Магократия: что бывает, когда маги берут власть в свои руки

От закулисного управления человечеством до диктатуры магической аристократии.

В финале второй части «Фантастических тварей» главный злодей фильма, маг Геллерт Гриндевальд, произнёс речь, в которой призвал всех волшебников объединиться, захватить власть над миром и поработить всех маглов.

Как мы знаем из истории той вымышленной вселенной, это ему не удалось. Магический мир продолжил существовать параллельно магловскому, маги не вмешивались в дела не-магов и всячески от них скрывались. Но всё же идеи, созвучные гриндевальдовским, во вселенной «Гарри Поттера» были популярны у магов даже спустя полвека после краха всех планов Гриндевальда.

А что всё-таки было бы, если бы маги захватили власть над миром не-магов? Отвечаем на этот вопрос при помощи самых характерных примеров магократий из художественных произведений.

Речь Геллерта Гриндевальда «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Речь Геллерта Гриндевальда «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Серые кардиналы

В каком-то смысле сверхмогущественной надправительственной магической организацией можно назвать католическую церковь времён Средневековья.

Официально христианство критиковало, а то и запрещало колдовство, в том числе и теургию — магию, основанную на получении тайных знаний, материальных благ и вообще какой-либо помощи от бога, ангелов, архангелов и демонов. Но та же раздача индульгенций по своей сути не так уж далеко ушла от ритуальных заклинаний, а различные свершения святых были сродни похождениям разных чародеев.

В Средневековье церковная власть была равна мирской — а то и сильней её. В те времена церковники прямо или косвенно контролировали все сферы жизни: устанавливали моральные нормы, собирали налоги и пожертвования, вмешивались в политику самых разных феодалов.

При этом духовенство позволяло себе невозможное с точки зрения христианской морали: например, папой римским мог быть даже жестокий и развращённый пират, а на протяжении шестидесяти лет длилась «порнократия» — то есть глав католической церкви выбирали римские блудницы. При этом церковь жестоко карала тех, кто хоть как-то мог подорвать её авторитет.

<a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_XII_(%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Иоанн XII</a> — один из самых молодых пап римских — и он же один из ужаснейших. По различным источникам, он постоянно пьянствовал, убивал кардиналов, святотатствовал, воздавал почести Сатане и даже превратил традиционную резиденцию пап римских в бордель
Иоанн XII — один из самых молодых пап римских — и он же один из ужаснейших. По различным источникам, он постоянно пьянствовал, убивал кардиналов, святотатствовал, воздавал почести Сатане и даже превратил традиционную резиденцию пап римских в бордель

Но в конечном итоге Реформация ослабила силу церкви. Теперь правители почти не зависели от прихотей религиозных организаций. В каких-то странах ключевую роль начали играть светские законы, а где-то церковники и вовсе подчинялись напрямую монархам.

Но церковники всё равно были слишком могущественны, чтобы так просто отказаться от власти. Просто теперь им пришлось самим фактически влиться в светский аппарат управления государством и уже оттуда влиять на общество — но скорее тайно.

К примеру, из-за этого появился термин «серый кардинал» — при могущественном политике Ришелье, «красном кардинале», из-за характерного цвета носимой им шапочки, был бедный монах Жозеф по прозвищу «серый кардинал». Формальной властью он практически не обладал, но его влияние на политику Франции было почти что сравнимо с властью самого Ришелье.

Отец Жозеф — он же Франсуа Леклер дю Трамбле
Отец Жозеф — он же Франсуа Леклер дю Трамбле

Впрочем, серыми кардиналами частенько бывали не только деятели различных религий, но и те, что выдавали себя за самых настоящих магов и чародеев.

К мнению предсказателя Трасилла из Менды прислушивался римский император Тиберий. Знаменитый герметист Джон Ди был влиятельным придворным при дворе короля Священной Римской империи Рудольфа II. Распутин активно помогал выбирать министров для Николая II.

Распутин Колоризация от <a href="https://klimbim2014.wordpress.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Klimbim</a>
Распутин Колоризация от Klimbim

Но людей, в действительности владевших магическими способностями, в реальной истории не было. Так что за примерами того, как государствами управляли настоящие маги, придётся обратиться к художественным произведениям.

Один из характерных примеров магов, скрытно руководящих целым государством — Байяз из «Первого Закона» Джо Аберкромби.

Байяз предстаёт перед всеми как мудрый и рассудительный человек, стремящийся покончить с войной между царствами и спасти мир. При помощи магии и своих советов он помог объединить огромную территорию под властью первого императора Союза. После этого он несколько отошёл от политики, хотя временами занимал различные государственные посты, создавал технические новинки и руководил самолично основанными банками.

Хоть Байяз и казался для всех добрым стариком, в то же самое время он постоянно манипулировал всеми ради своей личной выгоды. Байяз готов был нарушить все законы и предать каждого, лишь бы победить в давней вражде с магом Кхалюльем, с которым он учился у одного учителя.

Байяз
Байяз

В рассказах, романах и играх ведьмак Геральт в ходе своих приключений регулярно встречался с самыми настоящими магами, да и он сам не брезговал пользоваться некоторыми заклинаниями. При помощи магии в вымышленной вселенной книг Анджея Сапковского можно многое: переломить ход масштабной битвы, обрести вечную молодость, поставить на поток производство могучих мутантов.

Но несмотря на своё могущество, те маги опасались не только угрозы со стороны других волшебников. К примеру, в рассказе «Меньшее зло» могучий маг Стрегобор панически боялся мстившую ему девушку Ренфри, так как она была слабо чувствительна к магии.

Стрегобор: Оказалось, что она нечувствительна к магии.

Геральт: Это же невозможно.

Стрегобор: Возможно. Достаточно иметь нужный артефакт или ауру.

«Меньшее зло», Анджей Сапковский

Хотя и самые заурядные воины вполне могли устроить тотальную резню адептам волшебства. Магическими способностями в том мире одарены многие, но далеко не все волшебники знают боевую магию — а даже если и знают, то всё равно мало что смогут поделать с ордой каких-нибудь стражников, заставших их врасплох.

Ренфри со своей бандой из семи краснолюдов карта из игры «Гвинт: Ведьмак. Карточная игра»
Ренфри со своей бандой из семи краснолюдов карта из игры «Гвинт: Ведьмак. Карточная игра»

Так что в той реальности маги издавна опирались на светскую власть, чтобы спокойно продолжать свои магические практики и защищать себя от различных религиозных фанатиков.

Главным совещательным органом магов на севере был Совет Чародеев. Из-за того, что многие участники этого совета служили придворными магами и имели громадное влияние на правителей, по сути они тайно определяли общую политику стран региона. Но доверие королей к магам подорвал Танеддский бунт, когда несколько чародеев решило предать северных правителей и примкнуть к враждебному Нильфгаарду.

Тогда сильнейшие магички сформировали Ложу Чародеек, чтобы, действуя тайно и скрытно, покончить с войной с Нильфгаардом и восстановить былое влияние магов на политику.

[...] Хроники говорят нам, что Совет мэтресс собрался в замке Лысая Гора, чтобы решить, как покончить с пагубной войной между императором и владыками Севера.

Почтенная Мать Ассирэ, святая мученица, поведала, что владыки Севера не перестанут воевать, пока как следует не истекут кровью. А Почтенная Мать Филиппа, святая мученица, ответила: «Дадим же им великий и кровавый, страшный и жестокий бой, доведем их до такого боя. Пусть армии императора и войска королей изойдут в этом бою кровью, и тогда мы, Великая Ложа, заставим их заключить мир». Так всё и вышло. Почтенные Матери сделали так, что случилась битва под Бренной. А владыки принуждены были заключить цинтрийский мир.

«Владычица озера», Анджей Сапковский

Правда и Ложу Чародеек в итоге ждала неудача. Либо во время событий второй части игры «Ведьмак», либо сразу же после началась массовая охота на ведьм во всём мире, когда убивали даже безобидных старух-травниц. Хоть какую-то защиту имели лишь придворные маги. Только спустя ещё долгое время к чародеям начали нормально относиться, а всех жертв охоты на ведьм возвели в ранг святых.

Косплей Ложи Чародеек <a href="https://vk.com/wall-103937275_248?w=wall-103937275_248" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Milligan Photo</a>
Косплей Ложи Чародеек Milligan Photo

Маги гильдии Радуги в Мельине, описанные в книгах Ника Перумова, держались за власть гораздо сильнее.

Целыми веками правители Мельинской империи, сильнейшего государства того мира, были фактически лишь марионетками в руках местных магов, хотя те формально были слугами императоров. Как раз благодаря им империя и добилась такого могущества. Свою власть маги использовали в основном для того, чтобы им никто не мешал проводить всевозможные магические эксперименты и репрессировать тех, кто пользовался неподконтрольной гильдии магией.

Но и их власть свергли — только это далось очень трудным и кровавым способом. Когда гильдия магов по сути лишилась своей верхушки во время борьбы с иномировыми захватчиками, император затеял мятеж. При помощи могучего артефакта, тайной организации шпионов и наёмных убийц, а также с громадной ордой обычных воинов он попросту утопил в крови гильдию магов и подчинил её себе.

Обложка книги «Алмазный меч, деревянный меч» Ника Перумова
Обложка книги «Алмазный меч, деревянный меч» Ника Перумова

Правда и мельинским магам было далеко до силы закулисных интриг Ночного и Дневного дозоров из книг Сергея Лукьяненко.

В цикле книг о Дозорах маги в эпоху Средневековья начали скрываться от обычных людей, опасаясь войны с ними. Тогда же по Великому договору они создали Дневной и Ночной дозоры, чтобы не уничтожить друг друга в междоусобной войне, а также сохранить равновесие сил. За исполнением законов обеими сторонами должна была следить Инквизиция, которая всё же гораздо слабее обоих Дозоров.

Мы — Иные. Мы служим разным силам. Но в сумраке нет разницы между отсутствием тьмы и отсутствием света. Наша борьба способна уничтожить мир. Мы заключаем Великий Договор о перемирии. Каждая сторона будет иметь свои права и свои законы. Мы — Иные. Мы создаем Ночной Дозор, чтобы силы Света следили за силами Тьмы. Мы — Иные. Мы создаем Дневной Дозор, чтобы силы Тьмы следили за силами Света. Время решит за нас.

Текст Великого договора

Однако это не помешало магам влиять на судьбу человечества. Многие «иные», как назывались маги в той вселенной, формально не относились к Дозорам, но при этом состояли в правительствах разных стран и пытались изменить их политику в нужном направлении для той или иной стороны.

Кроме того, верхушки самих Дозоров тайно влияли на государства. К примеру, тоталитарный СССР при Сталине был социальным экспериментом светлых иных по созданию идеального общества. В то же самое время тёмные были приверженцами социал-дарвинизма и тоже за последние столетия нередко глобально влияли на жизнь человечества.

Что мы вокруг да около. За последнее столетие силы Света трижды производили глобальные эксперименты. Революция в России, Вторая мировая война. И вот снова. По тому же самому сценарию.

Завулон, глава московского отделения Дневного дозора
«Ночной дозор»
«Ночной дозор»

Но самым ярким примером магов как великих серых кардиналов Земли можно назвать Союз Технократии из настольной ролевой игры Mage: The Ascension из линейки World of Darkness.

