5 причин прочитать «Шаровую молнию» Лю Цысиня
Идейный приквел «Задачи трех тел», который можно читать, как самостоятельную книгу
На русском языке вышел научно-фантастический роман Лю Цысиня «Шаровая молния». Сюжет рассказывает о докторе Чэнь, который из-за шаровой молнии в детстве лишился родителей. После этого он решил посвятить свою жизнь разгадке тайны этого странного явления. И правда, к которой ему удалось подобраться, превосходит самые невероятные ожидания.
Книга только что вышла на русском, и мы собрали 5 причин обратить на нее внимание.
Лю Цысинь — лидер китайской фантастики, один из самых нашумевших авторов последних лет
Наибольшую известность писателю принесла «Задача трех тел» — первый роман трилогии «В память о прошлом Земли». Автор выпустил роман еще в 2006 году, но поначалу ажиотаж был лишь в Китае — тогда-то Лю и назвали флагманом фантастики Поднебесной. Мировая слава пришла к Цысиню в 2015 году, когда «Задачу трех тел», а затем и последующие романы трилогии перевели на английский. Книгами зачитывались даже такие известные личности, как Марк Цукерберг и Барак Обама.
Автор номинировался на «Хьюго», «Локус» и «Небьюлу». «Задача трех тел» взяла премию «Хьюго» (и таким образом Лю стал первым азиатским автором, выигравшим эту награду), а в 2017 году третья часть трилогии, «Вечная жизнь Cмерти», завоевала «Локус».
После таких успехов зарубежные издатели, в том числе и российские, не могли оставить без внимания и другие работы автора. Так что следом за трилогией «В память о прошлом Земли» за границы Китая выбралась и «Шаровая молния» — более ранний роман Цысиня, который автор доработал для зарубежного релиза.
Приквел «Задачи трех тел»
«Шаровая молния» — самостоятельная история с завершенным сюжетом, которую можно читать без привязки к другим книгам автора. Тем не менее это еще и «идейная» предыстория «Задачи трех тел»: в романе можно встретить, например, физика Динг Йи, который сыграл не последнюю роль в сюжете «Темного леса». Да и в целом стиль Лю сформировался уже на этой книге, поэтому читатели трилогии точно останутся довольны.
Кинематографичность повествования
Одна из сильных сторон Лю Цысиня — умение создавать грандиозные по размаху сцены, которые буквально просятся на экран. В трилогии «В память о прошлом Земли» писатель создал, возможно, одну из самых масштабных сцен в истории научной фантастики. Присущий Лю размах присутствует и в «Шаровой молнии». Захватывающие эксперименты с молниями, секреты военного-промышленного комплекса, и все это приправлено экзотическим китайским колоритом. Рассказ Цысиня «Блуждающая Земля» уже удостоился масштабной экранизации, планируется адаптация «В память о прошлом Земли», не удивимся, если и «Шаровая молния» попадает в поле зрение кинопродюссеров.
Нетривиальные и яркие научные идеи
Кто-то говорит, что в книга Лю Цысиня науки в чистом виде не так уж и много — гораздо больше там авторской изобретательности. Другие считают, что у автора просто талант заражать читателей научными идеями и гипотезами и сподвигать на серьезные размышления. Как бы то ни было, бесспорно, что Цысинь принадлежит к тем немногим современным фантастам, которые делают своими главными героями ученых, и много внимания уделяют научным гипотезам и изысканиям. И, если в «Задаче трех тел» основной темой был контакт с инопланетной цивилизацией, то само название «Шаровой молнии» дает понять, вокруг какого феномена строится сюжет.
Любопытно также, что на момент написания книги шаровые молнии оставались чем-то недоказанным и сомнительным. Однако в 2012 году явление шаровой молнии уже зафиксировали в научных условиях.
Положительные отзывы от читателей и критиков
Книга вышла на английском языке в прошлом году, и получила немало положительных отзывов от западных читателей и прессы. В частности, роман вошел в топ фантастических книг 2018 года по версии The Verge и Publishers Weekly.
Лю противопоставляет поиски теоретических знаний — практическим, пусть и опасным, способам их применения. Читатели, заинтригованные сверхсовременной и слегка умозрительной наукой, философией научной этики, останутся довольны этим прекрасным романом.