Успешные «клоны» AG

Слава Absolute Games не осталась без внимания и породила десятки клонов в нулевые. Многие игровые сайты старались частично или полностью копировать идеи главного конкурента. В начале десятилетия в интернете открылось более 20 ресурсов с чит-кодами, трейнерами, патчами и фанатскими модификациями. Большинство из них давно закрылись, но некоторые популярны и сегодня.

Портал PlayGround открылся в октябре 2000. Первое время он был небольшим фан-сайтом поклонников киберспорта и сетевых игр, но уже к 2004 году он вырос в самое масштабное хранилище игровых файлов России. Перемены произошли при поддержке московского провайдера «Ропнет», который также владел несколькими игровыми клубами. Долгое время на PlayGround заходили только ради немыслимого количества различных модов, патчей, NoCD, трейнеров и прочих игровых взломов. Если набрать в поисковике название любой игры с припиской «трейнер», то PlayGround будет первым в выдаче. Что в 2006-м, что 2019 году — это самый популярный игровой сайт России. Ежемесячно его файловый раздел посещает более шести миллионов человек.

Интересный факт: первые 10 лет большая часть редакции состояла из белорусских и украинских журналистов.

PlayGround в 2004 году
PlayGround в 2004 году

Современный PlayGround — это гигантский информационный ресурс с обширной игровой энциклопедией, разделом новостей и статей. В 2009 году администрация открыла раздел блогов, и теперь любой читатель может написать свежую новость или лонгрид. У каждой игры на PlayGround есть отдельная страничка с полезными разделами и удобным агрегатором цен в российских магазинах.

Но за всем этим скрывается «тёмная» сторона» сайта — это «пиратские» материалы. Контент на PlayGround в UGC-раздел «Блоги» приносят сами пользователи, за что получают баллы — их можно потратить либо на ключи к играм в Steam, либо конвертировать в игровую валюту, либо потратить в подобии «рулетки» с призами. В общей сложности 64% текстов и видео на сайте скопированы с других ресурсов, зачастую без ссылки на первоисточник.

PlayGround в 2020 году
PlayGround в 2020 году

Портал GameGuru шесть лет подражал контенту AG, но к 2010 году сменил позиционирование и превратился в обычный игровой сайт с новостями, обзорами, киберспортивным уголком и собственным YouTube-каналом.

GameGuru в 2020 году
GameGuru в 2020 году

Другой известный и бывший клон AG — это портал StopGame. Сайт из середины нулевых и современный сайт — два абсолютно разных проекта. До 2005 года StopGame — это сайт чит-кодов, игровых обоев, NoCD и Java-игр для мобильных телефонов. Просто ещё одно крупное хранилище игровых файлов.

В 2005 году на сайте наконец-то появились обзоры игр, но критических изменений за этим не последовало. Одно время на StopGame продавали пиратские диски, выкладывали порнографические флеш-игры и однажды даже открыли дочерний сайт знакомств, на котором можно было найти телефоны проституток или познакомиться с человеком для секса без обязательств. По бокам сайта были размещены баннеры на сомнительные ресурсы с «жёлтыми» новостями.

StopGame в 2007 году
StopGame в 2007 году

Лично я пробовал практически все направления монетизации на Stopgamе — как игровой, развлекательной, так и диаметрально противоположной тематики. Были проститутки, каталоги ссылок, фармапартнёрки, продажа компьютеров и т.д. Перечислять можно долго, и боюсь всё не вспомню, всё-таки 10 лет проекту.

Ринат Оспанов, создатель StopGame (2010 год)

Серьезные изменения начались ближе к концу нулевых. С обновлением редакционного состава изменилась и концепция издания. В StopGame пришли некоторые бывшие авторы «ЛКИ» и портала PlayGround (Кулаков, Тростенюк, Кост), чуть позже открылись пользовательские блоги, которые впоследствии пользовались огромной популярностью (некоторые активные блогеры StopGame позже вошли в редакцию).

В 2009-м с ресурса исчезла реклама сомнительных сайтов, из файлового хранилища были удалены все NoCD и прочий не вполне законный контент, который только вредил имиджу издания. А к 2012 году исчез постоянный слоган «Всё о секретах для игр». Раздел секретов и трейнеров остался на прежнем месте, но уже не был в приоритете. Из очередного хранилища файлов StopGame превратился в один из самых известных игровых порталов России.

StopGame в 2020 году
StopGame в 2020 году

Огромную роль в формировании обновленного StopGame сыграл запуск видеоканала SGTV. С 2008 года на сайте появились первые видеобзоры (за авторством Максима Кулакова, бывшего автора PlayGround), а в сентябре 2009 года StopGame запустил новостной дайджест «Игрозор». Большим успехом пользовались переводы известных юмористических «машиним» (видео-скетчи, созданные на базе компьютерных игр) — «Элитный мир» и «Разум Фримана». StopGame также был одним из первых игровых сайтов, который запустил игровые стримы на постоянной основе.

В 2011 году состоялся запуск официального YouTube-канала. Российские игроки полюбили обширные разборы различных игровых серий, рубрики «Ретрозор» и «Трудности перевода» (разбор российских локализаций). По мнению посетителей портала, качество игровых видеороликов от StopGame находится на первом месте в России. Это мнение возникло из-за дотошной и профессиональной работы с колоссальным объёмом информации. Авторы StopGame создают познавательные документальные сериалы и сами делают их «под ключ» (пишут тексты, озвучивают и монтируют). Конечно, подобное было ещё в «Видеомании», но у StopGame разборы игровых серий длятся часами. Например, общая продолжительность «Истории серии Dead Space» составляет почти десять часов. Такого подхода к видеоматериалам нет ни у одного российского игрового издания.

Стоит упомянуть ныне забытые «клоны AG» — OGL (Online Game Library) и GamesLife. За время своего существования оба проекта не раз меняли концепцию и дизайн — от типичной библиотеки игр до интернет-ресурса с собственным видеоконтентом, обзорами и новостной лентой. Например, главный редактор GamesLife Максим Самойленко позиционировал ресурс, как «профессиональное игровое медиа, у которого в рунете почти нет аналогов».

В период с 2006 по 2009 годы оба сайта входили в десятку самых посещаемых игровых ресурсов страны. Но после кризиса 2008 года у них начались финансовые проблемы, вскоре их выкупила и со временем поглотила Kanobu Network. На сегодняшний день оба ресурса закрыты.

Gameslife.ru в 2010 году
Gameslife.ru в 2010 году

Судьба некоторых AG-клонов сложилась иначе. Предтечей современного DTF считается сайт фанатов Quake — quake.spb.ru. DTF был придуман тремя людьми: Михаилом «Завхоз» Фёдоровым, Александром Фёдоровым и Алексеем Васильевым. Все трое увлекались игровой серией Quake, состояли в первом российском Quake-клане и вели собственные блоги. В конце 90-х они ещё назывались «домашними страничками».

Маленький и дружный коллектив постоянных авторов публиковал на нём посты, связанные с известной серией шутеров от id Software. Quake SPB имел большую популярность и продолжительное время занимал седьмое место в Топ-100 «Рамблера» в тематике «Развлечения». Здесь начал свой путь Дмитрий «Goblin» Пучков в качестве обычного блогера и фаната серии Quake.

Quake.spb.ru (1999 год)
Quake.spb.ru (1999 год)

Весной 1999 года блог заморозили, а вся команда перебралась на только что созданный Daily Telefrag — будущий главный конкурент и клон AG. Название позаимствовали у британской ежедневной газеты The Daily Telegraph. Последнее слово в названии изменили на созвучный игровой термин Telefrag — распространённый вид убийства в мультиплеере Quake, когда игрок телепортируется в ту точку карты, где в данный момент находится другой участник матча.

Ранняя версия DTF выглядела точь-в-точь как газета — с полной стилизацией и вёрсткой под печатное издание. Тогда сайт имел собственную базу игр с обзорами, файловым хранилищем и обширной подборкой чит-кодов. Идея с газетой считалась инновационной для 2000 года, но нежизнеспособной в перспективе. Весь дизайн переделали с нуля через полгода после запуска проекта.

Дизайн первый у DTF был стилизован под газету — весь строгий и чёрно-белый. От него, правда, быстро пришлось отказаться — опередили время с этим изыском.

Александр Фёдоров, интервью DTF (2015 год)
DTF в 2000 году
DTF в 2000 году

В 2001 году стало понятно, что конкурентная борьба с AG безнадёжно проиграна. Уже бесперспективно быть сайтом для обычных игроков, да и сильных изданий (как печатных, так и в интернете) на рынке к тому времени было предостаточно. Упор на качественные текстовые материалы тоже оказался невостребованным. Возникла непростая ситуация: нужно развиваться дальше или бросать проект.

В то время, по сути, было два главных ресурса про игры в рунете: DTF и AG. Это были две разные концепции: мы (DTF) больше ориентировались на «журналистику», то есть делали ставку на новости и «профессиональные» обзоры игр. А в AG.ru работали по наполнению базы игр, NoCD, прохождениями и так далее.

Но тут важно понимать, в какой момент и почему DTF перестал быть сайтом для игроков и стал сайтом для разработчиков. А стал он таким тогда, когда мы поняли, что проиграли AG.ru.

Был в то время мегахолдинг — Golden Telecom, — который хотел купить себе ресурс про игры. И смотрел, соответственно, на нас и на AG. Купил в итоге AG, а мы поняли, что не потянем соревнования, так как таких денег, как у AG, нам не светило, а наполнять такими объёмами базу кодов, прохождений и так далее мы просто не в состоянии.

