«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Когда массовое сумасшествие становится обязательным следствием всеобщего благополучия.

Обычно антиутопии рассказывают о том, как человечество зашло в тупик по пути к утопии — хотело попасть в райских сад, а забрело в солончаковую пустыню. «1984», «О, дивный новый мир», «Вожделеющее семя», «Мы», «Бразилия» — небольшие сводки из жизни целых параллельных реальностей.

Работа <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.deviantart.com%2Faureliuscat&postId=26548" rel="nofollow noopener" target="_blank">aureliuscat</a>
Работа aureliuscat

Но бывают и редкие исключения, которые замыкают антиутопию на небольшом клочке нашей с вами действительности — небольшом острове, где вынуждена бороться за выживание группа британских школьников, или в длинном поезде, везущем по заледеневшей планете остатки человечества.

Или вот сорокоэтажной высотке, благодаря которой уважаемые обществом врачи, пилоты и финансисты вдруг обнаруживают в себе первобытную тягу к изнасилованиям и убийствам. Первое – это «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Второе – фильм «Сквозь снег». А третье — «Высотка» Джеймса Балларда. И о ней сегодня пойдёт речь.

Джеймс Баллард
Джеймс Баллард

Говоря о романе «Высотка» нельзя не коснуться творческого пути её автора. Джеймс Баллард — это британский писатель, который родился в Китае. Его отец, химик, работал исполнительным директором в Шанхайском филиале манчестерской текстильной фирмы. Жили они в так называемом Шанхайском международном сеттльменте — территории, которая находилась под меджународным управлением на протяжении 100 лет — до 1943 года.

Это был маленький кусочек западного мира посреди восточной культуры. Когда Балларду исполнилось 11 лет, началась Вторая мировая война и японская армия захватила этот район. Вместе с семьёй его перевели в концлагерь для европейцев и американцев. Спустя 40 лет воспоминания об этом Баллард использует при написании своей самой известной книги — «Империя солнца».

По мотивам «Империи солнца» в 1987 Стивен Спилберг снял одноименный фильм
По мотивам «Империи солнца» в 1987 Стивен Спилберг снял одноименный фильм

Мне понадобилось двадцать лет, чтобы забыть о жизни в концлагере, и потом ещё двадцать лет, чтобы вспомнить. Мы с родителями обитали в маленькой комнате на протяжении трёх лет, ели варёный рис и сладкую картошку, спали на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Необычный опыт для мальчика, который рос в доме с китайскими слугами.

Джеймс Баллард

После окончания войны Баллард с матерью и сестрой вернулся в Великобританию. Отец же остался работать в Китае. В 19 лет будущий писатель поступил в Кэмбридж, чтобы выучиться на психиатра. Увлёкшись психоанализом и картинами сюрреалистов, он начал сочинять свои первые авангардные рассказы.

Впоследствии ради них он забросил учёбу и устроился копирайтером в рекламное агентство. Позже он поступил на службу в Королевские военно-воздушные силы Канады. Затем работал помощником редактора в журнале о химической промышленности.

Уйти с работы и посвятить всё своё время написанию книг Баллард решил в 1960 году, когда переехал в английский город Шеппертон. Первую книгу «Ветер ниоткуда» о бесконечном урагане планетарных масштабов, который загнал человечество в подземные туннели, он написал за пару недель, чтобы набить руку.

Следом вышел фантастический роман о катаклизме — «Затонувший мир». На этот раз человечество столкнулась с другой стихией – вода почти полностью покрыла земную поверхность, а у людей начали просыпаться первобытные инстинкты.

Обложки книг «Затонувший мир» и «Хрустальный мир»
Обложки книг «Затонувший мир» и «Хрустальный мир»

Затем были «Горящий мир» про глобальную засуху и «Хрустальный мир» о феномене, превращающем растения и животных в кристаллы.

Вволю наигравшись с историями о природных катаклизмах, Баллард переключился на истории-антиутопии, в которых бал правили различные формы безумия, отчаяния и паранойи человека, выросшего в благополучном обществе Западной Европы 60-х годов.

Молодые люди принимают за должное то, что государство обеспечит их бесплатным высшим образованием, бесплатной медициной и процветающей потребительской экономикой, однако, тем не менее, как будто подозревают, что за всем этим кроется какой-то незримый заговор... В абсолютно нормальном обществе безумие является единственной свободой.

Джеймс Баллард
«Автокатастрофа» и «Бетонный остров»
«Автокатастрофа» и «Бетонный остров»

Он выпустил книгу «Автокатастрофа», в которой рассказывалось о человеке, одержимом разбитыми машинами и мечтавшем подстроить ДТП с актрисой Элизабет Тейлор. А потом написал «Бетонный остров», где главный герой после аварии оказывался заперт на свалке, отрезанной от внешнего мира тремя хайвеями.

И, конечно, он написал «Высотку».

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Сорок этажей на тысячу квартир, где есть всё, что нужно состоявшемуся человеку: начальная школа, чтобы малышня лишний раз не выходила на улицу, супермаркет с дорогим вином для вечеринок, банк, салон красоты, спортивный зал и даже два бассейна, чтобы было где утопить доставшую тебя соседскую собачку.

Целый вертикальный город, построенный архитектором Энтони Роялом будто бы для того, чтобы никогда больше не выходить в опасный внешний мир. Задолго до того, как появилась «Высотка» на его машину наехал грейдер, из-за чего теперь архитектор может ходить только с тростью.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Жить в Высотке — значит быть частью привилегированного клуба. Квартиры здесь не покупаются, а берутся в аренду сроком на 90 лет, то есть навсегда. Из-за этого у Рояла не получилось общество в миниатюре — только срез её среднего класса. От нижней его прослойки к высшей.

На первых этажах живут пилоты авиалиний и работники киностудий с детьми. Врачи и профессура предпочитают средние этажи. Купающиеся в роскоши финансисты и налоговики обитают наверху. А на крыше в окружении сада живет сам создатель Высотки.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Высотка стоит в Лондоне, в окружении ещё четырёх аналогичных зданий, которые только готовятся к сдаче. И никому из внешнего мира до неё нет дела. Она находится под контролем чего-то вроде ТСЖ (товарищество собственников жилья). Это замкнутый мирок, из которого жильцы каждый день выходят в мир внешний, чтобы работать.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Каждый день здесь проходят сотни вечеринок. То в одной квартире, то в другой. С балконов на машины соседей летят бутылки и фужеры, которые кто-то неосторожно оставляет на перилах. Из-за шума невозможно уснуть. К утру, когда музыка замолкает, начинают грохотать коробочки со снотворными пилюлями.

Усталость и недовольство нарастают. А тут ещё и классовое расслоение: те, кто чуть богаче, смотрят свысока на тех, кто чуть беднее: не пускают детей с первых этажей в сад на крыше, запрещают пользоваться бассейном. Потом то электричество отключится, то вода из крана перестанет бежать, то кондиционеры вырубятся. Во время блэкаута кто-то утопит чужую собаку, а несчастный сосед вдруг выпадет из окна. Так начинается счёт смертям.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Безумие охватывает жильцов одного за другим. Начинается война этажей. Жители нижних хотят пробиться наверх. Жители верхних хотят поставить зарвавшуюся «чернь» на место. В коридорах драки. В лифтах изнасилования. На лестничных пролётах баррикады.

В какой-то момент между жильцами устанавливается негласный договор: никто не звонит в полицию, никто не вызывает «скорую», внешнему миру незачем знать о том, что творится в Высотке. Так место, которое когда-то предлагало им все блага цивилизации, превращается в территорию для изучения своих первобытных инстинктов.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Первое время люди всё-таки периодически покидают Высотку, ведь всем надо на работу по утрам. Но скоро им становится безразлично, что там происходит во внешнем мире. События Высотки поглощают их целиком.

Что-то похожее произошло однажды и в реальном мире. В 1954 году в американском Сент-Луисе был построен «Пруитт-Айгоу», жилой комплекс из трёх десятков 11-этажных зданий.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Они были созданы специально для молодых неблагополучных семей. Первые годы всё было хорошо, но уже в следующем десятилетии «Пруитт-Айгоу» превратился в одно из самых криминальных мест города. Там постоянно кого-нибудь насиловали или убивали. Коммунальные сети выходили из строя, и полиция старалась лишний раз туда не приезжать.

Можно было бы подумать, что Джеймс Баллард черпал вдохновение в этой истории. Но на самом деле идея романа об антиутопии отдельно взятого здания пришла к нему, когда он отдыхал на курорте.

Прежде чем начать писать «Высотку», я провёл лето в пляжной высотке в Росас на Коста Брава, неподалёку от дома Дали в Порт Ллигат. Я увидел, как один из французов, живших на нижнем этаже, был доведён до белого каления бычками, которые скидывали жильцы верхних этажей, и начал патрулировать пляж, фотографируя нарушителей камерой с трансфокатором.

Фотографии он потом разместил на доске объявлений в фойе здания. Это очень забавная выставка, которую я воспринял в качестве ещё одного зелёного сигнала светофора для моего воображения.

Джеймс Баллард

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Этот персонаж потом перекочевал в «Высотку» и преобразился в хирурга-ортодонта, который сходит с ума из-за того, что другие жильцы небрежно относятся к мусоропроводу — забивают его, скидывая туда что попало. Через его образ Баллард изобразил новый тип человека, приспособленного к жизни в огромном многоквартирном доме, бережно хранящем её коммунальные артерии и готовым к тому, что за стенкой от него всегда кто-то будет громко говорить или слушать музыку.

Для мира Высотки такие люди – обязательный атрибут. Те, кто только и делают, что ждут, когда же кто-нибудь из жильцов допустит ошибку. Порождение своей эпохи, такое же, как «Министерство Правды» в «1984» Оруэлла, или наркотик Сома в «О, дивный новый мир» Хаксли.

Я боюсь, что описанные в «Высотке» события, это уже почти реальность. Не в том смысле, что всё происходит именно так, как изображено в литературе, а в том, что такая подсознательная агрессия уже есть.

Люди и дальше будут вставать по утрам, забираться в свои машины, ехать в офисы… Но в их головах при этом будет происходить что-то опасное. Потому что они страдают от скуки своего среднего класса.

Джеймс Баллард
«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Изначально Джеймс Баллард описал события романа от лица безымянного социального работника, который однажды пришёл в многоквартирный дом для респектабельных молодых профессионалов и удивился тому, во что они превратились сами и во что превратили Высотку. Но затем писатель решил разделить историю между тремя главными героями, олицетворяющими собой три слоя среднего класса.

Режиссёр-документалист Ричард Уайлдер с нижних этажей, доктор Роберт Лэнг со средних и архитектор Энтони Ройял, который живёт на самом верху. В то время как Роберт Лэнг занимает нейтральную позицию в межклассовой войне, Уайлдер и Ройял выступают прямыми антиподами друг друга. И основная сюжетная арка построена вокруг того, как один штурмует этаж за этажом, чтобы убить другого.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

В финале история возвращается к тому с чего начиналась. Война в Высотке подходит к концу, так как воевать уже особенно некому — все самые активные бойцы давно разлагаются в бассейне. Единичные квартиранты обитают на развалинах, в забитых мусором коридорах и доедают последних собак. Они довольны своей жизнью, довольны тем, как всё сложилось, и готовы поприветствовать в этом новом мире всех, кто по-прежнему скован цивилизацией и скучает из-за благополучия.

А новые адепты скоро будут, ведь в соседней высотке тоже начинаются перебои с электричеством, а значит там тоже скоро начнется межклассовая война.

В 2015 году по мотивам романа вышел одноименный фильм с Томом Хиддлстоном, Джереми Айронсом и Люком Эвансом в главных ролях (а еще там мелькает Элизабет Мосс из «Рассказа служанки»). Действие фильма происходит в 70-х — том же десятилетии, в котором была выпущена книга, хотя у Балларда подразумевалось, что события происходят в будущем.

Картина повторяет сюжет книги почти один в один. Однако история стала более образной. Там, где у Балларда был строгий репортажный стиль, в кино можно увидеть танцевальные номера. Плюс авторы немного лучше объяснили мотивацию главных героев и проложили новые мостики, объединяющие персонажей из разных классов — ребенка-«полукровку», например, в жилах которого течет кровь представителей двух классов.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

Кроме того, немного изменились предыстории персонажей. В книге доктор Роберт Лэнг переживал тяжелый развод и переехал в Высотку по совету своей сестры, уже живущей там, но в кино он заселялся в Высотку, чтобы забыть о смерти своей сестры. И если в романе хаос начинался сам собой, то в фильме его провоцировал сам Роберт Лэнг, в шутку выдавая обморок одного из жильцов за следствие неизлечимой болезни.

В целом же фильм — почти идеальная экранизация произведения, со своим стилем. Если совсем читать лень, то можно обойтись только им.

«Высотка» — антиутопия про средний класс, что варится в собственном соку

«Высотку» можно было бы сравнить с фильмом «Сквозь снег». И там и там длинный вытянутый объект, в одном конце которого живут «бедные», а в другом «богатые». Но «Сквозь снег» слишком абстрактен. В нём много фантастических допущений. А «Высотка» — произведение более реалистичное.

Это в 70-е такие многоквартирники были в новинку, а сейчас их предостаточно, особенно тех, где есть бассейны, салоны красоты и банки. И жильцы в них не кромсают друг друга, пытаясь сбежать от удушающей скуки благополучного существования. Однако это не значит, что хотя бы изредка они не задумываются об этом.

117
30 комментариев