14 игр для тех, кто хочет понять современный мир
Про экологические проблемы, абьюзивные отношения, неумение взрослеть, трудности переезда и многое другое.
Что волнует современную молодёжь? Всероссийский центр изучения общественного мнения, к примеру, в 2023 году называл три извечные проблемы: поиск хорошей работы, жилищный вопрос и получение образования. Дилеммы, соглашусь, серьёзные. Однако только на них ведь свет клином не сошёлся.
Так, специалисты Уральского федерального университета выяснили, что в нашей стране молодые люди были обеспокоены слежкой через камеры и смартфоны. Всероссийский центр изучения общественного мнения упоминал ещё о стремлении юного поколения к созданию крепкой семьи (там также пишут про заботу о ментальном здоровье, но она волнует не только молодёжь).
В общем, проблем хватает. Причём, заметьте, я коснулся только тем, злободневных в России. Но в других странах тоже ведь живут молодые люди, и у них уже свои актуальные дилеммы. Поэтому давайте просто возьмём ворох проблем, которые волнуют современное поколение по всему миру: абьюзивные отношения, болезненное расставание с возлюбленным, отказ от взросления, психическое здоровье, слежка, цензура, переезд в другую страну. И посмотрим, в каких играх эти темы нашли своё отражение.
Essays on Empathy, разработанная испанским коллективом Deconstructeam, представляет собой антологию из десяти коротеньких игр. Хотя как разработана? Скорее, собрана. Ведь львиная часть игр была создана в рамках геймджемов — мероприятий, на которых специалисты за несколько дней придумывают и воплощают цифровое приключение на заданную тему.
Для сотрудников испанской студии Essays on Empathy стала творческой отдушиной. Шагавший по планете в 2020 году вирус сильно подкосил команду, корпевшую над большим проектом. Тогда разработчики решили взять перерыв и в качестве терапевтического упражнения занялись компиляцией имевшихся у них прототипов.
Умопомрачительного геймплея от коллекции ждать не стоит — но разнообразие жанров радует. Игрока встретит и визуальная новелла, и простенький платформер, и point-and-click, и симулятор как ходьбы, так и жены… Всего будет понемногу. Однако виртуальная антология берёт в первую очередь историями, поднимающими зачастую отнюдь не детские темы.
В сборнике геймер столкнётся с десятью историями, разительно отличающимися друг от друга. К примеру, в Underground Hangovers необходимо помочь страдающему от похмелья космическому шахтёру вернуться домой. Главный герой вместе с коллегами перед выездом устроили в тоннеле вечеринку, а когда утром очнулись, выяснилось, что работодатель их бросил. Одних на чужой планете. Теперь горе-вахтовикам нужно каким-то чудом построить космическую ракету, чтобы воссоединиться с ждущими их близкими.
В 11:45 A Vivid Life главной героине не даёт покоя навязчивая мысль. Девушка считает, что её скелет принадлежит кому-то другому. В связи с чем она похищает рентгеновский аппарат, прихватывает аптечку и едет в глушь, планируя изучить собственное тело. Путём самооперирования.
В сборнике присутствуют не только взбалмошные истории. Нашлось место и приземлённым сюжетам. В новелле The Bookshelf Limbo главный герой, находясь в книжном магазине, выбирает подарок отцу. Меланхолично перебирая один том за другим, читая аннотации, протагонист всё больше погружает геймера в свои непростые отношения с родителем.
De Tres al Cuarto повествует об обычной жизни двух друзей-стендаперов. Причём речь идёт не о тех лакшери-комиках, мелькающих на экранах телевизоров или собирающих полные залы. Нет. De Tres al Cuarto рассказывает о среднестатистических, не очень успешных комедиантах. О простых людях, пытающихся шутить.
Но игрой с самой, на мой взгляд, пронзительной историей является Behind Every Great One. Геймер оказывается в роли домохозяйки, муж которой вечно пропадает в своей мастерской. На девушку взвалены бытовые дела: мыть, гладить, поливать, готовить и так далее. Времени на всё буквально не хватает. А ведь хочется ещё отдохнуть, восстановить психическое состояние. Пожить немного для себя.
Только вот как не старайся, как не трудись, под вечер уставшую девушку вновь ждут упрёки супруга. От мужа, совсем не замечающего, что его благоверная всё больше и больше погружается в депрессию.
Но дальше — хуже. Вскоре в дом приедут родственники супруга, которые только усилят психическое давление на девушку. А под финал истории геймер сможет воочию увидеть, что именно рисовал на холсте у себя в мастерской вечно занятой и переутомлённый муж. Короче говоря, абьюзивные отношения во всей красе.
Затрагивая тему отношений, никак нельзя обойти стороной проект When The Past Was Around, разработанный индонезийской командой Mojiken. Игра представляет собой коротенький, всего на пару часов, point-and-click с несложными головоломками. Геймплей до неприличия прост: щёлкаешь мышкой по окружающим вещам, ищешь ключи, набиваешь инвентарь предметами, используешь их. Чего уже не скажешь о лейтмотиве истории.
Главная героиня, 20-летняя девушка Эда, переживает один из труднейших периодов в своей жизни. Безвозвратную утрату близкого человека. Её возлюбленный, воплощённый в игре в виде антропоморфного филина, помог девушке найти себя, стал проводником в мир страсти и новых чувств. Но, увы, слишком рано покинул земную твердь.
Игра состоит, по сути, из разрозненных воспоминаний Эды, чередующихся с реальностью. А человекоподобный филин является светлым образом мудрого избранника. Любимого человека, изображаемого изначально чёрной фигурой.
Девушке предстоит через призму приятного прошлого свыкнуться с горьким настоящим. Каким бы болезненным оно не было. История принятия фактически пронизана духом меланхолии. Напомнившим лично мне Florence — трогательный виртуальный рассказ о любви и расставании. Правда, в отличие от When The Past Was Around, в ней никто не умер. Просто люди в какой-то миг разошлись. Плюс головоломки в Florence пооригинальней будут.
Тем не менее обе игры поднимают одну из важнейших проблем, с которой сталкивается каждый из нас.
В 20 лет ты, полный энергии, готов двери пинком вышибать, сворачивать горы, рисковать. Ведь в столь юном возрасте наивно уверен, что тебя обязательно ждёт светлое будущее. Возможно, даже безбедная старость. А вот в 40, если не обзавёлся семьёй, не скопил имущества, не стал большим начальником — добро пожаловать в лигу энтузиастов-неудачников!
League Of Enthusiastic Losers рассказывает о двух закадычных друзьях, доживших до столь преклонного возраста и не добившихся ровным счётом ничего. Пусть 40-летние люди не считаются молодёжью в России, однако тема, поднятая игрой, актуальна в любые года. Тем более что автор проекта, московский геймдизайнер Ян Башарин — намного младше самих протагонистов.
Витя и Володя вдвоём проживают на съёмной квартире. Один из них — невостребованный детский писатель, а второй — сантехник по специальности. У друзей нет ни семьи, ни денег, ни стабильной работы. Их одноклассники давно добились успеха. А хозяин квартиры грозится выселить, если ему не заплатят. Довольно клишированное начало впоследствии перерастает в необычные приключения.
Ведь два великовозрастных мужчины, вместо того, чтобы устроиться на работу, идут в парк искать клад. Прихватив с собой для верности металлоискатель. Разумеется, ничего ценного они не находят. После чего Витя и Володя дружно отправляются прожигать трудовые будни, зачислившись в ряды охранников музея. Правда, они не собираются зарабатывать на жизнь, как все — они надеются найти карту сокровищ.
Ну и вот так у них со всем. Вместо решения серьёзной проблемы протагонисты гоняются за кладами, веселятся, играют с местной детворой, запуская с крыши бумажные самолётики.
League Of Enthusiastic Losers пропитана нелепыми ситуациями и инфантилизмом. Главные герои на самом-то деле не великовозрастные мужики, а современные совершеннолетние люди, которые в душе остались детьми. Они до сих пор верят в чудеса, посвящают своё свободное время любимому хобби, невзирая на мнение общественности, и верят, что непременно всё будет хорошо.
А как дела обстоят с геймплеем? Он есть. Хотя и минимален. Перемещаем протагонистов в пределах нескольких экранов, решаем простейшие задачки. Всё. В общем, в League Of Enthusiastic Losers — это про наивную, ламповую историю.
Игра Know by heart (в российской локализации − «Помни…») повествует о 25-летнем Михаиле, проживающем в закрытом городке где-то под Казанью. У него не требующая особых усилий работёнка на железнодорожной станции и однообразный быт. Протагонист застрял в извечном цикле «дом – работа – дом», в котором новый день похож на предыдущий.
Однако однажды привычный темп жизни Михаила резко меняется. В город ненадолго возвращаются двое его друзей и первая любовь. Товарищи воссоединяются, чтобы старой компашкой походить по городу, повспоминать детские деньки да собрать фотографии из их общего прошлого.
На протяжении всей Know by heart геймер будет бродить по улицам, выбирать фразы в диалогах, проходить мини-игры. По типу складывания бумажного кораблика, толкания автомобиля, разливания по стаканам чая, работы на печатной машинке и так далее.
Где-то половину игры герои предаются приятной и одновременно тоскливой ностальгии. Чувству, не чуждому никому. Ведь у многих есть первая любовь, даже не подозревавшая о симпатии. Друг, с которым мы когда-то в последний раз попрощались. Давно забытая детская мечта, выброшенная из-за нехватки времени во взрослой жизни.
Персонажи рады окунуться в омут счастливого прошлого. Только вот относятся к воспоминаниями о детстве герои по-разному. Если у друзей Михаила есть амбиции, они строят планы на будущее, то вот он сам не готов к решительным действиям. Ему вполне комфортно пребывать в обычном житейском ритме, не стремясь куда-то и ностальгируя.
Вторая половина Know by heart предлагает взглянуть на воспоминания под другим углом. Людей неожиданно поражает страшный вирус, стирающий память. Причём заболевшие забывают не только события далёкого прошлого, но даже родственников. В городке начинается тихий ужас.
Игра наглядно демонстрирует как близкие люди в одночасье становятся друг другу чужими. Как лишаются общих воспоминаний. И как важно беречь прошлое, но не жить лишь им.
В короткой визуальной новелле в жанре психологического хоррора геймеру предлагается помочь молодой девушке с обычным бытовым делом. Сходить в магазин и купить молока.
Выполнение рутинной задачи не приведёт к обнаружению террористической ячейки, укрывающейся в торговой точке (привет, Postal 2), не раскроет всемирный заговор. Ничего такого. Игрок просто-напросто в качестве внутреннего голоса героини или воображаемого друга, как угодно будет сопровождать её. Попутно узнавая всё больше о главной героине.
Выяснится, что девушка в век современных технологий безнадёжно одинока, а её здоровье подорвано. Депрессия, социофобия, навязчивые бредовые идеи, галлюцинации. Целый букет психических расстройств. Всё настолько плохо, что обычный поход в магазин может влёгкую вызвать очередной приступ паники.
Окружающий мир героиня видит в красно-фиолетовых тонах. А жителей города представляет в виде странных пугающих существ. Подобный вырвиглазный визуал только подчёркивает, как сильно девушка оторвана от реальности.
В прямом продолжении новеллы под названием Milk Outside a Bag of Milk Outside a Bag of Milk, визуально смотрящейся намного приятней, геймеру откроются новые грани героини.
Игрок сможет побывать в том самом ненормальном мире, в котором постоянно обитает девушка. Погрузится в персональный ад героини, а также подробнее узнает о событиях, предшествующих её нестабильному психическому состоянию.
Игра переносит нас в 1984 год в вымышленную страну, явно напоминающую Великобританию. Главный герой Алекс Уинстон усердно работает на крупнейшей телестудии уборщиком, но внезапно судьба усаживает его за пульт управления эфиром. Теперь он не повелитель швабр и моющих средств, а режиссёр новостной передачи.
