Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Рассказываем, как финал истории принца Артаса изменил MMORPG от Blizzard.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

На этой неделе вышло Wrath of the Lich King Classic, дополнение для «классической» версии World of Warcraft. Среди фанатов игры и тех, кто скучает по «той самой» хардкорной MMORPG, оно считается лучшим в её истории. Поклонники массово возобновляют подписки или уже покоряют Нордскол заранее прокачанными героями, а сама Activision Blizzard во всю бомбардирует соцсети промо-материалами, ностальгическими роликами и контентом от инфлюенсеров.

Вышедший в 2008 году аддон Wrath of the Lich King помог World of Warcraft достичь пикового онлайна и заслужил признание как среди игроков, так и критиков в виде 91 балла на Metacritic. Несмотря на то, что дополнение упростило многие вещи и получило свою долю обвинений в «оказуаливании», оно запомнилось фанатам, как лучшая эпоха в истории World of Warcraft. Огромное количество нововведений, класс Рыцарей Смерти, великолепный по дизайну и контенту Нордскол и Артас — финальный босс и, по сути, главный персонаж всей франшизы Warcraft. Это дни славы легендарной MMORPG, которые давно прошли. И сейчас они вернулись вновь.

Казалось бы, это лишь очередное возвращение классического контента World of Warcraft. Геймеры уже пережили перезапуск «ваниллы», версии игры без дополнений, и её первого расширения, The Burning Crusade. Так почему именно второму дополнению, Wrath of the Lich King, уделено так много внимания? Почему оно до сих пор будоражит умы людей сильнее, чем полёты, эльфы и Запределье из предыдущего дополнения? Чем оно лучше актуальной версии World of Warcraft, к которой, к слову, тоже скоро выходит аддон, Dragonflight?

В этом материале мы расскажем о достоинствах и недостатках Wrath of the Lich King . Чтобы вы знали, почему это — веха в истории World of Warcraft и видеоигр в принципе, а повторный релиз этого дополнения — важное и громкое событие.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Завершение сюжета Warcraft и победа над Артасом

Ключевое достоинство дополнения — привязка к истории Warcraft III. Несмотря на то, что World of Warcraft делит мир и название со знаменитой RTS, её история всегда держалась будто в стороне. Да, здесь те же локации, персонажи, места боевой славы, но напрямую MMORPG сюжет игры никогда не продолжала — скорее, затрагивала события вокруг основного конфликта Warcraft.

В «ванилле» о былом напоминали разве что диалоги и некоторые персонажи вроде лидеров фракций: Тралла, Джайны или Вол'джина. Конфликт игры крутился вокруг оригинальных злодеев: драконов Ониксии и Нефариана, лорда огня Рагнароса и кучи местных негодяев вроде членов Алого Ордена, бунтовщиков Ван Клифа и прочих демонопоклонников. Лишь в финале оригинальной World of Warcraft на огонёк заглянул Кел’Тузад, один из командиров армии нежити Плети из Warcraft III.

В The Burning Crusade MMORPG обращалась к корням чуть чаще: в аддоне появилось Запределье, которому посвящена немалая часть сюжета Альянса (а точнее Эльфов Крови) в Warcraft III, а в центр внимания вернулись Кель’Тас, Иллидан и демоны Пылающего Легиона — ультимативная угроза в сеттинге Warcraft. Однако происходящее так же ощущалось новой историей, нежели продолжением той самой RTS. Всё ещё не было понятно, чем закончился конфликт с Плетью, что длился целых две игры. Четыре года Король-Лич Артас сидел в Нордсколе, не подавая признаков жизни (здесь должна быть ироничная шутка про нежить). Будто бы сами Blizzard забыли, что само превращение молодого принца в повелителя мёртвых так и осталось финалом её фэнтези-саги.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

На случай, если вы не играли в Warcraft III: сюжет игры выстроен вокруг драмы принца Артаса, будущего правителя королевства Лордерон и паладина ордена Серебряной Длани. Во время очередной войны с орками, пришедшими в его дом из другого измерения много лет назад, он обнаруживает в родных землях симптомы неизвестной болезни, которой оказывается страшная чума, изобретённая некромантами культа Проклятых.

Остановить эпидемию не получается, и Лордерон наводняют легионы оживших из мёртвых, которыми управляет демон Мал’Ганис. Финальным аккордом для самообладания юного принца становится заражение города Стратхольма: жители торговой столицы получили заражённое зерно и вот-вот превратятся в нежить. Единственный способ пресечь пополнение армии мёртвых — самолично вырезать собственных подданных.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

После такого страшного деяния разум Артаса затмевает жажда мести. Вместе с половиной армии королевства он гонится за Мал’Ганисом и культом Проклятых на ледяной континент Нордскол, где, обрекая своих солдат и друзей на гибель, находит проклятый клинок Фростморн (Ледяная Скорбь). С его помощью он сражает демона, но сам становится одержим силами зла и присоединяется к рядам Рыцарей Смерти Нер’Зула, истинного повелителя мёртвых. Вернувшись в Лордерон, он восстанавливает культ Проклятых и ведёт армию Плети на уничтожение всего живого, подготавливая Азерот к приходу демонов. Но героям Альянса, Орды и Ночных эльфов удаётся остановить конец света.

После событий дополнения The Frozen Throne Артас оставляет земли людей и возвращается к своему повелителю, чтобы защитить его от нападения. Однако в итоге, ведомый своей гордыней и жаждой власти, бывший принц сам становится Королём-Личом, надевая корону повелителя Плети и соединяя свой разум с разумом Нер’Зула.

Именно в Wrath of the Lich King история, начатая ещё в нулевых, подошла к концу. Артас вновь объявил о своих притязаниях на Азерот и желании искоренить всё живое. С холодного континента Нордскол поползли мертвецы, духи и сектанты культа Проклятых, распространяющие очередной штамм чумы. И единственный способ его остановить — собрать силы Альянса и Орды на крестовый поход в замёрзшую пустыню, чтобы сразить Короля-Лича на вершине цитадели Ледяной Короны.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Для знатоков лора Warcraft это очень мощный момент, финальный аккорд всей истории. А для СНГ-аудитории и просто фанатов той самой RTS — своеобразное продолжение любимой игры нулевых и ностальгия по былым подвигам во плоти. Причём многих устраивало просто наличие Короля-Лича и других знакомых персонажей: далеко не все действительно забрались на вершину Ледяной Короны и сразили падшего принца, отомстив за его злодеяния в Warcraft III. Однако все фанаты Blizzard, от казуалов до хардкорщиков, видели тот самый ролик, которым закончилась классическая история вселенной. Его главная цитата запомнилась игрокам навсегда и, к сожалению, стала «шаблоном» для издевательств над современной Blizzard из-за её многочисленных неудач в последние годы.

К слову о роликах: именно в Wrath of The Lich King дебютировали катсцены на движке игры. До этого события в дополнениях World of Warcraft раскрывались лишь через диалоги и описания квестов, а также проморолики на официальных ресурсах MMO. Теперь же ключевые моменты истории сопровождались полноценными роликами, как в больших ААА-блокбастерах.

Недавно разработчики из Activision Blizzard рассказали, как создавался другой знаменитый ролик — Wrathgate, посвящённый первой попыткой взять осадой Ледяную Корону.

Новый контент и возвращение старого

Главное нововведение Wrath of the Lich King — континент Нордскол, локация для героев 70 уровня и выше и «эндгейм» дополнения. Просторные северные земли с заснеженными лесами, морозными пустынями, магическими руинами и, конечно, Цитаделью Ледяной Короны, которая возвышается над округой и встречает игроков на загрузочном экране.

Нордскол — не просто очередная зона для выполнения квестов, зачистки данжей и рейдов и покорения PvP-арен. Это заметный прорыв в дизайне Blizzard, самая красивая локация в их играх на момент появления. Огромные горы, древние святилища, деревни малых народов Нордскола, гробницы Древних, укрепления Плети. Пускай к релизу Blizzard свернула свой план по улучшению графики (которое случилось в следующем аддоне, Cataclysm), она всё-таки усовершенствовала визуальные эффекты. Да и новые модели, хоть и выдержаны в знакомой, старой стилистике, заметно отличаются по качеству от классической картинки World of Warcraft.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Отдельного упоминания заслуживает Даларан — город волшебников родом из Warcraft III, который с помощью магии подняли в воздух и переместили в Нордскол. Настоящая колыбель магии и столица всех героев максимального уровня, Даларан завораживает стремящимися в небо башнями, запутанными переулками и магазинами в духе Косой Аллеи из фильмов про Гарри Поттера.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Перечислить все значимые нововведения дополнения очень тяжело: тут и подземелья, и рейды, и снаряжение, и монстры, и квесты. Из более заметного и необычного:

  • Повышение максимального уровня до 80. Именно благодаря Wrath of the Lich King эта цифра стала ультимативным символом «MMO-задрота» и породила в СНГ мем «Эльф 80-ого уровня». Вместе с этим расширился набор талантов у классов и ассортимент возможностей у профессий.
  • Новая профессия, Начертание, благодаря которой можно создавать свитки, предметы для повышения характеристик и символы — особые улучшения для классовых навыков.
  • Более разнообразный дизайн заданий. Появилась возможность кататься на сюжетном транспорте (ездовые животные, осадные машины), некоторые зоны менялись по ходу сюжета. На PvP-аренах появились разрушаемые объекты.
  • Возможность взять двойную специализацию, позволившая менять набор навыков по желанию. То есть, играя за гибридный класс, способный выполнять в рейде разные роли, герои меняли его по ситуации, а не полностью перераспределяли таланты с нуля за деньги или оставались на выбранном подклассе до самого конца. Например, можно было играть за Паладина с двуручным мечом и при необходимости менять его на танка с щитом.
  • Достижения. Лишь немногие из них давали какую-то награду вроде званий или предметов, но игрокам они пришлись по душе. Выбивание «ачивок» — ещё одна мотивация изучать игру, эдакие «подвиги» для самых прожжённых фанатов. Есть глупости вроде «Упасть с большой высоты и не умереть» или «Скопить много денег», но попадаются и настоящие свершения. Например, первыми в мире пройти какой-нибудь рейд и получить уникальное достижение, которое больше никто не сможет заработать.
  • Парикмахерские, в которых можно изменить внешность своего персонажа.

В Wrath of the Lich King внезапно вспомнили и про старый контент. Актуализировали Логово Ониксии — небольшой рейд с единственным боссом-драконицей, в честь которого и названа локация. Убрали цепочку заданий для доступа к ней, а награды улучшили, чтобы они подходили героям 80 уровня.

Вернулся Наксрамас — последний рейд из «ванильного» World of Warcraft. Летучая цитадель лича Кел’Тузада теперь парит над Нордсколом и ожидает героев 80 уровня. К тому же, этот рейд теперь не такой тяжёлый, как в 2004 году: его заметно упростили, чтобы больше игроков смогли хотя бы попытаться одолеть командиров Плети. Но об этом чуть позже.

Ещё одна добавка — «очищение Стратхольма» в Пещерах Времени, созданных для The Burning Crusade. В «данже» игроки могут пережить тот самый эпизод, когда Артасу пришлось убивать собственных подданных ради тщетной попытки остановить Плеть — ещё одна привязка к сюжету Warcraft III и кивок фанатам. Приятно посмотреть на знакомое событие из первого ряда — пускай это, пожалуй, и самая мрачная страница истории Warcraft.

Рыцари Смерти: новый класс и «альт» любого игрока

Элитные воины Плети, слуги Короля-Лича, Рыцари Смерти — совершенно новый и первый добавленный после релиза класс World of Warcraft. Воин в тяжёлых латах, специализирующийся на магии смерти, льда, крови и болезней, он до сих пор остаётся одним из самых популярных выборов среди игроков. Тому есть ряд причин.

Во-первых, Рыцари Смерти крутые. Мало кому не нравится их «edgy» стиль: черепа, тёмные цвета, кости, нежить,ауры холодного синего цвета и горящие магией смерти глаза. У героев этого класса уникальная внешность и талант к наложению рун на оружие. А ещё Рыцарем Смерти может быть персонаж любой расы — от маленького гнома до гигантского таурена.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Во-вторых, это уникальная разновидность тяжёлого бойца. Ему доступна лучшая латная броня и таланты вроде контроля над врагами и вампиризма, делающие из него как опасного убийцу, так и крепкого танка. К тому же, на релизе Рыцари Смерти были откровенно «перегреты»: в сообществе ходила (да и до сих пор ходит) шутка про то, что за этот класс можно выходить в топ рейда по урону, просто катаясь лицом по клавиатуре. Играть им настолько же просто, настолько эффективны его способности.

С релиза класс отбалансировали, и в Classic-версии Wrath of the Lich King мощь Рыцарей Смерти уже не так абсурдна. Но они всё ещё сильны: Рыцарь, прокачанный по ветке «Кровь», может в одиночку убивать элитных боссов, а за одно использование всех ключевых способностей — «ваншотить» персонажей любого «дохлого» класса вроде магов, жрецов и чернокнижников.

Также Рыцари Смерти — это «героический» класс. Перед выходом в большой мир они проходят мини-кампанию, рассказывающую о том, почему воины Артаса предали его и перешли на сторону добра. Свой путь они начинают не с первого, а 55 уровня, из-за чего Рыцаря Смерти нельзя создать, пока у вас не будет другого героя такого же уровня. Из-за этой особенности запасной рыцарь есть почти у каждого игрока: его не надо так долго качать до «капа», он эффективен в рейдах и на аренах и просто-напросто крутой.

Почему бы не завести себе Рыцаря Смерти?

Баланс хардкора и доступности

Для многих игроков Wrath of the Lich King стал первым аддоном, и неспроста: рекламная кампания у него была поистине масштабной. Трейлер с Королём-Личом крутили по телевизору во всех возможных странах вплоть до СНГ. Но у этой популярности есть и другая причина: на момент выхода это была самая дружелюбная к игрокам версия World of Warcraft.

С самого релиза MMORPG держала курс на упрощение всего — от механик до прогрессии. И на этом пути Wrath of the Lich King не стал исключением: прокачаться в этом дополнении с 1 по 80 уровень можно быстрее, чем с 1 по 70 в The Burning Crusade и тем более с 1 по 60 в «ванилле», на что у людей порой уходили месяцы, если не целый год игры. В Wrath of the Lich King же «кап» достигается за пару недель активной прокачки.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Также в дополнении уменьшились цены на изучение навыков и их смену. Подешевели услуги, упростились подземелья. Последние, как и многие квестовые цепочки, стали гораздо быстрее и динамичнее, а всевозможные подготовки к рейдам, «аттюны» и прочая MMORPG-каторга были более снисходительны к свободному времени игрока.

Поэтому легко понять жалобы хардкорных фанатов: если раньше любое достижение в игре было подвигом, то теперь дойти до эндгейма мог каждый второй. У свершений теряется ценность, если на них способны все, что отчётливо ощущается в последних дополнениях «актуала». Раньше рейд был приключением на 40 человек, которые заранее готовились, искали лучшую пре-рейдовую броню и запасались расходниками. А теперь это «сходки» всего десятка героев (25, если идти в героическую версию для хардкорщиков). Пострадала былая масштабность.

Споры вызвала и новая система поиска подземелий. Раньше, чтобы сходить в очередной «данж» за экипировкой и головой могучего босса, нужно было руками собирать желающих и ехать к месту подвигов. Теперь же есть отдельная вкладка, которая находит пять случайных персонажей по шаблону «танк-лекарь-три бойца» и телепортирует их в подземелье, да ещё и даёт награду, если незнакомые герои скооперировались и пережили приключение.

Это был очередной удар по социализации World of Warcraft. Больше не надо общаться, договариваться, готовиться. Нажал галочку, подождал — и прошёл подземелье, не обронив ни слова. Система всё сделает за тебя. Нововведение вышло столь спорным, что в текущем перезапуске Wrath of the Lich King систему изменили: теперь через неё просто собирается группа, а к подземелью вновь надо идти самому без телепорта и наград за случайных сопартийцев.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

С другой стороны — World of Warcraft всегда была игрой, «оказуаливающей» MMORPG. Сейчас мало кто помнит, что оригинальная MMO 2004 года была упрощённой компиляцией механик других игр вроде Ultima Online и EverQuest. На их фоне она была такой же «казуалкой», какой фанаты оригинальной World of Warcraft и двух «классических» аддонов видят любимую MMORPG сегодня.

А упрощения, введённые в Wrath of the Lich King, не только привлекли в игру рекордное количество пользователей, но и позволили увидеть рейдовый эндгейм-контент куда большему количеству игроков. Что уж говорить, если в «ванилле» финальный рейд Наксрамас не то что прошла — увидела своими глазами в лучшем случае десятая часть всех героев. А вот в Wrath of the Lich King его обновлённую версию посетили почти все, кто интересовался рейдовым контентом.

Так что механически Wrath of the Lich King — палка о двух концах. Он, бесспорно, многое упростил и стал куда доступнее, но при этом всё ещё выдерживал баланс между сложностью и весельем. Перевес в сторону людей, играющих в MMORPG «для души», случился позднее — в Cataclysm и последующих аддонах, которые считаются «новой эрой» World of Warcraft. А Wrath of the Lich King стала финалом той самой «игры для задротов без жизни», в которой любой прогресс был следствием стараний, а не вложенного времени и денег на подписку.

«Народный» аддон

Wrath of the Lich King особенно популярен в СНГ. Именно со вторым дополнением в World of Warcraft появились выделенные сервера для русскоязычных геймеров, которые раньше ютились на европейских «реалмах», и официальная локализация. И, надо сказать, очень хорошая: к озвучке привлекли звёзд дубляжа вроде Всеволода Кузнецова и Андрея Ярославцева. Претензии есть разве что к дословному переводу названий, которые, к тому же, не совпадают с локализацией Warcraft III.

Справедливости ради, какие-то изменения сделаны, чтобы исправить ошибки в переводе стратегии, но попадаются и собственные находки. Silvermoon стал Луносветом, Stormwind — Штормградом, а Northrend дословно перевели как Нордскол. И такого в игре много — где-то названия подошли, а где-то режут слух фанатам «того самого» перевода Warcraft III. Впрочем, это придирки: в целом, перевод получился достойным, особенно по части озвучания.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Не стоит забывать, что многие игроки в СНГ буквально выросли на Warcraft III, и для них эта игра даже роднее, чем для фанатов на родине стратегии. До сих пор живы мемы, цитаты из игры, а в этом году и вовсе появилась нейросеть, говорящая голосами актёров дубляжа Warcraft III. Поэтому неудивительно, что именно Wrath of the Lich King считается лучшим аддоном среди фанатов из СНГ — это же финал сюжета их любимой игры, на которой они росли и в которую играют до сих пор. Пускай в другом жанре и с доступом по подписке.

Наконец, Wrath of the Lich King — самый популярный аддон на пиратских серверах. Версия игры патча 3.3.5. — самая стабильная для нелегальных «реалмов», от чего многие, кто не решился играть на лицензии, пробовали именно её. Ведь первые были полны багов, а к последним проще оплатить подписку.

Последнее «классическое» дополнение

Как уже говорилось, Wrath of the Lich King — последний «классический» аддон World of Warcraft. Со смертью Короля-Лича умерла и старая MMORPG. Спустя пару лет случился Катаклизм, который изменил мир Азерота навсегда. И не только в плане сюжета и дизайна: обновилось само видение игры. Системы талантов, рейды, поиск подземелий, квесты — всё стало гораздо быстрее, веселее и местами даже интереснее, но сильно проще.

Из размеренной MMORPG с вызовом и кучей трудностей World of Warcraft превратилась в сессионное приключение для всех. Из мрачного фэнтези с войнами, эпидемиями, живыми мертвецами и конфликтом двух больших фракций — в сказочную историю для всех возрастов. Это не сделало игру хуже, но и не особо улучшило её. После смерти Короля-Лича World of Warcraft просто стала другой.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

В актуальной игре куда более удобная прокачка, больше классов, рас, профессий и возможностей. Появилась археология, аналог Pokemon в виде «Битвы питомцев», куда более интересная реализация «дейликов». Добавили трансмогрификацию — возможность менять вид снаряжения, которая породила целое движение «трансмог-забегов»: прохождения старых рейдов и подземелий ради новых скинов для создания уникального дизайна своему герою.

Актуальная World of Warcraft даёт куда более комфортный опыт. Каждый класс умеет всё, денег практически всегда в достатке, к прохождению доступен весь контент, а для прогресса практически не нужно ни с кем взаимодействовать. «Друзей» для группового задания найдёт система поиска, а нужные для крафта вещи можно купить за горы добытых денег. Трудности могут возникнуть разве что с актуальными героическими подземельями, для которых всё-таки придётся искать гильдию и учиться правильно играть.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Но в актуальной World of Warcraft нет того самого духа, за который люди полюбили оригинальную игру. Пришёл комфорт — ушёл вызов. Редкие предметы не приносят радости, а победа над боссом подземелья — чувства достижения. Wrath of the Lich King — это «последний рубеж» старой игры, после которого она исчезла вплоть до анонса Classic-серверов. Настоящая, олдскульная MMORPG, где всё решала усидичивость, навыки и социализация.

Это были не просто подземелья, рейды и контент, который надо закрыть после работы на выходных — это были приключения, геймерские подвиги, про которые хотелось рассказывать друзьям. Это то, во что надо вкладывать время и силы, взамен которых старая World of Warcraft дарит настоящие эмоции и незабываемые воспоминания. Это то, что игроки называют «душой той самой World of Warcraft».

Так что, если вы хотели узнать, что такое настоящая World of Warcraft и почему так грустно вздыхают ещё оставшиеся на «актуале» игроки-старики, это — последний шанс прикоснуться к истории. Учитывая падение популярности классических серверов, Wrath of the Lich King, возможно, заменят на «классический» Cataclysm через два года, когда все фанаты ретро наиграются. Это уже случилось с Burning Crusade: его полностью заменили на патч 3.3.5., хотя сервера «ваниллы» оставили. Правда, на них почти никого нет: игроки либо ушли на актуал, либо вернулись на следующие Classic-аддоны, либо и вовсе бросили игру.

Возвращение короля: почему Wrath of the Lich King — возможно, главное дополнение в истории World of Warcraft

Wrath of the Lich King — легенда. Даже если вы почти ничего не знаете о World of Warcraft, вы точно видели ролики из этого аддона, помните обложку от диска, что мелькала в каждом магазине и на экранах телевизора, или даже знаете какие-то связанные с ним мемы. Это был пик славы MMORPG от Blizzard, трогательный финал начавшейся ещё в первой Warcraft истории длиной почти в 20 лет. Это детство многих хардкорных ПК-геймеров и первые их шаги в жанре многопользовательских ролевых игр.

Пускай World of Warcraft давно растеряла свой шарм и с годами превратилась в совсем другую игру, многие до сих пор вспоминают и даже равняются на всё то, что Blizzard сделала в Wrath of the Lich King. Это веха в истории как её легендарных релизов, так и жанра MMORPG и всех видеоигр в целом наравне с самой World of Warcraft 2004 года.

Короли не правят вечно. Но некоторых помнят до сих пор.

Текст написал Даниил Кортез специально для FunPay

238238
187 комментариев

знаю только одного принца артаса

65

Ну тут сыглы+++

9

До сих пор не могу простить Близзам то, что они сюжет СТРАТЕГИИ заканчивают в ММОРПГ. Такой плевок фанатам в лицо, что капец.

47

Как по мне, суждение ошибочное. Если Азерот начался со стратегии, то это не значит, что сюжет принадлежит стратегии. Сюжет принадлежит Азероту. Миры часто вырастают из штанишек одного жанра, разрастаются. Воплощаются в других жанрах.
Я вообще размышлял о том, что ВоВ должна была остановиться на каком-то этапе, а затем последовали бы глобальные изменения в новой стратегии Warcraft 4.И уже отталкиваясь от её итогов запустить ВоВ 2. Всё же надо там и движок обновлять и вообще...

27

Ну, я был не против на самом деле, ещё давно когда мморпг не слилась в то, чем сейчас является, я был невероятно воодушевлен этим проектом. А с колокольни наигранных часов в вов, уже да, можно сказать всё это так, как ты это оформил

1