Gamedev
Игорь Дятлов
10 633

UV Развёртка: ААА-Пайплайн 4/7. Самый полный гайд

Это четвёртая из семи статей из цикла про этапы пайплайна.

Вступай в группу в ВКонтакте и группу в Фейсбуке, чтобы не пропустить следующий выпуск!

Прошлая статья была про сетку.

Сегодня статья посвящена третьему этапу пайплайна — UV развёртке.А следующие статьи будут про запечку, текстуры и подачу.

В закладки
Аудио

Сейчас мы разберём:

Что такое развёртка, как её сделать

Как развёртка влияет на поведение текстур

Самые частые ошибки на UV и к чему они приводят

Целый ряд советов по правильной работе и оптимизации развёртки

Ты узнаешь про то, что такое тайловое пространство, как с ним работать, как правильно разворачивать сложные формы. Увидишь, как в дальнейшем развёртка поможет в текстурировании модели. Узнаешь про особенности развёртки моделей как части ААА-пайплайна (т.е. разработки моделей именно для топовых компьютерных игр).

Приступим!

Что такое развёртка?

3D модель, по определению, сделана из объемных форм. На любой объект в редакторе можно положить материал, выбрать его цвет и настроить блик. Но положить текстуры на 3D объекты нельзя до тех пор, пока ты не сделаешь развёртку. Программа просто не знает как накладывать плоскую текстуру на геометрию.

Отсюда возникает отдельный этап пайплайна — UV развёртка.

Развёртка переносит объёмные формы на плоскость для того, чтобы на них можно было положить текстуры.

В оригами ты делаешь из плоского листа бумаги объемный объект.Развёртка делает то же самое, но наоборот — из объемного делает плоское.

Развёртка для видеоигр всегда делается из лоуполи модели, про которую мы писали в прошлой статье.

Кстати, в мультфильмах и иногда в кино мапят хайполи с технологией pTex, которая позволяет текстурить модель без развертки, но это отдельная история. Если ты разрабатываешь модель для компьютерной игры, то разворачивается всегда лоуполи.

Давай разбираться, что это и как это работает!

С чего начинается работа с развёрткой?

В любом 3D редакторе есть инструментарий для работы с UV.

Базового функционала той же Maya хватит, чтобы сделать развёртку даже для очень сложной модели. Но для удобства и редких фишек (например, отрисовка паддинга) иногда используют отдельные программы, созданные исключительно для работы с UV. Лично мне нравится работать в UV Layout. Есть ещё популярная программа Rizom UV.

Хотя я всё чаще стал мапить просто в Maya. За последние пару версий она обновилась и стала крутой.

У примитивов в редакторах есть развертка по умолчанию, но для мапинга сложных форм нужно воспользоваться функцией авторазвёртки.

Давай разбираться, из чего состоит развёртка

Как ты видишь на картинке, у куба есть 8 точек и 6 квадратных полигонов. Теперь посмотри на развёртку, и увидишь, что на развёртке тоже 6 квадратов.

​Смотри, на кубе 8 точек, а на развёртке целых 14.

Но количество точек на UV больше, чем на самой модели — на развёртке их целых 14. Чтобы понять, откуда они появились, выдели на кубе одну точку, и увидишь, что на развёртке выделится сразу несколько точек.

​Одна точка на модели может иметь несколько точек на UV.

На самом деле, на пересечении полигонов происходит следующее:у каждого вертекса, помимо положения в пространстве и нормали (смотри прошлую статью), есть ещё один параметр — положение этого вертекса на UV.

В общем, если на самой модели ты видишь одну точку, то на UV при её выделении может появиться сразу несколько точек и каждая из них будет принадлежать полигону, который с ней связан.

Главное сейчас, чтобы ты понял — каждый полигон имеет своё место на UV как плоский объект, чтобы программа знала как класть текстуру на геометрию.

Итак, ты понял, что развёртка нужна тебе, чтобы текстурить модель. И каждый полигон твоей модели должен присутствовать на развёртке.

Очень скоро ты узнаешь, как положение объекта на UV влияет на поведение текстур. Так что идём дальше!

Как UV влияет на поведение текстур

Давай для примера возьмём кузов от нашего грузовичка.Наложим на него текстуру дерева.

Первым делом, давай сделаем авторазвёртку:

Наша простенькая моделька для примера c авторазвёрткой​

Давай выделим на модели одну из дощечек и перенесём на UV вправо:

Двигаем объекты по UV​

[ Свойство 1 ] Изменяешь положение объекта на UV — изменяешь положение текстуры.

Кстати, все объекты на UV называются UV шеллы (UV shell).

[ Свойство 2 ] Так вот, поворачивая шеллы, ты поворачиваешь текстуру на геометрии:

Измени размер UV шелла, и посмотри как изменились текстуры на объекте:

[ Свойство 3 ] Изменяя размер на UV, ты меняешь размер текстуры на модели.

Если гифок оказалось недостаточно для понимания, в этой статье мы добавили несколько наших видеоуроков про UV.

Это было краткое интро про то, что такое UV. Прежде чем мы пойдём дальше, к техническим нюансам, давай разберёмся, как текстурится модель, если у неё правильная развёртка.

Как красятся модели, имеющие развёртку

Открой Substance Painter или любую другу программу, которая создана для работы с текстурами. И загрузи в неё свою модель с развёрткой.

Если всё нормально, то красить будет одно удовольствие:

Но иногда встречаются странные вещи:

Что происходит? С кистью творится что-то очень странное!

Ответ лежит в UV. Для примера мы специально немного его попортили, чтобы ты увидел, как косяки на UV напрямую влияют на твои текстуры. А плохие текстуры испортят любую хорошую модель.

Тому, откуда берутся глюки на UV и как избежать их появления, будут посвящены все последующие разделы этой статьи.Будет и теория, и рекомендации для правильной работы.

Два вида мапинга

Без теории не обойтись.Когда ты разворачиваешь объекты на UV, есть 2 пути:

1) Сделать уникальный мапинг.

2) Сделать тайловый мапинг.

Прежде чем разбираться с каждым из них по отдельности, обрати внимание на следующее: на UV пространстве много квадратов. На самом деле, они бесконечны.

​Бесконечное тайловое пространство. Квадраты никогда не закончатся, каждый из них повторяет текстуру из первого квадрата, а уместить развёртку нужно в квадрат 0-1.

Но нас особенно интересует именно первый квадрат на UV, который находится от 0 до 1. Имменно на него накладывается текстура, а на всех остальных квадратах текстура просто повторяется (про UDIM-ы сегодня говорить мы не будем)

Если ты разворачиваешь модель на UV так, что все объекты находятся в первом квадрате и не выходят за его пределы, это называется уникальным мапингом.

Делая hard surface или персонажей для игры, тебе нужно делать именно уникальный мапинг. А для объектов окружения, ландшафтов и зданий часто используется тайловый мапинг, хотя там тоже не всё так просто.

Давай начнём с уникального мапинга.

1 Уникальный мапинг

Как ты помнишь, один материал имеет всего лишь одну единственную текстуру. И она полностью растягивается на первый квадрат UV.

Теперь представь, что мы хотим замапить наш грузовичок. У него есть текстура с деревом для кузова и текстура с крашеным металлом для кабины (хотя на самом деле их гораздо больше).

В принципе, мы можем не заморачиваться. И сделать 2 материала. Один под дерево, другой под крашеный металл. И уже мапить объекты на эти 2 материала.

Но есть нюанс. Каждый новый материал — это лишний вызов отрисовки (draw call), который нагружает игровой движок. А мы моделим грузовичок для игры. Нам крайне важно использовать минимальное количество ресурсов.

Поэтому, вместо того, чтобы плодить кучу лишних материалов, мы делаем всего один материал. Сначала мы разворачиваем все объекты на UV, потом кидаем в фотошоп или Substance Painter и красим эти элементы по отдельности.

Кстати, на важные объекты для больших современных игр ты можешь добавлять по 3-5 материалов.

На выходе мы получаем одну единственную квадратную текстуру, сделанную специально для нашей модели.

Это и называется уникальным мапингом. Это технология, которая заключается в следующем:

— Мы мапим все объекты на UV только в первый его квадрат. Ни один из шеллов не выходит за его пределы, и шеллы не пересекаются (кроме оверлапов, о которых поговорим сегодня чуть позже).

— Объекты покрашены по-разному (кузов деревянный, кабина из крашеного металла). Причём это не повторяющиеся, а уникальные текстуры.

— Но на выходе мы имеем одну единственную текстуру (не считая карты нормали, рафнеса и металнеса, но об этом в статье про текстуры) и один материал, тем самым экономим ресурсы игрового движка.

2 Тайловый мапинг

Как ты уже знаешь, квадраты на UV бесконечны. Это значит, что текстура, которую ты положил в первый квадрат будет повторяться бесконечное количество раз. Это бесконечное повторение текстур называется тайлом.

Тайловый мапинг очень часто используется для развёртки зданий, предметов окружения и ландшафтов.

Представь, что мы хотим сделать развёртку этого дома:

Сначала мы создаём материалы с бесшовными текстурами.Потом кладём их на геометрию с помощью авторазвёртки (box maping).

И так делаем для каждого из объектов. Для стены дома — один материал с кирпичной кладкой. Для прилавка — другой материал с текстурой дерева. И так далее.

Ещё один момент — при тайловом мапинге сами UV шеллы могут выходить за пределы первого квадрата UV. Это нормально.

Зачем это нужно? Представь, что у тебя есть бесшовная текстура с кирпичом. Если развёртка всех стен будет в первом квадрате, то кирпичи будут слишком крупными (как ты можешь увидеть на гифке). Так как текстура с первого квадрата бесконечно повторяется, а у текстуры нет швов — мы просто меняем размер шеллов на UV и подбираем подходящий для нас размер.

В автомапинге не так важно как выглядит UV развёртка. В отличие от уникального мапинга, нет смысла умещать все шеллы внутри первого квадрата и экономить пространство на UV. Главное, чтобы текстуры выглядели аккуратно и без потягов.

Надеюсь, что сейчас ты понял разницу между уникальным мапингом и тайловым.

Вот так выглядит наш дом после развёртки и текстур.

Говоря про тайловый мапинг, есть один важный момент насчёт текстур.

Если ты не хочешь, чтобы при повторении текстуры были швы — используй тайловые текстуры, то есть текстуры без швов.

Ты далеко не первый, кому они нужны, поэтому есть целый ряд библиотек с тайловыми текстурами. Вот несколько полезных сайтов, где ты их найдёшь:

​Тайловая текстура, т.е. текстура, которая повторяется без швов.

Но есть нюансы. У нас в сцене есть несколько разных фруктов.

​Кусок сцены с фруктами.

Как ты знаешь, каждый из материалов — это отдельный вызов отрисовки в игровом движке. Чтобы сэкономить ресурсы и не создавать под каждый из фруктов отдельный материал, мы сделали следующее: мы нарисовали одну текстуру и замапили на неё все фрукты. На самом деле это не сцена для игры, а демонтрация технологий, в игре мы бы почти все не тайловые текстуры засунули в один атлас, сделали бы его плотнее и аккуратнее.

Одна текстура — и сразу несколько покрашенных объектов. Это простейший атлас.​

Атласы — это один из приёмов, которые часто используются в видео играх. Есть ещё тримы, но про них чуть позже будет в этой статье.

Раз речь зашла о текстурах, есть ещё один момент, который нужно знать.Лучше всего работать с квадратными текстурами.

Во всех программах на данный момент все текстуры растягиваются и полностью занимают первый квадрат на UV. Поэтому если текстура прямоугольная, то она растянется до квадрата.

​Видишь, текстура некрасиво растянулась на UV. Всё потому что прямоугольные текстуры растягиваются до квадрата.

Иногда для экономии видеопамяти используют прямоугольную текстуру (например 1024х512 или даже 2048х256. Да, так тоже бывает!) Такая текстура все-равно растягивается до квадрата, и для неё очень важно правильно растянуть развертку.

Кстати, насчет разрешения текстур: из-за особенностей цифровых вычислений, разрешение текстур всегда стараются делать кратными степени двойки. То есть сторона текстуры может быть 32 пикселя в ширину. Или 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 или, даже, 4096 пикселей. Как я писал выше, текстура может быть прямоугольной, например 512х256, или 512х128, но, как правило, их делают квадратными.

Текстуры кратные степени двойки заполняют целые ячейки видеопамяти. Если вместо текстуры 1024х1024 засунуть в движок текстуру размером 1000х1000 — она не заполнит всю ячейку видеопамяти, её обработка потребует чуть больше ресурсов от видеокарты, и из-за такой мелочи игра чуть-чуть потеряет в производительности. Эти потери очень несущественны и почти не заметны, но рендер видео игр — это всегда борьба за оптимизацию, и поэтому все разработчики игр ни секунды не сомневаются, что текстура в 1024х1024 лучше текстуры в 1000х1000.

Совет: старайся использовать квадратные текстуры. Если все-таки нужны прямоугольные — помни правило, о разрешении кратном степени двойки.

Про текстуры пока что всё, давай вернёмся к UV, ведь про текстуры у нас будет отдельная, не менее огромная статья :)

Как правильно работать с UV

Сейчас мы разберём несколько приёмов, которые всегда используются при работе с UV. Они помогут сэкономить пространство и упростить процесс текстурирования.

Трюки при работе с UV:

  • Оверлапы
  • Тайлы
  • Тримы
  • Атласы

Оверлапы сэкономят пространство на UV

Если на твоей модели есть одинаковые элементы, например, болты на обшивке, то на UV их можно размапить на один и тот же UV shell. Просто посмотри видео, там всё рассказано:

Урок про оверлапы.

Симметричные объекты также можно оверлапить.Про это ты можешь узнать больше в этом уроке:

Дальше нас ждут тайлы, тримы и атласы.Они часто используются для объектов окружения, зданий и ландшафтов. Но, например, тайлы иногда бывают очень полезны и для hard surface моделей, и персонажей. Давай узнаем что это такое.

Тайлы, тримы и атласы

Как ты помнишь, текстура из первого квадрата UV повторяется бесконечно на все другие квадраты, и это называется тайлом.

Тримы используют это бесконечное повторение, чтобы более эффективно использовать ресурсы игрового движка.

Тримы — это те же тайлы, но повторяются они не во все стороны, а только по одной оси.

Трим дерева на лестнице. С атласом тримов мы можем размапить лестницу любого размера, и на ней никогда не будет швов.

Что такое атласы и тайлы?

Есть история, как крутой моделлер покрасил целый игровой уровень, используя всего 2 атласа. Как он это сделал, мы рассказали в этом уроке.

Итак, ты уже много узнал про UV, но это далеко не всё.

Важно не только уметь разворачивать объекты, но и проверять UV на косяки. А по ходу работы их будет много. Давай разберёмся, как это сделать?

Как проверить развёртку на ошибки

Помнишь нашу гифку, где при покраске модели творились странные вещи. Давай ещё раз на них посмотрим:

Такое происходит, когда у тебя есть ошибки на UV, например, текстуры могут растянутся, это называется «потягами на UV». Помимо потягов есть ещё несколько ошибок, которые мы разберём в этой статье чуть позже.

Хорошая новость — во всех программах есть «чекер». Это текстура с шахматной доской, которую используют для проверки развертки.Он выглядит вот так:

Так выглядит чекер. Здесь он везде без потягов и одного размера, значит ошибок на UV нет.​

Если квадраты на чекере искажены, то при текстурировании возникнут проблемы.

Идеальная развертка — когда все квадраты чекера ровные.

Запомни, когда ты сделал развёртку, обязательно проверяй чекер.Если нашёл ошибки — исправляй!

Кстати, в программах есть функция, которая поможет тебе быстро исправить ошибки на UV.

Функция Unfold поможет исправить ошибки

Unfold есть во всех программах.

Если ты увидел, что чекер неровный — жми волшебную кнопку.Программа всё исправит.

Но ей тоже нельзя доверять на 100%. Сложные формы анфолд не сможет исправить, и придется резать UV.

Как ты уже понял, взять свою лоуполи, сделать авторазвёртку, а потом нажать Unfold — это далеко не всё. Тебе нужно выбрать способ мапинга твоей модели, правильно развернуть все элементы, сделать оверлапы, если они необходимы, уместить все шеллы внутри первого квадрата (и ещё много всего другого).

Работы много, и плохая развертка может попортить жизнь на текстурировании, поэтому UV — очень важный этап пайплайна.

Твоя задача на этом этапе

Сейчас ты понял основы работы с UV.Давай подведём небольшой итог, что конкретно ты должен сделать на этом этапе пайплайна, чтобы с текстурами не было проблем.

Тебе нужно:

  • Развернуть все элементы на UV
  • Исправить косяки авторазвёртки через Unfold
  • Исправить косяки после Unfold
  • Сделать чекер везде ровным, без потягов
  • Разложить все элементы в пространстве от 0 до 1

Прежде чем ты получишь целый ряд советов по правильной работе с UV, давай разберём самые частые ошибки новичков.

Частые ошибки на UV с примерами

1 Потяги на UV - чекер не квадратный

Потяги на UV — чекер не квадратный​

Если видишь нечто подобное — исправляй через Unfold.Если он не поможет — исправляй руками.

Кстати, у нас есть классный урок на эту тему:

Здесь мы много писать не будем — и так всё ясно.

2 Квадраты чекера разного размера

Чтобы ты понял, почему квадраты чекера могут быть разного размера, тебе нужно знать, что такое тексель.

Тексель — это количество пикселей на метр (или сантиметр, или дюйм — в зависимости от проекта).

Тексель показывает, насколько детальной будет текстура.В шутерах тексель высокий, так как игроки могут сильно приближаться к объектам. В играх от 3 лица тексель немного ниже, а в стратегиях тексель еще ниже.

Очень важно, чтобы объекты переднего плана имели одинаковый тексель. А объекты среднего и дальнего плана зачастую имеют более низкий тексель, так как им не нужна такая высокая детализация.

​Примерные цифры. Для каждого проекта тексель отличается и высчитывается тех. директором

Если рядом находятся объекты с разным текселем, то один будет выглядеть очень детализированным, а второй — мыльным. Поэтому на проектах следят за текселем, чтобы картинка была гармоничной.

Как тексель связан с UV?

Когда ты правильно сделал развёртку, квадраты чекера будут одного размера.Если ты сделаешь один из шеллов меньше, то квадраты чекера увеличатся, а тексель уменьшится.

​Меняем тексель на UV шеллах

Теперь важный момент.

Если ты моделишь грузовичок, то хорошая практика — на днище грузовичка сделать тексель меньше, потому что игроки вряд ли его увидят в игре. Тем самым ты сэкономишь место на юви для чего-нибудь более важного.

Запомни — изменять тексель нужно осознанно.

Когда ты меняешь тексель, ты должен точно понимать, зачем ты это делаешь.

Подробнее про тексель мы рассказали в этом уроке:

3 Слишком много свободного места на UV пространстве

​Здесь слишком много свободного пространства на UV. Нужно увеличить размер всех шеллов и перепаковать их, чтобы они полностью заняли первый квадрат. Тогда будет выше тексель и текстура будет более детализированной

Текстуры дороже геометрии, поэтому текстурное пространство очень ценно.Мы стараемся заполнять его как можно плотнее, чтобы максимально эффективно использовать данные нам ресурсы.

4 Объекты на UV пересекаются

Никогда не пересекай UV шеллы. Это приведёт к артефактам на текстурах.

Исключения из этого правила — оверлапы.

В них ты осознанно накладываешь шеллы друг на друга. Зачем это нужно, мы уже писали в этой статье.

5 Кривые оверлапы

Когда объекты не идеально лежат друг на друге, могут появиться швы или некрасивые артефакты на текстурах.

Всегда проверяй оверлапы, которые делаешь.

С частыми ошибками разобрались.Пришло время понять, как правильно работать с UV.

У меня есть целый ряд рекомендаций на этот счёт. Прежде чем ты их прочитаешь, посмотри, в каком порядке я обычно делаю развёртку:

  • Беру лоуполи модель.
  • Делаю авторазвёртку.
  • Отрезаю все острые углы и углы под 90 градусов (это нужно для адекватной запечки нормала).
  • Проверяю чекер на потяги, исправляю.
  • Уменьшаю те части, которые не видно у модели. Так юви используется эффективнее, и мы экономим ресурсы движка. Нет смысла делать высокое разрешение текстур на днище у автомобиля, которое никто не видит.
  • Все кривые полигоны выравниваю.
  • Раскладываю юви в квадрате 0-1 с учетом отступа в несколько пикселей.
  • Если остается слишком много пустого места на юви — увеличиваю всю развертку и повторяю пункт 7. Если на юви слишком мало свободного места — чуть скейлю в минус самые больше юви шеллы и ищу хитрые способы разложить юви как можно плотнее.
  • Делаю оверлапы.
  • Отодвигаю оверлапы на 1 квадрат в сторону (это нужно для запечки, для финальной сдачи модели в игру я возвращаю юви в квадрат 0-1).

Этот порядок действий не универсален. У каждого моделлера свой подход, но суть примерно та же. Если ты не мастер UV, то лучше сохрани этот небольшой чеклист для самопроверки.

Советы по правильной работе с UV

1 Обрезай сложные формы

Большие стенки нужно обрезать, иначе могут появиться потяги на UV.Ты сразу увидишь — в таких местах чекер будет неровным.

Давай разберём этот момент на примере нашей модели.Если мы просто сделаем авторазвёртку этой детали, то мы увидим потяги:

Что делать? В UV редакторе есть функция Cut. Просто сделай разрезы на больших деталях:

На торцах остались артефакты, отрезай их в отдельные шеллы:

В результате мы избавились от потягов, сделав всего 3 разреза (кстати, очень важно делать как можно меньше разрезов на юви — так на текстуре будет меньше швов):

Вывод: разрезай на UV сложные формы.

2 Когда размер квадратов можно увеличить или уменьшить

Когда делаешь UV, твоя задача на старте — сделать чекер везде ровным и получить квадратики чекера одинакового размера.

Если ты увеличиваешь или уменьшаешь размер шелла на UV, то размер квадратов чекера тоже меняется.

Давай разберёмся, когда и зачем нужно изменять размер шеллов?

Когда разрешение текстур можно уменьшить?

На деталях, которые не видно игрокам. Пример — днище автомобиля. Игроки его не видят, поэтому ты можешь сэкономить ресурсы и изменить размер объектов на UV. И чекер в таких местах будет меньше, чем у всей модели.

Это делается для того, чтобы сэкономить бесценное юви пространство.

Когда разрешение текстур можно увеличить?

Обычно его увеличивают в самых важных и заметных частях модели, а так же для надписей/символов. Это не нужно делать на каждой модели. Но если моделишь что-то очень важное, например, дробовик с которым бегают игроки, то разрешение текстур на его верхней части можно увеличить. Тогда чекер будет меньше, а текстуры в этом месте будут более детальными.

3 Добавляй отступы на местах швов

Минутка теории (не считая 20 минут уже прочитанного текста). В игровых движках текстуры теряют разрешение на расстоянии. Чем дальше объект от камеры, тем ниже разрешение текстур. Это называется в трёхмерке MIP Map.

Пример того, как текстуры теряют разрешение на расстоянии.​

Давай разберёмся как это связано с UV.

Нельзя мапить объекты на UV вплотную друг к другу.

Чтобы при MIP мапах, т.е. удалении объектов от камеры, соседние объекты не брали информацию друг от друга. Это особенность игровых движков, которую нужно знать.

Всегда нужно оставлять небольшой отступ между UV шеллами. Этот отступ называют паддингом (padding).

​Паддинг

Если этого не сделать, то на местах стыков объекты при MIP мапах появятся некрасивые швы.

Поэтому всегда добавляй отступы между объектами на UV.

Если хочешь узнать больше, вот урок на эту тему:

8 Отрезай все острые углы и углы под 90 градусов

Это нужно, если ты запекаешь нормал. В 90% случаев, если ты работаешь по пайплайну, то ты будешь запекать Normal Map. Про запечку (baking) как раз будет в следующей статье. Так что эта рекомендация тебе пригодится.

Если ты внимательно читал прошлую статью про сетку, то ты уже знаешь, что такое hard edge и soft edge.

С хардами тоже есть моменты, при работе с UV. Когда печешь нормал, на месте харда должен быть обязательный разрез на развертке (или вместо харда стоит сделать софт), а иначе нормал запечется со швом.Обязательно посмотри это видео, если хочешь понять, как правильно работать с хардами:

Всегда нужно отрезать острые углы и углы под 90 градусов. Они не запекутся на следующем этапе, и на модели опять появятся некрасивые швы.

Более подробно про шейдинг хардов мы разобрали в этом уроке:

А вот что будет, если ты неправильно работаешь с хардами:

​Видишь швы на бочке? Их быть не должно.

В этих двух видео (которые были выше) мы рассказали как это работает, так что идём дальше.

9 Как разворачивать цилиндры

Авторазвёртка добавляет кучу лишних шеллов, лучше размапить в прямую линию.

​Стенку цилиндра мы мапим в прямую линию. Обрати внимание, на юви много тонких прямоугольных шеллов — их очень удобно паковать вместе.

10 Неровную линию нужно мапить как прямую на UV

Если линия неровная, она занимает много места на UV, поэтому лучше размапить её как прямую — ведь прямоугольники очень легко паковать.

​Небольшие неровные линии отлично мапятся в прямые. Так их легче паковать.

Мы сделали UV, что дальше?

1) На следующем этапе мы будем запекать детализацию с хайполи на лоуполи.

2) Потом сделаем текстуры для нашей модели

3) А в конце нас ждёт подача модели, чтобы сделать сочный скрин для твоего портфолио.

Даты писать не будем — мы в них не попадаем (работы много, курсы, все дела, не успеваем статейки писать)

Жди продолжение!

И обязательно вступай в группу в ВКонтакте и группу в Фейсбуке, чтобы не пропустить следующий выпуск!

А ещё мы есть в Инстаграме и Ютубе.

Береги себя!

Твой Игорец.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Игорь Дятлов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 40, "likes": 161, "favorites": 473, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gamedev", "id": 83063, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 21 Nov 2019 14:30:08 +0300", "is_special": false }
0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Благодарность читателей за труд автора. Скоро люди вообще писать перестанут. Человек писал, вложил свой труд. Создал оригинальный контент, как платформу выбрал ДТФ, но фото Кодзимы набирает больше. Куда мы катимся. Печально всё это, культ потребления и восприятия авторов как должное. 189 сохранили и 69 плюсов. Неужели так сложно кликнуть, поддержать.

Ответить
2

Благодарность читателей за труд автора.

У тебя как-то с логикой плохо. Люди могут спкойно сохранить статью в закладках, лишь для того чтобы почитать чуть позже. А оценивать статью нужно только после её прочтения. В противном случае, теряется сам смысл оценки

Скоро люди вообще писать перестанут.

Даже если и перестанут — ничего страшного. Есть масса профильных ресурсов, где ты можешь найти информацию на интересующие тебя темы.

Лично я считаю, что уж если и писать статьи подобного толка, то нужно делать это на более высоком уровне, нужно более серъезно подходить к стрктурированию информации, больше времени уделять терминологии и правильному её использованию. (как минимум, не стоит называть вершины точками) А то после прочтения, у меня возникло ощущение, что автор при написании статьи больше времени уделял стилизации, нежели информационному наполнению.

Ответить
1

Кодзима имеет больше влияния, чем мы.
Если кому-то статья полезна — я доволен и все не зря (по заветам Кодзимы строим связи). К тому же у нас инфа в целом рассчитана на узкую аудиторию.

Ответить
4

Совет: старайся использовать квадратные текстуры, а прямоугольные лучше, по возможности, сделать квадратными.

