Gamedev Артемий Леонов
6 947

Как сделать правильную метроидванию: разбор Super Metroid

Поиск баланса между свободой и линейностью.

В закладки

Super Metroid — культовая игра, во многом заложившая основы жанра «метроидвания». Марк Браун, создатель проекта Game Maker’s Toolkit, разобрался в том, как она устроена, и почему именно в ней, а не, например, в предыдущих играх серии, игровой процесс метроидвании раскрывается с настолько удачной стороны. Мы выбрали из его видео главное.

В 1986 году Nintendo выпустила первую игру серии Metroid, которая была совсем не похожа на яркие и весёлые игры, с которыми обычно ассоциируется компания — это была мрачная история об одиноком исследователе, который искал путь среди неприветливых инопланетных коридоров. По мнению Брауна, Metroid была захватывающей, но слишком несовершенной: все локации выглядели примерно одинаково и в них легко было потеряться, плюс многие секреты были спрятаны в совершенно неочевидных местах. Сиквел под названием Metroid 2: Return of Samus этих проблем никак не исправил.

Всё изменилось в 1994-ом, когда состоялся релиз Super Metroid. Идея, стоявшая за первыми играми серии, наконец-то получила достойное воплощение — считается, что именно Super Metroid положила начало жанру «метроидвании».

В первые же несколько игровых экранов Super Metroid доступно объясняет игроку, как она работает, не прибегая при этом к тексту. В первом же коридоре игрок натыкается на двери, которые не может открыть, и узкие проходы, через которые не может протиснуться. Пройдя по единственному доступному пути, он оказывается в локации «Старый Бринстар», где находит Морфо-шар и ракеты.

Игрок упирается в тупик и понимает, что теперь может идти только назад. На обратном пути ему встречаются монстры, которых раньше там не было — так игра даёт ему понять, что он всё делает правильно. Итак, в первые же несколько минут Super Metroid сообщает нам следующее: путь всегда будет ветвиться, но большинство из дорог будут закрыты до тех пор, пока вы не получите соответствующее улучшение, а для того, чтобы продвинуться вперёд, зачастую придётся идти назад.

При помощи ракет протагонист добирается до бомб и отправляется исследовать подземелье. Чтобы отыскать скрытые за разрушаемыми стенами комнаты, он может воспользоваться терминалом с картой. Карта местности — нововведение Super Metroid, которое делает исследование территории при помощи бомб куда более предсказуемым, чем в двух предыдущих играх — там найти потайную комнату можно было только случайно.

Отыскав потайную комнату при помощи карты, взорвав стену бомбой и прокатившись по узкому проходу при помощи Морфо-шара, Самус оказывается в комнате с четырьмя статуями монстров, — с одним из них он сражался в прологе. После этого она спускается на лифте в локацию под названием «Верхний Бринстар».

Там игрока встречают сразу несколько «тупиков»: комната по которой нужно пробежать с большой скоростью, странные символы на потолке, жёлтая и зелёная двери, которые невозможно открыть, а также блоки, которые не взрываются, если в них бросить бомбу, но вместо этого показывают ещё один странный символ. Единственное, чем здесь можно заняться — сразиться с первым мини-боссом и получить в награду супер-ракеты. Браун обращает внимание на то, что до этого момента структура Super Metroid остаётся простой, практически линейной.

Ещё в Верхнем Бринстаре можно обнаружить дополнительные улучшения для оружия, спрятанные в тайниках. Эти «необязательные» улучшения, по мнению Брауна, отлично дополняют игру: они довольно хорошо спрятаны и ощущаются как настоящие «секреты», в отличие от прочих апгрейдов, без которых игру невозможно пройти.

Как выясняется, при помощи супер-ракеты можно сломать зелёную дверь. Игрок пробегает в комнату, которая скрывается за ней, стреляет по синей кнопке, чтобы открыть ещё одну дверь, заходит в неё и идёт дальше. Он вполне может не обратить внимания на то, что изнутри открыть дверь, закрывшуюся за ним, невозможно — с другой стороны такой синей кнопки нет. Игрок оказывается полностью отрезан от всех локаций, через которые прошёл.

На взгляд Брауна, у такого решения геймдизайнеров было две причины. Во-первых, чтобы пройти следующую комнату необходимо включить режим бега — этой способностью персонаж обладает с самого начала, но игрок может этого не знать. Если бы путь к отступлению не был отрезан, игрок мог бы подумать, что он не сможет пройти эту комнату из-за отсутствия апгрейда и потеряет кучу времени — а так игра вынуждает его обходиться подручными средствами. Пока он не догадается, как включать бег, или не прочитает руководство — он не выберется.

Сразу же после прохождения этой комнаты главная героиня падает в шахту, в падении натыкаясь на маленьких летающих существ, и оказывается в «Нижнем Бринстаре». Наверх она подняться не может и снова оказывается отрезанной от всей знакомой ей части карты. По мнению Брауна, вторая причина этих решений кроется в том, что разработчики не хотели «заваливать» игрока возможностями и запутывать: на этом этапе мир решили разделить на небольшие куски.

В «Нижнем Бринстаре» героиня не находит ничего, кроме впечатляющих ворот, до которых он не может допрыгнуть. Оттуда Самус спускается на лифте ещё глубже, в «Норфэйр». Там она снова сталкивается с тупиками: комната, через которую нужно пробежать очень быстро, и комнату, в которой чересчур жарко. Неподалёку она находит апгрейд: Обувь для Высокого Прыжка.

Название обуви немедленно заставляет игрока вспомнить о воротах, до которых он не мог допрыгнуть: он поднимается обратно в «Нижний Бринстар», добирается до ворот и сражается с первым боссом игры. В награду он получает Костюм Вариа, позволяющий находиться в жарких помещениях — это напоминает о той самой комнате. Преодолев жаркую комнату, он находит Обувь Высокой Скорости — и немедленно идёт в ту комнату, которую нужно было быстро пробежать, в которой он находит Ледяной луч.

Браун считает, что многочисленные «пробежки» из «Норфэйра» в «Нижний Бринстар» и обратно — это очередной урок игры. Она даёт понять, что нужный для дальнейшего прохождения предмет не всегда будет находиться неподалёку, как это было на ранних этапах.

Вплоть до этого момента игра оставалась линейной — каждое улучшение можно было применить только в одной конкретной комнате. По мнению Брауна, если бы она продолжалась в том же духе, она бы быстро наскучила игрокам — но преимущество Super Metroid в том, что она «знает, когда игрока нужно вести за руку, и знает, когда его нужно отпустить».

Всё меняется в тот момент, когда в руки игрока попадает Ледяной луч. Чтобы выбраться из локации с этим апгрейдом, нужно попасть лучом в небольшое летающее существо, заморозить его и выбраться, оттолкнувшись от его висящего в воздухе замёрзшего тела. Это существо мы уже видели раньше — когда падали в шахту. Добравшись до шахты, игрок замораживает ещё нескольких летающих врагов и прыгает по ним наверх. Наверху его ждёт ещё один важный апгрейд — бомбы, — а затем игра предлагает ему спрыгнуть с обрыва.

Спрыгнув, игрок понимает, что оказался в самом начале своего пути — у космического корабля. Саундтрек меняется: вместо мрачной и загадочной музыки начинает играть вдохновляющая, героическая мелодия. С этого момента Самус может идти куда угодно и исследовать мир Super Metroid как ей вздумается. Её ждут семь мест, где можно использовать бомбы, два места, в которых можно использовать ускорение, и одно место для «высокого прыжка», и ни один из этих вариантов игра не предлагает в качестве очевидного следующего шага.

Снова добравшись до комнаты со статуями, игрок видит, что одна из них стала серой — это тот самый босс, которого он уже убил. Следовательно, для победы в игре нужно победить всех четырёх.

После победы над следующим мини-боссом Самус становится доступен крюк, с помощью которого она может зацепляться за те самые блоки с загадочными символами. Подтягиваться на крюке можно в семи разных местах, и они разбросаны по всей карте — за одним из семи скрывается путь ко второму боссу.

Затем в распоряжение игрока попадают апгрейды «Прыжок в космос» и «Гравикостюм» — они пригодятся, чтобы добраться до четвёртого босса. Вернувшись в комнату со статуями и победив ещё нескольких врагов, Самус наконец сбегает с недружелюбной планеты.

Браун считает, что вторая половина игры получилась менее удачной, чем первая — Super Metroid зачем-то настаивает на том, чтобы вы убивали боссов и получали апгрейды в строго определённой последовательности и периодически «ведёт вас за руку» там, где этого можно было бы избежать. Однако он тут же добавляет, что это не совсем так: если постараться, то последовательность можно нарушить.

Иногда в игре встречаются дружелюбные животные, которые могут научить Самус новым приёмам: например, прыгать, отталкиваясь от стен, или использовать энергию от разбега для супер-прыжка. Это не апгрейды; это приёмы, которыми игрок мог пользоваться с самого начала, но не знал об этом. Повторное прохождение Super Metroid с использованием всех этих знаний может выглядеть совершенно иначе — в одни места можно будет попасть без крюка, в другие — без Обуви Высокого Прыжка. На взгляд Брауна, этот аспект выгодно отличает Super Metroid от многих других метроидваний.

Если задача метроидвании состоит в том, чтобы дать игроку свободу исследования, но при этом не дать ему потеряться и разозлиться, то Super Metroid справляется с ней великолепно. Игра облегчает начальные этапы при помощи простой структуры и линейных путей, а затем, когда вы в ней разберётесь, отпускает вас на все четыре стороны. Она использует яркие визуальные «крючки», чтобы у вас в голове лучше уложилась карта планеты Зебес, и кучу мелких деталей, чтобы подсказать вам, куда идти дальше.

Несмотря на культовый статус Super Metroid и её высокие оценки, в своё время она не принесла большой прибыли. Следующая часть серии вышла лишь спустя восемь лет, а дальнейшим развитием жанра занялись совершенно другие люди и другая франшиза — Castelvania.

#разбор #геймдизайн

{ "author_name": "Артемий Леонов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440","\u0433\u0435\u0439\u043c\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 54, "likes": 93, "favorites": 108, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 26906, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 13 Sep 2018 11:53:15 +0300" }
{ "id": 26906, "author_id": 3792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/26906\/get","add":"\/comments\/26906\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/26906"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64954 }

54 комментария 54 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
18

Скачки между "он" и "она" непонятны. А игра шикарна даже по современным меркам. Я бы сказал, что это более актуально именно сейчас.

Ответить
4

Да, из текста не очень понятно, что протагонист - женщина.

Ответить
2

Да, переводчик как будто так и не смог определиться - описываются действия с точки зрения игрока или с точки зрения персонажа.

Ответить
6

Пока что две игры смогли приблизиться к Метроиду настолько, что почти лучше, но не совсем. Axiom Verge и Hollow Knight. И вот последняя мне нравится тем, что если в Метроиде нет-нет, да и возможно заблудиться, то в HK всегда есть куда идти и что исследовать и это всегда приносит пользу. Если б еще картограф иногда не сидел в таких ебенях, что попробуй, доберись, было б совсем здорово.

Ответить
1

Прошел axiom Verge с большим интересом, а вот Hollow Knight пока что дропнул. Мне показалось, что визуальная составляющая очень красивая но в то же время немного путающая и сложнозапоминающаяся, если в axiom Verge я запоминал локации, в рыцаре я не мог этого сразу делать. Но это не отменяет того, что игра отличная, может однажды сяду проходить полностью

Ответить
1

Я вот тоже сперва чуть не отложил из-за этого, а потом понял, что как раз таки вот это исследование, иногда даже вслепую, поиски картографа и неожиданные находки - самый сок этой игры. И боссы. Hollow Knight бросает вызов, а такие игры стоит ценить в такое-то время.

Ответить
0

Без компаса играть по хардкору в принципе можно. Но сложно!

Ответить
1

Axiom Verge и Hollow Knight

Звучит как очевидное распространенное мнение. Полый Рыцарь хорош, здесь без вопросов. Аксиом Верг на мой взгляд кроме оружия ничем не примечателен. Локации там безумно скучные. Я бы вместо него указал Environmental Station Alpha. Для меня она стала как раз современных суперметроидом.
https://store.steampowered.com/app/350070/Environmental_Station_Alpha/

Ответить
0

Ну не сказал бы, локации и их дизайн составляют львиную долю обаяние AV.

Ответить
1

Axiom Verge охренительная
Но мне и Samus Returns очень-очень зашла на 3ds

Ответить
0

С точки зрения "всегда есть куда идти и что исследовать и это всегда приносит пользу" хороша Yoku's Island Express. В ней вообще ни к чему не принуждают. Здесь можно подробнее почитать https://dtf.ru/games/23225-recenziya-na-metroidvaniyu-yoku-s-island-express

Ответить
5

Метроидвания=Метроид+Каслвания. Ваш Кэп.

Ответить
4

Ух, а я думал, от слова "диван".

Ответить
1

Причём, "Метроид" - от "метро" и "андроид" : )

Ответить
5

Шедевр геймдизайна. Одна из лучших игр за всю историю.
Разработчикам Black Ops IIII не понять.

Ответить
3

Геймдизайн в мультиплеере Call of Duty тоже достоин похвалы и разбора. Особой любовью как раз-таки пользуются итерации от Treyarch.

Ответить
3

Жалею, что пропустил эту серию в своё время, сейчас уже не оценить в полную меру.

Ответить
4

Как недавно прошедший люто советую попробовать.

Ответить
1

SNES classic mini же купи, там есть Super Metroid. Будет аутентично. Также на Nintendo 2DS/3DS продается, в режиме эмуляции работает, но только ради этого её покупать не стоит.

Ответить
2

Дело говоришь, сам на мини игру ещё раз прошел. Ну и как человек, у которого есть и то и другое - какой же охрененный пад у снес/снесмини! Н2дс не вызывала претензий по части управления, но сравнив управление в некоторых снесовских играх (Contra3, MMX) - разница космическая.

Ответить
1

Пардон за непрошенный совет, но: поиграй и оцени! Я вполне адекватно оцениваю "устаревшесть" своих даже самых любимых игр, но это совсем не тот случай.

Ответить
0

Играл на СНЕС в детстве. Потратил около месяца по 6 часов вместо школы и не жалею :).

Ответить
0

Если не тошнит от 2д платформеров, то SM, Fusion и ZM и сейчас прекрасно играются.

Ответить
0

Super Metroid вечен и пройдет любую проверку временем, так что, играть стоит. К Metroid Prime это тоже относится.

Ответить
0

Miiverse при жизни. :3

Ответить
0

Помним, любим, скорбим

Ответить
0

Опция становится доступна в DLC для костюма "morphing ball" >.<

Ответить
2

Я уверен, что читал аналогичный по смыслу англоязычный текст задолго до этого видео...

Но не суть - согласен с тезисами практически полностью. Один из шедевров геймдизайна как такового. И одна из величайших видеоигр, не потерявших актуальности до сих пор.
Причём сознательно и вдумчиво (не считая кратких эпизодов из детства, когда играл/смотрел её на СНЕСе друга) я поиграл и прошёл её относительно недавно. Ощущения - повторюсь, это одна из лучших игр, в которую я играл вообще...

Ответить
2

Пожалуйста, вставьте оригинальное видео, послужившее основой для вашего материала.
https://youtu.be/nn2MXwplMZA

Ответить
–9

Немного оффтоп, но как же бесит это слово "метроидвание" - каким-то словоблудием от него несет

Ответить
3

Непонятное, оно бесит, да.

Ответить
0

Мне оно тоже не особо нравится, но что поделать понятие устоялось.
Ничего не могу с собой поделать, мозг упорно произносит название жанра не как "метроид-вания", а "метро и два ния".

Ответить
13

"Метро диван и я".

Ответить
0

Метро, Ваня и я.

Ответить
1

Не учитывая, что вообще в контексте метроида и рпг кастлваний писать метроидвания - это как дум называть дум-клоном, а гта - гта-клоном.

Ответить
1

а Сапковский просто фанфики пишет по Ведьмаку )

Ответить
1

и это никогда не было шуткой =(

Ответить
0

"Будем посмотреть".

Ответить
0

"Каслероид" как тебе?

Ответить
0

Кто в курсе накидайте в ответ к этому комментарию каких нибудь метройдваний.

Ответить
2

Hollow Knight
Guacamelee!
Ori & the Blind Forest
Castlevania: Symphony of the Night
Metroid Fusion
Metroid Zero Mission

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

Environmental Station Alpha
Shadow Complex
Strider
Axiom Verge
Teslagrad
Castle In The Darkness

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

Самым запоминающимся и сложным с точки зрения догадывания моментом является эпизод со стеклянной трубой (где доступ в песчаную локацию). А вообще как человек, прошедший без каких-либо подсказок эту игру на 100% и на лучшую концовку, могу ответственно заявить что это самый настоящий шедевр игровой индустрии. Впрочем, Zero Mission не сильно отстаёт от неё. Только там, чтобы добраться до некоторых секретов, нужно ещё и голову приложить, и научиться с геймпадом на "ты" обращаться. Fusion в этом плане куда проще и линейнее.

Но в целом эти три игры для меня стоят примерно на одном уровне, хотя Super Metroid - это, конечно, лидер и икона.

Ответить
–4

Это типа круто спойлерить, пусть и про старую, игру?

Ответить
0

Ты всё равно в неё играть не будешь. А так узнал что вообще такая игра существует.
Я в курсе о жанре, но про игру которая его порадила нечего не знал.

Ответить
0

Кек, я ее прошел когда ты еще в проекте был (об этом говорит хотя бы то, что ты не знаешь о таких элементарных вещах, т.е. школота). Мне за державу (не игравших) обидно.

Ответить
0

нужно всю статью описывать как ты бегаешь первый час без апгрейдов

Ответить
0

да ОФИГЕНСКАЯ игра

Ответить
0

Один из моих самых любимых жанров.

Ответить
0

с одним из них он сражался в прологе

Самус - это она. Поправьте опечатку.

Ответить
0

Прыжки по стенам могут хорошо сократить в начале прохождение для тех, кто про них знает. Не знающему же они открываются лишь во второй половине игры.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Уве Болл вернулся в кино
и начал экранизировать flash-игры
Подписаться на push-уведомления