Starfield: Shattered Space – улучшили ли игру после всей критики или нет?

Давайте сразу разберемся. Да, мне понравилась основная игра. Я писал о ней несколько постов (раз, два и три). Я до сих пор считаю Starfield хорошей игрой, которая превзошла мои ожидания. При этом дополнение во мне вызвало смешанные эмоции, а местами даже разочарование.

Опять я со своим Starfield

Конечно, Skyrim остается в моем сердце, но в Starfield многие моменты сделаны лучше: напарники обладают характером и собственной историей; ролевая система, сочетающая элементы The Elder Scrolls и Fallout, оказывает заметное влияние на диалоги и геймплей; основной сюжет хорошо структурирован и имеет внятный финал. Сегодня же хочу поговорить о дополнении Starfield: Shattered Space.

Поправили же?<br />
Поправили же?

Оглавление

Таинственный сигнал бедствия

За время путешествий по космическим просторам я принял много сигналов. Однажды даже залетел на ужин к бабушке, коротавшей пенсию в космических путешествиях. Однако один сигнал бедствия выделялся среди остальных. Сложно сказать, чем именно, но внутри меня появилось неприятное, липкое ощущение, от которого по коже пробежал холодок.

Забив координаты из полученной радиотрансляция, я совершил прыжок в ненаселенную систему. Перед моими глазами предстала дрейфующая космическая станция. Как я узнал позже, она именовалась „Оракул“. Несмотря на плохое предчувствие, я через силу заставил себя пристыковаться.

„Оракул“ собственной персоной
„Оракул“ собственной персоной

Обстановка на станции была, мягко говоря, мрачной. К тому же, она оказалась обесточена. Я не большой любитель полетов в невесомости. На меня накатило чувство одиночества — холлы станции были пусты. Однако они недолго пустовали.

В какой-то момент начали возникать агрессивные синие силуэты людей. Они вступали в бой, телепортируясь, не давая мне ни мгновения на передышку. Мне повезло, что я не делал упор на балистическое оружие — иначе я бы летал по станции, словно сдутый воздушный шарик.

Как выяснилось позже, эти вихревые существа и были персоналом „Оракула“. Мне удалось найти пару сотрудников, чей рассудок еще сохранился. Правда, наша беседа продлилась недолго. Под гнетом неизведанных мне сил они посходили с ума. Пришлось и их убить.

Пока еще в сознании
Пока еще в сознании

Полученная информация вместе с теми записями, которые я находил, продвигаясь по некогда населенным большим холлам станции, собрались в единую картину случившегося. Ученые Дома Ва’руун что-то явно не учли в ходе своих экспериментов,в результате чего вся станция с персоналом начала „прыгать“ по системам. Удивлен, что у них вообще есть ученые. Эти фанатики славятся во всех цивилизованных системах своими радикальными религиозными взглядами. Было бы интересно посмотреть, как религия и наука сосуществует. Однако уже видно, что последняя хромает.

Включив питание, мне не пришло в голову ничего лучше, чем перезагрузить центральный компьютер станции. Это вызвало еще один скачок в неизвестную систему. Динамики издали резкий, пронзительный хрип. Прозвучал взволнованный голос, пытавшийся понять, что произошло с „Оракулом“. Оказалось, та планета, что видна в иллюминаторе — дом тех самых религиозных фанатиков.

Со мной на борту была Андрея, которая впервые за долгое время оказалась на родной планете. Зная нравы местной публики, мы оба сжались в предвкушении — ощущение, что нас ждет нечто опасное, сдавливало грудь. Назад пути уже не было. Наш корабль совершил посадку в столице Дома Ва’руун — городе Дазра.

Печальное зрелище
Печальное зрелище

Свой среди чужих

У трапа нас ожидала делегация. К нашему удивлению, их настрой оказался мирным, хотя напряжение было ощутимо в воздухе. Их интересовали подробности нашего прибытия, вопросы, которые мы едва успели осознать. В ходе разговора из тумана тени вышел вихревой силуэт — сам Анаско Ва’руун, предводитель Дома Ва’руун. Мне удалось немного с ним поговорить.

Из его отрывистых речей я понял, что Дазра переживает не лучшие времена. Да и вокруг была видна разруха. Некогда огромный и прекрасный город сейчас больше походил на трущобы. Здесь определенно что-то произошло. Что-то, что унесло множество жизней, вселив сомнения в правильность пути Дома Ва’руун.

Делегация была потрясена, что я могу слышать Анаску, как будто это было невероятным событием. Я оказался единственным, кто может вступать с ним в контакт. Eстественно, это моментально поселило в их душах уверенность, что я — избранный, посланный Великим Змеем для того, чтобы разрешить их беды.

Пещера обряда посвящения
Пещера обряда посвящения

Для окончательного подтверждения моего статуса мне предложили пройти обряд посвящения, странный и загадочный, погружающий в самые глубокие традиции Дома Ва’руун. Я прошел через темные лабиринты пещеры, где стены были украшены древними изображениями, а в воздухе витал запах старинных туманных историй. Не то, чтобы я сильно вдохновился и поверил в мифического Великого Змея, скорее все это оставалось для меня далекой и непонятной легендой. Но я знал, что это поможет наладить контакт с местными жителями и избежать лишних вопросов. Уровень ксенофобии здесь, по слухам, запредельный…

Такова завязка дополнения. Звучит интригующе, правда? Потенциал буквально хлещет из каждой детали, учитывая всю таинственность Дома Ва’руун и присутствие напарницы с местными корнями, которая могла бы добавить глубину и контекст. Однако удалось ли Bethesda по-настоящему раскрыть эту фракцию, дать ответы на назревшие вопросы и органично вписать дополнение в общую канву? Короткий ответ: не совсем. Несмотря на обещания, многое осталось на уровне недосказанности и поверхностности, оставив после себя ощущение незавершенности и недоработанных идей.

Загадочный Дом Ва’руун

Первое и главное разочарование — Дом Ва’руун не такой уж и загадочный, как это казалось. Собирая крупицы информации, разбросанные по колониям устоявшихся систем, в голове рисуется что-то типа Дюны. К тому же, это должно быть закрытое общество, раз никто не знает где они обитают.

На деле же совершенно посторонний человек, имеющий связи во всех крупных учреждениях галактики, становится «своим» слишком легко. Порой авторы пытаются показать, что не все довольны таким поворотом событий. Однако в основном люди благосклонны и принимают героя. Это вызывает некоторое недоумение, учитывая слухи, которые разлетаются по галактике. Возможно, не всему стоит верить.

Остатки Дазры
Остатки Дазры

На Дазре даже можно найти закрытый филиал Chunks — огромная сеть фастфудов. Этому феномену тоже есть объяснение в игре. Однако вызывает сомнение, как такая мегакорпорация могла удержать в секрете местоположение родной планеты Дома Ва’руун.

Возможно, это мелочи, но именно из таких деталей складывается понимание, что это вовсе не загадочная фракция. У них даже детали кораблей и оружие такое же, как во всей цивилизованной части космоса. Разве это не странно, что у всех цивилизаций одинаковый уровень технологического развития? Учитывая еще изолированность общества Дома Ва’руун, это выглядит не очень правдоподобно.

Да, мы уже знаем, что они закупаются у контрабандитов. Этим можно объяснить наличие товаров из цивилизованных систем. Но, в целом, аура таинственности быстро пропадает. Это фракция, практически не выделяющаяся среди других. Отличий точно не больше, чем между Freestar Collective и Объединенными Системами.

Тем не менее нам дают больше информации о Доме Ва’руун. Их политическая система, подковерные игры и проблемы местных жителей достаточно интересны. Здесь же нас погружают во взаимоотношения между Домом Ва’руун и Фанатиками Ва’руун. Готовьтесь к неожиданным фактам и серой морали, где не все так однозначно.

Интерьеры домов завораживают
Интерьеры домов завораживают

Интересно увидеть взаимодействие науки и религии. В диалогах часто возникают варианты с вопросами как одно вяжется с другим. Как мне кажется, писателям удалось найти баланс и гармонично интегрировать науку в религиозное общество. Во всяком случае, у меня нет никаких вопросов или придирок к этому аспекту.

Для лучшего понимания религиозной составляющей Дома Ва’руун и как она менялась со временем, предусмотрен квест «Путь Искупления». Его суть заключается в том, чтобы обойти все святилища на планете, прочитав на каждом из них небольшую мудрость. В конце можно обсудить свои изыскания с патлатым старцем. Этот квест также может служить отправной точкой для знакомства с планетой.

Немного мудрости не помешает
Немного мудрости не помешает

Ва’руун’кай — разрушенное величие

Если на Джемисон, Акиле или Волий Альфе за пределами городов практически ничего не происходит, то на Ва’руун’кай основные активности как раз на просторах пустоши. Разнообразие, правда, не очень большое: различного рода постройки, захваченные Фанатиками Ва’рууна, фермы, плотина и пара мест со Спейсерами.

Пейзажи назвать захватывающими не получится. В основном это скалы, равнины и редкие деревья. Небо почти всегда окрашено в лиловый. Моему глазу, честно говоря, было не за что зацепиться. Дизайн планеты навевает скуку. Подземные комплексы выглядят намного интереснее и атмосфернее, чем поверхность.

Пейзажи совсем не воодушевляют
Пейзажи совсем не воодушевляют

Сама столица, Дазра, по размерам, кажется, уступает остальным большим городам в игре. Это, конечно, можно объяснить произошедшей катастрофой. Жители время от времени говорят, дескать город некогда был величествен и красив, а сейчас от него осталась лишь толика былого. Что ж, очень удобно.

При этом, мне сложно назвать местный дизайн уникальным. Да, святилища выглядят действительно необычно, но в остальном это все те же коробки, которые можно встретить на других планетах. Наверное, из-за общей разрухи, мне трудно прочувствовать атмосферу Дазры.

Цитадель
Цитадель

Когда ходишь по Неону, Новой Атлантиде или Акилла-Сити, чувствуешь уникальность этих мест. Сразу понимаешь характер местных жителей и их нравы. Здесь же сложно прочувствовать нечто подобное. Честно говоря, этот город не сильно отличается от различного рода построек, которые генерируются на случайных планетах. Но всё-таки Цитадель, с её гравитационными полями, удерживающими разрушенные скалы и здания в воздухе, остаётся впечатляющим зрелищем. Эти элементы добавляют планете хоть немного той уникальности, которой так не хватает на поверхности и в Дазре.

Истории услышать хотите ли?

Благо, на Ва’руун’кай есть чем заняться, помимо разглядывания местных «красот». Правда, те задания, которые связаны с поверхностью планеты, могут быстро наскучить игроку. Здесь стандартный набор: собери показания датчиков, раскинутых по всей планете; проанализируй растения, которые тоже во всех концах планеты; обойди все святилища в определенном порядке. Хорошо, последний пример не самый удачный.

Тот самый квест «Путь Искупления» может и уныл, все-таки святилища расположены относительно далеко друг от друга, но в нем есть интересные моменты. Во-первых, никаких маркеров — нужно самостоятельно из книги вычитать порядок обхода святилищ. Это еще больше погружает в происходящее, заставляя почувствовать, что игрок действительно занимается паломничеством. Во-вторых, уже погрузившись в местную культуру, приятно встретить местных паломников, попытаться не дать им попасть под пули Фанатиков Ва’руун и многозначительно вздохнуть после прочтения очередной мудрости в святилище. В-третьих, итоговый диалог заставляет немного пофилософствовать, даря приятное послевкусие. Он дает поразмышлять о мировом порядке, собственном месте в нем и как одни и те же термины могут неверно трактоваться.

Святилище
Святилище

В столице ситуация уже намного лучше, но и здесь есть откровенно неудачные квесты. Самое большое огорчение я испытал, когда выступал секундантом в кровной дуэли. Я изучил все дневники, которые нашел, погрузился в историю семьи, узнал много деталей, но это никак не отразилось на диалогах. Мне вообще не дали никаких возможностей повлиять на ситуацию, кроме небольшого выбора в самом финале. Можно было бы сделать неплохой психологический квест, но получилась какая-то бездушная история, в которую не веришь. Это настолько безыдейно и нелепо, что я занизил планку ожиданий.

Тот самый выбор в финале квеста
Тот самый выбор в финале квеста

К счастью, таких квестов не так много, а большинство меня порадовало. Например, «A House Divided» начинается как просьба разобраться с поставками, а заканчивается каким-то детективным приключением. Причем тут нам дают возможность завершить историю несколькими способами. Есть даже часть изысканий, о которых в дневнике не будет записи. Игрок, понимая контекст и ситуацию, может сам додуматься, где поискать еще улики. В общем, это, вероятно, один из лучших квестов в дополнении.

Атмосферно
Атмосферно

Другая история выдержана в хоррор стилистике. Игрок попадает в лабораторию, где проводили какие-то эксперименты над людьми. Мне местами было страшно передвигаться по этим помещениям. Дизайнеры постарались на славу. И хотя у Bethesda получается создать интересное окружение, рассказывать с помощью него историю, изредка подсовывая записи, но из-за того, что их игры сильно зависят от механик, создать интересные боевые ситуации у них не получается.

Окружение выполнено на отлично
Окружение выполнено на отлично

В лабораторию можно проникнуть несколькими способами, один из которых напрочь лишает игрока той нервозной атмосферы, которая в этом квесте накаляется. Битва с боссом просто пшик. Я не иду на врагов напролом. Я прячусь и стреляю из-за укрытий. Поэтому босса забил достаточно легко, не встретив ни сопротивления, ни подтверждения той жути, что испытывал, пока шел до него.

Не такой уж он и страшный оказался

Один раз меня отшила местная дама на ферме. Я тогда подрабатывал курьером. Она мне рассказала все о предыдущем доставщике. Даже похвалилась своей стряпней, и как угощала ею прошлого курьера. Я был бы дураком, если бы не попытался напроситься на тарелку супа. Однако меня ждало разочарование.

Записал свой позор

Есть еще такие квесты, которые кажутся милыми пустяками, созданными для общего погружения. Мне дали задание проследить, что дед пьет свое лекарство. Попадая в его квартиру, видишь всю запущенность ситуации. Проводя уборку в доме и разговаривая с дедом, понимаешь, что он потерял внучку, которая о нем заботилась. Если дед не принимает лекарства, то почти все забывает. В общем, он не пьет таблетки, чтобы избежать мучительной боли от осознания ситуации. Не могу его винить за это.

К моему удивлению, часами позже, когда я проходил другой квест, никак не связанный с этим дедом, я встретил вихревой силуэт его внучки. И здесь тоже ни журнал, ни маркер не подсказывают, что делать. Я сам догадался каким образом эти две истории связаны и что делать. Такие моменты подчёркивают, что погружение в игру может быть глубоким, если разработчики предоставляют игрокам свободу исследования и сопоставления фактов. Было бы здорово, если бы таких моментов было больше!

Три Дома, чтобы править всеми

К счастью, основной сюжет предлагает отличные задания. В основном, мы будем помогать трем Великим Домам. Нам понадобится их поддержка, чтобы попытаться добраться до Цитадели, найти вождя Дома Ва’руун и принять некоторые судьбоносные решения. Попутно раскроем традиции и внутренние конфликты Великих Домов.

У каждого Дома свои проблемы, с которыми необходимо разобраться. Самая интересная история у Дома Ка’дик. Изначально кажется, что ситуация простая, но по мере погружения в нее, становится очевидно, что вариантов ее решения несколько. Тут же мы узнаем о том, как некоторые Дома относятся к Фанатикам Ва’руун. Это все отлично дополняет общую картину, показывая комплексность происходящего.

Вдарим по неписям сверх пушкой
Вдарим по неписям сверх пушкой

По мере продвижения по сюжету, мы понимаем, что Анаско Ва’руун решил повторить ритуал своих предков, дабы связаться с Великим Змеем. Ему хотелось получить указания и найти истинный путь. Однако все, что ему удалось — разрушить город и жизни людей.

Он здесь предстает неуверенным лидером, который не справился с гнетом ответственности, возложенной на него обществом. Он ожидает напутствий от Великого Змея, ведь Анаско должен быть тем, через кого действует божество, однако в ушах тишина. Этот эксперимент, который он повторил за прадедом, но в большем масштабе, — отчаянный шаг.

Bethesda никогда не славилась ни постановкой, ни свободой выбора, но в дополнении почему-то решила сделать упор на вручную созданную камерную историю. На мой взгляд, это повредило восприятию игры. Игрок буквально прикован к одной планете. Все действие, за исключением вступления, происходит на Дазре. От этого финал, который по идее должен влиять на все фракции, чувствуется местечковым.

Цитадель изнутри
Цитадель изнутри

Особенно странным, на мой взгляд, является решение поселить Фанатиков Ва’руун на ту же планету. Уж не знаю, как Дазра выглядела до катастрофы и какими войсками она владела, но Фанатики живут буквально у них под носом. Было бы логично выделить им отдельную планету. На это можно было бы завязать космические битвы и интересные ситуации.

При этом Ва’руун’кай — небольшая планета. Тот пятачок, что отведен для игры, пробегается достаточно быстро. Я даже не использовал машину, добавленную в одном из обновлений. Это вызывает недоумение, ведь насыщенность событий достаточно плотная. Ощущение, что грандиозные по масштабу события происходят на заднем дворе. Слишком много вопросов к этой планете. Местами это мешает погружению.

Основной же сюжет интересен с точки зрения лора и происходящего в заданиях, но сама история не впечатляет. Любая фракция из основной игры существенно превосходит по сюжету события дополнения. Задания, хоть и интересные, но почти всегда включают в себя зачистку помещений. Я в какой-то момент поймал себя на мысли, что играю в лут-шутер.

Неспешно жму я на курок

Последнее я не могу назвать минусом, ведь мне нравится основной геймплей Starfield. Это одна из тех игр, в которых мне приятно бродить по локациям, читать записки и участвовать в перестрелках. Наверное, я бы сравнил это с The Division. Тоже приятно ходить по рождественскому Нью-Йорку с оружием наперевес.

Динамичный и неожиданный бой вышел

В Shattered Space добавили чуть больше взаимодействия с окружением. Правда, используется эта механика всего пару раз. С помощью нее, например, можно сделать новый проход. Естественно, это предусмотрено только в некоторых заранее установленных местах. Поэтому мне кажется, что это скорее приятная особенность, чем нечто, оказывающее значительное влияние на игровой процесс.

Не сразу понял как выбраться отсюда

В дополнении нет развития геймплея. Не найдете вы тут и новых навыков. Дополнение привносит несколько новых пушек, гранат и видов брони, но не вносит значительных изменений. Есть еще новый вид врагов, но он мне ничем не запомнился.

Зато что-то произошло с системой лута. Игрок может найти желтую или фиолетовую вещь в ящике, который стоит на самом видном месте. При этом в другом ящике, спрятанном в неочевидном месте за несколькими экспертными замками, лежит мусор. Какой логикой руководствовался человек, ответственный за это, мне неясно.

Андрея

Как мне непонятно, почему забыли об Андреа. Я ее специально брал в это путешествия, ожидая, что разработчики предусмотрели какие-то интересные ходы. Ничего из этого я не получил.

История Андреи, нашей напарницы из „Созвездия“, тесно связана с Домом Ва’руун. Те, кто проходил ее личный квест, понимают, о чем идет речь. Казалось бы, вот он шанс узнать, что случилось с предателем, подставившего Андрею, и которого мы сдали Совету. Однако она молчит почти всю дорогу. Всей этой истории как будто бы и не было.

Крайне редко в диалогах появляются строчки за нее, которые содержат какие-то пространные изречения. Они всегда работают на оппонента убедительно, хотя и не звучат так. Это все, что предусмотрели авторы игры. Я считаю, что это позор.

Где деньги, Лебовски?

А еще позор — требовать такие деньги за это дополнение. В моем случае оно было включено в делюкс-издание игры, поэтому оно мне, можно сказать, досталось бесплатно. Я не испытал того разочарования, которое мог бы получить, купив Starfield: Shattered Space за 30 долларов. Цена за это дополнение — чистое безумие.

Источник: howlongtobeat
Источник: howlongtobeat

Итог

При всех плюсах, которыми обладает Starfield: Shattered Space, больно смотреть, как потенциал на глазах смывается в унитаз. Дом Ва’руун разочаровывает на фоне информации, которую нам давали в основной игре. Это, наверное, одна из худших фракций, представленных в игре.

Взаимодействие с напарниками тоже огорчает. Если в Starfield собратья по „Созвездию“ периодически комментировали происходящее, реагировали на течение истории и были включены в нее, то тут этого не чувствуется. Ситуация с Андреей вызывает и вовсе фрустрацию. Невозможно, что никто в Bethesda не вспомнил, что среди компаньонов есть выходец из Дома Ва’руун. Я этого никогда не смогу понять.

Неудивительно, что в дополнение сыграло относительно мало людей. Статистика достижений в Steam удивляет: достижения из Starfield: Shattered Space занимают часть места в категории 'Редкие' в моем профиле.

Большинство из них сюжетные
Большинство из них сюжетные

При этом я наслаждался перестрелками, которых тут с избытком. Мне понравилось большинство квестов, хотя были и такие, без которых дополнение было бы лучше. Я даже могу принять основной сюжет при всей его слабости. Мне нравится, как Shattered Space расширяет лор и показывает жизнь Дома Ва’руун, несмотря на камерность происходящего.

Например, я нашел рапорт о бюджете, в котором чиновник упрекал рост бюджета на медицинское оборудование. В его глазах это свидетельствует о еретической сущности министра медицины, ведь он вместо того, чтобы положиться на веру, пытается улучшить медицинское оборудование. Игра кишит подобного рода деталями, что вызывает еще больше вопросов к нереализованным вещам, которые были на поверхности. Да-да, я опять об Андрее.

Дополнение Starfield: Shattered Space могло бы быть гораздо большим, чем оно есть сейчас. Нереализованный потенциал вызывает слишком много разочарования. При всех плюсах игры, дополнение все-таки уступает основной игре. Оно даже местами хуже некоторых фракционных веток в основной игре. При этом, в целом, я доволен временем, которое провел на Ва’руун’кай.

P.S.

Starfield получил множество патчей. Я проходил игру практически на релизе, поэтому не застал всех нововведений. Картой местности, наконец-то, можно пользоваться. Теперь по ней легко ориентироваться.

Все наглядно и понятно
Все наглядно и понятно

С недавним обновлением добавили транспортное средство. Не сказал бы, что мне оно сильно пригодилось. Все-таки я бы хотел иметь машину во времена, когда бегал по планетам в поисках артефактов или когда выбивал достижения. Сейчас же, учитывая камерность Ва’руун’кай, своих двоих вполне достаточно.

Та самая машина

Самым приятным добавлением в патчах стала новая фракция Следопытов. Вступительный квест отдает космическим путешествием. Я даже вспомнил «Стальную Крысу» Гарри Гаррисона. Казалось, что впереди меня ждет отличная шпионская история. Однако это был всего лишь один квест такого плана. Дальше игрока ждут бесконечные заказы…

Еще я узнал, что в Starfield множество разных вариантов вселенных. Я прошел «Новую игру+» только один раз. Мне казалось, что изменения будут зависеть от действий игрока в предыдущей вселенной. Однако один раз я прибыл в Ложу только для того, чтобы увидеть повзрослевшую Кору. Она возглавила банду, которая терроризирует галактику. Это был ее ответ на смерть отца.

Неожиданная встреча
Неожиданная встреча

В общем, каждый раз можно оказаться в совершенно разное время, стать свидетелем других событий и застрять в поисках идеальной вселенной. Меня поразило это открытие. Жаль, что многие игроки об этом никогда не узнают.

3636
55
22
11
67 комментариев

Мне кажется они сильно восприняли критику Старфилда, попутались учесть всю критику и в итоге сами загнали себя в тупик.
В то время как хейт уже поднялся и людям все равно что хейтить, так что они в любом случае бы были в проигрыше.

6
2

Есть ощущение, что они не поняли чего хотят люди. Я, кстати, тоже так и не понял какие претензии к основной игре.

С другой стороны, мне кажется, что они дополнение делали вместе с основной игрой. Не сказал бы, что тут сильно учтены все пожелания критиков.

Самое главное, я вообще не представляю как с подходами к играм Bethesda добавить туда мощную постановку и прочие атрибуты "современных" игр. Bethesda о другом, как мне кажется. Не хотелось бы, чтобы они сильно менялись.

12
3

Напарники в Старфилде сделаны лучше, чем в Скайриме, но хуже, чем в любой игре не от Бетезды с напарниками.

6
2

В фол4 хорошие напарники.

4
3

Не совсем согласен, но да, я брал предыдущие успешные игры Беседки за ориентир. Все-таки, подобных игр больше никто не делает.

3

Серана : ну да пошла я нахрен

1

Игра топ. Чего ее улучшать?

5
3
1