Индустрия игр Artyom Kaleev
13 132

«Нам приходилось быть креативными»: как игры из Польши стали известными

Краткая история становления индустрии в стране.

В закладки
Аудио

Ещё двадцать пять лет назад игровая индустрия в Польше не существовала ни в каком виде. На полках магазинов лежали преимущественно пиратские диски, а разработчики-энтузиасты несли большие убытки — дальше своего рынка они выйти никак не могли.

Сейчас же польские студии занимают заметное место среди мирового геймдева. CD Projekt RED (The Witcher), Techland (Call of Juarez, Dying Light), People Can Fly (Bulletstorm) — список можно продолжать долго. В стране, куда ещё совсем недавно боялись лезть крупные издатели, сейчас делают качественные игры.

Журналист Game Informer съездил в Польшу, чтобы собрать историю становления местной индустрии и пообщаться с ключевыми разработчиками.

Первые компании

К концу восьмидесятых в Америке уже прошли три поколения консолей, в то время как в Польше видеоигры почти отсутствовали как явление. До 1989 года страна была изолирована от западного рынка из-за Железного занавеса. Консоли Atari, Sega, Nintendo прошли мимо Польши — а после распада ОВД на рынке доминировали компьютеры.

ZX Spectrum — первое, на чём мы смогли поиграть. [...] Он был очень доступным. Но что было действительно важно, так это то, что ты мог загружать игры через любой кассетный плеер. Можно было копировать игры с кассет друзей. Сейчас это прозвучит безумно, но мы транслировали компьютерные программы через радио.

Марчин Ивински
сооснователь CD Projekt

До 1994 года в Польше не существовало законов об авторском праве — поэтому в обороте находились одни пиратские копии. Такие компании, как CD Projekt и Techland, стали первыми, кто начал распространять лицензионные продукты с Запада.

Возможно, я был одним из первых в Польше, кто купил CD-дисковод. Они были очень дороги в то время, и я купил несколько игр. [...] Затем мой друг Михал Кичински из старшей школы (второй со-основатель CD Projekt — DTF) как-то пришёл ко мне и сказал: «Вау, наверное, мы можем продавать их». Я начал ввозить диски из Америки, а он продавал их на выходных.

Марчин Ивински
со-основатель CD Projekt
Сооснователи CD Projekt Марчин Ивински и Михал Кичински на игровой выставке в Варшаве, 1997 год

К этому моменту игры в стране уже набрали популярность, но была загвоздка — ни одну из них не локализовали для польского рынка. Никто из западных издателей не соглашался это делать, считая, что затраты не окупятся — и тогда CD Projekt взяла на себя все риски.

Одной из первых игр, которую перевела компания, стала Baldur's Gate от BioWare. Её полностью локализовали: на польском был как текст, так и голосовые дорожки. Interplay разрешила её перевести при условии, что все возможные убытки CD Projekt будет нести самолично — но даже так продажи игры превзошли все ожидания.

В первый день мы отгрузили 18 тысяч копий, и в это никто не мог поверить. У нас была очередь из оптовиков, и нам пришлось арендовать склад, так как в нашем небольшом офисе могло поместиться лишь около 5000 дисков. Магазины боролись перед складом за то, кто получит партию первым.

За первые два года мы продали больше 50 тысяч копий. Никто, включая Interplay, не мог в это поверить.

Марчин Ивински
со-основатель CD Projekt
CD Projekt вместе с копиями Baldur's Gate

Первые игры и признание

Воодушевлённые опытом дистрибуции, молодые польские компании переключились на другую, не менее амбициозную задачу — создание собственных игр.

Я помню, как в 94 или 95 году стоял в очереди за Theme Park, и тут мне пришла в голову мысль: «Боже, мы в очереди за Theme Park — мы вкладывали деньги в зарплаты людей с Запада». Я подумал, что это плохо, всё должно быть наоборот. Здесь, в Польше, мы должны делать игры и продавать их западным странам.

Павел Мархевка
основатель Techland

Первые игры создавались самоучками и становились хитами лишь в пределах Польши — поэтому западные издатели даже не рассматривали местных разработчиков всерьёз. Но без них у молодых студий попросту бы не вышло выбраться за пределы родного рынка.

Мы три года подряд получали отказы. Мы не могли выйти на рынок с The Witcher без издателя, потому что как бы мы попали в магазины? Да никак.

Марчин Ивински
сооснователь CD Projekt

Первый «прорыв» польских разработчиков случился в 2004 году — появилось сразу несколько игр, впоследствии ставших известными по всему миру. People Can Fly выпустила Painkiller — жестокий шутер от первого лица, вдохновлённый Quake и Doom. Студии дал шанс канадский издатель DreamCatcher.

В то же время Techland показала на Е3 Lawman, в будущем известную как вестерн Call of Juarez. Игра привлекла Ubisoft — компания согласилась издать проект в Северной Америке.

Наконец, на той же Е3 CD Projekt презентовала The Witcher. Игру никто бы не заметил, если бы не BioWare, с которой студия сотрудничала со времён Baldur's Gate — первый «Ведьмак» сделан на Aurora, движке канадцев. На выставке игра впечатлила прессу и издателей, и в итоге CDPR договорилась о дистрибуции с Atari.

The Witcher

В конце концов страна наконец появилась на радаре не только западных компаний, но и всего игрового сообщества. Dead Island, Anomaly: Warzone Earth, Bulletstorm, Dying Light, Layers of Fear, The Vanishing of Ethan Carter, This War of Mine, Superhot — все они сделаны в Польше. Сами разработчики связывают такое количество талантов с прошлым страны: в их молодости вечно не хватало средств, но были огромные амбиции и желание добиться успеха.

[В Польше] много креативных людей, потому что у нас не было десяти разных игрушек в детстве. Мы брали ветку с дерева и представляли, что это, например, пушка. Нам приходилось быть креативными, и мне кажется, это осталось у нас в голове.

Павел Мархевка
основатель Techland
Dying Light

На состояние индустрии в Польше повлияло ещё и то, что разработка игр там стоит дешевле. А продажи таких хитов, как «Ведьмак» или Dying Light, в конечном итоге приносят польским студиям куда больше прибыли, чем если бы они были размещены в более дорогих Сан-Франциско или Париже.

Мы растём быстрее, потому что получаем западные деньги, живя в Польше.

Адриан Хмеляж
бывший основатель People Can Fly, основатель The Astronauts (The Vanishing of Ethan Carter)

Игроки любят польские игры в том числе из-за того, что у них есть общая идентичность, уходящая корнями в историю и культуру страны. В This War of Mine передана история выживания во время войны. В «Ведьмаке» же отражён восточно-славянский фольклор, что стало основой уникального стиля игры.

This War of Mine

Сейчас игры стали национальной гордостью Польши. Правительство всячески помогает разработчикам — выплачивает им гранты и финансирует деятельность. CD Projekt стала одной из самых богатых компаний в стране.

В 2011 году польский премьер-министр Дональд Туск во время визита Барака Обамы в страну подарил ему коллекционное издание The Witcher 2: Assassins of Kings. В 2015 году президент упомянул игру в своей книге.

Когда я последний раз там был, Дональд Туск подарил мне «Ведьмака» — видеоигру, разработанную в Польше. Признаюсь, я не слишком хорош в играх, но мне сказали, что это прекрасный пример нынешнего положения страны в глобальной экономике — и настоящая дань таланту и трудовой этике польского народа.

Барак Обама

В CD Projekt, конечно, все были шокированы от такого. Ивински вспоминает историю с шуткой: «Это был довольно неплохой пиар».

The Witcher 2

Сейчас игроки по всему миру ждут новые проекты от польских студий — Cyberpunk 2077, Dying Light 2, Witchfire. И разработчики очень рады, что Польша теперь ассоциируется «не только с колбасами и водкой».

То была Польша 10-15 лет назад. Сейчас же Польша известна своими играми. И это потрясающее чувство.

Марчин Ивински
сооснователь CD Projekt

#witcher #cdprojekt #witchfire #dyinglight #истории

{ "author_name": "Artyom Kaleev", "author_type": "editor", "tags": ["witchfire","witcher","dyinglight","cdprojekt","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 133, "likes": 211, "favorites": 181, "is_advertisement": false, "subsite_label": "gameindustry", "id": 41899, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 05 Mar 2019 19:37:40 +0300" }
{ "id": 41899, "author_id": 17412, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41899\/get","add":"\/comments\/41899\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41899"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 87855 }

133 комментария 133 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
46

Польша больше ассоциировалась с "Польскими шутерами".
И вкуснейшими конфетами, которые тетка привозила в 90-е:3

Ответить
56

Да, странно, что в статье ни слова о понятии "польский шутер".

Ответить
6

Оно осталось в прошлом вместе с бумажной версией "Игромании" :)

Ответить
–1

Не, оно еще есть. Очередной польский шутер пробил очередное днище, World war 3 называется.

Ответить
0

Ниша надежно занята ассет флипами из стима, а City Interactive вполне себе жива и даже пытается в нормальные игры.

Ответить
11

Reality Pump Studios , польша до шутеров выпускала крутейшую серию стратегий земля2160. а потом средней руки ролевку Два мира

Ответить
0

Честно, сравнивать Earth и игры Relic или Blizzard - это как сравнивать Street Racing Syndicate и Need For Speed.

Ответить
2

Пфф,нет. Эти игры на уровне c&с были в те годы. Составляли конкуренцию близардам

Ответить
0

Я пробовал вкатится, EARTH - неиграбельное говнище, не самое худшее, но максимум 4 из 10, и находится серия сейчас там, где должна быть. C&C - 7-8 из 10, в зависимости от части.