В той реальности магам просто жизненно необходимо скрывать свои способности от простых людей. Причём не столько из-за возможной «охоты на ведьм», а из-за так называемого Парадокса.

Когда маг на виду у обывателей творит нечто, не укладывающееся в их представления об естественных законах вселенной, то с магом начинают творится неприятные для него вещи. Его плоть и душа начинают искажаться, за ним начинают охоту духи Парадокса, что рано или поздно затягивают его в мир Парадокса — особую реальность, изолированную от нашей.

Оттуда можно вырваться только после успешной сделки с духом, затащившим тебя туда. Одни духи могут попросить исправить все последствия заклинания, вызвавшего Парадокс, другие — пробыть в заключении в мире Парадокса некоторое время, а третьи даже и пытаться договариваться не будут с магом и сотрут все следы его существования из реальности.

Неудивительно, что маги сильно опасаются Парадокса.

Излишне же вульгарные штучки могут вызвать Парадокс. Видишь ли, из своего обучения и понимания магии я знаю, что при свершении правильного ритуала я могу пройти сквозь стену. Но в то же время, всё, что мы знаем о мире, утверждает, что это невозможно. Это Парадокс! Поэтому, чем круче твоё заклинание, тем больше шансов ответного удара.

Делать что-то, что изменяет реальность в пределах её стандартов — просто. А идти вразнос, творя безумные заклинания и кучи проблем, требует не только немалых сил, но и серьёзных изменений. Чем сильнее ты стремишься изменить окружающую тебя вселенную, тем больше шансов, что в итоге получишь от неё в жбан.

Парадокс может просто не дать сработать твоему заклинанию, а может и сделать с тобой что-нибудь эдакое. В худшем случае, может случиться взрыв. Отсюда мораль: колдовать надо тихо и незаметно. Доверься мне, и проживёшь дольше.

Книга «Маг: Восхождение»

Правда, существует несколько способов преодоления эффектов Парадокса.

Многие маги просто предпочитают колдовать там, где простые смертные не смогут их увидеть. Целые магические сообщества культивируют в некоторых уголках мира, например, в тропической Африке и иранской глубинке, магический способ мышления, чтобы местные не видели никакой проблемы в явной магии. Некоторые фамильяры могут взять на себя часть урона от последствий Парадокса. А некоторые безумные маги и вовсе научились творить чары, перекладывая всю тяжесть Парадокса на окружающих.

Но чаще всего маги маскируют колдовство под нечто всем привычное. Фаерболлы представляют в виде коктейлей Молотова, а свалившийся под действием телекинеза ящик — под удачное стечение обстоятельств.

Иллюстрация к книге «Маг: Восхождение»
Иллюстрация к книге «Маг: Восхождение»

Но наибольшего искусства в маскировке магии под что-то обыденное достигла Технократия.

Маги из организаций, противостоящих Технократии, меняют реальность путём чтения заклинаний, проведения кровавых ритуалов, переписывания кода реальности, общения с духами и другой абсолютно ненаучной методологии. А почти вся магия технократов целиком укладывается в научную картину мира.

Их магия — создание всевозможных гаджетов, киберимплантов, роботов, различных вакцин, лазерных винтовок. Даже, казалось бы, обычное знание психологии, пиар и умение хорошо вести финансовые дела — это всё ещё их магия.

Так получилось оттого, что технократы столетиями меняли образ мышления обычных людей на более научный, что в конечном итоге изменило и реальность вокруг них. А ведь когда-то, например, Земля была действительно плоской под влиянием мышления большей части человечества.

Из всех организаций, входящих в Союз Технократов, наибольших успехов в насаждении обывателям определённого способа мышления достиг Новый Мировой Порядок. Они постоянно наблюдают за людьми, собирают о них всевозможные данные, а после — на основе этих знаний промывают всем мозги при помощи СМИ, вербуют новых людей в Технократию и преследуют недовольных их порядками. Их можно описать как типичных «людей в чёрном» из городских легенд.

Хотя технократы — всё ещё маги, они задались своей целью целиком искоренить из реальности всё ненаучное и сверхъестественное. По их мнению, мистики и всевозможные магические существа были огромной угрозой для человечества — и, действительно, когда технократы потеснили их, Земля превратилась в куда более спокойное место, где шансы быть съеденным каким-то чудовищем близятся к нулю.

«То-что-человеку-знать-не-положено» существует на самом деле. Читали когда-нибудь Лавкрафта? Ваша работа заключается в том, чтобы защищать людей от знаний, которые могут им навредить. Вы делаете их вымыслом и фантазией не потому, что вы жестоки или скрываете правду, а ввиду того, что они могут навредить всему человечеству.

Гораздо лучше, если вместо этого Массы будут верить в твою Истину (с большой буквы «И»). Это проще, это безопаснее, и, что лучше всего, если в это поверят достаточно людей, это может стать реальностью. Преследуйте то, чего быть не должно, искореняйте искажения вашей Истины, управляйте теми, кто слишком упрям или глуп, чтобы принять это. Кроме того, помните — вы делаете это ради их же пользы.

Описание философии Нового Мирового Порядка из официальной книги правил

Правда, всё это в итоге привело к тому, что технократы стали искоренять вообще все нестандартные точки зрения. А люди разучились верить даже в научные чудеса: использование разработанных технократами огромных роботов и боевых космических кораблей приводит к точно такому же Парадоксу, что и некромантия с демонологией. К тому же, некоторые маги опасаются, что такими темпами вскоре вымрут не только маги-мистики, но и сами технократы.

Иллюстрация к книге «Маг: Восхождение»
Иллюстрация к книге «Маг: Восхождение»

Впрочем и маги-традиционалисты, противостоящие Технократии, тоже постоянно вмешивались в мирскую политику. Например, нацистскую Германию поддерживали неоязычники, Орден Гемеса, состоящий из самых разных практикующих герметистов, и Сыны Эфира, конструирующие безумные механизмы, что не должны работать с точки зрения официальной науки. А саму Вторую мировую развязала отдельная от всех фракция магов, стремящихся уничтожить вселенную.

