Личная игра года. 1995

На этот раз вспоминаем игры на стыке палеозоя и мезозоя. И даже здесь найдётся место известным франшизам, которые и в наше время избежали забвения. Ну и как раз тогда сделал свой главный шаг нынешний гигант консольного рынка.

1995? Ты поехавший?

Есть немного. Я люблю символизм. Сегодня у меня день рождения. И ровно 29 лет назад началась моя карьера геймера. Нет, мне не 29, просто в 1995 я получил в подарок Dendy. Кортатай зачем-то привёз его на дачу. Видимо, так не терпелось ему побаловать внука. А там даже телека не было. Не страшно. Старшие брат и сестра мигом подсказали, что я счастливчик.

Во время владения приставкой я так и не понял, что геймпады можно вставлять в неё, чтоб всё было аккуратненько.
Во время владения приставкой я так и не понял, что геймпады можно вставлять в неё, чтоб всё было аккуратненько.

Опробовал я новинку сразу по возвращении домой. По памяти, самой первой игрой, запущенной мной на приставке, была Jungle Book. Ну а за ней, разумеется, гонки на мотоциклах, танчики и Марио.

Jungle Book 1994-года выпуска.

Играл я, конечно, и до этого. Но только урывками, на работе у отца или у друзей. Но именно 1995-ый стал для меня той точкой невозврата. Я получил возможность играть регулярно. И безумно полюбил игры. И люблю их до сих пор. И буду любить и дальше. Ведь каждый год, кто бы что не говорил, выходит столько интересных проектов, что и жизни не хватит все их охватить. Пусть это останется единственной грустью в моей жизни. Аминь.

Что было интересного?

Суровые девяностые. Не для России, а для консольного рынка. Хищные японцы всё делили тушу бесконечного зверя. К пиршеству присоединилась Сони, которая выпустила свою PlayStation ещё в декабре 1994. Думаю, историю их взаимоотношений с Nintendo тех лет напоминать нет смысла. Из-за, собственно, недальновидности большой N теперь все мы имеем возможность носить гордое звание сонибоя!

Личная игра года. 1995

Но речь не об этом. Sony надо было отгрызать часть нового для себя рынка. Пока Нинтендо никто двигать не собирался, хотя она и проспала рывок Sega с её Сатурном и той же Сони. Чего говорить, Nintando 64 выйдет только спустя полтора года, после релизов своих конкурентов.

А вот Сатурн с PlayStation зарубились в Японии в конце 1994-го. Приставка от Сеги вышла на десяток дней раньше, а ещё и имела мощный стартовый эксклюзив – Virtua Fighter, до этого доступный только на аркадных автоматах. Поэтому к концу года в Стране восходящего солнца Saturn купили аж 500 000 раз. Но и новичка от Sony хапнули 300 000 штук. Хороший результат, но провалом Sega пока и не пахло.

Реклама к старту продаж PS 1 в Японии.

Всё поменял, как раз, 1995-ый год. А именно первая E3. И Сега и Сони объявили на ней цены на свои приставки в Америке. Думаю, многие слышали эту историю. Если вкратце, то сначала выступил челик из Sega, рассказывал какая классная у них консоль, всякие умные маркетинговые слова произносил. Потом объявил цену – $399. Следом выступала Sony. Товарищ вышел, сказал "$299" и ушёл. Зал разразился аплодисментами.

Архивные кадры с той самой презентации Sony. На самом деле там ещё много чего рассказывали про приставку, но все запомнили "299".

А Sega приготовился к своим вяло текущим похоронам, которые закончатся только в начале двадцать первого века.

Что же делала Nintendo, пока Сони открывали шампанское? Выпустила недоразумение по имени Virtual Boy. С большой оговоркой это можно назвать первыми коммерческими VR-очками. Но, по факту, это консоль, которую напяливаешь себе на голову, которая при этом ещё и стоять должна на чём-то ровном. Короче – дорогой бинокль с эффектом стереоскопического 3D. Разумеется, приблуда провалилась в продажах.

Криповая реклама Virtual Boy.

Прекрасные игры

Железяки – это хорошо. Но без игр они, всего лишь ведёрко с микросхемками. Так что давайте лучше вспомним то, ради чего мы и покупали/воровали/эмулировали эти приставки и компьютеры. Я, по традиции, накидаю наиболее значимые и известные, на мой взгляд релизы 1995-го года, чтобы вам проще было вспоминать в комментариях.

А если вас, вдруг, пугают настолько древние игры, то я вспоминал и времена не столь далёкие, но всё равно прекрасные.

Descent. Игра, опередившая своё время в техническом плане. Да и в игровом. Мало того, что это шутер, так ещё и игрок, в отличие от того же Doom и его клонов, мог двигаться в пространстве в любом направлении.

The Dig. Забытый квест от LucasArts. Ещё бы, умудрились выпустить его в один год с Full Throttle.

Jumping Flash!. Да, это платформер от первого лица. Ещё и эксклюзив первой PS.

Worms. Червяки, но пока ещё не те. Причём многое из того, за что мы полюбили Worms 2 и Armageddon, здесь уже было. Так что Шредер был прав, стиль решает.

Crusader: No Remorse. Внезапный хит от EA и её золотоносной Origin Systems. Подозрительно похожий на Джанго Фета главный герой по прозвищу Капитан даже получит сиквел. Что интересно, игру делали на движке Ultima VIII. Заметно.

3D Lemmings. Уже тогда игровые компании пытались перенести известные серии в 3D. За попытку с леммингами отвечали уже не создатели серии GTA из DMA Design. Они, как раз, были заняты разработкой первой части.

Warcraft II: Tides of Darkness. Потихоньку Warcraft начал поворачивать в сторону своего известного мультяшного стиля. Ну и одним из ресурсов стала нефть. Потому что нужно было строить много боевых корабликов, которые куда-то пропадут в триквеле.

Flight Unlimited. Чем интересна? Ну эту игру делали LookingGlass Technologies. Которые через пару лет станут Looking Glass Studios. Да, именно они делали оба System Schock'а и первые два Thief'a.

Графоний.

Battle Arena Toshinden. Один из первых эксклюзивов Sony, который должен был конкурировать с сеговским Virtua Fighter. Впрочем, расширенная версия игры, как раз, вышла через девять месяцев на Sega Saturn. Иронично.

Battle Arena Toshinden 2. А сиквел умудрился выйти в том же году. Оригинал попал на полки магазинов Японии 1-го января. А сиквел 29-го декабря.

Police Quest: SWAT. Удивительно, но серия SWAT родилась как спин-офф популярного квеста Police Quest. Первые три части игры не особо вспоминают, а вот четвёртую не забыли. Относительно недавняя Ready or Not как раз вдохновлялась ею.

Dragon Quest VI. Enix ещё пока ещё не ушли под крыло Square и самостоятельно развивали свою главную серию. Пока успешно. Игра стала самой продаваемой в Японии и, скорей всего, в мире.

Star Wars: Dark Forces. Лучше Doom может быть только Doom по Звёздным Войнам. Ну и мы, наконец, узнали, откуда у повстанцев планы Звезды Смерти. Правда, в каноне от Диснея этой истории больше нет. Беда.

King Arthur & the Knights of Justice. Игра по одноимённому мультфильму. Смутно вспоминается, что что-то такое по нашему телевидению показывали. У нас оно должно было называться Король Артур и рыцари без страха и упрёка.

Discworld. Терри Пратчетт не избалован хорошими играми по своим книгами. Они, конечно, были. Но всё это было давно и неправда. Discworld, как раз, из тех времён. Когда квесты были одним из самых популярных жанров на ПК.

Front Mission. Эта игра настолько древняя, что породила уже два ремейка. Первый вышел в 2003. Второй в 2023. Ждём третий в 2043. Почему? Потому что пошаговые сражение ОЧБР никогда принципиально не устареют.

Kirby's Dream Land 2. Маленький Кирби для маленькой консоли Nintendo.

SimTown. Если честно, я никогда и не слышал, что у SimCity был спин-офф про маленькие города. А он есть. Выходил как раз в 1995-ом.

Mortal Kombat 3. Без лишних слов. Легенда. И ныне здравствующая. В этом же году выйдет и Ultimate Mortal Kombat 3, но пока только на игровых автоматах.

Wild Woody. Платформеры – золотая жила для приставок тех лет. На консолях Сега разных поколений их было очень много. Вот этот, например, про оживший карандашик, который своей, хм, попкой мог стирать угольков.

Space Hulk: Vengeance of the Blood Angels. Вторая часть Space Hulk. Первоначально вышла на 3DO стараниями EA. Кто-нибудь вообще видел эту приставку?

Tales of Phantasia. Первая часть и в ныне здравствующей серии.

Dark Seed II. Если вы фанат Гигера то, скорей всего, слышали об этой игре. Ну и о первой части. Мир кошмаров, в который главный герой погружается во время сна, основан на работах швейцарского художника. Впрочем, это заметно и без моих пояснений.

Jagged Alliance. Первая часть серии. Ещё не общепризнанный шедевр, как вторая. Почему-то в некоторых источниках дата выхода отличается. То 1994-ый, то 1995-ый.

Su-27 Flanker. А вот и русский след. Первая игра Eagle Dynamics. Кто же знал, что в России делают одни из лучших авиационных боевых симуляторов.

The King of Fighters '95. Недолгий эксклюзив ещё одной японской приставки, не особо известной за пределами лунной страны. Зато все знают Мэй Ширануи. Даже если не знают её по имени, то точно видели в подборках эротического содержания. И не только.

Неединственное достоинство игры.

Panzer Dragoon. Пострелушки на драконах получили свой ремейк в 2020-ом. Сейчас это, конечно, максимально нишевый жанр.

Desert Demolition. Бип-бип!

Ali Baba, Tank Hunter и Piper 2.0. Минутка внутритекстовой рекламы. Все эти три игры – пионеры иранской видеоигровой индустрии. Подробнее о них можно прочитать во второй части эпоса об играх Ирана. Скоро третья, ждите с нетерпением. Это приказ.

I Have No Mouth, and I Must Scream. Культовая игра по рассказу Харлана Эллисона. На мой взгляд, очень недооценённый писатель, мастер короткого жанра. Лично мой любимый рассказ – его совместная работа с Желязны Приди ко мне не в зимней белизне.

Simon the Sorcerer II: The Lion, the Wizard and the Wardrobe. В девяностые жанр пародий был силён и на компьютерах. Тут тебе и Плоский мир, и Нарния и МакДональдс.

MechWarrior 2: 31st Century Combat. На огромных шагающих роботов игроки на консолях смогли посмотреть только в 1997-ом году. ПК-бояръе же насладились уже в 1995-ом. Причём на приставках игра из симулятора превратилась в аркаду.

Tactics Ogre: Let Us Cling Together. Пока на Западе поднималось знамя RTS, в Японии друг за другом выходили тактики. О стратегиях в реальном времени они ничего знать не хотели и до сих пор не хотят.

Chrono Trigger. Одна из самых часто вспоминаемых jRPG в плане сюжета. Но Скворцы, как будто, совсем забыли про неё.

Earthworm Jim 2. Червяк был хорошо известен в наших краях. Мало того, что его можно было найти на Мега Драйв, не самой редкой консоли в России, но и посмотреть мультик о Джиме по телевизору. Правда, всё это было далеко не в 1995-ом.

Mega Man 7. Capcom настолько плодовиты, что умудрились выпустить уже седьмую часть одного из своих первых хитов. То есть, они стругали почти по части в год. А вы, говорите, Assassin's Creed.

Tekken. Уже год как Tekken был доступен на игровых автоматах. Но на PlayStation и на удобном диванчике набивать морду родственникам и друзьям было комфортнее.

Romancing SaGa 3. У игры очень красивая обложка.

Личная игра года. 1995

Castlevania: Dracula X. Вы не поверите, но это считается ремейком Castlevania: Rondo of Blood, которая вышла за два года до Dracula X. Ну а формально это порт с японского ПК PC Engine's Super CD-ROM² на SNES. Вдобавок, обожаемая всеми Castlevania: Symphony of the Night является сиквелом этой игры.

Super Bomberman 3. Взрывать – весело. Клоны этой серии очень уж мне нравились на мобилках.

Secret of Evermore. Идейный сиквел (хотя точнее будет термин подражатель) Secret of Mana от тех же Square. Про маленького попаданца.

Trials of Mana. А вот и, собственно, не идейный сиквел, а прямой. Очень странное решение Скворцов, конечно.

Brain Dead 13. Мультфильм, в который можно играть. С выдающимися персонажами. Выдающимися где надо.

Exosquad. Просто преступление не добавить эту игру в список. А всё почему? Потому что ничего лучше, не считая Тома и Джерри, я по телеку и не видел. Это, правда, игра. И в неё я не играл. Но пусть будет.

Shannara. Для меня загадка, как эта, мягко говоря, слабая книга получила столько адаптаций?

Marathon 2: Durandal. Сиквел предтечи Halo. Впрочем, скоро Bungie разочаруется в жанре FPS и побежит делать стратегии. Кто же знал, что возвращение к истокам сотворит самый главный успех в истории Банжи.

Shin Megami Tensei: Devil Summoner. Очередная бесконечно живая японская серия. Да, от Atlus. Да, они делали Персону.

Twisted Metal. Между прочим – это самая долгоиграющая франшиза PlayStation. Сейчас она, правда, живёт в виде сериала, ну и то неплохо.

Full Throttle. Квест от LucasArts и Тима Шейфера. Золотые времена. Детишки в саду мне все уши про него прожужжали в своё время. А я всё гоплитов гонял туда-сюда.

Suikoden. Первая часть некогда знаковой серии jRPG. Но ей владеет Konami. И все мы знаем, что она способна учудить. Так что может и хорошо, что пока Suikoden покрывается слоем пыли.

Command & Conquer. Любимая игра многих лидеров США. А Red Alert –многих лидеров России. True story. И если бы обе серии не померли, мы бы все не оказались в этом мире, который прокляли сами.

Phantasmagoria. Игра знаменита много чем. Во-первых, она выходила аж на семи дисках. И это в 1995-ом! Во-вторых, она принесла Sierra 12 миллионов долларов несмотря на проблемы в разработке и постоянные переносы. И в-третьих, в ней есть сцена изнасилования.

А начиналось всё мило, кстати.

Light Crusader. Эксклюзив Sega Genesis, более известной у нас как Sega Mega Drive. Отдалённо напоминает Nox.

Shining Wisdom. Серия Shining умудрилась разбежаться по всем жанрам. Именно вот эта игра – родоначальник её АRPG ответвления.

Super Mario World 2: Yoshi's Island. В детстве я никак не мог понять, почему на моём Dendy нет этой игры.

Star Trek: The Next Generation – A Final Unity. Немного квест, немного космические пострелушки. Но, самое главное, в ролях все ключевые персонажи сериала. А бедный капитан (ныне адмирал) Пикар всё никак не отмучается, так до сих пор и пляшет перед камерой.

Wipeout. Знаковая гоночка для PlayStation. Что интересно, она стала лаунч-тайтлом для выхода PS в Европе.

The Beast Within: A Gabriel Knight Mystery. Sierra On-Line продолжает бомбить рынок своими квестами и не только. В 1995-ом году компания издала аж 23 игры.

Chicago Syndicate. Спин-офф серии Eternal Champions для маленькой консольки Sega.

King's Field II. Как и в случае с Final Fantasy здесь идёт путаница с цифрами. Первый King's Field в США и Европе не издавался, а второй пошёл в печать. Ну и чтоб покупатель не испугался двоечки на коробке неизвестной игры, её и убрали. Видимо, отдавая дань тем временам FromSoftware назвали Dark Souls не Demon Souls II. Дело было, конечно, в Sony, но так интереснее.

Space Quest 6: Roger Wilco in the Spinal Frontier. Финальная глава приключений космического уборщика Роджера Вилко.

Fade to Black. Сиквел к легендарному Flashback, который добавил себе ещё одно измерение.

Clock Tower. Внезапный японский квест для SNES, да ещё и хоррор. В конце текущего года должен выйти ремастер.

Rayman. Явление миру первого маскота Ubi Soft. Да, тогда название французской студии писалось раздельно.

Comix Zone. Широко известная и у нас игра. В те далёкие времена не казалось такой короткой. Зато до сих пор смотрится стильно, со всеми этими комиксными вставками.

Hexen: Beyond Heretic. Фэнтези-Doom, что может быть лучше? Собственно, разработчики нового Doom'a подумали-подумали и решили, что, действительно, ничего лучше нет. И выпустили трейлер уже современного фэнтези-Doom'a. Судьба, коварная ты баба.

X-COM: Terror from the Deep. По сути, это просто рескин, а не сиквел. Но оторваться от него было сложно.

Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest. Первая игра в горячо любимой россиянами серии. Которая внезапно вернулась из небытия в этом году.

Johnny Mnemonic: The Interactive Action Movie. Игру делали одновременно с фильмом, даже планировали снимать сцены на локациях из киноленты. Но не срослось. Киану Ривза здесь нет, если что. Зато есть модель журнала Пентхаус.

Donkey Kong Country 2: Diddy's Kong Quest. В своё время казалось чем-то графически невообразимым.

Frontier: First Encounters. Третья часть великой Элитки. Из интересного. Frontier: First Encounters могла сама генерировать различные текстурки поверхности на планетах. Снежок там, все дела.

Alone in the Dark 3. Французы ещё не знали, что в Японии готовится свой survival horror. И всё могло бы пойти по-другому, если бы Alone in the Dark не обошла бы стороной приставки. Сейчас бы мы вспоминали не Криса, мутузившего камень, а Жана, бьющего по пьерру. Пьерр – камень по-французски, если что.

Blood Bowl. Да, настолку Games Workshop впервые перенесли в электронный вариант аж в 1995-ом. Была она пошаговой и выглядела очень не очень.

WWF WrestleMania: The Arcade Game. Так сложилось, что играл я в неё примерно с запуском Титанов реслинга на ТНТ. Получил двойное удовольствие. Плюс часть звёзд WWF тогда как раз перебрались уже WCW.

Caesar II. Не такая залипательная, как третья часть, но играть в неё всё равно приходилось. Ну потому что третьей ещё не существовало.

Warhammer: Shadow of the Horned Rat. Возможно, вы больше слышали о сиквеле – Dark Omen. Но и для своего времени Shadow of the Horned Rat очень неплохая тактическая стратегия.

Celtic Tales: Balor of the Evil Eye. Задолго до приключений Сени рассказывала о кельтах. Правда о тех племенах, которые были в Ирландии, а не в Шотландии. И, несмотря на наличие графики, это, по сути, текстовая стратегия вроде King of Dragon Pass.

Разумеется, это далеко не все игры, вышедшие в 1995-ом. Разработчики наштамповали порядка 900, да и то, только по официальной информации. Если взять игры, которые не покидали границ родных стран, то число перевалит и за полторы тыщи, если не больше.

Так что не будем закапываться ещё глубже. Лучше я просто расскажу о знаковых для себя играх той далёкой эпохи. Ну и определю лучшие. Лично для себя, конечно.

Достойны упоминания

Если игры нет в этом списке, это не всегда значит, что она плохая. Я, скорей всего, в неё просто не играл. Или не вспомнил. Или просто не хочу никого обидеть. Или мне просто нечего сказать. Но на самом деле, всё-таки я почти ни во что не играл из 1995-го.

Rayman

Личная игра года. 1995

Я уже как-то вспоминал первого Rayman'a в лонгриде о втором пришествии мини-спартанчиков. Так что немного повторюсь.

Для меня платформеры плотно ассоциируются с консолями. Это вот их королевский жанр. Как у ПК – RTS. Сейчас такие мысли вызывают только нервный смешок, но всё вернётся на круги своя. Это не утверждение. Это просьба.

Rayman'a сотворил французский кудесник Мишель Ансель. Я с ним впервые познакомился в роликах про бешеных кроликов, которые стали злодеями в одной из частей серии. Было здорово.

Ансель и кролики. Архивные кадры.

Но со всеми игровыми франшизами я стараюсь знакомиться с самой первой игры. Так что до кроликов было ещё далеко. В принципе, Rayman до поры до времени притворялся милым приключением.

А потом я ударился об гриндволл. В платформере. Дело в том, что, чтобы попасть в финальный мир игры, нужно на всех предыдущих собрать все-все собирашки. Ну я никогда не был высокого мнения о французах.

Пока на всех уровнях не получишь вот такие розовые весёлые морды, до финала не доберёшься.

Собственно, всё впечатление об игре это и испортило. Забавно, что та же история приключилась у меня из Beyond Good & Evil. И она тоже от Мишеля Анселя.

Command & Conquer

Личная игра года. 1995

Westwood, видимо, устали делать квесты и вернулись к жанру, который сами и породили. А тут ещё и Война в заливе отгремела. Почему бы и не сделать игру, вдохновленную этой заварушкой.

Самое забавное, что я вот играю в первый С&C прямо сейчас. Именно в оригинальный, не ремастер. Готовлю новый большой марафон. И знаете что? Играется прекрасно. Это, конечно, только подтверждает, что жанр RTS мёртв.

Орки здесь, в отличие от Warcraft, летают.

Ну как прекрасно. Для своих лет, конечно, пойдёт. Всё-таки у серии много игр и почти все они замечательные. Первый же больше цепляет своей приземлённостью. Тогда сценаристы ещё не разошлись, Кейн не превратился в какого-то космического рептилоида, а NOD побеждали GDI за счёт работы СМИ. Ну дела.

Shannara

Личная игра года. 1995

Воспоминание разблокировано. Я вообще не собирался ничего писать об этой игре. Но когда просматривал игровые тайтлы 95-го, у меня глаз зацепился за название. Шаннара. Я читал Хроники Шаннары. Это ужасная книга. Я смотрел Хроники Шаннары. Это ужасный сериал. Там, кстати, играет Остин Батлер в главной роли. Ну с тех пор я его за актёра и не считаю, хотя он и у Тарантино снялся.

Ну так вот. Раз такое дело, я и решил посмотреть, что это за игра. И с первого же кадра что-то зашевелилось внутри моей кочерыжки. Я точно это видел. Причём у себя дома. Ещё пару минут просмотров и я вспомнил. В далеком 1997-ом году, когда в семье появился первый компьютер, мой отец на нём и играл в эту самую Шаннару.

Я вспомнил экран сражений, первый город, перемещение по карте. И девушку, на которую упало дерево. Там был вариант – поцеловать её. Ну мелкий я и предложил батьку это и сделать. Может, тогда во мне и родилась нездоровая любовь к виртуальным дамам?

Та самая мадам.

Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest

Личная игра года. 1995

Как ни странно, первая часть Героев для меня была, дай Бог, четвёртой. Впервые я познакомился с серией в школе. Там на компах можно было найти вторую часть. Была она у меня и дома. Но то ли она из под DOS'a не запускалась, то ли, наоборот, из под Windows 95. Ну а про тройку и говорить нечего. В неё играли даже алкаши из соседнего двора.

Четвёрка же, наверно, первая игра, которая расколола пацанов в классе на две группировки. Кому-то нравилось. Кому-то не особо. Лично меня раздражали странные анимации солдатиков, особенно копейщиков.

Какая странная походка.

Бесил и обязательный выбор, что строить, каких юнитов выбирать. Сейчас это мне кажется неплохой идеей. Возможно, сыграл свою роль последний адд-он к пятёрке.

Ну а в первую часть я поиграл как раз тогда, когда сам для себя решил, что с франшизами надо знакомиться с самой первой игры. Графика её оказалась какой-то детской что-ли. Как будто мрачные тона других частей куда-то испарились.

Но самым приятным занятием было разглядывать местных юнитов. И удивляться, как они менялись от серии к серии.

Тройка лучших

Эти три игры не просто запомнились, но и периодически возвращаются на компьютер, чтобы вновь быть пройденными. А всё почему? Потому что одна из них легко проходит испытание временем. А другие дарят те самые эмоции, полученные мной много-много лет назад. За это их и ценю.

Третье место. Warcraft II: Tides of Darkness

Личная игра года. 1995

Westwood, конечно, очень не повезло с конкурентом. Они всё стараются и стараются, а Blizzard раз за разом выпускают игры ну, скажем, глубже. Не факт, конечно. Но у меня сложилось такое мнение.

В любом случае, когда Westwood, как минимум популяризаторы жанра RTS, а как максимум, его родоначальники, вернулись с Command & Conquer, Blizzard выпустили второй Warcraft. И он был визуально приятнее. Не в плане стиля, конечно. Думаю, мультяшный стиль не всем был по нраву. Но юниты у Westwood по сравнению с Warcraft II совсем плохо различимы.

С&C слева и Warcraft II справа.

В отличие от C&C тут указаны и характеристики солдатиков, вроде скорости и атаки. Что уже позволяет делать какие-то выводы, а не узнавать всё методом тыка. Возможно, все эти показатели были указаны в C&C где-нибудь в мануале, которые раньше бывали размером с роман Донцовой.

У обычного крестьянина можно разглядеть все характеристики.

Играл я во вторую часть только после третьей. Потому что пока все выбирали, что круче орк или танк, я голосовал за трирему. Да, мне больше нравилось направление, которое продвигало Age of Empires. Но величие Warcraft III переломило и его.

Забавно, как после самой первой игры немного дико звучали всякие адмиралы Праудмуры и Лордерон. У меня начало закрадываться подозрение, что это какая-то перумовщина. Названия ради названий. Но вот уже к третий части вcё начинает вставать на свои места. Мир оживает. Наполняется своей особой атмосферой. В том числе и за счёт которой выстреливает World of Warcraft.

Смотрите какие симпотные тюленьчики и милые деревца.

У Blizzard есть ещё одно мощное оружие. До сих пор. Это ностальгия. В cлучае с Warcraft, особенно вторым, её часто вызывает Hearthstone. Там вечно играет музыка из второй части. И мне снова хочется пойти строить нефтяные танкеры. Может, эти мелодии были и в первой части, может, и в третьей. Но, в любом случае, они у меня плотно ассоциируются с Warcraft II.

Та самая музыка.

Второе место. X-COM: Terror from the Deep

Личная игра года. 1995

В первой части мы сбивали летающие тарелки, а тут уничтожаем подводные. Рескин, скажите вы. Ну и что, отвечу я. Главное – играть интересно. Самое забавное, Terror from the Deep я впервые поиграл и прошёл четверть века спустя с момента её выхода. И не жалею.

Мало того. Я прошёл только с третьей попытки. Не бросил. Но это особо не говорит о качестве второго X-com, потому что я с лет 15 все игры всегда прохожу до титров, если это возможно. Зато говорит о кое-каких проблемах сиквела. Дело в том, что игрок может никогда не раскрыть нужную для прохождения технологию.

Я сейчас уже точно не помню, но вроде надо ловить и допрашивать морских инопланетяшек в определенной последовательности. А то нужные товарищи могут пропасть, и ты не узнаешь их секреты. Вот так я два раза и руинил своё прохождение. На третий, конечно, уже загуглил, что за фигня происходит.

Из прям отличий от оригинала – виды оружия, которые могут стрелять только под водой, а на суше не работают. На первых порах я пару раз попадал с этой историей в неудобное положение.

И несмотря на всё это игра прекрасно играется до сих пор. Строишь базы, запускаешь подлодки, тренируешь солдатиков, продаёшь оружие или тела врагов, чтобы получить побольше денег на крутые пушки.

Ну мечта же. Ну и если игра проходит такое испытание временем, почему бы не полюбить её?

Первое место. Mortal Kombat 3/Ultimate Mortal Kombat 3

Личная игра года. 1995

Дача. Кушетка. Старый телек. Mega Drive друга. И Mortal Kombat 3. Идеальное лето. Сколько крови было пролито. Сколько Шао Канов побеждено. Сколько дружеских тычков получено.

Разумеется, у нас была большая книга кодов для Сеги. Мы спокойно открывали Смоука, разглядывали комбо. Мой любимый персонаж – Кабал. Если я ничего не путаю, то моё собственное расширенное комбо за него выглядело так. Назад, Вперёд, С, X, X, C, Вниз, X, Вверх, Y.

А эта комбуха выглядит намного мощнее моей.

Каждый из друзей старался нанести последний, по особенному красивый, удар Шао Кану, чтобы игра показала шикарный стоп-кадр.

Красота же!

Ну и получить аперкот и улететь на второй этаж уровня – бесценно. А потом всё это повторять в соседнем лесочке или полянке, прыгая по стогам сена, изображая нечеловеческую боль. Mortal Kombat – редкая игра тех лет, которая легко выходила за пределы телека и продолжала дарить эмоции уже на свежем воздухе. Ну или моё воображение было способно перенести в мою жизнь только весёлый мордобой. Ну ключевое слово тут – весёлый. Для ребёнка большего от игры и не надо. Реальной, воображаемой или виртуальной.

105105
66
33
11
11
59 комментариев

Я думал тут что-то на пару абзацев, а тут такое. Спасибо за статью.

7

Охуенный ретро лонг, хорош чел

6

Chrono Trigger и King's Field 2 тоже шикарны.

5

Комментарий недоступен

4

Прекрасный список, приятно было вспомнить целую пачку игр.
Для меня Второй варкрафт стал той самой стратегией, которую я прошёл до конца на плойке. Дюну 2000 осилить не мог, а вот эту - с горем пополам, через боль и загрузки. В комплекте шла абсолютно "божественная" озвучка, фразы которой до сих пор витают в голове.
А вот триггер, напротив, попробовал весьма поздно. И неплохо так прифигел, насколько любимый мной в детстве Chrono Cross проигрывает своему предшественнику. Очень бы хотелось увидеть иное развитие серии. Но это скваре, а у них почти всё через жопу.

4

зашел написать какой же comix zone был пиздатый. и сложный для меня. ну и мк база, книжка с приемамаи до сих пор где-то лежит на даче

3