Даже наши стратегии, типа клонов AoE или прериметра намного лучше чем EARTH.

А почему в те годы? Первый старкрафт или ранние C&C отлично играются и сейчас.

Ответить
0

Я про 3д части, первая была обычным клоном С&C.

Ответить
0

Проблема этой игры в движке. Он не только устарел, но и для игрока крайне не удобен и не комфортный в геймплее. Тем не менее, сама механика и идеи серии были по меньшей мере интересными и заметными. Да и графически игра по тем временам была на уровне. По стилю и механике, она походила на Ground Controll и Act of War. Юниты с различными способностями, смена дня и ночи, графические эффекты, подход к строительству баз, три отличные друг от друга расы. А ещё там был конструктор юнитов, который был поломан напрочь из-за отсутствия баланса. Смени ей движок, отладь баланс и механику, и она будет отличной серией. Но увы, канула в небытие.

Ответить
0

Да да, кривая механика, безусловно. Я по этому и не стал играть.

Ответить
1

о легендарная city interactive

Ответить
0

С пиратскими играми для спектрума которые все взламывали в польше откуда уже копии расходились по восточной европе и России.

Можно было копировать игры с кассет друзей.

Скромненький такой намек )

Ответить
1

CRACKED BY BILL GILBERT

Ответить
0

А у меня с польским компьютером в котором можно было программировать на бейсике :)

Ответить
33

Я бы, среди прочего, объяснил силу польского геймдева следующими факторами:

1. Стоимость жизни. Относительно невысокая при высоком её уровне. Варшава точно не дороже Москвы, остальные крупные города — на уровне Питера либо дешевле.

Безусловно, Польша очень конкурентоспособна в плане production costs, что решает при разработке средних и крупных тайтлов.

2. Доступное качественное образование. Многие учебные программы бесплатны для граждан Польши, ЕС и владельцев «карты поляка» (при получении первого высшего образования). Остальным же степень бакалавра или магистра обойдётся до 2000-3000 евро.

Поляки и польки могут без особых материальных затрат получать по 2-3 «вышки» неплохого качества.

3. Лёгкость внутренней и внешней миграции. Страна не очень большая, проезжается поперёк за 6-8 часов на авто. Переезд между Варшавой, Лодзью, Краковом, Вроцлавом, Гданьском, Познанью, Белостоком, Щецином и другими крупными городами оказывается проще переезда из Москвы в Питер или наоборот. Ну а с зарубежьем для большинства западных стран полякам не нужна виза, что действительно и в обратном направлении.

При должной денежной или идейной мотивации специалисты из разных частей страны могут мигрировать между городами и студиями, а Крис Авеллон — без проблем в любой момент сесть в самолёт и прилететь помочь одной из перспективных польских компаний.

Дополните или поправьте, если что пропустил.

Ответить
6

Прилив IT специалистов с востока, стабильная валюта, честные суды

Ответить
18

Пролистал статью и оригинал, как-то по верхам. Вот ребята в 94 году покупают пиратки и внезапно решают делать свои игры. И чуть ли не в следующем абзаце 2004 год, одни выпускают Painkiller, вторые договариваются с Ubisoft на распространение Call of Juarez, третьи показывают Ведьмака.

А про то, из чего это выросло и нет ничего.

Ответить
0

"Я могу отчитаться за каждый свой миллион кроме первого"
Эту фразу приписывают Джону Рокфеллеру. Кто бы не сказал её в реальности, она весьма точно отражает всю идею открытия и подъема своего дела/предпринимательства/бизнеса.

У "обычных" предпринимателей деньги для резкого старта не от богатых родственников берутся и не от благотворительности.

Ответить
3

То есть, к примеру, разработка Techland шутеров и гоночных игр - это, то, что в приличном обществе не вспоминают? :)
Я же скорее про то, что были в Польше игры и до 2004 года. Это примерно как писать статью про игровую разработку в России, вспомнить Спектрум, клоны Сеги и Неса, Фаргус и просто пиратку на рынках, а потом сразу перейти к инди и успешным разработчикам мобильных игр и никак не учитывать почти лет 10 разработки с конца 90-х. Может слишком радикальный пример, но всё-таки близкий.

Ответить
0

В 70-90х СССР был всё ещё популярно стучать друг на друга. И стар и млад писали доносы. Это не было повальным увлечением, но таких стукачей хватало. Купил сосед грузовик, заниматься перевозками. Откуда достал, за какие шишы, своровал или "нососал"? Давай кляузу писать. Сложные были времена, дефицит.
А откуда у тебя компьютер? Что за техника такая чудная? Кто-кто ты? Погромист? И что ты там на компуктере погромируешь? У нас все на заводе вкалывают, или в экономисты идут, а ты погромируешь на компуктере!

А теперь обратимся к нескольким моментам.
1. Стиву Джобсу трудно давалось начало карьеры - пропихивать сложную и непонятную для большинства технику. Программирование не изучали так повсеместно, как литературу и родной язык.
2. В СССР и странах бывшей СССР, таких как Польша, и после развала СССР с деньками и продукцией было не всё так гладко, с предприятий тащили всё подряд, неразбериха и паника. Устойчивой валюты нет. Польшу всё же развал СССР не сильно коснулся, Прибалтика и союзные Республики жили куда лучше исторической России. Откуда у тебя компьютер, где достал такую сложную и дорогую технику, на какие шиши, если основная валюта это водка, сигареты и консервы? Но, тем не менее, страна встала на ноги и восстановила производство меньше чем через год. Неразбериха была, но кое-как вставали на ноги и поднимались. Даже концерты иностранных групп были.
3. В банке
- Нам нужен кредит для разработки компьютерных игр.
- Лол, что? Как скоро деньги отдадите?
- Ну, лет через месяц.
- Поши нах отсюда!
4. У большинства читателей DTF родители пользуются смартами и компуктырами с интеренотом, но всё равно, возможно, считают, что
-1. Не нужон ваш интырнет.
-2. - Всё игрушками занимаешься?
- Я программирую! Буду много денег зарабатывать!
- Че ты там погромируешь! Пиздуй на завод. Погромист нашелся!
5. По неподтвержденным данным и слухам, Польша после снижения доходов от торговли сельхозом, "шпротами" и туризма, стало спонсировать геймдев Польши, для обеспечения рабочих мест, привлечения внимания к стране и чтобы показать, что Польша стронг, и может в прогресс.

Ответить
0

Ну как то неловко признаваться же, что первоначальный капитал был сделан на тех самых пиратках а потом уже его решили вложить в лицухи, а потом уже в разработку. Это обычный путь для всех игроиндустрий постсоветского блока, но сейчас об этом не принято вспоминать вслух. Отсюда и лакуны в повествовании.

Ответить
0

Так они же по сути признались, что присутствовал в их жизни и контрафакт. Я скорее про то, что в Польше и до этого игры делали, всё началось не с Пейнкиллера, а про это ни слова.

Ответить
0

Поддержу. В польском геймдеве вполне четко прослеживается прогресс от низкобюджетного треша к проектам высокого уровня. Прогресс постепенный и наглядный. Причем крайне интересно, что польский геймдев сейчас разнороден и крайне многочисленнен. Ни одна другая восточноевропейская страна так не смогла.

Ответить
12

Polska Strong!
В копилку крутых польских игр добавлю RUINER.

Ответить
6

Frostpunk ещё.

Ответить
1

А я Tower of Time, весьма зашла)

Ответить
1

Odium\Gorky-17 от Metropolis Software, там помимо всего был отличный саундтрек Адама Скорупы, жаль больше ничего более-менее нормального они так и не сделали.

Ответить
7

Свежий видос в тему на канале PS

Ответить
–13

Ну вот и поглядим, насколько они креативны в Киберпанке, а то Ведьмак 3, да и 2 чёт вообще не зашли, но от ещё одной годной игры как Деус Экс Human Revolution, Mankind Divided не откажусь

Ответить
12

Я понимаю что деньги кончаются, но Mankind Divided всё-таки не надо.

Ответить
–1

Ну в Mankind Divided у меня претензии пожалуй только к ии (он мог бы быть и поумнее) ну и с концовкой они обосрались, это да

Ответить
1

Mankind Divided слепили из того что было, т.к. у Square Enix на тот момент не было денег. Вас не смутило что киборга Адама Дженсена сделали ещё и вампиром? Иначе демонстративное отсутствие отражений в зеркалах и тени на скулах просто не объяснить.

Ответить
30

Вас не смутило, что вы придираетесь к какой-то откровенной херне?

Ответить
0

В следующей части метаморфоза Адама продолжится. %D

Ответить
2

Как я жду Deus Ex про вампиров - кто бы знал...

Ответить
1

- Ладно, попердень, можешь взять третий класс...

Поздравляю, теперь ты киборг-вампир-зомби!

Ответить
1

Вообще не заметил подобного, хотя проходил 2 раза), да и как-то плевать на такое), как стэлс-экшен игра очень понравилась, как я уже писал, из очевидных претензий могу выделить только довольно тупой ии и всратую концовку

Ответить
0

Я бы добавил еще позорную, неинтуитивную раскладку кнопок в интерфейсе. Когда вместо того, чтобы нажать, к примеру, пару раз "эскейп", чтоб выскочить из меню, например, взлома компа, нужно нажать три четыре разных кнопки, и он еще при этом начинает спрашивать "а вы точно уверены"? Из явных сюжетных косяков, это Прага, где якобы всячески угнетают аугов, но при этом ауги демонстративно демонстрируют кибер-конечности, хотя могли бы прятать их под одеждой. В остальном же, вполне приятная игра. Особенно виды старой Праги, в которую кусками внедрилось будущее.

Ответить
0

О, демонстративное показывание кибер-протезов (в общей массе уродских) вообще беда в этой игре. Ну не убеждали меня разрабы что это круто и дает какие-то преимущества носителю(кроме Дженсена)Бесило еще в хьюман революшн. Тупо прокол дизайнеров игры. Посмотрим как CD Projekt с этим справится

Ответить
5

И разработчики очень рады, что Польша теперь ассоциируется «не только с колбасами и водкой».

А как же pierogi? :(

Ответить
0

А как же дупы и псья крэв? )

Ответить
2

О курва!

Ответить
0

Pierogi со Скипирога, я надеюсь?))

Ответить
5

Как-то незаслуженно RUINER забыли упомянуть. Хоть и не ААА, но очень добротная игра.

Ответить
1

От "польских шутеров" до самого крутого РПГ-блокбастера современности.

Ответить
11

"РПГ"

Ответить
3

Kingdom Come - чешская же игра, не польская.

Ответить
–9

Уж не знаю насколько креативными, но к тем же CD Projekt RED слава пришла только после того, как они выкинули креативность куда подальше...

Ответить

Комментарий удален

0

Серия ведьмак - это нагромождение штампов на 20 лет как вторичный геймплей.

Ответить
0

И скопировали ассасинов

Ответить
0

Это где они ее послали?
В игре Ведьмак из книг %5 материала, не более.

Ответить
0

Зато это ключевые 5%, вокруг которого они свой фанфик и накрутили :) Разумеется, это уже не та креативность, которая позволяет создавать свои собственные миры со своими собственными главными героями...

Ответить
0

Да, но и Ведьмак Спаковского это фантик к басне о путешествующем лесорубе.Так что все не почве чего-то строят свои миры.

Ответить
2

R Tape loading error, 0:1

Ответить
0

Снова отвертку брать.

Ответить
3

А как же оригинальный Painkiller...

Ответить
0

Он же упоминается.

Ответить
2

Я уже заметил, но все равно, он достоин большего, чем просто упоминание.

Ответить
–14

Поляки молодцы. У них и в музыкальном плане (неформальном) очень много культовых групп, которые ценятся во всем мире... А у СНГ что? А у СНГ всё как в песне Пневмослона - Попилить.

Ответить
4

Даже интересно узнать эти культовые группы

Ответить
9

в первую очередь джаз. хотя гражданин выше накидал метала, но это такое, общее место, за вычетом люкс оккульты и тому подобных уникумов.
а вот для польского джаза даже поджанр придумали в 90-е (yass), там прямо сейчас невероятная движуха в этом смысле вокруг отдельных личностей: вацлав зимпель, миколай тршаска, павел щамбурский, старожил томаш станько, игравший еще с кшиштофом комедой сто лет назад. innercity ensemble от кубы зёлека тоже около-джаз исполняет, а сам зёлек весь север польши кроет своими проектами в экспериментальном роке.
братьев oles еще отдельно посоветую, их тут один меломан очень любит, хоть и не очень известные. но отлично играют.

еще фолк-сцена очень мощная, а благодаря ведьмаку вон даже средненькая группа персиваль прославилась.
польский пост-панк вроде как очень ценился в 80-е, но мне, он довольно поганенький как раз, так что пропустим.
наконец, сами поляки страшно ценят свой хип-хоп, вроде легендарных kaliber 44 из девяностых; сейчас там тоже раздолье имен, но тут я плаваю.

p. s. что, конечно, не отменяет неуместной категоричности господина выше насчет музыки в снг.

Ответить
0

Innercity Ensemble почему-то напомнили Fuck Buttons, только с живыми инструментами. Надо будет побольше послушать.
Польский рэп довольно странная вещь: каждый второй у них звучит как типичный русский рэп середины нулевых, другая половина как типичнейший ньюскул. Иногда они пересекаются, рождая доставляющие вещи, вроде смешения фолковых барабанов и вокализа с треповой трещёткой под скрипку с лирикой POLAND STRONG (и всё это для рекламы картофельных танков). Но сцена слишком локальная и иностранному слушателю малоинтересная.

Ответить
–1

польский рэп, по-моему, такой же нелепо-обаятельный и смешной, как и практически любой региональный в европе, от французского до украинского; то есть в целом бесполезный, но для кого-то занятная площадка для изучения. думаю, из-за уморительного звучания польского таким энтузиастам оно в радость.

лейбл instant classic вообще довольно интересно мешает эту модную электронику с местными веяниями, да. особенно рекомендую это:
https://instantclassic.bandcamp.com/album/2

Ответить
5

Широко известные
в узких кругах

Ответить
1

Широко в узких... так широко, или узко? )

Ответить
0

Вот и выросло поколение, не знающее некогда известных шуточных выражений...

