Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Игровая индустрия, да в общем то как и вся наша жизнь, штука довольно несправедливая. Очень часто мы можем видеть, как чисто корпоративные и откровенно говоря средние проекты срывают просто бешеную кассу и продаются нереальными тиражами. Не менее часто мы видим, и как хорошие игры просто не окупаются с финансовой точки зрения. Некоторым по итогу везет, и они с годами становятся культовой классикой, за примерами тут далеко ходить не надо, уверен вы и все парочку таких знаете. Но есть прослойка проектов, которые были по настоящему качественными, однако им ну совсем уж не повезло. Они не смогли найти свою аудиторию на релизе, а со временем, вместо того чтобы обрасти фанбазой наоборот просто канули в лету. Сегодня мы поговорим про одну такую игру, под названием Lionheart: Legacy of the Crusader.

По доброй традиции для всех, кому не хочется читать это полотно, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:

За разработку Lionheart: Legacy of the Crusader отвечала команда Reflexive Entertainment и для них это была далеко не первая игра, но пожалуй первая, которая столкнулась с настолько острыми проблемами на этапе производства. На самом деле уже сам факт рождения игры именно на этом движке и именно в таком формате был вынужденной мерой, просто видите-ли издателем Львиного Сердца выступила студия Interplay, которая в 90-ые радовала фанатов игр одним большим хитом за другим.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Однако в 2002 году, когда разработка и стартовала, дела у издательства в силу ряда неудачных решений шли неважно и нужно было эту проблему как то решать. Тут то они и наняли стороннюю команду, для разработки олдскульной ролевой игры, при этом с максимально небольшим бюджетом и за кратчайшие сроки. Именно из этого то и растут ноги у многих проблем Lionheart о которых мы будем говорить чуть дальше.

Наверное, немаловажным будет отметить, что к разработке приложила руку и команда Black Isle Studio, ответственная за первые две части Fallout, в частности небезызвестный Крис Авелон и Джош Сойер. Вроде как именно с их подачи в игру и была имплементирована ролевая система прямиком из вышеупомянутой Fallout.

В общем, в 2003 году игра увидела свет, получила довольно сдержанные оценки от критиков и игроков, продалась довольно незначительным тиражом, который оказался не способен перекрыть даже откровенно небольшой бюджет, да так и канула в лету. Вспоминают о ней сегодня довольно таки редко, и на самом деле я считаю, что это несправедливо, и сейчас постараюсь в деталях рассказать вам почему.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Самая главная сильная сторона игры, это ее мир. Потому как тут у нас альтернативная история с примесями магии, в общем, замес такой. В 1191 году, после того как крестоносцы, под руководством Ричарда Львиное Сердце взяли Акру, то они решили не отпускать остатки защитников крепости, а предать их всех максимально жестокой казни. Один из советников Ричарда, решил провести некий ритуал, воспользовавшись энергией, что во время этой экзекуции выделилась. По итогу ткань реальности порвалась, и сквозь этот разлом полезли разные твари, а в наш, обычный до этой поры мир пропитался магией.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

После этого, объединив силы, Ричард и Саладин смогли остановить нашествие сил зла. С тех пор в мире установился некий баланс: тамплиеры Ричарда и рыцари Саладина сражаются с нечистью в чистом поле, а Инквизиция искореняет колдунов, что пытаются свое присутствие скрыть и действовать иcподтишка.

И так прошло несколько столетий, на момент начала игры на дворе 1588 год, Англия, единственная страна, в которой в этом мире не запрещена магия и ее активно практикуют, по сути на ножах с остальной цивилизованной Европой. Вот-вот начнется полноценная война, и тут то в этот мир и приходим мы.

А собственно говоря кто мы такой-то? А мы один из многочисленных бастардов короля Ричарда 1, на корону мы претендовать само собой не можем, но у нас есть кое что получше, некий волшебный дух.

И да, тут довольно банальный троп про избранного и до этого можно было бы докопаться, но честно говоря им тут не сильно то душат, и герой всего достигает своими силами, а этот дух и вся его избранность включаются в историю лишь в некоторые конкретные моменты.

В общем, из-за нашей особенности мы попадаем в плен к работорговцам, которые хотят сбагрить нас Инквизиции за вознаграждение, однако на их лагерь нападают и нам под шумок удается выбраться на волю, где мы встречаем старичка, который оказывается никем иным как Леонардо Да Винчи.

Старина Лео переносит нас в окрестности Барселоны, в которой и пройдет почти половина игры, забегая вперед, сразу скажу, что это лучшая ее половина. Потому как знаете, квесты, которые нам тут выдают это просто великолепно, их можно было бы поместить в Палату мер и весов, как некий стандарт крутости, если уж и не с точки зрения непосредственно геймплейных задач, то с точки зрения их подачи.

Просто видите ли, большая часть местных квестов как-то связана с реальными историческими личностями или событиями. Я уже упомянул про Леонардо Да Винчи, для которого мы можем выполнить парочку мелких задачек, но помимо него тут есть Уильям Шекспир, которому мы можем помочь в написании пьесы “Барселонский купец” про жадного ростовщика.

Можем помочь Мигелю Сервантесу разобраться со сбежавшим со страниц его произведения Дон Кихотом.

Помочь Эрнану Кортесу собрать новую экспедицию в Америку.

Ну и на этом обширный список исторических личностей не заканчивается, мы встретим, и даже сможем оказать свои услуги: Галилео Галилею, Томасу Торквемаде, Нострадамусу, Гаю Фоксу, Николо Макиавелли и еще охапке других ребят калибром поменьше. Если вдруг у вас встал вопрос, а почему все эти ребята собрались тут, в Барселоне, ну или ее окрестностях, то не забывайте, это альтернативная история. И игра, словами своих героев любезно ответит вам, что они забыли в этом месте, или даже в этом времени, ибо по хорошему говоря, некоторые из вышеперечисленных товарищей к 1588 году уже должны быть мертвы.

Помимо исторических личностей, как я уже и говорил, тут есть и реальные исторические события. Например, в порту Барселоны мы встретим Непобедимую Армаду Испании, которая пока что только готовится отплыть к берегам Англии. Причем, мы можем как помочь ее новоиспеченному адмиралу герцогу Медина-Сидония, так и повтыкать ему палки в колеса

На юге Франции, куда игра нас так же забросит, мы побываем в маленькой деревушке, где господствует ересь катаров, это тоже реальное историческое явление, против них даже крестовый поход был объявлен, который сейчас как правило называют Альбигойским. И мы опять же можем этим катарам как-то помочь по мелочи, а можем с потрохами сдать их инквизиции.

Альбигойский крестовый поход
Альбигойский крестовый поход

И вот такие вот отсылки к реальным личностям и реальным историческим событиям они меня прямо подкупают и в результате, после каждого такого квеста я сидел с огромной улыбкой до ушей и просто кайфовал. Несколько похожий опыт, пожалуй, разве что Ассасинская серия способна дарить, но имхо, там проработка исторических героев и их вписанность в игровой контекст гораздо ниже, чем в Lionheart. Ну за редким исключением, вроде того же Леонардо из трилогии про Эцио.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

И хорошие и интересные побочные квесты это само собой замечательно, но что по основному сюжету? Ну вернемся к тому на чем закончили, Леонардо переносит нас в Барселону, и теперь нам нужно выяснить, кто были убийцы, что пытались добраться до нас в Логове работорговцев, но прежде чем начать расследование, было бы здорово себя как то обезопасить. А для этого мы должны присоединиться к одной из трех организаций, которая и сможет оказать нам протекцию. На выбор нам предлагают: орден рыцарей Тамплиеров, Инквизицию и подпольную организацию магов. Кроме этого есть еще и Орден Саладина и Братство Воров и Банда Нищих, но они уже чисто побочные и помощь этим фракциям по сюжету нас никак не продвинет.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

После того как присоединяемся к одной из организаций, лично я вступил к Рыцарям Храма, перед нами поставят несколько довольно хардкорных задач, типа избавиться от работорговцев, что захватили нас в самом начале, или убить хана гоблинов. И гоблины тут довольно забавные ребята, ибо это по сути кочевники. Они живут в юртах, перемещаются с места на место, и ходят в чисто степных одеждах. Правда на конях не ездят, что ставит под вопрос а чем они вообще живут то, ну да ладно.

По сути эта задача является неким барьером, что проверяет наш билд, и то достаточно ли мы прокачались на побочных квестах Барселоны, чтобы двигаться дальше, ибо дальше начинается форменный ад. Видите ли, после того как вы разберетесь со всеми угрозами вокруг города, то вас отправят за священными реликвиями, на которые некая таинственная сила объявила охоту, в рамках этого путешествия вы пересечете Пиренеи, поураганите во Франции и даже доберетесь до берегов Англии, однако пусть богатая география вас не смущает, потому как на самом деле почти все интересное в игре осталось позади. Дальше нас будут ждать довольно протяженные кишкообразные локации, которые будут просто подчистую забиты разными тварями, сквозь которых нам придется пробиваться к своей цели. То есть игра из просто RPG внезапно превращается в aRPG и это совершенно не идет ей на пользу.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Справедливости ради, авторы понимали, что получается что-то не то, и они правда пытались ситуацию спасти. Например, сделав ту же деревушку катаров, в которой снова появляются вайбы Барселоны, снова интересные квесты и крутые истории, правда этого мало, но все же.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

И вот как раз таки то, что игра начинает сильно сдуваться это вина низких бюджетов и крайне ограниченных сроков разработки. Ну в том плане, что ребята из Reflexive Entertainment показали, что они способны делать крутые RPG великолепной Барселоной, а все остальное уже просто допиливалось на сдачу и в жестких кранчах.

Но на самом деле вот эта вот слабая половина игры она слабая именно относительно очень уж крутой первой, а не в контексте всех игр в целом, потому как да, тут балом начинает править геймплей, а не сюжет и квесты, но сама геймплейная база то тут в общем то вполне себе неплохая, и это даже если скидок на время не делать.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Если совсем кратко, то местную геймплейную формулу можно описать как внебрачного ребенка первой Diablo и Fallout. От первой игре досталась боевка в реальном времени, а от второй же вся ролевая система. И на этом казалось бы с этим блоком можно и закругляться, но давайте для тех кто эти игры в силу каких то обстоятельств так и не поиграл, распишу все детальнее.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Сразу после вступительного ролика, где как раз вкратце рассказывают историю этого мира, нам предлагают создать нашего альтер-эго, причем редактор ну прямо до боли напоминает аналогичный из Fallout. Изначально нам дают некоторое количество очков, чтобы раскидать их по знакомым уже параметрам SPECIAL. Ну то есть мы можем качать: силу, восприятие, выносливость, харизму, интеллект, ловкость и удачу.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

С вашего позволения детально расписывать что дает каждая характеристика я не буду, ибо это на самом деле более-менее интуитивно понятно. Скажу лишь, что в силу того что игра происходит в средневековом сеттинге, тут скейлы оружия ближнего боя раскидали между силой и ловкостью. Двуручка больше скейлится от силы, а одноручка от ловкости. В остальном же все работает ровно так, как ты этого и ожидаешь.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

После этого можно выбрать две черты, которые дают небольшие бафы, уравновешивая это некоторыми послаблениями. Ну, как пример, одна из ваших рук лучше развита, и поэтому вы хорошо машете одноручным оружием, но сильно слабее двуручным. И все в таком духе. Опять же, если уже понимаете что будете качать, то можете заранее себя чуть-чуть лучше специализировать.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Ну и потом мы можем выбрать три навыка, которые будут наиболее сильно развиты у нашего персонажа на старте. Навыки тут условно можно разделить на следующие категории: Боевые(они включают в себя одноручное и двуручное оружие, стрельбу, бой без оружия и уклонение) Воровские (тут у нас скрытность, взлом замков, внимательность, позволяющая всякие ловушки и скрытые стены обнаруживать, и внезапно убеждение) и еще есть несколько магических веток.

И вот так вот оно работало и в Fallout примерно, если заменить магию на всякое энергооружие и взрывчатку.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Но есть один пункт, который отличает игру от классической РПГ в сеттинге постапокалипсиса, а именно, тут мы еще можем расу себе выбрать.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Видите ли, после того как случился тот самый разлом и в мир хлынула магия, на некоторых людей она повлияла сильнее чем на других и в их телах произошли необратимые изменения, кто-то стал похож на зверей, у кого то выросли демонические рога, а у других в жилах стала течь мана, из-за чего они немного светятся в темноте. У этих рас еще дополнительно можно выбрать их черту, как именно магия повлияла на их тело, что дает некоторые бафы, но взамен вы будете пугать и напрягать некоторых людей.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Лично я играл за тронутого магией человека, и почти все церковники от меня шарахались, а некоторые и вовсе были готовы пустить кровь без лишних церемоний, спасало только то, что у меня была сильно развита дипломатия и я любой конфликт сводил к мирному урегулированию. Но фишка довольно прикольная и в игре реализована приятно.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Прогрессия персонажа так же происходит по понятным паттернам, за убийство врагов, выполнение квестов и прохождение скиллчеков мы получаем очки опыта, накопив достаточное их количество поднимаем уровень. Абсолютно каждый уровень мы получаем некоторое количество очков навыков, которые вольны раскидать как хотим, многостаночником быть однако не очень выгодно, за такое игра наказывает, так что лучше заранее определится со специализацией и уже в нее упираться.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Еще раз в три уровня нам дают очко для прокачки черт персонажа, черты это довольно сильные бафы, которые могут увеличивать урон, повышать количество зарабатываемого опыта и кучу всего другого, в общем, черты получать всегда приятно и они оказывают довольно весомое влияние на геймплей. Кроме того, ряд черт вы можете получить и за ваши действия и решения, которые будете принимать по ходу игры. Например, присоединившись к ордену Саладина, вы получите небольшие но приятные бафы, или если посмотрите в телескоп Галилея, то навсегда увеличите Восприятие на одну позицию и все в таком духе. Опять же, довольно приятный момент, потому как благодаря нему мы сильнее можем прочувствовать весомость тех или иных наших выборов, а также таким образом авторы поощряют особо дотошных за исследование мира.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Помимо прокачки персонажа мы так же можем становится сильнее получая новое снаряжение. Набор его классический: оружие (если одноручное, можно еще и щит взять), броня, сапоги, перчатки, пояс, амулет и пара колец.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

И вот к этому аспекту у меня есть ряд претензий. Видите-ли, дроп лута тут работает по весьма специфическим правилам, большая часть снаряги, что выпадает из сундуков генерируется случайно, за исключением некоторых квестовых ящиков, где лут заранее прописан. Какие-то гарантированные вещи мы можем получать в награду за квесты, ну и с врагов порой что-то падает, при этом тут такой закос под реализм, и с них падает только то, что реально могло бы упасть. Ну, например, если гоблин вооружен саблей, то после его смерти есть шанс дропа сабли, из скелета с мечом может упасть меч и так далее. У торговцев по большей части лут тоже генерируется и порой обновляется рандомно, но исходя из их специализации. У алхимика всегда будут зелья, у кузнеца разное оружие и броня и так далее. Из этого правила так же есть исключения, по типу того что у одного парня можно купить молот против гоблинов, но такие исключения как правило нарративно обусловлены.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

И вот я не знаю, это мне так не везло или что, но мне падала куча луков, арбалетов, двуручных мечей и прочего, они же как правило были и у торговцев в продаже, вот только я качал одноручное оружие, и вот оно то мне вообще не падало. Я блин половину игры с одним мечом пробегал, что будем честны, довольно уныло. Потому как получение нового снаряжения, и потом радость от того, насколько оно сделало вашего персонажа круче это важная часть ролевых игр, а меня этой радости лишили. Так что могу дать вам совет, не качайте одноручное оружие, его в игре откровенно мало, впрочем, повторюсь, возможно просто боги рандома так распорядились и если вы будете качать что-то другое, то вам точно так же будут всякий хлам давать.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Сама же боевка это довольно небыстрая aRPG в духе первой части Diablo с драками в реальном времени, но при этом оставили и режим активной паузы. Играется ну скажем так, терпимо. По крайней мере пока игра радует квестами и интересными историями то как таковых претензий к боевой системе у меня не было. Местами она слишком медитативная, ибо враги довольно простые, но некоторые локации прямо проверяют вас на стойкость, и вам приходится постоянно использовать разные расходники, просто чтобы не отлететь. Моя любимая ситуация это битва с Ханом гоблинов, которую я начал с того, что под зельем невидимости зашел неприятелю за спину, а потом просто взорвал всю его шайку-лейку четырьмя пороховыми бочками, заодно и самому хану половину лица оторвал, это прямо очень приятно было.

Жаль, что потом все скатилось к тактике, на которую игра регулярно провоцирует, а именно я просто докайтил Хана до выхода из его пещеры. Потом бил, пока у меня не кончалось здоровье, выходил из пещеры, лечился магией до полного столба, снова возвращался к хану и так повторял до победного. Увы, но это одна из самых рабочих тактик в игре. Чеще чем ей вы будете пользоваться только выманиванием врагов из большой кучи, чтобы разобраться с ними по одиночке.

Видите-ли, очень часто игра ставит вас в откровенно нечестное положение, когда врагов уж слишком много, и даже мой герой, при учете, что я зачищал все карты и прошел все побочки, не мог эти драки по честному вывозить, так что приходилось крутится.

Из павших врагов, да и из просто тел на карте, порой появляются светлячки красного и синего цветов, красные восстанавливают немного здоровья, а синие немного маны. Штука полезная, и некоторые особо душные и длинные кишки я только благодаря этим подаркам от игры и проходил, ибо зелья тут падают не так уж и часто.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Знаю, что на релизе очень многие критиковали местный интерфейс, я же в нем каких то критических косяков не обнаружил. Да, он топорный и кривой, но от этого тогда в целом большинство игр страдало, так что не могу сказать, что Lionheart тут как то особенно отличилась. Хотя, нет. Есть одна вещь, которая меня от начала и до самого конца бесила, а именно местный режим внимательности. Ну смотрите, у нас есть навык Внимательность, который обнаруживает ловушки и скрытые стены, но он не работает в пассивном режиме, как это происходит в большинстве игр, его нужно активировать. И это бы ладно, но эта чертова активация слетает после каждой драки, после каждого диалога, да и как будто-бы порой просто сама собой слетает, хотя тут пруфов не будет. И по итогам вам постоянно нужно этот навык реактивировать, при этом было бы здорово не забывать это делать и вот это прямо кошмар какой-то. Почему бы просто навык пассивным не сделать? Вопрос само собой риторический.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Давайте традиционно и про техническое состояние поговорим. Графика тут, ну нормальная, она на самом деле даже на момент 2003 года уже была устаревшей, ибо Interplay нещадно экономили и игру собирали буквально из говна и палок, при этом палок было мало, но сейчас, по прошествии лет, она сохранилась как вполне себе приятное глазу ретро.

Музыка в Lionheart довольно хорошая получилась, за нее отвечал заслуженный композитор Инон Зур, так что вышло неплохо. В отрыве от игры я ее, конечно, слушать не стану, но само приключение она скрашивает очень даже неплохо.

А вот с тем, чтобы запустить все это дело на современном железе у меня лично были довольно большие проблемы, я пробовал накатить себе GOG версию, и она не заработала. Пробовал поставить оригинал 2003 года, облагородив его фанатскими патчами и это тоже не помогло. По итогам, единственным способом игру запустить, для меня стала сборка с зеленого сайта, которую мне посоветовали добрые люди из комментариев. Давайте так, я не знаю как DTF относиться к подобным ссылкам, так что тут я вас перенаправлю на свой YouTube ролик, где в описании будет нужная ссылочка, если вдруг вы сами захотите с игрой ознакомится.

И вот с этой сборки у меня все работало как надо, ну то есть пару раз игра вылетела, несколько раз она зависала, но учитывая возраст и то, что ни одним другим способом она не запускалась, то я считаю это довольно хороший результат. Большое спасибо ее автору, если вдруг читаешь этот лонг, то ты настоящий герой.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

Ну и знаете что, я впервые прошел игру сейчас, в 2025 году. В нулевых я в нее точно играл, ибо смутные воспоминания о Барселоне и квестах с Шекспиром у меня остались, но судя по всему как раз, когда я игра начала передушивать бесконечными боями я ее и бросил. Так вот, я прошел ее впервые, так что никаких ностальгических скидок тут делать не буду, и даже не смотря на это, мне Lionheart: Legacy of the Crusader понравилась, я бы даже сказал, что чертовски понравилась.

Да, у игры есть минусы, да вторая половина получилась не слишком интересной, и тут хотелось бы дать действующим разработчикам простой совет, если вдруг вам не хватает бюджета или времени, чтобы выдержать качество игры на едином уровне, то возможно более грамотным решением будет ее просто закончить чуть раньше, не растягивая геймплей откровенно говоря скучными и однотипными боями. Лучше пусть ваша игра проходится за десять часов, чем за двадцать, но вторую половину игроку придется откровенно перешагивать через себя, чтобы дойти до финала и не бросить это дело.

Всеми забытая классика. Поговорим о Lionheart: Legacy of the Crusader

В целом Lionheart я могу всем любителям хороших ролевых приключений посоветовать, особенно если вас не пугает возраст игры, графика и некоторая топорность в интерфейсе и управлении, к которой придется немного притереться. Как минимум я совершенно точно советую вам пройти первую половину в Барселоне, потому что она реально очень уж крутая, а дальше, если вдруг станет слишком душно, то никто не осудит вас если вы свое прохождение заканчивать не будете, ведь главное, это получать от игр удовольствие, тем или иным способом. Ведь наша жизнь она одна, и тратить ее на то, что вам не нравится или просто вас раздражает не стоит.

Спасибо, что дочитали этот лонг, надеюсь он вам понравился. И если это так, то вы можете присоединиться к благородным рыцарям тамплиерам, что поддерживают меня на Boosty. Еще раз спасибо за прочтение. Всех благ. Пока.

115
9
3
2
2
133 комментария