Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Перевод статьи с Quantic Foundry.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Недавно за обедом Ник Дюшен упомянул, что ему так нравятся научно-фантастические фильмы и телешоу (а в наши дни их так мало). Он заявил, что готов смотреть любую научную фантастику, доступную на потоковых платформах, независимо от конкретного сюжета или поджанра, таких как космические путешествия, инопланетяне, постапокалипсис или антиутопия.

Это побудило нас задуматься о том, как фантастика работает в играх в качестве сеттинга, а не жанра, и о том, как привлекательность фантастики может влиять на определенные группы геймеров и их мотивационные профили.

В исследовании изучались предпочтения по жанрам

The Gamer Motivation Profile это 5-минутный опрос, который позволяет геймерам получить персональный отчет о том что мотивирует их в игровом плане и сравнить результат с другими игроками. В этом опросе приняли участие более 1,25 миллиона геймеров по всему миру. 12 мотиваций, которые измеряются в нашей модели, были определены с помощью статистического анализа того, как игровые мотивации группируются вместе.

Каковы 12 игровых мотиваций в вашей модели?

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Узнайте, как вы чем отличаетесь от других геймеров. Пройдите 5-минутный опрос и получите свой мотивационный профиль геймера, а также персональные рекомендации по играм.

Параллельно с составлением профилей был проведен дополнительный опрос (N=13 296) с февраля 2022 года по октябрь 2023 года. После изучения результатов своего профиля участникам предлагалось пройти этот дополнительный опрос, в котором они указывали жанры игр, которые им больше всего нравятся (до 4 жанров), и отвечали на вопросы о привлекательности различных тематик для каждого выбранного жанра.

Демографические данные выборки исследования

В основном она представлена игроками с ПК и/или консолью

  • Пол: Мужской (65%), Женский (25%), Небинарный (7%), Не ответил (3%)
  • Возраст: 13-17 (15%), 18-24 (45%), 25-34 (28%), 35+ (7%)
  • Тип геймера: Казуальный (8%), Обычный (74%), Хардкорный (18%)
  • Платформы, используемые для игр: ПК (84%), Консоли (55%), Мобильные (35%), VR (8%)

Научная фантастика привлекает взрослых геймеров в большей степени

В ходе опроса мы рассматривали привлекательность научно-фантастических тематик в различных аспектах. В разделе опроса, направленном на поклонников жанра шутеров (n=4 075), мы исследовали интерес к научной фантастике с упрощенными или необъяснимыми научными правилами, такими как "Звездные войны", "Пятый элемент", "Аватар", а также к "твердой" научной фантастике с соблюдением научных законов, как "Марсианин", "Экспансия", "К отражению".

В целом, 50% поклонников шутеров оценили Hard Sci-Fi как "очень" или "чрезвычайно" привлекательную для жанра шутер.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Различия между поклонниками шутеров мужского пола (n=3 414), женского (n=479) и небинарного (n=182) оказались незначительными. Около 20% участников каждой гендерной группы оценили строгую научную фантастику как "чрезвычайно" привлекательную.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Однако наибольшее различие проявилось в зависимости от возраста. Поклонники шутеров в возрасте 35+ оценили "твердую" научную фантастику как "чрезвычайно" привлекательную более чем в два раза чаще, чем их коллеги в возрасте от 13 до 17 лет.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Любители шутеров старше 35 лет в два раза чаще по сравнению с аудиторией 13-17 лет оценивают Hard Sci-Fi как "чрезвычайно" привлекательную.

Когда мы обратились к аналитику с возрастом 25+ из нашей команды, чтобы узнать его мнение о научной фантастике, он высказал мнение, что она является жанром "старой школы", более характерным для 80-х и 90-х годов (например, "Терминатор", "Чужой", "Робокоп", "Звездные войны", "Матрица", "Люди в черном", "Парк Юрского периода"), когда нынешние геймеры в возрасте 35+ были подростками. Он связывает научную фантастику с прошлым, и, возможно, это частично объясняет привлекательность научной фантастики для нас с Ником через призму ностальгии.

Гендерные и возрастные предпочтения одинаковы как для фантастики, так и для фэнтези

Обнаружено, что научное фэнтези немного более популярно (64% считают его "очень" или "крайне" привлекательным по сравнению с жесткой научной фантастикой), при этом гендерные и возрастные различия сохраняются теми же. Возрастная категория особенно выделяется среди тех, кто считает фэнтезийную фантастику "очень привлекательной", тогда как гендерные различия остаются минимальными. Следует отметить, что выборка небинарных игроков меньше (n=182), делая их данные менее надежными.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации
Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Возрастные тенденции распространяются на другие жанры, выходя за рамки шутеров

До этого момента наш анализ касался исключительно любителей шутеров. Однако, в исследовании среди энтузиастов стратегий (n=3,891) мы добавили специальный раздел, задавая вопросы о их предпочтениях научной фантастики. Стоит отметить, что количество респондентов в этих двух разделах незначительно совпадает: из 4 075 респондентов в разделе шутеров и 3 891 респондента в разделе стратегий совпадение составляет всего 746 респондентов (~20%). Это означает, что переходя к стратегиям, мы анализируем отличающиеся группы игроков, хотя и наблюдаем похожие тенденции.

58% фанатов стратегических игр считают научную фантастику "очень" или "крайне" привлекательным выбором для тематической основы стратегий. При этом, среди любителей стратегий выявлено значительное гендерное разделение в восприятии привлекательности научной фантастики: мужчины из этой группы в два раза чаще находят такую тематику привлекательной для стратегий, по сравнению с женщинами (31% против 15%).

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Возрастной эффект, однако, остается неизменным: геймеры старшего возраста (особенно 35+) гораздо чаще оценивают научную фантастику как "чрезвычайно" привлекательный тематический сеттинг для стратегических игр. Это подчеркивает, что предпочтение Sci-Fi в разных возрастных группах демонстрирует более последовательное межжанровое влияние, в отличие от гендерных предпочтений, которые могут меняться в зависимости от жанра.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Подождите. Но разве эти возрастные эффекты обусловлены исключительно мужчинами?

Мы провели детальный анализ возрастного эффекта, чтобы понять, связан ли он исключительно с мужским полом, то есть старшее поколение мужчин считает научную фантастику особенно привлекательной, в отличие от женщин того же возраста. В контексте научно-фантастического фэнтези среди любителей шутеров, возрастное предпочтение было очевидно как у мужчин, так и у женщин: обе группы в старшем возрасте чаще отдавали предпочтение научно-фантастическому фэнтези, оценивая его как "крайне" привлекательное.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Аналогичные наблюдения были сделаны и среди поклонников стратегических игр относительно научной фантастики.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Однако, касательно Hard Sci-Fi среди поклонников шутеров, возрастной эффект действительно проявлялся преимущественно у мужчин. Была выявлена заметная возрастная предпочтительность среди мужчин, особенно в высоких оценках привлекательности, в то время как среди женщин-геймеров подобная тенденция не наблюдалась.

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Профиль мотивации фанатов научной фантастики зависит от жанра и типа научной фантастики

Далее, мы определили, какие игровые мотивации связаны с интересом к научной фантастике. В приведенной таблице указаны мотивы, для которых корреляция составляет .10 и выше, при этом корреляции .15 и выше выделены полужирным шрифтом. Учитывая известную связь между интересом к научной фантастике и возрастом, в анализе корреляций был учтен возраст, то есть указанные ниже корреляции отражают выявленные связи между игровыми мотивациями и предпочтениями более взрослых игроков.

Привлекательность научной фантастики наиболее тесно связана с фантастикой (возможностью быть кем-то другим в каком-то другом мире).

Все три формы научной фантастики, о которых мы спрашивали, имели связь с фантастикой - чем выше оценка привлекательности научной фантастики среди поклонников, тем выше они оценивали и фантастику.

Однако, специфические мотивационные связи варьировались в зависимости от типа научной фантастики и жанра игры. Например, в стратегиях научная фантастика наиболее тесно ассоциировалась с разрушением (взрывы) и стратегическим мышлением (планирование на несколько шагов вперед), в то время как в шутерах – с сюжетом (насыщенная история, интересные персонажи) и дизайном (настройка внешности аватара/одежды).

Телепортируй меня: привлекательность научной фантастики с точки зрения демографии и мотивации

Очевидно, что у различных игровых жанров существуют уникальные мотивационные профили; к примеру, любители шутеров высоко оценивают аспекты "Разрушение" и "Восторг". Менее явно, но также важно, что тематические настройки игр также могут формировать свои мотивационные профили, которые могут меняться в зависимости от поджанра и общего жанра, оказываясь более изменчивыми и подверженными влиянию общекультурных и исторических контекстов, чем игровые жанры.

Совпадение или несовпадение жанра и сеттинга

Это порождает вопрос о возможном различии или согласованности между жанром и тематикой игры. В случаях, когда жанр и тематика не гармонируют, игра может притягивать таких игроков, чьи предпочтения не совпадают с ключевыми аспектами и механиками игры. К примеру, стратегическая игра с научно-фантастической тематикой может заинтересовать тех, кто ищет сложные стратегические задачи, но такие игроки могут быстро потерять интерес, если игра оказывается более простой или зависящей от случая. Аналогично, научно-фантастическая тематика может быть менее привлекательной для игроков, предпочитающих более легкий стратегический геймплей.

Диссонанс между ожидаемым жанром и тематикой может привести к тому, что игра привлекает игроков, которые в итоге не обретут в ней желаемого опыта.

2121
3 комментария

58% фанатов стратегических игр считают научную фантастику "очень" или "крайне" привлекательным выбором для тематической основы стратегийКто там говорил что РТС не популярны?

1
Ответить

Цивилизация, Эндлесс Легенд не РТС.
Да и Стелларис, Европы Универсалис, ХоИ и Виктория тоже не РТС

Ответить

Спосибо за информацию.

1
Ответить