Преподавательница музыкального вуза с 17-летним стажем впервые в жизни послушала игровые саундтреки — вот, как она их оценила

А пока музыковед пытается угадать сюжет The Witcher 3, Warhammer 40000, Silent Hill 2 и других игр по трекам, мы рассказываем подробнее о композиторах и их труде.

Написал andre500
Специально для блога FunPay
Преподавательница музыкального вуза с 17-летним стажем впервые в жизни послушала игровые саундтреки — вот, как она их оценила

Александра Викторовна Бычкова — музыковед, с 2007 года — старший преподаватель Воронежского государственного института искусств. Александра Викторовна ведёт курсы по массовой культуре и современной музыке, но видеоиграми не увлекается. Поэтому-то мне так интересно, что она скажет об их саундтреках.

Я отобрал 15 музыкальных композиций с очень разным звучанием и атмосферой — в том числе предложенные в комментариях под прошлой статьёй.

Ради чистоты эксперимента я не говорил Александре Викторовне ни названий игр, ни названий мелодий.

Warhammer 40,000: Mechanicus

Оригинал — на YouTube

Судя по достаточно мрачной атмосфере звучания трек явно рассчитан на иллюстрирование постапокалиптических пейзажей — руины, «мёртвая земля», отсутствие растительности, такой мрачный ландшафт.

Включение колокольного набата (ясно читаемый символ), а также включение органного тембра еще чётче подчеркивают трагичность звучания.

Александра Викторовна — о треке Children of the Omnissiah

Вселенная Warhammer 40,000 действительно напоминает постапокалиптический пейзаж, ведь в центре этого мира разворачиваются бесконечные войны между человечеством, инопланетными цивилизациями и потусторонними силами. Трагичности добавляет и ритм траурного марша: мне он сразу напомнил марш из фортепианной сонаты №2 Фридерика Шопена.

Над музыкой к Warhammer 40,000: Mechanicus работал композитор Гийом Давид (Guillaume David) — тёмная лошадка в музыкальной индустрии. В сети о нём нет никакой информации, а кроме Warhammer, Давид успел поработать только над музыкой к градостроительному космическому симулятору Ixion.

Final Fantasy XVI

Оригинал — на YouTube

Лирическая композиция, напоминающая инструментальный вокализ. Ясная форма, где есть вступление и основная тема — прозрачная, сентиментальная, без ухода в низкие регистры. Словно герой погрузился ненадолго в светлые воспоминания, вызывающие небольшую грусть.

Говоря об аналогиях, можно вспомнить шопеновские «ноктюрны». Локация — «небесная гладь озера».

Александра Викторовна — о треке Lunar Serenade

Пронзительную лунную серенаду для Final Fantasy XVI написал японский композитор Масаеси Сокен (Masayoshi Soken).

Саундтрек действительно напоминает инструментальный вокализ: в какой-то момент мне даже захотелось сделать такую аранжировку. Всё-таки для полного раскрытия всей красоты этой музыки не хватает ещё одного солирующего инструмента.

Elden Ring: Shadow Of The Erdtree

Оригинал — на YouTube

Драматичная, напряжённая музыка. Вокал придаёт ей эпический характер и широкий размах звучности. Вторая часть композиции контрастна первой, словно небольшая передышка, воспоминание (особенно это подчёркивает появление женского вокала).

Строение формы можно сравнить с оппозицией «мужское/женское» в мифологической картине мира. В результате развитие приходит к логичному финалу.

Вызывает явные ассоциации с музыкальным оформлением определённого ряда фильмов/сериалов, действие которых связано с эпохой средневековья или мифологически-фантастическим пространством, например «Викинги».

Александра Викторовна — о треке The Promised Consort

Ещё один иллюстративный пример саундтрека, способного передать всю суть без какого-либо визуала. В прошлой статье я упустил из виду Elden Ring, а зря: Цукаса Саито (Tsukasa Saito) постарался на славу, и мимо такой музыки проходить точно нельзя.

Bloodborne

Оригинал — на YouTube

Хорал, с небольшими микрохроматическими вкраплениями. Здесь слышится микс хоровых оперных сцен с номерами из Реквиема.

Трек явно рассчитан на кульминационные или финальные эпизоды сюжета, в которых герой приближается к развязке. Музыка держит в напряжении до самого финала.

Эпическая битва с вопросительным знаком.

Александра Викторовна — о треке Ebrietas, Daughter of The Cosmos

Этот хорал на латинском языке действительно очень приближен к стилистике «Реквиема». Над саундтреком к Bloodborne работала команда из японских и западных композиторов, среди которых уже ранее упомянутый Цукаса Сайто, Юка Китамура (Yuka Kitamura), Нобуёси Судзуки (Nobuyoshi Suzuki), Райан Амон (Ryan Amon), Крис Веласко (Cris Velasco) и Майкл Вандмахер (Michael Wandmacher).

И абсолютно точно Александра Викторовна смогла определить принадлежность этого саундтрека внутри игры: он звучит во время битвы с боссом Ибраитасом. А я ещё раз напомню, что вся музыка прослушивается «вслепую»: эксперт видит только порядковый номер трека.

Baldur's Gate 3

Оригинал — на YouTube

Номер явно вызывает ассоциации с мюзиклами, в стиле «Мулен Руж», «Призрак оперы».

Женский лирический вокал и мужская речитация воссоздают «сцену», предваряющую выход основного героя, словно связка между ключевыми событиями повествования.

Александра Викторовна — о треке Raphael's Final Act

Игры с таким подходом раскрытия персонажей через игровой саундтрек можно пересчитать по пальцам, и Baldur's Gate 3 относится к их числу.

Для битвы с финальным боссом Рафаилом из третьего акта болгарский композитор Борислав Славов (Borislav Slavov) написал музыкальную тему, в которой злодей показывает всё своё превосходство над игроком.

Лирический вокал так полюбился фанатам, что уже существуют адаптации с литературным переводом на русский язык.

Diablo 2

Оригинал — на YouTube

Лирическая композиция с драматическими вкраплениями. Ярко выраженное вступление сразу отсылает нас к рок-балладным композициям, чему особенно способствует гитарный перебор.

Включение электронных эффектов создаёт атмосферу космических звуков, а некоторые фрагменты очень напоминают звуки морских животных, как будто действие переносится на водную гладь.

Потом картинка меняется, и возникает ощущение, что герой продолжает своё путешествие по фантастическим, необычным землям. И только включение тембра духового инструмента вносит элемент «человечности».

Александра Викторовна — о треке Tristram

Автор саундтрека, Мэтт Уэлмен (Matt Uelmen), — всесторонне развитый музыкант, в жизни которого всегда присутствовали и джаз, и рок, и классическая музыка. Оттого его композиции для Diablo 2 так изобилуют разными жанрами.

Уэлмен всегда очень увлекался творчеством Ференца Листа и Клода Дебюсси. А в в треке «Coda» из Diablo 2 композитор оставил маленькую культурную пасхалку: в музыке используется сэмпл звучания прелюдии op. 28 №20 Фридерика Шопена.

Arcanum

Оригинал — на YouTube

Солирующая скрипка на фоне струнного аккомпанемента отсылает нас к классическим опусам для струнного состава романтической эпохи.

Лирический трек с элементами элегического настроения. Просветлённая мелодия вовлекает в атмосферу созерцания каких-нибудь, например, роскошных интерьеров залов дворца.

Александра Викторовна — о главной теме Arcanum

Arcanum, как и выбранная стилистика саундтрека, успела достаточно состариться и стать классикой. В основе сюжета игры лежит противостояние между магией и технологиями, и композитор Бен Худж (Ben Houge) очень хотел подчеркнуть эту идею в музыке. Для этого он прибег к созданию музыкального анахронизма: получилась музыка в стилях Ренессанса и Средневековья, исполненная ансамблем викторианской эпохи — струнным квартетом. Кроме того, квартет был выгоден для Худжа и с финансовой стороны, так как запись оркестра обошлась бы ему дороже.

К слову, композитор старался избегать техник эпохи романтизма, а для большего погружения в средневековые традиции он прибегнул к контрапункту — сложной полифонической технике, в которой две и более самостоятельных мелодических линии в разных голосах сочетаются между собой.

Lineage 2

Оригинал — на YouTube

Трек с явной отсылкой к фолк-балладам (в духе группы «Мельница», к примеру).

Созданию такого колорита способствует, прежде всего, солирующая флейта с незамысловатой мелодией.

Александра Викторовна — о треке Dion Theme

В отличие от многих композиторов, представленных в этой статье, Билл Браун (Bill Brown) успел поработать ещё и в киномузыке: в частности, он занимался саундтреком к сериалам «CSI: Место преступления Нью-Йорк» и Brother's Keeper. В плане игр Браун может похвастаться работой над Wolfenstein и Captain America: Super Soldier.

Саундтрек, который прослушала наш эксперт, в мире игры относится к небольшому городу Дион. Для каждой локации Lineage 2 композитор написал отдельную музыкальную тему: это здорово играет на общую атмосферу при изучении местности.

GTA Vice City

Оригинал — на YouTube

Мини-композиция, сочетающая в себе характерный бит для эстрадной музыки 1980-х годов и небольшое соло саксофона в импровизационном ключе. Начало развития электронной музыки.

Герой находится в пути.

Александра Викторовна — о главной теме GTA Vice City

В Rockstar Games всегда умели находить бриллианты среди малоизвестных композиторов, и Лекс Хортон (Lex Horton) — один из таких.

Александра Викторовна не случайно обратила внимание на две ключевые составляющие трека: бит и соло саксофона. Синтезаторы, которые составляют добрую половину всей композиции, не смогли бы вывести эту музыку в статус культовой. При том, что подобраны они тоже очень хорошо и подчёркивают время действия игры — 1980-е годы.

Лекс Хортон так и остался автором одного хита, и вы, возможно, даже никогда не слышали его имя. Но стоит хотя бы раз услышать саундтрек к GTA Vice City, и перепутать его с чем-то другим уже не получится.

The Witcher 3: Wild Hunt

Оригинал — на YouTube

Трек с характерными этническими включениями. Удивительно, что аккомпанемент скорее отсылает нас к культурам северных народов, присутствует ощущение звучания варгана. При этом вокальная сторона изобилует орнаментикой и пряными украшениями, которые, наоборот, характерны для восточных культур.

Александра Викторовна — о треке Silver for Monsters

В основе мира ведьмака Геральта, созданного польским писателем Анджеем Сапковским, — войны между северными государствами и Нильфгаардом.

Из комментариев к треку на YouTube
Из комментариев к треку на YouTube

Композитор Марцин Пшибылович (Marcin Przybyłowicz) удачно отразил это в саундтреке путём смешения противоположенных музыкальных культур.

Valiant Hearts

Оригинал — на YouTube

Фортепианная композиция с первых звуков вызывает ассоциации с треком к известному художественному фильму «Амели». Лирическая, изысканная музыка с нотками ностальгии.

Здесь явно чувствуется особое состояние, когда, например, герой вспоминает трогательные моменты своего прошлого. Кстати, подобная музыкальная атмосфера характерна еще для одного фильма — «Легенда о пианисте».

Александра Викторовна — о главной теме Valiant Hearts

Фортепианную часть саундтрека к Valiant Hearts написал американский джазовый пианист Джейсон Моран (Jason Moran). Это тот случай, когда не музыка дополняет игру, а игра дополняет музыку. Слушать саундтрек к Valiant Hearts можно отдельно, как самостоятельные композиции.

Помимо Морана, над музыкой также работали Питер Макконнелл (Peter McConnell) и Дэниел Тепер (Daniel Teper) — они отвечали за оркестровые саундтреки. Бегло послушав все композиции из игры, я наткнулся на трек Ride — тема для него позаимствована из сатирической оперетты «Орфей в аду» Жака Оффенбаха.

Думаю, эта музыка вам хорошо знакома, она стала своеобразным шлягером и уже давно существует в отрыве от первоисточника.

Silent Hill 2

Оригинал — на YouTube

В основе первой части трека лежит один многократно повторяющийся мотив, создающий ощущение определённого «момента-состояния», словно ритуального магического действа. Словно герой вновь и вновь прокручивает в памяти одну и ту же картинку, которая вводит его в оцепенение.

Во второй части композиции мотив несколько расширяется, но также остаётся неизменным, обрастая специфическими космическими красками. Герой переносится в совершенно неожиданное пространство и время, возможно, даже смотрит на это со стороны. Напоминает, отчасти, сцену с «чёрным монолитом» в фильме Кубрика «2001: Космическая одиссея».

Приёмы, использованные в данной композиции, отсылают нас к стилистике минимализма, получившей своё развитие в 60-х гг. XX столетия и вновь обретшей популярность в современное время.

Александра Викторовна — о треках Magdalene и Fermata in mistic air

Долгое время фанаты Silent Hill 2 считали, что действие игры разворачивается в 90-х годах, пока в 2021 году разработчики не раскрыли детали. Так, в качестве ориентира авторы взяли песню A Whiter Shade Of Pale группы Procol Harum — она была записана в 1967 году, а сама игра разворачивается чуть позже, в конце 70-х — начале 80-х годов.

Здесь интересно то, что композитор саундтрека Акира Ямаока (Akira Yamaoka) очень точно придерживался концепции разработчиков, используя характерные музыкальные приёмы того времени. О своём внимании к деталям Ямаока рассказывал в одном из интервью.

Сперва я обсуждаю концепцию игры с её разработчиками, изучаю их замысел и сразу составляю общее представление о саундтреке. И когда мне дают описания героев и графики — начинаю сочинять. После я сам прохожу игру, чтобы убедиться, что с технической точки зрения все кусочки паззла соединились.

Часто я занимаюсь не только музыкой, но и всем звуковым оформлением игры, поэтому сверять и перепроверять приходится долго и тщательно.

Всегда важно помнить, что видеоигра — интерактивный жанр, где музыка и звуковые эффекты всегда идут рука об руку. Но самое главное при этом — чтобы саундтрек доносил до игрока чёткую информацию, а не отвлекал его.

Акира Ямаока — о производстве своих саундтреков

Transistor

Оригинал — на YouTube

Вокально-инструментальная композиция с явными аллюзиями к современным эстрадным лирическим композициям, например, Evanescence (частично). В какой-то момент возникает ощущение полёта.

Кроме того, подобная музыка очень хорошо ложится на кинематографический ряд, оттеняя лирико-драматические моменты повествования фильма.

Александра Викторовна — о треке In Circles

После создания саундтрека к Transistor, американский композитор Даррен Корб (Darren Korb) заявил, что изобрёл совершенно новый музыкальный жанр — «электронный пост-рок старого мира» (Old-world Electronic Post-rock). Корб не боялся экспериментировать с различными инструментами, и в итоговый саундтрек игры, помимо электрогитар и синтезаторов, были включены арфа, аккордеон и мандолина.

Вокальную партию исполнила Эшли Барретт (Ashley Barrett) — она же подарила голос главной героини по имени Ред. Творческое сотрудничество, по словам композитора, было очень плодотворно, но самая забавная деталь кроется в другом: вокал Барретт автор саундтрека записывал в собственном шкафу.

Untitled Goose Game

Оригинал — на YouTube

Первое впечатление – это фортепианная музыка К. Дебюсси. Композиция состоит из нескольких атмосферных зарисовок-состояний. Здесь и орнаментальные, воздушные звучания в духе К. Дебюсси, взволнованная, полётная музыка, с включением плотных аккордовых вставок, изысканные, технически сложные мелодические рисунки, преобладание высоких регистров.

Говоря об аналогиях, помимо Дебюсси вспоминаются отчасти стилистические особенности Рахманинова, Мусоргского, Римского-Корсакова. Сказочная, волшебная атмосфера, вызывающая ассоциации с эльфийскими сюжетами.

Александра Викторовна — о треках из Untitled Goose Games

У нашего эксперта не случайно возникла ассоциация с Клодом Дебюсси. Дело в том, что автор саундтрека, Дэн Голдинг (Dan Golding), взял за основу цикл прелюдий французского композитора, а затем разделил все композиции на множество мелких частей, чтобы в процессе игры музыка могла меняться в зависимости от действий игрока.

О процессе создания адаптивного саундтрека Голдинг рассказал изданию The Verge, а на русском об этом можно прочитать на DTF.

Cuphead

Оригинал — на YouTube

С первых тактов мы погружаемся в атмосферу джаз-сейшна, с яркими импровизационными соло, проигрышами, с чётко выраженными кульминациями. Музыка динамичная, яркая, устремлённая, а включение вибрафона (если не ошибаюсь) ближе к концу композиции вносит немного сказочных ноток.

Слушается на одном дыхании. Напоминает известный трек «Караван» (конечно, только по стилю).

Александра Викторовна — о треке Junkyard Jive

Стилистика игры Cuphead вдохновлена мультипликацией 30-х годов прошлого столетия, в частности, ранними мультфильмами Disney.

Канадский перкуссионист, барабанщик и композитор Крис Мэддиган (Kris Maddigan) не случайно избрал такой стиль музыки: Уолт Дисней использовал джазовые приёмы во многих своих мультфильмах, начиная с «Белоснежки и семи гномов» и заканчивая «Книгой джунглей».

Кадр из «Голубого ритма» (1931)
Кадр из «Голубого ритма» (1931)

Современная жизнь немыслима без звучания музыки, она окружает нас повсюду — в городском пейзаже, на природе, дома и так далее. И, конечно, невозможно представить себе без музыки наше свободное время. Фильмы, сериалы, видеоигры, да просто нахождение в просторах Интернета всегда связано с музыкальным сопровождением, притом порой мы даже не задумываемся о том, какая музыка звучит в этот момент.

В XXI веке, наверное, как никогда нивелируются границы между академической и массовой музыкой. Особенно это заметно, если обратиться к области саундтреков. И если в сфере киноиндустрии данная тема вызывает интерес у специалистов достаточно давно, то изучение музыкального пространства видеоигр явно ждёт своего исследователя.

Александра Викторовна — об игровой музыке в целом

После разговора с Александрой Викторовной я лишний раз убедился в том, что хороший игровой саундтрек способен существовать самостоятельно и передавать с помощью звука то, что видят на экране геймеры. Музыка в играх — это не фон, который дополняет картинку. Это такой же важный и весомый аспект, как графика, сюжет и геймплей.

Игр с хорошим игровым саундтреком ещё много, и за один раз охватить их все просто невозможно. А потому не расстраивайтесь, если в подборке не оказалось вашего любимого проекта – лучше предложите его в комментариях.

Понравилась статья? Лайкни — и подпишись на блог, мы публикуем много уникальных лонгов. Или вступи в наш канал в Телеграме, там узнавать о новых текстах даже удобнее!

А что другие нормисы говорят про игровую музыку? Читайте в первом выпуске рубрики.

741741
3131
2020
66
44
44
22
11
11
11
11
296 комментариев

Опасно было начинать с Вархаммера. Александра Викторовна могла втянуться и остальные треки показались бы ей ересью.

324
35
3
Ответить

С вахой там ещё интересно. Я увидел в комментах на ютубе, но не откопал в интернете подробностей, поэтому не стал дополнять текст — но якобы именно вот этот трек записывали при участии двигателей.

То есть один из инструментов — это реально какой-то движок. И его звук писали в церкви.

Но может и чушь)

22
1
Ответить

У меня 20 лет стажа в музыке. Скажу кратко. Все треки офигенные.

16
Ответить

надо было саундтрек Кюда показать, там ещё и с саунд-дизайном работа мощная, из-за чего тембры звучат очень нестандартно

4
Ответить

Комментарий недоступен

2
1
Ответить

А ты хорош :D

1
Ответить