Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Восстанавливаем веру человечества в вампиров после выхода Redfall, подробно изучаем кровососов и вспоминаем лучшие игры про них.

Охочие до человеческой крови существа разные времена и в разных областях искусства представали перед нами в совершенно разных обличиях — где-то они утонченная и элегантная нежить, а где-то — свирепые, дикие монстры.

Часто вампиры — это сложные и многогранные персонажи, которые отражают разные аспекты человеческой природы: страсть и жажду, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Они — зеркало наших страхов и фантазий: страха потерять себя или близких, и фантазий о бессмертии или власти.

Мы знаем их как существ, способных превращаться в летучих мышей или туман, «технически» бессмертных, боящихся осины, крестов и солнечного света и превращающих смертных в себе подобных через укус. Но всегда ли они были такими?

Попробуем разобраться.

Ближний Восток, Средиземноморье и Азия

«Кровососы» пугают людей уже не одно тысячелетие. Познакомьтесь с Лилит и Экимму — двумя древними месопотамскими демонами, которые имеют непосредственное отношение к вампиризму.

Лилит — демонесса, которая появляется в ночное время и соблазняет или убивает мужчин
Лилит — демонесса, которая появляется в ночное время и соблазняет или убивает мужчин

Лилит упоминается в шумерском эпосе о Гильгамеше, где она поселилась в дереве, посаженном богиней Инанной, и отказывалась покинуть его, пока Гильгамеш её не изгнал. В аккадских текстах носящая имя Ардат-Лили (так называемая «дева Лилит») или Ки-Сиккель-Лила («дева воздушного духа»), Лилит считается дочерью бога неба Ану. В ассиро-вавилонских текстах демоница ассоциируется с богиней Ламашту, которая также причиняет вред беременным женщинам и детям.

Лилит — крылатая женщина с птичьими ногами и острыми зубами или клыками. Она может принимать разные облики, в том числе облик совы, и проникать в сны мужчин и женщин, вызывая ночные кошмары или эротические видения.

Экимму — демон, который возникает из тела неправильно похороненного человека и преследует живых, высасывая их жизненную силу
Экимму — демон, который возникает из тела неправильно похороненного человека и преследует живых, высасывая их жизненную силу

Экимму впервые появляется в аккадских заклинаниях против злых духов, где он называется одним из семи демонов, порожденных богиней разрушения Ламашту. Экимму возникает из тела человека, который умер насильственной или неестественной смертью, не получил должных похорон или не имел потомков. Он блуждает по земле в поисках жертвы, которую он может привязать к себе и лишить жизни. Экимму может также заражать других людей укусом или целовать их во время сна. Изображается же демон как бледный или серый человек с длинными волосами и ногтями, способный проникать сквозь стены и двери и не боящийся солнечного света.

Лилит и Экимму имеют общие черты с вампирами из других культур: они питаются кровью или жизненной энергией живых существ, активны в ночное время, могут менять свой облик или становиться невидимыми, заражать других укусом или при контакте с его кровью.

Недалеко ушли от соседей из Междуречья и египтяне. Их мифы и религия как раз отчасти основывались на образах таких «прото-вампиров», как великий змей Апоп (Апеп или Апофис) и Сехмет. В контексте нашей темы можно представить Апофиса как первого и самого могущественного вампира, который был изгнан Ра из царства света в царство тьмы — и который по легенде каждую ночь пытался поглотить солнечный диск. Апофис жаждет мести и хочет уничтожить Ра и его порядок, создавая своих последователей из людей и животных, которых он кусает и заражает своей кровью.

Этот змей обладает силой хаоса и может принимать различные формы: крокодила или льва — на одном из древнеегипетских барельефов изображен в своей истинной форме во время боя с Сехмет
Этот змей обладает силой хаоса и может принимать различные формы: крокодила или льва — на одном из древнеегипетских барельефов изображен в своей истинной форме во время боя с Сехмет

Сехмет — одна из жертв Апофиса, которая была превращена в вампиршу против своей воли — прародительница современных «очеловеченных кровососов». Сехмет не смирилась со своей судьбой и продолжила служить Ра, сражаясь с Апофисом и его приспешниками. Она обладала силой огня и вызывала пламя из своих рук или глаз, а ещё управляла львами.

В мифах Древней Греции тоже были чудовища, которые нападали на людей и животных, высасывая их кровь или жизненную силу. Ламия — типичный персонаж древнегреческой мифологии, ходячее олицетворение трагедии, произошедшей по вине любвеобильных богов. Согласно первоисточнику, эта дочь Посейдона и возлюбленная Зевса родила от последнего сына Герофила.

Превратив красавицу-царицу Ливии в уродливое чудовище с телом паука или змеи, как говорят некоторые источники, жена громовержца Гера кроваво расправилась с детьми, которых бедная Ламия родила от Зевса. В отчаянии та сошла с ума и начала отнимать детей у молодых матерей и съедать их заживо, возвращая себе прежнюю красоту для охоты на мужчин. Участь последних была также незавидна — каждый из них олицетворял Зевса, который не смог защитить детей Ламии.

