скрины - первое, что игрок видит перед собой, когда принимает решение, скачивать игру или нет. Страшненький арт нивелирует весь труд по разработке.

Говоря о цифрах, я надеялся на 500 установок со своей совсем уж простенькой игрушкой. Как бы не так. 122 000 показов в AppStore, лишь 3 800 просмотров страницы игры и лишь 314 установок. Жопа? Жопа. Шишка набита, цифры получены, выводы о недооцененности иконки и скринов сделаны. Улыбаемся и двигаемся дальше.

"Яма, в которую упал один раз - это смелость. Второй раз - упорство. Одна и та же яма, в которую угодил в третий раз - это уже тупизна." (из одного мотивационного видеоролика)

Резюмируя: действуйте на опережение. Внедряйте! Поддерживайте! Не тушуйтесь. Проверяйте свои идеи практикой и развивайте только выстрелившие.

Ролик про внедрения и организацию проекта. Правда, обыгрываются бизнесовые темы. Но основные мысли очень даже применимы и в GameDev'е.

Вакханалия идей и задумок

"Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно." (из фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон")

Я стараюсь содержать свои идеи и задумки в идеальном порядке и чтобы они всегда были под рукой. Возможно, я перфекционирую, но не сожалею об этом: затраты окупаются. Мне помогают несколько списков:

1. Пул идей, структурируемый мной по выходным, чтобы не захламлялся. Бывает, что за неделю в него нападают несбыточные / излишние идеи, поэтому в выходные они нещадно вычищаются.

Держите свои мысли в тонусе

2. User experience - список ощущений пользователя от игры, которые мы в итоге хотим позволить ему ощутить своей игрой. Сюда относятся также лозунги-мотиваторы, привлекающие пользователя к игре. Их порядка 5-7. И они же пойдут в виде надписей на скрины страницы приложения в AppStore. Например:

3. План действий - список ближайших задач, горизонт планирования которых составляет не более пары недель, отсортированных в порядке достижения (внизу первые достижимые). Обязательный критерий - получение удовлетворения от желаемого результата. Если его не ощущается, стараюсь переформулировать достижимый результат. Ведь, если результата не хочется достигнуть, нет драйва - это первый тревожный звоночек того, что что-то идёт не так.

Списки ведутся в Workflowy - интуитивно понятном инструменте создания списков. Ощущается как влитой, словно продолжение мозга. Списки доступны из облака через удобный web-интерфейс / нативные мобильные приложения.

Отсутствие вдохновения

"Николай Васильевич Гоголь частенько укорял своего друга Владимира Соллогуба в лени. На его жалобы — «не пишется» — Гоголь отвечал: «А вы все-таки пишите... возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович!»" (из книги "Писать легко. Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения")

​Меня выручает вышеупомянутый список плана действий. Когда пребываю в творческом ступоре, просто сажусь, смотрю на него и заношу в Workflowy идеи, приходящие в голову. Очень помогает.

Говоря о методике, лучше всего это описано в статье "Автору-новичку. Как преодолеть писательский ступор?". Статья небольшая, но полезная. За пару минут управитесь.

Замыкание в себе

Я долго варился в собственном соку - потерял уйму времени. Нужно общение. Обсуждение мотивирует. Оно позволяет взглянуть на новые горизонты, на вещи со стороны. Взглянуть на результат, не превращая процесс в самоцель.

Программирование как самоцель

Набор команды, публичность, позволяют отрезвить рассудок. А постоянный диалог - поддержание себя в тонусе. Ведь, если игру и содеянное нельзя обсудить, пожалуй, они не так уж и хороши.

Отдельной строкой идёт расширение кругозора, постоянный поиск чего-то нового, новые эмоции, новые впечатления. Чтобы не зашориваться, не увязнуть в процессе. Новые эмоции подталкивают, дают импульс движению, с ними процесс развивается быстрее, посещают свежие идеи и новации по повышению продуктивности разработки.

В общении нам помогает Discord. Для нас он единый сервер общения, содержащий несколько чат-каналов, по одному на направление.

Отдельного упоминания заслуживает канал krugozor - там мы обмениваемся материалами, впечатлившими нас. Правда, туда пока пишу только я, но такой канал есть.

Говоря про англоязычные сайты, завёл тему на TouchArcade и топик в EVE Online . Надеюсь, последний оставят - хотя загадывать не могу.

Не поставлен процесс производства

Будьте последовательны. Поставить процесс производства вам помогут эта, предстоящие и предыдущие статьи цикла.

Токсичная критика

"Я буду делать всё, что я могу — до тех пор, пока могу. Если в итоге я окажусь прав, то все слова моих критиков и хулителей не будут стоить выеденного яйца; а вот если в итоге окажется, что я не прав, то тогда даже если хор ангелов будет петь мне славу, это ничего не изменит." (Авраам Линкольн)

Критика это хорошо. Критика помогает развиваться, указывая на слабые места в проекте. Но критика бывает разная: конструктивная, деструктивная и токсичная.

С конструктивной критикой всё понятно. Она - залог развития проекта. С деструктивной сложнее - её уточняющими вопросами стараюсь перевести в конструктивное русло. Самая неприятная - токсичная критика, когда токсичными высказываниями стремятся самоутвердиться на вашем фоне. Она демотивирует. Чтобы этого не происходило, я вспоминаю в уме ролик:

"Человек, который начинает действовать, что-то делать, у него может что-то не получиться, он может быть смешон со стороны. Может показаться, что его задумка слишком наивная, нереальная - что угодно. И всегда будут те люди, которые будут смотреть со стороны и говорить: "Ничего у него не получится" - и так далее. Но, когда ты действуешь, ты, чёрт возьми, делаешь шаг. А те люди, кто стоят и наблюдают с безопасного расстояния. Они как раз стоят на месте. Вот и выбирай, кем ты хочешь быть". (из ролика)

До скорого

Надеюсь, вам понравилось, и было полезно. До скорого! o7

Если интересно наблюдать за прогрессом и вы не против посмотреть на наши скромные, но достижения, подписывайтесь на твиттер и инстаграмм.

#gamedev #инди #опыт #indie

{ "author_name": "Andrew Chuprina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 30, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 8811, "is_wide": false }
{ "id": 8811, "author_id": 4036, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/8811\/get","add":"\/comments\/8811\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/8811"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000 }

30 комментариев 30 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Геннадий Онищенко

8

не понравилось. Объясню почему.
Первая статья была годная и читать было интересно. Почему нельзя было остановиться на ней, вместо того чтобы писать (1)неинтересно (2)довольно очевидные вещи (не для детского сада, но для тех, кто сидит на дтф).
Что во второй, что в этой - засилье цитат. Википедия, "мудрые мысли великих", бородатые (и не совсем к месту) картинки. Зачем всё это? В лонгриде на 5-10 экранов это было бы уместно, т.к. разбавляло бы материал.
А у вас сейчас наоборот - несколько собственных наблюдений разбавляют увесистую пачку мемо-мусора.
Я как читатель в этих двух материалах (2 и 3) вижу самолюбование и, уж простите, писанину ради писанины. Или вы блогер? или такой у вас самопиар?
Да, я рассуждаю субъективно.
Да, у меня нет желания как-то вас нагнуть и повысить свой ЧСВ.
Я просто не хочу, чтобы вы и те, кого вы вдохновите, писали в таком же глупом ключе, в каком написан этот "материал".
[Тем более с ляпами, которые явно не украшают вас, типа "Чтобы этого не происходило, я вспоминаю в уме ролик" (а где еще его можно вспомнить?)... ]

Ответить

Andrew Chuprina

Геннадий
–6

Для меня показатели востребованности: рейтинг статей (вторая просела по рейтингу, но всё равно в плюсе) и, что главнее, кол-во добавлений статей в избранное. Для первой статьи 5 закладок, для второй 4. Значит, кто-то посчитал материалы достаточно интересными для того, чтобы не только прочитать и забыть, но и оставить на них закладки.
Но вы вправе остаться при своём мнении. Странно, что читаете, если вам материалы так не нравятся. Не занимайтесь мазохизмом, остановите чтение цикла.

Ответить

Nikita Zhinzhikov

Andrew
3

По моему мнению, главная проблема статей в том, что это статьи ради самих статей. Вы в них не то что новое - и старого очень мало рассказываете.
"Проверяйте идеи на себе и других. Каждый день работайте, делайте хоть немного для своего проекта. " - вот и вся статья. Ну и отступление про критику появилось явно из-за реакции на 2 статью.

Ответить

Andrew Chuprina

Nikita
0

Ну, вы утрируете. Вы пропустили методики, описанные в статье.
=====
Я ошибся с аудиторией: на dtf.ru более интересны интервью с именитыми разработчиками / постмортемы. Я же делюсь соображениями и методиками с новичками в разработке, success-stories именитых разработчиков для которых неприменимы.
Поэтому я переезжаю на GameDev.ru. На DTF я вернусь, но когда можно будет дать подробную ретроспективу запуска и оценить результаты и ошибки проекта - спасибо Сергею Бабаеву за идею: https://dtf.ru/8781-za-vse-eto-vremya-my-ne-potratili-ni-kopeyki-na-prodvizhenie-intervyu-s-osnovatelyami-studii-byril#comment-78327
И все будут довольны :-)

Ответить

Nikita Zhinzhikov

Andrew
4

Так, сейчас будет развернутый ответ.
Я же делюсь соображениями и методиками с новичками в разработке

Пока у вас нет истории успеха/провала - грош цена этим соображениям и методикам. Ваши советы не подкреплены ничем.
Я ошибся с аудиторией: на dtf.ru более интересны интервью с именитыми разработчиками / постмортемы

Не совсем так. Просто то, что вы пишете, скучно. В статьях нет вашей игры, нет ваших успехов, фейлов - ничего. Дневники разработчика, в которых ничего нет про разработку)
В ваших статьях есть только вы. А на вас всем плевать - вы никто. Пишете эти статьи, пытаясь пропиариться и мотивировать себя работать. Почему это должно быть интересно читать?
P.S. вы ведь любите цитаты?) "Все говорят о своем мнении, но кого оно интересует? Заткнись!"

Ответить

Andrew Chuprina

Nikita
0

О, развёрнутый ответ - это всегда хорошо )
А я не буду спорить! =) Ведь вы в иной формулировке, но полностью подтвердили мои слова прошлого комментария: "На dtf.ru более интересны интервью с именитыми разработчиками / постмортемы."
Поэтому вернусь с постмортемом. Где-то в декабре. Цыплят по осени считают, как говорится).

Ответить

Nikita Zhinzhikov

Andrew
0

Не совсем, просто не только же постмортемы можно писать)

Ответить

Геннадий Онищенко

Andrew
2

я и останусь при нем, спасибо за разрешение)
А насчет остановить чтение - конечно же, остановлю, хотя бы потому, что только в этом тексте - 400 слов цитат (на общий объем в ~1160 слов).

Ответить

Andrew Chuprina

Геннадий
1

Заняться вам нечем, раз уж вы начали даже слова считать.

Ответить

Геннадий Онищенко

Andrew
0

Андрей, вы начинающий разработчик, а уровень хамства у вас как у мэйджора. Успокойтесь, это интернет, и если вы выкладываете ваши опусы на публику, будьте готовы, что найдутся и такие, как я.
Или вам хочется, чтобы вас все носили на руках с вашей супер-игрой?

Ответить

Andrew Chuprina

Геннадий
–7

Вы бредите. Я вам хамлю только сейчас, а не до этого.
И, кстати, нехорошо других упрекать в том, чем сами грешите.

Ответить

Алексий Кривоносов

2

Это конечно оффтоп, но мне кажется или арт это Venture, а сам автор играет в EvE Online судя по о7 ?

Ответить

Andrew Chuprina

Алексий
0

По арту мне уже сделали замечание в комментариях ко второй статье. Задал CCP вопрос на их форуме: https://forums.eveonline.com/default.aspx?g=posts&t=524440 . Но пока без ответа.
Да, мне нравится EVE.

Ответить

Aili

2

У вас в твиттере пусто, с момента регистрации только две записи. Зачем предлагать подписываться если там ничего нет.

Ответить

Andrew Chuprina

Aili
0

Мой косяк. Исправлюсь. Спасибо, что указали.

Ответить

Павел

1

Спасибо, Андрей, за статьи! Они хоть и имеют ряд минусов о которых уже говорили, но мне понравилось. Желаю вам творческих успехов и жду итоговую статью :)
btw вы же не собираетесь задерживаться на рынке мобильных игр?

Ответить

Andrew Chuprina

Павел
0

Спасибо, Павел, на добром слове! :-)
Мне нравится рынок мобильных игр и я не согласен с его текущим положением дел, считая, что он бы мог быть гораздо лучше и содержать гораздо больше хороших игр. Поэтому задержусь: здесь многое можно улучшить, есть простор для творчества.

Ответить

Andrew Chuprina

Павел
0

Заметил, что вы подписались на твиттер. Спасибо! :-) Буду стараться предоставлять интересный контент и не спамить.

Ответить

Andrew Chuprina

–1

Перечитал статью. Понял, почему читателям не нравится обилие вики во второй статье и цитат в третьей. Наверное, воспринимается, будто я умничаю. На самом деле это не так. Впредь исправлюсь: буду передавать суть своими словами, без отсылок. Думаю, это снизит негативное восприятие.

Ответить

Umberto Eco

Andrew
0

Просто цитатами прикрывается отсутствие собственных мыслей, вот какое впечатление

Ответить

Andrew Chuprina

Umberto
–1

Цитатами обычно подтверждаются собственные мысли.

Ответить

Umberto Eco

Andrew
2

Обычно-то да, а у вас передоз.

Ответить

Andrew Chuprina

Umberto
0

Да, я уже понял, цитат в % выражении к тексту многовато.

Ответить

Nikita Zhinzhikov

Andrew
0

Наверное, воспринимается, будто я умничаю.

Совсем не воспринимается. Просто цитат больше, чем нужно.

Ответить

Старый игродел

0

"Заблуждения заключались в том, что можно пренебречь иконкой и скринами. Якобы главное - задумка. Фатальная ошибка. "

то есть 100500 статей на эту тему не хватило, чтобы развеять заблуждение. Только граблями по яйцам дошло?

Ответить

Andrew Chuprina

Старый
0

Я временами

Ответить

Andrey Sklyarov

–1

Чет у вас пустовато в Инстаграме, подписывайтесь на мой лучше: @andreysklyaroff Я там пощу всякие штуки иногда, из жизни тру-инди :)

Ответить

Andrew Chuprina

Andrey
0

Подписался :) И скинул заявку в друзья на Инфостарте. А ещё я на вашу тему на форуме GameDev.ru подписан.
Вы ведь с 1С начинали? Давно в 1С? До сих пор основной заработок там или уже можете себе позволить только разработкой игр заниматься?
Можно задать ещё несколько вопросов по вашему GameDev опыту? Механическая коробка выстрелила. Но вы ведь не родились тру-инди, а стали им. Какой был первый опыт и динамика установок игр? Когда занялись разработкой игр всерьёз? (т.е. как долго шли к успеху Механической коробки?)

Ответить

Andrew Chuprina

Andrey
0

И тишина (

Ответить

Andrew Chuprina

Andrey
0

Жаль, что вы сюда зашли только попиариться и на вопросы не отвечаете =( . Минусую.

Ответить
0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]