Иллюстрация к книге «Руководство по Традициям»
Иллюстрация к книге «Руководство по Традициям»

Маги-правители

Нередко в мировой истории различным правителям и вождям племён приписывали некие магические умения, а то и вовсе считали их воплощениями каких-либо божеств со свойственными им способностями.

Во многих племенах Африки нет чёткого разграничения между вождём и шаманом — часто это один и тот же человек. Малайским раджам прямо приписывали способность влиять на плодородие земель своими ритуалами. А в средневековой Европе долгое время простолюдины верили в то, что короли могут лечить своим прикосновением болезни. Такие народные суеверия подкрепляли власть правителей.

Последним пережитком этих суеверий [в Европе], возможно, была вера в то, что английские короли обладают способностью прикосновением руки исцелять от золотухи. Эта болезнь была поэтому известна под названием «королевской». Чудесным даром излечения часто пользовалась королева Елизавета (1558-1603). В Иванов день 1633 года король Карл I (1625-1649) одним махом излечил сотни пациентов в королевской часовне в Холируде.

Но вершины популярности эта практика, по-видимому, достигла при его сыне Карле II (1660-1685). За время своего правления этот монарх коснулся около ста тысяч люден, больных золотухой. Иногда вокруг него возникала ужасная давка. Однажды шесть или семь искавших исцеления людей были затоптаны насмерть.

Король Вильгельм III (1688-1702), будучи человеком здравомыслящим, с презрением отказывался участвовать в этом надувательстве и, когда всё та же дурно пахнущая толпа осаждала его дворец, приказал раздать ей милостыню и выгнать вон. Когда же однажды его в первый и в последний раз удалось уговорить возложить руку на больного, он сказал ему: «Дай тебе бог лучшего здоровья и побольше ума». Однако, как и следовало ожидать, эта практика продолжала существовать и при глуповатой дочери тупого фанатика Якова II (1685-1688) королеве Анне (1702-1714).

Джеймс Джордж Фрэзер, «Золотая ветвь»
<a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Эхнатон</a> благодаря введению культа Атона хотел стереть разницу между фараоном и богом солнца. Это позволило бы ему заручиться безграничной властью на престоле
Эхнатон благодаря введению культа Атона хотел стереть разницу между фараоном и богом солнца. Это позволило бы ему заручиться безграничной властью на престоле

Самый известный пример правителя-немага, которого все принимали за могущественного волшебника в художественных произведениях — волшебник Оз из одноимённой книги, он же Гудвин в русскоязычном ремейке под названием «Волшебник Изумрудного города».

На самом деле, Оз был обычным американским цирковым артистом. Но после того, как его занесло ураганом в волшебную страну Оз, он продемонстрировал местным жителям свои обычные фокусы, которые им показались великим колдовством. Так что Оскар Зороастр Фадриг Исаак Норман Хенкель Эммануэль Амбройз Диггс воспользовался их наивностью и узурпировал трон.

Его власть держалась только на вере жителей страны Оз в магические способности. И это так легко ему удавалось, что даже добрые волшебницы юга и севера, Глинда и Локаста, по сути стали его вассалами.

Гудвин Леонид Владимирский
Гудвин Леонид Владимирский

Но всё же наибольшее внимание в художественных произведениях получали как раз те правители и узурпаторы, что действительно умели колдовать. А на то, как их изображают, огромное влияние оказал Роберт Говард со своими произведениями о Кулле и Конане-варваре.

В его книгах маги-правители и колдуны, мечтающие о полном захвате власти, показаны полнейшими злодеями со всеми возможными пороками, а потому иногда они и на людей-то слабо похожи. Власть они захватывали только благодаря своей мощи — но при этом постоянно гибли от мечей просто хорошо тренированных смертных воинов.

Такими магами были и некроманты, правившие Хайбореей во времена Кулла, и древние тёмные маги-жрецы, управлявшие Стигией.

Однако самый показательный пример такого мага в творчестве Роберта Говарда — колдун Тзота-Ланти из рассказа «Алая цитадель». Абсолютно незапоминающийся злобный деспот, который был создан только для того, чтобы Конан зарубил его мечом в финале рассказа.

[...] Страшный как кобра Тзота-Ланти, облачённый только в шелка, — кофийский жрец со сверкающими чёрными глазами и головой стервятника. По свету ходило великое множество слухов об этом некроманте. В северных и западных деревнях светловолосые женщины пугали его именем детей, а строптивые рабы смирялись при одной угрозе, что их продадут этому человеку.

Поговаривали, что у него целая библиотека магических книг в переплётах из человеческой кожи, и что в просторных подвалах своего дворца он заключает сделки с тёмными силами, обменивая молодых рабынь на сатанинские тайны. Именно он был истинным властелином Кофа. [...]

Конан бросился вперед, меч его сверкнул в лучах солнца. Тзота размахнулся, и варвар пригнул голову. Что-то блестящее пролетело над ним и взорвалось за спиной, опалив землю клубком адского огня. Прежде чем Тзота успел бросить второй шар, который держал в левой руке, меч Конана обрушился на его шею. Голова колдуна слетела с плеч, и туловище, брызгая кровью, повалилось на землю. Но чёрные глаза по-прежнему злобно сверкали, глядя на киммерийца, зубы скрипели, а руки шарили вокруг, будто в поисках отрубленной головы.

