Лонг The Callisto Protocol : Протокол сотни калов

Мнение по неоднозначной игре

Толи кал игра, толи нет - неясно
Толи кал игра, толи нет - неясно

Знакомство с творчеством Скуфилда

Давным-давно, до сопряжения сфер и создания PDFа ко мне попал диск с игрой Dead Space. Красивый, картонный футляр где сзади какой-то мужик в грязном рыжем скуфандре с опаской глядел через плечо, не подозревая что за его спиной крадется хитрый некроморф.

Издание было такое, только на заднике была альтернативная обложка и за спиной айзека был прифотошоплен некрофил
Издание было такое, только на заднике была альтернативная обложка и за спиной айзека был прифотошоплен некрофил

Мне - 9 летнему шкету история про космических шахтеров, которые сходят с ума и превращаются в монстров показалась дико оригинальной и очень устрашающей. Тогда Деда спайса я не попробовал.2010й год, на обложке газеты "Виртуальные радости" красовался товарищ Кларк. Я читал почти все статьи этого издания и эта игра меня заинтересовала. Раздобыв диск на рынке я установил и запустил. Железо на то время у меня было такое, что можно было не думать о системных требованиях, свободном пространстве диска и я погрузился в игру.

Первая же сцена в психушке меня не смутила, но сразу за ней был один момент. Когда ты убегаешь из помещения - сразу за ним тёмный длинный коридор и в один момент ты видишь как мужик стоит под вытяжкой. Примерно через секунду некрофил утаскивает его в вентиляцию под громкие вопли последнего. Жмётся Alt+F4 и игра дропается полностью.

Только спустя годы, уже живя в общаге и прогуливая пары я скачал первую часть, потом вторую, потом третью и первых двух полюбил как родных детей. Последняя как бастард была сдана в детдом и я о ней не вспоминаю.

Эта вся предыстория была необходима для того чтобы вы осознали бэкграунд - я люблю сурвайвл и когда Глен Скуфилд сказал что любители прыгать в Пачинки проспонсируют создание новой игры "а-ля Дед Спейс" я был сильно рад. История создания третьей части очень явно намекала на то что товарищу гейдизайнеру просто не дали делать свою работу, сдвигая всё происходящее в сторону кооп боевика. А тут давали чуть ли не полную творческую свободу. Это вселяло надежду.

Протоколы Каллисто

О дивный новый мир
О дивный новый мир

Начать с чего-то здесь сложно. Начну с сюжета.

Мистер Джейкоб Ли (Главный герой) - космический дальнобойщик который выйграл тендер на поставку снабжения в космическую тюрьму, расположенную на спутнике Юпитера. Планетоид Каллисто - очень холодная планета в духе Чужой 3, Lost Planet и Dead Space 3. Там находится тюрьма для преступных преступников, под названием "Чёрная жесть". Возвращаясь после очередной поставки - на корабль вторгаются ребята и говорят: "от тюрьмы и от сумы не зарекайся". Это приводит к ломающему стереотипы, лицо напарника и кузов корабля приземлению. Местным вертухаям такое поведение не нравится и нас по беспределу сажают ни за что ни про что вместе с азиаточкой, возглавлявших отряд напавших.

Бесплатно постригли и ещё одёжу дали, ну что ещё хотеть можно.
Бесплатно постригли и ещё одёжу дали, ну что ещё хотеть можно.

Спустя несколько стрижек под нолик мы поднимаемся от внезапного сигнала тревоги. И так получается что мы можем свалить. Повсюду переполох, люди едят людей и всё такое, охранники бесятся, а мы получаем заточку и игра по сути стартует. За сюжетом я следил внимательно, но он здесь очень вторичен. По большому счёту сюжет крайне простой, но как сделать спойлер в статье я пока не разобрался.
!ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ!

Когда-то давно на Каллисто приехали ради полезных ископаемых и последующей колонизации. Как это положено в Советском Союзе - была начата процедура терраформирования и прочие вещи необходимые для обживания на новой местности. Как гномы откопали сердце горы - так и шахтёры откопали старого инопланетного урода облепленного непонятными глистам. Эти глисты стали объектом исследования. Некая правительственная структура решила что было бы неплохо исказить идеи Ницше и создать сверхчеловека путём его генетической мутации через подсаживание этих глистов и обработки различными барбитуратами. Когда стало понятно что эксперимент вышел из под контроля - терраформирование прикрыли, а шахты, вместе с исследовательскими и жилыми комплексами, были запечатаны и брошена на много лет. Спустя эти же много лет было решено превратить Каллисто в планету-тюрьму. Так появилась "Чёрная жесть" (жести там хватает) и добровольно-принудительно продолжились эксперименты. Непонятно почему, но шахты оставались частично запечатанными - туда ходили только исследовательские группы, а самих глистов возили обманутые снабженцы сами того не подозревая. С помощью данных глистов произошёл инцидент на соседнем спутнике Юпитера - Европе. В самом начале игры мы видим азиатку, которая находится, так сказать, на пепелище городского квартала. И именно эта азиатка ведёт расследование, прорываясь к нам на корабль с целью найти глистов в припасах, которые мы возим.

!КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ!

Аниме полилось
Аниме полилось

Общие признаки дорогой игры

Парень не в себе от сильной хроматической абберации
Парень не в себе от сильной хроматической абберации

Очень хочу отметить лицевую анимацию. Не важно - в катсценах, в обычных эпизодах когда персонаж ходит и гундит по рации - ты ни секунды не сомневаешься что это человек. В постановочных сценах он и хмурится и корчит рожи. Я не нашёл куда падают скрины, поэтому смешным скринов тут не будет. Это касается не только главного героя: и директор и азиатка, даже кореш за решеткой из начала игры имеет крайне проработанную мимику, липсинг и прочие детали лицевой анимации. Постановки сильно меньше чем в Дедах под Спайсом, но тут она дороже. То мост начинает крениться когда ты по нему идёшь, то урод какой-то лапу в вентиляции просунет, то в потолок труп утянет. Анимации бомбовые, всё выглядит как кино. И в вентиляции залазит и шатается и руки разминает очень и очень аутентично. Уровень анимаций (не их вариативности) - РДР2. Таких мелочей тут много.

Момент когда игрок падает с космопорта в шахту. Подобных ему 2-3 за игру.
Момент когда игрок падает с космопорта в шахту. Подобных ему 2-3 за игру.

Графика

Игра непередаваемо красивая
Игра непередаваемо красивая

Я играл на ноутбуке, (для вас считай ведро) которое тянет на высоких Киберпанк, РДР2 и тд. Но тут у меня были проблемы и в производительности и в показателях графики. В связи с этим я запрещаю вам ругать скрины - я сделал их для вас своими руками.
Почти на каждой локации игры используются частицы. Если это лучи - в них есть пыль, если это рассеянный свет - он будет подсвечивать туман или дым. Если это коридор с лампами - лампы будут моргать. Красные сигнальные оповещатели, ночной свет Юпитера, метель, попадающая на тёплый жёлтый свет лампы - все это сделано с очень большим мастерством. Арт дизайн в игре проработан до мелочей. Кто бы как не ныл что это всё железные коридоры - будет не прав. Тюремный блок ощущается как административный объект - сухо и функционально. Шахта, которая более 50 лет заброшена, - ощущается соответственно. Это проявляется даже в различиях технологий использующихся в более старых или более новых (относительно лора) локациях.

Бур-лифт ни с чем не перепутаешь.
Бур-лифт ни с чем не перепутаешь.

В целом по совокупности графических данных полученных эмпирическим путём и видео отсмотренных на ютубе - я могу заявить смело: The Callisto Protocol - одна из самых красивых и графонистых игр на данный момент. (Хотя зеркала тут не работают, ыыыы)

Ближний бой битой собаки

Основная аннигиляторная пушка
Основная аннигиляторная пушка

Я буду сравнивать это творение Скуфилда с прошлыми потому что могу.
Что из себя представляет геймплей survival horror'а от 3 лица? Не угадаете. Вы ходите от 3го лица по мрачным помещениям имея нехватку ресурсов и обилие разнообразных (морал)/(био)фагов, желающих здесь и сейчас организовать вашу немедленную кончину. И кончину как можно более кровавую и мучительную.
Основной способ передвижения - ходьба. При том что Джейкоб не носит тяжеленный инженерский костюм - он двигается медленнее чем Айзек. Можно бегать - но убегая от местных некрофилов шанс получить по хребту возрастает на порядки. Задаём вопрос "Тварь ли я дрожащая или право имею" и выбираем борьбу за выживание.

Этот парень дропнул игру на середине. Не делайте так
Этот парень дропнул игру на середине. Не делайте так

Первого обучающего черта нам предлагают сразить заточенным гаечным ключом. Кажется - будет тяжко воевать аналогом ножа, но нет. Дают полицейский дрын. Другого оружия ближнего боя нет. Как только вам дали дрын - вы попадаете в его рабство. Учитывая что примерно до появления 3го ствола у вас будет лютая нехватка патронов - вы будете активно пользоваться дрыном.

Дрын и азиатка.
Дрын и азиатка.

Его главная проблема - одинаковые анимации. В арсенале Джейкоба есть слабый удар и по мере прокачки - сильный. Помимо этого есть уворот влево, вправо и блок. В сём причина тряски: на вас бежит биофаг и начинает махать руками, если он машет один раз - можно отклониться или заблокировать, получив небольшой урон, после чего провести одну атаку или серию. Серии две - легкие удары или лёгкие с сильным в конце. Всё. Да, по мере прокачки вы можете использовать имбовую подсечку, вы можете толкать врагов на шипы, но это всё. Буквально. У вас нет другого оружия, у вас нет разных комбинаций. Даётся база которую ты используешь пока не надоест. Добиваний несколько, но в основном вы будете видеть одно.

Я вывел стратегию после открытия подсечки, которая заключалась в следующем: если рядом есть шипы - я уворачиваюсь, а потом даю сильный отбрасывающий удар (важно помнить что сильные удары бьются по принципу пенальти в футболе - под углом), если же нет - делаю подсечку и раздавливаю лежащего врага. Ближе к концу игры у меня было чувство как-будто изначально планировалось несколько видов оружия ближнего боя, но от этой идеи отказались.

В один момент у врагов из пуза начинают расти тентакли. Не выстрелил в них - получишь более злого врага.
В один момент у врагов из пуза начинают расти тентакли. Не выстрелил в них - получишь более злого врага.

Огнестрел

Лонг The Callisto Protocol : Протокол сотни калов

Одномоментно по сюжету нам выдают пистолет. Система тут какая: есть оружие мощное, есть оружие немощное. Немощное оружие - блочное, т.е. у вас есть базовая рукоятка с курком и по ходу сюжета вам дают рецепты для 3д принтера где вы печатаете наболдашники. Наболдашников немного: пистолет, дробовик, револьвер. Каждый улучшается, каждый имеет убер-режим с альтернативным режимом стрельбы, тратящий в несколько раз больше патронов.

Запрещён на Земле и Луне. Эффективен только в убер-режиме и только с прокачкой стабильности. Запрещён закономерно.
Запрещён на Земле и Луне. Эффективен только в убер-режиме и только с прокачкой стабильности. Запрещён закономерно.

Есть мощные пушки - их две: Дробовик и Винтовка.
По ним особо сказать нечего - тоже есть прокачка, тоже есть альт режимы и тд и тп.
В чём цимис: в бою нормально использовать получается только одно мощное и одно немощное оружие. При выборе другого оружия на пистолетной основе - Джейкоб начинает лезть в карманы за другим наболдашником и устанавливать его пока на тебя бежит очередной некрофил.
Абсолютно любое огнестрельное оружие в игре не имеет нормального останавливающего действия. Что это значит? При наличии большого числа патронов и имея в быстрых слотах 2 дробовика - у вас быстро закончатся патроны в магазине и вы успеваете ЛИБО перезарядить ЛИБО сменить оружие перед тем как получить по хребту.
Это выливается в то что вы расстреливаете один магазин, второй магазин другого оружия и идёте в ближний бой. Фактически при таком раскладе пользоваться огнестрелом не хочется. Просто не получаешь от этого удовольствия. Он вязкий, анимации долгие, биофаги бегут чтобы тебя укусить за ногу аки Кологривый. Это вызывает утомление. Но необходимо признать, что импакт у стрельбы есть и очень приятный

Качать перчатку советую всем
Качать перчатку советую всем

Есть ещё телекинез перчатка точно как у Айзека. Эта перчатка имеет определённый заряд, НО. Вы тупо не можете перезарядить её в бою. Всё это делается онли в инвентаре, соответственно ценность прокачки есть только у перков на количество зарядов перчатки. Из некрофилов здесь не падают острые куски которыми можно швырятся, нет и штырей разных, но везде есть стенки с шипами, вентиляторы, дробилки и прочее счастье куда можно бросать этих уродов, мгновенно умерщвляя.

Экономика и Враги

Лонг The Callisto Protocol : Протокол сотни калов

Основные противники в игре - биофаги. Это люди которых покусали инопланетные глисты и они превратились в уродов. Биофаги подобно Некрофилам умеют мутировать. Например в шахтах они были запечатаны в темноте на протяжении многих лет, поэтому они не видят вас, только слышат (параллель на Щелкунов). Есть Черви которые должны играть роль скримера и выпрыгивают на вас из-за угла. Есть подросшие глисты как пауки из Dead Space. Их много и они прыгают на Джейкоба в большом количестве одновременно. В один момент обычные биофаги научились выращивать из пуза щупальца. Если не выстрелить в них - они начинают мутировать и становятся агрессивнее. Взрывающиеся враги как в Dead Space. Есть ещё сиамские близнецы, уроды которые кидаются блевотиной и гигачад из финала. Враги не вызывают страха вообще. Ощущается это всё как очередные полузомби полузвери желающие твоей смерти. Ещё есть 3-4 робота за игру. Они убиваются чутка специфически, либо обходятся по стелсу. Убивать выгоднее - дают крутую штуку для продажи.

Столько думал о деньгах, что аж вспотел
Столько думал о деньгах, что аж вспотел

К деньгам

Мир в игре капиталистический, поэтому тут деньги решают всё. Для прокачки вам понадобятся местные "кредиты Каллисто". Много кредитов. Очень. Зарабатывать честным трудом в этой игре нельзя. Можно или раскулачивать тех кто когда-то считался людьми, либо обыскивать их шкафчики, ящики и тд. Перед раскулачиванием несогласного следует убить, а потом ногой потоптаться по нему (снова Dead Space). Денег партия платит мало. Самое дешёвое улучшение стоит 300 шекелей, самое дорогое - 4200. Со шкафа или некроскуфа можно получить 12, 24 шекеля. Основной доход идёт с подработки торгашом. Наше мелкое ИП заключается в следующем. Сломал ты робота, вынул из него 4090ti и продал 3д принтеру за условные 500 шекелей, прокачал за них дубину. Выбил зубы очередному некроскуфу и нашёл у него золотой зуб. - продал 3д принтеру за 100 кредитов. И так помаленьку ты прокачиваешь стволы и перчатку. Прокачки костюма, здоровья, инвентаря в игре нет - всё сюжетно открываемо. Я стал настолько зависим, что продавал предметы первой необходимости: аптечки, заряды для перчатки, а иногда и пачки патронов. Всё во имя золотого тельца и легендарного револьвера, что запрещён на Земле и Луне.

Эндгейм контент и прочее

В игре есть разные костюмы которые можно докупить. Они представляют из себя рескин тюремной робы и скуфандра. Один из них просто окровавленный с кусками разбившегося мотоциклиста.
Есть длц, есть режим выживания. В режиме выживания ты просто ходишь и валишь некрофилов, параллельно прокачивая ствол, перчатку и прочее в течении бесконечного количества волн. Если не хватило - вперёд обмазываться.
В игре есть русская озвучка вплоть до аудиодневников и прочего кала. Даже записи на стенах и дверях переведены. Есть несколько цветовых пространств в настройках. Выделение разных объектов определёнными цветами и стандартные для современных игр настройки доступности.
Музыку здесь я не оценил, саунд дизайн такой какой должен быть.

Вывод

Лонг The Callisto Protocol : Протокол сотни калов

Скуфилду дали слишком много творческой свободы. После прохожения создаётся впечатление что он решил скрестить все свои нереализованные идеи из DS3, новый IP и ремейк оригинального DS. Всё такое знакомое, но как будто уже другое. Атмосферы хоррора в игре нет вообще. Она пресная. Игра пытается в саспенс, в скримеров в напряжение, но это всё очень напоминает Чужого 3. Вроде и Сигурни есть и Чужой лазит и закрытое пространство, но всё это как-то не так.
Я хотел бы увидеть сиквел, но при условии что это всё будет кто-то курировать с большего.
Стоил ли игра внимания? Ценитель жанра и прошёл всё что хорошо? Да. Хочешь сурвайвл хоррор и раньше играл в 1-3 таких игры - иди поиграй во что-то получше. В любом случае игра на один раз и большего в ней нет. Перепроходить её не захочется, вспоминать о ней я сильно не буду. Остаётся ждать новых творений Глена Скофилда и верить что жанр снова расцветёт.

7.9K7.9K показов
2.2K2.2K открытий
46 комментариев

Может взять?

Ответить

В стиме недавно пятихатку была
Но есть смысл? Из нее денуво убрали. Можно в зеленом стиме за 0 рублей урвать
Хотя, эти ребята из ру-региона не ушли, можно и поддержать рублем их

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хорошая игра, да. Но денуву зря они вшили.

Ответить
Автор

Два года ждал

Ответить

Не знаю почему, но я ее прошел раза 4 на Playstation, и даже задумываюсь теперь еще и на ПК пройти, возможно даже на платину (в Humble Choice в этом месяце как раз раздают, так бы, наверное, покупать уже не стал, и так на PS 2 раза куплена)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить