Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Приветствую, вкуснейшие друзья!

Данная статья является продолжением, первая часть по ссылке. В ней я разбирал «простые» концовки Sunless Sea, предлагаемые игрой на старте. В этот раз поговорим о скрытых и сложных Амбициях. Их тоже три. Одну из них капитан-новичок также может выбрать на старте, при наличии DLC Zubmariner – добиться бессмертия. Про две других нужно сначала вообще узнать — это основание колонии на Эстивале и «Крайний Восток» (The Uttermost East), считающийся самой сложной Амбицией. В принципе, могу согласиться, при её выполнении я успел двух капитанов угробить. Но обо всём по порядку.

To Empty the Mind, Reflect on the Past and Future - фан-арт от Sevenics. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fsevenics%2Fart%2FTo-Empty-the-Mind-Reflect-on-the-Past-and-Future-789844941&postId=2578839" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник.</a>
To Empty the Mind, Reflect on the Past and Future - фан-арт от Sevenics. Источник.

1. Основание колонии на Эстивале (Aestival).

В один из рейсов наш капитан добирается до восточного края карты и находит там чудесный остров, наполненный светом. В Подземье (Neath) это редкость, а в данном случае ещё и опасное явление. В гуще джунглей матросы находят заросшие деревянные постройки и голые скелеты. Никаких увечий на них нет, они просто в какой-то момент перестали жить. И пока вы вошкаетесь, изучаете остров, собираете припасы в дорогу, один из матросов демонстрирует на себе это явление. Он просто отказывается куда-либо уходить с острова, садится в удобном местечке и… остаётся. В общем, прекрасный участок суши для ещё одной британской колонии, но нужно как-то защититься от этого света.

Вариантов тут два. Сначала про полное безумие под названием «попросить помощи в Иреме». Если вы подкупите местных мешком кофе и получите доступ к Дому Янтарного Неба, там вам предложат пожертвовать частью себя в обмен на Парабокс. И я не устаю повторять уже в третьей статье про игру, что это полная жопа. Да, из материалов от вас требуется лишь Зеркальная Коробка, но вам нужно вкачать все ваши характеристики до сотни, после чего вам их ополовинят. За каждый пункт этих навыков вы тратили драгоценные Секреты или немалые усилия, и тут вам предлагают потратить разом разом 250 их единиц! В общем, вариант сомнительный.

Альтернативу нам предложит Коммодор из Великой Жеоды (да, именно Коммодор, это не ошибка, а особое морское звание — меньше контр-адмирала, но выше капитана). Защита от солнца? Пффф, сущие пустяки! Но нам понадобится источник цвета Гант и жутчайшее озарение, а также "обычная плата" за работу. В сухих цифрах от нас просят 50 припасов, 7 матросов, 1 Важную Информацию (Vital Information), Фигуру с Поедателя Имён (Figurehead of the Eater of Names) и Ужасную Догадку (Dread Surmise).

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Для начала это значит, что нам нужен корабль побольше — минимум, баржа (Merchant Cruiser) или фрегат. Во вторую очередь это означает, что надо потопить Поедателя Имён у Черепашника (Chelonate) — что относительно просто, как и достать Важную Информацию. Ну и самое сложное — Ужасная Догадка. Минимальные требования на неё это семь Жутких Загадок, и я не рекомендую идти этим путём. В смысле, что если вы дадите семь Загадок Школяру в Лондоне, то он сойдёт с ума, а его услуги нам для этой Амбиции ещё могут понадобиться. Поэтому предлагаю купить Догадку за девять Загадок в Железной Республике, когда «Ещё один день» там будет между 1 и 5, в Доме Удовольствий.

Здесь немного повторю информацию из первой части этого гайда. «Ещё один день в Железной Республике» можно крутить, он доходит до 15 и обнуляется. Что до Жгучих Загадок, то их можно раздобыть в процессе следующих историй: квест Пресвитерианской Авантюристки, квест Торговца-Авантюриста, доставка камней из Солёных Львов, почтовая служба в Нунцио, квест Скал Спасителя и в Варчасе можно добыть аж две Загадки по ходу сюжета. В общем, я об этом рассказывал в первой части этого руководства, так что лишь вкратце напомню.

Можно фармить «Невероятную Ткань» (Extraordinary Implication) в Часовне Света, чтобы потом сбыть её в Иреме за Жгучие Загадки. Если посчитать на пальцах: вы покупаете 30 Неоднозначных Эолитов, приходите в Часовню Света и ждёте по таймеру появления «Что-то ждёт вас в порту». Если что, игра его подкидывает ровно каждые шестьдесят секунд. Ах да, и ещё вам нужен показатель «Ещё один день» больше 50. При наличии всех этих условий в Часовне Света вам меняют три Эолита на одну ткань. Кормят вас в Часовне бесплатно, так что вы можете даже из портового кружка не отплывать, чисто отчалив от него. По идее, вам даже Бродячая гора не страшна, пока вы в нём находитесь. Жгучая Загадка в Иреме стоит 5 Невероятных Тканей, а значит, вам нужно 45 Тканей и… 135 Эолитов. Что в свою очередь обойдётся в 4050 Эхо, если закупать в Анфе.

Выходит несколько дорого и нудно, как по мне, но если просто иметь эту опцию в виду и потихоньку копить Невероятные Ткани, собирая Жгучие Загадки в других местах, выходит неплохое подспорье. Опять же, вы можете тупо купить Невероятную Ткань в том же Иреме, так что стоимость одной Жгучей Загадки составляет примерно 1600 Эхо.

Ещё, напоминаю, Жгучую Загадку можно выменять за Сердце Бродячей Горы (Mt Nomad) в Черепашнике, а Невероятную Ткань можно достать, убивая подводную тварь Neither. Также Жгучие Загадки попадаются в джунглях Мангрового Колледжа.

В джунглях Мангрового Колледжа можно добывать Жгучие загадки. Но это не надёжно, там каждый новый заход с разными результатами.
В джунглях Мангрового Колледжа можно добывать Жгучие загадки. Но это не надёжно, там каждый новый заход с разными результатами.

В целом, задача по сбору Жгучих Загадок — довольно долгая и нудная штука. Поэтому конструктивное предложение здесь заняться в целом исследованием Бессолнечного Моря. Порешать квесты, мир повидать, тварей погарпунить. Это займёт какое-то время и штурмовать задачу в лоб не рекомендуется. Опять же, вам в любом случае понадобится прокачать капитана по ходу дела.

По сути это самое большое препятствие на пути к этой победе — но не последнее. Когда мы наконец получаем у Коммодора «Закон Зари» (Dawn’s Law) и прибываем с ним на Эстиваль, то природа света на острове меняется. Его свет становится менее лучезарным, более обычным. Но не пропадает полностью. Никто больше не умирает, и наши матросы споро берутся за расчистку зарослей, ремонт имеющихся строений и возведение новых. Вам предложат дать название колонии, и с этого момента работа только начинается.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Собственно, важный момент об этом. Для закладки фундамента вашей колонии понадобится потратить 50 припасов и 10 матросов. Следует это учесть. Припасы здесь самая меньшая из проблем, потому что даже после основания колонии вы сможете использовать «Что-то ждёт вас в порту» здесь, чтобы пополнить припасы. А вот остаться без матросов может выйти боком.

Прежде чем колония сможет заявить о себе, как о настоящем поселении, предстоит заняться её развитием. Вам понадобится довести состав жителей острова хотя бы до 77 (а лучше до сотни, но об этом в конце этого раздела). Отстроить дома для всех, кто пожелает поселиться здесь — довести показатель Estate до 100, на что придётся тратить разные ресурсы. И, наконец, назначить вице-короля — вашего заместителя и ближайшего помощника. Давайте о каждой из задач по порядку.

Чтобы повысить состав жителей, вам придётся отпускать матросов с корабля. Что довольно весомо для вас, ведь даже на Дредноуте вы с собой таскаете всего 40 человек, а вам их на остров нужно высадить 77. Моя рекомендация довольно очевидна. Ближе Лондона находится Сердце Хана. Здесь можно нанять матроса за 30 Эхо. В сравнении с Лондоном дороже, да. Но это всё ещё копейки, особенно для этапа игры, на котором вы находитесь. К тому моменту, как я смог себе позволить Закон Зари, у меня уже были закрыты квесты Торговца-Авантюриста, Первого Куратора Вендербайта и Коралловых Принципов, да и много чего ещё. На этом этапе игры у меня в принципе было мало проблем с деньгами, хотя вот под самый конец я таки чуть не разорился. Почему так? Потому что на постройку колонии требуются ресурсы. Давайте о них.

Тут скрины со стрима, извините за рожу в углу экрана, она здесь неуместна, но скринов без неё у меня нет.
Тут скрины со стрима, извините за рожу в углу экрана, она здесь неуместна, но скринов без неё у меня нет.

На повышение показателя Kingdom: Estate можно тратить в лоб припасы. Размен будет 10 к одному. То есть чтобы целиком отстроиться на припасах, понадобится их целая 1000. Это ужасно, но к счастью, другие ресурсы более резво поднимают этот показатель. Для начала, можно таскать кофе на остров. У него показатель размена выше — 10 мешков кофе к 2 показателям построек. И тут есть лимит — мы можем оттащить лишь 50 мешков кофе, после чего лавочка закроется.

Дальше ценнее. Вы можете вложить 5 Важных Информаций — каждая будет повышать показатель острова на 3. Также можно вложить 5 Захватывающих Сокровищ — каждое увеличит показатель на 5. И вот на этом я как раз чуть не разорился. Мне тогда повезло, у меня Каганат находился прямо под боком, так что я там доставал всё. У меня была торговая лицензия, так что они мне продавали кофе. По 40 Эхо за мешок, что значит, я там примерно на две штуки вложился. Примерно, потому что пару раз я всё же мотался в Лондон. Впрочем, там не дешевле. Дешевле, чтобы вы знали, в Пути Адама (Adam’s Way), но даже там кофе продают по 38 Эхо за мешок. 2 монеты разницы вам сэкономят в совокупности... каких-то жалких 100 Эхо на всю поставку.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Важная Информация легко добывается, если вы успешно установили в Сердце Хана свою шпионскую сеть. Я это сделал, так что здесь был прикрыт. А вот Сокровища — их пришлось покупать в Тени Хана. Не все пять, но штуки две или три я там купил. Да, их можно фармить в Мангровом Колледже, исследуя джунгли. Но там есть элемент случайности, и сколько придётся угробить свечей, чтобы надыбать даже одно Сокровище, я не знаю. Поскольку фарм для меня скучен, я предлагаю этот способ как вспомогательный.

Наконец, ваш заместитель. Я не знал, не догадался посмотреть на викии, какова разница между тремя вашими вариантами. Вы можете назначить вице-королём трёх ваших Офицеров — Разочарованного Доктора, Довольного Волшебника и Упорную Служаку (Indomitable Campaigner). Прилагательные должны вам подсказать, что для начала нужно завершить квесты каждого из этих Офицеров. Так вот, Доктор добавит вашей колонии 5 единиц важности, Волшебник — 8, а Служака— аж 15. С другой стороны, заполучить её на корабль сложнее всего, исключительно в Лондоне по воле случая. Ну и продвижение её сюжета не так просто получить — на каждом этапе от вас потребуются редкие ингредиенты вроде Mutersalt. С другой стороны, как я уже говорил в первой части этой статьи, Волшебник вообще с вероятностью в 30% погибает в конце своего сюжета.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Я этого всего не знал и поставил заместителем Разочарованного Доктора. Так что пришлось добирать оставшиеся 45 единиц Estate с помощью припасов. Если вам интересно посмотреть, я это делал во время стрима, есть запись.

Наконец, ваши мучения позади и время завершения этой Амбиции. Вам предстоит решить, с кем заключить союз под сенью ложных звёзд. Вариантов у вас, на самом деле, немало. Вы можете: договориться с Анархистами из Тени Хана, доверить своё будущее Адмиралтейству в Лондоне, убедить Пресвитерат в своей полезности, перекраситься в монгола на службе Хану или же попытаться заявить о себе, как о самостоятельном государстве.

Начнём с анархистов. Для начала, вам нужно будет Превосходство Анархистов 3 или больше, и расположенность Календарного Совета 3 и выше. Для этого нужно три раза сгонять на поверхность, в Вену, за "Материалами для Работы." Зато никаких шансов на провал, вы просто отдаёте им остров. Люди они на самом деле странные, и я бы им не верил на вашем месте. Да и вообще, вы слышали, они хотят погасить Солнце? Безумцы же. В качестве награды ваш следующий капитан получит книгу «Податливость Лезвия» (The Boke of Sharps, стартовый бонус к Железу +25).

Получить покровительство Лондона выглядит самым простым и логичным действием. В конце концов, это наша родина, мы патриоты или где? Вам нужно быть в почёте у Адмиралтейства (показатель Admiralty’s Favour больше 30), вы должны быть выдающимся солдатом (Железо больше 100) и Превосходство Каганата должно быть меньше 9, что значит, монголы не захватили Лондон. В остальном всё просто, чего нельзя сказать за другие варианты. Наградой также будет Податливость Лезвия.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Чтобы получить поддержку Персвитериата, вам придётся пройти испытание на Зеркала, и гарантировать успех почти нереально (Зеркала должны быть 252). Также вам понадобится Жгучая Загадка и вы обязаны потратить пять Важных Информаций на развитие Эстиваля. В случае провала, впрочем, вам придётся лишь новую Жгучую Загадку искать, так что невелика беда. А за успех вы получите довольно сложный в получении бонус для следующего капитана — Путешествующий Свет (A Travelling Light, стартовый бонус к Зеркалам +25). Вообще про бонусы я писал отдельную статью, если что.

Благосклонность Каганата заработать тоже непросто. Здесь вам необходимо пройти проверку на Страницы (252 для гарантии успеха). Также вам нужно Захватывающее Сокровище, доверие клана Леопардов (Leopard’s Condescension больше 3) и Превосходство Лондона должно быть меньше 9, то есть Лондон не должен "сиять в лучах Славы". В случае провала вам придётся искать ещё одно Сокровище, и у вас вырастет уровень Ужаса на 5. В случае успеха следующий капитан получит «Сны о Красном» (Dreams of Red, стартовый бонус +25 к Сердцам)

И самое сложное — объявить Эстиваль самостоятельным государством. Для начала, ваше население должно быть 100 или выше. При выборе этого варианта вас проверяют на Железо, и для гарантии успеха вам нужно 294 (насколько я знаю, все описанные показатели Навыков для успеха физически недостижимы в игре). А теперь самое болезненное — в случае провала проверки вы теряете 20 человек и 25 единиц вашей колонии. 25, Карл! На их восстановление придётся потратить примерно 250 припасов, на что придётся потратить минимум 3750 Эхо. Ну и людей жалко, да. В общем, самый сложный для получения вариант. Если фортуна будет к вам благосклонна, следующий капитан получит «Руководство по Чудесам» (Manual of Miracles, стартовый бонус к Покровам +25).

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

На этом всё. Ваша колония процветает, люди вас любят, ваши покровители, если таковые есть, вас ценят, будущее сверкает. Однако чем займётся следующий человек в вашем роду, чем его будет манить море?

2. Бессмертие, или "вырвать вечную жизнь из хватки Пресвитериата."

На южном побережье Бессолнечного Моря располагается так называемый «Древний Континент». Здесь возвышается сияющая Гора Света — по слухам, это дитя живой звезды, спрятанное от гнева богов. Территорией Континента управляет Пресвитериат — огромное государство, состоящее из 77 королевств. Среди прочих достижений эти люди владеют секретом бессмертия.

Амбиции нашего капитана прорастают в результате случайной пьянки в "Слепом Рулевом". Нам рассказывают байку, что против Пресвитериата как-то выступили семь храбрецов. Взяв за лозунг клич «Свобода! Равенство! Вечность!», они снарядили небольшую армию и отправились вверх по реке через Путь Адама, используя живые корабли. Они потерпели поражение, разумеется, но были близки к успеху. Но где, где ваш собутыльник услышал эту историю?

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Отсюда стартует поиск Семерых против Найды (Seven against Nidah). Найда — это столица Пресвитериата, находится непосредственно вблизи Горы Света. Именно там хранится секрет вечной жизни местных правителей. Да, бессмертие это не для всех, а только для избранных в этом государстве. Более того, есть закон, звучащий так — никто не должен жить больше тысячи лет. Как выяснится потом, на самом деле сам Пресвитериат не то чтобы строго его исполняет, но то потом.

По своей сути Амбиция по Бессмертию очень сродни Костям Отца. Эта задача будет даже длиннее Костей Отца, и будет состоять из многих ступеней. Нам предстоит сначала выйти на информацию, потом найти тех самых Семерых, собрать их снова вместе и возглавить новую атаку на Древний Континент. Эпичный квест, вызывающий почтительное «вау», когда думаешь о нём во всей его протяжённости. Расписывать его во всех подробностях я не стану. Остановлюсь лишь на трудных и неочевидных моментах.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Первой остановкой в нашем поиске станет Остров Котов. Нам нужно поговорить с Айзери, главой местной стражи — по сути, шефом над «внешней политикой» короля пиратов Леопольда. Он одновременно заведует охраной, разведкой и войсками Острова. Правая рука Леопольда, Chifiest Claw, то есть Лучший Коготь. О встрече с ним важно знать две вещи. Во-первых, мы можем заплатить ему за информацию 600 Эхо — а можем заручиться его дружбой и доверием, тогда он предоставит её бесплатно. И второй вариант предпочтителен. Если ваша Амбиция — Бессмертие, вам в принципе следует выбрать именно его патронаж вместо патронажа Заиры, Леди Сада. Айзери ещё сыграет свою роль.

Воспоминания Путешествующего Нотариуса поведут нас к Свирепой Покровительнице (Fierce Philanthropist) и дальше, в поисках её мужа. О его судьбе я предлагаю соврать, так будет милосерднее. Но если что, выбираете вы между прибавкой к Сердцам (правда) и Покровам (ложь). После этого нужно будет пробраться в сердце Скримшэндера, чтобы найти женщину, возглавлявшую когда-то Семерых против Найды, Мариам. [примечательно, что во всей игре лишь люди из этой Амбиции имеют собственные имена. Любопытно! Остальных мы знаем лишь по прозвищам, вроде наших Офицеров — Неугомонного Канонёра, Неутомимого Механика и так далее.]

Чтобы добраться до сердца Костяных Архивов, вам понадобится завоевать доверие местных. Выторговать «время в архивах» можно за вино и кофе. Кофе предпочтительнее, поскольку обмен идёт один мешок кофе к двум часам времени. Семи мешков вам хватит за глаза, но я обычно беру десять. Но это с запасом, вдруг вы ещё как-нибудь пойдёте шаблаться по Костяным Архивам в поисках историй для охотников Черепашника и утопцев.

В центре архива вы встретите Мариам. Как и все Семеро, в результате неудачи с штурмом Пресвитариата она была вынуждена бежать под воду, и скрываться. За защиту Подводного Короля она заплатила своей памятью. Чтобы сохранить её остатки, она занялась резьбой по кости, благо весь Скримшэндер выложен ими. Место обитания Мариам, просторный зал в глубине лабиринта Костяных Архивов, заполонён статуями, картами и дневниками. Она не в состоянии вновь возглавить Семерых, но она поможет вам.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Дальше вам предстоит найти и рекрутировать Семерых. Это не просто некие храбрецы, готовые на безумный поступок, каждый из Семерых занимал роль в "Деле". Пропагандист, Капитан, Финансист, Проводник (Guide), Лекарь, Солдат и Стратег (Schemer). Соответственно, нам нужно либо восстановить в этом статусе переживших прошлый штурм Пресвитериата, либо найти им замену. Роль Финансиста займёт жена человека, о судьбе которого я соврал. С Капитаном и Солдатом всё просто. Капитан это Арик из Убежища (Hideaway), Солдат это Батук, обитающий в доме из зуба на верхотуре Нука. Им обоим надо будет помочь, но ничего суперсложного вас не ждёт. Стратегом, разумеется, станем мы сами, заменив на этой должности Мариам.

А вот с ролями Лекаря, Проводника и Пропагандиста всё непросто. Проводником оригинальной армии был Лорензо — но сейчас он медленно умирает под маяком Ragged Crow. Мы не можем его спасти, из него скоро вылупится гигантский мотыль (Most-Moth). Однако пока он умирает, у него есть три поручения к нам. Интересный квест, кстати, раскрывающий личности некоторых Семерых.

Кто же заменит Лорензо? Вот тут и пригодится наша дружба с Айзери, Лучшим Когтем короля Леопольда. Если вы этой самой дружбой ещё не заручились, то вам в любом случае придётся сделать это сейчас. А если не дай бог вы взяли патронаж Заиры — ну, всё. Можете уходить в отставку и передавать ваше дело следующему капитану. Никаких альтернатив игра не предоставляет. Да, в этой Амбиции есть soft lock, и не один.

Лекарем оригинальной команды была Розина — сейчас её медленно сжигает болезнь в Анфе. Чтобы её спасти, вам нужно читать ей «сухие лекции о масках Визажа». Для этого вам нужно получить стеклянный язык и пройти сюжет Визажа, чтобы получить полное представление о местных обычаях. Две таких лекции и Розина спасена. Ещё может помочь Гимн и Контрапункт Утопцев, но добыть их гораздо сложнее. Остальные варианты "рассказов" будут убивать Розину. Если вам удалось её исцелить, то при упоминании о новом походе за бессмертием глаза её зажгутся жаждой мести. Вы нашли Лекаря.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

(Это не очень важно для руководства, но я не могу не отметить, как мимоходом вам объясняют некоторую подоплёку и мексиканскую драму. Розина является сестрой Батука, и во время первого похода к Найде у неё был роман с Лорензо. Отдельной пикантной деталью является то, что Мариам — дочь Розины. Все трое чернокожих — выходцы из Пресвитера и по разным причинам возненавидели свою родину. И всю эту историю вы вместе соберёте, лишь если очень внимательно будете проходить квест каждого из персонажей)

Если за каким-то чёртом вы умудрились убить Розину, Мариам предложит замену (в обмен на Стратегическую Информацию). Я этого не делал, но если верить зарубежным гайдам, вы можете вместо неё рекрутировать Полосатого Принца в Сердоликовом порту (Port Carnelian). Ценой его помощи будет либо независимость Сердоликового порта, либо Завораживающее Сокровище и принадлежность порта Каганату. Насколько я понимаю, если вы убили Розину и подчинили порт Лондону, то опять-таки, жопа и можно передавать дела следующему капитану.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Теперь что касается Пропагандиста. Бурдейн, изначальный носитель этого звания, заточён в зеркале, что висит в покоях Короля Крушения (Wrack). Вы можете его выкупить, либо заручиться дружбой Короля, но это займёт немало времени и усилий. Цена зеркала — Судное Яйцо, и его тоже не так-то просто достать. (Проще всего купить в Иреме за 10 Секретов) После того, как вы получите зеркало, окажется, что несмотря на своё заточение, Бурдейн более чем активен. У него есть агенты по всему Подземью (Neath) и он легко продолжит свою работу и будет полезен Делу.

Но если по каким-то причинам вы не хотите или не можете добыть зеркало, Мариам предложит замену — Ненасытного Дипломата в Лондоне. Ценой его помощи будет уровень шпионских сетей в Сердоликовом порту и Сердце Хана выше трёх.

Когда все шестеро будут рекрутированы, Мариам скажет то, что вы и так ожидали. Стратегом придётся стать вам, и настало время разрабатывать пути для нападения. Она даёт вам в руки метлу и оказывается, что под вашими ногами всё это время была карта побережья Древнего Континента. Вы собираете Семерых вокруг карты и начинаете строить план. По сути, здесь вам нужно решить три задачи — как победить армии Пресвитериата, как проложить путь в самое сердце, к Найде, и что может обрушить стены города, впустив вас и вашу армию внутрь.

Вообще этот новый этап придуман так, чтобы тоже занять какое-то время, но мне при прохождении повезло. Я прибыл в Скримшэндер экипированный в полной мере для решения стоящих передо мной задач. По крайней мере, для одного из вариантов по каждой задаче.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Победить армии Пресвитариата вы можете, используя сеть шпионов в Сердоликовом порту (нужен максимальный уровень, 7). В качестве альтернативы вы можете потратить две тысячи Эхо и Жгучую Загадку, чтобы ваш Пропагандист посеял смятение в стане врага. Его агенты начнут рассказывать о лжи Пресвитера — что вопреки закону есть люди, что живут дольше тысячи лет. Дорого — но, чёрт побери, приятный вариант. Там ещё в тексте игры есть строчка, мол, это победа на поле самого Пресвитариата, чей Офис Митридата тысячелетия занимается дезинформацией и пропагандой.

Проложить путь к Найде тоже можно двумя способами. Батук предлагает воспользоваться приёмом с прошлого раза, ведь он сработал — заказать живые корабли в Полифреме. Всё, что нам для этого надо — два Ядра Бродячих Ежей (Colossal Fluke-Core). Как ни странно, у меня как раз столько было с собой.

Альтернативный способ дороже — ваш Проводник утверждает, что есть путь сквозь три пустыни. Для их преодоления потребуются 2 Зеркальных Коробки, Наполненных Светом, 21 банки с примордиальными визгами (Carboy of Primordial Shrieks) и Захватывающее Сокровище. Самое сложное тут с Визгами, их единственный надёжный источник — обмен на бочки Тюремного Мёда в Полюсе Ганта.

Наконец, чтобы прорвать оборону Найды и разрушить стены, Арик предлагает использовать Темтума, монстра, на котором расположено поселение Убежище (Hideaway). Для этого придётся научить его дышать воздухом, что потребует времени. Но если вы завершили сюжетную ветку Убежища, сохранив прежний уклад, то проблем с этим не будет.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

В противном случае вы можете договориться с компанией Коттерел и Хаттерсейдж о разработке особых бомб. Для успешного проведения исследований понадобится 100 торпедных компонент, Важная Информация и Жгучая Загадка.

После решения всех этих задач, по сути, вы уже победили. Игра оставляет за вами возможность ещё немного порассекать по морям, либо прямо сейчас «уйти в отставку и целиком посвятить своё время планированию захвата Найды». После чего проходит семь лет и вы таки штурмуете секрет бессмертия вместе со своими товарищами. Или же не совсем товарищами? Напоследок вы можете предать всех и встать на сторону Пресвитариата. А может, вы просто не желаете ни с кем делиться — остаться должен только один! Выбор за вами.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Что ж, и напоследок самый секретный секрет:

3. Крайний Восток (The Uttermost East)

Начну с предупреждения. За эту Амбицию стоит браться в последнюю очередь, потому что её завершение оставит вас почти без всего. Все остальные Амбиции в конце дают возможность передать следующему капитану часть навыков, часть денег, дом с семейными реликвиями… Не в этот раз. Единственное, что вы передадите следующему капитану — это книжки-бонусы (Сердца ещё. Почему-то только их). То есть вот эти все «Податливость Лезвия», «Руководство по Чудесам» и прочее — оно останутся. Всё остальное пропадёт — дом, реликвии и наследник, в первую очередь. Имейте это в виду.

Что же это за Амбиция такая? Как-то раз, найдя в Бессолнечном Море Великую Жеоду, вы общаетесь с распоряжающимся здесь Коммодором. После чего к нам в команду просится девушка — Сердоликовый Изгой. Вы обратите внимание, что цена ужина с ней сама по себе что-то с чем-то. Да, какой-нибудь повар-гробоколонист с вас тоже просит Mutersalt для ужина, но Жгучая Загадка? Если что, её можно продать Школяру за 1000 Эхо.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

В ходе беседы выясняется, что девушку волнует путешествие туда, где никто не бывал. Куда, кажется, и попасть невозможно. Любой, кто пытался отправиться на Восток, обретался в Иреме или Замке Поедателя Королей. Иногда эти люди были безумны, как шляпник, но ни одного свидетельства о пересечении последнего предела не было зафиксировано. И этот горизонт её манит. А вас? Вам дают выбрать, но ответ ни на что не влияет, кроме трофея, который получит следующий капитан. Вы его потом сможете посмотреть во вкладке «Журнал».

В общем, поговорив несколько раз с Изгоем, вы узнаёте, что вам нужно «покорить карту, войти в дом каждой Силы и принести Сверкающую Правду». На этом, я полагаю, большинство заканчивают этот квест, не имея ни малейшего представления, о чём вообще речь. А я вам, разумеется, расскажу всё в деталях.

Когда Изгой говорит о покорении карты, она имеет в виду, что вы должны хотя бы раз перешагнуть за каждый из её горизонтов. Север, Запад, Восток и Юг должны оставить на вас свои отметки. После этого вы должен достичь определённой кондиции и войти в коридоры Морозной Крепости, достигнуть самой глубокой их части и там вы сможете присвоить себе Горящее Имя (Burning Name), необходимое для этой тайной Амбиции. И каждый из этапов этой задачи это та ещё заноза в заднице. Пойдём по порядку.

Начнём с Западного горизонта, поскольку «Западная Стигма» (The Western Stigma) самая простая в получении. Вам нужно отправиться в юго-западный край карты, где грохочет Машина Рассвета. Вдоль её южного края можно проплыть, хотя кажется, что вас раздавят шестерни. Но нет, они пройдут над вами, хотя, конечно, вы и рискуете случайно удариться раз-другой. Пройдя мимо, вы доходите до края карты и за её предел, и…

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Вы оказываетесь в Великой Жеоде. Без памяти, но навсегда изменённый. Будьте осторожны, поскольку при этом вы получите +50 к Ужасу и +1 к Превосходству Машины Рассвета. К счастью, пока вы добираетесь до горизонта, вы обычно накапливаете «Что-то ждёт вас в порту». А разговор с Коммодором, получаемый в обмен, снизит ваш ужас на 5. Есть, конечно, шанс что вместо -5 вы получите +25 и окончательно сойдёте с ума… Но эй, кто не рискует, тот не пьёт шампанского. От Великой Жеоды крайне рекомендуется отправиться в Сердоликовый порт и отмокать лицом в местных винах. За 20 Эхо они снимают 5 Ужаса, что крайне выгодная сделка.

После этого предлагаю отправиться на Север, протиснувшись мимо льдов наподалёку от Северных далей (Whither). Есть и другие места, но это кажется оптимальным. В отличие от Запада, к получению «Шрамов Севера» (The Scars of the North) нужно готовиться. У вас отберут половину матросов (так что рекомендуется набрать полную команду в кои-то веки), от одного до двадцати припасов (так что рекомендуется взять хотя бы 23-25) и единицу топлива. Ещё вас, как и на Западе, «наградят» прибавкой 50 единиц Ужаса. После чего вы обнаружите себя либо у Жадного Горизонта, либо в доках Морозной Крепости.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Затем имеет смысл отправиться на Восток. Не считая того, что туда ещё доплыть надо, это относительно простая цель. Получив «Метку Востока» (The Mark of the East), мы потеряем 3 единицы топлива, 3 ящика с припасами и переместимся в Ирем или Замок Поедателя Царей. Да, вот так просто, и никакого Ужаса. Правда, когда я первый раз, ещё совсем зелёным, вывалился за пределы карты, я остался без толпива в Замке Поедателя Царей и умер, но это так, мелочи. Ничего страшного для опытного капитана вас здесь не ждёт. В отличие от следующей цели.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Идём на Юг, мимо постаментов с изображением мух, что возле Пути Адама. Вот это да, сложная задача. Во-первых, если вы идёте на любом другом судне, кроме Сердца Кладери, вас ждёт проверка на Покровы. И если не дай бог, у вас их меньше 125 и вы провалите проверку — всё, конец игры. Вам хана.

Вообще 125 Покровов кажется сложной задачей, но я недавно писал руководство по прокачке капитана, так что ей-богу, ничего реально сложного здесь нет. В англоязычном гайде ещё так детально про это рассказывают, что вы можете повысить свои Покровы Офицерами (Неутомимый Механик, Навигатор с Печатью, Авантюристка из Пресвитера и Безглазый Череп), оборудовав корабль, взяв сам корабль получше… Короче, я думаю, вы легко справитесь, если задались такой задачей. Особенно если ещё и бонусы стартовые себе организовали, о которых я тоже писал.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Но Сердце Кладери тоже вполне себе вариант, хотя мне не очень нравится ходить по морям лишь с одной пушкой. С другой стороны, для выживания после получения «Прикосновения Юга» (The Touch of the South) вам желательно иметь Жадный Поглотитель (Avid Compressor), позволяющий идти по морям на форсаже, а установить его можно как раз сюда или в баржу (Merchant Cruiser), или что-то в ещё более крутое. Корвет вам не подойдёт.

Далее. Если вы всё же идёте на Юг на обычном корабле, то знайте — даже при успехе ваш корпус упадёт до единицы (sic!). С этим вы ещё можете справиться — купить заранее штук 5-7 Rattus Faber Assistant, каждый из них чинит ваш корабль на 10 единиц. Это вам сильно поможет. Ну и помним, что починиться если что, можно у Крыс в Pigmote Isle за ~200 Эхо, и в Крепости Подводного Короля за Живую Особь.

Но это ещё цветочки. Команды вас тоже лишат, показатель команды упадёт до 1! Вот за этим вам нужен Жадный Поглотитель — единственная возможность хоть куда-то добраться после такого, да ещё и миновав все опасности, это идти на всех парах. Да, имейте в виду, что если у вас становится мало людей на корабле, Ужас растёт быстрее, поэтому лучше всего отправляться на Юг с очень низким его уровнем. Ну и да, стоит помнить, что в Сердце Хана вы можете нанять матросов по 30 Эхо, а ещё на Острове Демью можно рекрутировать одного матроса за «Что-то ждёт вас».

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Ну и само собой разумеется, что у вас должно быть достаточно топлива и припасов, чтобы выжигать их, как ненормальный, в попытке добраться хоть куда-то из Пути Адама. К счастью, в Пути Адама и то и другое продаётся.

В общем, это самая нервная часть Амбиции. Ах да, самое забавное. Я не знаю, баг это или фича, но в отличие от всех остальных горизонтов, этот не «телепортирует» вас никуда. По крайней мере, меня на Кладери не телепортировал. После закрытия диалогового окна с описанием моих приключений на Древнем Континенте корабль продолжил плыть на Юг! Я не знаю, почему так, но прежде чем я успел развернуться и поплыть обратно, у меня ещё дважды возникло диалоговое окно с описание того, как я путешествую к столице Пресвитариата. А, и это ещё не всё! Хотя Сердце Кладери является живым кораблём и её борта не должны повреждаться о воды реки, она всё равно теряет единицы трюма! Так что, хотя я не получил мгновенно единицу корпуса, целым и невредимым я тоже не остался.

На этом первый этап Амбиции завершается. Следующий — присвоение Горящего Имени в Морозной Крепости. Но мы не можем просто так ворваться туда и добыть необходимые буквы. О, нет. Во-первых, у нас с собой должна быть одна Жгучая Загадка и одна Ужасная Догадка (да-да, Dread Surmise).

Во-вторых, мы должны быть в особой кондиции — мы должны видеть свет с закрытыми глазами. Говоря по-русски, мы должны получить Угрозу Yearning. Burning 100 или выше. Как это сделать? Мы получаем +1 к этой Угрозе после каждого разговора с Коммодором в Великой Жеоде и посещения Поверхности. В редких случаях, когда разговор с Коммодором поднимает нам Ужас на 25, он ещё и Угрозу поднимает на 5.

Поэтому настоящий пацан делает иначе. Он покупает шесть Зеркальных Коробок и отправляется на Эстиваль, где наполняет коробки, пока чуть не сдохнет — в смысле, не получит две Раны. После чего курсирует вокруг, в надежде на случайное событие, лечащее нас. После чего снова наполняет коробки. Что? Наполнение Коробок на Поверхности не наносит Ран? Вот чёрт… Ну вы поняли. Не будьте как я. Купите шесть коробок и поезжайте в Авернус через Кумский Канал. Также выгодно в таком случае иметь договорённость с Одноглазым Бандитом (Blind Bruiser). Он будет у вас покупать эти коробки по 400 Эхо штука и возвращать пустыми.

Почему шесть? Потому что наполнение одной коробки светом повышает Yearning. Burning на 4-7. А вам надо до сотни добрать. То есть даже при наличии шести коробок вам придётся сделать три-четыре ходки, ведь за один раз вы будете получать от 24 до 42.

Важно! Как только Yearnin, Burning достигнет 100, вы начинаете рисковать, таскаясь по Бессолнечном Морю с наполненными Коробками. В любой момент может произойти случайное событие «The Sun, the Sun», при котором вы временно теряете рассудок и вскрываете коробку. При этом нанося себе Рану. В моём случае всё было совсем плохо, поскольку я заполнял коробки в Эстивале, итак нанося себе Раны.

В общем, по достижении Yearning, Burning 100 следует как можно быстрее избавиться от всех заполненных коробок. Я от греха подальше просто выбросил их за борт, Дейви Джонсу на поживу.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Насчёт Жгучих Загадок и Ужасной Догадки я уже в рамках только этого гайда рассказывал, не говоря про другие статьи. Так что в очередной раз расписывать их получение не буду. Да, это долгое, но уже привычное для капитана дело. Проходим квесты, узнаём чужие секреты, сражаемся с монстрами и покупаем в Иреме.

Теперь что касаемо самой Морозной Крепости и её коридоров. Чтобы достичь её центра, от вас потребуется либо жертвовать единицу характеристик, либо пройти проверку на оные, жертвуя разными ресурсами. Самое редкое там это Фрагменты, потому что их никогда не бывает много. А в случае если их нет, придётся жертвовать Страницами. Ну да ничего. Дойдя до зала под названием Iridescence, получаем требование «Познать себя». Для этого мы и тащили с собой Жгучую Загадку. Потратив её, попадаем в Тёмную Комнату.

Здесь, если не дай бог у нас нет одной из отметин горизонтов или нет Ужасной Догадки, можно просто побродить во тьме, получить Проклятие одного из богов, да и отправиться восвояси. Но мы всё сделали правильно, так что дальше идёт событие с поиском букв Горящего Имени. Тут, увы, нам придётся пожертвовать пять единиц каждого из навыков капитана.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Теперь Имя принадлежит нам. Кого оно обозначало до того, уже не важно, хотя я слышал, что об этом есть в предыдущей игре Failbetter, браузерной Fallen London. Однако мы всё ещё не можем просто так отправиться на Восток. Как объясняет игра, «нас слишком много» - есть наше прошлое, наше будущее, и все они довлеют над нами.

Покинув Морозную Крепость, мы можем пообщаться с Сердоликовым Изгоем. Теперь у нас есть Имя, и мы можем задать ей вопрос, который до этого был неактивен. Она пояснит, что да, мы почти готовы. Время отправиться в Замок Поедателя Королей, я помогу тебе принести в жертву прошлое; я помогу тебе принести в жертву будущее.

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Что ж, время действительно пришло. И это уже почти завершение вашего земного пути. Важно заметить, что принести в жертву как прошлое, так и будущее, мы можем двумя способами. И в обоих случаях всё… странно. Я прошёл игру только один раз, и выбрал худшие варианты, лишившись вообще всего.

Отдать своё прошлое — или свою любовь? В первом случае вы теряете 25 единиц каждого из навыков. Во втором случае вы теряете лишь своего любимого человека и ребёнка, если он у вас есть. Угадайте, что умудрился выбрать я? Там просто такая формулировка, что я подумал, первый вариант менее затратен.

Отдать своё будущее — или «того, кого взрастил?» В первом случае вы лишаетесь вашего особняка и Нерушимого Завещания — и всех семейных реликвий, если таковые имелись. Во втором случае вы лишаетесь бонуса «Отпрыск». Опять же, я выбрал первый вариант, хотя он выглядит куда более жестоким. Тут есть, впрочем, некоторая неоднозначность.

В англоязычном гайде пишут, что например, если после этого вы вдруг снова получите Отпрыска, он всё равно не перейдёт к следующему капитану. Но вот насчёт Завещания и дома ничего не пишут. У меня был короткий соблазн после завершения жертвоприношений отправиться в Лондон и снова купить дом и составить Завещание. Денег у меня к этому моменту было как у Крёза. Это было особенно забавно ввиду того, что дом у меня был забит семейными реликвиями по максимуму, и это был Особняк на Побережье. И при этом ещё и с собой у меня было 20 тысяч Эхо. Но я решил, что это всё равно моё последнее настолько полное прохождение. Кроме того, если честно, я уже на том уровне владения игрой, когда меня можно выпускать в Sunless Sea с нуля и я не утону. [вот бы в жизни быть столь же умелым, не правда ли?]

В общем, после этих ритуалов вы наконец чувствуете себя достаточно пустым и отрешённым от мира, чтобы отправиться на Восток. Осталось потребовать то, что ваше по праву — Песнь Соли. Вас научат её словам семиглавые змеи в Иреме. Туда мы и отправляемся. Если лень плыть, можете попробовать выйти за горизонт. Но там пятьдесят на пятьдесят, что вернётесь в Замок Поедателя Королей. Я спокойно доплыл, и вам советую.

Вы не поверите, но в Иреме вас ждёт последнее препятствие. Вам говорят, что у всего есть своя цена, и вам её нужно заплатить. Но при этом все варианты, которые вы видите в ответах, какие-то абсолютно неправильные. Видно лишь, что все эти условия спотыкаются о наличие следующих вещей — Ужасной Догадки, Элемента Зари, Осколка Горы, Захватывающего Сокровища и Жгучей Загадки. На самом деле игра хочет, чтобы вы избавились от всего перечисленного, если вдруг у вас что-то из этого есть. К счастью, в местном магазине вы можете всё это продать. Я было запаниковал, не найдя применения лишней Ужасной Догадке — да, у меня была лишняя Ужасная Догадка, я был настолько богат. Но потом вспомнил, что её можно продать за Жуткие Загадки, а их, в свою очередь, за Невероятную Ткань. После чего Змеи научили меня Песни Соли.

После этого только и остаётся, что отправиться на Восток. Перед этим вам предстоит ещё один разговор с Сердоликовым Изгоем. Она спрашивает, возьмёте ли вы её с собой. Честно скажу, я не нашёл никакой информации о том, можно ли её прогнать и какой будет эффект. Я просто решил, что будет честным взять её — это ж благодаря ней всё случилось.

И вот мы отправляемся на Восток. В начале квеста Изгой задала вопрос капитану, каковы его отношения с морем. Сейчас она вспомнит эти слова и мы получим один из трёх финальных текстов — и соответствующий трофей. Что характерно, все наши навыки обнулятся — кроме Сердец. Поэтому следующему капитану мы сможем передать только их. Кроме того, английская вики настаивает, что Завещания мы таки лишимся — как и всего вместе с ним связанного. Как и Отпрыска. Так что возможно, выбор, чем жертвовать в Замке, не имеет смысла — мы в любом случае жертвуем всем, кроме стартовых бонусов вроде «Руководства по Чудесам».

Как победить в Sunless Sea. Часть 2.

Вариант, который выбрал я, кстати, тизерит следующую игру Failbetter Games – Sunless Skies.

Заключение

Собственно, после этого вы можете снова начать игру за следующего капитана. Я так и сделал. Во-первых, я нашёл на Nexus’е ряд сюжетных модов, хочу посмотреть, что ещё люди придумали. Во-вторых, я вдруг понял, что до сих пор ни разу не прошёл до конца сюжет Wrack’а и Убежища. Второе может удивить, как я тогда Бессмертие получил? Дело в том, что там уже после того, как мы закончим с войной за умы и будущее поселения, есть квесты, связанные с последствиями. И вот когда я проходил за Бессмерите, мне Арик напоследок поручил смотаться в Мудрость (Wisdom) и передать весточку. А я сначала отправился в Скримшэндер и… уже не вернулся. Кроме того, я с удивлением вдруг понял, что ни разу не приводил Сердоликовый порт к независимости. Один раз я как-то за Каганат проходил, но вот независимость ни разу не устраивал. Интересно.

Помимо прочего, у меня есть ещё один интересующий момент. Меня где-то в комментариях спрашивали, а насколько вообще сложнее-интереснее играть с DLC. А я уже и не помню, каково это — играть без него. Так что ещё я хочу попробовать удалить DLC и вспомнить.

А, ну и у меня остались неполученными четыре достижения. Умереть об Постоянного Компаньона, получить все три песни утопцев, прожить 10 лет в Подземье и получить Проклятье Скалы. Вот планирую добиться наконец.

Так что ещё пара финальных заметок, пожалуй, будет, после чего можно будет наконец подняться в Небеса. Всем спасибо, кто дочитал до этого момента!

Ascension, return to the light. Ещё один фан-арт от Sevenics. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Fsevenics%2Fart%2FAscension-return-to-the-light-911974970&postId=2578839" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.
Ascension, return to the light. Ещё один фан-арт от Sevenics. Источник.

P.S.: статья повисла в лимбе черновиков, и я дописываю её спустя несколько месяцев после написания. В итоге Sunless Sea я всё же временно забросил, и отправился покорять Sunless Skies. Игра захватила меня настолько, что я создал под неё новую фанатскую группу, а сейчас с командой товарищей занимаюсь созданием её русификатора. Как-то так.

P.P.S.: Если что, меня проще ловить в телеге, и группе ВК. Там чаще появляются микропосты, регулярно стримы проводятся, и пр.

1010
12 комментариев

А вот это я ждал, большое спасибо)

1

Кстати, немного офтоп, но вместе с тем и по теме. Там для BOOK OF HOURS появился оф перевод!

2

Самой большой ошибкой было для меня - выполнять концовку с путешествием на восток до того, как я получил все интересующие меня концовки. Я, конечно, понимал, к чему иду, но останавливаться было уже поздно. Впрочем, даже это не так обидно, как концовка с империей рук, когда улететь на дирижабле мне не дали, так как книжка за такую концовку уже якобы была. И пришлось отстраивать свою колонию с заблокированным Лондоном.
А так восток - эталонная концовка для последнего заплыва.

1

Строить колонию с заблокированным Лондоном это мощно. Моё почтение. Я бы, наверное, передал дела следующему капитану.

Блин, не твои ли статьи про SS я когда-то читал. Вроде, лайков нету. Ну, перечитаем.

1

Всё возможно, статей про Sunless у меня довольно много, и играл долго в неё)