Panzar умер, но навсегда остался в моём сердце

Была когда-то популярна такая игра, от названия которой, возможно, вы даже пророните скупую слезу ностальгии. Да уж, потрясное было время.

Оглавление

Как я познакомился с Панзаром ☕

Открытое бета-тестирование игры началось ещё в 2012-м году, примерно тогда же я и открыл для себя эту удивительную, особенно в те юные годы, вселенную.

Началось всё с сидения на сайтефлэш-игр. Тогда они ещё были живы, чёрт… В общем играл я в свои любимые «Мечи и сандали» и увидел по бокам сайта типичную рекламу, Адблоком я тогда не пользовался, возможно потому что и не знал о его существовании. Пусть и лет мне было ещё совсем мало, но я понимал, что подобная реклама ничего хорошего не сулит, а лишь заберёт все мои пароли и украдёт кредитку, даже если у меня её нет. Однако была среди всех этих реклам и довольно занятная, что показалась мне даже привлекательной и не мошеннической, напротив, какой-то безопасной. Перейдя по рекламному баннеру я наткнулся на сайт онлайн-игры,предлагающий мне зарегистрироваться и скачать её клиент. Ещё на баннере я увидел нечто фэнтезийное, что очень меня завлекло. А уж на сайте я зачитался различной информацией об игре и с клавиатуры уже нужно было подтирать слюнки, так сильно я стремился её скачать.

Один из рекламных баннеров игры.<br />
Один из рекламных баннеров игры.

Скачал и установил ⚙

Итак, у нас тут есть вымышленный фэнтезийный мир, в котором соседствуют друг с другом воинствующие расы, представленные людьми, эльфами, орками и гномами. Множество карт со своей запрятанной и ещё нераскрытой историей, да и арт-дизайн каждого класса и расы был очень хорош, игра была качественна и мои предубеждения насчёт рекламных баннеров тогда быстро разрушались, хоть это и было, наверное, одно из немногих исключений. Игра завлекала тебя в свой мир, но не давала достаточно деталей, ведь только начинала развивать свой лор. Но того, что было ещё на старте, мне и многим другим уже было достаточно — бесплатные сражения 8 на 8, где ты можешь взять орка с огромной дубиной. Господи, дайте два!

Берсерквполном обмундировании. <br />
Берсерквполном обмундировании.

Моим первым персонажем в игре стал именно такой орк. Ещё на этапе выбора, где можно было рассмотреть всех персонажей в своей максимальной экипировке, мой глаз привлёк большой и могучий берсерк с дубиной на перевес. Он пугал и выглядел грозно, в том числе и на фоне своего собрата танка. Ах, а эта маска… Я был счастлив, что наконец-то в какой-то игре могу поиграть за больших и страшных орков, которые чтят грубую силу и разрушение.

Меню выбора класса.<br />
Меню выбора класса.

Воспоминания о геймплее 🎮

Множество способностей и классов напоминали популярную тогда и сейчас MMORPG «World of Warcraft», с которой я имел совсем краткие мгновенья знакомств и больше был наслышан от других.

В распоряжении игрока 4 расы и 8 классов, по 2 класса на каждую расу. Орки довольствуются берсерками и танками, гномы канонирами и сапёрами, люди инквизиторами и паладинами, а эльфийки обладают сёстрами огня и ледяными ведьмами.

Все персонажи имеют в распоряжении активные и пассивные способности. Пассивные являются такой постоянной прокачкой, влияющей, например, на урон персонажа, а активные являются прожимаемыми в бою скиллами. У персонажей есть (была) мана, энергия и здоровье, и в зависимости от способности, она может тратить или же восполнять что-то из этого во время использования.

Таланты берсерка.<br />
Таланты берсерка.

Канониры могут занимать труднодоступные позиции и ставить там свою турель, а сапёры помогают команде своими телепортами быстрее добраться до объекта и тотемами этот объект удержать. Орки всегда являлись основной ударной силой команды, а люди атаковали тыл врага и поддерживали лечебной магией. В общем, в игре очень хорошо распределены роли, и кого бы ты не взял, ты сможешь приносить пользу команде, а вариантов для удовлетворения своих геймплейных и не только желаний целых 8.

Прокачав своего берсеркадо почти максимального уровня, я, например, решил пересесть на людского инквизитора,который тоже был силён в дуэлях, но, конечно, не так полезен в крупных лобовых сражениях. Однако, мне нравилось, что в игре за инквизитора ещё с первого уровня тебе открывается интересная механика — невидимость. Инквизитор мог уходить в невидимостьтаким образом, что для врагов виднелся лишь силуэт. Это позволяет заходить врагам в спину, удобно маневрировать и в случае чего также спешно покидать поле боя. Мне нравилась мобильность и бóльший потенциалинквизитора в дуэлях, в отличие от берсерка. Чувствовалось также, что из-за меньшего количества здоровья приходится меньше рисковать и больше анализировать, аккуратнее играть.

<b>Инквизитор.</b>
Инквизитор.

Потом кого я только ещё не попробовал — и сапёрадо максимального уровня докачал, и наканонире поиграл, и танка попробовал. Но всё же душе больше всего пришлись берсерк и инквизитор. Они были моими любимчиками из аккаунта в аккаунт... ой, слегка забегаю вперёд.

Панзар был динамичен и заскучать в нём совсем не удавалось, всё-таки на карте в один момент сражались 16 человек, где-то стреляли канониры, а где то всех раскидывали берсерки. Экшен пронизывал всё и вся, как в действиях, так и в эффектах была видна динамичность боя. Мотивацию сражаться дополнительно поддерживали объявления на круглые числа убийств в стиле «MONSTER KILL» и прочее подобное. А объекты не дадут простаивать вдали от поля боя и бездействовать.

Воспоминания о картах 🗺

Что мне чертовски в Панзаре нравилось, помимо геймплея и поистине уникального опыта от игры, так это карты. Локации Панзара были обширны, обставлены и глубинны с разных сторон. Порой было интересно, почему та или иная локация выглядит именно так, что предшествовало каким-либо изменениям в ней и что в ней происходило по сюжету игры.

Одной из моих любимейших карт во все времена Панзара была Цитадель алхимиков.

Цитадель алхимиков.<br />
Цитадель алхимиков.

Заснеженная карта с прекрасным видом в небе и огромной цитаделью по середине локации. Атакующая сторона начинает среди барикад неподалёку от первой точки, находящейся на первой арке, а защищающаяся сторона начинает в глубине цитадели.

Ещё на первой точке с обоих сторон происходят предельно близкие конфронтации, из-за маленького пространства приходится быть очень аккуратным и изворотливым, чтобы как минимум не упасть, а как максимум не стать убитым.

Видите эту кислоту? Я просто обожал брать танка и притягивать в неё врагов.<br />
Видите эту кислоту? Я просто обожал брать танка и притягивать в неё врагов.

Сами создатели дают такое описание Цитадели алхимиков:

В глубине пограничных земель, среди пустынных холмов и скал возвышается Цитадель Алхимиков, неприступная твердыня древнего Братства, хранилище сокровенных знаний и опасных секретов мироздания. Мощные гранитные бастионы веками защищали ученых мудрецов, посвятивших жизни постижению Семи Великих Стихий — и за свою долгую историю видели немало невероятного. Здесь в обмазанных глиной ретортах из королевской меди, белой ртути и невинной крови рождался философский камень, способный превращать любые металлы в золото. Здесь в больших шарообразных колбах копошились уродливые гомункулусы, знающие ответы на все вопросы, а в темных подвалах бесновались на цепях ослепленные василиски. Здесь, в соответствии с секретными рецептами гномов, из угля, змеиной серы и горных кристаллов производилась разрыв-пыль, также известная как порох. Саму крепость ее обитатели превратили в гигантский алхимический аппарат, опутав стены сетью труб, поместив огромные резервуары во дворе и на вершинах башен. «Кровь Цитадели», побочный продукт проводимых экспериментов, нередко использовалась в качестве оружия против тех, кто осаждал замок, стремясь завладеть тайнами Братства. С высоких помостов алхимики наблюдали за звездами, пытаясь разгадать послания Ушедших Богов и предсказывать будущее, но не увидели в небе знаков приближающейся опасности, не успели противопоставить свою мудрость безумию Хаоса. Ныне Цитадель пуста. По-прежнему горят синим огнем фонари в когтистых лапах каменных горгулий, по-прежнему полны смертоносной кислотой стальные трубы, по-прежнему накрепко заперты двери, ведущие в подземелья — однако некому теперь читать книги в залах библиотеки, некому смотреть в запыленные стекла астроскопов. Алхимиков больше нет, и Цитадель превратилась в приманку для многочисленных авантюристов и искателей сокровищ. Бродячие отряды непрерывно сражаются за нее, надеясь заполучить могущество Братства. Немало отчаянных голов сложено на подступах к крепости, немало храбрецов полегло на ее стенах и лестницах, но охотников не становится меньше. Цитадель трудно штурмовать, но и защищать непросто, а потому она часто переходит из рук в руки. Древние башни мрачно наблюдают за бесконечной войной и терпеливо ждут возвращения своих истинных хозяев.

Panzar.

Подобные большие и атмосферные карты со своей длинной историей очень нравились мне в Панзаре. На них не только геймплейно приятно сражаться, но и осознавать и подмечать какие-то детали.

Процесс создания Цитадели алхимиков завораживал в те годы, но даже сейчас выглядит очень хорошо, несмотря на порядком устаревшую графику.

Процесс создания.

Но не Цитаделью алхимиков едины, ведь есть ещё Орк-Сарай!

Panzar умер, но навсегда остался в моём сердце

Вновь большая локация, пустынная и с большим количеством кактусов и орочьих финтифлюшек. Думаю, это была моя вторая любимая карта в Панзаре. Она солнечная, яркая. Считай, что противоположность Цитадели алхимиков, которая была заснеженной и тёмной. Очень органично было брать на Орк-Сарае берсерка или танка, обычно так я и делал.

Panzar умер, но навсегда остался в моём сердце

Мне всегда нравились в Панзаре большие карты. Игры на них получались насыщенными и долгими, размеренными, но интересными. Особенно было интригующе сражаться возле последней точки, когда до победы или поражения остаётся совсем немного и вы тратите последние силы, лишь бы вырвать победу из злостных рук соперников.

История Орк-Сарая такова:

Великие пустоши Карраз-Гула — дом воинственных кочевых племен. Век за веком зеленокожие варвары странствовали по бесплодным равнинам и скалистым нагорьям, беспрерывно сражаясь за выживание. Развалины древних эльфийских строений нередко становились основой для их городищ и лагерей. Самым знаменитым из них по праву считается Орк-Сарай, возведенный в Долине Красных Камней по приказу Дерзаг-Кага, легендарного вождя, объединившего под своей властью все дикарские племена. Окруженная неприступными скалами, эта крепость являет собой истинный шедевр фортификационной мысли: штурмовать ее возможно лишь с одной стороны, да и там наступающих ждут крутые склоны, острия частоколов и смертоносная картечь. В глубине городища возвышаются колонны разрушенного эльфийского храма, а на скалах вокруг видны истертые временем барельефы, изображающие странных существ с птичьими крыльями. "Уверен, в незапамятные времена эти изваяния служили стражами, встречающими паломников, напоминающими о всемогуществе богов. Теперь они смотрятся нелепо среди цветастых варварских тентов, облепивших отвесные стены глиняных хижин и бесчисленных кольев с насаженными на них черепами. На сам храм зеленокожие посягнуть не посмели: среди его колонн не видно следов орочьего присутствия, хотя в нескольких шагах от обвалившейся арки входа уже начинается шумное и пестрое становище. Деревянная площадка в сердце лагеря украшена целыми связками черепов. С каждого столба, с каждой перекладины за вами следят пустые черные глазницы — для варваров такое убранство более чем привычно. Под площадкой находится источник того, что сами орки называли «мертвой водой». По виду это грязная, заросшая тиной лужа, на поверхность которой время от времени поднимаются зеленоватые пузыри. Из лужи торчат сухие ветви кустов и фрагменты костей, а в паре мест виднеются даже целые скелеты. Каждый, кто прикоснется к «мертвой воде», умирает быстро и мучительно. Возможно, это остатки некой эльфийской ловушки, возможно — просто природная аномалия. На просторах Карраз-Гула встречается немало странного…

Бистол Тишайший

Кстати, своё первое плотное знакомство в Панзаре и интернете я завёл именно на карте Орк-Сарай.

Первый интернет-друг 🤝🏻

Как сейчас помню, то был прокаченныйберсерк под ником, кажется, Акс. Вдохновлялся он героем из Доты, потому и взял как основного героя берсерка.

Обычно мы играли тандемом из двух берсерков, либо его берсерк и мой инквизитор. Плюсы подобной игры были в том, что мы действовали скооперировано и направленно, вылавливали вражеских орков и людей, а иногда и гномов с эльфийками в тылу.

В те времена я никогда не говорил своего настоящего возраста, потому что в тех случаях, когда говорил, со мной переставали общаться. Мне было 8 лет и я говорил, что мне 18. Да, быть может на 18-летнего я и не тянул, а дошёл до этого возраста я лишь сейчас, но чёрт возьми, это работало.

С Аксом мы играли почти каждый день, добавлялись в группу и шли вырубать всех налево и направо. Переговаривались чаще всего об интересующих играх и как-то раз он упомянул о том, что ждёт готовящийся шутер от Blizzard. Этим шутером был делающийся на тот момент Overwatch. И как то раз Акс сказал мне, что однажды, в день, когда выйдет Overwatch, он в последний раз появится в сети и больше никогда не вернётся в игру.

«Слушай, брат мой. Настанет день, когда я в последний раз выйду из Панзара и больше никогда не буду онлайн.»

В какой-то момент я заметил его пропажу. Типичный случай по тем временам, когда какой-то друг «был в сети 1358 дней назад». Так случилось и с Аксом... Шутер вышел и я даже искал его в нём, но всё было тщетно. Своего первого интернет-друга я потерял на полях битв былой игры, а в новой так и не нашёл его.

Акс, если вдруг ты засел на DTF и читаешь это, отзовись в комментариях. Поиграем в овер...

Друзья.
Друзья.

Лучшие времена игры 📆

Лучшим для себя временем в игре я считаю обновление «Эпоха ремесла». Это обновление вышло в 2014-м году и вносило крайне занимательные изменения в систему изготовления предметов в игре, о чём и говорит название. Прежде в Панзаре существовали шансы разрушить вещь во время крафта, а эпические (максимальные) вещи были убийственно дорогими и также имели шанс разрушиться, что у меня самого пару раз случалось. Но с новым обновлением, которое, как мне ещё тогда казалось, совсем невыгодно разработчикам,игроки зажили куда лучше.

Такому обновлению те, кто не могли задонатить в игру, были очень рады. Панзар теперь действительно позволял добиться максимальной прокачки без вложений и нервов. Помимо стопроцентного шанса крафта, они также снизили стоимость вещей. Единственное, что теперь вещи изготовлялись не моментально, а порой неделю или чуть меньше, зависело от качества и типа предмета. Но в этом даже была какая-то магия — когда ты сначала копишь ресурсы на нужный тебе предмет, запускаешь процесс изготовления и всё что тебе остаётся — это смиренно ждать. И когда ты наконец дожидаешься, как же сладостен этот момент, сколь ярким он становится в том числе из-за долгого ожидания.

Это обновление мне очень полюбилось. Я прежде не жаловался на монетизацию игры и чувствовал себя в ней вполне комфортно, постепенно прокачивая своих персонажей и с нескольких попыток крафтя нужные вещи, но после этого обновления всё стало только круче. Да это была лучшая игра во вселенной, так я считал тогда.

И на этом разработчики не остановились!

Panzar умер, но навсегда остался в моём сердце

PvE Режим 🤖

Вскоре за обновлённой кузницей и немного обновлённой экономикой последовало ещё одно масштабное обновление — кооперативный режим, где игроки сражались против ботов в сюжетных локациях. Панзар постепенно обрастал всё большей и большей глубиной, рассказывая о мире и развивая свой лор.

После выхода обновления нас ждал забавный ролик о тайне запретной долины, где два гнома всё ищут тех, кто справится с их заданием, пока в конце концов к ним не приходишь ты.

Подобные видео от создателей, как мне кажется, показывали их искренний интерес к своему детищу. Креативный и качественный ролик, который я помню сквозь столькие годы, а пересматривая лишь улыбаюсь.

PvE режим оказался удивительно интересным, хоть я и был настроен скептически к нему, когда только увидел. Сколотив сочетающуюся группу проходить было весело и не слишком трудно. Теперь предстояло сражаться не против соперников людей, а против искусственного интеллекта, нужно было объединить усилия, помогать друг-другу и дойти до самого конца, забрав ценные награды. Награды, кстати, и впрямь были ценными, когда PvE только вышло, многие игроки засели в нём из-за большого количества ресурсов за прохождение.

<b>Зар,</b> финальный босс <b>PvE</b> <b>режима.</b><br />
Зар, финальный босс PvE режима.

Но не всё хорошее длится долго. Пока игроки ещё не успели насладиться новой кузницей и PvE с сюжетом, разработчики вскоре выпускают новое обновление.

Откат назад ⏮

Кузница продержалась с 31-го до 35-го обновления. Разработчики вернули старую систему вместе с прочими нововведениями. Случай был необычный, ведь игроки уже привыкли к тому, что их вещи имеют 100% шанс крафта, затрачивают не так много ресурсов и в целом, что вещи можно получить без каких-либо вложений. Формально, с прошлой кузницей тоже можно было получить максимальный сет без вложений. Но в несколько раз сложнее, нужно было уже натурально задротить для этого.

Но несмотря на это, Панзарпродолжает развиваться. Вскоре выпустив обновление с новой локацией для PvE, которая кстати мне очень нравилась. Сады Химеры находились в окрестностях Цитадели алхимиков, что уже являлось для меня знаком качества. И действительно, посмотрите сами:

Всегда любилснег в играх,и Панзар отнюдь не исключение. В Садах Химеры я провёл немало часов, при том локация была сложнее предыдущей, в том числе из-за того, что локация с Заром уже была изучена вдоль и поперёк. Игроки её заучили и проходили куда проще, чем когда-то могли себе представить.

И как же вся эта положительная история закончилась?

Смерть Панзара для меня ⚰

Году в 2017-м, когда масштабные обновления уже выходят реже, а игра словно начинает слегка забрасываться, на мой аккаунт прилетает перманентный бан. За багоюзерство, которым я не занимался, однако как-то раз сыграл в группе с багоюзером. Видимо, за это и прилетело.

Мой мир тогда обрушился. Любимая игра, в которой я мог заседать часами, находить новые знакомства, заводить дружбу. Игра, которая была частичкой моей жизни, частичкой большой и очень важной. И эта игра в момент пропадает, а всё собранное за годы остаётся в небытие.

Panzar умер, но навсегда остался в моём сердце

Мой любимый берсерк навсегда для меня исчез. Но на этом я не сдался. После небольшого периода игровой депрессии я вернулся в Панзар с новыми силами и новым аккаунтом, а первым персонажем стал инквизитор.

Первые 20 уровней пролетели совсем незаметно, после опыта от прошлого аккаунта, матчи были односторонним избиением (обычно не меня).

Я быстро оправился от бана и стал играть уже на новом аккаунте, но, похоже, было уже поздно. Начинается эра упадка Панзара.

Вселенская смерть Панзара 🪐

Моё возвращение в игру после бана очень быстро было омрачено постепенной стагнацией игры. Обновления начинают выходить реже, а изменения порой не вносят чего-то хорошего и лишь приносят в игру бóльшую зависимость от вложений.

Разработчики переключают своё внимание на другие проекты и Панзару достаётся всё меньше и меньше. Постепенно аудитория утекает из игры.
В какой-то момент онлайн в игре стал такой, что зайдя вечером выходного дня можно было искать матч несколько десятков минут, а то и больше. Любимая игра на глазах уходит на покой, баги больше не поправляют, а последнее обновление выйдет в 2019 году, добавляя наборы быстрой прокачки, с помощью которых за небольшую цену любой зашедший мог моментально прокачаться до максимума. На недостающие места в командах станут добавлять ботов, и "комфортно" играть можно будет лишь на максимальном уровне. В игре остались старички, держащие небольшой онлайн на максимальном уровне прокачки.

Игру законсервировали, и хоть сервера всё ещё работают, играть в неё сейчас будет проблематично, особенно новичку. Ибо новичок сначала будет 20+ уровней играть с ботами, а дойдя до максимальных, встретится лицом к лицу с людьми, играющими в эту игру с её создания. Ничем хорошим для новичка это не закончится.

В 2022-м году я возвращался в Панзар, даже купил себе набор инквизитора 30-го уровня. Но меня хватило на несколько игр. Несколько игр, в которых я видел одни и те же лица. Больно видеть, как любимая игра погасла. Игра с огромным потенциалом и интересными механиками для своего времени, да и даже до сих пор. Игра, ставшая частичкой моей жизни.

Эта статья — отчасти моё личное прощание с игрой. Всё ещё сохраняя надежды на какую-либо реинкарнацию, я вынужден оставить Панзарв прошлом. Я любил и буду любить эту игру всем сердцем.

Благодарю вас за прочтение!

144144
31 комментарий

Комментарий недоступен

34
Ответить

Ещё добавлю тоже самое про курсив. Если средства сайта сами позволяют делать цитаты их не надо дополнительно выделять курсивом.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я прочитал концовку и начало, пролистал видео и скрины, но где ебучий геймплей? Такое ощущение, что автор в нейросети создал статью

9
Ответить

Да забей, там не на что смотреть то особо. Стоишь мэшишь чуваков без шибких анимаций. Иногда бегаешь, чтобы не мэшили тебя. Графика - нулевые. Анимации - Россия. That's all

3
Ответить

Был в рядах фокус группы, играли с разработчиками в team speak. Хоть я и был школьником (9-10 классы), но это было необычно для меня и больше не повторилось. Каждую неделю (вроде) менялись уровни персонажей (1-10-20-30) и мы их тестили. Так же играли в новые режимы, такие как захват метеорита (не знаю, был ли он на релизе, т.к. на бете я уже был студентом мощного компа).
Очень жаль игру, я думал что у нее есть будущее, но видимо народу не зашло.

3
Ответить

Дело не в народе. А вот, что у игры было хуевое развитие: донатная помойка, плохой сетевой код, обосранный баланс, а о новом контенте и говорить не приходится.

4
Ответить