Как работать с референсами

Как работать с референсами

Дмитрий Клюшкин — концепт-художник и автор курса «Концепт-арт». Он работал над ремастерами Halo и проектами для Ubisoft, Applibot и NetEase.

На стриме Дмитрий рассказал о способах работы с референсами и показал, как выстраивает свой творческий процесс. Собрали главное.

Зачем концепт-художнику референсы

Референс — вспомогательное изображение, которое художник использует для проработки визуального объекта. Например, персонажа, строения или локации. Референсом может быть фотография, картинка, рендер для анализа светотени, сборник поз и ракурсов и даже палитра цветов.

Перед тем, как приступить к отбору референсов, художнику нужно определить факторы, которые лягут в основу создаваемого объекта. Уже на этом этапе формируется базовое представление о будущем концепте.

Например, вам надо создать персонажа. Для этого можно ориентироваться на механики его взаимодействия с миром, класс и принадлежность к касте.

Следующий шаг — скетчинг. Чаще всего именно на этом этапе художник начинает работать с референсами. Он сопоставляет понравившиеся или предложенные заказчиком концепты с заявленными характеристиками, экспериментирует с подходящими под них элементами и собирает каркас нового образа.

Дмитрий выделяет два направления работы с референсами:

  • поиск и объединение подходящих моделей
  • раскрытие образа через логику персонажа

Дизайн через комбинирование

В этом случае художник исходит из готовых образов: вычленяет и комбинирует отдельные элементы костюма, пластики героя, способы презентации его способностей.

Как работать с референсами

Самый простой вариант такой работы — коллаж. Художник выбирает отдельные элементы из ряда референсных картинок и объединяет их в новый концепт. При этом можно работать:

  • с цельными объектами. Например, вырезать наплечники из референса и подставить к своему концепту
  • с деталями. Например, украшениями

Дмитрий советует при этом обращать внимание на готовые формы, то, как они объединены и вписаны в образ персонажа.

Однако с таким подходом легко попасть в ловушку: по отдельности элементы смотрятся круто, а вместе — несуразно. Также при грубом заимствовании может встать вопрос о плагиате. Поэтому Дмитрий советует развивать свои навыки работы с референсами в других форматах.

<p>Использование дизайна доспеха в качестве рукояти меча</p>

Использование дизайна доспеха в качестве рукояти меча

Например, можно взять сложный элемент с дизайна персонажа и разделить его на несколько простых, изменив их задачу. Достаточно перевернуть часть рукава на 180 градусов, чтобы получить интересный дизайн шлема, или трансформировать нагрудник понравившегося персонажа в рукоять меча.

Ещё один подход к работе с референсами — заимствование элементов ритма и формы. То есть художник пробует перенести понравившееся оформление, например, узор, на весь образ персонажа.

Если вам нравится просто вырезать и комбинировать готовые куски, и заказчик согласен на это, такой вариант допустим. Но для концептора этот подход губителен. Чтобы развивать себя как профессионала, будьте готовы погрузиться в атмосферу, составные элементы и ассоциации. А почти готовые образы добивать интересными деталями с референсов.

Дмитрий Клюшкин, концепт-художник

Дизайн через раскрытие образа

При работе через логику персонажа художник уделяет больше времени процессу подготовки и скетчинга. Сеттинг, механики и задачи геймдизайнеров формируют тезисы, которые рассказывают о характере персонажа, какие эмоции он вызывает и какие поступки совершает.

Например, художник знает, что персонаж быстрый и ловкий. Тогда, скорее всего, меч он должен выхватывать из-за спины, так как оружие в руках будет ограничивать его мобильность вне боя.

Дизайнер достраивает базовую информацию, расширяя своё представление об окружении персонажа. Можно представить, какие животные могут быть культовыми для обозначенных времени и места или какие цветы растут в регионе, где родился персонаж. Чем полнее будет составлен этот виртуальный портрет, тем большей будет вариативность элементов из которых складывается образ. Так, образы упомянутых животных или растений могут стать основой для украшения костюма.

Как работать с референсами

Задача художника на следующем этапе — опираясь на описания сделать быстрые и легкие наброски, которые будут максимально отличаться по форме и геометрии.

И только следующим шагом можно обратиться к референсам с элементами, акцентами, интересными геометрическими решениями. То есть референс и форма совмещаются на уже готовом концепте.

В какой-то момент референсы становятся чисто техническим инструментом. Они не определяют ваш концепт, а лишь помогают разобраться в деталях — как крепится доспех, где удобнее повесить кинжал и так далее.

Дмитрий Клюшкин, концепт-художник

Советы новичку

При работе с референсами Дмитрий советует обращать внимание на сочетание элемента — какую функцию он выполняет, и его формы и пластики — как отдельная форма вписывается в общую картинку. Важно также отмечать способы совмещения элементов в одном концепте и анализировать, как они работают вместе на создание ощущения.

В голове у художника должно быть чёткое деление концепта на главное и зависимое: какой элемент ведёт в образе, что его подчеркивает, что поддерживает, а что с ним контрастирует. Общий принцип прост — должны быть зоны, где глаз цепляется и где отдыхает. Для этого яркие элементы стоит выделять приглушенным окружением, а сложные формы — поддерживать повторением в нескольких элементах.

Сделайте просмотр референсов частью дизайнерской рутины. Насмотренность, большая визуальная библиотека со временем заменяют острую потребность в наглядном примере.

Работа с референсами — больше, чем просто перерисовка картинок из Pinterest. Это творческий процесс. Главное – не упирать в жёсткий копипаст и составление Франкенштейна.

Дмитрий Клюшкин, концепт-художник

Автор материала: Юлия Чернышевская

Материал подготовлен командой XYZ Media.

Наши каналы в Telegram и на YouTube.

77
6 комментариев
Раскрывать всегда
История про то, как я почистила ноут, поменяла термопасту, и чем это все в итоге закончилось

В комментариях к посту ниже мне советовали разобрать мой Хонор Хунтер и провести с ним описанные выше манипуляци. Я решила последовать советам и сделать это. И вот, как это было.

157157
9090
6565
2525
44
33
22
11
11
11
11
11
Не очень понятно, почему никто из вас не догадался посмотреть туториал на ютубе по разборке этой модели ноута, конечно
10 крутых вопросов про игры из «Что? Где? Когда?»

Все вопросы по традиции честно украдены из базы спортивного ЧГК, а ответы спрятаны под спойлер — можно отгадывать, пока не надоест.

484484
7373
3434
77
44
44
33
11
Моя любимая рубрика, когда я чувствую себя тупым)
Скандал вокруг цензуры Grok 3: как Илон Маск пытается вколотить в свое детище «любовь к бате»

Самое интересное, что прямо сейчас присходит в AI-отрасли – это гомерически смешная ситуация с новой нейросетевой моделью Grok 3. «Самый умный интеллект в мире», как выяснилось, не очень хорошо относится к своему создателю – и у Маска, видимо, от этого дичайше подгорает. В этой статье мы разберем на скриншотах неуклюжие попытки xAI пофиксить ситуац…

Твое лицо, когда у любимого AI-чада начинается переходный период, и оно объявляет бунт против своих родителей
202202
7777
1313
55
33
22
11
11
Вот только при чем тут "правда" или "истина"? Насколько я понимаю, нейросеть учили на датасетах в том числе из интернета, где люди выражают определенные мнения, субъективные и ангажированные. Нейросеть же основывает ответы на этом? Она откуда знает, кто заслуживает смерти, кроме как опираться на мнение твиттерных и реддитовских истеричек?
Там это... пока вы вчера Готику обсуждали, в Стим вышла демка ремейка Total Chaos!

Если вы не в курсе про эту игру — это глобальный мод Doom II на GZDoom, психологический хоррор с крафтингом и просто безумным для мода Doom уровнем графики, особенно для того времени (примерно 2014 год), когда его начинали разрабатывать и были первые тизеры и супер-густой и мрачнейшей атмосферой.

257257
2525
77
66
11
чичас бы ремейк clive barker jerico
Ну вот накидал тут себе сборОчку
Ну вот накидал тут себе сборОчку

Все остальное есть. Че думаете, какие подводные? В принципе, не дороже Айфона

1818
44
11
11
Мать стоит как проц, так еще и проц от интел в 2025, я хз, ты тут реально смачно насрал.
Activision подтвердила, что для создания некоторых ассетов в Call of Duty: Black Ops 6 использовался генеративный ИИ

Игроки заметили это уже давно.

Загрузочный экран с шестью пальцами 
5858
4141
1717
55
33
11
Какой ужас! Может еще и фотошоп используют??
Roadсрафт или как его там

Поиграл я тут в демку и что хочу сказать...
Они там всех, кто занимался сноуранером, выгнали на мороз? Почему с каждой новой игрой на основе Runner у них выходит всё более странный результат или даже плохой.

Roadсрафт или как его там
99
22
11
[]