Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

Попробуем проверить на "готичность" довольно интересный проект молодой студии "Fire & Frost", который, по моему скромному мнению, очень даже способен заинтересовывать многих фанатов серии игр Gothic, Risen и даже Elex (да и простых игроков, не знакомых с серией, вполне заинтересует).

Огромное количество раз мне попадались различные проекты, которые осмеливались тягаться с легендарным детищем Piranha Bytes. Переносы на другие движки, совершенно новые игры, которые очень хотели быть похожи на Gothic, различные "демки", красивые демосцены и т.д. и т.п. Практически все они канули в небытие по совершенно разным причинам. Но именно Grayshaft меня сразу заинтересовал. Просмотрев демонстрационные материалы и послушав комментарии разработчиков, я понял что Grayshaft разрабатывают абсолютно преданные фанаты Gothic.

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

И мне очень захотелось, что бы про игру узнало как можно больше игроков, а в особенности фанатов Gothic. Поэтому в этой статье я решил немного разобрать первое демонстрационное видео прохождения и проверить Grayshaft на ГОТИЧНОСТЬ.

P.S Видео вышло уже давно и многое могло измениться, но какие-то аспекты игры уже вырисовываются. В статье конечно же не вся информация по игре, а только та, которая была так или иначе рассмотрена в демо (к слову, их уже три штуки). Оценивать особенности Grayshaft буду по пятибалльной шкале.

Внимание: В демонстрационном видео показан НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ результат работы "Fire & Frost". Это ранняя версия игры и по заверению авторов, многое еще предстоит причесать, доработать и улучшить (к примеру точно будут добавлены motion capture анимации). Хотя некоторые игровые моменты авторы уже зафиксировали и скорее всего они будут использоваться в релизной версии.

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

Знакомство

Сразу хотелось бы добавить, что разрабатываться игра стала еще в 2018-м году, одним единственным человеком. Со временем команда единомышленников несколько подросла, образовав студию "Fire & Frost". На DTF уже несколько раз мелькали статьи, посвященные Grayshaft, в том числе и с детальным разбором ее особенностей. Я не буду сильно вдаваться во все подробности процесса разработки, многое вы можете узнать, посетив официальную страницу игры в VK.

Я практически уверен, что еще есть люди, которые слышат про Grayshaft впервые, поэтому я просто процитирую описание игры от авторов проекта:

Добро пожаловать на Грейшафт, путник!


Если ты любишь RPG и ощущаешь острую нехватку в жанре — ты в правильном месте. Мы команда из разработчиков двух разных школ: старой и новой, и делаем игру, которая бережно относится к игровому процессу таких игр как Gothic, Arx Fatalis и Evil Islands, но и при этом прекрасно понимает лучшие стороны современных игр.

Грейшафт это:

- Отсутствие каких-либо маркеров при изучении мира: мы возвращаем удовольствие от случайно найденного сокровища за водопадом

- Опасный открытый мир, где настоящие друзья ценятся дороже золота

- Гибкая боевая система: статы, перки, активные навыки и три боевые стойки

- Крепкий сюжет и множество побочных квестов, решения в которых могут как спасти так и уничтожить целые поселения

- Тяжёлый, но интересный путь героя, потерявшего буквально всё

- Приятный, ламповый визуал с видом от третьего лица

Согласитесь, звучит интересно и весьма обнадеживающе. Стоит добавить, что Grayshaft это НЕ аналог Kingdom Come: Deliverance или какой-нибудь "Смуты". Grayshaft как раз ближе к фэнтезийной ARPG, так в мире игры присутствуют и магия и различные фэнтезийные существа.

Меню

Что мы прежде всего видим, когда запускаем игру? Верно, мы видим меню этой самой игры. И, как можно заметить, в Grayshaft меню очень даже готичное. Слева у нас эдакий поношенный аутентичный "гонфалон" или "гвидон" (не знаю как правильно) с пунктами меню и красивейшие фоновые кадры окружения за ним. Сразу стоит отметить отличное музыкальное сопровождение игры. Напоминает эдакую интересную смесь эпичной музыки из Gothic 3 с музыкой игр серии Risen.

Готичность - 5/5

P.S Хотя лично мне больше нравится приземленный и суровый OST из первых двух Gothic.

Выбор сложности

В Grayshaft будет возможность выбора сложности. Всего их будет три. Ниже на скриншоте можно увидеть некоторые различия между ними. Что интересно, авторы решили добавить элементы выживания в игру. На мой взгляд это верное решение, так как сейчас это довольно популярный тренд в RPG-играх и отказываться от него точно не стоит. К тому же элементы "выживастика" точно придутся по душе любителям (простихоспаде) Готики 2 НВ: "Возвращения". Ну что же, готично, сурово? Еще бы!

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

Готичность - 5/5

Интро

Ниже можно лицезреть интро Grayshaft, выполненное на движке игры (интро, как я понял из видео, тоже должны доработать), которое знакомит нас с сюжетной завязкой и некоторыми основными особенностями лора игры. Опять изолированная локация-остров, опять слабенький главный герой, который хочет сбежать... А минусы то будут? Вполне в духе Готики, согласитесь. Кстати, как можно заметить в интро, мир игры не ограничивается лишь одним островом Грейшафт. Хм, намек на продолжение...

Нет, ну вы видели? Какая же у него огромная челюсть! Вот это "кабина"!

Готичность - 5/5

Вариативность

Какая же хорошая RPG может быть без продуманной вариативности? В этом плане у Grayshaft пока все выглядит отлично (на момент демонстрационного видео). Выбор может иметь как моментальные последствия, так и последствия, которые могут произойти намного позже. Ниже как раз пример выбора:

Раненый NPC просит принести ему сумку лекаря с целебными зельями

Главный герой находит сумку с лекарствами и появляется первый выбор — выпить зелье самому или отнести раненому. Как видим, "герой" решает выпить зелье (вот гаденыш!)

Герой возвращается к NPC и пытается "отказаться". Опытный боец сразу же понимает что зелья ему не дождаться и посылает героя на поиски оружия (видимо понимая что умрет)

Возвратившись к раненому бойцу, герой понимает что тот уже мертв. Мертв из-за него... Ну что же, в таком суровом мире выживает только сильнейший или хитрейший

Готичность - 5/5

Навигация

В лучших традициях Gothic, Grayshaft не имеет никаких маркеров (только компас), все как в старые добрые времена. Готично? Абсолютно!

Готичность - 5/5

Информация о квестах

Справа под компасом можно заметить информацию о текущих квестах (можно скрыть). В дневнике можно помечать активные квесты, которые так же будут отображаться на экране. Еще все помнят всплывающие на весь экран надписи в Gothic 3?

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

Готичность - 5/5

Прыжки и карабканье

Какая же Готика без возможности карабкаться везде, где это позволяет игра. В Grayshaft и с этим все хорошо. Мир игры в целом не содержит границ, за исключением тех, где это необходимо. Ниже можно заметить, как герой карабкается на ящики. Хм, этими прыжками Grayshaft чем-то даже напоминает Risen... Однозначно готично!

Готичность - 5/5

Катсцены

Катсцен должно быть много. Ниже как раз одна из таких. Ничего не напоминает?

100% готичности! WELCOME TO THE COLO... GRAYSHAFT!

Еще одна катсцена, которая плавно перерастает во вступительные титры игры (привет The Witcher)

Главного героя конечно же спасает от неминуемой смерти добрый дядька и вводит в положение дел на острове

Готичность - 5/5

Немного о визуальной составляющей

Лично мне визуал Grayshaft очень даже понравился. Мягкий свет, динамичное освещение, адаптация освещенности, динамичные тени, саншафты и все остальные графические "плюшки" на месте. Авторы игры скорее всего еще будут вносить в графику игры какие-то изменения, но уже все выглядит очень даже хорошо и симпатично (особенно если учесть НЕ AAA-бюджет игры.). Разработчики стремятся найти баланс между "грязным" визуальным стилем первой Gothic и современными стандартами графики в играх.

Ниже можно заметить пример процедурной анимации в Grayshaft. Кстати в катсценах тоже используются процедурные анимации. Все как в старой доброй Готике.

Пример взаимодействия с интерактивными объектами. По словам авторов, в игре можно будет использовать некоторые предметы (если сможем поднять) для того, чтобы попасть в некоторые интересные места, где героя ждет вознаграждение. Готично, интересные и труднодоступные места мы любим!

Готичность - 5/5

Квесты

Одно из самых главных составляющих любой RPG. Пока все что я увидел в демо относительно квестовой составляющей, мне понравилось. Конечно оценить всю прелесть квестов Grayshaft мы сможем уже после выхода игры. Но и уже заметно, что авторы игры идут верным путем.

Ну конечно же! Дергаем репу!

Помимо обычных квестов, в Grayshaft будут и так называемые скрытые квесты, активировать которые можно будет например найдя особый предмет или записку.

А это собственно сам дневник. На вид очень удобный, нужно признать. Все понятно и не перегружено.

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

О! Записки "открываются" прям как в Gothic. Даже анимация чтения присутствует.

В данном случае, герою попалась записка, указывающая на зарытые поблизости сокровища. Да, в Grayshaft тоже можно будет копать! А можно не копать... Ниже можно увидеть, как главный герой откопал целый сундук с сокровищами (прям как в Risen). Кстати копать можно будет вообще ВЕЗДЕ, где есть "сыра земля". Мешать могут разве что камни и другие подобные препятствия.

А вот так происходит сбор предметов. Хть, хть, хть...

Готичность - 5/5

Интерфейс

Текущий GUI мне нравится. Полоска здоровья и выносливости (да, в Grayshaft будет выносливость), показатели голода и ранений, да компас (слева внизу скорее всего клавиши быстрого доступа). Ничего лишнего. Флажок сверху слева должен будет меняться внешне, по ходу продвижения героя по сюжету.

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

Тут у нас инвентарь с показателями. По словам авторов Grayshaft, разработка интерфейса игрока у них заняла очень много времени. Пришлось перебрать кучу макетов, прежде чем найти подходящий вариант. На мой взгляд, все выглядит вполне неплохо. Просто и лаконично. Собственно, как и в Gothic 2, к примеру.

Grayshaft — Проверка на Gothi'чность

Меню сохранения и загрузки. Лично мне нравится что можно посмотреть на внешний вид героя определенного файла сохранения. Хоть идея и не нова (привет Two Worlds 2), выглядит это вполне уместно.

Раз уж решили добавить элементы выживания, то почему бы не добавить и полноценную систему крафта (верно в Готиках 1 и 2 она тоже была, но не так развита)? Все предельно просто — находим рецепт, находим материалы и вперед.

Готичность - 5/5

Боевая система

Второй наиважнейший элемент ARPG — боевая система. Сразу скажу, не ждите "боевки как в Готике", но ждите похожий ее аналог. Помимо стандартных приемов, будут и специальные атаки. Ну и теперь конечно же появилась прямая связь с выносливостью. Вообще любое активное действие в бою будет тратить выносливость героя.

Основные элементы боевой системы: Атака, Блок, Захват цели и Уворот. А большего и не надо (только не Готика 3, только не Готика 3, только не Готика 3...)

Наносим удары

Уворачиваемся и отскакиваем

А еще в Grayshaft будет два варианта захвата цели, которые можно переключать на ходу:

С автотаргетированием, для одиночных боев дуэльного типа (почти как в Gothic 1 и 2)

Без таргетирования, для боя с нескольким противниками (ага, как в Gothic 3)

Вот еще новинка для "готикоподобной" боевой системы — боевые стойки, которые так же можно переключать на ходу:

Ниже как раз представлен момент переключения боевых стоек

Силовая стойка: Герой наносит мощные, но медленные удары (с сильно тратой выносливости). Можно наносить большой урон, который отнимает выносливость противника. Подойдет для "жирных" и медлительных противников.

Быстрая стойка: Герой наносит молниеносные (зависит от типа оружия) удары с маленьким уроном, но с повышенным шансом критического удара.

Сбалансированная стойка: Сбалансированный тип ударов, который хорошо подойдет для добивания противника.

Готичность - 5/5

Характеристики и навыки

Третья основа RPG — "прокачка". Тут у Grayshaft все весьма интересно и необычно.

Характеристики

При получении "левелапа", герою дается три очка способности, которые сразу же можно потратить на характеристики (ниже как раз можно их увидеть). Стоит сразу уточнить, что характеристики так же влияют и на взаимодействие с миром. К примеру большая сила позволит поднять тяжелый предмет. Справа у нас таблицы трех типов перков. Открыть их можно только выполняя определенные действия в мире игры, просто прокачать их нельзя.

Навыки

Так же, как и в Gothic, в Grayshaft будут навыки, которые можно изучать только у специальных учителей. Естественно для этого потребуются соответствующие требования (очки навыков) и золото.

Всего три ветки навыков: Выживание, Созидание и Война.

- Ветка Выживания потребуется для, собственно, выживания, сборки трофеев, воровства, кражи, стрельбы из лука и т.д. Другими словами — навыки пройдохи ловкача.

- Ветка Созидания потребуется для крафта, прокачки оружия, улучшению доспеха, созданию ювелирных украшений. Подойдет для мирных любителей "жить" в игре и "хомячить" всякие предметы.

- Ветка Война потребуется для изучения владения одноручным и двуручным оружием и всем, что связано с боем. Самые мужицкие навыки мужицкого мужика.

Готичность - 5/5

Готовка

Если есть выживание, то кудаж без готовки? Так и помереть недолго. С едой в игре связано два параметра — голод и жажда. Качество пищи тоже может отличаться. Более качественная еда дает лучший эффект при применении. Ну и чтобы начать готовить, нам естественно потребуется костер с котелком.

В Grayshaft готовка разделена на две категории:

Еда для моментального применения (полностью убирает голод)

Еда в дорогу, для восстановления здоровья, утоления голода (чуть-чуть) или жажды (жажда утоляется полностью)

Готичность - 5/5

P.S Признаюсь честно, для меня в Готике система выживания абсолютно ненужный параметр. Но я хорошо понимаю, что многие игроки 100% ждут "выживач" в современной ARPG игре. Поэтому я ставлю пять баллов из пяти, так как сама реализация выживании Grayshaft выглядит неплохо и вполне готично. С другой стороны, есть же уровни сложности.

Вместо заключения

Ну и по традиции, в суровой готичной игре нас обязательно выпихнут на все четыре стороны. Так сказать, на встречу к смер... то есть на встречу к приключениям! Главное не сворачивать с тропы!

Я уверен, что у ребят из "Fire & Frost" еще очень много работы, но их энтузиазм и настоящая любовь к Gothic вселяет надежды. Лично мне Grayshaft показалась вполне в духе Gothic и Risen (второй даже ближе), так что в этом плане нареканий пока нет. Ну что же, как говорится, будем ждать!

Проверка на Gothi'чность пройдена!

Немного скриншотов

Информация по проекту:

5454
34 комментария

Пиар grayshaft - одобряем. Жду ее не меньше чем ремейк г1, если обе выйдут в 2024, то будут у меня самыми ожидаемыми.

7
Ответить

Хех. Кстати это случай из разряда "меня никто не просил"))))
Правда понравился проект. Почему-то я им верю. Как и в ремейк готана.

5
Ответить

выглядит охуеть как охуенно,но почему нет предзаказа в стиме) ждём-ждём, мооожет быть ради этого я даже наступлю на горло собственной песне и таки стану пользователем VK Play

2
Ответить

Grayshaft не имеет никаких маркеров (только компас)Это охуенно!
Вот со стойками зря они. Не, это выглядит интересно, но нереалистично.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я не знал и мне, как и сотнями других, плевать).

3
Ответить

Для демки сойдет)

Ответить