DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Почти всю неделю играл в хорроры, которые посоветовали пользователи DTF.

Так уж получилось, что отпуск в этом году у меня выпал на один из моих любимых праздников — Хэллоуин. Так как интересного времяпрепровождения мне не предвидилось, я решил всю неделю играть в интересные хоррор-игры. Каждый день брать пару игр на пробу и проводить в каждой 1-2 часа. Наилучшим решением в поиске подобных игр было спросить совета экспертов DTF.

Собрал воедино все рекомендованные игры. Отсеял те, в которые играл или в которые хотел засесть надолго. Получилось 12 игр на 6 дней:

День 1. Rule of Rose и Fatal Frame II: Crimson Butterfly
День 2. MADiSON и Knock-Knock
День 3. Lost in Vivo и Siren: Blood Curse
День 4. Devotion и Fobia — St Dinfna Hotel
День 5. FAITH: The Unholy Trinity и Tormented Souls
День 6. Resident Evil HD Remaster и Dino Crisis 1

Цель намечена, игры выбраны. Каждую игру постараюсь описать, написать про её разработку, найти какие-то интересные факты и составить собственное мнение. А в конце подведу итоги. Если лень читать, то посмотрите хотя бы гифки и видео.

День 1

Rule of Rose (по рекомендациям Просто так, Фанат Элизабет Олсен и MrProRock)

Rule of Rose (с англ. — Правило Розы) была разработана японской компанией Punchline и выпущена эксклюзивно для Playstation 2 в 2006 году. Примечательно, что из-за отказа подразделений Sony локализовать игру за пределями Японии, в Америке и Европе издателями выступили Atlus USA и 505 games, соответственно.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Разработка игры началась по просьбе Sony сделать игру в жанре ужасов. До этого у Punchline была всего одна игра в портфолио — Chulip. Это приключенческая игра-симулятор, выпущенная эксклюзивно для Playstation 2 в 2002 году. На первый взгляд это милая игра про антропоморфного героя, похожего на обезьянку, который целует жителей городка, чтобы поднять им настроение и избавить от депрессии.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Но если углубиться в игровой процесс, то всё происходящее покажется очень странным. По сюжету главный герой переезжает в новый город и влюбляется в соседку. Но она не хочет иметь с ним ничего общего из-за отсутствия репутации и опыта в поцелуях. Поэтому герою предстоит заручиться доверием местных жителей, чтобы они позволили себя целовать. Отец также советует герою написать любовное письмо, но для этого надо найти особый набор для написания любовных писем, раскиданный по всему городу.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Название игры подразумевает “поцелуй в губы”, так как в Японии chu — обозначает звук поцелуя, а lip — соответственно губы. Получается герой целует персонажей в губы. Причем поцелуй получается довольно долгим. И целовать здесь можно абсолютно всех персонажей, коими являются даже неодушевлённые предметы с лицами: ведро-пенсионер, оловянная вывеска или фонарный столб. А прогресс сохраняется в туалете.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Игра получила средние оценки критиков за свою “утомительность” игрового процесса, когда любая ошибка может привести к необходимости ждать следующий день. К тому же игровой персонаж может умереть от сердечного приступа, что приведёт к потере не сохранённого прогресса. А у Райана Дэвиса из Gamespot поощрение распущенности главного героя вызвало тревожность.

Интересно наблюдать за ситуациями, когда авторам относительно невинных игр приходится работать над хоррорами. Punchline, как и авторы первой Silent Hill, хотели сделать ужастик, основанный на психологическом ужасе. Разработчикам хотелось сделать хоррор не про клишированных зомби и привидений, а показать что-то новое. Основной идеей стало детство и дети, в особенности загадочная и непонятная природа маленьких девочек. Вдохновением послужили сказки братьев Гримм и Эдварда Гори.

Да, девочки здесь довольно необычные. Самая первая будто заигрывает с игроком, задирая подол платья. Блондинка в очках ехидно улыбается. Потом они друг с другом довольно мило играют. Дальше немножко радуют любителей футфетиша и бестиалити. А в конце показывают двух детей, сидящих в саду роз и мальчик просит девочку его поцеловать.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Как говорили в интервью Сюдзи Исакава и Юей Такаяма, они хотели показать тёмную сторону детей. Что они могут не боятся тех вещей, которые боятся взрослые. Или не осознавать последствия своих поступков. Что ребёнку может показаться безобидным, для взрослого будет неправильным или пугающим. Разработчики хотели показать не только то, какими страшными могут быть взрослые с точки зрения ребёнка, но и контраст того, какими страшными могут быть дети с точки зрения взрослого.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Мой игровой процесс начинается не с самой игры, а с настройки эмулятора PCSX2. Я скачал последнюю версию для разработчиков, так называемую Nightly Build. В настройках особо не копался. Поставил только разрешение 1080р и настроил управление на Xbox джойстике. Однако почему-то в самой игре джойстик отказывался работать. Я минут 30 копался во всех настройках и менял все ползунки. Оказывается, надо было в игре нажать Esc и там в настройках выбрать способ управления… Ох уж эти эмуляторы.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Игра встречает очень красивой стилизованной заставкой. Нам показывают главную героиню Дженнифер и её собаку Брауна, которые попадают в какой-то особняк с детьми. Под музыку композитора Ютаки Минобэ, похожей на блюз с характерным потрескиванием граммофона, нам показывают врепряпрепровождение этих детей. Музыка резко обрывается и включается более тревожная, соответствующая психологическому настроению игры. Мне очень понравился звук окружения и объектов: всё очень натурально звучит.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Моей ошибкой было скачать русифицированную версию игры. Во-первых широкоформатные патчи не работают, во-вторых сам перевод оставляет желать лучшего. Когда little princess по тексту то просто принцесса, то обычная девочка, а The unlucky clover field переводится как: “несчастливое поле клевер”. Хотя перевод даёт общее понимание происходящего и назвать его ужасным не получится. Но русский шрифт не вписывается в игровой интерфейс и буквы скачут повсюду. Иногда в тексте встречаются непонятные символы или обрезанные слова.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Действие игры происходит вокруг девушки Дженнифер, которая упускает автобус, пытаясь догнать мальчишку. Она идёт за ним в приют, где местные дети, в виду отсутствия надзора со стороны взрослых, слишком увлекаются разными странными играми. И ничто не мешает им издеваться над прибывшей девушкой. Дженнифер приходиться подстраиваться под их правила игры. События происходят сумбурно и тяжело понять, что действительно происходит. Приют, как я понял, является неким прологом. Я сделал ошибку, пытаясь исследовать каждую комнату, так как ничего примечательного в них нет. Интересные вещи случаются только в комнатах, через которые нас ведёт тот самый мальчик. Геймплей очень напоминает Silent Hill 2: управление, интерфейс и взаимодействие с объектами точно такие же или очень похожие.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