Роберт Говард, «Алая цитадель»

Таких тёмных магов-правителей было полно в произведениях про Конана-варвара (и книгах, старавшихся копировать Говарда) — а затем и практически во всём героическом фэнтези. В первые годы существования того же журнала комиксов Heavy Metal трудно было встретить номер, в котором не было бы ни одного злобного тёмного властелина, увлекающегося магией.

Комикс «Den», первый номер журнала Heavy Metal, 1977 год
Комикс «Den», первый номер журнала Heavy Metal, 1977 год

Одни из самых приметных магов, созданных по такому типу, описаны в мире Атас из сеттинга Dungeons & Dragons под названием Dark Sun, где все элементы классического героического фэнтези возведены в абсолют.

Действие происходит на планете, пережившей магический апокалипсис, что превратил почти всю сушу в выжженную солнцем безводную пустыню. По этой постапокалиптической местности путешествуют многочисленные искатели приключений, одетые в тряпки и шкуры, с оружием из палок, костей и обсидиана — Атас настолько истощён, что в нём почти не осталось каких-либо полезных ископаемых. А карта мира просто испещрена городами-государствами, в которых правят бессмертные тёмные маги — один краше другого.

Городом Урик правит Хаману, получеловек-полулев в золотых доспехах. Он хоть и заботится о своих подданных куда больше, чем остальные чародеи, но всё равно без раздумий убивает любого, кто даже просто его раздражает.

Колдун Нибенай правит Городом Теней, названным в его честь. Его мать сильно изменила своё тело магическими практиками, что сказалось на её сыне — он превратился в представителя новой, доселе неизвестной расы. Нибенай походит на дракона — хотя он скорее в родстве с цилопами — гигантскими одноглазыми насекомыми с телом человека и ногами многоножек. Как и большинство магов Атаса, он черпает свою мощь из жизненной силы окружающих его людей, растений и животных.

Ещё больших успехов в иссушении всего и вся ради магии достиг Борис, король Ур Дракса — единственный дракон Атаса. В отличие от остальных магов, он любит дипломатию — но всё равно готов испепелить каждого, кто представляет хоть малейшую угрозу его власти. Когда-то был обычным человеком, но теперь пытается вымарать из истории любые упоминания об этом.

Тектуктитлай объявил себя живым богом на земле и каждый день заставляет приносить в честь себя кровавые жертвоприношения. Абалах-Ре настолько преуспела в искусстве некромантии, что теперь треть её города населяет нежить, бродящая по улицам рядом с живыми. Напыщенный король Андропинис вернулся из путешествия по иным мирам с армией загадочных существ, именующих себя маенадами.

Подобных магов там десятки. И убить их практически невозможно, ведь мало того, что они окружены сильной армией, так и ещё они мутировали в ужасающе могущественных магических тварей.

Король Борис <a href="https://www.bromart.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Gerald Brom </a>
Король Борис Gerald Brom

Зачастую магов-правителей делают главными злодеями, с которыми приходится бороться на протяжении долгого времени. Такими были Шао Кан из Mortal Kombat, высасывающий души людей, таким же был Скелетор из «Хи-Мен и властелины вселенной», владевший самыми разнообразными заклинаниями. Но всё же более каноничный тёмный властелин-чародей для фэнтези — Даркин Рал из «Меча Истины» Терри Гудкайнда.

Даркин Рал — сильнейший маг в своём королевстве, ведущий планомерную политику истребления всех остальных волшебников. Он жестокий садист, упивающийся мучениями своих жертв, и пытает всякого, кто с ним не согласен. Рал стремится сломить волю каждого жителя в своём королевстве. Благодаря своей магии, хитрости и харизме ему это всё удавалось.

Правда Даркин Рал, имея в распоряжении чуть ли не все возможные ресурсы своего королевства, всё же проиграл местному избранному, который обучался всему по ходу сюжета романов.

Даркин Рал сериал «Легенда об Искателе»
Даркин Рал сериал «Легенда об Искателе»

А вот в книгах Толкина о Средиземье, хоть это и классика, короли-чародеи показаны совсем иначе, чем это принято в большинстве произведений жанра. Они — не просто маги, дорвавшиеся до власти, а настоящие воплощения зла, с которыми мало кто может биться на равных.

Моргот в Средиземье призвал к себе на помощь балрогов, собственноручно вывел расу орков, построил кучу механизмов и громадные крепости, что послужило основой для первого в истории того мира тёмного королевства.

Саурон, ученик Моргота, в основном лишь использовал наработки своего учителя — но всё равно был самым могучим созданием в Средиземье, отчего никто из его слуг даже подумать не мог о том, чтобы бросить ему вызов. С его позволения король-чародей Ангмара и Саруман строили свои державы.

Моргот с Сауроном были сущими воплощениями зла и тьмы, которых никто в самом Средиземье не мог окончательно победить в открытом бою. Кто-нибудь вроде Конана не сумел бы и немного пошатнуть основы их тёмных империй. Лишь невероятными усилиями громадного числа людей, эльфов, гномов, магов и богов удалось их изгнать из реальности — и то лишь на время. В конце времён они ещё вернутся и устроят последний бой с силами добра.

Моргот
Моргот

Единственным людским правителем в Средиземье, кто был магом и не был слугой Саурона, была гондорская королева Берутиэль. Она владела девятью магическими чёрными кошками, что шпионили за её подданными и рассказывали ей все их секреты.

У неё было девять чёрных кошек и одна белая, её рабыни, с которыми она разговаривала или читала их память, отправляя их для выведывания всех тёмных тайн Гондора… Белая же кошка шпионила за чёрными и мучила их. Ни один человек в Гондоре не решался дотронуться до них, все их боялись и проклинали, когда те проходили мимо.

Дж.Р.Р. Толкин, «Неоконченные сказания»

Правда, так и остаётся загадкой, откуда у неё появились такие колдовские умения. Скорее всего, это был дар тёмных магов, надеявшихся так подчинить королеву своей воле или самим разузнать при помощи этих кошек гондорские секреты.

Такой магический дар скорее служил укреплению власти, нежели был её источником. Противоположный пример — Дейнерис Таргариен из «Песни льда и пламени», которая в итоге построила своё государство фактически на мощи драконов.

Драконы — это весьма точный эквивалент ядерного оружия.

Джордж Р.Р. Мартин, автор «Песни льда и пламени»
Королева Берутиэль <a href="https://www.pinterest.co.uk/pin/812547957739623712/?lp=true" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Steamey </a>
Королева Берутиэль Steamey

Главный пример мага на престоле, который пришёл к власти, практически не используя свои силы — император Палпатин из «Звёздных войн».

Хотя Палпатин был одним из сильнейших ситхов, он скрывал ото всех свои способности. Ученичество у Дарта Плэгаса дало ему, прежде всего, громадную хитрость, изворотливость и умение играть на слабостях людей — и всё это он активно использовал во время борьбы за власть.

А магические способности ему были нужны уже не столь часто. Владение Силой позволило ситху выиграть схватку с Йодой, а затем с Дартом Молом. Благодаря владению Силой, Палпатин сумел заполучить себе в ученики нескольких сильных воинов. А в конечном итоге он рассчитывал стать бессмертным.

Император Палпатин «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая»
Император Палпатин «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая»

Раньше в расширенной вселенной «Звёздных войн» существовала теория, утверждавшая, что Палпатин создавал Первую Галактическую империю не только из-за своей прихоти, но и чтобы приготовить галактику ко вторжению юужань-вонгов, угрожавших всему миру. Однако он не был единственным тёмным магом, что, управляя злобной империей, пытался спасти мир.

Госпожа из фэнтези-цикла «Чёрный отряд» Глена Кука, обладающая недюжинными магическими способностями, вместе со своим мужем Властелином возглавляла громадную империю с настолько плохой репутацией, что первое столетие её существования прозвали «эпохой зла». Супруги топили в крови всех, кто пытался поднять восстание.

А когда Госпожа свергла своего супруга и осталась единственной правительницей, то поставила во главе армии десятерых Взятых — великих воинов, которых она изменила при помощи чёрной магии. Контролировать их она могла, так как знала истинные имена своих слуг — во вселенной «Чёрного отряда» это сакральное знание, без которого мага почти невозможно победить.

В итоге, против Госпожи восстала целая армия повстанцев, возглавляемая советом магов из Круга Восемнадцати. Однако, в отличие от них, Госпожа стремилась всеми силами побороть ещё большее зло, чем она.

Госпожа
Госпожа

Куда более тёмная версия такого правителя представлена в цикле «Второй Апокалипсис» Ричарда Бэккета.

Анасуримбор Келлхус внешне выглядит как привлекательный молодой человек, одетый во всё светлое. Но при этом он — монах из секты дуниан, что отказываются от всех эмоций и годами тренируют интеллект и логику. Ради простоты, их можно считать человеческим аналогом вулканцев из Star Trek. Но Келлхус при этом ещё и вершина развития дуниан. Он способен буквально читать эмоции людей и с помощью своей нечеловеческой логики и восприятия предугадывать их поступки и манипулировать эмоциями.

Магия в мире «Второго Апокалипсиса» делится на несколько типов, самый мощный из которых — гнозис, магия логики, которой обладают адепты школы Завета. Волею случая Келлхус заводит дружбу с одним из них и обучается гнозису.

По ходу событий книг Келлхус становится императором всего мира, не брезгуя любыми, даже самыми ужасными средствами. Но именно этот человек был главной защитой мира от пришествия Второго Апокалипсиса.

Анасуримбор Келлхус
Анасуримбор Келлхус

Диктатура касты магов

Самый интересный способ устройства магократии — не когда к власти приходит один или несколько волшебников, а когда в обществе появляется целая социальная группа, состоящая из одних только магов, которая и приходит к власти.

В реальной истории обычно разделяли класс управленцев и тех, кто отвечает за магию и религию. Но были и теократии вроде Святого Престола. А, к примеру, друиды в кельтском обществе отвечали за судебную власть за счёт того, что передавали друг другу знания законов из уст в уста.

Согласно раннеирландскому закону, статус друида сразу за знатью по иерархической лестнице определялся местом в числе «людей искусства». Впрочем, не исключено, что иногда они могли быть весьма высокого ранга, потому что в самом раннем сборнике сказаний о героях отцом вождя Ольстера был друид Катбэд, в начале жизни он был воином, а позднее стал друидом и советником сына. Он обучал учеников согласно традициям и помогал осваивать ритуалы юным воинам, только что взявшим в руки оружие. А если вспомнить, что согласно классическим и местным текстам учениками жрецов становились дети знатных особ, статус друидов всегда был очень высоким.

Стюарт Пиготт, «Друиды: поэты, учёные, прорицатели»

Друиды
Друиды

Самый характерный пример магократии в фэнтези — управляемое красными волшебниками государство Тэй из Forgotten Realms, одного из самых известных сеттингов D&D.

Всех детей в Тэйе в раннем детстве проверяют на наличие магических способностей. Если они обнаружатся, то ребёнка насильно забирают у семьи и отправляют на учёбу тайным искусствам у красных волшебников — других методов обучения колдовству они не приемлют.

Тех, кто после этого выживал и постигал все нужные для волшебника знания, объявляли полноценными магами. Характерные черты красных волшебников — красные одеяния и бритые головы, на которые зачастую нанесены татуировки с различными заклинаниями для экстренных случаев.

У молодого красного волшебника есть два пути, ведущие к власти — но каждый из них полон интриг и тяжелейшей конкуренции.

Высший орган управления Тэйем состоит из совета зулкиров — глав шести школ магии, каждая из которых концентрировалась на какой-то одной специальности. Они избираются самыми видными волшебниками Тэйя и исполняют свои обязанности до тех пор, пока способны на это, даже если для этого придётся превратиться в бессмертных личей. Зулкиры должы быть умелыми администраторами, умными и хитрыми политиками — иначе их попросту уничтожат конкуренты.

Главная цель их политики — обеспечивание магического превосходства над какой-либо силой в мире и обеспечение всевозможными благами самих красных волшебников. Ради этого зулкиры не брезгуют вообще никакими средствами, за что Тэй получил репутацию злобного государства.

Красные волшебники <a href="https://marcelmercado.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Marcel Mercado</a>
Красные волшебники Marcel Mercado

В то время, как зулкиры в основном заняты обсуждением внешней политики и глобальных задач, более мелкими административными вопросами занимаются тарчионы. Весь Тэй разделён на восемь «тарчионов», главы которых отвечают за сбор налогов, исполнение законов, поддержание инфраструктуры, обеспечение мира и назначения магов на бюрократические должности.

Каждый тарчион и зулкир собирает своё собственное воинство, где могут быть как самые обыкновенные гоблины, так и кавалерия из боевых красных волшебников, восседающих на грифонах.

Несмотря на то, что Тэй постоянно воюет с соседними Агларондом и Рашеменом, у которых нет настолько мощных войск, красные волшебники уже давно не одерживали каких-то особых побед. Всё из-за того, что правители Тэйя никак не могут договориться о совместных боевых действиях, да к тому же частенько воюют между собой в вечной политической борьбе.

Красный волшебник против дворфа <a href="https://www.furaffinity.net/user/leucrotta/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Leucrotta</a>
Красный волшебник против дворфа Leucrotta

Кроме красных волшебников, составляющих по сути знать Тэйя, по-настоящему там свободны только мелкие бюрократические служащие и торговцы. Но и они всё равно крайне сдержаны в своих эмоциях и стараются никак не раздражать красных волшебников.

Хоть какими-то правами ещё обладают священники, солдаты, ремесленники и прочие квалифицированные рабочие. Все же остальные в Тэйе — самые настоящие рабы, которых тэйцы покупают на многочисленных невольничьих рынках по всему миру.

Красные волшебники относятся к рабам по-деловому: не одобряют особой жестокости и стараются извлечь из них максимальную пользу. Потому многих рабов подвергают магическим трансформациям, чтобы сделать их труд эффективнее.

Красный волшебник-лич <a href="http://www.yearofcleanwater.org/explore/tyler-jacobson/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Tyler Jacobson</a>
Красный волшебник-лич Tyler Jacobson

Кроме огромной армии рабов, Тэйя зарабатывает на торговле. Дело в том, что красные волшебники — главный источник редких артефактов, да и просто всевозможных магических вещей, которые они к тому же продают по цене, ниже рыночной.

Из-за этого правители со всего мира вынуждены соглашаться на то, чтобы в их городах создавались тэянские анклавы для торговли. Они фактически считаются частью тэйского государства, а на территории Анклава не действует целый ряд местных законов.

При помощи целой сети анклавов тэйцы активно влияют на мировую политику: где-то при помощи угроз и силы, где-то при помощи взяток и выгодных торговых предложений.

Красные волшебники <a href="http://www.yearofcleanwater.org/explore/tyler-jacobson/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> Tyler Jacobson </a>
Красные волшебники Tyler Jacobson

Не меньшими могуществом и развращённостью обладал Тевинтер из Dragon Age, во многом списанный с реальной Римской империи.

В далёком прошлом тедасцы узнали от эльфов секрет того, как при помощи особого вещества, лириума, можно улучшать свои магические способности и перемещаться в потусторонний мир под названием Тень. С тех пор их захватила страсть к магическим практикам, а власть захватили маги. Благодаря громадной магической силе, они сперва завоевали многие эльфийские земли, а потом расширили своё государство до масштабов самой большой империи того мира.

Правда, магические эксперименты в итоге привели к катастрофе. Тевинтерские маги попытались захватить таинственный Золотой Город, расположенный в самом центре Тени. Но им это не удалось. А в реальность они вернулись уже в виде чудовищ — первых порождений тьмы. Нашествие этих монстров подломило могущество Тевинтера.

Окончательно империю раскололо пришествие пророчицы Андерасте во главе с ордой варваров, что затем вынудило Тевинтер принять андрастианскую веру. Особенно тяжело на магах, правивших империей, сказалась вторая заповедь Андерасте: «Магия должна служить человеку, а не управлять им».

Империю практически добило вторжение кунари — расы, ненавидящей магов и владеющее такими техническими новшествами, как порох. Но хоть они и завоевали большую часть Империи, всё же остался один довольно могущественный осколок былого Тевинтера, который, благодаря реформированию церкви под нужды магов, всё же не растратил окончательно всё своё влияние.

Тевинтер
Тевинтер

Обществом нынешнего Тевинтера правит архонт, что самолично назначает всех высших чиновников, а также может принимать и отклонять различные законы. Обычно он — родственник или ученик предыдущего архонта, но если тот не называл своего наследника, то архонта выбирает Магистериум.

Формально Магистериум — лишь верхняя палата Сената, законотворческого органа. Но по факту это высший управленческий орган Империи, погрязший в интригах и состоящий из одних только магов. Причём туда попадают исключительно маги из альтуса — потомки древнейших тевинтерских родов волшебников, что пытались штурмовать Золотой Город.

Кроме альтуса, в Тевинтере есть ещё несколько социальных слоёв.

Вторые по важности в Империи — лаэтаны, маги низкого происхождения, которые либо так и не смогли отследить свою родовую линию до тех древних знаменитых магов, либо же вовсе происходят из немагической семьи.

Сопорати — свободные граждане Тевентира, необладающие никакими магическими способностями. Они могут занимать низшие бюрократические и церковные должности, торговать, вступать в армию и заниматься различными ремёслами.

Ниже всех находятся многочисленные рабы, у которых нет никаких прав. В отличие от тэйцев, тевинтерцы вообще никак не пытаются рационализировать их использование.

Тевинтерcкая архитектура
Тевинтерcкая архитектура

Не лучше ситуация обстоит в The Elder Scrolls — морровиндский дом Телванни недалеко ушёл от тевинтерцев. Они также поддерживают рабство, не заморачиваются с этикой своих магических экспериментов, ценят только магов и содержат громадное число рабов.

Но при этом волшебники дома Телванни не особо любят общественную жизнь и предпочитают заниматься магическими практиками в уединении ото всех в своих домах, созданных из гигантских грибов. Правда, как уже стало традицией в фэнтези, эту магократию просто разрывает борьба за власть.

Город дома  Телванни <a href="https://www.deviantart.com/greyannis/art/Morrowind-hiking-394602702" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> GreyAnnis </a>
Город дома Телванни GreyAnnis

Но маги из Warhammer Fantasy, управляющие всеми сферами жизни дворфов хаоса, ещё хуже. Они постоянно посылают дворфийские легионы к своим соседям, чтобы получить стабильный приток рабов.

И если дом Телванни и маги Тевинтера вели хозяйство, более или менее приближенное к традиционному средневековому, то дварфы хаоса преимущественно заставляли рабов строить колоссальные машины и чудовищные здания, искажённые магией и скверной хаоса. И всё это в местности, по сравнению с которой Мордор покажется приятной страной. Естественно, в таких условиях недолгая жизнь раба — полнейший ад.

Дворфы хаоса <a href="https://www.deviantart.com/jlewenhagen" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> jlewenhagen </a>
Дворфы хаоса jlewenhagen

Полярный пример — народ Огня из вселенной мультсериала «Аватар». Традиционно возглавляемый кем-то из древнего рода магов, этот народ больше столетия практиковал рабство. Но всё же магократии того мира не имеют ничего общего с теми жуткими обществами, которые понастроили тэйцы, тевинтерцы и прочие злобные маги.

Хотя из-за того, что правительства, армии, полиция и прочие органы власти буквально кишат магами, простые жители во время промышленной революции начали считать их угнетателями. Популярностью начало пользоваться движение Уравнителей, задавшихся целью лишить всех магов их способностей.

Уравнители
Уравнители

Впрочем, чаще всего тот факт, что в государстве царит магократия — вообще ни на что не влияет. К примеру, в «Готике» король Робар II, все его аристократы, все жрецы и вся военная верхушка — маги. Но это с лёгкостью может ускользнуть от внимания игроков, ведь в этом мире магии могут научить каждого.

В фэнтезийных стратегиях часто приходится играть за какие-то магические касты, управляющие целыми государствами: в Master of Magic, в «Эадоре», во время игры за многие фракции в Heroes of Might and Magic — но это влияет только на то, какие особые способности будут у игрока.

Магократия: что бывает, когда маги берут власть в свои руки

Один из немногих положительных примеров магов-управленцев — рыцари-чародеи из манги и аниме «Чёрный клевер».

Сами рыцари-чародеи — элитная часть армии королевства Клевера и набираются из талантливых магов. Возглавляет их Король магов, не уступающий по влиянию фактическому правителю государства. И это оправдано тем, что всю свою власть он добросовестно использует для борьбы с преступниками, армиями других стран и всяческими монстрами. К примеру, первый Король магов заполучил свой титул после победы над титаническим демоном, что готовился уничтожить всё человечество.

Король магов Юлиус Новахроно
Король магов Юлиус Новахроно

Как можно заметить, многие маги из художественных произведений для установления своей власти используют силы лишь с военной точки зрения. Из-за этого разница между ними и реально существовавшей военной аристократией почти ничтожна. Им для первоначального захвата власти разве что требуется повести с собой гораздо меньше людей, а править они могут, в теории, хоть вечность.

При этом подавляющее большинство магократий — зло с точки зрения авторов, пишущих про них. В этих режимах воплощено всё самое плохое, что было в реальных монархах и аристократах — и даже с излишком.

Какими бы злыми ни были волшебники у власти, почти никто из них не использует магию изящней фаербола — превращать одних рабов в более эффективных рабов-мутантов научились разве что тэйцы. Только вот для общества, буквально пышущего магией, даже таких преобразований мало. Маги, например, могли бы погрузить всех рабов в иллюзии, чтобы они и думать не могли бунтовать. Или же вовсе заменили бы их всех на каких-то безвольных големов, что смогут построить помпезные города для магов даже на других планетах.

Также любопытно то, как часто показывается ущербность выстроенного магами общества, и как его может с лёгкостью разрушить какой-нибудь один немаг. Возможно, именно в таком желании создать посильную для разрушения злую империю и кроется глубинная причина, почему магократии получаются такими похожими друг на друга.

2828 показов
25K25K открытий
11 репост
66 комментариев

Магократия: что бывает, когда маги берут власть в свои руки

Они после власти отказываются создавать тёмную тему. Ведь все мы с вами прекрасно знаем, что программисты - это маги современности.

Ответить
Ответить

(ಥ﹏ಥ)

Ответить

Они после власти отказываются создавать тёмную темуПросто люди уже настолько не верят в её создание, что если и выкатят, то создателей снесёт Парадоксом

Ответить

Просто нужно смотреть через тёмную призму своей души

Ответить

Магакратия - реально действующая политическая система. Преимущественно на Кавказе

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить