Почему мы не любим классическое искусство, или же как понять классику

Почему мы не любим классическое искусство, или же как понять классику

На протяжении всей нашей жизни мы то и дело сталкиваемся с классическим искусством. Будь то литература, живопись, музыка, кино и т.д. И к превеликому сожалению, когда люди слышат слово классика, они пытаются убежать как можно дальше, чтобы не слушать занудные "лекции". Но почему, как правило, считается, что классическое искусство является нудным? Почему нам настолько сложно его воспринимать, и какое в действительности влияние на современность оно имеет. Давайте разбираться.

Школьная программа, Пушкин и рыцари на белом коне

Как бы это банально не звучало, но мы и классика - это не совместимые вещи по вполне себе логичным причинам. Классика просто не соответствует современным реалиям. Но действительно ли это так, и в этом ли вся проблема? Думаю, нет.

Так вышло, что одной из главных причин такой сильно не любви к классическому искусству является далеко не совершенная система образования. Далеко за примерами ходить не надо. На протяжении десятков лет школьники то и дело изучают одно и то же. Взять того же Пушкина, Крылова, Достоевского или Толстого. Сколько еще поколений до вас и сколько поколений после вас будут продолжать обгладывать труп Золотого века литературы. И не поймите меня неправильно, культурный вклад того же Пушкина в развитие поэзии несоизмеримо велик. Но не кажется ли вам, что стоит уже перевернуть страницу. Бедного Пушкина, в школах, мучают ежегодно, давая один и тот же материал для изучения. И о какой любви не то что бы к классике, а в принципе искусству может идти речь.

Если затронуть отдельно поэзию, то проблема так же заключается в том, что из-за навязанных стереотипов о поэтах, мы представляем их как благородных рыцарей на белом коне. Но это ведь совершенно не так. Ранее упомянутый Пушкин был грубым и бестактным бабником. Есенин был антисемитом, а Лермонтов - избалованным мудаком. Их великолепные светские вечера, которые лишь мельком затрагиваются при изучении их биографий, но настолько красочно воспеваются и превозносятся любым школьным учителем по литературе, по сути, являлись теми же вписками, на которых они бухали, употребляли в себя все, что можно и нельзя и трахались. К сожалению, из-за сложившегося образа поэта, поэзия считается скучной и, по сути, мертвой в наше время.

Почему мы не любим классическое искусство, или же как понять классику

Современная классика

Ранее я сказал, что классика не соответствует современности. Но это не совсем так. Помимо того, что в классических произведениях тех или иных деятелей искусства мы можем увидеть отражение времени, когда они были написаны, мы так же можем увидеть те самые темы, которые, как бы это избито не звучало, актуальны и по сей день.

Для кого-то это может прозвучать странно, но то произведение, которое было написано сегодня, через 50 лет может стать классическим. Имя автора станет именем нарицательным в том или ином жанре, а само произведение может стать культурным достоянием не просто какого-то государства, а в принципе, той или иной отрасли искусства.

Продолжая путешествовать по прекрасному миру литературы, на ум сразу же приходит Джоан Роулинг со своим "Гарри Поттером". Книги о "мальчике, который выжил" стали революционными и полностью изменили представления масс о детском, и не только, фэнтези. Если же затрагивать более серьезные произведения и авторов, то в пример можно привести Чарльза Буковски. Его огромная библиотека написанных произведений и особый, дерзкий, грубый, откровенный и местами "грязный" стиль написания стал прорывным. На постсоветском пространстве Буковски известен как прозаик, но у себя на родине, в США, а также в Европе, Буковски является одной из самых значимых фигур в поэзии 20-го века. Та самая "скучная" поэзия, которой занимался американец, отличается своей простотой и зеркально чистой откровенностью, олицетворяя термин "грязный реализм". Все творчество Буковски, а в частности поэзия, - это чистые, как слезы ребенка, размышления о грязной, порочной и обыденной повседневности человека.

Чарльз Буковски
Чарльз Буковски

Путешествуя дальше по жанрам, на ум приходит Оруэлл и его повесть "Скотный двор" или же роман-антиутопия "1984-й". "Скотный двор" - сатирическая повесть о нашем с вами обществе. О людях, диктатуре и тоталитаризме. Как бы это парадоксально не звучало, но очевидная сатира на Советский Союз в народе принято считать сатирой на все общество в принципе. И действительно, очевидные параллели между людьми и животными, осмысление роли социальных классов и вышеупомянутого общества в жизни этого же общества и делают эту работу культовой. Ведь поднятые автором темы в повести, как были, так и будут актуальны всегда. Ну а самая известная работа Оруэлла "1984-й" в противовес "Дивному новому миру" Хаксли навсегда закрепили за собой звание лучших антиутопий. Два абсолютно разных произведения от разных авторов прекрасно контрастируют и дополняют друг друга. Если не отходить далеко от антиутопий, то также можно вспомнить излишне уважаемую мною книгу от великого и неповторимого Рэя Брэдбери. "451 градус по Фаренгейту" - антиутопия, ставшая реальностью. Это уникальное классическое произведение, которое не просто стало культурным наследием, а опередило свое время, став поистине актуальным меньше чем через пол столетия. Огромная любовь к произведению Брэдбери может завести меня в такие дебри, что рассказ о классике может превратиться в отдельное эссе о самом произведении. Поэтому думаю, что самое-то остановиться на маленькой заметке о самом романе.

Рэй Брэдбери 
Рэй Брэдбери 

В чем прелести классики, помимо культурного наследия?

Кто бы что не говорил, но классика - это фундамент. В независимости от того, насколько революционно-пиздатое произведение вы напишите, в нем все равно будут виднеться отголоски классики. Кто-то отсылается к ней целенаправленно, чтобы почтить дань того или иного произведения, что более актуально для кино. В последние десятилетие мы все чаще видим, как режиссеры фильмов самого разного качества оставляют "пасхалки" в каждом углу. Допустим, тот же "Первому игроку приготовиться" это одна огромнейшая пасхалка на все, что только можно встретить на данный момент в поп-культуре. Весь фильм наполнен отсылками на видеоигры, музыку, кино, книги, комиксы и многое другое. Весь фильм -один огромнейший лабиринт из пасхальных яиц и отсылок. Но давайте все же вернемся к литературе. Как бы это очевидно не звучало, но в большинстве случаев мы отсылаемся к классическому искусству неосознанно. А если быть точным, мы используем давно устоявшиеся правила, которые стали в своем роде эталонными. Даже не задумываясь об этом.

К примеру, сев за написание эссе, мы можем изъебнуться так, как не изъебывался никто. Но по итогу структура самого эссе останется неизменной, со своим вступлением, основной часть и заключением. И все эти правила, структуры написания, путь самого героя и многое другое было придумано задолго до нас. Более подробно об этом всем можно узнать благодаря книге Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой". Вечные темы любви, самобичевания, страдания, жизни и смерти, доблести и долга, поэтому и вечны.

Почему мы не любим классическое искусство, или же как понять классику

Те же стихи уже не единожды упомянутого за это эссе Пушкина являются эталонными (классическими). До него кто-то писал о любви, кто-то писал и после, но так, как писал он, не писал никто. И вы не подумайте, я не пытаюсь сказать, что Пушкин - это поэт всех времен и народов. Если брать его современников, то мне гораздо больше симпатизирует Лермонтов. Пушкина я беру как самый яркий пример. Многие говорят, что творчество Пушкина излишне переоценено. Не хочу вступать в полемику не с одной из сторон, но, возможно, так и есть. Однако вклад Пушкина не просто в развитие поэзии, а в принципе литературы отмечали такие великие поэты, как Александр Блок, Иван Бунин и Максим Горький. Люди, которые в дальнейшем сами стали представителями классической литературы.

Ну а что для тебя классическое искусство?

Из всего вышеперечисленного выходи вполне логическое умозаключение. Происходит самая обычная смена поколений. Классика подвергается метаморфозам, и в скором времени мы далеко отойдет от стандартных, на данный момент, понятий "классический". Появляется новая классика. И в таком случае можно сказать, что каждый человек сам для себя определяет, что для него является "классическим искусством". Будь то льющиеся стихотворения поэтов Золотого века или резкая, грубая, но такая искренняя поэзия Чарльза Буковски.

Надеюсь, что на литературном примере у меня получилось донести собственные мысли касательно классического искусства и его огромнейшего влияния на мир самого разного творчества.

***
Если вам понравилось мое эссе, то можете заглянуть в мой Телеграм - канал. Время от времени пишу различные интересности об искусстве. Поэтому, если заинтересовал, буду рад вас там видеть.

5252
127 комментариев

Комментарий недоступен

63
Ответить

Потому что не умеют прививать чувство прекрасного. И не вся классическая литература хорошая и интересная

1
Ответить

Хотел написать об, но забыл. Все тоже самое, что и у тебя . Начал читать больше самой разной литературы и вкатываться в это все, и по итогу те авторы и книги которые терпеть не мог в школьные годы, сейчас заходят на ура.

4
Ответить

Абсолютно правильный комментарий! Какие нахрен страдания Наташи ростовой или для рассуждения из какой-нибудь пьесы Чехова могут быть поняты в подростковом возрасте? правильно, практически никакие. Поэтому книжки просто неинтересны для подростка.
Изучать классику надо, только не в таком объёме как пихают в школе

Ответить

Комментарий недоступен

31
Ответить

Честно говоря, я придерживаюсь именно этого пункта:
Классика просто не соответствует современным реалиям.После первой и второй мировых войн, после Чикатило, после девяностых, после всего этого пиз.ца творящегося вокруг, читать и воспринимать терзания студентиков зарубивших бабку и тпшек прыгнувших под поезд для меня лично выглядит как бессмыслица.

18
Ответить

Слушай, ну как будто после Средневековья с повсеместным пиздецом читать про студентиков не было бессмысленным)

9
Ответить