Тему соблазнительно опасных женщин-вампиров в Древней Греции продолжает и близкая родственница Ламии — Эмпуса, демоница с ослиными ногами, высасывающая кровь у спящих людей. Она неизменно путешествовала в свите богини Гекаты, которая держала её в качестве «штатного пугала», посылая к людям под видом заблудившихся коров, собак или прекрасных дев. Единственным способом обезопасить себя была яшма — камень, который чаще всего вплетали в многофункциональные амулеты.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

В Древнем Риме начали формироваться способы борьбы с вампирами — например, гвозди из «холодного железа», которыми надо было пронзить сердце стриги или стриксы.

Сама стрикса изначально была ведьмой, способной превращаться в сову и нападающей на скот или маленьких детей, высасывая их кровь и жизненную силу. В отличие от классической версии вампира, эта старушка вполне могла проникнуть в дом незадачливого плебея через окно или даже узкую щель в стене. Только легендарное «холодное железо» (холодной ковки без примесей других металлов), в дальнейшем успешно просочившееся в фентези-культуру — вкупе с прибиванием её к земле могло остановить монстра.

Жестокая, меняющая облик как перчатки и обладающая магической силой, она была, что иронично, в пантеоне помощников римской богини Гекаты — которая, как и её древнегреческая коллега, посылала подопечную пугать людей, но уже на кладбищах и перекрестках. Некоторые исследователи также отмечают, что стрига могла иметь отношение к Прозерпине, чьей «областью божественного вмешательства» были ранние детские смерти и похищение отпрысков у матерей.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Как и его «предшественники» из других культур, древнеримский Лемур был злым, мстительным призраком-демоном. Преследуя до самого конца родичей и врагов, вызывая болезни и несчастья, Лемур отличался наиболее жестоким и садистским нравом по отношению к женщинам — он насиловал их, а затем оставлял в живых, заставляя каждодневно мучиться в кошмарах. Для защиты от лемуров, также обладающих способностью к перевоплощению, римляне проводили специальные обряды и жертвоприношения.

В Индии в незапамятные времена среди людей ходили пишачи, ветала и рикшаса. Одна из особенностей индийских вампиров - это то, что они часто ассоциируются с низшими кастами или варнами, которые считаются нечистыми и недостойными почитания богов.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Первый «вампир» с которого стоило бы начать разговор об Индийском регионе, это разумеется, ветала — дух, обитающий на кладбищах и овладевающий трупами. Он может менять свой облик, летать, гипнотизировать людей и обладает знанием прошлого, настоящего и будущего, а также пониманием человеческой психологии.

Ветала питается психической энергией (праной) живых существ, особенно тех, кто имеет сильную волю или склонен к творчеству . Ветала может быть отогнан мантрами или освобождён от призрачного существования путем проведения похоронных обрядов.

Ракшаса — это демонический воин из областей, граничащих с Персией, который может принимать любую форму, но обычно пребывающей в отдаленно напоминающей человеческую (за исключением рогов, острейших зубов и когтей). Рацион служащего темных богов и злых королей не сильно отличается от современных вампиров — питается он плотью живых или мертвых существ, а также кровью. Убить подобного монстра можно оружием из железа или меди, а также магическими заклинаниями.

Ветала и ракшаса относятся к вампирам в широком смысле слова, так как они питаются жизненной силой других существ. Однако они не боятся света, крестов или чеснока, не превращают своих жертв в подобных себе и не имеют общего происхождения или природы — в отличие от китайского пэнгу иль пэньгу, который способен создавать других вампиров через укус. Родом из страны шелка и чая, пэньгу был типичным проявлением влияния иностранной культуры на культуру традиционную — «прыгающие» вампиры с приходом христианства в Китай сразу начали бояться крестов.

Тёмная эра человечества

Улучшение торговых связей привело к тому, что европейцы стали знакомиться с мифами и легендами других стран, в том числе с Востока и Ближнего Востока. А ещё Европейцы столкнулись с новыми болезнями, которые могли вызывать странные симптомы или поведение. Например, с порфирией — наследственным заболеванием, которое влияет на синтез гемоглобина в крови. У больных порфирией могут быть высыпания на коже, язвы, светочувствительность, уменьшение десен и буроватый цвет испражнений.

Советы лекарей средневековья о пользе свежей крови в качестве лекарства и кроваво-красные испражнения лишь подпитывали суеверия малообразованного общества. Даже чеснок — и тот, из-за обилия находящейся в нем серы, мог вызывать у заболевших приступы, что повлияло на образ вампиров.

Все эти признаки напоминали облик вампира или его жертвы, но по причине слабо развитой медицины и начала изучения самой порфирии только в 30-х года восемнадцатого века, в Средневековье они относились к сверхъестественным явлениям.

Другой пример — чума, которая в XIV веке унесла жизни миллионов людей в Европе. Чума вызывала высокую температуру, боли в теле, нарывы на коже и кровотечения из носа и рта. Эти симптомы также могли ассоциироваться с укусами вампиров или их присутствием — подобная реакция проявлялась и на предполагаемо зараженных бешенством людей.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Когда медицина только-только начинала зарождаться, проще было обвинить человека в том, что он вампир, чем размышлять о том, что был чем-то болен. Ну а нам, без точных медицинских источников тех далеких веков, остается предполагать, были ли «зараженные» источником многовековой истерии или это все проделки вполне себе настоящих вампиров.

Появление христианства как доминирующей и объединяющей религии в регионе также повлияло на образ вампира в Средневековье. Христианство противопоставило себя язычеству и считало вампиров проявлением зла и дьявольской силы. Церковь всячески осуждала веру в вампиров и пыталась искоренить её среди населения — эти существа были отголосками язычества и необходимо было предоставить их в другом свете, более подходящим для христианской картины мира.

Так, например, вампиров стали ассоциировать с еретиками, колдунами, нечестивцами и проклятыми душами. Для борьбы с вампирами стали использовать христианские символы: крест, святая вода, чеснок или реликвии святых. Вампиры также стали противоположностью Иисуса Христа, который давал жизнь своей кровью, тогда как вампиры отнимали жизнь чужой.

Однако многие языческие обычаи и представления о вампирах сохранились в народной культуре и смешались с христианскими элементами и мифами из других частей света. Люди пытались предотвратить появление вампиров, хороня подозрительные трупы лицом вниз, отрубая им головы или сжигая их на костре — первое служило самым простым языческим, удачно интегрированным в христианство, способом остановить вампира. Считалось, что, если нежить увидит перед собой не крышку гроба, а его днище или даже землю, душа не найдет выхода из могилы и уснёт навеки.

Средневековый набор охотника на вампиров
Средневековый набор охотника на вампиров

В Италии и Испании преследование вампиров было менее жестоким и массовым, чем в Германии или Польше — в теплых странах меньше было заболевших той же порфирией, а католическая церковь чаще сжигала людей за отступничество, а не вампиризм и еретичество. В Англии и Франции преследование вампиров было связано с охотой на ведьм, которые также обвинялись в колдовстве и убийстве детей. В России и других славянских странах подобные существа были частью народного фольклора и не имели реально зафиксированных случаев «появления» — как это было в других частях света.

Хороший пример того, как в Средневековье люди в Восточной Европе поддавались анти-вампирской панике — случай, произошедший с Петром Плоговичем. Скоропостижно скончавшийся от неизвестных причин Пётр был сербским крестьянином, похороненным в деревне Кисилова. Однако через несколько дней после его смерти люди начали жаловаться на то, что он появляется ночью и убивает их, высасывая кровь из шеи. Среди жертв были его сын и жена.

Люди стали паниковать и обратились за помощью к местному священнику Фромбальду. Он решил открыть могилу Плоговича и проверить, является ли тот вампиром. Священник пригласил к себе императорского комиссара Глазера, который был в то время в Сербии, чтобы засвидетельствовать происходящее.

Когда могила была открыта, они обнаружили, что тело Плоговича не разложилось, а лицо было в крови, глаза — открыты, а ногти и волосы выросли. Священник приказал пробить сердце Плоговича колом из дуба и засыпать могилу известью. Когда кол пронзил тело, из него вышел свист и поток крови, и после этого тело было снова закопано.

Глазер утверждал, что это был настоящий случай вампиризма. Он также добавил, что такие случаи не редки в Сербии и люди знают, как бороться с вампирами. Его отчёт вызвал большой интерес в Европе и способствовал распространению легенд. Через два года ещё один крестьянин, на этот раз бывший вояка Арнольд Паоле, служивший на турецких фронтах, обратился в вампира после укуса.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Но не только одними крестьянами жил вампирский миф — внутренние политические склоки, борьба за влияние и просто ненависть к определенным людям имущим вызывала преследования. Так, например множество известных дворян и церковных служителей были обвинены в пособничестве Сатане и вампиризме:

  • Граф Варгоши. Этот мадьярский граф убил около тысячи невинных девушек в XIII веке, издеваясь над ними и устраивая оргии. Через 40 дней после его похорон были найдены семь женских трупов, убитых таким же способом — и графа посчитали вампиром.
  • Вампир из замка Алнвик. Эта история стала известна благодаря Вильяму Ньюбюргскому, известному средневековому историку. Он рассказал, что в XII веке в Англии жил один весьма и весьма злой человек, который был убит и похоронен во дворе церкви. Но через некоторое время (и несмотря на освященную землю) покойник начал выходить из могилы и убивать людей. Местные сожгли его тело, но нападения не закончились. В конце концов, кости были порублены на части и закопаны на большой глубине, что и положило конец Алнвикскому вампиру.
  • Элизабет Батори, в простонародье наречённая «Кровавой графиней» или «Кровавой леди». Эта венгерская графиня жила в XVI-XVII веках и была обвинена в убийстве более 600 девушек, чью кровь якобы пила и купалась в ней, чтобы сохранить молодость и красоту. Она была арестована и заключена в своем замке, где и умерла по естественным причинам.
  • Жирольамо Савонарола. Этот итальянский доминиканец-проповедник был известен своими религиозными реформами и борьбой против коррупции и распутства во Флоренции в конце XV века. Порой он пользовался весьма жестокими методами. Но на всякого действие найдется противодействие — рьяный сторонник «справедливости» был обвинён в вампиризме. Его противники упорно распространяли слухи о том, что он имел черные зубы, красные глаза и острый нос, и в конечном итоге Савонарола был сожжен на костре вместе со своими сторонниками с молчаливого согласия тогдашнего Папы Римского.

Очеловечивание, романтизм, готика и проблемы бессмертия

Под влиянием научного рационализма, развития образования и медицины преследование вампиров прекратилось в Европе к концу XVIII века. Истерия и раньше вызывала критику и сомнения у некоторых мыслителей и ученых, которые ставили под сомнение реальность этого явления и его мистическую природу, но именно с приходом эры Просвещения она полностью сошла на нет.

В конце XVIII и начале XIX века в искусстве произошел переломный момент в изображении вампиров, эти существа постепенно перерождались из алчущих крови животных и монстров в элегантных, красивых и более человечных героев литературных произведений. Разумеется, не без помощи популярных в то время готики и романтизма.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Противопоставляя себя сторонникам классических направлений искусства, романтики выражали свои чувства, эмоции, фантазии и стремление к свободе, интересуясь темными сторонами человеческой души, тайнами природы и сверхъестественными явлениями. Вампиры стали одним из символов романтизма, сочетая в себе столь противоречивые качества: страсть и хладнокровие, жизнь и смерть, любовь и ненависть.

Первым литературным произведением, которое изменило образ вампира, был поэтический рассказ Джона Полидори «Вампир» (1819). Полидори создал персонажа по имени лорд Рутвен — аристократического, немногословного и интеллигентного денди, который скрывает жажду крови под маской обаяния и интеллекта. Рутвену ничего не стоит заставить упасть восхищенных женщин перед ним или мужчин — гореть от ревности, этот вампир использует на полную катушку умение влиять на умы людей.

Рассказ Полидори оказал большое влияние на других писателей, которые также стали использовать вампиров в своих произведениях. Одним из них был Джордж Гордон Байрон — известный английский поэт и друг Джона. Во время дружеских вечеров Байрон придумал повесть «Август Дарвель», в котором молодой англичанин путешествует по Греции и встречает загадочного вампира по имени Дарвель.

Иронично, что главный герой является отражением самого Байрона, который был известен своим скандальным образом жизни и романтическими связями — к сожалению, до сегодняших дней дожили лишь фрагменты этого произведения.

Джордж Гордон Байрон
Джордж Гордон Байрон

Ещё одним произведением, которое повлияло на образ вампира, был роман Шарля Нодье «Смертник» (1820). В отличии от властных, любвеобильных и часто эмоционально прямых вампиров коллег, Нодье представил своего героя как несчастное и одинокое существо, которое страдает от своей природы и ищет спасения в любви.

Лорд Рутберт похож на Рутвена Полидори, но более человечен и сложен. Влюбившись в девушку по имени Элеонора, он радуется, что и она проявляет симпатию, однако Рутберду суждено стать первым в череде трагических вампирских персонажей. Их любовь обречена на гибель, так как молодой кровосос не может противостоять своему инстинкту и убивает Элеонору.

В то же время развивалось и другое направление человеческого искусства — готика. Одним из самых известных готических произведений о вампирах был роман Брэма Стокера «Дракула». Стокер создал графа Дракулу — древнего трансильванского владыку, который переезжает в Лондон, чтобы расширить своё влияние и найти новых жертв.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Дракула — могущественный, хитрый и жестокий вампир. Он сталкивается с группой людей, которые пытаются остановить его злые планы. Среди них: доктор Ван Хельсинг — ученый и охотник на вампиров; Джонатан Харкер — юрист и жених Мины Мюррей; Мина Мюррей — молодая учительница и любимая Харкера; Люси Вестенра — подруга Мины и возлюбленная трёх мужчин; Артур Холмвуд — лорд и один из претендентов на руку Люси; Куинси Моррис — американский авантюрист и другой претендент на руку Люси; Доктор Джек Сьюард — психиатр и третий претендент на руку Люси. Дракула влюбляется в Мину и пытается сделать её своей невестой, но ему противостоят её друзья. В конце романа Дракулу убивают в его замке в Трансильвании.

Роман Стокера стал классикой литературы о вампирах и определил многие характеристики этого жанра и образы многих «кровососов» после него. Он был экранизирован множество раз разными режиссерами и вдохновил многих других писателей.

«Первоисточник» весьма прост — Влад III Цепеш, известный также как Влад Дракула или Влад Наказатель был князем Валахии в XV веке и прославился защитой рубежей христианского мира от турецких полчищ да своей жестокостью. Для старого-доброго Влада не было ничего слаще, чем под утренний кофе насладиться стонами тех, кого направляли на кол.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Цепеш получил прозвище Дракула от своего отца — Влада II Дракула, который был членом ордена дракона — рыцарского ордена, созданного для защиты христианства от турецкого нашествия. Слово дракон происходит от латинского draco, что означает змей или дракон. В румынском языке «дракула« имеет двойное значение: с одной стороны, оно означает сын дракона, с другой стороны — дьявол.

Брэм Стокер узнал о Владе Цепеше из книги американского историка Уильяма Уилкинсона «Учет Румынии», опубликованной в 1820 году. В этой книге Уилкинсон дает краткую биографию Влада Цепеша и упоминает его прозвище Дракула. Стокер заинтересовался этим именем и решил использовать его для своего главного персонажа. Однако он не следовал всем историческим фактам о Владе Цепеше и придал ему многие вымышленные черты. Например, он перенес его родину из Валахии в Трансильванию и сделал его не просто жестоким правителем, а древним вампиром, объединив в нем все тогдашние «знания» о кровососущих монстрах.

Ключевой в образовании вампирского протообраза стала и готическая новелла ирландского писателя Шеридана Ле Фаню «Кармилла». За четверть века до Стокера, который к слову, основывал своего Дракулу на вампире Ле Фаню, Шеридан смог описать кровососа не как чудовище, ведомое одними только инстинктами, а как чувственное, полное эмоций существо — способное полюбить смертного человека.

Отдельно стоит отметить, что в своей новелле ирландский писатель впервые в истории представил главную героиню-вампира.

Философия вампиризма

Расцвет разнообразнейших философских учений, пришедших на смену упорядоченной системе мира католической и протестантской церквей, совпал и с развитием вампирской тематики в литературе и искусстве. И вампирское бессмертие стало одной из самых интригующих тем для подобных философских дебатов.

Бессмертие может быть проклятием и наказанием, так как оно лишает жизни смысла, цели, развития и перемен. Бессмертные вампиры сталкиваются с разными проблемами, связанными с их природой и судьбой, задаются вопросами о зле, смысле жизни, свободе воли и ответственности, пытаясь найти ответы на эти вопросы в разных философских концепциях и течениях.

Одним из таких течений является ницшеанство — философия немецкого мыслителя Фридриха Ницше. Ницше критиковал христианство и метафизику за то, что они отрицают жизнь и утверждают высшие ценности и идеалы. Он призывал к переоценке ценностей и созданию нового типа человека — сверхчеловека. Сверхчеловек — это тот, кто принимает жизнь такой, какая она есть, со всеми её противоречиями и страданиями. Он не нуждается в боге, морали или смысле, а сам творит их, сам является богом и художником своей жизни.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Некоторые вампиры — типичные сверхлюди по ницшеанскому пониманию. Они не признают никаких высших сил или законов. Они живут по своим правилам и желаниям. Они не боятся зла или греха. Они не страдают от бессмертия, а наслаждаются им. Они не ищут спасения или освобождения от своей природы, а гордятся ею. Они считают себя выше людей и других существ. Они являются хищниками и доминаторами.

Однако ницшеанство — не единственное философское течение, которое может быть применено к вампирам. Другим таким течением является экзистенциализм — философия человеческого существования, которая возникла в XX веке. Экзистенциалисты утверждали, что человек брошен в мир без какого-либо предопределения или смысла — он сам должен выбирать свой путь и нести за него ответственность, должен быть свободным и автентичным. Преодолевая тревогу, отчаяние и смерть человек должен создавать свой собственный смысл.

С точки зрения Кьеркегора, Сартра и Камю вампиры — эдакие экзистенциалисты. Они считают вечное существование абсурдным и бесполезным, не верят в бога, мораль или судьбу. Их путь закольцован в вечном одиночестве и нигилизме, хоть они и пытаются выбраться при помощи любви или чего-то ещё.

Иногда они являются главными героями, которые борются со своей природой и ищут свое место в мире, иногда — злодеями, которые хотят уничтожить или поработить человечество, иногда — союзниками, помощниками или любовными интересами для других персонажей.

Добро пожаловать в мир тьмы, крови и страсти, который ждёт прямо за экраном!

