Хочу быть концепт-художником. Как учиться и искать работу?

Из серии «Для новичков в мире CG-рисунка». Вместе с преподавателями школы отвечаем на самые частые вопросы по этой теме.

Иван Смирнов, основатель Smirnov School
Иван Смирнов, основатель Smirnov School

Где нужны 2D-художники? Конечно, в играх!

Потребность в 2D-художниках растет вместе с игровой индустрией, с каждым годом вносящей все более ощутимый вклад в ВВП многих стран. Например, в 2019 году в Канаде этот вклад составил 4,5 млрд, а с 2017 года эта цифра увеличилась на 20%, обогнав темпы роста экономики страны в 4 раза. В Канаде над играми трудятся более 20 тысяч человек и около 500 компаний.

В России цифры пока не такие большие, но только в MY.GAMES – подразделении Mail.Ru, занимающемся играми, — работает 1500 человек, а треть всей выручки холдинга в первом квартале 2019 года принесли именно игры. По итогам 2019 года Mail.Ru вообще вошла в тройку европейских разработчиков с наибольшими доходами, заняв место рядом с другой российской компанией – Playrix.

Часть колорскрипта к Apex Legends от <a href="https://www.artstation.com/artwork/1nXGWG" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Михаила Оплева</a>. Миша — художник из России, работает фрилансером на компании из США, преподает в Smirnov School.
Часть колорскрипта к Apex Legends от Михаила Оплева. Миша — художник из России, работает фрилансером на компании из США, преподает в Smirnov School.

В мультипликации!

Рисовать мультики — это мечта детства многих художников. И она не так уж невыполнима. В первую очередь, конечно, на аутсорсе.

Работа Tata Che. Это российская художница, работает на зарубежные анимационные студии.
Работа Tata Che. Это российская художница, работает на зарубежные анимационные студии.

По оценкам министерства труда США, в 2006-2012 гг. спрос на профессию художников для анимации (концептеров и раскадровщиков) рос бурными темпами и ежегодно увеличивался более чем на 12%. Сейчас темпы роста замедлились и стали вровень с остальными востребованными профессиями. По последним оценкам, в период 2018-2028 гг спрос будет увеличиваться примерно на 4% каждый год. За 2018 в США наняли 71,600 мультипликаторов (часть из них - зарубежные фрилансеры).

Хотя в СНГ выпускается не так много мультфильмов, как за рубежом, многие наши специалисты работают на западных заказчиков аутсорсерами или уезжают работать на сторону заказчика. Стоит также отметить, что мультипликаторы нужны не только в мультики: их нанимают рекламные агентства, студии web-дизайна, телевидение.

Работа Ирины Голиной. Ирина живет в Ванкувере и работает художником по фонам для Рика и Морти. В 2018 году ее удостоили премии Emmy Primetime.
Работа Ирины Голиной. Ирина живет в Ванкувере и работает художником по фонам для Рика и Морти. В 2018 году ее удостоили премии Emmy Primetime.

В иллюстрациях для книг и игр, в индустрию комиксов

Иллюстраторы часто работают удаленно, в том числе над проектами для самых разных жанров на фрилансе. И у того, и у другого формата работы есть свои преимущества.

Работа в штате для меня обычно означала рутинную работу с девяти до пяти, по пять дней в неделю, иногда меньше — зависело от проекта. У фриланса нет строгого расписания. Когда рядом только планшет и ноут, легко можно утонуть в задаче — и застрять со странным графиком с 10 вечера до 4 утра, или с 7 утра до 4 пополудни

Rebecca Hendin, Иллюстратор. Сотрудничала с BBC, Buzzfeed, The Guardian.
Rebecca Hendin
Rebecca Hendin

Фрилансеры — мастера на все руки, часто им приходится разбираться с кучей разных вещей — ведь к ним прилетают самые разные заказы. Бывают довольно необычные — вроде арта для внутреннего чемпионата по Dota или смешных открыток. Плюсы таких заказов – ценник обычно выше, чем у остальных

Иван Смирнов, Основатель Smirnov School.