После приюта попадаем на воздушный корабль, который можем полноценно исследовать и познакомиться с детьми. Карта кажется большой и путает. Как и в SH2 здесь большая локация с кучей комнат. Каждый заход в комнату — отдельная загрузка. Минусом является то, что здесь не подсвечивается прогресс исследования: не понятно, в каких комнатах ты был и какие комнаты закрыты. Приходиться всё держать в памяти. Ещё у героини самое нелепое оружие, которое я встречал в видеоиграх — вилка. И то, как она ею машет вслепую постоянно отворачиваясь, то ещё жалкое зрелище.

Дальше по сюжету мы спасаем пса и он становится нашим спутником. Тут появляется новая механика: собака может находить предметы по запаху похожих предметов. Например, по обучению становится понятно, что с помощью формы для бисквита мы можем находить сам бисквит, который восстанавливает здоровье. Целесообразность употребления бисквита, найденного на полу, я бы поставил под сомнение. Один из объектов может быть в режиме поиска, помеченный как “Find”. Если дать собаке команду искать, то на полу текущей комнаты подсвечивается объект, который может быть найден. Получается, что в каждой комнате нужно проверять на возможность поиска каждый доступный для нахождения объект. Звучит вроде бы интересно, но это усложняет и замедляет игровой процесс.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Rule of Rose не страшная. Она держит игрока в психологической напряженности из-за загадочности происходящего. Пытается вызвать дискомфорт и страх разными образами, мистикой и загадками. Я постараюсь её пройти, потому что мне интересно, что будет дальше. Но у неё есть большой шанс погасить мою заинтересованность своей неспешностью и затянутостью. Играть я перестал на моменте, где в одной локации несколько десятков комнат. И при мысли, что при заходе в каждую меня ждёт загрузочный экран, интерес играть как-то иссяк.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Fatal Frame II: Crimson Butterfly (по рекомендациям Просто так, JustGuy, Валера Чумаков и Ivan)

Fatal Frame разработан японским ветераном видеоигр Техмо. Компания основана в 1967 году и известна за множество видеоигровых серий, в том числе: Dead or Alive, Ninja Gaiden и Star Force. Первая часть Fatal Frame была выпущена в Японии в 2001 году на Playstation 2. В 2002 году произошёл релиз в Северной Америке и Европе, а владельцы Xbox получили улучшенную версию. Игра имела неожиданный успех и положительные оценки критиков. Поэтому относительно сразу началась разработка продолжения.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Разработчики вдохновлялись игрой Silent Hill и пытались сделать свою игру как можно страшнее. У них это отлично получилось, так как многие игроки из-за страха бросали её прохождение. Поэтому вторую часть решили сделать менее страшной и более интересной в сюжетном плане. Продюсер Кейсуке Кикучи основной темой игры назвал симметрию и страх, возникающий в результате её разрушения. В США игра издавалась под названием Project Zero II: Crimson Butterfly. Вышла в 2003 году на Playstation 2, в 2004 — на Xbox и в 2012 — на Nintendo Wii. Игра получила положительные отзывы критиков и в среднем имеет оценку 8,5/10.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Действие игры разворачивается вокруг двух сестёр-близняшек, которые забрели ночью в заброшенную деревню. Однако там обитают измученные души умерших, которые переживают одни и те же мучающие их события. Мы играем за одну из близняшек — Мио. Управление отзывчивое и приятное. Первая локация для изучения — небольшой дом. Но зато приходиться бегать из одной комнаты в другую по несколько раз для разгадки намёков и посланий духов. Очень много подсказок, которые помогают освоиться в игре.

Основным оружием в игре выступает камера Обскура — фотоаппарат, который может запечатывать души. От плёнки, объектива и прочих улучшений камеры зависит наносимый духу урон. Фотографирование в специальные моменты «накала” Отсюда становится понятным название игры, которое можно перевести как “фатальный/роковой/смертельный кадр”. На объективе есть ободок с нитями накаливания и специальное свечение, которые позволяют наносить больший урон. В режиме камеры видно »остатки духов” и прочую духовную активность, с которой можно взаимодействовать фотографируя. У Мио есть индикатор здоровья, которое можно пополнять расходниками. Сохранять игру можно только у красных фонарей. В этом плане она похожа на Rule of Rose.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

При нанесении урона призракам отображаются полученные очки и от этого чувствуется какая-то аркадность. Сама игра не кажется страшной, хотя пытается пугать неожиданностями и резкими мелькающими кадрами во время катсцен. Понравилась реализация анимации открытия двери: подгрузка комнаты происходит во время анимации перехода в неё персонажа. От чего локация кажется бесшовной.

Успел пройти я только первый дом и сразится с первым серьёзным противником. Возникали проблемы, когда я при прицельном фотографировании не наносил урона, что вызвало некоторое раздражение. Благо дух медлителен и времени на подготовку много. Мне интересно, что там будет дальше и почему игру так расхваливают, поэтому я ещё вернусь к ней.

День 2

MADiSON (рекомендовал Азамат Абдуллаев)

Со словом Madison могут ассоциироваться две личности, обе так или иначе связанные с пивом. В первом случае это “Король Рунета” Илья Мэддисон, а во втором — американская певица Madison Beer. Но речь пойдёт совершенно не о них. Это хоррор от первого лица, разработанный и изданнный аргентинской студией Bloodious Games в 2022 году на все платформы.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Это первая игра студии. Разработка началась в 2016 году и уже через год на itch. io появилась демоверсия. Число загрузок превысило 100 000 скачиваний и было решено продолжить разработку. После релиза игра получила в среднем — 75/100 на ПК и 72/100 на PS5 на сайте Metacritic.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Интересно, что в рамках проекта “Наука страха” от Broadband Choices, MADiSON была признана самой страшной видеоигрой всех времен по результатам научного исследования сердечного ритма испытуемых. Летом 2022 года 200 участников были приглашены сыграть в более чем 45 видеоигр жанра хоррор, выпущенные за последние 30 лет. Во время игры у участников измеряли частоту сердечных сокращений, чтобы определить, что вызывает у испытуемых наибольший страх. Во время игры в MADiSON у испытуемых средняя частота пульса была 97 удар в минуту, что на 31 удар чаще, чем в состоянии покоя, что эквивалентно умеренной пробежке. А пиковый показатель пульса составил 131 удар в секунду. Получается, новая игровая франшиза обогнала устоявшихся ветеранов в видео Silent Hill и Resident Evil.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Игра начинается сумбурно. Мы играем за 16-летнего подростка Луку, который оказывается заперт в комнате, преследуемый своим отцом. Он думает, что с сыном что-то не так. Мы пробираемся сквозь дыру в стене и исследуем комнаты дома, разгадывая загадки.

Интересно реализована механика взаимодействия с миром. Ящики и двери открываются движением мыши, как в Amnesia, а осмотр предметов как в последних частях Resident Evil. По сюжету герою дарят камеру мгновенной съёмки, которая 30 лет назад принадлежала серийному убийце. Здесь тоже основной механикой является использование камеры для взаимодействия с миром и решения загадок. Если сфотографировать объекты, выступающие элементами загадки, то их вид меняется, что открывает новые возможности для продвижения по сюжету. Интерфейс ограничен: всего 8 слотов. Это очень мало, учитывая то, что 2 слота занимают камера и фотографии. Есть сейф, куда можно складировать ненужное. Но, если это вдруг нужное, то придётся бежать к сейфу.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Графика в игре очень радует. Интересно всё рассматривать, щупать, изучать. Но некоторые головоломки кажутся чересчур замудрёнными. Я завтыкал почти в самом начале, когда надо было сфоткать портрет деда. Сначала не понял, как вообще этот фотоаппарат работает, что надо фоткать и какой эффект это оказывает. Ты просто должен сфоткать скриптовый объект, чтобы всё сработало. Сейфы с шифрами, которые нужно разгадать, изучая часами кучу разных объектов. Остановился я на загадке, до решения которой вряд ли бы додумался. Комната с очертаниями на стенах, очевидно, там висели картины. Я их нашёл и разместил каждую на своё бывшее место: квадратную на квадрат, круглую на круглую и так далее. Ничего не вышло. Оказывается, это не так работает и моя логика неверна. Признаюсь, я в очередной раз подглядел в прохождение. Сзади каждой картины написана цифра. При фотографировании цифры появляются и там, куда эти самые картины нужно вешать, если об этом догадаешься. Ещё одна цифра находится за разбитой стеной. Подсказкой для решения задачи являются арифметические вычисления, которые можно заметить на одной из стен. На основании этого нужно было догадаться, что нужно одни числа сложить или вычесть с другими, чтобы получилось число за разбитой стеной.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

В целом у меня сложились положительные впечатления об игре. Хочется всё решить, изучить и узнать, чем всё кончится. Обязательно допройду.

Knock-Knock (рекомендовал Александр Кобяков)

Knock-Knock — хоррор на выживание, разработанный российской студией Ice-Pick Lodge на движке Unity в 2013 году. Название на русском — “тук-тук-тук” — возможно отссылка к рассказу детского писателя Николая Николаевича Носова. Там тоже затронута тема страха ночи. Дети не могли заснуть из-за шумов снаружи, потому что кто-то стучал то в дверь, то по крыше. И только с приходом рассвета все страхи развеялись: то колотили вороны.

Вскочили мы с кроватей, закрыли дверь в соседнюю комнату, откуда был ход на чердак. К двери стол придвинули и ещё другим столом и кроватью подпёрли. А на крыше всё стучат: то один, то другой, то вместе разом. И ещё третий к ним прибавился. И ещё кто-то снова в дверь колотить начал.

Мне понравился внешний вид героя. Видно, что он не боится бороться со своими страхами.<br />
Мне понравился внешний вид героя. Видно, что он не боится бороться со своими страхами.

В ноябре 2011 года компания Ice-Pick Lodge получила анонимное письмо с предложением сделать «необычную» игру и прикреплённым архивом lestplay.rar. Архив содержал фрагменты текста, обрывки аудио и видеозаписей. Если они не сделают игру, то разделят участь отправителя. Какую — неизвестно. Это вызвало тревогу у разработчиков. Там также были указания, которым нужно следовать при разработке игры, в ином случае смысла делать игру нет.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Разработчики сами признают, что всё это похоже на дрянные крипипасты с «проклятыми файлами», которые они часто получают. Но было решено поучаствовать в этом эксперименте, если они соберут достаточно денег на kickstarter. Проект был запущен 26 июля 2012 года и уже 11 сентября была собрана достаточная сумма в 41 тысячу долларов. Игра участвовала в Steam Greenlight и 3 октября 2013 года состоялся релиз в Steam. На данный момент игра имеет 88% положительных отзывов. По большей части ругают за затянутость, однообразие и влияние случая на выживание.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Наш герой является единственным жителем огромного дома, который окружён гущей леса. Ночью вокруг дома появляются странные существа, пытающиеся пробраться внутрь. Цель игры — сохранить рассудок до рассвета, избегая встречи с неизвестными гостями. Уровни делятся на: безопасные со значком «Дом" и полные опасностей со значком "Глаз». В первых нужно запустить время и совершить обход дома в лесу, а во вторых — выживать в самом доме, избегая гостей. Комнаты дома генерируются случайным образом. В каждой комнате есть источник освещения, который нужно починить. При включении света надо дать время герою привыкнуть к обстановке и увидеть предметы интерьера. Могут появиться или часы, ускоряющие время, или место для укрытия. Время является прогрессом и здоровьем игрока. Если времени мало, а игрок встречает монстра, то уровень начинается сначала. Игра пугает звуками, которые создают напряженную атмосферу: постоянно слышны какие-то стуки, грохот, шумы, скрип, голоса, гром. Не раз мне хотелось снять наушники и проверить: стуки в игре или кто-то стучится в мою дверь.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Эта игра на смелость. Хотя она и является имитацией игры в прятки, прятаться здесь не нужно. Для успешного выживания нужно изучить все правила и инструкции, которые даёт игра. Признаться, я в них запутался и не до конца всё понял. Я понял, что нужно постоянно двигаться. Но гости здесь могут возникнуть абсолютно в любом месте. И исследуя комнаты, я оказался в ловушке: спереди гость, а сзади идти некуда и нет укрытий. Пришлось подняться на этаж выше и ждать. При этом игра так и дразнит: «Я чувствую в тебе страх". Решаю всё-таки спуститься, что приводит к потере половины времени. Дальше закрываю разлом, включив свет — минус время. Игра говорит: "Выключи свет, он мешает». Выключаю и прямо сквозь дверь проходит гость и я не успеваю убежать. Игра меня жестоко наказала за попытку в неё играть по её же правилам и советам.

Теперь уже я понимаю, что это скорее головоломка. В начале надо по карте построить маршрут исследования дома и корректировать его с учётом возникших разломов. Именно разломы позволяют гостям входить. Подобрав правильную стратегию, надо постоянно двигаться. Врагов тоже следует изучить, чтобы понимать, как следует передвигаться. И всё это надо изучить до середины игры, когда игра перестаёт прощать ошибки и действовать приходиться быстро.

Бесспорно, уникальный и интересный проект. Но слишком замудрённый, как по мне. Впрочем, как и все игры Ice-Pick Lodge, что уже стало их основной фишкой. И именно поэтому у их игр огромная фанбаза тех, кто понял. Проходить эту игру мне неинтересно, но, быть может, когда-нибудь возьмусь за прохождение Мора.

День 3

Lost in Vivo (рекомендовал AbortionBulldozer)

Lost in Vivo — экшен-хоррор о клаустрофобии. Разработан и издан 5 ноября 2018 года маленькой независимой инди студией KIRA, специализирующейся преимущественно на хоррор-играх. Во главе студии и наибольший вклад в разработку вносит Akuma Kira. Музыку для игр пишут композиторы Jarren Crist и Nolan Reese. Помимо Lost in Vivo, Akuma Kira известен за работу над Lunacid (2022) и Spooky’s Jump Scare Mansion (2014).

Я пытаюсь воссоздать ощущение классических хоррор-игр старой школы, часто используя намеренно устаревшие графику и механики. Мне также нравится шокировать игрока незнакомыми способами и ссылаться на мастеров ужасов: Лавкрафта, Ито и Дель Торо.

Akuma Kira
Оставь надежду, всяк сюда входящий (англ. Abandon hope all ye who enter here) — концовка текста над вратами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери.<br />
Оставь надежду, всяк сюда входящий (англ. Abandon hope all ye who enter here) — концовка текста над вратами ада в «Божественной комедии» Данте Алигьери.

О разработке игры известно мало. Akuma Kira пытался вести дневник разработки, но выложил всего одно трёхминутное видео. Из которого мы узнаём с чем связано название игры. In vivo (с лат. — «в (на) живом») — эксперименты на живой ткани при живом организме. Такие эксперименты или исследования используются во многих областях, в том числе в психологии. Из двадцатиминутного интервью ZeroFrameGaming мы узнаём, что основной темой игры является клаустрофобия. Одним из методов борьбы с этой фобией является in vivo exposure — метод при котором пациентов сталкивают лицом к лицу со своими страхами. Столкновение происходит постепенно: от меньшего воздействия к большему. Существует также терапия наводнения (с англ. flooding) при которой столковение со страхом происходит резко: от полного расслабления до максимального вовлечения. Это и происходит в начале игры, о чём говорит сам разработчик. Таким образом, название игры можно интерпретировать как потерявшийся в этом самом эксперименте, где главный герой является объектом, который сталкивают с его страхами.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

У нашего соотечественника GrayKiddo удалось взять интервью у Akuma Kira. Оно вышло довольно познавательным. Например, мы узнали, что происходящее в игре каждый может интерпретировать по-разному. У игры нет какой-то определённой сюжетной линии. Akuma Kira хотел, чтобы каждый мог встретиться со своими страхами и фобиями, противостоять им и выйти победителем. А дизайн одного из монстров человека-крысы был срисован с картины Здзислава Бексиньского.

Можно сказать, что делать хоррор-контент я начал в GMOD (Garry’s Mod) . Я использую этот никнейм (Akuma Kira) в сети, потому что у меня есть семья, которая не оценит мою работу.

Akuma Kira

Игра начинается с прогулки главного героя с собакой. Отойти дальше расстояния поводка или обогнать собаку мы не можем. Можем только идти прямо. Идти придётся минут пять. Мне даже показалось я делаю что-то не так. Но потом происходит то самое «наводнение», которым собаку смывает в канализацию, а мы следуем за ней. Атмосфера резко меняется на гнетущую: закрытое тёмное пространство, полная тишина, нарушаемая падающими каплями и потоками воды, игра света и тени. При возникновении совсем уж жутких звуков мы находим кувалду. Держа в руках оружие, ты чувствуешь себя увереннее. За наличие оружия и возможность защитится я очень благодарен разработчикам игры.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Мне очень понравилась эта низкополигональная графика. Она не выглядит устаревшей, а стилистически красивой и необычной. Причём с правильным расположением источников освещения, использованием шейдеров и отражений ты эту низкополигональность и не замечаешь. В совокупности всё это даёт вкусную картинку. При воспроизведении видеокассеты графика становится как на PlayStation 1: уменьшается дальность видимости и текстур возникает эффект дёргающихся вершин. И мы будто играем в Silent Hill 1 от первого лица. Тут уже у нас нет оружия и играть становится страшнее.

Игра во многом напоминает Silent Hill. Похожие инвентарь и карта большой локации, поделённая на локации поменьше. Они на первый взгляд кажутся безопасными, но при срабатывании определённого действия меняются: возникают громкие неприятные звуки и появляются монстры. Очень напоминает преображение Сайлент Хилла после сирены. Сохранения здесь тоже только в определенных безопасных зонах.

Игра мне очень понравилась и я предвкушаю её дальнейшее прохождение.

Siren: Blood Curse (рекомендовал Фанат Элизабет Олсен)

Siren: Blood Curse — ещё один хоррор на выживание, разработанный SCE Japan Studio выпущенный Sony эксклюзивно на PlayStation 3 в 2008 году. Является переосмыслением первой части с использованием идей из Forbidden Siren 2. Если в первой части события показывались реалистично, то здесь они представлены в виде эпизодов телешоу. Если честно, такой подход мне не понравился, так как действительно перестаёшь относится серьёзно к происходящему. Тем не менее игра получила довольно высокие оценки критиков.

Играть опять придётся через эмулятор. На этот раз RPCS3. Благо он у меня давно настроен и нужно было лишь найти образ. Проблем с запуском никаких не возникло. Заглавный экран заполнен кровью, а на фоне какой-то мужчина поёт гортанным голосом. Мы будем не раз слышать этот голос на протяжении игры. Такое вступление впечатляет и нагоняет жути. По итогу это стало единственным, что мне понравилось. Зачем-то предлагается выбор эпизода, хотя доступен только первый. Сразу видно, что эпизодов всего двенадцать и теперь игра не закончится неожиданно.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

После катсцены, которая такая тёмная, что ничего нельзя разобрать, нам дают управление одним из игровых персонажей. И с первой секунды я ужаснулся от этого управления. Камера очень чувствительная и близко расположена к персонажу. Из-за этого в тесных помещениях её уносит из стороны в сторону. Исследовать помещение невозможно, потому что не видно, что перед тобой. Потыкавшись по несколько раз в каждую стену я наконец выбежал на улицу. Там героя встречает одержимый коп. Поначалу я пытался его победить, но понял, что это бесполезно. От него надо убежать, обмануть и спрятаться. На это у меня ушло с десяток попыток. Забежав в дом я тыкался в каждую стену, потому что с такой камерой совершенно не понимал, что передо мной находится.

В конце эпизода нам показывают, что будет в следующем — прям как в телешоу. Хорошо, что это можно просто пропустить. В эпизодах мы играем за разных персонажей. Каждый владеет своим типом оружия и обладает своими способностями. Стелс играет ключевую роль в игре, так как нужно много красться мимо врагов или убивать их бесшумно. Но и возможность стрелять тоже присутствует. Если привыкнуть к управлению, то играть можно, даже постоянно умирая. После выполнения подмиссии игра сохраняется, а сами эпизоды довольно короткие.

В игре есть ключевая механика — способность "Sight Jack", которая позволяет видеть глазами других персонажей. С её помощью нужно строить свой маршрут, стараясь избегать поле зрения врагов. Довольно необычная способность, с которой играть интереснее.

От игры смешанные впечатления. Возможно, потому что мало играл. Как-нибудь дам ей ещё один шанс.

День 4

Devotion — психологический хоррор, разработанный тайваньской студией Red Candle Games и выпущенный в 2019 году на PC и Mac. Это та самая игра, которую почти сразу после выпуска удалили из Стима из-за оскорблений в адрес Си Цзиньпина. В GOG хотели продавать игру, но потом передумали. Теперь её можно купить только на официальном сайте разработчика.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Devotion рассказывает игроку о жизни тайваньской семьи, состоящей из сценариста Ду Фэн Юй, которым управляет игрок, бывшей актрисы Гун Ли Фан и их дочери Ду Мэй Шинь. Действие происходит в одной квартире, но в разных годах с 1980 по 1987.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Как и в Lost in Vivo, в Devotion используется похожий приём резкой смены атмосферы. В начале игры она меняется от уютной и семейной до угнетающей и мрачной. Игра даёт понять, что случилось что-то плохое и тебе в этом надо разобраться. Для продвижения по сюжету нужно решать загадки, которые зачастую представляют собой правильное размещение предметов в квартире. А сами предметы находятся в разных периодах времени. Главное в этой игре — взаимодействие с миром. Чтобы лучше понять сюжет, нужно исследовать записки, письма, газеты и прочие объекты. Они выступают подсказками к тому, что действительно случилось с этой семьёй.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

В игре нет противников. Игра пытается пугать резкой сменой обстановки, жуткими вещами, гнетущей атмосферой. Но меня больше пугает реальность, чем вымышленные монстры. Например, когда ребёнка истязают болезни, он плачет и просит, чтобы вылечиться, но ему ничем нельзя помочь. Из-за этого играть местами было психологически тяжело.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Придраться мне не к чему. Мне понравилась графика, звуковое сопровождение и геймплей. Бродить и изучать всё интересно. Игра постоянно пытается чем-то удивить, показать что-то новое. Показан азиатский быт, культура, разные сказки и предания. В одной сказке мы даже сможем принять непосредственное участие — этот фрагмент игры очень необычный. Обязательно пройду игру до конца. Даже жалко, что её удалили из Стима.

Fobia — St. Dinfna Hotel (рекомендовал xbgl)

Fobia — St. Dinfna Hotel — хоррор на выживание, разработанный бразильской студией Pulsatrix и изданный Maximum Games 28 июня 2022 года на всех платформах, кроме Nintendo Switch. Игра получила неоднозначные отзывы критиков, которые ругали её за боевую систему и сражения с монстрами.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

В 2017 году Thiago Matheus задумал Fobia как небольшой проект для своего портфолио. В 2018 к разработке присоединились Marco Majer и Fabio Martins. Вместе они основали студию Pulsatrix и всерьёз принялись за разработку новой игры. Под вдохновением от Resident Evil, Fatal Frame и Outlast они тоже хотели воссоздать «иммерсивную атмосферу и ощущение ужаса». Чтобы всегда держать игрока в напряжении и с постоянным ощущением страха.

Мы характеризуем игру как научно-фантастический психологический триллер от первого лица с элементами хоррора на выживание. Мы пытались передать ощущение психологического ужаса с большим количеством неизвестности, исследования окружающей среды, головоломок и загадок, а также немного боя, чтобы происходящее не было таким однообразным.

Fabio Martins в интервью The Enemy в апреле 2021 года
DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Игра разрабатывалась на движе Unreal Engine 5. В августе 2020 года появилась демоверсия и в октябре того же года было решено запустить сбор средств на бразильской краудфандинговой платформе Catarse. В сумме было собрано около 18 000 долларов. В 2021 году игрой заинтересовалась Epic Games, которая оказала финансирование проекта в рамках программы Epic MegaGrant.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Игра начинается с приезда журналиста Роберто Лейте Лопес в отель святой Динфны. Он прибыл по приглашению Стефани поработать над расследованием таинственных исчезновений жителей городка Трези-Трилиас. После заселения Стефани перестаёт выходить на связь и Роберто решает взяться за дело самостоятельно. Однако в скором времени он оказывается в тупике и уже решает уехать домой. Вдруг в ванной возникает чёрная дыра, которая вызывает ослепительную вспышку. Роберто просыпается в своей комнате посреди бардака и ему нужно разобраться в происходящем.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Геймплей игры строится вокруг исследования мира, решения головоломок и сражения с монстрами. В очередной раз картинка меня очень радует. Хорошо, что современные движки позволяют инди-студиям создавать игры, графически не уступающие крупнобюджетным проектам. Мне очень понравилась физика объектов, с которыми можно взаимодействовать. Ты выдвигаешь ящик и все ручки скатываются вниз. Переворачиваешь подставку для ручек и они все выпадают на пол.

Это уже третья игра из списка, в которой фотоаппарат является ключевой игровой механикой. В игре задействована идея путешествий во времени и камера позволяет видеть объекты в другом временном периоде, что позволяет решать некоторые головоломки для продвижения по сюжету.

Тут так много объектов для взаимодействия, что тяжело разобраться, что тебе нужно в данный момент времени. Приходиться бегать из одной комнаты в другую по кругу, кликая на всё подряд в поисках того, что ты мог упустить. После часа игры мне это начало надоедать и я решил сделать паузу. Хотя и интересно посмотреть, что там будет дальше.

День 5

FAITH: The Unholy Trinity (рекомендовал fat cat)

Faith: The Unholy Trinity состоит из трёх глав. Первые две были опубликованы Мэйсоном Смитом, известного как Airdorf Games, в октябре 2017 года и феврале 2019 года соответственно. В октябре 2022 третья глава вместе с первыми двумя была опубликована в Steam издателем New Blood Interactive в качестве сборника FAITH: The Unholy Trinity.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Если показать эту игру человеку, который не играл в игры со времён Atari 2600 или Apple II, то он наверняка подумает, что графика в играх с 1977 года никак не изменилась. Faith — 8-битная изометрическая игра с низкой частотой кадров. Для катсцен используется ротоскопирование — покадровое воссоздание анимации.

Диалоги озвучены синтезатором речи 80-х годов с репликами и эффектами, взятыми из записей экзорцизмов и электронных голосовых феноменов — явлений, при котором слышны голоса духов, которые тоже были обработаны синтезатором.

Сюжет вдохновлён сатанинской паникой 1980-х и 90-х годов, когда повсеместно выдвигались обвинения в физическом и сексуальном насилии во имя Сатаны. Была теория, что существует глобальная оккультная организация, которая совершает масштабные ритуалы по всему миру. Но из более чем 12 тысяч задокументированных обвинений в США полиция не смогла обнаружить ни одного подтверждения организованного оккультного насилия.

Забавно, что пункты главного меню на латинском языке.<br />
Забавно, что пункты главного меню на латинском языке.

Мы играем за священника, задача которого изгонять демонов с помощью распятия — оно наносит урон и замедляет, если направить на врага. Можно также изгонять духов из объектов, которые после себя оставляют записки или подсказки.

Я направил распятие в сторону врага, но оно не сработало.

Идея игры и её реализация, безусловно, заслуживают похвалы. Однако я не уверен, что стоило так ограничивать себя в графических возможностях. Мне было очень тяжело различить игровые объекты и понять, с чем нужно взаимодействовать. Герой передвигается очень медленно. Возникают сложности с тем, в какую сторону надо направить крест, чтобы он подействовал. С трудом одолев первого босса я так и не понял, куда нужно идти. Я разочаровался и вышел из игры.

Tormented Souls (рекомендовал Camper)

Tormented Souls — хоррор на выживание, разработанный Dual Effect и Abstract Digital и изданный PQube 27 августа 2021 года на все платформы. У игры 93% положительных отзывов в Steam и средний балл на Metacritic — 75. Игру по большей части критикуют за полное подражание игр 20-летней давности.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Tormented Souls пытается повторить дух первых частей Resident Evil и Silent Hill. В игре такое же управление, которые разработчики сами в шутку сравнивают с управлением танком. Во многих местах используется фиксированная камера. Сохранять игру можно только при наличии кассеты, которую найти довольно сложно. Полноценного прицеливания нет и стрелять, зачастую, приходится наугад, направив персонажа в сторону противника. Полноценный классический survival horror.

Сюжет повествует о Кэролайн, которая получает по электронной почте странное письмо о пропаже близнецов и отправляется исследовать больницу Вильдбергер в поисках ответов. Но это путешествие становится сущим кошмаром, так как почти сразу героиню хватают и ей приходиться самостоятельно выбираться, сражаясь с монстрами. Мне с первого взгляда понравилось взаимодействие с окружающими объектами. Оно здесь как и в других современных хоррорах. А вот загадки сложные. Я только в первой комнате тупил минут 10, пока не посмотрел прохождение. И потом ещё в одном месте встрял. Позор мне за отсутствие сообразительности.

Игра сурово наказывает за ошибки, потому что боеприпасы как и сохранения ограничены. Вот и я слишком понадеялся на холодное оружие и был убит. Последнее сохранение было 30 минут назад. На этом моменте я пригорел и вышел. Как мне пояснили, багованные анимации атак врагов тоже были бережно перенесены из старых Resident Evil. Чтобы пройти эту игру нужно максимально собраться с духом и быть готовым к тяжелым, душным испытаниям.

День 6

Resident Evil HD Remaster (рекомендовал Ivan)

Оригинальный Resident Evil вышел от Capcom в 1996 году. В 2002 году в рамках соглашения Nintendo и Capcom на Nintendo GameCube вышел ремейк с тем же названием. В 2015 году на все другие платформы вышло HD-изданием под названием Resident Evil HD Remaster.

RTX on<br />
RTX on

Автор оригинала Синдзи Миками решил создать ремейк, потому что чувствовал, что с возможностями GameCube можно добиться его первоначального видения игры. В ремейке та же графика с 3D-моделями, наложенными на пререндеренный фон, но теперь более фотореалистичная. Были добавлены новые игровые механики, переработанные головоломки, дополнительные локации, сценарии и детали сюжета, ранее вырезанные из оригинальной игры. По словам Синдзи Миками, ремейк «на 70% отличается от оригинала».

Главная цель заключалась в том, чтобы достичь визуального кинематографического качества и создать еще больше напряжения и страха, чем в оригинале

Тодд Торсон, директор по маркетингу Capcom
Время большого мозга

В HD ремастере были добавлены объёмный звук и широкоформатное Full HD разрешение. Однако изначальный пререндеренный фон имеет формат 4:3 и разработчики не стали его перерисовывать для соотношения 16:9, потому что в таком случае игроки видели бы больше, чем следует, что нарушило бы погружение в игру и чувство опасности. Было решено добавить вертикальную прокрутку экрана, которая реагирует на передвижение персонажа. Также была добавлена схема управления для аналогового джойстика. Коммерческий успех ремастера сподвигнул Capcom и дальше работать над ремастерами игр серии Resident Evil.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Я знаком с серией Resident Evil только по её ремастерам и 7, 8 номерными частями. Поэтому мне было тяжело привыкнуть к особенностям классических первых частей: управлению, камере, сохранениям и боевой системе. Товарищи из чата Коллективных статей пообещали мне, что я буду страдать, если решу пройти игру до конца. И практически в начале игры у меня закончились патроны, после чего я решил драться с ножом в руках — плохая идея, которая привела меня к загрузке.

Управление — просто нечто. Попасть в кого-то и ранить можно только при большой удаче и правильном позиционировании. Зомби сперва не умирает, а лишь падает и его нужно добивать ножом. Но нож почти не наносит урона, поэтому зомби обязательно встанет. Потом упадёт и снова встанет. Но здесь хотя бы сохранений больше, чем в Tormented Souls. Взаимодействие с объектами сводится к тому, что ты бежишь, уткнувшись в стену, и жмёшь кнопку действия. Потому что не всегда понятно, с чем ты можешь взаимодействовать. Загадки, как и в любой части, кажутся нелепыми. Нужно найти наконечник, чтобы вставить в плиту, за которой книга, в которой написано про четыре маски, которые нужно вставить в статуи — как пример.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Франшиза Resident Evil часто выступает вдохновением для разработчиков хоррор-игр. И мне тоже хочется ощутить опыт, который даёт первая часть серии. Я постараюсь пройти это испытание на прочность.

Dino Crisis (по рекомендациям Ivan и Александр Кобяков)

Dino Crisis — ещё один представитель классики жанра хоррор, созданный тем же Синдзи Миками и изданный Capcom в 1999 году на PlayStation, а в 2000 году на Dreamcast и Windows.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Dino Crisis разрабатывался, ориентируясь на Resident Evil. Однако, в отличие от последней, использовал полностью трёхмерное окружение и уделял больше внимания физическим головоломкам. Dino Crisis больше про экшен, а не выживание и рекламировался как «Panic Horror», чтобы закрепить его отличие. Но из-за схожести с Resident Evil обе игры в итоге относили к одному жанру хорроров на выживание.

Вспоминается головоломка в Resident Evil 2 (2019)<br />
Вспоминается головоломка в Resident Evil 2 (2019)

События игры разворачиваются на исследовательской базе на вымышленном острове Ибис в 2009 году. Секретная группа из четырёх человек отправляется, чтобы захватить учёного Эдварда Кирка. Мы играем за единственную женщину в группе — Регину. Вскоре группа обнаруживает изуродованные трупы сотрудников. А причиной этому являются динозавры.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Я сначала скачал оригинальную версию игры от Фаргуса. И это было моей ошибкой. Установщик, наверное, ещё с времён XP. Установилась игра или нет — загадка. Понажимав разные кнопки, я таки запустил игру. Она открылась в разрешении 640 на 480. Я долго смотрел на карту, пытаясь соориентироваться, но тщетно. Потом я понял, что она забагована: часть линий не отображается, а часть уносит куда-то в сторону. Перевод кривой и часто не понятно, что вообще написано. И вы только послушайте эту шедевральную озвучку.

Пример перевода текста и игровой карты.

Оказывается, существует версия игры с патчем на широкоформатные мониторы, шейдеры и с другим более качественным переводом. На этой сборке играть вполне комфортно. Увы, играть я дальше не стал. Опять всё выглядит замудрённым: что делать, куда бежать. Я за 30 минут игры так и не нашёл точку сохранения.

DTF рекомендует хоррор-игры — или как я провёл Хэллоуин

Подводя итог хочется сказать, что у меня получилось сыграть в каждую игру меньше времени, чем я планировал изначально. Я не оценил в полной мере все достоинства сыгранных игр, но смог получить общие представления о каждой. К тому же, нашёл несколько интересных фактов, что позволило взглянуть на некоторые игры с другой стороны.

Понравились и обязательно пройду:
Rule of Rose
MADiSON
Lost in Vivo
Devotion
Resident Evil HD Remaster

Вызвали смешанные чувства:
Fatal Frame II: Crimson Butterfly
Siren: Blood Curse
Fobia — St Dinfna Hotel
Tormented Souls

Не понравились:
Knock-Knock
FAITH: The Unholy Trinity
Dino Crisis 1

Спасибо сообществу DTF за ваши советы и вдохновение развиваться в написании текстов. Спасибо всем моим подписчикам, которые почему-то верят в меня и поддерживают. Спасибо товарищам из Коллективных статей за то, что терпите меня и помогаете. Спасибо моему лучшему другу за помощь с DaVinci Resolve — без него не было бы гифок и видео в этой статье.

И спасибо каждому, кто дочитал до конца.

306306
89 комментариев
5000 ₽

Привет, Никита
Никита победил в конкурсе
Молодец, Никита

10

Так, теперь объясни, какой смысл по 1-2 часа играть в игру? Это как тыкнуть пальцем в письку раздетой девушки и, накинув пальто, уйти в закат.

16

Получается, я потыкал в разных девушек и для себя определился, с кем продолжить :D

44

Подборка получилась странная. Я где-то как раз постил недавно небольшой список.
Alone in the Dark
Darkseed
Sanitarium
Anchorhead
Uninvited
Elvira
System Shock
Ecstatica
Legacy
Shadow of the Comet
Harvester
Waxworks

11

HarvesterЯ бы не назвал это хоррором, хоть и игра просто лютый шедевр на все времена. Такое уже никогда не повторят, даже Реми Михальски.

2