Castle of Terror

Главный герой получает задание от старика в местной таверне спасти его дочь из лап местного графа (вампира), который обитает в близлежащем замке. В ходе геймплея игрок собирает предметы, которые затем можно использовать для решения головоломок.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Игра получила известность как непроходимая, так как не было известного способа убить графа или достичь полного счета в 290 очков. Автор игры Грэм Уиллис позже признал, что убить графа невозможно и что сообщения, намекающие на это, были помещены в игру намеренно, чтобы раздражать игроков.

Dracula

Dracula стала своего рода первопроходцем в игровой индустрии — это первая видеоигровая адаптация одноименного романа Брэма Стокера.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Здесь главный герой путешествует из Англии в Карпаты, чтобы встретиться с графом Дракулой по поводу сделки с недвижимостью, но вскоре узнает, что его клиент имеет зловещие побочные намерения. В ходе игры игрок собирает предметы, которые затем можно использовать для решения различных головоломок. Интерфейс игры состоит из текстового ввода и статичных изображений некоторых локаций.

Master of Darkness

Главный герой — психолог по имени Фердинанд Сошиал решает сразиться с Дракулой, стоящим за серией убийств в Лондоне, приписываемых Джеку-потрошителю. В ходе сюжета игрок посещает такие места как набережная Темзы, дом восковых кукол, кладбище, замок графа Массена и Дракулы. В конце каждого уровня игрок сталкивается с боссом, связанным с убийствами и тёмным ритуалом. Боссы включают в себя Джека-потрошителя, девушку-психика, одержимую черепом-духом, графа Массена, проводившего ритуалы, и самого Дракулу.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Для борьбы с врагами игрок может использовать разные виды оружия ближнего и дальнего боя. Оружие ближнего боя включает в себя ножи, трости, рапиры и топоры, которые отличаются по дальности и эффективности. Оружие дальнего боя — пистолеты, бомбы и бумеранги с ограниченным количеством патронов.

Игра получила положительные отзывы от критиков, которые отметили детализированную графику и отзывчивое управление. Еще одним фактором может быть то, что серия Castlevania еще не появилась на консолях Sega, и Master of Darkness была самой близкой к тому, что Master System могла предложить для воссоздания этого опыта.

Dracula Unleashed

Игрок входит в роль американского бизнесмена по имени Александр Моррис, который приезжает в Лондон в 1899 году, чтобы исследовать странные обстоятельства смерти своего брата Квинси 10 лет назад. В процессе он знакомится с женщиной по имени Аннисетт Боуэн и обручается с ней. Однако Александр Моррис вскоре открывает для себя часть жизни своего брата, о которой он не знал: Квинси Моррис был частью группы, которая уничтожила легендарного вампира — графа Дракулу.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Для того, чтобы пройти игру, игрок должен посещать определенные места в Лондоне в определенное время с определенными предметами, собранными в ходе путешествия, чтобы собирать улики о событиях, которые происходят в игре и одержать победу над Дракулой. Игра разделена на три дня и имеет несколько возможных концовок в зависимости от действий игрока.

Неплохой игровой опыт, но на что-то неповторимое он не тянет — иногда на «музейные экспонаты» лучше смотреть, чем в них играть.

Legacy of Kain: Blood Omen

Каин был убит и воскрешен как вампир. Желая отомстить своим убийцам и излечиться от своего проклятия, Каин получает задание путешествовать по вымышленной земле Носгот и уничтожать Круг Девяти — коррумпированную олигархию богоподобных колдунов, но постепенно начинает отказываться от человечности и считать свое превращение благословением.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Игровой процесс состоит из перемещения по открытому миру и посещения подземелий, включающих бои, решение головоломок и преодоление ловушек. Для продвижения по сюжету Каин должен найти и победить членов Круга Девяти —которые выступают в роли боссов — и вернуть их талисманы к Столпам Носгота. Люди, животные и разнообразные фантастические существа населяют игровой мир, которых игрок может убивать или ранить, чтобы пить их кровь. Как вампиру, Каину необходимо питаться красной кровью живых существ, чтобы восстанавливать свое здоровье, которое постепенно уменьшается со временем и быстрее тратится при получении повреждений.

После выхода игры возник спор о правах на интеллектуальную собственность. Но Crystal Dynamics сохранила разрешение на продолжение серии со своим сиквелом 1999 года Legacy of Kain: Soul Reaver.

Castlevania: Symphony of the Night

Алукард приходит в замок своего отца, чтобы узнать причину его воскрешения и разрушить злые планы. Вам предстоит исследовать огромный замок, наполненный секретами, ловушками и врагами, а также находить различные предметы и способности, которые помогут вам в вашем приключении.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Игра сочетает в себе элементы платформера и ролевой игры. Алукард может повышать свой уровень, получая опыт за убийство врагов. Каждый раз, когда Алукард повышает уровень, такие характеристики, как сила атаки, защита и удача, увеличиваются. Алукард также может использовать различное оружие, броню и аксессуары, которые влияют на его параметры и способности. Кроме того, Алукард может изучать магические заклинания и превращаться в летучую мышь, волка или туман.

