Личная игра года. 1998

Особенный год для не такого уж особенного меня. Именно в 1998-ом появилась та самая игра, которая до сих пор не даёт мне покоя и я постоянно возвращаюсь к ней. Помимо рассказа о том самом проекте вас ждёт небольшая сводка о важных событиях индустрии, россыпь интересной информации о релизах года и небольшой список дорогих мне игр. Ну и куча гифок. Как обычно, короче.

Путеводитель

Что творилось в любимой индустрии?

Третье место. StarCraft/StarCraft: BroodWar

Второе место. Half-Life

Первое место. Knight & Merchants

Что творилось в любимой индустрии?

Консольная гонка набирала обороты. Sony закрепилась в статусе лидера (речь, конечно, только о домашних приставках), Nintendo поплатилась за недооценку конкурента, ну а SEGA продолжала закапывать саму себя.

PlayStation по всем фронтам опережала Saturn. После старта продаж новичку удалось прокрасться в двое большее число домов, чем бедняге от синих японцев. Спасибо конфузу на E3 c ценой.

Не устану вставлять этот ролик. Товарищ из Sony вышел, сказал "$299" и ушёл. Зал разразился аплодисментами. А до этого SEGA анонсировала цену Saturn – $399. Упс.

К 1998-ому году у SEGA стало совсем всё плохо. Компания понесла убытки в этом финансовом году, хотя до этого десять лет стабильно выходила в плюс. Чтобы как-то смягчить финансовое бремя, SEGA решает отказаться от поддержки Saturn.

Вроде бы, логичный шаг. Но при этом компания во всю работает над своей следующей консолью и собирается выпустить её к концу года. Потребителей такой поворот событий обрадовал не сильно. В 1998-ом на Saturn вышло всего 12 игр. Два года назад – в десять раз больше.

Впрочем, с Dreamcast SEGA пыталась не повторить ряд своих предыдущих ошибок. Начинку новой консоли решили делать с оглядкой на ПК. Так комплектующие должны стоить дешевле. Да и разработчики благодаря этому могли уже начать разрабатывать игры под новую консоль. В SEGA их заверили, что они могут целиться в производительность Pentium II 200.

Геймпад Dreamcast. Оригинальный дизайн, конечно.
Геймпад Dreamcast. Оригинальный дизайн, конечно.

Чип выбрали от PowerVR, что не очень понравилось давнему партнёру SEGA EA. Cудя по всему, Электроники что-то подозревали, потому что как раз нехватка производственных мощностей помешало ещё более сильному старту Dreamcast в Японии. SEGA пришлось даже закрывать пре-продажи, потому что приставок тупо не хватало на всех.

В итоге, в Стране восходящего солнца консоль вышла в декабре. Всего с четырьмя стартовыми играми. Но уже уже через пару недель пришло подкрепление в лице Sonic Adventure. Спрос рос, но предложения не было. Уже в феврале SEGA планировала продать в районе миллиона приставок, но смогла реализовать только девятьсот тысяч.

Реклама Sonic Adventure. Японцы.

Вроде бы, дела налаживались, тем более аналитики обещали сильный старт и в США. Но конец этой истории, думаю, многие знают.

А вот Nintendo, как обычно, была на своей волне. Сторонние разработчики мучились с картриджами для N64, пока внутренние студии бомбардировали рынок хитами. Но Sony наступала и большая N начала задумываться о разработке игр для взрослой целевой аудитории. Этот план компания реализует уже на Gamecube.

Впрочем, сама Sony могла только мечтать о чём-то похожем на Game Boy. Вот уже почти десять лет карманная приставка разлеталась на ура. Но в 1996-ом после провала Virtual Boy из Nintendo ушёл, скажем так, отец Game Boy Гумпэй Ёкои. И тут же перебежал к ребятам из Bandai делать цветного конкурента своего детища.

Первая реклама Game Boy Color.

В Nintendo быстро зашевелились и от греха подальше выпустили в 1998-ом цветной вариант Game Boy с логичной приставкой Color. Главная прелесть – обратная совместимость. Старые Покемоны могли спокойно переехать на новую приставку.

Собственно, следующие покемоны хорошо так бустанули продажи карманной консоли. Но это будет уже в следующем году. А в 1998-ом Game Boy Color в гордом одиночестве собирал сливки с рождественского сезона, а некоторые разработчики не ленились выпускать сразу две версии своих игр. Для обычного Game Boy и нового.

Но над праздником жизни часто нависает тень смерти. Думаю, в 1998-ом холодное дыхание старухи с косой ощутили на себе сотрудники Westwood. Хотя они могли изначально принять это за лёгкий бриз финансовой стабильности. EA выкупает мастеров RTS почти за 122 миллиона долларов.

Старый офис Westwood.
Старый офис Westwood.

Зачем? Тогда доля студии из Лас-Вегаса на рынке игр персональных ПК выросла до шести процентов. RTS шагали по планете и возглавляли их отцы-основатели жанра из Westwood. Правда, их марш постоянно сбивали коллеги из Blizzard.

Так что с точки зрения EA — это максимально выгодная покупка. Они же не знали, что разработка Tiberian Sun идёт, мягко говоря, тяжело. Мало того, сооснователь Westwood Бретт Сперри всячески ограждал студию от влияния новой материнской компании. Во всяком случае, так говорят бывшие сотрудники.

Command & Conquer: Tiberian Sun 1999-го года.

Да и после закрытия Westwood на самом деле не умерла. Старички поехали в Petroglyph, а новички из Westwood Pacific остались, слившись в EA Pacific с парочкой других студий. Собственно, лучшую часть франшизы (на мой взгляд) делали как раз ребята из нового подразделения Westwood. Это я про Red Alert 2 и аддон к ней. Они же потом ваяли Генералов и Battle for Middle Earth. А кое-кто из них потом перешёл в Blizzard, чтобы сделать StarCraft II.

Главный ингредиент игрового счастья

Но студии, консоли и технологии — закулисье. Аплодисменты же обычно собирают игры. Так вспомним же прекрасные и не очень игры теперь далёкого 1998-го года.

Со своей стороны я постарался перечислить самые узнаваемые проекты. Если что забыл, смело пишите в комментариях.

Skullmonkeys. Как ни странно, это сиквел пластилинового квеста The Neverhood. Только поинт энд клик превратился в платформер. Причём эксклюзивный для PS1. Ну а чтобы обитатели царства Sony тоже могли приобщиться к первой истории о Клэймене, то пару месяцев спустя релиза сиквела на Плойку вышла и первая часть.

Где купить? При желании можно найти на вторичке и в наших краях.

Robotron 64. Забавный пришелец из прошлого даже по меркам 1998-го года. Формально, это адаптированная под N64 версия Robotron X для первой PS, задержавшаяся из-за смены издателя. Причём игра для консоли Sony и сама является чем-то вроде ремейка Robotron 2084, вышедшей в далеком 1982-ом в виде аркадного автомата.

Где купить? У кого-то с рук или на соответствующих онлайн площадках.

Resident Evil 2. Игра, подарившая нам его величество Леона. Ну и Клэр в шортиках. Дуэт симпатяшек (не только в них дело, конечно) позволил RE2 войти в число самых успешных релизов года. Большинство источников ей отдают второе место по продажам. Впереди, разумеется, Покемоны.

Где купить? Оригинальная версия доступна в GOG, но из России покупать там игры проблематично. В 2019-ом году вышел ремейк.

No One Can Stop Mr. Domino! Раннер с лёгким элементом пазла. Бегаем за доминошку по кругу, попутно оставляя за собой другие, кхм, доминошки. Задача расставить их так, чтобы после окончания круга они удачно попадали и активировали все нужные кнопки. Короче, проще поиграть самому.

Где купить? Отправляемся на вторичный рынок.

Machi. Визуальная новелла от одних из самых заслуженных деятелей сего искусства – Chunsoft. Отличается от большинства своих сородичей наличием живых актёров (ну, на момент выхода игры). В 2008-ом году на полках магазинов появился духовный наследник – 428: Shibuya Scramble, получивший редкие 40/40 от Famitsu.

Где купить? Спросите что полегче. Игра выходила только в Японии, зато сразу на трёх платформах: Sega Saturn, PS и PSP. Может у кого диск и завалялся.

Panzer Dragoon Saga. Внезапно не рельсовый шутер, а RPG. Драконы, конечно, никуда не делись. Крылатая тварь, так-то, основной аргумент местного героя в большинстве сражений. Отсюда и не совсем стандартный боевой геймплей для японских ролёвок. Помимо этого, полноценное 3D, озвучка и изучение мира, как на драконе, так и на своих двоих. Правда, мир не открытый, а скорей линейный. В любом случае, это самая высокооценённая игра на Sega Saturn, до релиза которой не дожило аж два разработчика.

Где купить? Да лучше продать, если у вас вдруг есть диск с английской версии. Говорят, стоит немалых денег в виду своей редкости.

Xenogears. Очередная великая JRPG от Square. Квадратные японцы в девяностых на поток поставили производство таких игр. Так что слово "очередная" тут отнюдь не с негативным окрасом. А скорей как подтверждение золотых лет Square. Ну а подробней об игре вы можете почитать у Кардинала всех Кардиналычей, если ещё не.

Где купить? Есть шанс найти на вторичке.

Gex: Enter the Gecko. Вторая часть когда-то 2D-платформера. По моде тех лет приобрела ещё одно измерение, что, по традиции, сказалось на виртуальном операторе. Но всё было не так плохо, как у условного Earthworm Jim 3D.

Где купить? Выбор большой, ведь относительно недавно вышла GEX Trilogy. Без особых проблем её купить можно в Steam'е, а вот в магазинах GOG, Nintendo, Xbox и PS Store сделать это сложнее. Но нет ничего невозможного.

Burning Rangers. Sonic Team известны не только по играм о синем еже. Вот этот проект, например, о работе футуристичных пожарных. А всё потому, что ныне имеющий проблемы с законом Юджи Нака захотел сделать что-то про спасение людей, а не их убийство.

Где купить? Онлайн барахолки вам в помощь.

1080° Snowboarding. Не первая, но и далеко не последняя игра в популярном на стыке веков жанре – аркадном сноубординге. Над игрой в качестве программистов трудились редкие для Nintendo гайдзины – Джайлз Годдард и Колин Риид. Причём делали это прямо в штаб-квартире большой N.

Где купить? Доступно по подписке Nintendo Online.

Battlezone. Классика из тех времён, когда Activision ещё не стала заложником своих мобильных франшиз и Call of Duty. По сути, это симулятор ховер-танчика (и его пилота) с элементами RTS. Хотя у прародителя времён аркадных автоматов элементов стратегий и не было. Сюжетно же это фантазия на тему космической гонки США и СССР, переросшей в конфликт по всей Солнечной системы.

Где купить? Британцы из Rebellion выкупили права на франшизу, так что в 2016 году вышел ремастер. Есть в Steam и GOG, но для РФ придётся искать ключи.

ReBoot. Эксклюзив PS1, основанный на одном из первых CGI-сериалов. В детстве бы я продал бы почку друга за такую игру. А случилась она, в том числе, благодаря соседству EA Canada и Mainframe Studios (авторы сериала). Впервые о желании совместно поработать заговорили ещё в 1995-ом.

Где купить? На вторичке.

Star Wars Rebellion. Забытая всеми 4x-стратегия по когда-то лучшей франшизе. Постройка корабликов, вербовка отрядов, производственные здания. И всё на просторах Далёкой далёкой галактики. В каком-то роде, Rebellion предтеча Empire at War.

Где купить? Можно найти и в Steam и в GOG, но резидентам РФ лучше отправиться на специализированные площадки по продажи ключей.

Real Bout Fatal Fury 2: The Newcomers. Очередная вариация файтингов от SNK, когда-то эксклюзивная для их же консоли NEO GEO. Конкретно эта подсерия экспериментирует с линиями. То есть, в отличие от тех же Street Fighter II, тут от удара можно увернуться сделав шаг, так сказать, в глубь экрана.

Где купить? Как ни странно, почти везде, кроме Steam'а. Вот версия для ПК на GOG, а вот для Xbox, PS и Nintendo.

Need for Speed III: Hot Pursuit. Одновременно возвращение серии к корням и шаг вперёд. В триквеле вернулись полицейские, что прекрасно. Мало того, за них наконец-то можно было играть. Но обладатели версии для PS такой радости были лишены. По сути, консоль Sony получила другую игру. Её разрабатывала EA Canada на движке второй части. А вот ПК-версия обзавелась новым мотором.

Где купить? Есть, конечно, перезапуск 2010-го года и его ремастер. Но в оригинальном виде только на вторичке.

Parasite Eve. Прекрасный цветок, распустившийся во время рассвета японских хорроров. Сама Parasite Eve основана на книге, по которой ещё сняли фильм. Ну и мангу написали/нарисовали.

Где купить? К сожалению, только на вторичке. Хотя раньше была доступна в PS Store, но сейчас куда-то пропала.

Blasto. Игра от внутренней студии Sony. Интересна как подходом команды к разработке, так и ведущим актёром озвучки. В попытках избежать долгих загрузок, девелоперы заставили своё творение постоянно воспроизводиться с CD. Пришлось жертвовать качеством музыки, а для регионов PAL и вовсе вырезали целый уровень, потому что на диск так не влезала озвучка.

Ну а главного героя озвучивал Фил Хартман. Его вы можете знать как папу Кирстен Данст в Солдатиках. Он же подарил голос парочке персонажей Симпсонов. К сожалению, его убили всего через вда месяца после выхода игры. Жена наглоталась таблеток, залила в себе алкоголя, достала пистолет (подаренный мужем), ну и выстрелили ему в лицо три раза, пока тот спал.

Где купить? Все дороги ведут на цифровые барахолки.

StarCraft/StarCraft: Brood War. До сих пор самая продаваемая RTS. Почти половину продаж, правда, сделала Южная Корея. Но всё равно за почти тридцать лет ни одна игра жанра не смогла сместить с финансового трона игру Blizzard.

Прости, Сара.

Где купить? Теперь только в качества ремастера. Можно попытаться это сделать в Battle.net, а можно просто оплатить подписку Xbox Game Pass.

Warhammer: Dark Omen. Продолжение тактической стратегии Shadow of the Horned Rat из тех времён, когда EA периодически залетала в мрачную британскую вселенную. Имеет и порт для PlayStation 1.

Где купить? Можно попытать счастья на профильных торговых площадках.

Sakura Wars 2: Thou Shalt Not Die. Забавный факт. Игра так и не получила официальной английской версии, а вот локализация на великий и могучий увидела свет ещё в 2008-ом. В целом же это, вроде как, самая успешная игра серии в коммерческом плане.

Где купить? На вторичке.

Bomberman Hero. Первоначально игра должна была стать очереднмы проектом про маскота PC Engine, которого звали PC Kid. Это такой маленький лысый пацан, похожий на шаолиньского монаха. Но в процессе разработки решили, что Bomberman так-то по известнее.

Где купить? Когда-то можно было официально, так сказать, поиграть через Виртуальную консоль на Wii, но сейчас только искать на вторичке.

Might and Magic VI: The Mandate of Heaven. Изначально пятая часть должна была стать последней. Но в The 3DO Company глянули на её продажи, глянули на продажи стратегического спиноффа и решили всё-таки продолжить бал. Ну а чтобы обе серии продвигали друг друга, Might and Magic VI сюжетно связали с будущими третьими Героями. Ну а во второй части стратегического ответвления можно было откопать тизер со скриншотами из Шестёрки.

Где купить? В профильных магазинах можно найти ключи для Ubisoft Connect.

Jazz Jackrabbit 2. Когда-то главной франшизой Epic Games (тогда известные по скоромному названию EpicMega Games) была серия про кролика с пушкой. Но буквально через пару недель после второго пришествия Джазза вышел Unreal и понеслось.

Где купить? В очередной раз удивляюсь, что Epic Store нет большинства игр, созданных самой Epic. Ну будем надеяться, что это просто права у издателей. Короче, покупайте в GOG, если есть карта заморского банка и знания о том, как работают заветные три буквы.

Redneck Rampage Rides Again. Если честно, даже не знал, что у Redneck Rampage есть сиквел. Работает на том же движке, что и оригинал – Build, который так удачно популяризовал Duke Nukem 3D.

Где купить? Есть в Steam, но GOG за ту же цену даёт комплект из всех игр франшизы. Но в первом покупать, конечно, проще.

Baroque. Известна прежде всего своими элементами роуглайка. Тогда её ещё не пихали в каждое инди и смотрелось свежо. Смерти помогали продвигаться по сюжету, а предметы можно было заблаговременно сохранить с помощью орбов.

Где купить? В 2007-ом вышел ремейк. Его можно найти на вторичке, как и оригинал. А вот оригинальную игру переиздали на Switch в 2020-ом. Беда в том, что только для Японии.

Unreal. Журналы тех лет выходили со скриншотами игры на обложке. Тогда казалось, что графика в ней – что-то нереальное.

Личная игра года. 1998

Ну и это была первая 10/10 в истории Навигатора Игрового Мира. Причём долгое время эта оценка оставалась самой высокой в среди всех оценнёных журналом проектов. А может и сейчас так и есть, давно уже не следил за ними.

Где купить? А вот только на вторичке. До 2022-го года можно было спокойно купить и в Steam, и в GOG, но потом Epic решили, что продавать игры серии Unreal больше не будут. Почему? Кто знает, чего у них там в голове.

Vigilante 8. Как-то Activision дала портировать на PS1 свою Interstate 76 не внутренним командам, а некой Luxoflux. При этом никто из разработчиков оригинальной игры даже не собирался помогать при работе над портом. А работы-то было много.

Первая Плойка не справлялась с размерами Interstate 76 и Luxoflux всё ужимали её, да ужимали. В итоге бои стали куда динамичнее, ведь пространства стало совсем мало. Ну и разработчики порта пошли к Activision. Рассказали, что у них чёт совсем другая игра получается, может лучше тогда и по другому её назовём? Так и решили.

Где купить? На вторичке.

Descent: FreeSpace – The Great War. Первая игра уже почившей Volition. Студия родилась благодаря развалу Parallax Software. Одна команда хотела продолжать делать космоFPS Descent, вторая не очень. Вот та, которая не очень и самоорганизовалась в Volition. В итоге, их первая игра была тоже про космос. И тоже в названии было слово "descent". Но вместо шутера мы получили симулятор.

Где купить? Два братца Steam и GOG спешат на помощь.

Commandos: Behind Enemy Lines. Лучшая игра в истории геймдева Испании. По версии самой Испании. Надо сказать, вполне заслуженно.

Где купить? Можно найти и в Steam, и в GOG.

Banjo-Kazooie. Эксклюзив для N64 от Rare. По сути, первая попытка британцев создать 3D-платформера. Хотя думаю, что после Golden Eye им уже было ничего не страшно. В общем, игра получилась удачной. И этот опыт впоследствии пригодится при тяжелой разработке Donkey Kong 64.

Где купить? Ремастер можно найти в Xbox Store. Можно как купить, так и получить по подписке.

Street Fighter Alpha 3. Capcom долгое время жила девизом – ни года без Street Fighter. Вот и в 1998-ом вышла последняя часть подсерии Альфа. Она отличается немного другим геймплеем. Например, в тройку запихали возможность выбрать один из трёх боевых режимов. Каждый из них позаимствован из какой-то части франшизы. Такая вот Street Fighter'ная яичница по-испански.

Где купить? Можно приобщиться в рамках Capcom Arcade 2nd Stadium. К сожалению, японцы для жителей РФ в Steam приготовил грустную плашку. Но есть варианты в консольных магазинах (Xbox, PS, Nintendo), но и там придётся заморочиться, чтоб купить.

Deathtrap Dungeon. Основано на одноименной книге-игре. Ну когда ты вроде читаешь текст, но в конце абзаца тебе предлагают прыгнуть не на следующий блок, а куда-нибудь ближе к концу издания. Сам автор, кстати, принимал активное участие в разработке игры.

Где купить? Если вы живёте в РФ, то Steam перед вами будет извиняться. А вот GOG нет, но там и купить сложнее. Но всегда есть магазины ключей.

Deep Fear. Эксклюзив Sega Saturn. Основной источник вдохновения проекта – Resident Evil. Вместо особняка – подводная исследовательская станция. Так что придётся побегать и в полностью затопленных помещениях. До США игра, кстати, так и не добралась, хотя в Европе и Великобритании вышла. Может быть американских издателей отпугнула очень такая себе озвучка и бюджетные ролики.

Где купить? Только на вторичном рынке.

Heart of Darkness. Долгострой от автора великой (вам меня не переубедить) Another World Эрика Шайи. Игра должна была выйти ещё на 3DO, но пока Heart of Darkness разрабатывали, консоль ушла на полку забвения. Почти та же история с Sega Saturn. В итоге, спустя шесть лет после начала разработки игра вышла на PS и ПК.

Где купить? К сожалению, официально игра не продаётся. Можно попытаться найти на барахолке или украсть у друзей.

F-Zero X. Гоночки в сеттинге будущего, что может быть прекрасней? Только возможность хорошенько приложить оппонента, вплоть до летального исхода. Собственно, этим F-Zero X и отличается от оригинала 1990-го. Ну и 3D-графикой, конечно.

Где купить? Можно приобщиться благодаря подписке Nintendo Switch Online.

Brave Fencer Musashi. Неожиданная для Square тех лет игра. В компании решили, что надо бы как-то диверсифицировать производство и конвеер jRPG вдруг выплюнул action RPG. Народ оценил. Герой – Миямото Мусаши. Если вы фанат аниме, то, скорей всего, раз 15 встречали этого персонажа. На Нобунага, конечно, но тоже популярный персонаж для японской культуры. В Brave Fencer Musashi он выступает не только в качестве искусного фехтовальщика, но и попаданца.

Где купить? Only on PlayStation 1. Так что идём искать б/у экземпляры.

Star Ocean: The Second Story.

Где купить? В 2008-ом для PSP вышел ремастер, а в 2023-ом полноценный ремейк для всех платформ, кроме Xbox. Ну а оригинал можно поискать на вторичке.

Urban Assault. Ещё одна стратегия, схожая с Battlezone по смыслу. Только здесь мы можем скакать от юнита к юниту, да и управление в стратегическом режиме ближе к классике. Издателем выступила, кстати, Microsoft, которая не стеснялась хапать себе разные стратегические серии. За это и любим.

Где купить? На вторичке.

Wachenröder. Если в названии игры есть немецкое слово (или похожее на него), то она скорей всего японская. Больно уж островитянам мил язык Гёте и Ремарка. Сама же Wachenröder – тактическая RPG по типу Final Fantasy Tactics. Над ней, кстати, работали будущие не последние люди аниме-индустрии. Например, Рэйндж Мурата трудился над персонажами в Последней субмарине и Изгнаннике.

Где купить? Это эксклюзив Sega Saturn, а они часто остаются в забвении. Так что идём на вторичку.

Tom Clancy's Rainbow Six. Как ни странно, игра разрабатывался параллельно с написанием книги. Глава студии разработчика Red Storm Entertainment Даг Литтлджоунз был бывшим капитаном подводной локди и дружил с Клэнси. Вот за их разговорами и родилась идея как книги, так и игры. А первоначально Red Storm Entertainment хотели главными героями сделать команду по спасению заложников ФБР. А потом перенести сеттинг во времена Второй мировой. А потом Холодной войны. А потом антиутопии. Но Клэнси всех спас.

Где купить? В GOG и у Ubisoft. Но из-за РФ сделать это проблематично.

Metal Gear Solid. Револьвер Оцелот.

Револьвер Оцелот.

Где купить? В составе Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1. Можно купить как всю колекцию, так и только первый MGS. Steam будет перед вами извиняться, но есть варианты на Xbox, PS и Switch. Приближенную же к оригиналу версию можно найти на GOG.

Spyro the Dragon. Ещё один знаковый платформер для первой PlayStation. И всего вторая, на тот момент, игра крутышей из Insomniac. На разработку ребята вдохновились после просмотра замечательно фильма с Сердце Дракона, где Шон Коннери озвучивал крылатого ящера. Самой же Sony дел не было до шотландских Бондов, по их задумке Spyro должен был отбить часть детской аудитории у N64.

Где купить? Оригинал на вторичке, а вот в ремейк можно поиграть, например, по подписке Microsoft.

Dragon Quest Monsters. Только в Японии за 1998-ой год монстрики разошлись миллионным тиражом. Спасибо покемонам. Тут тоже основной смысл в поимке и прокачке зверьков. Только здесь мы приманиваем их на хавчик, плюс не возбраняется заниматься скрещиванием видов.

Где купить? На вторичке. Даже ремейки, которые выходили только в Японии.

Body Harvest. Забытая всеми игра от авторов GTA. Должна была стать стартовым тайтлом N64. Японцы даже активно помогали в разработке, но ребята из DMA Design вспоминают, что из-за языкового барьера не всегда понимали, чего от них хочет Nintendo. В итоге, большая N вдруг поняла, что игра выходит слишком жестокой и отказалась издавать игру. Пришлось британцам искать нового издателя.

Где купить? На вторичке.

Caesar III. После успеха второй части разработчики Impressions Games не хотели браться за продолжение. Больно уж хорош был сиквел. Так что решили делать градострой в космическом сеттинге. Но через полгода всё же соизволили вернуться к Цезарю. Решили поработать над самыми проблемными местами Caesar II и сделать идеальный триквел. Почти получилось.

Где купить? Есть и в GOG, есть и в Steam, но для РФ придётся искать ключи. Вообще Цезарь ещё должен быть доступен в Game Pass на ПК, но чёт у меня его нет.

Delta Force. Первая в длинной серии тактических шутеров. Тогда ещё не гонялась за трендами, а задавала их. Сделана на собственном движке студии разработчика NovaLogic, известной по серии Comanche. Отсюда впечатляющие размеры карт и отсутствие поддержки графических ускорителей.

Где купить? К моему большому удивлению можно купить в Steam. И всё.

Rogue Trip: Vacation 2012. На самом деле это перелицованный Twisted Metal. Потому что над игрой трудилась та же студия, что и создала для Sony серию про боевые машинки. Но ребята посчитали, что японцы им платят недостаточно и ушли к другому издателю. Правда, права на серию потеряли. Так и родился Rogue Trip.

Где купить? На вторичке.

Shogo: Mobile Armor Division. Известная в узких кругах игра про мехи от, к сожалению, покинувшей нас Monolith. Разработчики, судя по всему, переоценили любовь аудитории к мехам. Ну или фанатов этого жанра на ПК меньше, чем на консолях. Или мехи от неяпонцев нафиг не нужны. В общем, с продажами была беда. На полки магазинов отгрузили 100 000 копий, а продали только 20 000.

Где купить? Покупаем в Steam и радуемся. Альтернативный вариант – GOG.

MediEvil. Проект от внутренней студии Sony, ставшей таковой по ходу разработки. MediEvil вдохновлена творчеством Тима Бёртона. В первую очередь, Кошмаром перед Рождеством. Общая стилистика игры и релиз незадолго до Хэллоуина помогли проекту неплохо заработать.

Где купить? Есть и ремейк, но и оригинал можно найти в PS Store.

Star Trek: The Next Generation – Klingon Honor Guard. Как не трудно догадаться из названия, сюжет игры пересекается со вторым (если не считать мультипликацию) сериалом по Star Trek. Это который про капитана Пикара. Ещё игра носит почётное звание "второй проект на Unreal Engine 1".

Где купить? На вторичке.

Turok 2: Seeds of Evil. Сейчас буду рассказывать страшные вещи. Как известно, N64 страдала от того, что Nintendo решила выбрать в качестве носителя для своей консоли картриджи. В первых партиях в них вмещалось аж до 12 мегабайт (а было и на 4 мб). Ну вот в этот смешной объём авторы впихнули Turok 2. Но по ходу разработки цена носителей упала и большая N перешла на 16 мб картриджи. Разработчики на радостях запихали в целых 4 мб мультиплеер. А уж когда Turok 2 вышел, N64 обзавелась картриджами на 32 мб.

Где купить? В 2017-ом году вышел ремастер, так что можно купить почти на всех платформах: Steam, GOG, Xbox, PS Store, Nintendo. А оригинальную версию можно посмотреть с помощью сервиса Nintendo Classics.

Grim Fandango. Бриллиант эпохи заката квестов и проект, предрёкший грустный финал фабрики LucasArts по производству игр этого жанра. Признанная и критиками и игроками игра оказалась особо никому не нужна. Но это не помешало ей с годами обрести культовый статус.

Где купить? Есть везде благодаря ремастеру. И в Steam (только из РФ тут увидите "ой, извините"), и в GOG, и на консольной троице из Xbox, PS и Nintendo. У Microsoft доступна ещё и по подписке.

Trespasser. Игра осталась в коллективной памяти геймеров благодаря приятному процессу отслеживания уровня здоровья героини. Опускаем голову и любуемся грудью нашей мадам. На левой подружке есть татушка в виде сердца – это и есть показатель жизни.

Сама же Trespasser, так-то, сюжетный сиквел второго Парка юрского периода. Печальна известна своей ставкой на типа реализм, сложностью и обязательным наличием у игрока мощного компьютера. Любила подкидывать ситуации с кодовым замками. Замок-то есть, а вот нужну комбинацию цифр нужно было узнать где-то уровня два-три назад.

Где купить? На вторичке.

Дальнобойщики: Путь к победе. В детстве для меня это были просто гонки на грузовиках. И по прошествии многих лет я думал, что играл в каких-то других Дальнобойщиков, потому про доставку вообще ничего не понял. Оказалось, те самые Дальнобойщики – сиквел. А первая часть из-за упора на гонки мною и забылась.

Где купить? На просторах отечественного интернета можно найти б/у диски.

Fallout 2. Сиквел сделал финт ушами и далеко ушей от оригинала в плане атмосферы. Не в смысле, что она стала лучше или хуже, а в смысле, что она стала совсем другой. Но все остальные фирменные черты первой части остались. Поэтому и классика.

Где купить? Steam, GOG и Xbox Store. В последнем доступна и по подписке.

The Fifth Element. Кривоватая, но, по памяти, всё равно приятная пострелушка по мотивам фильма Бессона. Ничего прям особенного из себя не представляет, разве что героя тут два. Разумеется, это Милла Йовович и Брюс Уиллис. Первая предпочитает разбираться с врагами при помощи своих конечностей, второй отдаёт предпочтение огнестрелу.

Где купить? На вторичке.

Apocalypse. Продолжаем вспоминать работы старины Брюса. Первоначально никакого Уиллиса в игре не должно было быть, но издатель в лице Activision завалил актёра деньгами и тот согласился немного помокапиться, одолжил герою свою мордашку, ну и озвучил его.

Где купить? Такие вещи на прилавках магазинах, как цифровых, так и материальных, долго не живут. Авторские права, они такие. Так что только искать на вторичке.

Аллоды: Печать тайны. Первая игра Nival. По неопытности можно было спутать с какой-нибудь стратегией, но на самом деле это RPG. Говорят, один из первых, если не первый, проект из России тепло встреченный на Западе.

Где купить? Есть в GOG, но чтоб там что-то купить, надо вооружиться, как минимум, картой другой страны.

Crash Bandicoot: Warped. Naughty Dog сделали невозможное. Их усилиями третья часть истории о похождениях клёвого бандикута и его друзей стала первым проектом на PlayStation от западных разработчиков, добравшимся до миллиона проданных копий в Японии.

Где купить? Оригинал сейчас не найдёшь, но можно приобщиться благодаря ремейку, в который вошли все три части.

Guilty Gear. Первая часть серии, которая смогла чуть подвинуть Street Fighter и King of Fighters. За успехом игры стоит личность Дайсукэ Ишиватари. Концепцию он придумал ещё во время учёбы, а потом вдобавок его поразил вирус любви к Queen. Поэтому в игре столько отсылок к творчеству британской группы.

Где купить? Например, можно найти в Steam.

Oddworld: Abe's Exoddus. Сиквел истории незадачливого мудокона Эйба. Разработчики закончили его всего за девять месяцев. Планировали ковать железо, пока горячо. Параллельно постоянно торчали на форумах, читая отзывы игроков, тем самым пытаясь понять минусы оригинала и устранить их в сиквеле.

Где купить? Steam, GOG и PS Store. У Sony ещё и доступна по подписке.

Heretic II. Raven Software насмотрелись на Tomb Raider и тоже захотели сделать TPS, хотя оригинал-то был FPS. Работало это всё на движке второго Quake, но Ромеро больше в продюсерах не значился. Был занят убиением Ion Storm.

Где купить? Пока Microsoft не потыкает палкой в Activision – только на вторичке.

Петька и Василий Иванович спасают галактику. Мне, конечно, больше по душе Братья Пилоты, но отрицать вклад в развитие локального жанра "русский квест" сего проекта я не буду. Вырос он, кстати, благодаря людям, ответственным за SBG Magazine. Это один из первых российских игровых журналов. Причём он выпускался не в печатном формате, а сразу на диске.

Где купить? Есть ремастер 2016-го года в Steam.

Sin. В первую очередь, известна злодейкой выдающихся форм, которые она не стеснялась показывать. Но их не хватило, чтобы тягаться с локомотивом по имени Half-Life. Во всяком случае, именно игру Гейба называют основной причиной того, что Sin не особо заметили в год выхода.

Где купить? Steam придёт на помощь, а вот GOG не очень хочет принимать звонкий отечественный рубль.

The Elder Scrolls Adventures: Redguard. Первая TES, за которую головой отвечал "наше всё" Тодд Говард. И даже странно, что эта голова осталась у него на плечах. Фанаты совсем не того ожидали от серии, хотя сама Bethesda изначально планировала расширять франшизу за пределы одного жанра. Тут не получилось. Провал игры чуть не потопил компанию.

Где купить? Steam (ой, извините), GOG и Xbox Store. В последнем также доступен по подписке.

Half-Life. Увлекательное электронное пособие о том, как поездка на монорельсе может спровоцировать межпространственный конфликт.

Где купить? Ну тут других вариантов и нет.

The Settlers III. Немцы из Blue Byte не планировали делать никакой триквел. Да и не рассчитывали на большие продажи первых двух игр. Но люди покупали, пришлось выпускать третью часть. А чтобы и её покупали как надо, Blue Byte решили комплексно подойти к антипиратской защите. Нелегальные копии игры поначалу работали идеально. Однако плавильни производили только свиней, дома не создавали новых поселенцев, недавно посаженные деревья не росли, а товары в порту транспортировки просто исчезали. Немцы, конечно, мастаки в плане пыток над людьми.

Где купить? В Ubisoft Store продаётся ремастер 2018-го года.

Tomb Raider III. Третья часть выросла из дополнения для второй. Авторы серии из Core Design боялись, что первое приключение Лары Крофт – молния в бутылке. Но продажи сиквела показали, что это не просто удачное стечение обстоятельств. Поэтому команду дополнения попросили переработать дополнение в триквел.

Есть и ремастер, и оригинал. В Steam и GOG.

Вангеры. Наверно, самая странная отечественная игра. Хотя и на мировой арене она спокойно может побиться за этот статус. Другое дело, что вcё это легкоё безумие только усиливает желание играть в "это". Подробнее о Вангерах можно узнать у товарища Comrakoff.

Где купить? Как обычно, Steam и GOG.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Первая 3D-Зельда и просто самая высокооценённая игра в истории.

Где купить? Можно поиграть через сервис Nintendo Switch Online.

Blood II: The Chosen. Monolith решили заняться каннибализмом и в довольно короткий промежуток времени выпустили сразу два шутера (Shogo и, собственно, Blood II), пусть и стилистически сильно отличающиеся друг от друга. В итоге, компания переоценила рынок FPS, игры особо никто не покупал. А может Half-Life опять вставил всем палки в колёса.

Где купить? Без особых проблем в Steam и со сложностями в GOG.

Sanitarium. Вроде и квест, а вроде и тест на понимание реальности. Разум главного героя бродит между двумя состояниями и игроку не всегда понятно, что реально, а что нет.

Где купить? К Steam'у здесь неожиданно прильнул Epic Store.

Thief: The Dark Project. Если отбросить оккультизм, то это симулятор средневекового вора. И главное его правило – ходить по ковру.

Где купить? Steam (ой, извините) и GOG (проблемы с покупкой из РФ).

Carmageddon II: Carpocalypse Now. Как и первая часть, получила порцию критики от общества. Ну куда это, так жестоко давить людей. Поэтому в некоторых странах пешеходов заменяли на зомби. А в случае с Германией – на инопланетян. Ксенофобы, сэр.

Где купить? Братья Steam и GOG спешат на помощь.

Star Wars: Rogue Squadron. Наконец-то вышло что-то аркадное, а не что-то с претензии на симуляцию. Причём LucasArts ещё и умудрялись мешать разработчикам. В частности, не хотели давать доступ к базе звуков франшизы. Вместо этого предоставили звукорежиссёру игры что-то в совсем неприемлемом качестве. Тот резюмировал, что запись с VHS и то лучше звучит.

Где купить? Как всегда на помощь придут два наших добрых друга. Только один извиняется (Steam), а другой (GOG) отказывается принимать карты РФ.

Mizzurna Falls. Техническое чудо из Японии. Команде разработчиков удалось заставить дохлое железо PS1 воспроизводить жизнь целого американского городка. Где-то у двадцати персонажей – свой распорядок дня. Да ещё и мир открытый. Ну, я совсем недавно писал о ней.

Где купить? На вторичке.

Magic & Mayhem. Занимательная стратегия от самого Джулиана Голлопа. Автора XCOM. Развивает идеи его игры из восьмидесятых под названием Chaos. Там маги разбирались между собой чётко следуя очередности ходов, а тут к нам пожаловала вполне обыденно течение времени.

Где купить? На вторичке.

Suikoden II. После долгих вечеров под пледом и с письмами от фанатов, один из основных автором первой игры Ёшитака Мураяма решил, что ключевая особенность оригинала – сильный сюжет. Поэтому решил и во второй части сделать на него упор.

Где купить? Недавно вышел ремастер. Есть в Steam, Xbox Store, PS Store и магазине Nintendo.

Mario Party. По сути, сборник мини-игр с примесью настольной игры, прекрасно показавший себя на вечеринках и посиделках. Породил целую серию.

Где купить? Можно оценить в сервисе Nintendo Classics.

Knights & Merchants. Представитель золотой эпохи стратегий немецкой школы. Тут тебя и экономика, и бои, и, в каком-то смысле, градострой.

Где купить? В Steam и GOG.

Baldur's Gate. Не первая игра Bioware, но именно с неё начнётся извилистый путь канадских разработчиков к званию главной надежды больших классических RPG. Помимо этого, успех Baldur's Gate отсрочил смерть Interplay.

Где купить? В виде ремастера доступно везде, где только можно. Xbox, Steam, GOG, Epic, Nintendo и PS Store.

South Park. Внезапно, шутер от первого лица. Думаю, даже RTS смотрелась бы уместнее. Причём сиквел был анонсирован ещё до релиза первой игры. Но после её выхода разработку продолжения почти сразу отменили.

Где купить? На вторичке.

Sonic Adventure. Вышла совсем рядом с релизом Dreamcast. По такому случаю Соник перешёл в третье измерение и сменил дизайн. Преображения маскота SEGA помогли Sonic Adventure стать самой продаваемой игрой на Dreamcast. Что, так-то, грустно.

Где купить? Чуть прокаченные версии можно взять на Xbox и в Steam. В последнем случае лучше отправиться в магазин ключей.

Myth II: Soulblighter. Игра из тех времён, когда Bungie решили вдруг делать стратегии. Так разошлись, что и Halo чуть RTS не стал. Зато ребята чуть поднаторели в создании 3D-моделей. Myth II стала первой полностью объёмной игрой студии. В первой же части юниты были спрайтовые.

Где купить? На вторичке.

С большой вероятностью я забыл игр двадцать. И, с ещё большей вероятностью, я в них даже играл. Так что, повторюсь, если что не упомянул, добро пожаловать в комментарии.

Достойны упоминания

Непронумерованный список проектов о которых мне есть что рассказать. Они не обязательно хорошие или плохие. Просто к ним привязаны всякие разные воспоминания, которыми хочется поделиться.

Commandos: Behind Enemy Lines

Личная игра года. 1998

В детстве комп у меня был один. И часто он становился местом паломничества отца. Особенно если вдруг на чудо-технике появлялась какая-нибудь игра про Вторую мировую. Лидером по игровому времени KaNormu-старшего, наверно, была серия Sudden Strike. Но и Commandos перепало не мало часов отцовского внимания.

Разумеется, параллельно во всё это играл и я. Компьютер один, копия игры одна. Так что просто у каждого были свои сохранения. Ну и я частенько залазил в отцовские, чтобы посмотреть, что там меня ждёт в следующих миссиях. Потому что он играл тогда всяко лучше меня.

Как-то залез, вроде, в восьмое задание. Там где Зелёный берет и Шпион могли забраться в гору на фуникулёре, а потому улететь на самолётике. Батёк рассказывал, что застрял в ней. Ну и я в силу наивности своего возраста решил ему втихаря помочь.

Оказалось, это была пятая миссия. В любом случае, воспоминание на всю жизнь.

Шпион толкал бочки с горючим поближе к немцам. И как-то так удачно всё растолкал, что мне удалось выполнить все задачи. Но потом я испугался, что отец моей помощи не оценит и решил не сохраняться. Но чаще, конечно, я перезаписывал или удалял его сохранения. Не из-за шкодливости. Из-за своей тупости.

Metal Gear Solid

Револьвер Оцелот.
Револьвер Оцелот.

Первая попытка Кодзимы захватить мой разум. Не особо удачная. На компьютере первый MGS воспринимался как-то не особо гениально. Хотя следы на снегу меня поразили. Револьвер Оцелот.

Стэлс я вообще всегда любил, но никогда не умел в него играть. Поэтому прохождение каждой секции для меня превращалось в бесконечное поедание рационов и перестрелки с противниками. Не особо зрелищные, прямо скажу. Револьвер Оцелот.

Ну и угловатые фигуры на фоне релизов тех лет (по памяти, в первый MGS я игра где-то в 2000-ом) выглядели совсем уж удручающе. Даже Лара, наконец, научилась открывать рот. А для Кодзимовских предсказаний, отсылок и прочих японских манипуляций западным сознанием я был ещё маловат и туповат. Ну таким и остался. Револьвер Оцелот.

Да, в принципе, Лара нас с раннего детства учила, что углы – это сексуально.

Ну а самое главное – Револьвер Оцелот. Револьвер Оцелот.

Револьвер Оцелот.

Caesar III

Личная игра года. 1998

Если мальчик не думает о Риме, значит он мечтает о нём. Я мелким просидел с няняйкой пять с лишним часов перед теликом, чтобы посмотреть целиком Клеопатру. Потому что там Рим. Потому что там легионы. Черепахи.

И третий Цезарь – первая игра, перенёсшая меня в любимую эпоху детства. Я уже тогда обожал всякие градострои, а тут можно возвести маленький римский городок. Что может быть лучше?

В отличие от немецкой школы тут, конечно, лично мне не хватает созерцательности. Народ мельтешит туда-сюда, но как будто просто слоняется без дела, за исключением пары работяг.

А вот взаимодействие с местной армии меня в своё время разочаровало. Воспитанный на классических стратегиях я не сразу понял, что к чему. Баллисты никак не хотели нормально вставать на стены, а бараки пополняться солдатнёй. Поэтому я старался пропускать все боевые сценарии, но, по памяти, рано или поздно они тебе всё равно встретятся.

Я и сейчас не помню, как там рекрутировать войска.

Fallout 2

Личная игра года. 1998

Впервые с игрой я познакомился со слов товарища в саду. Там типа есть такие прикольные челы, ну как морпехи в StarCraft. Собственно, это и подкупило. Но будучи любителем стройных логических связей, я сначала полез знакомиться с первой частью. И, видимо, зря.

По общему настрою это совсем другая игра. Иногда забавная, иногда сатиричная, иногда откровенно петросянская. Ну и начальный уровень, конечно, отвратительный.

Но мощная основа быстро помогли мне преодолеть недовольство новым вектором развития франшизы. Приколы Авелона и компании даже начали казаться уместными, локальные истории вполне себе цепляющими, ну а всё остальное прекрасно перекочевало из оригинала.

Самое главное – на месте.

Кто же знал, что спустя десять лет все эти эмоции придётся переживать заново. Когда сам Говард решит сделать Oblivion с пушками. И ведь сделал. И ведь вывел франшизу на новый уровень. Ну что за человек такой.

FIFA 99

Личная игра года. 1998

В детстве я постоянно играл в футбол, хотя гораздо больше любил хоккей. Пинал мяч не на уровне условного Букина, но для уровня сборной школы хватало. Ну как сборной. С командами вне школы у нас матчей-то было раз-два и обчёлся. В основном варились в собственному соку, играя между собой. И если в сборной я был защитником, как просто ответственный товарищ, то в обычных матчах легко занимал любую позицию.

И вот такие мирские дела вынудили меня смотреть в сторону FIFA. Благо, до сих пор лучшая заставка в серии не оставила во мне сомнений. В эту серию я буду играть долго. Слава Богу, этого не произошло.

Что за прелесть.

Так, с редкими перерывами, я и играл в симулятор EA до, примерно, начала десятых. Потом редкие заходы и, в общем-то, всё. Fotball Manager быстро выбил желание играть в какие-то другие спортивные игры. Но именно с 99-ой FIFA у меня пошла мода часть голов отмечать целуя кулак. Там у товарищей ещё не было пальцев и рука всегда была сжата. Вот её они чаще всего и слюнявили.

Thief: The Dark Project

Личная игра года. 1998

Как уже говорил, мне нравится стэлс. Поэтому рано или поздно серия Thief должна была появиться на моём компьютере. Ну и появилась. Только у меня Гарретт не ловкий вор, ускользающий от бдительного ока стражей, а мясник.

Как только что-то шло не по плану, я доставал меч и начинал резать всех направо и налево. Только вот в Воре так особо не повоюешь. Ну это я так думал в начале. Ближе к середине я наловчился стрейфится и махать мечом так, что легко разбирался с двумя стражниками.

Только вот появившаяся нечисть меня быстро поставила на место. Ну и разочаровала. Особенно последний уровень. Длинная кишка с бесконечными монстрами. А до этого ещё был какой-то глючный особняк, который пожрал все мои нервы. Тяжкое было время для игр.

Тройка лучших

Столпы. Каждый из них сам по себе достоин звания личной игры года. Но всё же первое место – особенная для меня игра. Она легко теснит даже двух призёров-мастодонтов и уже больше четверти века царит на вершине в годом одиночестве.

Третье место. StarCraft/SraCraft: BroodWar

Личная игра года. 1998

Если ты любишь классические стратегии, то скорей всего любишь StarCraft. Потому что это провозглашённый корейцами король жанра. Но лично меня игра Blizzard заинтересовала ещё и сюжетом. На самом деле, в классических стратегиях всегда старались рассказать хоть какую-то историю, но в StarСraft она была вполне себе на уровне.

Я знатно охренел, когда нас с рыжей мадам предали. Когда начали появляться какие-то гибриды протоссов и зергов. Причём в первый раз-то я во всё это играл без роликов, которые по традиции вырезали наши пираты.

Я даже и не знал, чего ими все так восхищаются. Думал что их там толком и не было. Не ситуация с Silent Hill 2, конечно. Но тоже обидно. Зато был повод пройти ещё раз. И ещё. Местный ИИ вполне себе даёт прикурить современным RTS.

Второе место. Half-Life

Личная игра года. 1998

Так завороженно на начало игры я, наверно, не смотрел никогда. Вроде бы обычная поездка по лаборатории, но тогда такое было в новинку. Глазеешь по сторонам, чувствуешь масштаб, понимаешь, что это не просто очередная локация, а место работы многих и многих учёных. Пусть и одинаковых на лицо.

В русскую версию первого Half-Life я вообще никогда не играл. Так что, спасибо Гейбу за желание учить английский. Тогда я думал, что история здесь просто какая-то гениальная, а сценарист сотворил что-то немыслимое.

Мы с одоклассником восхищались G-Man'ом и хотели быть похожим на него. Называли его, кстати, Синенький.

С возрастом, конечно, глобальный сюжет перестал казаться чем-то особенным. Но начали цеплять маленькие скриптовые сценки, которых в игре можно встретить очень много. Хотя они и в детстве меня поражали.

Я тысячи раз, бегая с автоматом дома по комнате, изображал из себя десантника, которого в стену кидает трёхлапый товарищ.

Half-Life ещё и та игра, которая заставляла мечтать. Наверно, в детстве многие рисовали сами компьютеры, игры для них. Вот проект Гейба мотивировал меня создавать бумажные ноутбуки и собственный клон Half-Life – Лэф-Лиф. Ну а что, звучит похоже. Таких игр я наплодил где-то с пяток.

Первое место. Knight & Merchants

Личная игра года. 1998

Были игры до, было много после, но Knights & Merchants такая одна. Единственная. Любимая. Больше ни одна игра в мире не может для меня претендовать на этот статус. Хотя были проекты и лучше.

Тут сошлось всё. Средневековье. Производственные цепочки. Анимации каждого здания и рабочего. Дорожки. Снующие туда-сюда рабочие. Долгая постройка армии, которую ещё и кормить надо. Как же замечательно, когда твои солдафоны просят жрать и работяги только подносят им провиант, и на тебя прямо в этот момент нападают. Ух как больно.

Управляешь не юнитами, а отрядами. При желании, конечно, можно сделать отряд из одного лучника, но это такое себе.

Причём в Knights & Merchants не обязательно даже играть. Можно просто смотреть. Как крестьянин сеет пшеницу. Как другой давит виноград. Как лесник сажает дерево. Как строители возводят ферму.

Благодаря своему стилю игра прекрасно сохранилась. Разве что приближения чуть не хватает. Ну и начиная с миссии четвёртой игра превращается в испытание на время. Прохождение одного задания может занимать часов пять или семь. Пока отстроишься, пока отобьёшься, пока перейдёшь в атаку. Пока одним лучником выманишь целую толпу. А надо же ещё всех прокормить.

К моему большому удивлению на прохождение пятом оказалось, что в дополнении добавили ускорение времени. В тот день я хорошо так поседел. В оригинале-то его не было.

Но это мелочи, конечно. Потому что я готов тупо смотреть в экран и слушать прекрасную музыку, разбавленную звуками от производственных зданий. Только вот за эти почти тридцать лет я так и не понял, чего там в названии делают купцы?

56
7
3
1
21 комментарий