Как выделить главное в иллюстрации

Вы изобразили на картине множество объектов, но только один-два из них — по-настоящему главные. Как заставить зрителя смотреть именно на них?

Статья — пересказ этого видео.

На своём YouTube-канале художник-иллюстратор Марко Буччи рассказал, как использование контраста, направляющих линий и других элементов визуального языка помогает превратить картину в послание для зрителя.

Проблема внимания

Как заметил однажды американский редактор и книгоиздатель Шон Койн, когда вы уже потеряли внимание аудитории, его очень сложно привлечь обратно. Это касается не только читателей книг, но и зрителей, которые смотрят на картину.

А сколько времени они вообще на неё смотрят? Примерно 8,25 секунды — таков средний промежуток времени, в течение которого современный человек может концентрировать внимание на чем-то одном.

Как выделить главное в иллюстрации

То есть, когда 8 секунд прошли, художник теряет зрителя. Значит, за эти 8 секунд нужно успеть показать людям главное, донести основную идею и сделать всё, чтобы они вас запомнили.

Очевидно, что это задача из области коммуникации (в конечном счёте, всё искусство — это коммуникация). Значит, чтобы её решить, нужно использовать язык. В этом отношении художники и писатели действуют одинаково. Сначала они просто сидят, переполненные идеями и эмоциями, которые не доступны аудитории, потому что не имеют выражения. Потом они начинают выражать эти идеи с помощью языка. Только писатели используют вербальный язык, а художники — визуальный.

Если они хоть сколько-нибудь хороши в своём деле, то итог получают одинаковый — чётко сформулированную идею, которая прочно западает в память аудитории. То есть, главное в обоих искусствах — это умение преподнести главное.

Если вы покажете мне картину, где нет основного посыла, я буду чувствовать себя обманутым. … А если вы обманете аудиторию насчёт этого послания, вы их потеряете

Марко Буччи

Самое главное в картине

Вот картина крупного американского художника Джона Сингера Сарджента.

Как выделить главное в иллюстрации

Что он хочет показать зрителю в первую очередь? Может, он хочет привлечь внимание к этим соснам?

Как выделить главное в иллюстрации

Или к этому бревну?

Как выделить главное в иллюстрации

Конечно, нет. Всем понятно, что главное на картине — мужчина в белом, который выбрался в лес на пленэр.

Как выделить главное в иллюстрации

Он — точка фокусировки внимания зрителя. То, что аудитория потом будет помнить о картине.

А если на картине много людей? Как вот на этом полотне американского художника-иллюстратора Дина Корнуэлла.

Как выделить главное в иллюстрации

Где здесь будет фокус внимания? Легко догадаться, что главное здесь — мужчина и женщина в правой части холста. Ради них всё и затевалось.

Как выделить главное в иллюстрации

Но как художник подводит нас к этой мысли? Почему мы не считаем, что основной посыл картины — эти прекрасные батоны?

Как выделить главное в иллюстрации

По тем же причинам, по которым мы не отвлекаемся на траву и деревья на картине Сарджента — оба художника используют средства визуального языка. Что это за средства?

Каким бывает контраст?

Чтобы выделить в картине главное, и Сарджент, и Корнуэлл используют контраст. Мы привыкли, что контраст — это о разнице между тёмным и светлым. Но есть и другие виды контраста. В широком понимании, контраст — это вообще любая бросающаяся в глаза разница.

Как одно из средств визуального языка, контраст помогает наладить коммуникацию. В картине, где всё однообразно, сложно выделить основную мысль:

Как выделить главное в иллюстрации

Но если добавить в неё немного контраста, у вас сразу появится и точка фокусировки внимания, и надежда на понимание со стороны зрителя:

Как выделить главное в иллюстрации

Контраст может быть самым разным. Это и контраст светлого с тёмным:

Как выделить главное в иллюстрации

И контраст областей, где много мелких объектов, с какими-то крупными объектами:

Как выделить главное в иллюстрации

Или вот, если вы изобразите на полотне много квадратов, а среди них всего один круг — это тоже будет контраст:

Как выделить главное в иллюстрации

Или если используете текстуру только на одной фигуре из нескольких:

Как выделить главное в иллюстрации

Или если все фигуры будут с размытыми краями, а одна — с чёткими:

Как выделить главное в иллюстрации

А здесь все линии направлены в одну сторону, а одна — в другую, и это тоже контраст:

Как выделить главное в иллюстрации

Или если вы проработаете только одну область рисунка, а всё остальное оставите в наброске, то и это считается контрастом:

Как выделить главное в иллюстрации

Вернёмся к картине Корнуэлла. Он тоже использует контраст: с одной стороны у него толпа людей, где никто не выделяется:

Как выделить главное в иллюстрации

А с другой стороны — безлюдная часть полотна, в которой стоят особняком две фигуры:

Как выделить главное в иллюстрации

Так мы и понимаем, что эти фигуры — главные. Одновременно на них же приходится самый высокий контраст светлого и тёмного в картине:

Как выделить главное в иллюстрации

Как задать направление взгляду?

Другое эффективное средство визуального языка — это направляющие линии. Посмотрим повнимательнее вот на эту работу американского художника-иллюстратора Мида Шеффера:

Как выделить главное в иллюстрации

Легко заметить, что все самые важные объекты в пространстве картины лежат на одной линии — она изогнута наподобие буквы С:

Как выделить главное в иллюстрации

Взгляд зрителя скользит по этой линии и видит именно то, что художник хочет показать в первую очередь.

Одновременно Шеффер использует и контраст — среди всех людей на картине выделяется группа в красных мундирах:

Как выделить главное в иллюстрации

Это сигнал, что на них нужно обратить особенное внимание.

А вот работа другого американского иллюстратора — Нормана Роквелла:

Как выделить главное в иллюстрации

Здесь тоже используются направляющие линии — прямые, которые сходятся в верхней части полотна. Они указывают на точку, в которой нужно сфокусировать внимание:

Как выделить главное в иллюстрации

Тот факт, что мальчишки на картине о чём-то спорят, тоже акцентируется с помощью направляющих линий — руки спорщиков вытянуты в трёх разных направлениях:

Как выделить главное в иллюстрации

Сам характер линии тоже может отражать основную идею картины. Вот, например, работа финского художника Аксели Галлен-Каллелы:

Как выделить главное в иллюстрации

Здесь жёсткие Х-образные прямые подчеркивают физическую силу героев:

Как выделить главное в иллюстрации

А элегантная С-образая линия на этой картине Корнуэлла привносит романтику в излюбленные занятия пиратов:

Как выделить главное в иллюстрации

Инструкция по применению

Марко Буччи показывает, как он использовал визуальный язык, чтобы выделить фокус внимания в набросках, которые сделал в Праге. Прага очень живописна, и там нет недостатка в объектах, способных стать главными в картине. Но всё это разнообразие пришлось тщательно просеять, чтобы оставить только те локации, где был выдержан контраст и присутствовали направляющие линии.

Вот одна из пражских работ Буччи:

Как выделить главное в иллюстрации

Здесь фокус внимания падает на два здания с куполами в правой части полотна. Чтобы добиться этого, художник применяет контраст: форма зданий резко отличается от формы объектов вокруг них — поверхности реки, деревьев и возвышенностей на заднем плане. Марко говорит, что с главными объектами картины он определился ещё на самом раннем этапе работы — и тогда же решил, какими средствами визуального языка подчеркнёт, что они главные:

Как выделить главное в иллюстрации

То есть, с самого начала художник выстраивает некую иерархию образов: эти будут главные, а те — вспомогательные. Эта методика упрощает работу. По словам иллюстратора, так он создал свои лучшие вещи.

Кроме того, чтобы подвести взгляд зрителя к этим зданиям, Марко использует С-образную линию — излучину реки.

Как выделить главное в иллюстрации

По мнению художника, элегантный изгиб С-образной линии удачно коррелирует с общим изяществом пражских видов.

Вот ещё одна работа Марко, на этот раз в жанре фэнтези:

Как выделить главное в иллюстрации

Здесь внимание зрителя фокусируется на куполе большого здания. На картине очень много направляющих линий, которые ведут взгляд зрителя к этому объекту. Например, водоём на переднем плане получил форму угла — и этот угол указывает своей вершиной на здание с куполом:

Как выделить главное в иллюстрации

Кроме того, к этому зданию ведет широкая дорога, и даже облака в небе выстроены в линии, которые указывают на большой купол:

Как выделить главное в иллюстрации

Чтобы еще больше подчеркнуть важность главного объекта, художник использует контраст фигур. Поскольку купол круглый, остальное пространство картины Марко заполняет углами, сознательно избегая скруглённых форм. Крыши зданий, паруса и лодки торчат здесь острыми углами, а дорога и поверхность воды — это прямоугольники.

Поэтому, собственно, Марко и считает, что у него получился фэнтэзийный пейзаж — в реальном городе геометрия была бы более разнообразной, и что-нибудь да выбивалось бы из художественного замысла.

А вот работа, где контраст особенно бросается в глаза — основные объекты здесь ярко подсвечены по сравнению со всеми остальными:

Как выделить главное в иллюстрации

Кроме того, если присмотреться, то видно, что затемнённые здания образуют V-образную линию:

Как выделить главное в иллюстрации

И в изгибе этой V-линии, как в гнезде, располагаются главные объекты. Эта линия тем более заметна, что в целом в композиции преобладают вертикальные линии — вот вам ещё одно применение контраста.

Предполагается, что аудитория не должна знать об этих средствах визуального языка. Это наша работа как художников. Аудитория хочет просто посмотреть на картину, и чтобы её очень быстро направили к точке фокусировки внимания, а потом уйти с основной идеей в голове. Если это происходит, вы выиграли. … Что я делаю — я спрашиваю себя, в чём заключается моё послание, что я пытаюсь показать. Когда вы поняли, что это, вы можете поместить его в фокус внимания, а всё остальное сделать вспомогательным. Все мы боремся с естественной для человека тенденцией всё усложнять. Просто напоминайте себе о прекрасной простоте на приведенных выше примерах.

Марко Буччи

Кто автор урока?

Напомним, Марко Буччи — это известный художник-иллюстратор и преподаватель живописи из Канады. За 15 лет профессиональной деятельности Марко успел поработать с издательством Walt Disney Publishing Worldwide, производителями игрушек LEGO, Hasbro, Mattel Toys и Fisher-Price, разработчиком игр LucasArts, а также мультипликационными студиями Nelvana, GURU Studio, C.O.R.E. Digital Pictures и Yowza! Animation.

В качестве преподавателя Марко сотрудничал с Академией искусств Сан-Франциско, Колледжем Сентенниал в Торонто и другими учебными заведениями.

Предыдущий урок от Марко Буччи вы можете посмотреть здесь.

Перевод сделан специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

4646
Начать дискуссию