Я конечно далеко не профессионал, но этот совет звучит как "по возможности, делайте вашу текстуру в два раза больше, чтобы она была квадратной"

Для движка же все равно, квадратная текстура или нет, он ремаппит все с 0 до 1, главное чтобы была кратность степени двойки для GPU?

Substance Painter тоже растягивает прямоугольные текстуры до квадрата, но при запекании текстуры получается хорошая не растянутая прямоугольная текстура, в которой нет ничего лишнего.

FromSoftware постоянно используют прямоугольные текстуры в своих играх, например (хотя велика вероятность что у них пайплайн особо не менялся с девяностых-двухтысячных и так больше никто не делает, не проверял другие AAA игры в RenderDoc)

Ответить
0

Так объяснить можете, чем вам прямоугольник с n^2 сторонами должен быть квадратом, кроме того, что у вас так учат? В свое время увлекался движкописанием и никто никогда не говорил про квадраты. Есть правило для укладывания текстурок в память. Есть ранние АПИ, которые не поддерживали n^2 текстуры.

Я серьезно думал на курс записаться, но сейчас засомневался, потому что не хочу, чтобы мне так отвечали на возникшие вопросы.

Ответить
10

Юви пространство всегда квадратное.
И прямоугольная текстура все-равно растягивается до квадрата. Поэтому с квадратными текстурами проще работать — тогда ты знаешь чего ожидать от аккуратного мапинга с квадратным чекером. Если ты используешь текстуру не квадратную — тебе надо так размапить твою геометрию, чтобы растягивание мапинга на ней по одной из осей совпадала с растягиваем твоей прямоугольной текстуры до квадрата. Например, если текстура у тебя N x 2N — тогда тебе надо размапить объект полностью по горизонтали, и в половину квадрата по вертикали, а затем отскейлить развертку в два раза по вертикали.

Картинка со стрелочкой должна была идти вместе со скриншотом из статьи, где я пишу про текстуры размером кратной степени двойки, но на дтф нельзя 2 картинки ставить в один комментарий, а из-за комментов к тому скриншоту они оказались в разных частях комментов. Эта картинка — только иллюстрация тезиса из статьи.

Удалить ее теперь нельзя
Отредачить тоже
Возникает недопонимание

Я сожалею, что сделал два сообщения с двумя скриншотами, больше такой ошибки никогда не совершу.

Ответить
0

Спасибо за ответ.

Ответить
1

Не очень понял зачем стрелочка указывает на прямоугольность текстуры.
Учитывая длину локонов Филианоры, такую текстуру не смогли бы уместить в 2048x2048, например, без склеек островов. Если следовать совету "лучше все текстуры делать квадратными", то размер текстуры в таком случае был бы 4096x4096

Ответить
0

Прямоугольные текстуры можно делать! Просто обычно делают текстуры квадртатными, потому что так намного удобнее работать. Скриншот выше должен был быть в одном посте со скрином из статьи, что прямоугольные текстуры (если ты все-таки их делаешь) должны быть кратными степени двойки. И именно так и сделали дядьки из FromSoftware — текстура размером 512х4019
это 2 в 9 степени и 2 в 12 степени. То-есть они правильно сделали прямоугольную текстуру. 

Ответить
0

Скриншот выше должен был быть в одном посте со скрином из статьи, что прямоугольные текстуры

Очень запутанно вышло, признаюсь, потому что все текстуры должны быть кратными степени двойки. Я полагаю что кроме персональных предпочтений нет никаких других влияющих факторов при работе и отрисовке прямоугольных и квадратных текстур?

Ответить
1

Длинные шеллы действительно лучше не резать? Еще иногда делают растянутые текстуры для длинных тримов, а так да — просто делай как тебе удобнее.

Ответить
0

Надо было просто написать что видеокарта и многие движки при работе с текстурой не кратной степени 2 просто ее не отобразят. Это не "правильно" это обязательно. Правильно например писать с большой буквы предложения. Но можно это не делать.

Ответить
0

Никогда не встречал такой проблемы, правда я узнал про текстуры кратные степени двойки раньше, чем стал работать с движками.

Ответить
0

Ну движок варгейминга не отобразит текстуру в стиле 1025 на 512. Будет черное вместо мапы. А так можно хоть 256 на 2048 делать атласы, никто ничего не спросит. 

Ответить
1

В овервотче 2048*1024, емнип. 

Ответить
0

Прямо перед этим советом мы рассказали правила использования прямоугольных текстур. И FromSoftware этим правилам следует

Ответить
0

FromSoftware использует прямоугольные текстуры практически на всех продолговатых объектах, коими являются мечи, копья и т.п., и не превращает их в треугольные текстуры (есть исключения, впрочем). Также они используют их и на персонажах, 4096x2048, 2048x1024 - такие размеры текстур не редкость для материалов в их последних играх. В правилах совсем не указано, в каких случаях использовать прямоугольные текстуры, а в каких - квадратные, написано лишь - лучше делайте все в квадратных текстурах.
Есть ли какие-то технические недостатки у прямоугольных текстур? По идее, до тех пор, пока они являются кратными степени двойки, никаких проблем возникнуть не должно.

Ответить
1

Почти в каждой игре есть прямоугольные текстуры
Иногда так делают для удобства мапинга, и 90% всех текстур все-равно квадратные. Так же часто несколько прямоугольных текстур склеивают вместе, чтобы получился один квадратный атлас.

Ответить
0

В интернете много читал про размеры текстур и равность их сторон, и с после этого все объекты делал в квадратных текстурах, иногда даже деля UV острова напополам, если они не помещались по длине текстуры. Мне кажется новичкам важно дать понять что в прямоугольных текстурах нет ничего страшного (этот момент в посте опять навел на меня думы - а правильно ли я вообще делаю, но ответы вроде как успокоили)
Blender, например, прямоугольные текстуры не растягивает и развертка с ними ничем не отличается от развертки с квадратной текстуры

Ответить
0

Если не ошибаюсь то прямоугольники это почти всегда атласы или набор тримов.
А у многих новичков порой понятие "текстура" может вызвать конфуз, это либо карта как таковая - либо кусочек текстурной информации внутри карты.
Наверно поэтому проще объяснять базовые вещи на квадратах, отдельно показывая атласы на прямоугольниках - легче вкурить и тем более легче чем объяснять принцип работы  видеокарты/растеризации и почему там так важна степень двойки =)

Ответить
0

На моей памяти тримы это почти всегда квадраты. FromSoftware любят использовать прямоугольные текстуры на персонажах, очень часто основную текстуру они делают прямоугольной, а детали типа волос и прочего делаются на отдельных квадратных текстурах. Что у них всегда квадратное - так это тайловые текстуры (что и логично)

Ответить
3

О, шикарная школа и курсы! Я с вами )

Ответить
2

О! Игорец, я уже почти успел халяву на XYZ пройти, пока этот материал делался. Благодарочка за развертку. Самая сложная к пониманию штука пока что для меня.

Ответить
2

Ее
рад стараться

Ответить
2

Спасибо за статью!)

Ответить
2

Игорь, большое спасибо! Информативная статья! И нет рекламы, как в статье про персонажку. Приятно и познавательно читать!

Ответить
–5

Статья плохому учит. На Оверлапы ругается UE4. Не надо к ним привыкать.

Ответить
4

Он ругается на оверлапы в UV2 для лайтмап,  а это совсем другие вещи.

Ответить
1

Классная статья! Вы на высоте, спасибо вам!

Ответить
1

Спасибо за отличный лонгрид!

Ответить
1

Спасибо! Как и в предыдущих статьях хорошая подача материала, картинки и видео отлично дополняют текст. В интернете много всяких уроков, но без четкой структуры, а читая ваши статьи все становиться сразу понятно!

Ответить
0

Спасибо за статью.

Не могу взять в толк: если использовать на стене здания тайлящуюся текстуру, как показано на примере, просто растянув шеллы за пределы квадрата 0-1, то сможет ли substance painter запечь AO и прочие хитрые карты?

Я попробовал для противоположных стен оверлапинг, и вылезли артефакты, вроде теней несуществующих окон с противоположной стены.

Реально такой крупный объект в первый раз делаю, поэтому просто не пойму, как правильно - чтобы и разрешение кирпича нормальное было, и AO запекся.

Ответить

Светский вентилятор

kozlice
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Да, AO на моем движке запекается в отдельное UVW2, а в UVW1 остается тайловая текстура. В сабстансе тупо 2 раза модель импортнул, сперва с UVW2, с которой запек нужные карты, затем с UVW1, накоторую просто наложил бесшовную кирпичугу.

Ответить
0

"Чики-пуки хард эджЫ" :)

Ответить
0

Есть только один нюанс с разными материалами. Дорогой в этом случае не DrawCall — он как раз обычно ничего не стоит. А SetPass, который будет загружать уникальные текстуры и устанавливать параметры шейдеров в видюхе.

Ответить
0

Ха, ну если копать рендер-конвереер то этих нюансов тысячи выходит, и еще опять же зависящие от технологии отрисовки и их очередности.
Но, статья вроде только про UV =)

Ответить
0

Добрый вечер! Не хотите поговорить о Blender?!

Ответить
0

Одиннадцать «кстати» из десяти!

Ответить
0

Я правильно понял? Если размапить квадратик в 1х1 см на текстуру в 1024х512, то шел квадратика будет уже 1х2 см, чтобы компенсировать потяг?

Ответить

Прямой эфир

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }