Будни волка в погонах I О чём (реально) был The Wolf Among Us
Хочу сегодня вспомнить The Wolf Among Us на фоне успеха Dispatch. Не секрет, что основатели студии AdHoc Ник Герман, Деннис Ленарт и Пьером Шоретт являются выходцами из Telltale Games времен первой части The Walking Dead, Tales from the Borderlands и, наконец, The Wolf Among Us. Последнюю массовая публика и лично я считаю лучшим произведением времен прайда Telltale Games.
Это не только нуарный детектив, а многослойное исследование социальных, личных и вечно актуальных проблем. Сюжет благодаря вовлечению игрока умело наказывает и поощряет, превращая свои тезисы в полноценный диалог с играющим. Поддержите ли вы абсолютное соблюдение правил Белоснежки, будете подстраиваться под каждую ситуацию или отвечать на силу только встречной силой - на каждый выбор есть своё коротенькое последствие с оглядкой на основные темы.
Будучи игрой из 2012 года с сюжетом, действия которого протекают в 1986 году, The Wolf Among Us на удивление актуален. Эта история об искуплении, справедливости, общественной ответственности и бюрократии проходится по болячкам, которые и в нашем обществе до сих пор обострены или обострились за последние годы. Ну камон, это игра про мента с монополией на насилие без оглядки на закон — это как никогда рифмуется с реальностью. В каком-то смысле, история Telltale помогает заглянуть и почувствовать себя в шкуре той стороны баррикад, которые шьют дела и каруселят заключенных. Показывает, как просто наплевать на закон ради достижения порядка.
Короче, я и, наверное, вы прошли The Wolf Among Us ещё в начале десятых и были тогда если не ребёнком, то подростком, а потому наверняка запомнили Белоснежку, крутого Бигби, зрелищные потасовки, шокирующие твисты, да и в целом всё. Мне вот было в момент прохождения 13, и ребёнку оценить глубину произведения представляется нерешаемой задачкой. Однако сегодня мы нырнём во все темы сюжета и разберем The Wolf Among Us по косточкам так, как игра заслужила этого ещё 13 лет назад.
Сюжет вкратце
Но сначала надо коротенько вспомнить сюжет. Я сам эту часть не люблю и считаю рудиментарной, но для дальнейшего рассуждения (чтобы на неё ссылаться) надо. Большой и страшный серый волк Бигби является шерифом Фейблтауна, маленькой территории на Манхэттене, где проживают среди простаков существа из сказок под маскировкой Чар, сбежавшие с родных земель. Со скрипом регулирует дела Сказаний администрация на 13-м этаже, однако немногим удаётся адаптироваться под человеческие реалии — почти все существа остались на социальном дне за неимением навыков, применимых в человеческом мире. Кто-то таскает посылки, кто-то работает на ресепшене, занимается криминалом или вовсе торговлей телом. Именно с представителей древнейшей начинается весь замес.
На пороге администрации Фейблтауна оказывается голова проститутки Веры, а шериф Бигби на протяжении пяти эпизодов выясняет убийцу и его мотивы. Сначала подозревают мэра Крэйна, потом сутенёра Джорджи, а в финале цепочка сходится на Скрюченном дяденьке, криминальном авторитете, который позволяет сказаниям зарабатывать какие-никакие гроши для обеспечения себя нелегальными чарами, маскирующими Сказания среди людей. Если возможности у Сказания маскироваться нет, то его отправляют на Ферму, пограничное место между миром сказок и реальностью, воспринимаемое многими как тюрьма.
Бигби распутывает клубок. Изначально девочки хотели просто сбежать от тяжелой жизни. Для страховки они снимают одного из своих клиентов, мэра Фейблтауна Крейна, на камеру. Но одна из них, Нерисса, от страха и опасений за подруг рассказала об этом сутенеру Джорджи. Тот передал начальнику, и Дядюшка поручил ему «позаботиться о них», что парень вынужденно сделал. А подкидывает на порог администрации голову Веры Нерисса, чтобы Бигби взялся на распутывания тайны смерти своих подруг. Конец.
Главные темы
Тут следовало бы сказать, что жили они долго и счастливо, но нет. The Wolf Among Us основан на серии комиксов Fables, где сказочные одномерные персонажи приобретают глубину благодаря сложностям и перипетиям реальной жизни. Проект Telltale умело адаптирует это на оригинальный сюжет-приквел комиксов.
В финале истории Фейблтаун всё ещё полон несправедливости, Белоснежка только взялась за свою идеалистическую задачу изменить бюрократию в сторону жителей, а Бигби задумчиво провожает взглядом проститутку, что начала весь балаган.
Мне кажется, все главные темы Wolf Among Us растут из сочувствия к социальным низам. В первую очередь, это история о сочувствии тем, кто оказался на дне. Как их не слышит система, как их положением пользуются другие. Очень легко посочувствовать какому-нибудь Жаббу с его маленьким сыном, но история показывает, что такого же заслуживает и сварливая барменша, и её завсегдатаи, и полукриминальные элементы. Но игра куда сложнее простого призыва к жалости, и самый глубокий мазок этой картины — это в первую очередь шериф Бигби.
Подавление агрессии
С героем для интерактивного приключения Telltale попали в самую десяточку. Здесь ни намека на лудо-нарративный диссонанс, ведь Бигби обладает теми же привилегиями и свойствами, которыми обладает игрок: он приходит разрулить ситуацию, он пытается взять её под контроль, и он может вершить насилие при любом удобном случае. Сюжетные решения и применение насилия — это не только ответственность игрока, но и главного героя.
По сути, вы боретесь со своей внутренней природой, которая хочет экспериментировать, нарушать протокол и ломать всё подряд, так же как Бигби — со своей. За каждое решение приходится отвечать, поэтому, если вы решили разбить кому-то лицо, разрушить его бизнес или схватить кого-то за шею, лучше сначала подсчитайте цену.
Вообще, Бигби — это классический нуарный антигерой. Тёмное прошлое, неоднозначные поступки, передряги и скверный характер, но при этом вера в идею порядка или, как минимум, желание поступить правильно. Он кратно превосходит в силе и полномочиях почти всех жителей Фейблтауна, но не становится Мэри Сью, ведь волк борется в первую очередь не с маргиналами, а своей природой и искаженным, зачерствевшим моральным компасом.
На личном уровне путешествие Бигби — это история искупления и борьбы со своей агрессией. Большой и страшный серый волк — это антагонист каждой сказки, но здесь он старается искупить своё тёмное прошлое, одновременно борясь со своей агрессивной природой. Однако вы решаете то, почему он с собой борется. Предлагаете не только решение личного конфликта, а ведёте его на основе своего мироощущения. Вариации ответов можно разделить на три ветки:
Бигби хочет установить порядок, Бигби хочет изменить мнение людей о себе и, наконец, Бигби хочет поступить правильно, искупив вину за преступления в Родных землях. В какую сторону разруливается его личный конфликт — на совести игрока, однако общая тема у них одна: положение в обществе, взаимоотношения, моральный компас и контроль агрессии. И последнее тут стоит подчеркнуть.
Я думаю тяжело отрицать, что наше общество стало значительно более кровожадным и агрессивным. Если сомневаетесь, то добро пожаловать в комментарии под любым политическим материалом. И это идет нога в ногу с уровне терпимости. Эпизоды, где можно применить силу, проверяют твое терпение, особенно учитывая что касаются они тем насилия над женщинами, оскорблениями и провокациями.
В такой момент тебя и Бигби испытывают, как долго ты можешь сохранять свое лицо перед силовым методом. Во многих эпизодах конфликтов Бигби не просто сталкивается с противником. Чаще всего стартуют сцены с оскорблений, лжи или провокации — того, что разозлит не только протагониста, но и игрока. За каждой потасовкой стоит умело поставленный вербальный конфликт, а не простое испытание в стиле драк 3D-моделей у Marvel. И задают потасовки и конфликты игроку один вопрос — насколько хватит тебя в подобной ситуации и не стоит ли за это поплатиться?
Порядок и справедливость
Подытоживая, конфликты и стычки в Wolf Among Us — это не только испытание игрока, но и поднятие морального вопроса о насилии. Однако оно вершится не само по себе, Бигби не приходит в хату Дровосека, чтобы испортить ему весёлую ночь — волк через насилие устанавливает порядок, берёт контроль и доказывает свою монополию на насилие. Всё-таки он шериф, а потому имеет легальное право применять его. Однако каждый второй житель города ставит монополию Бигби под вопрос.
Здесь игра предлагает следующий моральный вопрос: что такое порядок и справедливость? У нас есть вариант четкого и строгого следования правилам и протоколам, за который берётся симпатичная протагонисту Белоснежка после перехода власти в ее руки. Казалось бы, само собой разумеется: правила, законы и протоколы нужны, чтобы все перед лицом порядка были равны, чтобы всё было справедливо.
Однако это в идеале. Авторы намеренно подкидывают нам ситуации, проверяющие прочность тезиса о верховенстве закона. То Жабб со своим сыном, то Колин, то Ведьма или Красавица с Чудовищем — все одинаково нарушают закон. Но по статистике, лишь малая доля игроков выбрала наказание для героев за их проступки. Мы в роли Бигби понимаем, что они стали жертвами обстоятельств, эксплуатации, борьбы за выживание и так далее. Что у каждого есть свои причины, где нет злого умысла. Много исключений ломает порядок. Это воплощение хаоса с благими намерениями.
Мне кажется, в первую очередь стоит обратить внимание на то, как легко можно переступить справедливость из благих побуждений, сделав её несправедливостью. Например, после вступления Белоснежки в должность мэра она требует согнать всех Сказаний в своем животном виде на Ферму, чтобы обычные люди не заметили волшебных жителей.
В этот диалог вступает Колин, один из трёх поросят из знаменитой сказки. Вы можете заступиться за него, зная, что он не выходит из дома Бигби. Да и в целом Колин нормальный парень и далеко не маргинал, хоть со своим грузом на душе. Но вскоре придётся выгонять на Ферму уже Жабба со своим сыном ТиДжеем за неподобающий вид. Как зритель, нереально не очароваться бранящимся британским скрягой, но его приходится выгнать, и он обязательно припомнит, что за Колина вы заступились. Благое намерение заступиться за друга, ведь это «правильно», становится несправедливостью по отношению к Жаббу.
Мне кажется, в этом писательское остроумие The Wolf Among Us проявляется ярче всего. Нас закидывают в мир, где каждого так или иначе поимели. В лице блюстителя закона и справедливости мы хотим помочь. Однако герои написаны так, что кто-то очарует с первого появления, а кто-то будет казаться маргиналом. Однако то, что один нам нравится, а другой нет, не перечеркивает, что поимели обоих.
Например, мы сжаливаемся над комичным Жаббом, жалостливыми девочками в притоне или грустным Дровосеком, ведь они так написаны. Однако за бортом может остаться Ведьма, Грен, Тролли и другие отвергающие люди. Но они все одинаково на дне, зачерствевшие и нуждающиеся в помощи. На это, пристыжая игрока, обращает внимание The Wolf Among Us — беспристрастие.
Социальное неравенство и бюрократия
И снова подытожим. The Wolf Among Us в первую очередь о том, насколько ты крепок на провокации, где твои границы и как легко эмоции затуманивают голову. Это про личный конфликт Бигби. Внешний конфликт в том, что нам надо вершить порядок. Преградой здесь становится первый пункт, а потому под сомнение ставится в целом субъективное понимание порядка. Из этого вытекает побочный конфликт, почему возникла нужда восстанавливать порядок — социальное неравенство и бюрократия.
В Фейблтауне глобально два бича: социальное неравенство и неповоротливая бюрократия. Последнее раскрывается в арке Белоснежки, к которой переходят бразды правления от Крейна, сбежавшего из города из-за фотографии Нериссы. Также выясняется, что он воровал из казны, не обращал внимания на проблемы, и добавьте любую другую очевидную жалобу к портрету современного чиновника. Однако, когда власть переходит к идеалистически и благостно настроенной Белоснежке, ситуация сильно не меняется. Мы видим длинные очереди в кабинет как в начале, так и в конце. Её идеальное мировоззрение не решает проблему, ведь это история о поиске середины, а не крайности.
Офис изначально ставит в приоритет богатых Сказаний, когда скрюченный человек обеспечивает работой но вгоняет в долги. Бюрократия против капитализма. Между этими двумя наковальнями оказывается Бигби и игрок. Сюжет наказывает за удары в крайности, в чем ее основной месседж.
Несправедливость не в разной иерархии, а в нашем отношении к ним и восприятии друг друга. Их неравенство продиктовано не положением в обществе, а непониманием друг друга. Потому финальный суд над Скрюченным дядечкой завершает основные темы и служит катарсисом. Эпизод определяет, можем ли мы видеть все факторы, учитывать положения и наконец сломать цепочку несправедливости не только в том, как злодей поступал с другими, а в том, можем ли мы сделать первый шаг, посмотреть на все стороны и сделать справедливый, а не самый удовлетворяющий вывод.
Ловушка бедности
Те же Жабб и свинья Колин — заложники положения. Они не могут обеспечить себя зельем, поскольку не могут работать в человеческом облике и заработать на него. Это системная проблема, замкнутая ловушка.
В The Wolf Among Us способность выдавать себя за человека Чарами определяет то, как изображаются бедность и классовое угнетение. Ограниченные возможности в контексте классового угнетения играют свою роль. Будучи олицетворением правоохранительных органов в игре, Бигби не хочет отправлять Жабба в тюрьму, но вынужден подчиняться приказам Белоснежки. Отсутствие у него свободы действий может быть аллегорией бессилия, которое испытывают люди, что хотят изменить статус-кво.
В истории вводится запрет: не принимать неофициальные Чары. Такие персонажи, как Колин, мистер Жаб и Лили, вынуждены нарушить правила. В конце концов, из-за своих действий они получают плохой финал.
Однако, если мы посмотрим на причины, по которым сказания работали на Скрюченного и способствовали распространению нелегальных Чар, мы увидим, что моральный посыл: «Правительство должно поддерживать маргинализированные сообщества, а не просто ужесточать законы», «Для маргинализированных сообществ несоблюдение закона — это не вопрос выбора» или «Правоохранительные органы — не решение проблемы системного насилия. Решение — в продвижении классового равенства».
Сказать, что всё будет по-другому благодаря более жёстким мерам со стороны Снежки, — значит донести моральный посыл о том, что преступность — это результат бездействия правоохранительных органов.
Конец
Выпущенные Telltale игры известны тем, что в них мало свободы действий. The Wolf Among Us не исключение. Концовки зависят от того, как игроки решат наказать Скрюченного: убить его или посадить в тюрьму. Можно сказать, что свобода действий распространяется только на способ наказания, и это аллегория того, как система сосредотачивается на наказании отдельных лиц вместо того, чтобы анализировать, насколько такое насилие является системным.
Игра не спрашивает, хороший ты Бигби или плохой. Она спрашивает, что такое «правильно». И это понятие протягивается куда дальше черно-белого спектра. Можете сказать, что финал предлагает тлен, депрессию и уныние. Однако я скажу, что она задает вопросы и ответить на них должен ты сам. А сюжет предлагает экстремальные ситуации, форсируя их поиск до пяти шикарных эпизодов вместо реальных тяжелых и неоднозначных жизненных ситуаций, где с последствиями столкнется уже не Бигби, а ты сам.