Сквозь призму неведомого: Влияние Лавкрафта на игры Bethesda

От внеземной эстетики Morrrowind до мертвых чудовищ в Fallout 76.

Сквозь призму неведомого: Влияние Лавкрафта на игры Bethesda

Говард Филлипс Лавкрафт является поистине значимой фигурой в истории художественной литературы. Влияние этого писателя на жанр ужасов оказалось настолько великим, что его именем прозван целый поджанр данной литературы – Лавкрафтовские ужасы. По сей день во всех направлениях искусства мы замечаем отсылки на произведения Лавкрафта, и игры не стали исключением. В данной статье мы рассмотрим многочисленные отсылки на Говарда Филлипса Лавкрафта в играх Bethesda Softworks.

The Elders Scrolls. Arena (1994) – Morrowind (2003)

До выхода Oblivion в Древних Свитках прямых отсылок к произведениям Лавкрафта не выявлено. Однако те идеи, что были выращены с Arena, укрепленные в Daggerfall и принявшие оригинальный облик в Morrowind являются хоть и не прямыми отсылками, но явно схожими идеями. Идеями, что в итоге послужат фундаментом для создания уже прямых референсов в следующих частях серии.

Мир The Elders Scrolls – фантазия, сон божества, именуемого как Godhead (о космологии Древних Свитков на сайте есть статья, обязательная к прочтению) . Это наивысшее существо, сновидением которого является весь мир, отсылает нас к центральному божеству из Пантеона Лавкрафта – Азатоту.

Как и Godhead, Азатот — божество, существующее за пределами вселенной, являющееся бессознательным сновидцем. Также известное как Спящий Хаос, это существо описано в «Обитающий во Тьме» Лавкрафта как «слепой и безумный бог Азатот, Вседержитель Всего, окруженный верной ордой безумных безликих танцоров и убаюканный тонким монотонным писком демонической флейты, пляшущей в лапах безымянного существа».

Самую интересную эволюцию в Лоре Свитков проделали Даэдра, которые в первой части представляли из себя достаточно нахальных богов. По-настоящему сущность Даэдра переосмысляется уже в Morrowind, где они начинают приобретать типичные для «лавкрафтовских божеств» характеристики – могущественные сущности, чья природа неподвластна смертным созданиям, взаимодействуют с нашим миром через последователей. Кстати, если вас заинтересовала сущность Даэдра, отсылаю вас к замечательной статье на DTF.

Дизайн многих персонажей в Morrowind приобретает инопланетный характер. Ввандерфел из Morrowind заселен крайне инородными тварями, будто прилетевшими из чужеродных миров. И хотя следующие части потеряли своеобразность, став типичным «generic fantasy» с примесью текущего мейнстрима в плане дизайна, Морровинд заимел в этом еще большую индивидуальность, раскрывая в себе некоторые «лавкрафтовские черты» посредством общей атмосферы, даже не касаясь конкретной литературы.

The Elder Scrolls IV: Oblivion (2006)

Сквозь призму неведомого: Влияние Лавкрафта на игры Bethesda

В Oblivion единственной отсылкой к Лавкрафту является квест «Тень над Хакдиртом».

Хакдирт является небольшим (как и все города Oblivion) городком в Сиродиле. В квесте «Тень над Хакдиртом» игрок отправляется в этот район в поисках Дар-Ма, дочери аргонианки по имени Сид-Ниус.

Когда герой Кватча прибывает в город, его жители оказываются странно враждебными. В конце концов, игрок обнаружит ряд пещер, соединенных ловушками почти в каждом доме поселения. Продвигаясь дальше, игрок узнает, что давным-давно шахтеры в Хакдирте обнаружили существ, известных как Глубинные жители, и начали им поклоняться. Это поклонение в итоге охватило весь город, заставив его отказаться от божеств и посвятить свою церковь Глубинным жителям.

«Тень над Хакдиртом» является явной отсылкой к книге Лавкрафта «Тень над Инсмутом». В книге повествуется о городке, где действует культ, поклоняющийся существам из морских глубин.

The Elder Scrolls V: Dragonborn (2012)

Солстхейм.<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fefrainsosart&postId=2049686" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Efraín Sosa</a>
Солстхейм.Efraín Sosa

Пятая часть Свитков сама по себе не имеет отсылки на Лавкрафта, а вот DLC «Dragonborn» является, пожалуй, самым большим референсом к Лавкрафту за всю историю The Elder Scrolls.

Начинается дополнение с того, что в одном из городов Скайрима на Довакина внезапно нападают культисты. После победы над культистами, мы обнаружим записку от некоего Мирака, где приказано убить «ложного Драконорожденного» (т. е. нас) , пока мы не попали на Солстхейм.

Солстхейм оказывается идеальным «лавкрафтовским городом» – изолированный от всего Морровинда и подверженный проклятию остров, чьи жители строят обелиски во сне, но ничего не помнят об этом. Загадочный культ, что привел нас на злополучный остров, является прямым обобществлением типичной завязки сюжета книг Лавкрафта.

Двигаясь дальше по сюжету, мы выходим на Даэдрического Принца Непознанного – Хермеуса Моры.

Старейший Принц и собиратель знаний, Хермеус Мора – памятник Лавкрафту во вселенной The Elder Scrolls. Начиная от его внешнего вида (сгусток щупалец с множеством глаз, читающие твою душу) , и заканчивая его личным планом Обливиона – Апокрифом.

Fallout 3, DLC Point Lookout (2008)

Приобретя франшизу Fallout, Bethesda решила основательно напичкать нового члена семьи различного рода мистицизмом. И большинство идей, связанных с паранормальными явлениями, были «лавкрафтовскими ужасами», достаточно прямо намекающие на конкретные произведения.

Самым главным референсом в сторону Лавкрафта в третьей части является Данвич-Билдинг – здание, некогда принадлежавшее компании «Буры Данвича», имеет плохую репутацию среди жителей Пустоши. Все дело в том, что у этого здания стоит странная «аура», особая мистическая сила. Жителями этого места являются гули, некогда сотрудники компании «Буры Данвича». Никто не знает, что конкретно случилось с этим местом во время Войны, но явно что-то ужасное. Внутри здания вас ожидают сверхъестественные явления, галлюцинации, и записи постепенно сходящего с ума владельца Данвича, заявляющего о возвращении некоего «Ак-Квалтота».

В глубинах Данвинч-Билдинга спит Обелиск со статуей женщины, украшенный человеческими черепами на постаменте. Неизвестно, каким образом он связан с Ак-Квалтотом, но статуя излучает громкие звуки и обильную радиацию.

Обелиск
Обелиск

В целом, догадаться, на какую книгу отсылка довольно просто – и название здания, и упоминаемый Абдулла Алхаззаред отсылают нас к «Хребтам Безумия» и «Ужасом Данвича».

Point Lookout является дополнением к третьему Fallout и перемещает нас из Столичной Пустоши в Пойнт-Лукаут – болотистого места, не тронутого ядерными бомбами. В DLC довольно много как мелких, так и больших референсов в сторону Лавкрафта. В целом, дополнение можно описать как «болотистая местность с поехвашими реднеками-каннибалами, у которых процветает оккультизм и вера в вышеупомянутого Ак-Квалота», что является хоть и довольно вялым, но все же действующим методом показа типичного «лавкрафтовского ужаса».

Сквозь призму неведомого: Влияние Лавкрафта на игры Bethesda

Fallout 4, Far Harbor (2015)

В оригинальном Fallout 4 существует Маяк Кингспорта, обитатели которого являются приверженцами культа Детей Атома. Кингспорт является вымышленным городом, который фигурирует в нескольких произведениях, такие как «Загадочный дом на туманном утесе» или «Праздник». Не совсем понятно, является ли это отсылкой к Лавкрафту, но причастность к этому места культистов может быть весомым аргументом (кстати, иногда Дети Атома называют радиацию «сиянием» что может отсылать нас к рассказу «Цвет из Иных Миров») .

Маяк Кингспорта.
Маяк Кингспорта.

Прогуливаясь по Содружеству, вы можете наткнуться на Галерею Пикмана. Пикман является маньяком, убивающим рейдеров, чтобы затем рисовать их кровью картины, а тела использовать в качестве инсталляций. Все это отсылает нас к рассказу Лавкрафта «Модель для Пикмана», в котором главный герой знакомится с Ричардом Пикманом, рисующим картины, вселяющие страх и ужас своим видом.

Сквозь призму неведомого: Влияние Лавкрафта на игры Bethesda

В Квестовой цепочке Дома Кэботов есть множество отсылок к Лавкрафту. Например, город в Руб-эль-Хали — это отсылка к «Безымянному городу».

Far Harbor является дополнением, по сущности своей напоминающим Fallout 3: Point Lookout, который отсылает к прошлому DLC довольно часто. В целом, сама сущность Фор-Харбора как портового городишка с недружелюбной атмосферой навеивает определенные мысли по поводу «лавкрафтовщины».

Fallout 76 (2018)

В глубинах шахты «Счастливая дыра» лежит неподвижное существо огромных размеров, выпускающего из подобия головы и тела длинные щупальца. Прозванный «Чужаком», монстр способен манипулировать человеком путем телепатии. Таким образом, Чужак заманивал к себе людей и способствовал кровавым обрядам. Неизвестно, живо или мертво существо, возможно, находится только в «спящем» состоянии, щупальца на его голове время от времени двигаются и кровоточат, если нанести по нему урон.

Чужак.
Чужак.

Также в дополнении Wastelanders для Fallout 76 в локации «Яма» было замечено существо, схожее с Чужим.

Посетитель
Посетитель

Лавкрафтовские ужасы, по всей видимости, так понравились разработчикам Bethesda, что теперь нам лишь стоит ожидать все больше и больше отсылок к данному писателю и его миру. Cовсем недавно разработчики MMO по The Elder Scrolls выпустили новую главу, целиком и полностью посвященную нашему любимому Принцу Знаний.

Трудно сказать, ожидает ли нас какая-то значительная отсылка к Лавкрафту в Starfield (сеттинг вполне благоволит), но точно можно сказать одно – щупальце существа, неподвластного человеческому разуму, определенно посетит и новый проект Bethesda.

Эта статья была написана мной около двух лет назад на этом самом сайте, когда я всерьез решил заняться созданием подобных постов. То, что вы читали сейчас - её отредактированная версия. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями о прочитанном.

107107
43 комментария

Самую интересную эволюцию в Лоре Свитков проделали Даэдра, которые в первой части представляли из себя достаточно нахальных богов.Не было в Арене даэдр. Демоны были, даэдр и тем более лордов даэр не припомню.
По-настоящему сущность Даэдра переосмысляется уже в Morrowind, где они начинают приобретать типичные для «лавкрафтовских божеств» характеристики – могущественные сущности, чья природа неподвластна смертным созданиям, взаимодействуют с нашим миром через последователей. Кстати, если вас заинтересовала сущность Даэдра, отсылаю вас к замечательной статье на DTF.Говна пирога. Именно так и действуют Лорды даэдр в Даггерфолле. С целыми культами (ковены ведьм, например, не просто так). И вызвать на прайм Лорда - целое дело, которое стоит до фига денег и бывает обычно успешно лишь в определенные дни.
Вообще, лицом к лицу, так сказать, ты взаимодействуешь лишь с Шеогоратом в конце, когда путешествуешь по Aetherius.

5
Ответить

Вот с этим облажался. Спасибо, стоило это уточнить более внятно.

1
Ответить

Когда играл в Обливион лет 15 назад, то наиграл от силы пару десятков часов, но квест с пропавшей аргонианкой - чуть ли не единственный, что я помню.
Во-первых, Лавкрафт, которым я тогда увлекался - отсылка была более чем прозрачная, во-вторых - у жителей деревни, нападающих на игрока, были потешные "сердитые" лица (движок Облы поддерживал мимику, но вот КАК он это делал...).


Апокриф в Скайриме очень порадовал. Тоже очевидно откуда щупальца растут. Очень атмосферное ДЛЦ. Уже плохо помню, но Хермеус Мора вроде в первый раз встречался нам в ходе какого-то квеста со стариком на богом забытом ледяном острове, где требовалось решить какую-то головомку - не?

4
Ответить

Да, в оригинале он появляется именно у старика на ледяном островке близ Коллегии. Они еще добавили иную интеракцию с Морой, если ты заранее прошел DLC, но впервые пришел к головоломке.

1
Ответить

И хотя следующие части потеряли своеобразность, став типичным «generic fantasy» с примесью текущего мейнстрима в плане дизайнаОпять же нюанс, считать или нет Oblivion "generic fantasy", но до Морровинда серия не была generic fantasy ни разу. Это sword&sorcery. И уж тем более что Арена (где ты мог путешествовать по всей Империи), что Даггерфолл (где был не только одноименный город) показывали абсолютно разную архитектуру.
Сентинель в визуализаторе карт.

2
Ответить

Тут мое ИМХО, но Обливион просто никак не стремится себя выделить. Даже на фоне Скайрима четверка пресновато смотрится.

Ответить

Спасибо большое за увлекательное чтиво

2
Ответить