Ответить
1

До
ху
я.

1) Начнем с самого известного: Behemoth. Название говорит само за себя. Металлика от мира экстремального метала.
2) Vader. Кем-то считаются королями дэт и трэш метала. Знает их точно каждый ценитель тяжелой музыки.
3) Mgla. Фавориты современного блэк-метала на западе.
4) Mortis Dei - может не самая известная, но горячо любимая фанатами жанра.
5) Vesania - широко известная симфо-блэк группа, участники которой также играли и в таких группах как Behemoth, Black River (не так хорошо известна за рубежом) и.. —>
6) —> Azarath. Культовая среди ценителей по всему миру.
7) Туда же Esqarial - ценимая любителями прог дэта.
8) Infernal War - жемчужина для любителей блэка.
9) Acid Drinkers - крайне популярная и очень известная трэш-метал группа.
9) Хватит? А то есть еще... KAT, Indukti, Decapitated, Lux Occulta, Totem, Throneum, Christ Agony, Luna Ad Noctum, Crystal Viper, Nocny Kochanek, Hunter, Radogost...

Ответить
1

Польская музыка великолепна, но вспомнить исполнителей, из за особенностей польского языка в том числе, я не смогу (

Ответить
0

Не уверен насчет культовых польских групп. А вот насчёт попилить в СНГ - уверен.

Ответить
0

Какой-то условный Behemoth например. Но это крайне нишевая команда и крайне на любителя.

Ответить
0

Хах, так все можно назвать "крайне нишевым". Бегемот - наверное, самая известная в мире группа в жанре blackened death metal, лол.

Ответить
0

Согласимся. Просто я кроме Бегемота никого такого интересного из Польши не назову. Есть пару хардкор команд, но они уж точно не сильно популярны

Ответить
0

Ну я назвал там выше.

Ответить
0

Я сообразил, что ты осведомлен достаточно хорошо в метале ;)

Ответить
0

Последние 10-15 лет весь металл, кроме получивших и забетонировавших безумную популярность групп 80-х, 90-х (и немножко из начала двухтысячных), является нишевым направлением - только одни ниши покрупнее, а другие поменьше. Так что Behemoth сейчас входят, наверно, в условные топ-20 или топ-30 самых известных и раскрученных металбэндов в мире.

Ответить
2

У нас тоже дохуя в неформальном плане, как ты выразился, групп, известных за границей.

Ответить
0

Ну я бы хотел спросить, кто именно из музыкальных представителей нишевой металической сцены имеет такой культовый статус, аки Бегемот или Вейдер? Да, на европейских фестах поиграли наши, да, даже на каких-нибудь культовых, но, опять же - что-то я давно не слышал такого. К слову, Бегемот в этом году на Кнотфесте будут играть, как бы не прозвучало, но с самими Слипами. В данный момент из более менее современного и пробившегося на запад, на ум приходит только Jinjer. Остальное всё нишевое и вертится в кругах СНГ. Когда-то те же Gods Tower и Rasta гомельские покоряли европу, но... Я говорил, прежде всего, о культовости в мировом понятии. Тот же Вейдер или Бегемот - культовые группы, которые имеют мировой статус. Не какая нибудь там Ария, которая в начале 90х съездила покорять запад и европу, а потом всё - СНГ по кругу колесила, а теперь и вовсе в клубчиках играет, аки начинающие.

А по поводу попилить, если меня так задизлайкали. Яркий пример - Корсары и что стало с серией под конец. Может я далек от СНГшного игропрома (замечу, что Украина в СНГ так-то уже не входит, и Метрошечки да Сталкерочка в примеры приводить не надо). Кроме Космических рейджеров 1-2 (переиздания и прочую лабуду брать в расчет не будем) - что у нас делалось не "на от**бись и бабки попилить"?

Ответить
0

Пф, первым делом вспоминается Аркона, ее очень любят на западе. Завсегдатаи любого фолк-феста.
Черный Кофе (вот это да?!) очень известны.
Jinjer нашли признание, но это вообще Украина.
Kartikeya - многие слушают и даже не знают, что это Россия (не такая и редкость, кстати)
Эпидемия - вот, лол, наверное даже представить сложно, да, что они популярны на западе?
Ария там же. За популярность не скажу, но известны - точно. Активно выступают в европе.
Alkonost любим ценителями фолка. Да вообще наш фолк очень любим западными фанатами жанра, даже называть представителей нет смысла, их почти всех более-менее известных знают.
Amatory, на удивление.

Возможно такой дикой популярности они не имеют (кроме Аркона), но известных полно.
А если говорить об электронной музыке, то тут есть и вполне культовые вещи. Тот же Little Big или теслабой.
А уж популярность Витаса переоценить сложно. Особенно в китае.

Ответить
0

Культовость, чтоб прям в мировом плане - это к нашим фолк-метал группам.

Ответить
1

Есть хуева гора музыкантов из России, Украины и немного, ввиду малочисленности населения, из Беларуси, которые востребованы в Европе и в мире. Особенно по части электронной музыки.

Ответить
0

я говорю не о горе музыкантов, которых и правда пруд пруди, а о тех, кто имеет КУЛЬТОВЫЙ статус в своей нише. примеры уже привел выше

Ответить
1

если вы просто про музыкантов в целом, то одного уже аукцыона девяностых и НЕИЗГЛАДИМОГО впечатления, которое они произвели за занавесом, хватит на десяток поп-групп и пучок металистов в придачу.
ну а спрашивать в разрезе "я спросил у ясеня, где моя бейонсе.ру" это заведомо дурацкая затея, сами понимаете.

Ответить
2

Надеюсь, что наша игровая индустрия выберется из кризиса и мы получим свои компании уровня CD Project Red и Techland. А то грустно как-то.

Ответить
1

А у нашей игровой индустрии когда-то был не кризис? Кроме бесплатных игр и треша нулевых в игры не можем.

Ответить
0

Конечно, были времена когда индустрия была на подъеме.

Ответить
0

Можно поточнее? Что-то не могу припомнить ни одного ААА-проекта

Ответить
2

А зачем Вам сразу ААА-проекты? В России делали свои хорошие Космические Рейнджеры, Kings Bounty, Heroes of Might and Magic V, ИЛ-2 Штурмовик, Аллоды, Звёздные Волки, Периметр, Sublustrum, Мор и Корсары.

Ответить
1

Потому что их наличие определяет процветает ли индустрия в стране. Из вашего списка лишь несколько игр я бы назвал хорошими, а уж если припомнить все откровенно плохие - соотношение будет ужасным. Да и были ли они настолько хорошими, если все были когда-то давно, а сейчас ничего нет? Денег то они не заработали

Ответить
0

Потому что их наличие определяет процветает ли индустрия в стране.

не надо выдумывать, процветание определяется по-другому (коротко: деньгами)

Ответить
0

А AAA-проекты откуда появляются? Правильно, на них нужны огромные деньги. Нет денег - нет AAA-проектов - нет процветания, индустрия на дне

Ответить
0

Только в России деньги как раз имеются, но не многие хотят рисковать и ждут прибыль от проекта чуть ли не сразу. В России по отношению к бизнесу это главная проблема. Если он не приносит прибыль в ближайшее время, то его сворачивают или меняют вектор. Другими словами не умеют ждать хорошую погоду.

Ответить
0

всё не так. Деньги есть и тратить их на ааа не очень разумно в наших условиях.

Ответить
0

В то время игры издавали 1С, Бука, Акелла, Новый диск, Сноуболл и СофтКлаб. Остальные либо по мелочи, либо только своего производства. Сейчас, из всех вышеперечисленных, именно играми занимаются только Бука, которая, фактически, 1С и СофтКлаб, который, вы не поверите, тоже 1С (правда, как на данный момент, не в курсе)

Ответить
0

Были и остаются. В некоторые игры можно и сейчас с удовольствием поиграть. Просто многие решили удариться в сервисы. Но не всё так плохо на самом деле. Вон уже появляется Pathfinder: Kingmaker и Ash of Gods: Redemption.

У каждого свой вкус и я тоже могу назвать какие-то игры не очень удавшимися. Если измерять соотношениями, как Вы это делаете, то и у поляков оно будет не лучше.

Ответить
0

Тут уже играют роль условия проживания в стране

Ответить
0

Помог Мэддисон

Ответить
–5

зато мы могём (пока еще ) в КОСМОС! :<

Ответить
2

В каком смысле "могём" ?
Если в плане ААА релизов на весь мир то не "могём", да
а если в плане заработка то одна только московская фирма на играх за год заработала больше чем ведьмак 3 за все свои годы продаж
"могём" в капитализм короче а искусство прошло мимо
может как нибудь опять начнут пробовать в ААА
но как то сомнительно.

Ответить
4

Лохотроны это прямо родное, да. Только зачем вы их играми называете?

Ответить
0

"одна только московская фирма на играх за год заработала больше чем ведьмак 3 за все свои годы продаж"

Что?
Есть пруфы, или это домыслы?

Ответить
7

Там какой-то конгломерат, который, вроде, мобильные казуалки делает, в стиле "три в ряд". В мире таких "игроделов" куча, только они в поле зрения редко попадают.

Ответить
1

Российский геймдев ушел в онлайн и мобилки и хорошо на этом зарабатывает

Ответить
0

playrix гугли
ну и она не московская , а вологодская
ошибся

Ответить
2

Ну шутка же про Польшу и космос.

Ответить
2

Еще из польских - Gloria Victis. Если кто слышал такое.

Ответить
0

Если бы Россия была Польшей - мы тоже могли бы делать игры?

Ответить
4

Игры-то делать могут, другое дело, что те, кто готов это дело спонсировать, хотят иметь профит с вложенных средств за короткий срок, от чего многие уходят либо в мобильный геймдев, либо ф2п. В ААА-сегменте, разве что, аут-сорс конторы что-то делают, так как там заказы от Юбиков, ЕА и прочих крупных издателей есть.

Ответить
0

Обстановка стабильная, но некомофртная...

Ответить
1

Обычно, когда кого-то из значительных россиян спрашивают что-то в стиле "почему пенсии не как в Дании?" или "почему дороги не как в Германии?", они выкручиваются с помощью фразы "так размеры страны не те!".
Может и тут проканает? :)

Ответить
1

жалко никто не догадывается спросить об обжитой территории необъятной :3

Ответить
1

У русских и польских игроделов был выбор: рискованный и не очень прибыльный путь обычных игр или очень большие деньги с новых рынков и жанров (мобилки, браузерки, фри4плейки, игро-сервисы). Каждый выбрал свой путь: поляки привычный и стабильный, где не нужно было и самим кардинально изменяться, а русские сожгли всё поле и пустили индустрию на совершенно новые поля.

Ответить
0

Разница как между писателем и копирайтером.

Ответить
0

Ну да, кто то ресторан открывает, а кто-то казино.

Ответить
0

Мы и делали игры. Примерно до конца нулевых. Потом всё как-то потухло, одни мобильные приложения остались, да инди-сцена.

Ответить
1

А ещё был Sniper: Ghost Warrior аж три части.
А до этого шутаны от CITY Interactive, пачками.
И ни слова про Chrome и Call of Juarez.

Ответить
–1

Сейчас же польские студии занимают заметное место среди мирового геймдева. CD Projekt RED (The Witcher), Techland (Call of Juarez, Dying Light), People Can Fly (Bulletstorm)

В то же время Techland показала на Е3 Lawman, в будущем известную как вестерн Call of Juarez.

Ответить
2

Как-то упустил, да.
Я в любом случае за более полное раскрытие, чего уже там.

Ответить
0

Знаете, я вот как раз сейчас в Chrome играю. Из исследовательских целей. Могу сказать, что это просто откровенный кусок кала. Помню, он имел сносные оценки и довольно неплохую прессу, но как шутер игра отвратительна, даже словацкий Chaser примерно тех же времен выглядит лучше.

Ответить
0

Не все с хитов начинали же. Первые игры Techland мягко говоря сложно назвать даже хорошими. Тут важно то, во что это всё в итоге вылилось.

Ответить
1

Dead Island это как польский сталкер, только Techland выполнила больше своих обещаний.
Да и Chrome SpecForce - хороший шутер (а в сам Chrome так и не поиграл - компьютер не тянул)

Ответить

Комментарий удален

0

Словакия - это не польша, лол ))))

Ответить

Комментарий удален

0

В последней цитате опечатка

Ответить
0

Возможно я ошибаюсь, но начало материала про CD Projekt немного напоминает начало главы из "Кровь, пот и пиксели" про Ведьмака 3. А в целом, материал очень классный, спасибо автору!

Ответить
0

Witchfire

Так похоже на несостоявшийся Hellraid :) Круто)

Ответить
0

Буквально вчера ещё думал, что классно бы было, чтобы вышел подобный материал — статья или же видеообзор индустрии страны, как делали пару выпусков в «Игросториз» на ютубе.

И вот статья! Неплохая, но и не совсем полная. Тем не менее, спасибо.

Ответить
0

Вот, годный ответ тем, кто жалуется на графу:

Мы брали ветку с дерева и представляли, что это, например, пушка. Нам приходилось быть креативными

Представьте, что это игра с охрененной графой. И что вон те пиксели поверх туловища это смазливое личико смешливой кокетки. Ну, оружие и так понятно как представлять: берёте палку - и вот в вашем воображении уже нарисовался Эскалибур. :)

Знаете, мне нравится такой подход. Пойду сотворю какой-нибудь шедевр. Если вам он покажется унылым говном, качайте креативность.

Ответить
0

Тоже можно было бы и про русский геймдев написать, если до середины - самое сложное испытание, это когда денег реально много и можно снизить требования к себе получая ещё больше и больше не на креативе, а на доходных делах, в этом плане наблюдать за польской индустрией будет интересно.

Ответить
0

Хм, я тоже в детстве брал ветку и представлял что это пушка. Вот значит чего меня в геймдев потянуло

Ответить
0

Говоря про русский геймдев, никто не вспомнил нынешний Escape from Tarkov...

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Невероятно! Skyrim портировали на...
Подписаться на push-уведомления