Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Подборка лучших роликов и журнальной рекламы, часть 1.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

В XXI веке геймеры покупают консоли из-за знакомого бренда, эксклюзивных игр и банальной привычки играть в определенные серии. Но еще до золотой эпохи PlayStation рынок игр и специализированных устройств выглядел совсем иначе.

В индустрию постоянно приходили новые компании, и порой игрокам были доступны чуть ли не 10 устройств одного поколения. Но как в таких условиях выиграть конкуренцию? Проще всего, разумеется, сделать запоминающуюся и хайповую рекламу, которую не забудут сразу после просмотра.

Загорелся желанием сыграть на Atari 2600

Материал посвящен рекламе олдовых игровых консолей: от старушки Magnavox Odyssey (1972) до популярности Super NES (1990). Ну а уже во второй части мы вспомним убойную рекламу первых PlayStation и их конкурентов.

Скучный старт и блестящее появление Atari

Первая игровая консоль Magnavox Odyssey вышла в 1972 году и стоила $100. Для лучшего понимания — с учетом инфляции на 2025 год это около $760. Успеха она не снискала: тираж составил 350 тысяч приставок. Тем не менее патенты принесли компаниям Sanders и Magnavox более 100 миллионов долларов.

Компания Coleco также начинает выпускать различные модификации Telstar, на каждой из которых были свои уникальные игры.

Nintendo Color TV Game 1977 года — первое игровое устройство от великой японской компании. Все началось с Color TV Game 6 — приставки с 6 видами светового тенниса. Вряд ли кого-то удивит то, что Nintendo победила в первом поколении консолей, продав 3 миллиона приставок.

Второе поколение же отошло американской компании Atari. Успех пришел благодаря феноменальным на те годы продажам Atari 2600, которая по некоторым данным разошлась тиражом более чем в 30 миллионов экземпляров, несмотря на немалую цену в $200 ($1034).

И как раз Atari отличилась более взрывной и нестандартной рекламой, которая смотрелась свежо после тех скучных и одинаковых роликов прошлых лет:

Здесь можно увидеть будущую кинозвезду Джека Блэка:

А вот один из ранних примеров удачной рекламы видеоигры. В ролике Ice Hockey снялся комик Фил Хартман, который позднее прославился в Saturday Night Live:

Пеле после завершения великой карьеры тоже заскочил на огонек:

Что это было? Как до этого додумались? И как происходящее связано с аркадой Dig Dug?

Один из главных шедевров ранней игровой рекламы:

Нельзя не поделиться и вот этим роликом:

Фанаты Человека-паука оценят актерскую игру Зеленого гоблина:

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Конкуренты справлялись не очень хорошо. Fairchild продала всего 250 тысяч экземпляров Fairchild Channel F, и подобная реклама наверняка способствовала слабым продажам:

Рекламщики Magnavox Odyssey 2 шли по тем же лекалам. Однако на этот раз компания Magnavox продала уже 2 миллиона устройств:

Первые консольные войны

В 1979 году выходит одна из первых 16-битных консолей Intellivision, которую покупают около 3 миллионов игроков. Учитывая высокий ценник в $300 ($1209) — это отменный результат.

Важной особенностью ее рекламы стало прямое сравнение с конкурентом в виде Atari. Возможно, Intellivision даже стала первой игровой консолью, которую продвигали именно таким образом.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков
Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Спустя пару лет трюк повторит ColecoVision, но уже в видеоформате. Может быть именно это позволило компании Coleco продать 2 миллиона приставок. Да, результат лучше, чем у провальной Atari 5200, которая вышла спустя несколько месяцев и продала лишь миллион устройств.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Новая Atari была в выигрышном положении, учитывая чудесный прием предшественницы. Только вот компания умудрилась все профукать, выпустив неудачную «железку». В рекламе же она «кидает ответку» ColecoVision. Чувствуете вайбы первой консольной войны?

Впрочем, маркетологи Atari поработали лучше инженеров. Взгляните на этот драйвовый ролик под рок-н-ролл:

Или на веселую рекламу новой игры по «Звездным войнам»:

А здесь Atari пытается сказать, что в 1980-х геймер вполне может сочетать любимое хобби и общение с девушками. Ну или намекает на возможный интерес со стороны противоположного пола, стоит только купить их приставку:

Было время, когда хиты Nintendo вроде Mario Bros. 1983 года выходили на десятке платформ:

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

В те годы встречались и уникальные устройства. Например, Vectrex, которой не требовался телевизор, ведь у консоли был собственный графический монитор. Устройство весом 6,8 килограмм стало единственным в своем роде, поскольку после ни одна компания не создала чего-то схожего.

Vectrex по цене $200 ($650) была дешевле, чем Atari 5200, но кризис игровой индустрии 1983 года ударил по обеим приставкам.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Доминирование Nintendo

Спасти игровую индустрию вызвалась Nintendo. Она долгое время не встревала в борьбу Atari и других производителей, пока в 1983 году не представила Nintendo Entertainment System или просто NES (в США — в 1985-м). Так началось третье поколение консолей. Впрочем, первая реклама вышла довольно обыденной.

А вот тут пиарщики придумали интересное начало, вдохновленное одним из главных фильмов 1980-х — «Инопланетянин»:

Главный хит NES — The Legend of Zelda — рекламировали очень странными роликами (да, сразу несколькими):

«Нинтендо» пугала детей криповыми героями своих игр, которые роботизированными голосами говорили «Вам не победить нас»:

Тогда японская компания даже делала рекламу для взрослых с отсылками к «Робокопу». В конце десятилетия Mattel выпустила для NES контроллер-перчатку Power Glove.

Устройство раскритиковали за сложность и низкую точность, но вообще-то это «дедушка» контроллеров Wii. Ведь Power Glove первым в истории игр повторял движения руками на ТВ-экране в реальном времени:

В 1989 году компания также представила первую портативную консоль Game Boy, которая стала феноменом и продалась тиражом в 118 миллионов экземпляров. Ловите еще парочку примеров рекламы, нацеленной на взрослую аудиторию:

И на подростков:

Sega начала свое восхождение с Sega Master System, которая была оснащена лучшим «железом», но все равно начисто проиграла борьбу NES. Однако 13 миллионов проданных приставок сложно назвать провалом.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Новая Atari 7800 стоила куда дешевле предыдущей — $140 ($400). К тому же она поддерживала почти все игры с Atari 2600, что стало первым случаем обратной совместимости в индустрии. Тем не менее это не помогло компании в борьбе с «Нин» и «Сегой».

Все дело в играх, которых не было. За первые полгода на 7800 выпустили лишь 10 игр, по сравнению с 20 у Sega и 36 у Nintendo. За 2 года Atari продала всего миллион приставок.

Настоящая война между Sega и Nintendo

Эпоха 16-битных приставок (и четвертое поколение) началась в 1987 году с релизом TurboGrafx-16. Устройство запускало игры на компакт-дисках и продалось 10-миллионным тиражом.

Спустя год рынок захватила Sega Mega Drive или Sega Genesis. Ее реклама — пример настоящего искусства. В одних роликах компания делала упор на возможность сыграть в классические игры с аркадных автоматов, что ранее было почти невозможно:

В других роликах Sega вовсю измывалась над Nintendo и ее якобы технической отсталостью. Рекламщики даже придумали несуществующую фичу Blast Processing, которая якобы давала огромный буст производительности Mega Drive. Вкупе с классным видео реклама точно сработала:

Другой пример прекрасной рекламы — создание слогана «Genesis does what Nintendon't»! Она идеальна во всех отношениях. Именно такой пиар продает консоли — в конечном итоге «Сегу» купили более 35 миллионов раз:

Устройства хорошо продавались и в бедных регионах. Сделаем вид, что все из-за крутой рекламы, а не региональных сниженных цен.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков
Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Однако королевой на этом балу была все же Nintendo. Через 2 года после выхода Sega Genesis она релизит Super NES — и с ходу забирает большую часть рынка. Всего приставка продалась тиражом в 49 миллионов экземпляров. Да, в этот раз война консолей получилась куда интереснее!

Реклама была нужна Nintendo меньше, чем ее конкурентам, но пиар-отдел все равно неплохо справлялся. Тут мы видим молодого Пола Радда образца 1991 года, еще до старта его чудесной карьеры годом позднее.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков
Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Незадолго до Super NES на рынке появилась супермощная Neo-Geo. Ее топовая начинка справлялась с 24-битной графикой, но обходилась покупателю действительно дорого. За устройство просили $650, что в пересчете на современные деньги составляет почти $1600. Неудивительно, что приставка не взлетела — ее купили 750 тысяч энтузиастов с деньгами.

Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков
Реклама игровых консолей. Как Atari, Nintendo и Sega завоевывали сердца игроков

Philips тоже подключилась к консольному рынку и выпустила приставку CD-i. Это стоило того хотя бы ради появления такой рекламы!

Sega же хотела продать побольше устройств и спамила новыми консолями. В 1990 году вышла портативная Game Gear, и ее продвижение базировалось на преимуществах в сравнении с Game Boy:

Через год появилась Sega CD, которая, как нетрудно догадаться, была CD-ROM-устройством. Продать ее хотели, в первую очередь, подросткам:

А какая реклама старых консолей и игр запомнилась вам?

11
1
3 комментария