Vampire: The Masquerade – Redemption

Игра основана на настольной ролевой игре Vampire: The Masquerade от White Wolf Publishing, которая входит в большую серию World of Darkness. Вы управляете Кристофом Ромуальдом, французским крестоносцем XII века, который был убит и возрожден как вампир. Игра рассказывает о его многовековом путешествии от Темных Веков XII века в Праге и Вене до конца XX века в Лондоне и Нью-Йорке в поисках своей человечности и своей похищенной любви, монахини Анежки.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Игровой процесс состоит из выполнения миссий, боев с врагами и решения головоломок. Кристоф может повышать свой уровень, получая опыт за убийство врагов и выполнение заданий. Каждый раз, когда герой повышает уровень, такие характеристики, как сила, ловкость, выносливость и харизма, увеличиваются. Крестоносец также может использовать различное оружие, броню и аксессуары, которые влияют на его параметры и способности. Кроме того, Кристоф может изучать дисциплины — сверхъестественные способности вампиров: контроль над разумом, скоростью или кровью.

А многопользовательский режим под названием «Рассказчик» позволяет одному создавать сюжет для группы игроков с возможностью динамически изменять игру в зависимости от действий отряда.

Vampire: The Masquerade – Bloodlines

Вы можете выбрать один из семи кланов вампиров современного Лос-Анджелеса, каждый из которых имеет свои особенности и способности — после чего попадете в эпицентр конфликта между разными фракциями вампиров, а также столкнетесь угрозой от охотников и других существ ночи.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Игра отличается нелинейным сюжетом, богатым наполнением диалогов и увлекающий атмосферой темного, кровавого мира оригинальной настольной игры — и до сих пор является одним из лучших проектов с нарративной составляющей за все время существования геймдева.

Bloodlines была создана на движке Source от Valve и получила высокие оценки критиков за свою глубину, оригинальность и ролевую систему, но страдала от множества технических проблем и низких продаж.Также она имеет большое сообщество поклонников, которые выпускают различные модификации и исправления до сих пор.

Buffy the Vampire Slayer

Основанная на одноименном сериале, игреа дает пользователю контроль над Баффи Саммерс, молодой девушкой, которая является Избранной — охотницей на вампиров и демонов. Игра повествует о событиях третьего сезона сериала, когда Баффи и ее друзья сталкиваются с новыми угрозами в городе Sunnydale. Вам предстоит сражаться с различными существами тьмы, используя свои навыки боя, оружие и магию

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Баффи может использовать кинжалы, кресты, бензопилы и дробовики, а также свои кулаки и ноги. Героиня также может выполнять комбо-удары и приемы, такие как удушение или отбрасывание врагов. Последние в игре имеют разную степень сложности и разные способности: вампиры могут превращаться в летучих мышей или туман, а демоны могут бросать огненные шары или телепортироваться.

Игра получила положительные отзывы критиков за свой геймплей, графику, звук и сюжет. Она считается одной из лучших игр по мотивам сериала Buffy the Vampire Slayer и одной из лучших игр для Xbox — простая сюжетно и графически, Buffy the Vampire Slayer завлекает геймплеем и не отпускает до самого конца.

BloodRayne

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

В этой серии вы управляете Рейн, полувампиром, который работает на тайную организацию Brimstone Society, борющуюся со сверхъестественными угрозами. В арсенале героини широкий спектр вооружения и умений: замедление времени, видение сквозь стены, управление кровью, мечи, пистолеты, гранаты и, разумеется, едва прикрытая грудь третьего размера.

Darkwatch

Игра смешивает в себе элементы вестерна, хоррора и стимпанка, рассказывая историю Джерико Кросса, преступника и охотника на вампиров во второй половине 19-м века на Диком Западе

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

В игре вы управляете Джерико, который во время ограбления поезда случайно освобождает древнего вампира Лазаруса Малкота и сам становится наполовину вампиром. Джерико присоединяется к тайной организации Darkwatch, которая борется — о, ужас! — с «супернатуральными» явлениями и пытается остановить Лазаруса и его армию нежити.

InFamous: Festival of Blood

В этот раз Коул сталкивается с новой угрозой – вампирами, которые захватили Нью-Марэ в ночь Пиршества Крови. Коул сам был укушен вампиром по имени Кровавая Мэри и теперь должен найти и убить её до рассвета, чтобы не стать её рабом.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Является спин-оффом серии InFamous и не связана с основным сюжетом. Игра использует движок и графику из оригинала, но добавляет новые элементы геймплея: способность превращаться в летучую мышь и использовать вампирский чутьё.

The Elder Scrolls V: Skyrim – Dawnguard

Dawnguard повествует о пророчестве, предсказанном в Древних Свитках, о вечном затмении солнца, которое можно вызвать с помощью магического лука и особой кровавой жертвы. Клан Древних вампиров Волкихар, возглавляемый лордом Харконом, стремится осуществить пророчество, совершив ритуал, в то время как Рассветный Дозор, фракция охотников на вампиров, противостоит их планам.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Но что делать Довакину? Присоединиться к человечеству в их борьбе за существование и предотвратить погружение мира в необратимую ночь или помочь «кровососам» в осуществлении их зловещих планов?

Привнеся с собой два уникальных навыка, один для вампиризма под названием «Владыка Вампиров» и один для ликантропии, двадцать два квеста и множество другого контента, дополнение взорвало чарты магазинов и платформодержателей.

«Ведьмак 3: Дикая Охота — Кровь и вино»

«Кровь и вино» переносит игроков в Туссент — далекий и живописный край, известный своими виноградниками и рыцарскими турнирами. Геральт из Ривии получает задание от своей знакомой герцогини Анны-Генриетты — он должен выследить и убить чудовище, которое убивает знать. В ходе расследования Геральт сталкивается с тайной древнего проклятия, семейными интригами и личными драмами.

И, разумеется, вампирами.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Дополнение добавляет в игру около 30 часов нового контента: новые квесты, персонажи, монстры, оружие, броню и умения. Также в дополнении появилась возможность красить броню Геральта в разные цвета, а также приобрести собственный виноградник, который можно обустроить по своему вкусу.

Vampyr

Игра переносит в Лондон 1918 года, где пользователь принимает роль доктора Джонатана Рида — вампира в зараженном испанкой городе.

В «Вампире» игроки могут исследовать открытый мир Лондона, разделенный на четыре района, каждый — со своей атмосферой, героями и уровнем заражения. Общайтесь с NPC, узнавайте их истории и секреты. Пользователи также могут решать, кого из неигровых персонажей они хотят убить, что даёт опыт для прокачки. Однако каждое убийство имеет последствия для района и его жителей, которые могут стать уязвимее для болезней и радикальнее по отношению к игроку.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

В бою игроки могут использовать различное оружие, как обычное, так и особое для вампиров и сверхъестественные способности для атаки, защиты или манипуляции окружающими. Важное значение уделяется в ней уровню крови игрока, который может быть пополнен убийством NPC или животных.

У создателей «интерактивного кино» вышел не идеально отполированный продукт — атмосфера затхлых улиц Лондона удивляет, но в остальном…

Code Vein

Игра переносит в далёкое будущее, где человечество почти уничтожено катастрофой, а выжившие превратились в ревенантов — существ с вампирскими чертами и способностями. Игрок в роли одного из ревенантов должен сражаться с монстрами и собратьями.

Вампиры: от демонов Вавилона до «Ведьмака» и The Elder Scrolls

Пользователи могут выбрать один из множества классов, называемых «кодами крови». Каждый такой класс имеет свои характеристики, навыки и оружие. Игроки также могут использовать пробирки крови, чтобы усилить способности или вызвать различные эффекты. Приходится следить за своим запасом крови, который тратится на использование способностей и может быть пополнен путем убийства врагов

В игре также присутствует кооперативный режим, в котором игроки могут объединяться с другими живыми людьми или ИИ-спутниками для прохождения уровней. Каждый спутник имеет свою историю и набор способностей, которые могут помочь в бою.

Вампиры – это один из самых универсальных и многогранных мифов в истории человечества. Они возникли в древних культурах как объяснение болезней и смертей и преобразовывались в разных эпохах и регионах, отражая местные традиции, верования и страхи.

Символы зла, греха, жестокости и разврата, но также и притягательности, свободы, мощи и бессмертия — вампиры вдохновляли художников, писателей, режиссеров, музыкантов и геймдизайнеров на создание бесчисленных произведений, которые поражают воображение миллионов людей до сих пор.

А какие истории о кровопийцах запомнились вам?

Текст написал cr01100001ig для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!

40K40K показов
4.9K4.9K открытий
77 репостов
60 комментариев

Думал что ещё про вампиров в Даггерфоле напишут. Если тебя атакует вампир, есть шанс подхватить болезнь, после которой умерев, ты возрождаешься как вампир, вся репутация сбрасывается, и начинается квестовая линия за вампиров. Очень прикольно на самом деле, и эту игровую механику легко пропустить обычному игроку.

Ответить

Спасибо за статью. Правда вера в кровосись давно восстановлена!

Ответить

Моя любимая сага

Ответить

Бэтмен vs Геракла

Ответить

Давай подключай киноякорь, фрагмент про кинокровосисей ждет)

Ответить

Хожу с лучшей девочкой вампиром по Скайриму 😎

Ответить

Каблучок детектед😏

Ответить