Комиксистам в России не просто, но найти работу тоже возможно. Сейчас действуют несколько издательств, которые выпускают комиксы российских авторов и переводные проекты.

Работаете над авторским комиксом? Вас гораздо охотнее опубликуют, если вы соберете фанбазу в Интернете. Сейчас не обязательно идти в издательство, чтобы найти аудиторию. Израильский художник обрел мировую известность в Instagram, рисуя себя и жену. <a href="https://www.instagram.com/jude_devir/?hl=en" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Yehuda Devir</a>
Работаете над авторским комиксом? Вас гораздо охотнее опубликуют, если вы соберете фанбазу в Интернете. Сейчас не обязательно идти в издательство, чтобы найти аудиторию. Израильский художник обрел мировую известность в Instagram, рисуя себя и жену. Yehuda Devir

И наконец, в кино

Вы когда-нибудь обращали внимание на титры к популярным фантастическим фильмам? Помните, сколько места там отвели художникам? Над каждым крупным кинопроектом трудится множество 3D и 2D специалистов по несколько лет. Одних только артбуков выпустили несколько десятков.

Над этими фильмами трудилась целая армия художников: на аутсорсе и в штате.
Над этими фильмами трудилась целая армия художников: на аутсорсе и в штате.

Есть одно жирное «НО» — в кино сложно стартовать. Маловероятно, что фильмы станут альтернативой работе джуном в игровой студии, куда молодого художника могут взять «на вырост» рисовать иконки. Начальный уровень в кино выше, компании не заинтересованы в удаленной работе, а получить предложение “с парадного входа”, не имея опыта в кино и связей сложно. Особенно в крупных компаниях.

<a href="https://www.artstation.com/jama" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Джама Джурабаев</a>, известный концепт-художник современной киноиндустрии (Alladin, 2019, Парк Юрского периода), долго учился и работал, прежде чем начать работать в кино. Подробнее <a href="https://dtf.ru/life/107371-oni-proshli-cherez-rozgi-sbitye-nogi-i-nochevki-v-korobkah-vse-radi-risunka" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a>.
Джама Джурабаев, известный концепт-художник современной киноиндустрии (Alladin, 2019, Парк Юрского периода), долго учился и работал, прежде чем начать работать в кино. Подробнее тут.

С чего начать обучение

Профессиональным художникам часто приходится решать задачи, с которые они никогда не сталкивались. Распространенная позиция такая: индустрия растет и развивается. Требования к художникам тоже меняются, сейчас нормально уметь делать все.

Александр Печенкин (LittleDruid) рисует совершенно разных персонажей, для создания каждого приходится изучать что-то новое – выучить один раз и навсегда все необходимые навыки не получится.
Александр Печенкин (LittleDruid) рисует совершенно разных персонажей, для создания каждого приходится изучать что-то новое – выучить один раз и навсегда все необходимые навыки не получится.

Шансы на трудоустройство в компании будут намного выше, если у вас будут разные навыки.

Конечно, если заранее определиться с направлением, например, выбрать концепт персонажей, то учиться будет проще. Но в первую пару лет ставить этот вопрос ребром не стоит. Во-первых, все еще может измениться, во-вторых, начинать нужно с азов: изучить Photoshop, основы CG рисунка, скетчинг, рендер. Дальше можно попробовать что-то более конкретное, например, основы рисования персонажей. Не стоит бояться, что придется переучиваться – многие навыки универсальны, они помогут, даже если потом вдруг захочется работать над окружением или чем-то более специфическим

Иван Смирнов
Многие навыки универсальны. <a href="https://www.artstation.com/niconoff" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Александр Никонов </a>работал над созданием окружения для Skyforge, но его нарисованные «для себя» персонажи не уступают по качеству окружению.
Многие навыки универсальны. Александр Никонов работал над созданием окружения для Skyforge, но его нарисованные «для себя» персонажи не уступают по качеству окружению.

Рано или поздно понадобится и то, чему учат в художественных ВУЗах. Но произойти это может далеко не сразу.

Академические основы – это хорошее дополнение к тому, что вы будете изучать, чтобы попасть в геймдев, но откладывать освоение актуальных для геймдева навыков, чтобы получить классическое образование – неправильно. Сам по себе диплом не влияет на трудоустройство, поэтому переживать из-за его отсутствия не надо. Изучить программу ВУЗа можно постепенно

Иван Смирнов

Когда искать работу

Как понять, что вы уже готовы? Только получив объективную оценку своих работ. И это непросто.

Часто компании прикладывают примеры рекомендованного качества для младших позиций, чтобы кандидаты могли сравнить с ними свои работы. Также в качестве эталона можно использовать работы сотрудников компании. Вообще очень полезно анализировать портфель своих потенциальных работодателей.

Кстати, на зарубежном ресурсе Polycount есть ветка, в которой художники выкладывают те портфели, с которыми их взяли в ААА. Если вас мучает этот вопрос — welcome aboard изучать их работы!

Ну а если самому оценить объективно не получилось – придется попросить об этом знакомых художников.

Когда получил положительный фидбек %) Yehuda Devir
Когда получил положительный фидбек %) Yehuda Devir

Как и где получить фидбек?

В чатах и группах по интересам. Их очень много в соцсетях, например, этот.

В Дискорде есть несколько интересных чатов:

На тематических конференциях: Артиллерия в России, Games Gathering в Украине, воркшопы Schoolism по Европе и США, GIC в Польше, IFCC в Хорватии и др. И конечно же, наш собственный Smirnov Event в Москве!

Иван Смирнов и преподаватели школы дали фидбек десяткам посетителей Smirnov Event — как во время портфолио-ревью, так и просто в перерывах между докладами. Москва, офис Mail.ru, 2019 год.
Иван Смирнов и преподаватели школы дали фидбек десяткам посетителей Smirnov Event — как во время портфолио-ревью, так и просто в перерывах между докладами. Москва, офис Mail.ru, 2019 год.

Эти встречи - не только про потусить, посмотреть на крутанов и послушать лекции. Еще там можно хотя бы примерно оценить состояние индустрии в стране, получить фидбек от HR или художников из студий-участниц, и вообще осмотреться, понять: чего ждать, как выглядит сообщество, частью которого вы хотите стать.

Как правильно составить портфолио?

Типичная ошибка новичка — это называть словом портфель (или портфолио) вообще все свои нарисованные и недорисованные работы. Для портфеля достаточно отобрать всего пять изображений. Конечно, собирать работы под одну конкретную компанию или проект может быть сложно. Поэтому идеальный вариант — это подготовить портфель под группу компаний или несколько похожих проектов.

Все работы в портфеле должны быть выполнены на одинаково высоком уровне. Лучше сделать их разнообразными, чтобы дать работодателю максимально полное представление о вас: они должны быть выполнены в одной стилистике, при этом передавать разное настроение, разное освещение, и даже разные события потенциальной истории.

Бытует мнение, что художника оценивают по самой слабой работе в портфеле. Это не обязательно так, но если разница в скилле велика, то лучше спрятать самую слабую работу. Jehuda Devir
Бытует мнение, что художника оценивают по самой слабой работе в портфеле. Это не обязательно так, но если разница в скилле велика, то лучше спрятать самую слабую работу. Jehuda Devir

Поначалу портфолио придется довольно часто пополнять. Обычно компании не рассматривают кандидата повторно ранее, чем через условные полгода. Поэтому, разослав работы и не получив ответа, можно и нужно потратить эти полгода на доработку портфеля. И уже потом показать обновленное портфолио. Почему так? Скорее всего, вас не приняли из-за общего уровня, а не из-за одной картинки. Конечно, если уровень вырос кардинально, то для вас могут сделать исключение и позвать на собеседование раньше.

Некоторые пытаются много раз отправлять в компанию одни и те же работы, думая, что рано или поздно их примут только за упорство. Но результат всегда один: адресаты попадают в черный список, а их письма — сразу в корзину. В результате кандидату становится намного труднее получить работу.

<a href="https://www.artstation.com/leoluch" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Портфель</a> преподавателя Smirnov School Сергая Панина на ArtStation хорошо структурирован и сразу помогает понять, на чем специализируется художник: освещение уровней, левел-арт и дизайн окружения, 3D моделирование.
Портфель преподавателя Smirnov School Сергая Панина на ArtStation хорошо структурирован и сразу помогает понять, на чем специализируется художник: освещение уровней, левел-арт и дизайн окружения, 3D моделирование.

CV или резюме — как их правильно составить?

Агентство Values Value, которое специализируется на найме в геймдев, считает, что резюме или CV лучше отправлять в двух форматах (PDF и DOCX) и дублировать в виде ссылки на файл в облаке. В имени файла нужно указать фамилию, имя и желаемую должность. Оформление лучше сделать строгим, структуру четкой, а опечаток и тем более ошибок быть не должно вообще.

ФИО, желаемая позиция, контакты, город проживания, готовность к удаленной работе или переезду, наличие образования (включая курсы), список навыков, знание языков, опыт работы и личные качества – необходимый минимум для CV. Опыт работы лучше приводить в обратном порядке, с указанием сроков, обязанностей, достижений, списком проектов и вашим вкладом в каждый из них. Можно также добавить конкретики: на таком-то проекте возникла нестандартная задача и вы нашли такое-то решение, которое позволило добиться следующих преимуществ.

Работодателю это покажет, что кандидат умеет решать проблемы и может принести пользу выше номинальной. Но писать нужно кратко – оптимальный объем CV – не более 1-2 страниц.

Оформляя резюме, старайтесь, чтобы HR мог быстро найти важную информацию: последний опыт работы, достижения, языки. Можно сделать резюме графически интересным, как в примере выше, но не во вред читаемости.
Оформляя резюме, старайтесь, чтобы HR мог быстро найти важную информацию: последний опыт работы, достижения, языки. Можно сделать резюме графически интересным, как в примере выше, но не во вред читаемости.

Указывать лишнюю информацию не следует. Нет ничего плохого в том, чтобы кратко перечислить увлечения, но если написать, что ваша главная цель жизни – путешествия, то работодатель поймет, что задачи компании будут для вас не в приоритете.

Частые смены мест работы тоже не украшают CV – это может стать знаком, что с вами тяжело работать, особенно если вы только начинаете карьеру. Периоды в 2-3 года вопросов обычно не вызывают. Если вы часто меняли работу, лучше всего указывать причины, например, закрытие компании.

У меня свой стиль…

Когда мы рисуем для кого-то, мы должны соответствовать его требованиям. Не стоит забывать, что игры – это коммерция. Есть «коммерческий стиль», сочетающий аккуратность, высокое качество исполнения и сторителлинга, высокое качество работы с цветом, формой и материалами. В этих рамках можно искать свой стиль, но в начале пути увлекаться этим не стоит. Да, это создает некоторые ограничения, но даже работа художником остается работой.

Обычно у начинающих художников очень смутное представление о том, что такое стиль. Они не совсем понимают, что это такое, по каким правилам он работает, и чем стиль отличается, например, от направления в искусстве, манеры работы, техники или художественного приема. Не разбираясь в вопросе, начинающий художник очень легко вешает ярлык стиля на совершенно любой свой художественный результат, включая все его недостатки. А отсюда один шаг до "Я художник - я так вижу"

Андрей Астахов, сооснователь Bark Bark Studio, преподаватель Smirnov School

Если вы сами стиль не задаете и не можете подстраиваться под другой – от вас мало пользы. Ваши шансы на успех тем выше, чем больше вы понимаете, как устроена разработка и в чем ваша роль. Что такое путь самурая? Самурай служит своему господину. Разница между профессиональным художником и рисовакой – как между самураем и человеком, который просто хочет взять катану и помахать ею

Иван Смирнов
Работы выпускника Smirnov School Ивана Кунаха отличаются от привычной стилистики CD Project Red. Но это не помешало ему устроиться туда на работу — ведь его концепты выполнены на очень высоком уровне. Слева: <a href="https://www.artstation.com/kunakh" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Иван Кунах</a>, справа: <a href="https://www.artstation.com/banditpencil" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Marek Madej</a>
Работы выпускника Smirnov School Ивана Кунаха отличаются от привычной стилистики CD Project Red. Но это не помешало ему устроиться туда на работу — ведь его концепты выполнены на очень высоком уровне. Слева: Иван Кунах, справа: Marek Madej

Про софт-скиллы

Более общительные люди при прочих равных быстрее получают работу

Это известное мнение, и оно оправдано. Развивать социальные навыки, общаться с другими художниками (как на форумах и стримах, так и офлайн), ходить на всевозможные конференции и тусовки – очень полезно. Так вас быстрее заметят, так вам будет у кого попросить совета или оценки уровня, так вы сможете найти работу «по знакомству».

Конечно, даже уже имея работу, нужно уметь эффективно взаимодействовать с людьми.

Чтобы преуспеть, не всегда достаточно просто хорошо делать свою работу. Если вы тот сотрудник, который работает исключительно с 10:00 до 18:00 и только в рамках должностных инструкций и компетенций, не проявляя никакого интереса к тому, как сделать работу лучше или чему можно научиться у коллег, то со временем это нанесет вред вашему продвижению. Не проявляя инициативу, не болея за свое дело и не интересуясь тем, что делают люди вокруг вас, вы станете просто винтиком в корпоративной машине, а могли бы быть паровозом, тянущим вперед всю компанию. Винтик легко заменить, а вот у паровоза шансы на успех значительно выше

Андрей Астахов

Если вам что-то непонятно – нужно не бояться спросить. Если вы видите, что что-то может пойти не так – сказать об этом, а если вам забыли дать задание – напомнить о себе, чтобы ресурсы работодателя не тратились впустую. Замкнутый человек может работать на удаленной работе, но даже там придется много писать, иногда созваниваться с работодателем.

Чрезмерная «общительность» тоже может быть плоха, всегда стоит задумываться над тем, что вы пишете в соцсетях, с кем и как спорите. Участвуя в холиварах и переходя на личности, можно заработать репутацию, из-за которой даже с очень хорошим портфелем никуда не возьмут. Сейчас все больше компаний уделяют внимание микроклимату, поэтому «неадекватов» стараются избегать.

Про поиск информации и знание языка

Поиск информации – второй полезный навык, которым обязательно нужно владеть. Если вы понимаете, что ваша работа выполняется недостаточно качественно, то нужно быть готовым найти информацию, которая поможет работать лучше. Иногда проще всего спросить у коллег или знакомых, иногда – воспользоваться поисковиками, эту грань тоже нужно чувствовать. Больше всего информации по CG рисунку сейчас в англонете: множество уроков на YouTube, тематических сайтов и т.п.

Английский в каких-то вещах будет полезнее художественного образования.

Андрей Астахов

Учить его тоже стоит сразу, огромное количество информации доступно только на английском. А уж о работе в иностранной компании и тем более о переезде не может быть и речи, если вы не знаете хотя бы английский.

Когда паковать чемоданы

Раз зашла речь о переезде: если такие планы есть, готовиться надо заранее. Чтобы вас перевезти, работодатель должен доказать правительству страны, что ему нужны именно вы. Во-первых, навыки рисования должны быть выше, чем у среднего художника и в стране переезда, и в студии, в которую вы устраиваетесь. Во-вторых, тут помогут все задокументированные достижения: пригодится и диплом художественного ВУЗа, и сертификаты конкурсов, и выступления на конференциях.

Даже если некоторые документы, например, переводы дипломов, вам в итоге не пригодятся, лучше их сделать заранее — потому как легко может возникнуть ситуация, что они нужны срочно.

