Долги в десятки миллионов и надежды на «новую Destiny»: как Starbreeze оказалась на грани банкротства

28 января портал Eurogamer выпустил объёмное расследование о том, как некогда успешный союз компаний Overkill и Starbreeze оказался на грани банкротства. Материал написан со слов нескольких сотрудников, пожелавших остаться анонимными. Мы выбрали из него главное.

Долги в десятки миллионов и надежды на «новую Destiny»: как Starbreeze оказалась на грани банкротства

Слияние двух компаний ради спасения и успех Payday 2

  • Игроки ошибочно считают, что Starbreeze купила Overkill. На самом деле это был, скорее, обратный процесс. Вторая компания на момент сделки находилась в более выгодном положении.
  • После неудачного релиза шутера Syndicate для EA Starbreeze покинули ключевые сотрудники, основавшие MachineGames (Wolfenstein: The New Order). У Starbreeze тем временем не хватало денег даже на то, чтобы завершить Brothers: A Tale of Two Sons. Компании нужна была сделка с Overkill, чтобы остаться на плаву. У авторов Payday тоже были проблемы, но не такие существенные.
  • Brothers: A Tale of Two Sons получила позитивные оценки от критиков и игроков, но не стала грандиозным хитом. Её автор Юзеф Фарес покинул компанию сразу же после релиза и основал собственную студию, которая сделала A Way Out для EA.
  • По условиям сделки, основатели Overkill получили оплату акциями Starbreeze. Однако ценные бумаги с именем компании к тому моменту практически ничего не стоили, так что создатели Payday стали обладателями мажоритарной доли Starbreeze.
  • В последние годы игроки часто просили у Starbreeze и Overkill выпустить продолжения Darkness, Chronicles of Riddick или даже Syndicate, но на практике создатели этих игр уже давно покинули компанию. Франшизы могут вернуться, а вот их качество — вряд ли.
  • Starbreeze и Overkill до сих пор остаются на плаву только по двум причинам — объединение и последовавший за ним невероятный успех Payday 2. Однако после выпуска игры в компании начался раскол. Один из основателей Overkill Ульф Андерссон, по мнению сотрудников, «выгорел» — сначала он просто перестал выходить на работу, а затем продал свою долю брату — Бу. После этого Ульф основал студию 10 Chambers, ныне работающую над кооперативным шутером GTFO. Он был креативным двигателем компании, а Бу отвечал за бизнес. Близкий к ним источник сообщил Eurogamer, что братья теперь не разговаривают.

Неудачные инвестиции

  • Бу Андерссон считал, что сделка со Skybound по созданию игры во вселенной The Walking Dead должна была дать компании финансовую стабильность на годы вперёд. Предполагалось, что Overkill's The Walking Dead станет постоянно развивающейся онлайн-вселенной. В Starbreeze видели эту игру как новую Destiny — в том числе финансово.
  • Благодаря амбициям Бу Starbreeze стала ещё и издателем. И если сделка с авторами Dead by Daylight оказалась невероятно успешной (игра разошлась тиражом в 3 миллиона копий), то дальше дела пошли плохо. Psychonauts 2 и System Shock 3 — долгострои, которые ещё не скоро принесут финансовую отдачу. А Raid: World War 2 от студии, некогда делавшей DLC для Payday, с треском провалилась и принесла только убытки.
  • Бу ошибочно сделал ставку на VR, купив французскую инженерную компанию InfinitEye и заключив крупный контракт с Acer. Starbreeze собиралась выпустить не только собственный премиум-шлем для VR, но и создавать VR-игры для тематического парка в Дубае и кинематографические VR-демо для IMAX VR. Однако инициатива IMAX VR так и не взлетела, а собственное VR-кафе компании в Стокгольме «почти никто не посещает». При этом Acer сейчас ищет способы выйти из сделки с минимальными потерями.
  • Перед началом разработки The Walking Dead компания купила движок за 73 миллиона крон (около 8 миллионов долларов). Он назывался Valhalla и стал одной из главных причин текущего плачевного состояния компании.

Катастрофическая разработка Overkill's The Walking Dead

  • Когда разработчики приступили к созданию кооперативного шутера про зомби, они быстро поняли, что движок Valhalla не пригоден для разработки игры — дату релиза тут же пришлось перенести с 2016-го на 2017-й. Тем не менее главы студии признали, что инвестиция оказалась неудачной только спустя два года после начала создания TWD.
  • В августе 2017-го студия решила перейти на Unreal Engine, фактически выкинув два года работы своих сотрудников в мусорное ведро. Тогда запланированный релиз игры перенесли с осени-2017 на осень-2018.
  • Переход на Unreal Engine не упростил задачу. В студии с движком были знакомы только 10% сотрудников, поэтому они часто обращались к инструкциям. Это сильно замедляло процесс, а ведь они должны были выпустить AAA-игру всего за год — к осени 2018-го.
  • Многочисленные источники сообщили Eurogamer, что у глав Overkill не было чёткого видения The Walking Dead. Многие решения принимались по играм, в которые начальство играло в выходные. Простых сотрудников просили сделать то «как в Far Cry», то «как в The Division» — иногда видение радикально менялось всего за пару недель.
  • Руководство соврало сотрудникам об успехе Overkill's The Walking Dead на E3 2018. Работникам сообщили, что игроки были в восторге, однако позже выяснилось, что пресса посчитала шутер «средним», а одно демо на выставке даже пришлось выключить, потому что посетители не хотели в него играть.
  • Моральное состояние студии в 2018 году было неутешительным. Многие разработчики утверждали, что они как будто несутся на поезде, который вот-вот рухнет в обрыв. Они жёстко перерабатывали — до 100 часов в неделю, и многим из них даже потребовалась помощь психиатра, которую предлагала компания. Мотивация выполнять какие-либо задачи была почти нулевой — так как сотруднику, отстрелявшемуся раньше других, давали ещё больше работы и с ещё более жёсткими сроками. Работники Overkill ощущали себя так, словно компания предаёт их на каждом шагу.
  • Overkill's The Walking Dead вышла 6 ноября 2018 года и только на ПК — консольные версии пришлось отложить. Разработчики анонимно признают, что релиз не тянет на финальный билд — это, скорее, альфа или бета.
  • TWD страшно провалилась в продажах. Чтобы студия осталась на плаву, игра должна была разойтись тиражом в 5 миллионов копий, но на старте она не дотянула даже до 100 тысяч.
  • Источники Eurogamer считают, что Overkill's The Walking Dead может никогда не выйти на консолях. Возможно, игру выгоднее отменить, чем делать в неё дополнительные вложения и получить ещё один провал.

Увольнение гендиректора, задержания и угроза банкротства

  • Об увольнении гендиректора стало известно в начале декабря. Бу Андерссон покинул компанию, в которой началась «реконструкция» — реорганизация, которая может спасти её от банкротства.
  • До этого момента сотрудники хорошо относились к Бу. Он часто ночевал на работе и даже развёлся с женой после нескольких лет со 100-часовыми рабочими неделями. Бу всегда был максимально амбициозным — он был уверен, что Starbreeze и Overkill станут гигантской компанией, выпускающей игры AAA-класса. Однако Бу был слишком оптимистичным — многие его решения были поспешными и нанесли компании только вред, включая вложения в VR и издательское дело.
  • Бу сильно испортил себе репутацию в компании своим прощальным письмом, где сказал, что «не все разработчики были готовы вложить больше времени и сил в повышение качества игр Overkill», хотя он сам трудился почти без выходных. Сотрудники уверены, что таким образом Андерссон попытался свалить свою вину на своих подчинённых.
  • Бу Андерссон продал свою долю в компании за два миллиона долларов (около 18,6 миллиона крон) 15 ноября 2018 года, а 23 ноября компания сообщила, что The Walking Dead выступила неудачно и понизила финансовые прогнозы. Таким образом, Бу успел продать свои акции всего за неделю до того, как они подешевели в два раза.
  • Первоначально полиция заподозрила Бу в мошенничестве, однако позже он был освобождён от всех подозрений — выяснилось, что его вынудили продать акции сотрудники банка Carnegie, вокруг которого и ведётся расследование. СМИ сообщали, что по делу было задержано как минимум два человека — их судьба сейчас неизвестна.
  • На текущий момент Бу «исчез с лица земли». Он не комментирует ситуацию со студией и не контактирует с сотрудниками.

Что ждёт Overkill и Starbreeze

  • Общий долг компании на текущий момент составляет около 44 миллионов долларов. Она должна денег в том числе и Acer — за нереализованный VR-проект.
  • Eurogamer известно, что к активам компании присматривается THQ Nordic. Однако издательство почти наверняка не возьмёт долги на себя — его интересуют права на франшизы. Может ли THQ взять к себе часть сотрудников Overkill и выпустить Payday 3, пока не ясно.
  • Пиковое количество игроков в The Walking Dead в Steam в сутки составляет около 600 человек на весь мир. Вероятно, история игры на этом и закончится.
  • Новый глава компании делает всё, чтобы её 200 с лишним сотрудников не потеряли работу. Но их будущее туманно.
183183
116 комментариев

Комментарий недоступен

12
Ответить

Давайте посмотрим с другой стороны. Если бы ЭТО продалось пятью миллионами, было бы гораздо больнее.

1
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Ну в целом моя теория о разработке ходячих подтвердилась: у игры (точнее её версии на анриле) было слишком мало времени на разработку. За год разработки редко получается сделать хорошую игру, тем более учитывая какие у них были проблемы с движком я удивлён, что игра вообще нормально работает. Ну и вообще непонятно зачем старбриз взялись за VR. Так же стоит отдать должное оверкилам за то, что старались и попытались сделать за 1 год игру и то что даже работали по 100 часов. За такое просто невозможно не похвалить.

5
Ответить

Ну и вообще непонятно зачем старбриз взялись за VRПотому что это был натуральный дикий хайп. SuperData давала какие-то невероятные цифры роста сектора ВР к 2020 году, вот народ и повёлся.
А когда люди сами попробовали поиграть в ВР и увидели, что это просто сырая во всех отношениях технология (на текущий момент), и не стоит ожидать широкого распространения в ближайшие годы, тут-то и пришло озарение. Но было уже поздно.

1
Ответить