канал: топ-50 альбомов 2024 года
не нужно в очередной раз напоминать, как много музыки выходило в этом году — как будто даже больше и будто бы даже лучше, чем в предыдущем. у каждого из нас есть альбомы, которые можно слушать непрерывно в любое время суток; альбомы, созданные ради одного конкретного момента; альбомы вечные и альбомы, запечатлевшие дух времени, и за прошедший год их список явно пополнился. именно поэтому уже в начале стоит сказать, что топ-50 альбомов «канала» 2024 года — это лишь верхушка айсберга. используйте её как отправную точку, чтобы оценить всю прелесть новой (инди-)музыки. даю слово, что в будущем вы скажете себе спасибо, узнав как много она подарит вам удивления и эмоций.
«канал» это все еще проект одного человека, поэтому топу года традиционно предшествует два из года в год
повторяющихся дисклеймера.
дисклеймер раз: попасть под чары лучших новых релизов (на случай, если вы не очаровались ими ранее) можно, следуя одному простому правилу — будьте открыты к исследуемым музыкальным артефактам и относитесь к ним максимально непредубежденно.
дисклеймер два: этот топ составлен на основе личных предпочтений, не претендует на сравнение с какими-либо другими медиа, а важнее в нём скорее само содержание, нежели позиции. в нем не так много поп-музыки («поп» в контексте популярной музыки), так как своё внимание на протяжении года она уже получила, а говорить об очевидных вещах в очередной раз не хочется. и так как «канал» зачастую вещает о не самых известных артистах, предпочтения в итогах здесь тот или иной раз даются именно им.
50. urika’s bedroom — «big smile, black mire»
песни на дебюте urika’s bedroom «big smile, black mire» не отличаются большим разнообразием, но всех их объединяет общий вайб - они созданы для прослушивания в ночное время суток и обращены к вечным романтикам, для которых сердечные муки это всего лишь способ почувствовать себя живым. отдельного внимания на альбоме
заслуживают гитары, которые роднят музыку urika’s bedroom с шугейзом и слоукором.
49. beth gibbons — «lives outgrown»
в центре «lives outgrown», дебютного альбома бет гиббонс, который создавался в течение 10 лет, стоит уникальный голос артистки — такой же умиротворяющий и потусторонний, подпитываемый бэк-вокалом, скрипкой и тонкими переплетениями акустической гитары. благодаря скромной инструментовке её песни звучат словно саундтрек к оккультному ритуалу — местами он становится похожим на панихиду, но даже в такие моменты вырваться из его магического круга очень непросто.
48. bolis pupul — «letter to yu»
среда, в которой с детства находился болис пупул, всегда была очень мультикультурной, поэтому музыкант принялся изучать ее на своём сольном дебюте «letter to yu». переосмысливая внезапную смерть матери и воссоединение с корнями после поездки в гонконг, болис создал электронный кроссовер между европейским и восточно-азиатским, бодрыми поп-ритмами и размеренным темпом. погружение в чужую родословную уже давно не было чем-то столь увлекательным.
47. geordie greep — «the new sound»
фраза «от любви до ненависти» (и наоборот) хорошо описывает как отношение масс к вокалисту недавно распавшихся black midi, так и к его сольнику «new sound». идёт он ни много ни мало один час, и за это
время джорди грип успевает заработать себе статус человека с манией величия — он много и сумасбродно болтает, рассказывает
истории о несостоявшихся в жизни персонажах и обращается к традициям бразильской поп-музыки в очень громогласной форме.
46. high vis — «guided tour»
если скрестить джангл-поп гитары с исконно панковым, кричащим вокалом, из этого получится новый альбом лондонской
группы high vis. «guided tour» — это вообще сильный уход в сторону от того, что квинтет делал на своих предыдущих релизах. пост-панк основа здесь всё ещё присутствует, но вся музыка стала доступнее и попросту мягче.
45. marika hackman — «big sigh»
«big sigh» - это своего рода похмельное утро, которое заставляет расставить приоритеты, обратить внимание на ранее незамеченное и, наконец, прислушаться к самому себе. часть песен нового релиза
марики хэкман несёт в себе энергию гранжа, которую артистка инкапсулировала на своей прошлой пластинке, но на этот раз предпочтение явно отдано душещипательным балладам — трекам с
хрупкой инструментовкой, где помимо голоса лидирует либо акустическая гитара, либо фортепиано, либо струнные.
44. claire rousay — «sentiment»
секс и слёзы — тема не избитая, но и не раскрытая. на альбоме «sentiment» клэр раузи говорит о том, что эти две вещи не
просто находятся рядом друг с другом, но и друг друга подпитывают: желание приводит к иступлению, иступление — к ненависти, ненависть — к самоистязанию, самоистязание — к слезам, а слёзы — к поиску валидации через желание. говорить обо всём этом вслух непросто, поэтому клэр выбрала для себя максимально подходящий
жанровый инструмент — эмо-эмбиент, в котором важное место занимает сильно заавтотюненный, почти чужеродный голос.
43. christopher owens — «i wanna run barefoot through your hair»
свой новый сольный альбом «i wanna run barefoot through your hair», кристофер оуэнс записал в сотрудничестве с бывшим напарником по группе, который трагически погиб в 2020-м году. поэтому звучит он
словно свежий релиз girls — так же проникновенно, отчаянно и в каком-то смысле волшебно. кристофер рефлексирует на тему смерти, ищет покой в размеренном ритме и привносит в музыку удивительную, почти наркотическую раскованность.
42. chat pile — «cool world»
новые группы уже давно обходят свои источники вдохновения. так и chat pile вновь умудрились обойти korn, подражая своим героям юности. на альбоме «cool world» группа рисует панораму человеческих
страданий, ещё сильнее ударяется в сладж-метал, альтернативу 90-х и готический нью-вейв. и хотя все люди проживают горе по-своему, chat pile доказывают, что их коллективное видение насилия может быть
универсальным.
41. being dead — «eels»
на альбоме «eels», похожем на калейдоскоп всех существующих человеческих эмоций, being dead играют с женским и мужским
вокалом, обращаются к перегруженным гитарам, пробуют а капеллу и ещё с десяток музыкальных приёмов, которые делают их песни такими причудливо-забавными. в этом отражается и суть творчества группы — даже когда за гранью видимости скрывается что-то зловещее, это не повод перестать излучать приветливую, игривую энергию.
40. mj lenderman — «manning fireworks»
следить за творческим развитием джейка лендермана — это как следить за карьерой будущей звезды, которая будто всё ещё не
осознает значимости своего наследия. его приземленность сильно подкупает, поэтому все песни с альбома «manning fireworks» звучат словно рассказы от близкого друга. он настолько искренен и прямолинеен, что даже готов поделиться с тобой неудобной
правдой — например, указать на главную причину расставания с любимой.
39. los campesinos! — «all hell»
с релизом своего седьмого альбома уэльская группа los campesinos! получила шанс завоевать внимание тех, кто уже давно мог числиться в списке её самых ярых фанатов. всё дело не только в том, что «all
hell» был очень долгожданным релизом, а в том, что «эмо-киды» никогда не взрослеют — мир может и меняется, но подростковая
тоска и меланхолия остаются с тобой до самого конца.
38. mabe fratti — «sentir que no sabes»
благодаря «sentir que no sabes» мабе фратти очутилась как никогда близко к поп-культуре. в основе её альбома лежат джаз, классика, пост-рок и электронная музыка, но все инструментальные партии и
структуры складываются в знакомые мотивы. экспериментов и абстракции здесь всё ещё в избытке — виолончель рычит и
нагоняет мрак; голос дрожит, а строчки, пропетые на испанском, и вовсе ощущаются как нечто инопланетное.
37. naima bock — «below a massive dark land»
песни на новом альбоме наимы бок словно сотканы из тонкого, просвечивающегося полотна: оно состоит лишь из голоса, акустической гитары и одиночных элементов камерного оркестра. в отличие от дебютного «giant palm», который опирался на бразильскую тропикалию и босса-нову, «below a massive dark land» ориентирован преимущественно на британский фолк — хрупкий и нежный, отражающий разлуку с партнёром и душевные переживания.
36. the soundcarriers — «through other reflections»
«through other reflections» — это редкая находка для любителей винтажного звука, хантологии, комбинации флейты, меллотрона, вибрафона, органа и еще с десятка инструментов, которые превращают обычную песню в сказочную колыбельную. успех кроется в мнимой простоте: мелодии кажутся знакомыми, и даже призывают к неоправданной ностальгии, но все они содержат в себе прогрессию — чудеса с перкуссией и следы краутрока 70-х.
35. magdalena bay — «imaginal disk»
не нужно пытаться вообразить, как звучал бы микс мадонны, граймс, гвен стефани и бритни спирс — достаточно просто включить второй альбом magdalena bay «imaginal disk». в сравнении с дебютом клавишных в музыке дуэта стало больше, перкуссии — тоже больше, а ещё появилась синтезаторная арфа, намёки на мэдчестер и густая поп-психоделия.
34. beak> — «>>>>»
незадолго после возвращения бет гиббонс на радары вернулись и beak> — такие же депрессивно-монотонные, как и раньше, но теперь вызывающие еще больший дискомфорт. многие песни на альбоме «>>>>» похожи на сломанные колыбельные — они затягивают тебя в пучину вечного сна и не говорят, как выбраться обратно. виной всему — краутроковые ритмы и любовь к прог-року, который вплетается в инструментальную структуру.
33. the infinites — «archetypes»
дебютник the inifinites появился на свет очень спонтанно, когда один из участников начал пропевать истории о выдуманных людях поверх гитарных лупов своего друга. идея так понравилась обоим, что музыканты продолжили её на альбоме «archetypes», где героями стали уже не просто плоды чьей-то фантазии, а архетипы. именно поэтому у половины здешних песен такие странные названия с претенциозным «the» в начале, что, впрочем, не мешает the infinites звучать максимально дружелюбно.
32. horse jumper of love — «disaster trick»
когда уровень отрешённости от мира достигает своего предела, нет учителей лучше, чем слоукорные группы 90-х лет. bedhead, duster и codeine давно поняли, что саморефлексия гораздо важнее скорости, и к этим же мыслям спустя три декады пришли horse jumper of love. на «disaster trick» суть их музыки остаётся неизменной — это всё те же мрачные медленные песни на экзистенциальные темы, сквозь которые вокалист пытается отыскать себя.
31. porcelain — «porcelain»
чтобы заинтересоваться дебютником porcelain, достаточно знать всего два факта: группа издаётся на лейбле portrayal of guilt, а в её песнях легко уловить влияния drive like jehu, unwound и at the drive-in — всё здесь шумит, дребезжит и почти рвётся по швам, заставляя всех, кому не безразличен пост-хардкор, по-новому взглянуть на фоновые трели и могучие переплетения гитар.
30. fat dog — «woof.»
у группы fat dog энергия плещет через край - прочувствовать это можно не только на концертах, но и на дебютном «woof.», вышедшем из-под руки вездесущего продюсера джеймса форда. синтпанк-ревайвл абсолютно реален, ведь в последний раз что-то подобное вытворяли группы, которых впоследствии окрестили «ню-рейвом» и поручили спасать музыку, застрявшую в глубоких смыслах. вот и «woof.» это альбом не разума, а тела, под который хочется дергаться, двигаться и плясать.
29. russian baths — «mirror»
нью-йоркская группа russian baths не стесняется упоминать в качестве источников вдохновения sonic youth и blonde redhead, советуя свою же музыку поклонникам bambara и the wants. ничего зазорного в этом нет: на «mirror» загадочный мелодичный пост-панк перемежается с нойзом и эмбиентом, а скудная лирика создаёт почти сверхъестественную атмосферу. песни становятся похожим на тонущий корабль, который продолжает двигаться вперёд.
28. the last dinner party — «prelude to ecstasy»
на своём дебюте «prelude to ecstasy» the last dinner party проговаривают вслух вещи, волнующие каждую современную девушку, но делают это под вуалью барочной поп-музыки, в которой есть что-то и от кейт буш, и от аббы, и от florence and the machine. декаданс, напыщенная театральность и беззастенчивое стремление к высокому буквально стали отличительной чертой группы, которая быстро отвоевала свою позицию в мире мужчин.
27. allie x — «girl with no face»
allie x стала соавторкой нескольких песен троя сивана и bts, выпустила пару альбомов под впечатлением от музыки кэти перри, а теперь полностью погрузилась в глэм-рок 80-х — эстетику всего синтетического, мерцающего, аналогового и до определённой меры театрального. «girl with no face» несёт в себе отсылки на позднюю, коммерческую граймс, которые удивительным образом сочетаются с синт-поп наследием kraftwerk.
26. shabaka — «perceive its beauty, acknowledge its grace»
дебютный альбом шабаки хатчинса в определённом смысле стал ритуалом освобождения от прошлого и лишнего — громкости, спешки, напряжения, тенора и, в конце концов, фамилии. название альбома красиво само по себе, но не менее красиво и его наполнение — музыкальный мир нью-эйджа и спиритуал-джаза с приглашёнными гостями и обилием духовых. это самый медитативный и при этом не скучный альбом этого года.
25. english teacher — «this could be texas»
возьмите всё самое лучшее из британской гитарной музыки последних лет, соберите это в кучу и в итоге получите дебютный альбом english teacher «this could be texas». этот релиз звучит до невозможности выверенным, и это, без сомнений, его лучшая черта — даже когда эмоции вокалистки лилли фонтейн развиваются до уровня громкой панк-песни, инструментовка всегда сглаживает острые углы.
24. julia holter — «something in the room she moves»
с выходом нового альбома «something in the room she moves» сравнивать джулию холтер с кем-то другим кажется лишним — она стала настолько самобытной, что упоминание героев настоящего и прошлого уже не определяет её музыку. шестой альбом холтер — это роскошный букет звуков, наполненный идеями, сюрпризами, деталями и, однозначно, жизнью.
23. milly — «your own becoming»
если молодому поколению понадобится новый «loveless», им вполне может стать второй альбом milly, группы, развивающей новый американский шугейз вместе со сверстниками bedlocked, teethe, knifeplay и trauma ray. прелесть «your own becoming» заключается в том, что он захватывает уже с первых минут, а главное тем, что мы любим в жанре больше всего: жужжащими гитарными рифами, множеством хуков и неосязаемой тяжестью, присущей группам вроде hum или deafheaven.
22. martha skye murphy — «um»
дебютный альбом марты скай мерфи «um» — это очень показательная работа, как минимум с учётом всех деталей, которые воздвигают вперёд её тонкий, субтильный голос. это плавно вступающий саксофон и фортепианные аккорды, гитарные переборы, стук ударных и изысканная оркестровая аранжировка, в большей степени присущая эмбиент-музыке.
21. idles — «tangk»
чтобы проложить дорогу к большому будущему, idles пришлось сфокусироваться на главном: отложить в сторону абстрактные тексты, вызволить эмоции и превратить их в политические лозунги, которыми был переполнен их дебютник «brutalism». на следующих релизах они всеми силами уворачивались от клише касательно того, что из себя представляет настоящая панк-группа. после всех пережитых событий - смертей, зависимостей и критики — на альбоме «tangk» idles пришли к тому, что действительно имеет значение — к любви.
20. mount eerie — «night palace»
«night palace» не просто кажется, а по-настоящему является квинтэссенцией всех работ фила элверума за последние 25 лет, под каким бы псевдонимом он не издавался. этот же альбом — своего рода музыкальная эпопея, которая может посоперничать с ранним шедевром microphones «the glow, pt. 2». при этом каждый из здешних треков по-своему интересен и обаятелен: что те, где фил несколько раз читает стихи, что те, где он разговаривает с рыбой.
19. jamie xx — «in waves»
на новом «in waves» джейми смит выходит далеко за рамки танцевальной музыки. его главная отличительная черта — это сочетание рейв-элементов, интимности и эфемерных человеческих эмоций, которые делают треки одновременно очень личными и в то же время универсальными для масс. жанровая эклектика стала ещё более яркой (в одном только «the feeling i get from you» афробит уживается с неоклассикой), а значит альбом сохранит за собой ощущение свежести на долгие годы.
18. moin — «you never end»
когда в одной комнате собирается трое талантливых, нестандартно мыслящих и экспериментально настроенных людей, на свет появляется новый альбом группы moin. «you never end» это уже третий по счету релиз на счету валентины магалетти, тома холстеда и джо эндрюса, которые зарекомендовали себя как один из самых успешных проектов (если не самый успешный) в жанре «пост-пост-».
17. been stellar — «scream from new york, ny»
всем своим видом, эстетикой, образом и, в конце концов, музыкой been stellar олицетворяют нью-йорк начала нулевых — на их дебютном альбоме «scream from new york, ny» запечатлён дух времени, в котором не жил ни один из участников группы, но который очевидно витает в воздухе даже спустя пару декад. во многом релиз been stellar напоминает interpol, sonic youth и iceage, и всё же их потенциал слишком велик, чтобы ограничивать творчество сравнением с другими артистами.
16. dog unit — «at home»
не заметить отсутствие вокала на альбоме dog unit «at home», конечно, невозможно, но сама по себе эта их особенность не выглядит как недостаток. скорее даже наоборот: отказавшись от голосов и текстов, группа получила возможность рассказывать истории абсолютно новым способом, раскрывать влияния только лишь через инструменты и обращать внимание на детали, которые в любой другой ситуации остались бы незамеченными.
15. vegyn — «the road to hell is paved with good intentions»
со своим вторым альбомом vegyn выбрался из андеграунда прямо под яркий свет прожекторов. его музыка больше не похожа на экспериментальный сборник звуков, она звучит как целостный и многогранный проект. несмотря на то, что во многих треках присутствует гитара и фортепиано, звуковое ядро остается неизменным — это треки, созданные на компьютере и обитающие в замкнутом цифровом пространстве.
14. tomato flower — «no»
кажется, что начинать знакомство с отказа — это гиблое дело, но группа tomato flower здесь явно не для того, чтобы следовать общественным правилам. может поэтому на её дебюте «no», который был записан под впечатлением от разрыва романтических отношений между двумя лидирующими голосами проекта, так много трений — хоть в текстах (часто трогательных, но и абстрактно смешных), хоть в гитарах, которые делают неудачную попытку избавиться от диссонанса на протяжении всего релиза.
13. charli xcx — «brat»
инди-звездой чарли хсх не назовёшь, но и зачислять её в категорию коммерческой поп-музыки язык не поворачивается. всё дело в том, как на альбоме «brat» чарли объединяет мейнстрим и андеграунд. песни написаны по стандартной поп-структуре, но с явным уклоном в гиперпоп, а на первый взгляд примитивный музыкальный фон на самом деле содержит в себе множество продуманных деталей.
12. the dare — «what’s wrong with new york?»
в понимании харрисона патрика смита период с конца нулевых до начала десятых это буквально золотая эпоха, а всё что происходит сейчас — это воображение больного ума. заимствованная ностальгия создаёт ложное впечатление, с которой патрик борется на альбоме «what’s wrong with new york?». только методы у него другие — гиперсексуальность, гедонизм, прославление ночной жизни и потворствующий нигилизм.
11. mannequin pussy — «i got heaven»
на альбоме «i got heaven» милые признания в любви соседствуют с богохульством, сексуальность и желание соседствуют со страхом быть брошенным, а крики — от боли и удовольствия — кажутся одинаково громкими. mannequin pussy достигают экстаза, пройдя через шквал внутренних вызовов и сомнений, но то, что в итоге возвышает их альбом над другими релизами, это способность превратить испытания в искусство, говорящее со слушателями на одном языке.
10. fontaines d.c. — «romance»
когда fontaines d.c. ненадолго отвлекаются от мировых болезней, они находят утешение в любви и превращают его в романс — неспроста так обозначена новая веха их творческого пути. люди говорят, что всё познаётся в сравнении, и «romance» олицетворяет это утверждение лучше всего. синт-рок или чембер-поп, акустические переборы или гитарный рёв, резкость или ранимость — вне зависимости от того, к чему в итоге примкнут fontaines d.c., этот контраст даёт им стимул жить.
9. corridor — «mimi»
записывая четвёртый релиз «mimi», канадцы corridor таки решились прибегнуть к чему-то новому — в частности, к более размеренному темпу, повторяющимся гитарным рисункам и синтезаторам, которые теперь заполняют всё свободное звуковое пространство. в основе их песен всё ещё стоят приёмы, когда-то давно украденные у группы women, но теперь среди жуткого лоу-фая и сломанных мелодий из 60-х виднеется что-то светлое.
8. the smile — «wall of eyes»
в музыкальном мире у слова «сайд-проект» неоднозначная коннотация, поэтому притворяться, что на втором релизе the smile нет очевидных следов radiohead, конечно, не получится. как бы то ни было, их музыка звучит не менее пышно и завораживающе. вдобавок, «wall of eyes» переполнен красивейшими образами и поэтическими метафорами — в основном о нашем странном, обречённом и рушащемся мире, но в чуть более приземлённой форме, чем это было на дебюте.
7. chanel beads — «your day will come»
вместе с двумя коллегами по проекту, шейн лейерс смешивает мелодии, сэмплы, речитатив и бит, которые лежат в основе его дебютного альбома «your day will come». его атмосфера кажется такой ностальгичной, что даже одурманивает. с точки зрения классического поп-альбома этот релиз больше похож на черновик, чем на полноценную работу, но такие треки, как абсолютно великая «police scanner», намекают на амбиции chanel beads стать громким именем в мире инди-музыки.
6. mk.gee — «two star & the dream police»
как всякая начинающая (и очень целеустремленная) молодая звезда, майкл гордон ака mk.gee прошёл определенный путь творческого восхождения. но прежде чем его фанковый гитарный грув начали сравнивать с фрэнком оушеном, майкл отличился экспериментальным продюсированием, готовым посоревноваться с такими мастаками, как bullion и iglooghost. «two star & the dream police» вообще звучит очень иммерсивно — выключить его на середине попросту не захочется.
5. peel dream magazine — «rose main reading room»
если отбросить лишние слова, то «rose main reading room» — это безупречный альбом от группы, которая наконец превзошла свои источники вдохновения. следы broadcast, stereolab и high llamas, конечно, слегка заметны в первой паре песен, но уже с середины релиза лос-анджелесское трио во главе с джозефом стивенсом задаёт собственную планку. каждую песню так и хочется посмаковать, но оторваться от «four leaf clover» почему-то труднее всего.
4. diiv — «frog in boiling water»
«frog in boiling water», четвёртый альбом diiv, намекает на содержание уже одним своим названием — метафорой несчастного животного, доживающего свои последние минуты перед смертью. умирать группа, конечно, не собирается, но и как жить дальше она тоже не знает. вот почему всё звуковое пространство теперь поглощает атмосфера: гитары жужжат, но главную роль занимает реверб, голос парит, но ещё выше над ним проносится бэк-вокал.
3. jessica pratt — «here in the pitch»
джессика пратт уникальна не только своим характерным голосом, но и способностью воссоздать атмосферу томной, умиротворяющей лаунж-музыки родом откуда-то из 70-х. «here in the pitch» — это абсолютная противоположность песням, которые отражают дух нашего времени. в них джессика поёт о своем родном городе лос-анджелесе, не упуская возможность окрасить знакомые места дымкой ностальгии.
2. friko — «where we’ve been, where we go from here»
чикагское трио friko может где-то и опирается на культовые коллективы 90-х, но по большей части черпает свое вдохновение из классики — фредерика шопена, если быть точным; пианиста и композитора, чья музыка отличалась резкими перепадами звука, эмоциональной окраской и выразительностью. дебютный альбом тройки наполнен теми же качествами, которые превращают все девять песен в захватывающий ураган эмоций — с моментами катарсиса, паузами и новым приливом чувств.
1. cindy lee — «diamond jubilee»
формат релиза «diamond jubilee» вызывает ассоциации с нулевыми, но его звук уходит корнями гораздо глубже — в 60-е, когда по радио крутили медленные, плохо записанные рок-хиты. искажённое диско, романтические баллады, отрывки саундтрека к никогда не изданному фильму джима джармуша — это лишь малая часть всего того, что можно услышать на этом монструозном альбоме. бриллиантовый юбилей — это 60-летняя годовщина. большой праздник в музыкальном королевстве cindy lee, который охватывает эпохи и жанры, объединённые вместе под эгидой одного человека. подарки на этом празднике дарит патрик флегель, а желанные гости здесь — это мы.
Про новые релизы независимой музыки читайте в телеграм канале Леры Лазаревой — канал. Её голос можно услышать по средам в подкасте — Альбомы по пятницам.
Окей, а музыка где
Пиздец/9 из 50 слушал/слышал,а когда-то думал что разбираюсь в музыке😂
Что то даже поставил на закачку. А так еще один год, в который не было ни одного альбома, невыпуск которого вызвало бы сожаление.