Время перезжать Yehuda Devir
Время перезжать Yehuda Devir

Про цели, саморазвитие и мотивацию

Редко кто сразу получает работу мечты. Как правило, у каждого есть цели, путь к которым лежит через несколько компаний. Работодателя эти цели, конечно, волнуют мало — у него есть свои. Поэтому придется заниматься своим развитием самостоятельно.

Можно сравнить этот процесс с плаванием. Вы не тонете в двух случаях: если лежите на поверхности ровно или если плывете. Выполнять задачи, которые вам дают, и получать за это зарплату – чаще всего означает лежать на поверхности. Такая система устойчива, она не должна и не будет меняться. Изменить ее можно, только если «плыть»: изучать новое, глубже вникать в разработку, интересоваться не только своими задачами.

На саморазвитие нужно находить время и деньги. Очень важно, чтобы семья поддерживала эти инициативы. Yehuda Devir
На саморазвитие нужно находить время и деньги. Очень важно, чтобы семья поддерживала эти инициативы. Yehuda Devir

Иногда в работе художникам не хватает того, что называют вдохновением. И это палка о двух концах. Нельзя просто сидеть и ждать вдохновения — оно может так и не прийти, а работу делать надо.

Если говорить про работу, то тут не нужно вдохновение. Работу нужно уметь делать. Если вам нужно вдохновение, чтобы решать задачу – скорее всего, вы еще не сталкивались с задачами. Научить решать задачи могут на курсах, например в Smirnov School. Мы первые, кто начал учить решать задачи. Все учили рисовать, а мы начали учить решать задачи

Иван Смирнов

Когда б вы знали из какого сора растут стихи

Это не значит, что вдохновению нет места в жизни художника. Кого-то мотивирует карьера и деньги, но часто нас вдохновляют вещи, напрямую не связанные с нашим видом деятельности. Так работает мозг человека — и поэта, и художника, и даже инженера. Бытовые ситуации, интересные факты из жизни животных, то, как функционирует такая банальная вещь, как миксер — все это может стать источником вдохновения и подарить новые идеи. Поэтому всегда надо смотреть вокруг.

Все самое крутое, что создано в мире, опирается на то, что в этом мире уже было. Если вы найдете эти точки опоры, и вам станет настолько интересно, что будет уже не важно, принесет ли изучение этого предмета какие-то выгоды – тогда они станут для вас источником вдохновения. Все самые известные и крупные проекты черпают идеи из мира вокруг, его культуры, истории

Андрей Астахов
Повседневная жизнь может стать отличным источником вдохновения. Yehuda Devir
Повседневная жизнь может стать отличным источником вдохновения. Yehuda Devir

Автор: Артемий Третьяков специально для SmirnovSchool, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Связаться с нами можно на сайте. Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

2525 показов
33K33K открытий
22 репоста
13 комментариев

Не устану писать нигде и никогда про моего любимого художника в этой области:

Feng Zhu

Помимо преподавания в его школе в Сингапуре (если не ошибаюсь), ведёт прекрасный курс видеоуроков на ютубе, который, как мне кажется, замечательно подойдёт всем начинающим художникам, которые хотят поближе познакомиться с профессией.

Ответить

Фенг прекрасен! 

Ответить

На артилерии его спросили - почему он не ведет еще и курсы по персонажам. 
На что он сказал что только на интерьерах он может гарантировать трудустройство студентов с 90% вероятностью после года занятий в режиме 8/6 в неделю.

Ответить

Я как-то криво читал, или в статье правда нет ссылки ни на один сайт осуществляющий поиск работы?
Конференции, портфолио, фитбэк - это круто конечно, тока куда его посылать?

Ответить

Все серьезные клиенты на artstation.com и LinkedIn. Ну и фейсбук, инстаграм, твиттер. Есть еще сайты типо дивиант арт, форум концепт арт, но от туда, в основном, предлагают всякий трешак.

Ответить

на почту компаниям в которые хочешь попасть.  Долби портфелями не стесняйся, пусть HR поработают.

Ответить

Действительно, упустили. Спасибо, может быть, напишем об этом отдельно. 

Ответить