Harvestella. Когда просишь зло подождать с уничтожением мира, чтобы успеть собрать урожай

Дисклеймер

Некоторые любят основательно почитать что-то на досуге с разбором, мнением, впечатлением об игре, а кто-то считает, что краткость - сестра таланта. И чтобы угодить всем, я написал два варианта обзора и общий вывод для всех. Выбирайте подходящий вам вариант и наслаждайтесь.

Содержание

Вступление

В последнее время я стал замечать, что многие разработчики начали всерьёз рассматривать возможность заниматься мирными профессиями в их проектах. Похоже феномен Stardew Valley, а если быть точнее прибыль с неё, показалась лакомым кусочком. Harvest Moon/Story of Seasons и Rune Factory перекочевали на ПК и похоже скоро будут плодиться не только новые части в этих сериях, но и появятся ремейки и ремастеры прошлых игр. Вокруг всплывают My Time at Portia и My Time at Sandrock, No Place Like Home, повышает свою популярность Farming Simulator. И на волне хайпа Square Enix решила издать, а команда Live Wire разработать игру под говорящим названием Harvestella. Забавно, что по итогу игра получилась совсем не про огород. Это полноценная jrpg с сильным сюжетом, прописанными персонажами и грядками, без которых проект ничего бы не потерял. Впрочем, для любителей повозиться с овощами это может быть приятным дополнением.

Harvestella. Когда просишь зло подождать с уничтожением мира, чтобы успеть собрать урожай

Начало и сюжет

Начинаем игру с неожиданной просьбы выбрать пол персонажа, неожиданна она тем, что вариантов на выбор три и один из них предлагает взять небинарного героя. Что ж, похоже японские скрепы начинают давать трещину. Создание протагониста по моим впечатлениям выглядело так:

Я выбираю девушку

Игра: Ты уверен? Может выберешь для неё мужское тело?

Я: Нет, я выбираю женское тело.

Игра: Может тогда мужскую причёску?

Я: Нет, я просто хочу бабу, гони нормальные волосы!

Игра: Но наверняка ты захочешь себе мужской голос?

Я: Когда это закончиться…

После довольно скудного набора для создания героя переносимся в деревню во время какого-то странного явления, называемого Quietus. Вокруг никого нет, Ein (так по умолчанию зовут героиню) встаёт и пытается понять кто она и где. Никто из жителей не открывает, а вокруг какая-то тревожная тишина. И тут из ниоткуда появляется парящая девочка и помогает нам выбраться за пределы поселения, где Ein благополучно падает в обморок. На следующий день добрые жители деревеньки находят героиню и выхаживают, попутно даря в подарок домик на окраине с заброшенным полем.

Во время Quietus всё замолкает и умирает. И только Seaslight пылает на фоне элегии смерти.<br />
Во время Quietus всё замолкает и умирает. И только Seaslight пылает на фоне элегии смерти.

И вот мы оказываемся в обычном фэнтезийном мире, наполненном магией и средневековым окружением. По началу кажется, будто проваливаешься в бездну времени к тем стареньким Final Fantasy, где надо было спасать кристаллы (а их аналоги тут есть) и побеждать зло, но спираль сюжета начинает закручиваться с самого начала. Буквально сразу же знакомишься с путешественницей во времени Арией, которая вообще не понимает, как смогла попасть сюда. Вокруг снуют существа в броне, Omen, чьё технологическое развитие ушло далеко вперёд. Четыре здоровых кристаллических образования Seaslight, чьё предназначение не совсем понятно.

И чем больше ты продвигаешь по сюжету, тем больше вопросов: почему у кристаллов куски зданий из эпохи Арии, кто такие Omen и что за конфликт в их стане, почему одни считают кристаллы источником жизни, а другие – причиной большой опасности. Узнавая больше, ты не становишься ближе к истине, а находишь всё больше вопросов, на которые тебе не ответили. Как будто мир, в котором играешь – это комната. Ты всем доволен, ты знаешь её наизусть, она твой – мир. А потом открываешь дверь и понимаешь, что находишься в здании с десятком таких комнат и всё переворачивается и привыкаешь к новому пониманию вселенной. А за новой дверью целый город с тысячами таких зданий, а за ним миллионы городов. Harvestella играет с тобой в «угадай что будет дальше» и я более чем уверен, что вы не угадаете.

Omen показывает чудеса своих технологий. Один из них даже вступит в команду.<br />
Omen показывает чудеса своих технологий. Один из них даже вступит в команду.

История и то, как она построена является лучшей частью игры. Если бы Square Enix использовали её в новой Final Fantasy, то никто не ушёл бы обиженным, я бы даже сказал по-другому, она больше подходит для финалки, чем для проекта такого уровня.

Лучшим дополнением для сюжета всегда были хорошо продуманные персонажи. Здесь они не все прям идеальные, будем откровенны, некоторые подбешивают своей невероятной добротой и наивностью, но встречаются и вполне себе годные парни и девушки.

Ария, несомненно, возглавляет этот список. Она как пришелец из будущего видит всё совершенно в другом свете, критически высказывается о церкви и вере в целом, сразу распознаёт ложь, если она была плохо скрыта. Её история полна драматизма и боли, она несёт груз столь тяжёлый, что начинаешь уважать её за то, что она не сдаётся.

Ария и главный герой - два отбитых персонажа, которые не стесняются самых невероятных поступков.<br />
Ария и главный герой - два отбитых персонажа, которые не стесняются самых невероятных поступков.

Интересно был представлен механик Heine как такой весёлый бабник, изобретатель собственной подводной лодки, который мечтает исследовать глубины. Но чем лучше узнаёшь его прошлое, тем мрачнее и печальнее оказывается его настоящее нутро.

Всё это можно узнать пройдя специальную цепочку квестов для повышения вашей дружбы. Она очень слабо на что-то влияет, кроме эстетического удовольствия и слабой прибавки к параметрам. Но я бы настоятельно порекомендовал не откладывать это дело в долгий ящик, сами квесты довольно интересные и могут сильно вас удивить. Вообще Harveslella очень любит обманывать ожидания, притворяться такой глупой наивной игрой, а потом дать по лицу цинизмом и неожиданными поворотами. Какая-нибудь цепочка квестов, где мы помогаем нашему другу справиться с чем-то плохим, неожиданно может закончиться не победой, а осознанием того, что ты не всесильный и надо уметь смириться с тем, что тебе не под силу.

Вся наша космическая компашка в сборе.<br />
Вся наша космическая компашка в сборе.

Мне так хочется поделиться с вами всеми удачными историями, но правда такова, что игра состоит не только из них. Проблема ещё и в том, что встречаются квесты полные лютого кринжа и роялей в кустах. И чтобы вы понимали, это прям такой махровый волосатый прямиком из ледникового периода кринж.

Герои подходят к девушке, с которой не могут общаться и выдают такую сцену.

- О, неужели, мы не сможем узнать, что она скажет. Есть слухи, что её может понять фея, редкое создание. Где же нам её найти?

И тут из кармана выпрыгивает фея. Что она делала в твоём кармане, зачем она залезла? Какая разница, ведь теперь ты продвинулся дальше по сюжету. За всю игру такое происходит дважды, и я до сих пор не понимаю какого чёрта.

Я даже более чем уверен, что во время написания истории к сценаристу пару раз подходила маленькая дочка с просьбой включить единорога и принцессу. Они не двигают историю, не раскрывают ничего важного, просто есть волшебный единорог, который появиться пару-тройку раз, и он ищет принцессу. Всё, дочка довольна. Мы дружим с волшебным единорогом!

Красивое, но бесполезное животное.<br />
Красивое, но бесполезное животное.

Вы не представляете как сложно одним словом описать квесты и персонажей в Harveslella. Они прекрасны, глубоки, интересны и в то же время ужасны, вызывают лютый кринж и плоские как мои шутки. Но самое главное - они не скучные.

Геймплей

А мы переходим к геймплею и экшену. Выйдя со своей территории, герой окажется на довольно маленькой карте мира. Тут передвигаясь от города к городу, от данжа к данжу делаем квесты и убиваем монстров. Но с одним условием: у нас есть часы и, если не успеешь до полуночи добраться до своей кроватки – гроб, гроб, кладбище, деньги за лечение. Всё как обычно. То же самое происходит, если вражина таки сможет вас одолеть. А чтобы этого не произошло, придётся правильно махать мечом. А ещё бегать, прыгать, уворачиваться от особо убойных способностей (область их действия будет подсвечена заранее), использовать слабости, проводить свои атаки и всё это в реальном времени. Сами бои с обычными мобами сложно хотя как-то похвалить, выбор, по сути, между тем, чтобы обмениваться ударами в ближнем бою или пытаться не попасть под раздачу играя за дальника. С собой можно таскать двух напарников, каждый из которых имеет свой уникальный стиль, а вот главный герой способен заимствовать любой, главное, чтобы он был с ним знаком. Это значит ты можешь быть магом, стрелком, мечником, любым представителем из двенадцати профессий, каждая из которых имеет своё дерево прокачки.

Оружие можно переключать на ходу, чтобы всегда быть готовым ударить тем, к чему враг сильнее всего уязвим.<br />
Оружие можно переключать на ходу, чтобы всегда быть готовым ударить тем, к чему враг сильнее всего уязвим.

Это удивительно, но всё меняется, когда в дело вступают боссы. Они кардинально отличаются от обычных врагов, имеют разные стадии и атаки, и при этом биться с ними одно удовольствие. Я не знаю кому молились разработчики, но боссы одновременно достаточно сложные, но не настолько, чтобы утомить игрока. Они имеют свои слабые точки и заставляют менять оружие на ходу, чтобы ударить по каждой из них, тем самым включив триггер для добивания и повышенного урона. Бой с последним главгадом выглядил как кульминация всей этой работы. Есть такая ситуация в jrpg, когда ты всё прохождение копишь эликсиры, а в конце они тебе не пригождаются. Так вот, они пригодятся тебе все! Закончив с ним, я откатился от компа и сделал только один вывод – это было эпично и круто.

Босс устроил бум.<br />
Босс устроил бум.

Ещё стоило бы похвалить данжи, не то чтобы они были примером для подражания, это скорее кишка с небольшими отклонениями, но разработчики явно постарались хотя как-то их разнообразить с помощью врагов FEAR. Это усиленные противники, которые не уступают по мощи боссам. В теории их можно убить и даже получить неплохую награду, но учитывая их кривую реализацию, постоянное отагривание с последующим пополнением хп до максимума и отсутствием интересных механик, делает это занятие бессмысленным. Тем более, что они нужны для того, чтобы игрок их обходил и боялся. С эти связано много ловушек и прикольных ситуаций, которые хоть как-то разбавляют скучные побегушки.

Ферма

А теперь время фермы! На самом деле с ней достаточно просто и, если вы уже играли в такие игры как Harvest Moon/Story of Seasons, Rune Factory и Stardew Valley, то ничего нового не обнаружите. Но для тех, кто не в курсе, поясню. В игре идёт время, сменяются времена суток, дни недели и времена года. Мы садим семена, которые соответствуют сезону, поливаем их каждый день и собираем урожай. Затем полученные овощи и фрукты уже отправляем на сковородку, на продажу или по разным устройствам, которые делают из них соки, майонезы, сыры и прочее.

Маленький огород, зато мой!<br />
Маленький огород, зато мой!

Проблема в том, что деньги сами по себе не особо-то нужны для прохождения игры, они завязаны на огороде. То есть мы собираем овощи, продаём, получаем кучу денег, которые пускаем на расширение грядок, чтобы потом собирать больше овощей и расширить грядки ещё сильнее. Некоторые фарм симуляторы так и работают, но у них совсем другая атмосфера и цели. Впрочем, никто не мешает вам этим всем заниматься, благо разнообразия тут достаточно. Да ещё и феечки-помощницы подкидывают фермерские челенджи и дарят в награду улучшения.

Феи пока бездельничают, но во время полевых работ готовы помогать и упрощать жизнь.<br />
Феи пока бездельничают, но во время полевых работ готовы помогать и упрощать жизнь.

Отдельно хотелось бы похвалить устройства для переработки овощей, например, соковыжималка может из бобов сделать кофе, из фруктов и овощей – соки, причём из винограда сделает обязательно виноградный сок, из капусты – овощной. Внимание к деталям, чёрт возьми. А ведь таких устройств довольно много, они изучаются и крафтятся за счёт подарков фей, что даёт повод развивать садоводство и выполнять задания. По животноводству всё печально: есть курочки и ламы (это не ламы, но похожи на них), которые дают яйца, молоко и некоторые предметы для продажи.

Визуал и музыка

Одного взгляда достаточно, чтобы понять на каком движке делалась игра. Unreal Engine 4 – довольно хорош и позволяет разработчику сделать красивую картинку не прилагая больших усилий, но Live Wire новички и за их спиной стоит только один проект. Это ENDER LILIES: Quietus of the Knights. Да, в своё время она взорвала мозг любителям метроидваний и стала хитом, но Harvestella – совершенно другой уровень. К сожалению, красивая картинка получается только в статике и на скриншотах, а вот с остальным всё совсем печально.

Одно из самых незабываемых и красивых мест. Совсем забываешь, что этот данж - обычная кишка.<br />
Одно из самых незабываемых и красивых мест. Совсем забываешь, что этот данж - обычная кишка.

Анимации в сценах и при беге похожа на парад брёвен, у каждого персонаже, дай боже, если пять положений тела. Враги анимированы ещё хуже, как будто роботы под электрошоком, да ещё и какая-то странная привычка щёлкать пальцами по любому поводу у всех жителей мира. Казалось бы, оторвитесь на CGI, заплатите профессионалу, чтобы он сделал вам хорошо. Но они явно наняли соседа Коджи за бутылку сакэ, чтобы он им сгенерировал самую худшую анимацию тысячелетия. Ну может не самую худшую, но ролики тут являются тем, что лучше не показывать. И они их не показывали в трейлерах, ограничиваясь геймплеем.

Больше красивых пейзажей!<br />
Больше красивых пейзажей!

А вот с музыкой всё обстоит наоборот. Я по началу не обращал внимания на то, кто заведует музыкальными темами, но отметил, что они однозначно хороши. А потом узнал, что композитором стал Masaru Shiina или Go Shiina. Это не величина уровня Hiroyuki Sawano или Yoko Shimomura, но у него есть свой стиль. Гоу Шина любит экспериментировать с инструментальной музыкой, часто вставляет вокал и даже хор. Наряду с Hiroyuki Sawano он является моим любимым композитором, потому что умеет точно передать настроение сцены через музыку. И здесь маэстро не оплошал. Музыкальные темы – это однозначный вин.

И на посошок. <br />
И на посошок.

И под конец надо определиться с озвучкой. Её не очень много, в основном всё передаётся текстом, и когда встанет вопрос брать японскую или английскую, то я бы посоветовал выбирать второй вариант. Понятное дело, что я не смогу переубедить любителей сэйю, но мне показалось, что английский вариант более эмоциональный. В одной из сцен актриса буквально срывается на крик c надрывом так хорошо, что я специально потом на видео несколько раз пересмотрел ради эстетического удовольствия и игры актёра. Вот ради примера даже покажу вам.

Краткая версия

Harvestella – это jrpg c элементами фермы от студии Live Wire при поддержке Square Enix. Релиз произошёл 4 ноября 2022 года на ПК и Nintendo Switch.

История игры повествует о герое, потерявшем память в фэнтезийном мире, который попадает в водоворот событий мирового масштаба. Буквально сразу же сюжет вводит множество неизвестных переменных: девушку из будущего, продвинутую в технологическом плане расу, загадочные кристаллические образования Seaslight, которые влияют на смену времён годов. Чем дальше протагонист продвигается по сюжету, тем выше ставки, хитроумнее интриги, больше тайн. Особенность повествования в том, что информация даётся порциями ровно столько, чтобы удовлетворить первоначальные вопросы и тут же создать новые.

Карта мира, по сравнению с другими в jrpg, совсем крохотная.<br />
Карта мира, по сравнению с другими в jrpg, совсем крохотная.

Геймплей состоит из путешествий по карте мира, посещении городов и зачистке подземелий. При этом во время путешествия отсчитываются часы и все свои дела необходимо закончить до полуночи, вернувшись в свой дом. Данжи выглядят как узкие коридоры, разбавленные комнатами для боёв и простейшими загадками. Особенностью можно назвать наличие монстров FEAR, усиленные версии обычных противников, чьё предназначение – заставить игрока их грамотно обойти, не вступая в бой, чтобы не потратить достаточно много ресурсов на их убийство.

Существо FEAR активируется и отпиздячит любого, кто пройдёт через синий лазер. Лучше сделать крюк, чем сражаться с ним.<br />
Существо FEAR активируется и отпиздячит любого, кто пройдёт через синий лазер. Лучше сделать крюк, чем сражаться с ним.

Бои происходят в реальном времени и начинаются при атаке врага или агрессии со стороны противника. Герой волен взять к себе в команду до двух человек, каждый из которых имеет индивидуальный класс и особенность поведения. В то же время протагонисту предоставляется на выбор любой класс и возможность его сменить. Присутствует дерево прокачки каждого класса. Напарники имеют ИИ и никаких приказов им невозможно отдать, зато они достаточно умны, чтобы отбегать от опасных атак противников и умирают они крайне неохотно.

Класс Avenger хорошо тем, что при должной прокачке тупо ваншотит.<br />
Класс Avenger хорошо тем, что при должной прокачке тупо ваншотит.

С этими же напарниками можно повышать уровень дружбы, выполняя их квесты, которые расскажут об их прошлом и характере. Задания также дают обычные жители городов, часто объединяя их в целую цепочку и рассказывая таким образом более глобальную историю. Качество квестов варьируется от скучных и наивных до интересных и захватывающих, поэтому дать общее определение им сложно.

В свободное от подвигов время герой волен заниматься мирными профессиями: фермерством, животноводством, рыбалкой, готовкой и изготовлением полезных приспособлений. Для выращивания культур перед домом расположено поле, на котором выращиваются овощи и фрукты в зависимости от сезона. Единственное требования – поливать каждый день. Полученная таким образом еда может быть продана или использована для приготовления блюд, которые поправляют здоровье игрока и временно повышают его параметры.

Многие рестораны хорошо заплатят, если отнести им правильное блюдо. По началу именно эти заказы дают основную прибыль.<br />
Многие рестораны хорошо заплатят, если отнести им правильное блюдо. По началу именно эти заказы дают основную прибыль.

Крафт же помогает собрать механизмы для переработки овощей и фруктов в соки, зерна – в муку, размола перца и т.д. Животноводство сильно упрощено и представляет из себя уход за двумя видами животных, которые дают яйцо и молоко. При рыбалке нужно найти особое место и просто вовремя подсекать рыбу без каких-либо мини игр.

Harvestella отличается качественным подходом к музыке с использованием оркестра, вокала и хора. Ей занимался композитор Masaru Shiina, проявивший себя с лучшей стороны во многих аниме и игровых проектах.

Итоги

Итак, давайте подытожим всё, что мы имеем.

Harvestella – это вполне себе годная jrpg, которая не стремиться забраться на вершину пищевой цепи. У неё есть недостатки, и я пойму вас, если это станет причиной дропнуть игру. Но она также обладает достоинствами, в первую очередь музыкой, сюжетом и персонажами. Это трио формирует атмосферу и настраивает на правильный лад, что даёт истории и драме сильнее запасть в душу. Если для вас это важная часть игры и вы можете простить технические несовершенства, то получите то же эстетическое наслаждение что и я.

Harvestella. Когда просишь зло подождать с уничтожением мира, чтобы успеть собрать урожай

Вы вообще задумывались когда-нибудь о том, как лгут в играх? Неожиданный вопрос, правда? Я поймал себя на мысли, что персонажи делают это как настоящие люди. Их ложь – это не осознанный выбор, за которым стоит великий заговор, как это обычно преподносится в играх, а просто часть общения. Ну вот не пожелал он признаваться в каком-то мелком косяке, захотел увернуться от неприятного вопроса, просто соврал. Вычислили лжеца прямо сейчас или через пару дней, косо посмотрели, пальчиком пригрозили и всё.

Или вот дети никогда в подобных играх не занимали хотя бы мизерно значимой роли, а тут часто дают квесты, проходят через жизненные испытания, имеют свои важные детские проблемы. Делаешь их квесты и проникаешься.

Harvestella. Когда просишь зло подождать с уничтожением мира, чтобы успеть собрать урожай

Такие детали сложно уловить, когда пытаешься объективно дать оценку игре. На Metacritic она получила 73%, и опять же объективно, сложив все особенности, с подобным вердиктом соглашаешься. А субъективно для меня это игра года. И как быть, что мне вам написать? Попробуйте, поиграйте, даже если вам не понравиться, потом через несколько лет сыграв, не будете жалеть, что пропустили её в своё время. И не верьте названию, трейлерам и блогерам, это не фарм-симулятор. Ферма тут для расслабления, а не самоцель и не центр вселенной.

Achtung!

Нет русского языка
Фул прайс за игру

Соотношение лайков к дизлайкам (55/2)

6565
32 комментария

Не смог дотошнить даже демо на Свиче. Плохо было практически всё (особенно крайне жёсткий тайминг).

2
Ответить

А что не так с таймингами и где он там жёсткий был?

Ответить

Ого, удивлен, что за годы у тебя еще не иссякла мотивация писать

1
Ответить

Учитывая сколько идей у меня в голове для очередного блога, она не скоро иссякнет. =)
Но для реализации следующих двух нужно очень много времени и сил. Так что выйдут они не то чтобы скоро.

1
Ответить

Русек есть?

Ответить

Как всегда, ждём пару лет русик и только потом покупаем.

Ответить

Нет, всё по хардкору, как в старые добрые времена.

Ответить