Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Рассказываю, с каким трудом Nintendo и PlayStation пробивались к китайским геймерам — и почему те всё равно предпочитают покупать «серые» устройства из Японии и Гонконга.

Специально для торговой площадки FunPay
Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Nintendo Switch 2 с двух ног ворвался на рынок игровых консолей и сразу наделал много шуму в индустрии. Всего за четыре дня после дебюта во всём мире было реализовано 3,5 миллиона устройств — это абсолютный рекорд для компании. Для сравнения: первый Switch только за месяц достиг 2,7 миллионов продаж. В США NS2 удалось обогнать PS4 и стать самой быстро продаваемой консолью в стране (1,1 миллион устройств за неделю). Одни только огромные очереди за NS2 в Нью-Йорке чего стоят.

24 июня, спустя 19 дней после выхода Switch 2, Nintendo опубликовала у себя на сайте новый отчёт о продажах, но вскоре удалила его. Там говорилось, что продажи NS2 составили 5 миллионов устройств: 1,8 пришлись на США, 1,47 — на Японию, 1,18 — на Европу, 550 тысяч — на другие регионы. Сложно сказать, насколько это точные данные, учитывая, что компания их сразу отозвала. Вполне вероятно, что это лишь предварительный прогноз на первый месяц, предназначенный для внутреннего использования.

Портал VGChartz, основываясь на собственном анализе розничных продаж (с 10% погрешности), также пишет о более чем 5 миллионах проданных Switch 2 по итогам июня. Но официальных подтверждений от Nintendo пока нет.

Реклама NS2 в Нью-Йорке
Реклама NS2 в Нью-Йорке

Согласно же основному публичному прогнозу, озвученному президентом Nintendo Сюнтаро Фурукава ещё в мае, по итогам текущего финансового года (заканчивается 31 марта 2026 года) будет реализовано 15 миллионов NS2 и 45 миллионов копий игр для неё, не считая идущую в комплекте Mario Kart World. Если что, таких же показателей (консольных) за тот же срок добилась первая Switch — на её успехи в Nintendo ровняются и сегодня. Какой-то уже совсем далеко идущий прогноз на фоне всеобщего ажиотажа сделали в Ampere Analysis: 100 миллионов устройств к 2030 году.

Очереди за NS2 в Нью-Йорке
Очереди за NS2 в Нью-Йорке

Параллельный импорт по-китайски

На этом празднике жизни не хватает Китая — крупнейшего в мире игрового рынка по доле выручки и количеству геймеров. Nintendo будто пока не приняла решение запускать продажи Switch 2 в стране. Конечно, это не мешает китайцам заказывать новые консоли из Гонконга, где NS2 официально продаётся. Если вдруг кто не знал: благодаря своему особому статусу, Гонконг выполняет для материкового Китая роль экономической лазейки, а для геймеров он служит игровым оазисом, где не действует ограничивающая индустрию система лицензирования. Так некоторые умудряются заказывать устройства напрямую из Японии.

Второй после Taobao (входит в Alibaba Group) китайский маркетплейс JD.com зафиксировал 400 тысяч заказов NS2. Цена базовой гонконгской версии консоли в среднем составляет 4000 юаней (43,5 тысяч рублей), а срок доставки — один день. При этом китайцы могут воспользоваться государственной субсидией при покупке консоли, введённой ещё несколько лет назад для стимуляции потребления (действует на целый ряд товаров). Например, если версия NS2 с Mario Kart World в комплекте стоит 4299 юаней (46,7 тысяч рублей), то с субсидией, по факту представляющей собой скидочный купон от государства, она обойдётся в 3654 юаня (39,7 тысяч рублей).

На китайском аналоге «Авито» Xianyu и вовсе можно найти новый Switch 2 за 3299 юаней (35,8 тысяч рублей). NS2 даже можно купить через мессенджер WeChat (который, не поверите, тоже ловит связь на парковке!) — 3699 юаней (40 тысяч рублей) за базовую версию.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Главный минус гонконгской версии Switch 2 состоит в официальном гарантийном обслуживании, которое осуществляется только в Гонконге. А также в наценке: в гонконгском онлайн-магазине Nintendo базовая версия консоли стоит 3450 HK$ (34,3 тысяч рублей) — на 20% дороже, чем в JD.com. Хотя, опять же, есть другие каналы продажи устройств в Китае с более щадящей наценкой, а также не забываем о госсубсидиях.

Китайцев больше возмутила разница в цене между японской и многоязычной версиями Switch 2: первая стоит всего 49 980 йен (26,2 тысяч рублей). Цены на новые консоли объявили ещё в апреле, и уже тогда пользователи китайских соцсетей начали жаловаться, что Nintendo «оштрафовала их на 20 000 йен (разница в цене с международной версией) за незнание японского языка». Хотя опытные китайские геймеры, как пишет издание The Paper, не боятся японского языка и с радостью покупают локальные версии консолей по более адекватным ценам. Что же касается самой оплаты и покупки игр в eShop — то с этим никаких проблем китайцы не испытывают.

Самое забавное, что покупать Switch 2 сейчас, похоже, гораздо проще в Гонконге, чем в Японии. Для борьбы со спекулянтами и перекупщиками в японских физических магазинах ввели ограничения на приобретение NS2: новую консоль может купить только резидент Японии с удостоверением личности, победивший в лотерее.

В отличие от Штатов, в японских магазинах почти не собирались очереди за долгожданным Switch 2, потому что большинство просто не могли их там купить
В отличие от Штатов, в японских магазинах почти не собирались очереди за долгожданным Switch 2, потому что большинство просто не могли их там купить

Тайваньское издание Toy People News отмечает, что такие ограничения ввели в первую очередь из-за китайцев, массово перепродававших ещё первый Switch в 2020-2021 годах. Теперь китайские спекулянты изменили стратегию: вместо того, чтобы отправлять устройства в КНР, они договариваются с местными японскими магазинами и перепродают их самим же японцам.

С холодной головой

Возвращаясь на материк: приходится признать, что Switch 2 не вызвал практически никаких эмоций у китайского игрового комьюнити, в отличие от остального мира. В китайских медиа и соцсетях практически нет бурных обсуждений NS2: мне удалось найти только две статьи с относительно высокой пользовательской активностью.

В одной автор по-детски радуется выходу консоли и призывает «не слушать критику» из-за отсутствия игровых релизов на старте и недостаточного технического апгрейда. «Ни за какие деньги нельзя купить то чувство глубокого волнения и трепета, когда вы включаете Breath of the Wild и видите начальную сцену, в которой Линк прыгает вниз сквозь облака. Это HD-версия ваших воспоминаний 8-летней давности. И вдруг близорукость излечилась, и привычный мир вокруг изменился», — пишет восторженный владелец Switch 2.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Аудитория вдоволь поиздевалась над ним. Самый популярный комментатор рекомендует владельцу NS2 «купить защитную плёнку и бережно хранить устройство в чехле, чтобы перепродать его через 3 года на Xianyu».

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

«Извините, ваша статья актуальна только для ярых нинтендобоев, вроде фанатов TNT (C-pop группа, а-ля китайский BTS), готовых купить даже их дерьмо... Я куплю NS только в одном случае: когда буду играть с ребёнком после его рождения», — пишет другой комментатор.

Автор второй нашумевшей в китайских соцсетях статьи, наоборот, разносит Switch 2: «В 2025-м Nintendo выпускает консоль с техническими характеристиками 2022 года и продаёт игры для неё по ценам 2028-го… Иногда я действительно не понимаю ход мыслей этих японцев. Можно сказать, что вся репутация, накопленная первым поколением, фундамент, который создавался почти 10 лет, был уничтожен всего за один час».

Сосредотачивая внимание на техническом состоянии новой консоли, он не упускает возможности посмеяться над ней: «В качестве фирменной функции NS2-контроллер впервые получил кнопку C. Ещё до официального анонса пользователи сети обсуждали её предназначение. Многие писали, что она нужна для защиты авторских прав — чтобы вызвать юридический отдел Nintendo, достаточно лишь нажать C».

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4
Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Комментаторы согласились с автором: «Закрытое общество и медленный прогресс — отличительная черта Японии». Другой комментатор справедливо отмечает, что все уже давно «привыкли» к устаревшим технологиям за неадекватную цену.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

«Вчера вечером, около 22 часов, когда пресс-конференция NS2 закончилась, недалеко от острова Кюсю произошло землетрясение магнитудой 6,2 балла. Мой друг прочитал новости и сказал, что даже Бог не выдержал такой наглости Nintendo», — еще один комментарий под статьей.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

«От Wii до Wii U, от Switch до Switch 2 — Nintendo так и не усвоила уроки итеративной разработки и снова всё испортила. Ах да, не забываем про 3D-технологии для NDS и 3DS. Иногда я думаю, что игрокам было бы только лучше, если Nintendo потерпела неудачу, как Sega, и ушла с рынка консолей, продавая игры на других платформах, например, в Steam», — сокрушается комментатор.

«Switch 2 вполне возможно побьёт мировой рекорд, но китайцы не хотят его покупать», — констатирует заголовком уже упомянутое выше издание The Paper. И дело не только в отсутствии прямых продаж или наценке, и даже не в скудности консоли на игровые релизы и её технических характеристиках. У китайского потребителя в целом не сложились отношения с Nintendo, начиная еще с первой Switch.

Запуск NS в Китае
Запуск NS в Китае

Консоль без игр

Начнём с того, что Switch начал официально продаваться в Китае только в декабре 2019-го — через 2,5 года после общемирового релиза. На то было много причин: китайский рынок только восстанавливался после 15-летнего запрета на иностранные консоли (о чём подробнее мы поговорим чуть позже), никуда не делись сложности с долгим лицензированием игр. Да и, будем честны, Nintendo традиционно для себя никуда не торопилась.

В локализации Switch для китайского рынка Nintendo помогала Tencent, она же взяла на себя обслуживание местного eShop. В момент выхода консоли в Китае для неё была доступна только одна игра — New Super Mario Bros. U Deluxe. Спустя несколько месяцев список пополнился ещё двумя релизами: Super Mario Odyssey и Mario Kart 8 Deluxe. Такая «мариоцентричность» китайской версии NS ожидаемо ограничивала потенциальную аудиторию консоли. И вины Nintendo в этом не было — в те годы китайские регулирующие органы в принципе одобрили рекордно низкое количество игр. Если в 2019 году было одобрено 1570 игр (из них 185 иностранных), то в 2021-м их число сократилось в два раза — до 755 лицензий (76 зарубежных).

Небольшая справка о лицензировании игр в КНР: игровые лицензии выдаёт Государственное управление по делам прессы и печати. Минимальные требования включают в себя полную локализацию игры на китайский язык, наличие инкорпорации на территории КНР и отсутствие иностранного корпоративного контроля — для этого зарубежные разработчики обычно вступают в сотрудничество с китайскими издателями.

Никакой разницы между лицензированием консольных, мобильных и ПК-игр нет — во всех случаях шансы на успех минимальны. Целесообразнее всего лицензировать ПК-игры, так как даже в случае неудачи через Steam можно спокойно отслеживать продажи зарубежной (для китайцев) версии и оценивать её популярность в стране. С консольными версиями всё сложнее, так как точных цифр вы не получите, да и вообще вам повезет, если китайцы купят хотя бы 100 тысяч импортных копий вашей игры. А на мобильный рынок лучше вообще не соваться — конкуренция с китайскими разработчиками там слишком велика.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Особенно не повезло в Китае Animal Crossing. Безобидную, казалось бы, игру не просто не лицензировали: после появления импортных версий на китайских маркетплейсах регулирующие органы в ручном режиме сняли её с продаж на следующий же день. По одной из версий, причиной этому стали антиправительственные плакаты, которые пользователи кастомизировали в Animal Crossing в поддержку гонконгских протестов. Хотя, честно говоря, для запрета хватило бы простого зонтика — главного символа тех волнений.

В ноябре прошлого года Tencent объявила, что прекратит поддержку китайской версии eShop в 2026 году. Это, к слову, еще один из факторов низкой популярности Switch 2 в стране. Прощаясь с недолгим официальным присутствием Nintendo в Китае, местное игровое издание ChuApp пообщалось с Чжао Вэем — ответственным за локализацию одной из последних игр для китайской версии консоли. Речь идет о вертикальном скроллинг-шутере в ретро-стиле AngerForce: Reloaded, вышедшем в Steam еще в 2017 году. Чжао Вэй долго не мог понять, зачем китайским инди-разработчикам тратить 50-60 тысяч юаней (550-660 тысяч рублей) и ждать 3-5 лет для портирования игры на местную версию NS? Внятного объяснения он так и не получил, но протащить игру через бюрократические дебри ему всё же удалось, только спустя почти 5 лет после подачи заявки — весной 2024-го.

В январе 2021 года Tencent заявила о миллионе проданных Switch за первый год официального присутствия консоли в Китае. Многие медиа тогда писали о невероятном успехе Nintendo и называли её новым лидером китайского консольного рынка. Но с ними поспорил игровой аналитик Даниэль Камило, справедливо указавший, что официальные продажи Playsation, Xbox и Switch для Китая ничего не значат, ведь там процветает серый рынок. Большинство китайских геймеров игнорируют местные версии консолей из-за мизерного количества лицензированных игр и ограничения онлайн-функций вплоть до их полного отключения.

Все импортные консоли за те же цены продаются на крупных онлайн-площадках: в них не вшита региональная защита, доступны все функции, есть возможность покупать любые игры вне зависимости от их легализации. Единственное преимущество местных версий консолей — гарантийное обслуживание, но его, очевидно, недостаточно, чтобы убедить китайцев отказываться от неурезанных импортных устройств.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

15-летний запрет

Получается вполне себе формальная регуляция консольного рынка со стороны китайского государства, об условности которой оно прекрасно знает. В сравнении с предыдущим опытом более жёсткого контроля индустрии практикующаяся сегодня локализация устройств — это своеобразный шаг вперед со стороны регуляторов. Напомним, что в 2000 году, спустя несколько месяцев после выхода самой продаваемой в мире консоли PlayStation 2, власти КНР фактически запретили производство и продажу игровых устройств в стране. До этого же китайский рынок консолей процветал.

На рубеже 80-90-х годов в стране активно распространялись произведенные в Гуандуне поддельные NES. Первой официально представленной в Китае игровой приставкой стала Sega Saturn — её продажи стартовали в 1997 году. Из-за высоких тарифов консоль так и не стала общенародной, миновав большинство домохозяйств, однако её активно закупали популярные в те годы игровые залы. Именно по ним в первую очередь и ударил запрет 2000 года. Простым геймерам было проще, ведь серый рынок никто не отменял, но ограничения всё равно сковывали развитие консольной индустрии в Китае.

Вот как выглядела iQue Player
Вот как выглядела iQue Player

Сквозь «китайскую стену» в 2003 году прорвалась Nintendo с iQue Player — локализированной версией Nintendo 64, созданной специально для китайского рынка. Компания позиционировала устройство как «образовательный продукт», и китайские регуляторы его одобрили. Хотя продажи устройства прекратились в 2006-м и проект оказался коммерчески провальным, он показал, что китайские ограничения не столь абсолютные, как могло бы показаться.

Более прямолинейно пробивалась через «железный купол» Sony. В 2004-м представители компании лично прилетели в Китай для переговоров с китайскими чиновниками, и им удалось договориться о локализации PS2 для местного рынка. Одним из условий китайских регуляторов был запрет на рекламу PS2, однако мировая популярность консоли (на тот момент её продажи достигли 100 миллионов устройств) не обошла стороной Поднебесную, поэтому Sony даже не нуждалась в каком-либо дополнительном продвижении в стране.

Всё бы хорошо, если не серый рынок, куда на тот момент уже поставили несколько миллионов импортных консолей (официальные поставки PS2, для сравнения, составляли в районе полумиллиона устройств). Кроме того, на тот момент ещё не был налажен механизм лицензирования, поэтому игры в ручном режиме одобрял китайский Минкульт, а делал он это ещё дольше нынешних регуляторов. По итогу на китайской версии PS2 было доступно всего две игры.

В то же время китайские умельцы уже давно взломали PS2 и наплодили огромное количество пиратских игр, которые пользовались большим спросом среди геймеров. Именно из-за сочетания пиратства и ограничений регуляторов уже через год продажи консоли в Китае прекратились, а в 2006-м. Sony и вовсе закрыла своё игровое представительство в стране.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Все эти консольные ограничения приучили китайцев к реалиям серого рынка и предопределили их ориентированность на мобильный и ПК-гейминг. Пока в 2014 году китайское руководство постепенно не сняло запрет на зарубежные игровые устройства, и в страну не хлынули официальные поставки PS4 и Xbox One. Довольно скоро китайские геймеры ощутили на себе всю «прелесть» локализированных консолей с урезанными онлайн-функциями, проблемами с патчами, вечными багами и сбоями, не говоря уже об ограниченном ассортиментом разрешенных игр.

Но продажи официальных устройств всё равно росли за счёт китайских родителей, которые дарили консоли своим детям и не догадывались обо всех этих ограничениях. Опытные же геймеры заказывали импортные консоли из Гонконга, Японии или других стран.

Знакомство с консольным рынком Китая: от критики Nintendo Switch 2 до тайного кода, отключающего цензуру на PS4

Почти 80% дохода от продажи игр в Китае приходятся на серый рынок. Например, по состоянию на май 2020-го в гонконгском Playstation Store было доступно 4633 игры для PS4, а в китайском — всего 124. Забавная деталь: в китайских версиях PS4 недоступна смена региона, но если ты знаешь секретную комбинацию кнопок — тебе открывается такая возможность. Понятное дело, эта комбинация уже давно «рассекречена» на китайских форумах и в соцсетях.

И если Sony оставляет такие лазейки для китайских геймеров, то Nintendo почему-то более строго придерживается китайских правил в своих локализированных консолях. Никто в здравом уме не будет покупать игровой «обрубок» в виде китайской версии NS, когда на рынке легально представлены полноценные импортные консоли с относительно небольшой наценкой. Если что, за продажу таких устройств в Китае не закрывают магазины и не блокируют продавцов на онлайн-площадках, покупатели тем более не несут никакую ответственность. Для ценителей китайских Switch в соцсетях даже придумали прозвище — «воины (или мученики) внутреннего рынка» (国行勇士/ 烈士; имеются в виду устройства для внутреннего китайского рынка).

Учитывая всё вышеперечисленное, становится понятно, почему Nintendo не торопится локализировать Switch 2 в Китае. Возможно, компания и вовсе решила ограничиться лишь Гонконгом.

Хотя нельзя сказать, что китайский рынок консолей стоит на месте. Годовые продажи PS5 в Китае выросли перед релизом Black Myth: Wukong на 100% (в годовом выражении). Воодушевленные успехом Wukong, китайские студии серьезно взялись за разработку одиночных ААА-игр, которые должны подтянуть за собой и консольную индустрию. Но результаты этих сдвигов на китайском игровом рынке мы увидим только через несколько лет.

В этой статье я в основном рассказывал о самой новой консоли в Китае — и всём том контексте, который поможет понять её сегодняшнее положение. Но если копать глубже в историю, то найдётся много чего ещё об отношениях Nintendo и PlayStation с КНР (а ещё про Xbox и Sega, конечно). Может, в следующий раз?

65
7
3
2
1
1
35 комментариев