HyperPlay и другие Web3 игровые лаунчеры
Всем привет! В далёком 2024 году разрабатывал децентрализованный игровой лаунчер OVAL. Однако в первой версии у меня был сервер как посредник, который служил в качестве буфера обмена информации. Дальше я хотел сделать его полностью децентрализованным в формате федеративной социальной сети. Но это всё равно была бы неполная децентрализация. Поэтому я глубже окунулся в блокчейн и понял, что это именно то, что нужно. Однако, игровые лаунчеры на блокчейне уже были и поэтому я свернул разработку. И сейчас я расскажу о парочке из них.
HyperPlay
Лаунчер был создан в 2022 году компанией JacobC.eth. И создавали его по той же причине, что и я – большие комиссии в традиционных лаунчерах + расходы на рекламу + траблы с оформлением + возможность блокировки игры или изменение ценовой политики для различных регионов.
Платформа работает для: Windows, Linux, MacOS, SteamDeck. Причём там есть интеграция с другими лаунчерами: Epic Store, GOG и Steam на MacOS.
Также лаунчер является open source и его код можно посмотреть. Также на просторах интернета я нашёл интервью с одним из разработчиков HyperPlay. Я перевёл его через ИИ, но получилось так себе. Разработчик больше рассказывает о своей жизни и идеях, так что оно не обязательно.
Подключаем крипто-кошелёк и создаём профиль для HyperPlay через почту. И идём дальше по интерфейсу.
Страница игры стандартная за исключением отображения сети блокчейна на которой работает игра (Ethereum в данном случае), а также возможности приобрести NFT, который даёт доступ к дополнительном контенту.
В HyperPlay есть встроенные квесты, которые используются в играх из магазина HyperPlay. Игроки могут выиграть токены, NFT и дополнительные очки, выполняя различные задания, созданные разработчиками игр, которые составляют сообщество HyperPlay.
В документации подробно рассказано о том, как разработчикам интегрировать крипто-кошелёк и взаимодействовать с HyperPlay (доку можно найти и отдельно на сайте, конечно).
Вот такую таблицу приводит HyperPlay на своём сайте.
Чтобы выложить игру – необходимо пройти небольшой опросник. И это единственное, что мне не нравится. Так как это уже своего рода контроль. Впрочем, может это и к лучшему. Если бы я дальше разрабатывал Овлу, то я бы позволил выкладывать игры кому угодно, но при этом сделал бы DAO (Decentralized Autonomous Organization), когда само сообщество управляет площадкой посредством общего голосования. Так или иначе – лаунчер достаточно хорош и соответствует идеалам Web3, даже несмотря на то, что за ней стоит компания.
Таким образом мы имеем игровой лаунчер, где разработчик может получить свою прибыль в полном объёме с минимум контроля извне. Также было бы неплохо внедрить ИИ-агентов для проверки игр и оперативной помощи пользователям, о чём я также говорил в конце своей статьи об OVAL. Но уверен, что разрабы обязательно добавят такие фичи в своё детище.
Elixir Games
Судя по сайту – ассортимент тут явно меньше, причём такой же как и в HyperPlay. А при установке лаунчера – я не смог выбрать даже папку на диске. Однако, площадка имеет свою монету и при регистрации автоматически создаёт крипто-кошелёк, но есть возможность подключить свой.
Скачал лаунчер, но при открытии проигрывается их заставка, а затем серый экран. Пробовал из-под VPN, но ситуация та же. Но не думаю, что он сильно отличается. Дока у них сокрыта в лучших традициях ниндзя, пришлось гуглить отдельно.
Ultra
Этот лаунчер также имеет свою монету и при регистрации создаёт крипто-кошелёк.
Также тут есть режим арена для проведения турниров по играм.
Страница игры выглядит более продуманной и удобной.
Страница настроек достаточно скромная и из языков только инглиш )
Но тут очень удобная страница настроек с кучей фильтров.
В целом, лаунчер достаточно неплохой. Но их сайт мне понравился больше, чем сам лаунчер. Также хотелось бы иметь возможность подключения своего кошелька, а не только использовать внутреннюю монету платформы. Документация достаточно удобная.
Однако эта площадка уже берёт комиссию с разработчиков.
Gala Games
Gala в отличии от остальных – целая экосистема приложений со своей сетью блокчейна. Войти на сайт смог только через VPN (уже тревожный звоночек).
Маркетплейс также пестрит обилием фильтров.
Для установки лаунчера – нужно выбрать какую-то игру и нажать «Play». После чего загрузится инсталлер. При этом нужно уже быть авторизованным пользователем. И это уже второй лаучнер, где есть привилегия выбора папки для установки приложения. Хотя это не совсем лаунчер в привычном смысле этого слова, а программа установщик игры. То есть на сайты выбираешь игру, после чего вызывается это программа на компьютере и устанавливает именно её.
Maria SDK
Данный лаунчер представлен лишь в виде сайта. Также площадка имеет свою монету. Вот их whitepaper. И коммисии тут также присутствуют.
У Myria есть различные источники дохода, где пользователи и создатели будут обмениваться токенами MYRIA.
ПЛАТА за ПРОТОКОЛ
Myria будет взимать плату с третьих сторон, имеющих лицензию на использование протокола Myria, за все совершенные сделки.
ПЛАТА за ТОРГОВУЮ ПЛОЩАДКУ
За успешную продажу активов NFT на торговой площадке Myria NFT marketplace взимается комиссия.
КОМИССИЯ за ПЕРВИЧНУЮ ПРОДАЖУ
Myria будет взимать комиссию со всех первичных продаж, совершенных с использованием протокола Myria.
Определенный процент от всего дохода экосистемы (комиссионные за транзакции на торговой площадке NFT marketplace, сборы магазинов, протокольные сборы и т.д.) в будущем будет направляться на размещение токенов MYRIA.
И тут пользователи уже могут напрямую повлиять на сеть MARIA через голосование.
Также есть примерная схема того, как работает Myria.
В наличии стандартный маркетплейс внутриигровых вещей.
И достаточно скудный ассортимент игр с минимум фильтров.
Площадка больше агитирует за поднятие своей ноды для майнинга их монеты.
Документация расписана хорошо. Однако выглядит как что-то не очень надёжное.
Immutable
Сайт оформлен красиво. Вот их whitepaper. По комиссиям следующее: взимает комиссию в размере 2% со всех продаж основных активов и комиссию в размере 2% с каждой сделки NFT (выраженной в валюте покупки).
Сам лаунчер также представлен в виде сайта.
Страница самой игры у них получилась очень «вертикальной», но это для того, чтобы проигрывать микро-анимации при скролле, что лишь добавляет шарм. Также есть квесты.
При регистрации аккаунта по почте – после авторизации произошёл сбой и сайт блокируется. При перезагрузки та же ситуация. Даже через VPN вылетает эта же ошибка.
С докой всё нормально.
Mavis Hub
Лаунчер от компании SkyMavis, который строится вокруг экосистемы Ronin, которая предоставляет удобный вход в аккаунт посредством обычного пароле, а не при помощи seed phrase. А ещё предлагает свою блокчейн сеть, которая как раз приспособлена для работы с играми. Да-да-да, где-то я это уже слышал ) Вот whitepaper этой вундервафли. Также есть возможность голосования для влияния на саму сеть Ronin.
Но вернёмся к Mavis, который сам по себе является тем же сайтом, только в обёртке приложения (Овлу я делал также).
Страница игры приятная и удобная. Но если ты начал качать игру, то её уже не остановить...
Библиотека позволяет удобно устанавливать версии вплоть до исходной.
Как итог, скажу, что вот с этим чудом я бы поигрался. Выглядит привлекательно как и для разработки, так и для использования.
Сравнение веса лаунчеров
Знаю, для большинства критерий не самый важный, но для рьяных ценителей дискового пространства.
Итог
Если бы я делал свою игру на блокчейне, то я бы использовал HyperPlay или Mavis Hub. А вообще, при желании игру на блокчейне можно сделать и распространять без всяких лаунчеров. Ибо данные пользователя и так будут хранится распределённо между узлами сети. Но лаунчеры в любом случае помогут увеличить охват.
Но так или иначе, ни одна из платформ не является DAO. В некоторых из них есть голосования, которые лишь частично определяют саму сеть (функционал смарт-контрактов). Но ключевое решение так или иначе остаётся за основателями этих площадок. То есть было бы здорово, если бы пользователи могли сами удалить ту или иную игру через голосование (из-за радикальности её содержимого или же наличия вируса). Определять комиссионную ставку или вовсе отказаться от неё. При этом не было бы группы людей, которая могла бы отказать выкладывать игру или заблокировать её самостоятельно.
При этом все эти компании зачастую ориентированы на увеличении стоимости своих монет за счёт капиталовложений, которые приходят вместе с новыми пользователями. Хотя можно было просто взять распространённую крипто-монету для использования. Парадигма play-to-earn работает только на страте, когда игроки активно используют лаунчер, но если происходит отток, то монета обесценивается и накопленные токены перестают чего-то стоить. Как можно заметить – лаунчеры позволяют скачать любую игру без какой-либо оплаты, так как разработчики сами встраивают инструменты для оплаты монетой платформы, чем и повышают её цену. Вместо этого – я бы предложил именно покупать саму игру за крипту, предварительно привязав стоимость к общепринятой валюте, то есть разработчик будет получать ровно столько денег, сколько он для себя установил. И это бы не зависело от курса монеты платформы. Криптовалюта в данном случае служит лишь промежуточным звеном для передачи реальных денег. С NFT можно поступить ровно таким же образом.
На данный момент я не занимаюсь разработкой OVAL, потому что вижу уже готовые альтернативы, которые дают те возможности, что нужны мне. Тем не менее, в какую сторону повернут их основатели – даже Габену неизвестно. Хотя блокчейн имеет весь потенциал, чтобы сделать лаунчер от разработчиков и для разработчиков. Я свернул разработку также из-за того, что не было людей, которые готовы были помочь в проработке идеи и разработке в принципе. Сделать обновление версий игр и саму площадку достаточно просто, нужно лишь время. А вот проработать SDK для разных версий движков, сделать интеграцию с другими лаунчерами и порассуждать на тему безопасности пользователей — куда более сложная задача. Люди нужны и потому, что реализовать можно всё что угодно, но будет ли это удобно для большинства или же только для самих разрабов лаунчера.
Я говорю об этих идеях так свободно, потому что это не бизнес идея как таковая, а предложение сделать платформу, где разработчик получает деньги в полном объёме, где он вместе с другими пользователями будет влиять на платформу и где его детище никто не сможет заблокировать (если он, конечно, не вытворил что-то совсем антиобщественное). И такую платформу можно сделать только общими усилиями. Да, сами разработчики не получат ничего от создания площадки, если только они затем не сделают игру и не воспользуются своей разработкой по прямому назначению. А если они попробуют пойти в сторону монетизации, то флаг им в руки – похожих аналогов пруд-пруди. Так что если будут желающие, то пишите мне. Если наберём достаточное количество людей, то можем и продолжить разработку. Проект также переведём в open source. В конечном итоге, даже Hydra Launcher, который, по сути, является удобной торрент-качалкой пиратских игр, имеет свой чат и помощников в разных странах. Но это скорее для недальновидных игроков, которые не понимают, что люди делают игры пока им платят. В ином случае игроки сами забивают крышку гроба в студию, подарившую им любимый тайтл.