Starfield — исследовал 100% планет и теперь делюсь мнением об игре

200 часов слушал OSTы из игр, полностью посмотрел скандинавский сериал «Мост» и пару сезонов сериала «Прослушка», пока бегал по 1696 планетам в 120 системах.

Они наконец-то закончились...
Они наконец-то закончились...

В общем, я не привык проходить игры не на 100%, поэтому, когда мне в лицо суют 1695 планет с нулевым наполнением, я молча начинаю их закрывать.
Молча.
Потом я начинаю негодовать.
Затем наступает смирение.
И наконец-то осознание того, что я занимаюсь самой бесполезной фигнёй, которую только можно себе представить.

Сразу прикладываю скрин своего персонажа и статистику, чтобы не быть голословным.

Нет, я не фейк Грангера.
Нет, я не фейк Грангера.
На всё про всё ушло 8 дней, не считая загрузки.
На всё про всё ушло 8 дней, не считая загрузки.

А теперь немного подробнее о том, чем я занимался. Разумеется, я сделал все квесты, которые были в пределах видимости, и про это тоже будет сказано. Играл на макс сложности, без модов (роковая ошибка) и специализировался на оружии ближнего боя — убойный коктейль, который подчёркивает все «плюсы» новой легендарной игры от Беседки.

Исследование

Вот так это выглядит.

Исследование в этой игре не равно тому, что было в прошлых играх студии. Здесь количество локаций бесконечно, поэтому и аванпосты тоже бесконечны.

Итак, для того, чтобы исследовать планету (conduct a survey) нужно:

1) Просканировать все виды ресурсов, которые имеются на планете (как правило, от 2 до 8). Гениально, не правда ли? Сканировать ресурсы, о наличии которых игроку и так известно ещё до приземления на планету!

2) Найти аномалии (от 0 до 5). Довольно душное занятие, учитывая, что они могут повторяться (а в пределах одной планеты нужны разные!) и до них нужно бегать. Я бегал в этой игре гораздо больше, чем в шедевре Кодзимы.
В раз 10 больше.

Аномалии не бывают уникальными для какой-либо планеты. Абсолютно каждая из них попадётся игроку и на других. Поэтому очень быстро начинаешь устало зевать, когда сканируешь сраный ледник/метеорит на очередной шарообразной (геоидной) какашке.

Иногда значками аномалий могут отметить не только искомые нам объекты, но и какое-то говно (сраный кратер). В итоге оказывается, что я только что пробежал километр впустую.

3) Несколько раз просканировать всех представителей флоры и фауны, если таковые на планете имеются. Обычно именно этот аспект удлиняет двухминутное исследование планеты до получасовой беготни.

Starfield — исследовал 100% планет и теперь делюсь мнением об игре

На скриншоте представлен самый яркий представитель фауны Starfield — Он невидим и его нельзя обнаружить ни сканером, ни чем-либо ещё. Я искал этих созданий вслепую, просто сканируя воздух вокруг себя.
Как же я узнал о его существовании?
Случайно заметил во время сканирования других существ.

13 представителей фауны... Не хватает только 5 аномалий, чтобы задержаться на такой прекрасной планете подольше.
13 представителей фауны... Не хватает только 5 аномалий, чтобы задержаться на такой прекрасной планете подольше.

Количество необходимых сканирований различается в зависимости от навыков зоологии/ботаники. Без навыков нужно просканировать 8 раз, с максимальной прокачкой — 4. Хоть какое-то упрощение.

Ура, быстро закрыл планету!

В игре есть всего две планеты, которые невозможно полностью исследовать, ибо там почему-то не заспавнился один представитель фауны: Masada III (никто в океане не живёт) и Beta Marae I (в топях прячется какая-та гнида, которую я искал часов 5). Я подтвердил это на Реддите.

Что можно сказать интересного про исследование? Не очень много.

Во-первых, биомы. Ресурсы и местная живность различаются в зависимости от биома, поэтому в пределах одной и той же планеты нужно перемещаться фаст трэвелом в разные места — иначе никак.

Ищу нужных животных под усилителями.

Насколько я понимаю, это устроено так: игрок высаживается на одно место в рамках биома, игра генерирует окружность (исключительно с этим биомом) радиусом 5 км и кидает это мне в лицо. Очень интересный экспириенс.

Зимние биомы - как правило самые пустые.
Зимние биомы - как правило самые пустые.

Во-вторых, океаны. Это исключение из стандартной механики: игрок не может высадиться на воду, поэтому ему приходится высаживаться на биом с припиской (побережье) и топать до океана в неизвестную сторону где-то километр.
Да, игрок может высадиться и не понять (из-за тумана или гор), где находится океан. Ищем!

Наконец-то дошёл до океана...

Хм… Наверняка у многих возникает разумный вопрос: а зачем вообще нужно искать эти кисельные лужи оттенков всех цветов радуги?
Ответ прост: в нём часто водятся рыбы/рептилии, которых нужно просканировать. Да, игрок, скорее всего, даже не узнает, как они выглядят, потому что нырять в этой игре нельзя.

В-третьих, уникальность. Конечно, 0,01% планет имеют какую-то особую географию (например, большая часть планеты — вода), но игрок перестаёт отличать их друг от друга сравнительно быстро.
Однако мне бы хотелось похвалить разнообразие местной фауны. До поры до времени реально казалось, что в игре имеется огромное количество разнообразных живых существ, которые обитают на разных планетах.
Да, это действительно так. Повторяться они стали далеко не сразу, некоторые существа в принципе обитают только на одной планете. Правда толку от этого, если взаимодействие с ними ограничивается простым сканированием (или кровожадным убийством)?

Инопланетная авиация.
Инопланетная авиация.

Сами существа нападают на игрока только в том случае, если очень близко к ним подойти и достаточно долго задержаться (в теории всё можно исследовать хоть на 1 уровне).
У созданий есть паттерны поведения по типу: мирный, пугливый, территориальный, осторожный, обороняющийся (разницу между тремя последними я так и не понял). На парочке планет встречается и уникальный паттерн: агрессивный. Было не очень круто убегать от толпы каких-то кабанообразных существ.

Толпятся какие-то странные чубрики.
Толпятся какие-то странные чубрики.

В-четвёртых, за исследование каждой планеты дают предмет, который можно продать за довольно большие деньги. Это был бы прекрасный способ заработка, если бы не одно но: Беседка не любит давать много денег своим торговцам.

И я лучше дропну этот… шедевр, чем буду 24 часа отдыхать на кровати. Тодд Говард с каждым разом делает отдых всё дольше и дольше.

Вы шутите? А я когда-то думал, что эта полоска в Обле долго идет.

Поэтому у меня накопилось достаточно много таких предметов. «Они ведь ничего не весят!» — подумал я и постоянно таскал их с собой. Вот только недавно я понял, что, чем больше предметов у игрока в инвентаре, тем больше лагает игра: постоянные статтеры, зависания и лаги при каждой быстрой смене оружия или даже при переходе в режим сканирования.
КАК ЖЕ классно!

Думаю, надо было всё-таки выкладывать.
Думаю, надо было всё-таки выкладывать.

В-пятых, не на все планеты можно высаживаться. Благо, газовые гиганты и астероиды игроку недоступны.

К слову, газовые гиганты - это, наверно, самая красивая штука в игре для того, чтобы делать скрины.
К слову, газовые гиганты - это, наверно, самая красивая штука в игре для того, чтобы делать скрины.

Исследование — это самая слабая сторона игры. Очень сильно схалтурили:
1) Почти нулевое количество рандомных энкаунтеров. Я раз 30 встречал на орбите поющего идиота. На самих планетах рандомных энкаунтеров, считай, нет;
2) Возможность наткнуться на какой-то оригинальный квест при полёте в неизвестную систему почти полностью отсутствует. От силы таких квестов всего 5 за игру. Мб, даже меньше;
3) Строительство и аванпосты? Вот бы встретить в Интернете человека, который реально с этим запаривался.
4) Количество шаблонов для данжей минимальное. Даже в рамках сюжета игрок будет бегать по абсолютно идентичным данжам.
5) В большинстве систем у планет одинаковые названия. Типа "Какашка 1", "Какашка 2" и "Какашка 2-А".
6) Самое главное — исследование по факту бесполезно (опыт и деньги? Серьёзно?). Очень малый процент игроков будет этим заниматься.

Даже условный Mass Effect 1 намного лучше в этом плане. Одно наличие Mako чего стоит…

Выкладываю начистоту: я бы ни за что не смог всё это исследовать без музыки и без сериалов. Вероятно, это самое однообразное занятие из всех тех, с которыми я когда-либо сталкивался в видеоиграх. Поэтому скажу о них пару слов.

Сериалы

Это же Весемир!
Это же Весемир!

Скандинавские сериалы — это особый тип извращения. Очень причудливые и тягомотные. В них всегда либо творится какая-та дичь, либо скучная непонятная хрень.

«Мост» тоже имеет некоторый «тягомотный» оттенок, но под Starfield он зашёл просто идеально. 75% внимания на сериал и 25% — на игру. Темп повествования отлично мне подошёл, и я остался в восторге.

Во-первых, здесь очень крутые персонажи. Детективы в принципе часто забивают на полноценное раскрытие главных героев (делают их гениями, решающими все дела подобно машинам).
«Мост» не только прекрасно раскрывает всех протагонистов и маньяков — здесь каждый бомж имеет свою историю. Каждому второстепенному персу уделяется большая доля эфирного времени.

Для меня главная героиня — это в принципе один из лучших женских персонажей в истории кинематографа. Вот бы видеть таких «сильных женщин» в нынешних сериалах.

Во-вторых, сюжет, мягко говоря, удивляет. Зритель может сразу понять, кто убийца, а потом всё перевернётся с ног на голову, и он будет сидеть с раскрытым ртом, выслушивая мотивы очередного психопата. Гениально. Хорошие концовки, кстати, тоже не гарантированы — сценаристы очень беспощадны.

Сами убийства тоже не перестают удивлять.
Сами убийства тоже не перестают удивлять.

В-третьих, ни для кого не секрет, что Скандинавия — один из самых (если не самый) богатых регионов планеты. Наверняка для многих она представляется каким-то раем на Земле, где половина людей живет на пособиях, маньяки сидят в роскошных тюрьмах, а демократия цветёт и пахнет.

Когда-то давно я изучал этот регион и прекрасно понимаю, что не всё там так радужно (но всё равно радужнее, чем у некоторых), как кажется на первый взгляд. Сериал подобным проблемам и посвящается — например, те же лицемерные мерзкие политиканы есть в любой стране мира.

Первые два сезона прекрасны, третий намного скучнее и уже не так интересен, но четвёртый даёт неплохую концовку и закрывает большинство пробелов.

Крутой мост, конечно
Крутой мост, конечно

«Прослушка» после «Моста»… Это подобно походу в цирк (хороший) после посещения театра. Совершенно другой тон повествования, отсутствие детективной направленности как таковой, куча юмора…

Эта сцена стала самым смешным моментом в моём прохождении Starfield. Лестер (мужик за столом) — лучший персонаж сериала. Ну ладно, персонаж Идриса Эльбы тоже хорош.

В общем, второй сериал оказался слишком «живым» для того, чтобы смотреть его вместе с игрой в Starfield. Слишком много деталей оказалось пропущено, слишком тяжело за всем уследить, очень большой объём местной «политики» и т. п. По факту полная противоположность тому же «Мосту».

Но первый сезон мне всё равно зашёл. Было довольно весело, но без неожиданных поворотов. Во втором слишком много событий, чтобы можно было за всем уследить без полной концентрации.

Актёр Лестера гениален.
Актёр Лестера гениален.

Ладно, я отвлёкся. Пора вернуться к более скучным составляющим своего приключения.

Нарратив: сюжет, квесты и фракции

Побежали дальше. Не диалоги же мне сюда кидать.

У меня иногда появляется чувство, что у Беседки есть всего один талантливый сценарист, который где-то в подвале сидит и в одиночку пишет все линейки для фракций и парочку больших квестов. Какой-то задохлик-ботан, ученик-последователь Киркбрайда и т. п.

Потому что большинство сайдов Starfield — это полное говно. Причем не столько в плане качества диалогов (они-то как раз здесь неплохи — их явно не совсем идиот писал), сколько в плане задач и геймплея. Игра располагает огромным количеством механик, но для решения 99% сайдов нужны только убеждение да взлом. В итоге это превращается в самый унылый тип «подай-принеси», а гг тупо подрабатывает курьером ради опыта и денег.

В первые несколько часов игрок бегает по этому городу, бегая от метки к метке. Уже тогда веселил себя как мог.
В первые несколько часов игрок бегает по этому городу, бегая от метки к метке. Уже тогда веселил себя как мог.

Вот 5 внефракционных сайдов, которые имеют хоть какую-то нарративную ценность:

1) Поучаствовать в разработке новейшей модели корабля — получаешь в награду итоговый результат, + случайные встречи, где покупатели обосрут твой продукт. Отлично;
2) Искусственный интеллект, возомнивший себя человеком — Джуно. Нужно решить, что с ним делать. Банально, но сойдёт;
3) Толпа колонистов, которые 200 лет бороздят просторы космоса (этакое убежище из Fallout), не зная, что другие люди уже всё заселили — идиотизм, но прикольно;
4) Толпы клонов известных людей (Франклин, царица Египта и Чингисхан) пытаются решить свою дальнейшую судьбу — реализация убогая, но пойдёт.
5) Возможность стать членом банды в Неоне — близко к фракционным, но слабые реализация и развязка.

Всё, остальные внефракционные квесты — это дерьмо, о котором я забуду через неделю. Даже 4 квеста напарников (кроме, разве что, Баретта) не впечатляют. Какие-то они слишком банальные.

Но из фракциями всё не так однозначно. Пойдём по порядку, от худших к лучшим.

Рейнджер-Шериф вышел погулять.

1) Рейнджеры — вероятно, худшая линейка в истории студии. Убогая история, ужасные квесты и абсолютно нулёвый антагонист.

2) Vanguard — отличный потенциал, но, к сожалению, полностью слитый в унитаз. Слабые квесты, но потенциально крутой антагонист. Нулевые катарсис и развязка.
Кстати, после этой линейки мне открылось 4 (!) типа вечных квеста. Я ради эксперимента решил опробовать один из них — 6 раз меня отправили на одну и ту же планету зачищать базу. Да, в игре, где имеется 1695 планет, меня 6 раз отправили на одну и ту же. Как же здорово, что потенциальное количество локаций в рамках планеты равно бесконечности.

Вот так теперь выглядит эта планета.
Вот так теперь выглядит эта планета.

3) Корпорация Рюдзин — то, чего я когда-то ждал от CP2077. Полноценная работа в местной «Арасаке», неплохой сюжет, хорошая вариативность.
Часть квестов (первая половина) — курьерское говно, часть квестов — стелс с проникновением, сделанный довольно неплохо. Также хорошая награда за труды, НО очень слабая неудовлетворительная развязка.

4) Алая флотилия (пираты) — наиболее проработанная, вариативная и интересная в плане квестов сюжетка. Хорошая и логичная концовка. Расстраивает только тот факт, что пиратства как такового в линейке и нет.

Проблема фракций в том, что это по факту 5-6 больших квестов, которые можно пройти, ну, довольно быстро. Впрочем, как это и было в Скайриме. Сценаристы сразу же сводят все сюжетки к чему-то глобальному, не давая насладиться хоть какой-то стандартной для фракции работой.

Ну и сюжет… Признаюсь, в нём есть интересные моменты, но по большей части он откровенно плох. Игрок всю игру добывает артефакты. И если для 50% из них придумали хоть какой-то интересный квест, то для другой половины сделали просто обычную зачистку данжа. Очень халтурно.

В игре, в том числе и в сюжете, есть довольно много «русских». Забавный персонаж.
В игре, в том числе и в сюжете, есть довольно много «русских». Забавный персонаж.

Сама концепция также слита и едва ли представляет какой-то интерес. Лор максимально пресный и при этом разбросанный. Хотя, изменение диалогов и некоторых фишек в NG+ действительно представляется чем-то новеньким.

На мой взгляд, сюжет в таком сеттинге может основываться на 3 вещах:
1) Постановка и катсцены (как Mass Effect). Смешно в контексте разговора о Starfield;
2) Изучение неизвестного — галактика должна скрывать кучу загадок, необъяснимых для человечества. В игре этого нет.
3) Политика. Её здесь почти нет.

В общем, стоит ли покупать такую дорогую игру ради 20 часов фракций? Удовольствие сомнительное.

Что ещё хорошего?

Starfield — исследовал 100% планет и теперь делюсь мнением об игре

Помимо того, на что я уже обращал внимание.

1) Визуал иногда приятный. Пейзажи хорошие. Бывают.

2) Система перков — это, возможно, лучший вариант прокачки в играх Беседки. Это шаг в правильном направлении. Десятки полезных перков, которые так и хочется прокачать.
Такие базовые механики, как убеждение, стелс (в стелс-миссиях нет камер — это очень забавно, что в 2330 году крупные корпорации ими не пользуются), манипуляции над NPC сделаны довольно неплохо.

Крафт тоже неплох, но без прокачки соответствующих перков ресурсы становятся фактически бессмысленны.

3) Ну… Можно кастомизировать корабли, если это кому-то нужно.

4) Биография героя открывает довольно большое количество диалогов и иногда даже выдает нечто уникальное. Прокачанные навыки тоже могут сильно зарешать в диалогах. Спутники, пускай не так часто, как хотелось бы, вмешиваются в разговоры (всё равно чаще, чем в 3 акте BG 3) — и NPC даже начинают разговаривать с ними, а не с ГГ. Это огромный прогресс для Беседки.

5) Диалоги неплохи и их много. Каждому именному бомжу есть, что сказать, а тут таких много. Хотя я всё равно не уверен, откуда тут набирается 1.6 миллионов слов…

6) Видов/моделек именно огнестрельного оружия довольно много

Что ещё плохого?

Starfield — исследовал 100% планет и теперь делюсь мнением об игре

Да всё остальное!

1) Отсутствие нормальной карты в такой игре — это нонсенс. Я не знаю, каким идиотом нужно быть, чтобы такое допустить. Хоть бы в данжах её сделали!

2) Искусственный интеллект как у врагов, так и у напарников ужасен. За 20 лет игры во всякий кал я никогда не видел таких тупых напарников.

3) Я не знаю, каким нужно быть кретином, чтобы четырёх основных напарников сделать добрыми. И чтобы каждый из них ливал после парочки совершённых игроком преступных нападений. Подобное решение точно принял умственно отсталый.

4) Баланс. Автолевеллинг по идее отсутствует, но всё стало только хуже. Для каждой системы указан рекомендуемый уровень, но в их пределах всё равно можно встретить врагов на десятки уровней выше него.
Ближний бой оказался полным неиграбельным дерьмом — дефолтный дробовик без какой-либо прокачки имеет урон в два раза больший, чем лучшее оружие ближнего боя при максимальной прокачке навыка. Его и заапгрейдить нельзя!
О кулаках даже говорить не буду — я со слезами вспоминаю, как проходил кастетами Fallout 2 (это было не так уж и сложно).
Поскольку лут не подвержен автолевеллингу, то рискуй получать дерьмо, зачищая высокоуровневые базы. Да, это работает именно так.

Вот так выглядит лучшее оружие ближнего боя. 
Вот так выглядит лучшее оружие ближнего боя. 

5) Баги. Они есть. Не так много, как хотелось бы думать ярым хейтерам (я из умеренных), но 3 квеста я смог пройти только через консоль. Есть смешные баги, а есть не очень.

И да, играбельно только на SSD.

Смешной баг.
Старая версия локи неудачно наложилась на новую, что привело к текстурным багам. Не очень смешно.
Старая версия локи неудачно наложилась на новую, что привело к текстурным багам. Не очень смешно.

6) Космические бои крайне не скиллозависимы. На макс сложности точно придётся либо создавать жёсткую имбу, либо качать соответствующие навыки, чтобы хоть как-то выживать.

7) Взлом — лютая душнина (потому что заставляет думать). Про тот факт, что в игре отмычки тратятся и после успешного взлома, я тоже забывать не стану.

8) Дейлики… Их слишком много. С каждой игрой Тодд пихает всё больше и больше бесконечных квестов. Скоро мы перестанем отличать их от нормальных.

9) Музыка.

10) Кому-то весело стрелять в этой игре?

11) Ну и конечно же, интерфейс, хотя его неудобность — это, наверно, база Беседки после Морры или Облы.

Заключение

Он устал.
Он устал.

Я не думаю, что эту игру можно спасти модами. Она слишком пустая. Игровой процесс убит прямо в зародыше. Ей категорически не хватает разнообразия, и я не знаю, как мододелы смогут побороть такую проблему.

Многие могут сказать: «Типичная игра Беседки» или «Раскроется через 100 часов!»

Нет, ребята, сделайте квесты фракций и оффайте, а то раскроется тут точно не игра.

Типичная ли она? Если разбирать её составляющие, то окажется, что они все сделаны на довольно слабом уровне. Может ли эта игра чем-то удивить? В ней даже аутировать толком негде, если только не исследовать планеты одну за другой, как это делал я! Но не все же люди психопаты!

Эта беготня закончилась...

Меня она удивила, когда я увидел в игре батю протагониста, который выглядел точь-в-точь как его сын — только седины у него не было и поэтому сын получился даже старше. Гениальный момент, который заставил меня посмеяться.

В остальном это уже не «типичная игра», а самое настоящее «хрючево» от Тодда Говарда. Океан глубиною в лужу — так я могу охарактеризовать этот продукт.

Starfield — исследовал 100% планет и теперь делюсь мнением об игре

P.S. Какой-то несодержательный лонг получился. Устал я от этой игры слишком. Спасибо, если прочитали!

P.P.S. Кстати, гениальная фишка от Тодда Говарда. Если назначить альтернативную клавишу (именно вторую) для прыжка, то перемещение на джетпаке будет более горизонтальным, что позволяет перемещаться немного быстрее. Это помогает в плане быстрого исследования.

Опрос

Starfield — это:
Говно Тодда Говарда;
Шедевр Тодда Говарда;
Типичная игра Тодда Говарда.
174K174K показов
94K94K открытий
3232 репоста
1471 комментарий

Прекрасная рецензия. В последнее время редко встретишь полноценный разбор игры без "каждый найдет что-то для себя" или явного послевкусия "хорошего настроения".
Снимаю шляпу. Автор, пиши еще!

Ответить

Наконец-то хороший полноценный разбор межзвёздных полётов

Ответить