Государство, в котором трудится Алекс, переживает неспокойное время. Только-только прошли выборы, и на них победили партия «Прогресс», пообещавшая искоренить преступность с бедностью. Причём самым банальным способом — отобрать деньги у богатых, чтобы раздать их бедным. Впоследствии благодетели добираются до ограничения свободы прессы и до цензуры антиправительственных высказываний.
Разумеется, далеко не все довольны решениями «Прогресса». На улицах начинаются протесты, люди бунтуют, и в очаге возмущения формируется группа сопротивления «Перебой». Лидер мятежников всеми силами пытается прорваться на телевизионный эфир.
Геймеру в лице Алекса Уинстона нужно решать, представителям каких политических взглядов давать время на выступление на телевидении, а каких попросту не допускать. Да и в целом цензурировать курируемые им передачи, не забывая следить за рейтингом. Ведь без зрителей всё закономерно очень быстро схлопнется.
Спектр представленных возможностей обширен. Переключаем камеры, меняя не только план, но саму картинку. Запикиваем мат, добавляем спецэффекты в виде закадрового смеха. Чем дальше развиваются события в вымышленной стране, тем больше механик открывается.
Фактически Not for Broadcast является FMV-игрой. Большую часть времени геймер проводит за режиссёрским пультом, цензурируя видеоролики с живыми актёрами. Периодически прерываясь на решение всевозможных бытовых проблем, но уже в формате визуальной новеллы.
Огромным жирнющим плюсом игры, на мой взгляд, является наличие русской озвучки. Крайне тяжело контролировать прямую трансляцию, ориентируясь исключительно на субтитры. А вот улавливая речь выступающих на слух, намного проще понять, кого именно стоит немедленно заткнуть. Свобода слова в вымышленной Великобритании 1984 года — она, знаете ли, такая.
Если попытаться описать адвенчуру American Arcadia максимально коротко, то это «Шоу Трумана». В киноленте протагонист с рождения является участником грандиозного телешоу, сам того не подозревая. Вся его жизнь проходит под пристальным взглядом миллионов зрителей. Его родной город — построенные декорации, а родственники, близкие, знакомые, коллеги и просто прохожие — актёры.
American Arcadia представляет собой «Шоу Трумана» в квадрате, в кубе. Нет, в энтенеракте. Ведь в игре зрители следят не за одним человеком, а за жителями целого мегаполиса. Постоянно составляются рейтинги популярности невольных участников, и от самых скучных воротилы телевизионного бизнеса поспешно избавляются.
Тревор Хиллс, один из главных героев игры, оказывается тем самым унылым человеком. Его рейтинг колеблется в районе «зелёная тоска». В следствии чего неинтересного персонажа должны вот-вот отправить за кадр.
Но Анжела, сотрудница компании, организовавшей столь масштабное шоу, в корне не согласна с его «отставкой». Поэтому решает помочь протагонисту выйти на свободу, попутно рассказав правду.
На протяжении всей игры герои будут бороться с работниками и руководителями бесчеловечной передачи, чтобы Тревор, наконец, зажил спокойно. Без камер на каждом углу, без тотальной слежки за ним. Без всего этого.
Геймплей условно делится на две части. Взяв под управление Тревора, игрок получит платформер, сдобренный головоломками, где нужно без лишних промедлений действовать. А вот за Анжелу геймер сможет от первого лица спокойно поисследовать внешний мир, разгадывая задачки посложнее.
Впрочем, отношения между героями не ограничиваются обменом реплик. Девушка то и дело вытаскивает бедолагу Тревора из передряг, используя корпоративный доступ к съёмочному реквизиту. То лифт поднимет, то дверь откроет. В миссиях за мужчину есть возможность взглянуть на локацию через объектив камеры. Главное — не проворонить момент, когда такой шанс представится.
В вымышленном городе Нео-Каскадия рынком правит злая корпорация Cubicle. Концерн огромными партиями скупает маленькие фирмы, стартапы, которые, как правило, после сделки очень быстро разоряются.
Главная героиня Жаклин приходит на стажировку в компанию Fizzle, производящую газированную воду. По совершено случайном стечению обстоятельств её новое место работы не так давно приобрела Cubicle.
Первым поручением девушки становится зачистка подземелья от расплодившихся там монстров. Как позже выяснится, обанкротившиеся стартапы корпорация прячет в подполье, а работники провалившихся фирм моментально мутируют в чудовищ разных мастей.
Вот такая незавидная судьба молодых проектов, погибших в лоне монополии в Нео-Каскадии. Впрочем, в реальности малый бизнес ждёт схожий печальный финал. Правда, без фантастических обращений в монстров. Громадные корпорации в современном мире не брезгуют покупкой перспективных стартапов, тем самым уничтожая конкуренцию на корню. Что, по сути, и стало одной из центральных тем игры.
Going Under представляет собой красочный roguelike. Героиню забрасывают в процедурно-генерируемое подземелье, состоящее из нескольких уровней. На последнем, само собой, поджидает босс локации.
В перерывах между сражениями закупаемся всякими полезностями, прокачиваем навыки, ищем отчаянных напарников и болтаем с коллегами о прекрасной погоде. Жаклин предстоит победить целую прорву врагов, а также выведать секреты корпорации. В противном случае газированная фирма разорится и героиня превратится в мерзкое существо.
Бесплатная небольшая игра, разработанная студентами Университета Южной Калифорнии при участии профессора биологических наук, поднимает одну из важнейших проблем цивилизации. О которой, между прочим, предупреждали классики: «Пластмассовый мир победил…»
В необозримом виртуальном будущем человечество положило огромный болт на слова экологов, продолжив производить тонны пластика. Вследствие чего планета практически обезлюдила, растения чахнут, а полимерного мусора хоть отбавляй.
Землю в каком-то роде посетил Апокалипсис. Правда, из-за приятного глазу пёстро-акварельного стиля игры конец цивилизации выглядит не так пугающе.
Plasticity является простеньким пазл-платформером. Взяв под управление выжившую девочку Ноа, нужно бежать вправо, попутно разгадывая головоломки. Передвигаем любимые игроками ящики, дёргаем рубильники.
Никаких геймплейных откровений тут ждать не стоит. Впрочем, для бесплатной игры, созданной группой энтузиастов, смотрится вполне неплохо.
Приключение Road 96 рисует довольно мрачную экспозицию. В вымышленной стране Петрия грядут президентские выборы. На пост главы государства претендуют два человека. Флоррес, обещающая светлое будущее, и нынешний правитель Тирак — диктатор, превративший жизнь своих граждан в сущий ад.
Молодёжь, отчётливо осознавая, что честных выборов не будет, решает сбежать за границу, искренне надеясь на чужбине наконец обрести счастье. Вот за таких отчаянных подростков геймеру и предстоит сыграть.
Наша задача — помочь добраться шестерым героям до границы, а после пересечь её. Одному за другим. Только вот достичь блокпоста совсем не просто: подростка, бросившего дом, в пути поджидает огромное множество опасностей. Итогом неосмотрительных решений может стать как тюрьма, так и смерть.
В какой-то степени Road 96 можно назвать roguelike. Только без ожесточённых боёв с оравами монстров или громадными боссами. Всё более-менее приземлённо и приближено к реальности.
Безымянные протагонисты на своём пути в рандомном порядке по очереди сталкиваются с восемью колоритными персонажами, чьи судьбы, как выяснится, сюжетно связаны между собой. Однако до встреч надо ещё умудриться добраться. А как это сделать?
Тут вариантов путешествия хватает. Можно пешком, если времени, сил и собственных ног не жалко. Есть шанс добраться до места автостопом. На угнанной машине, допустим. Или на автобусе либо на такси. Но это если денег в кармане хватает. В ином случае можно поисследовать локацию в надежде отыскать банкноты на проезд, а заодно и еды какой-нибудь.
В дорожные приключения также привносят разнообразие мини-игры по типу забей мяч в ворота, совершено простые головоломки, вариативные диалоги и другие мелкие интеракции. В общем, юным беженцам есть чем занять себя по пути к границе.
Визуальная новелла Bury Me, My Love рассказывает историю о сирийской эмигрантке по имени Нур, сбежавшей из-за гражданской войны в Европу. Оставшийся на Родине муж главной героини Маджд поддерживает стремление супруги найти лучшую жизнь за границей. При этом он сам продолжает преподавать историю.
Весь игровой процесс заключается в переписке через условный мессенджер. По центру экрана располагается телефон, в котором и вертится сюжет. Остальное место занимают статичные картинки, сменяемые не особо-то часто.
Во время своего путешествия Нур столкнётся с достаточным количеством неприятностей. Попав в ту или иную щекотливую ситуацию, она попросит совета у мужа. Как быть? Что делать? Переждать, пока события улягутся, или рискнуть? Взять лодку или грузовик? Причём зачастую выбирать приходится между плохим и очень плохим.
Супруг, конечно, ответит. Однако слушать его или нет — решает геймер. И именно от воли игрока судьба выведет героиню на одну из девятнадцати концовок. Только вот далеко не каждый финал благополучен. Ведь Bury Me, My Love — это история не про супергероев, а рассказ о непростой судьбе беженки, выживающей во враждебном мире.
Тридцатилетнему польскому публицисту приходит в голову идея написать книгу о миграционном кризисе, с которым столкнулась современная Европа. Для достоверности романа он решает отправиться в Африку, чтобы, притворившись одним из беженцев, на личном опыте проверить, насколько тернист их путь. Именно так и завязывается сюжет в новелле We. The Refugees: Ticket to Europe.
Игровой экран делится пополам. Слева геймера ожидает визуальный ряд, представленный в основном красочными детализированными артами, а справа в белом столбце, непосредственно текст. Во время чтения новеллы игроку периодически придётся принимать судьбоносные решения, причём некоторые из них необходимо делать в крайне сжатые сроки.
На одно прохождение We. The Refugees: Ticket to Europe потребуется где-то два-три часа. Только за раз со всеми возможными событиями в игре познакомиться нереально. Нужно будет начинать историю с самого начала.
Напоследок хотелось бы затронуть пару бесплатных коротеньких визуальных новелл, разработанных двумя энтузиастами и сюжетно очень схожих.
В The Night Fisherman геймеру отведена роль рыбака, который в ночном мраке сидит в своей маленькой лодке по середине пролива Ла-Манш. Внезапно к нему подплывает судно с вооружённым мужчиной. Визитёр оказывается не так-то прост. Он стоит на защите Англии и борется с потоком нелегальных иммигрантов.
Случайная встреча моментально перестаёт быть томной. Ведь главный герой тоже не прост. Он промышляет себе на жизнь перевозкой иностранцев. А на его борту сейчас как раз один из мигрантов и прячется.
The Outcast Lovers является неким продолжением визуальной новеллы про рыбака. Юный иностранец, ранее прятавшийся на лодке, очухивается на берегу. После чего бредёт в сторону одиноко стоящего дома, где решится его дальнейшая судьба.
В жилище ведут отшельнический образ жизни две женщины. Перед ними-то и встаёт социальная дилемма. Сдать нелегального иммигранта организации, борющейся с иностранцами, или рискнуть, приютив у себя?
Заслуживают упоминания
Представленные ниже игры также затрагивают актуальные темы, волнующие современное молодое поколение. Не упомянуть их было бы ошибкой. Однако рассказывать о перечисленных виртуальных приключениях не вижу никакого смысла, так как большая часть проектов неимоверно популярна.
А затесавшиеся в список две менее известные игры я предпочту оставить без комментариев. Возможно, их истории тронут вас так же, как тронули когда-то и меня.
- It Takes Two.
- Death Stranding.
- MiSide.
- Stray.
- South of the Circle.
- Arise: A Simple Story.
- Любая другая игра, которую вы бы добавили в этот список.