Александр Фёдоров, интервью DTF (2015 год)
DTF в 2002 году
DTF в 2002 году

Команда DTF решила сделать то, что никто ещё не сделал в России — запустить портал, посвящённый игровой индустрии. На тот момент в рунете сильно не хватало сайта, который смог бы объединить разрозненное сообщество российских разработчиков. Впрочем, и это спорно, так как почти одновременно с ребрендингом DTF появился проект Gamedev.ru. Кто был из них первым — старый и бессмысленный спор.

Gamedev впоследствии стал самым популярным форумом для разработчиков в рунете, а DTF — главной площадкой для обмена опытом, делового общения, поиска партнёров и работы. Идею для ребрендинга DTF предложил Юрий Мирошников, руководитель отдела разработки и издательства компьютерных игр в компании 1C.

Вот примерно в то время я познакомился с Юрой Мирошниковым из 1С. Они как раз к тому моменту научились продавать игры в jewel-упаковках на обедневшем после дефолта 1998 года рынке и были сильно заинтересованы в развитии отечественной игровой промышленности. Он-то и подтолкнул к идее создания ресурса для разработчиков — ситуация назрела, разработчики в стране как бы есть, но все сидят по норкам, друг с другом не знакомы, каждый точит свой велосипед. А хотелось, чтобы произошла некая синергия, чтобы люди посмотрели друг на друга, обменялись опытом, чтобы не делали глупых ошибок, ну и чтобы сразу несли издателям свои творения.

Александр Фёдоров, интервью DTF (2015 год)

К 2003 году DTF заработал хорошую репутацию среди издателей и разработчиков компьютерных игр — если раньше новости разделялись на индустриальные и обычные, то теперь они касались только индустрии. С сайта исчезли ненужные рудименты времён противостояния с AG вроде того же раздела чит-кодов. Сначала его вывели на подсайт cheats.dtf.ru, а через какое-то время прекратили обновлять и закрыли.

Многие уже забыли, что именно благодаря руководству DTF появилась игровая выставка «КРИ» («Конференцию Разработчиков Игр» (КРИ), а позже и знаменитый «ИгроМир». В 2003 году первую КРИ провела редколлегия dev.dtf.ru. Выставка прошла в МГУ и привлекла примерно 40 компаний из России — общее количество посетителей составило около 1500 человек.

Геймдев-раздел DTF до слияния с основным сайтом (2004 год)
Геймдев-раздел DTF до слияния с основным сайтом (2004 год)

Спустя несколько лет у КРИ сложилась репутация мероприятия, на котором должен присутствовать любой уважающий себя российский разработчик. Каждый день там проводились различные лекции, круглые столы и семинары. Многие рассматривали это как место, где можно завести новые знакомства, найти работу или повысить свою квалификацию. За два года количество участвующих компаний увеличилось с 40 до 200, а местом проведения надолго стала московская гостиница «Космос».

Первая КРИ была совсем романтической такой, прошла в МГУ, и была похожа не на конференцию, а на капустник студенческий.

С 2004 до 2008 года включительно — «золотые годы» для КРИ. Мы были одни на рынке, индустрия тогда была совсем другой, и участие в КРИ, по сути, было обязательным для компаний. Спрос сумасшедший был — мы только открывали продажи стендов, и тут же их закрывали, так как все стенды были проданы. Конференция разрасталась каждый год, в пике мы занимали вообще все конференц-залы в «Космосе», и использовали буквально каждый угол, чтобы поставить там стенд. И всё равно места не хватало.

Максим Маслов, организатор выставок «Игромир» и ComicCon Russia (2015 год)

В 2006 году оргкомитет КРИ организовал первый «ИгроМир». Выставка была очень успешной и привлекла больше 25 тысяч человек. С годами количество посетителей и участвующих компаний росло, а её площадь постоянно расширялась. Через несколько лет мероприятие начало приносить хорошую прибыль.

К сожалению, о конференции КРИ того же сказать было нельзя. К 2014 году российская индустрия заняла прочную нишу, исчез былой азарт и потребность в публичных лекциях и семинарах. Теперь их проводили отдельно от КРИ, да и многие функции конференции отлично выполнял «ИгроМир». Он же, можно сказать, и поглотил КРИ — последняя конференция прошла в 2014 году в рамках выставки.

DTF образца 2014 года
DTF образца 2014 года

Крупные проблемы начались и у DTF. От сайта хоть и была польза, но с каждым годом он приносил всё больше убытков. Александр Фёдоров пытался привлечь новых инвесторов, но никто не хотел вкладывать деньги в сомнительный перезапуск проекта. Свою роль здесь также сыграл валютный кризис в России и появление мелких ресурсов с посылом «мы сами себе DTF».

По словам Фёдорова, к 2012 году DTF имел дурную репутацию несовременного, «старпёрского» ресурса, который безвозвратно отстал от текущих веяний в индустрии. Посещаемость падала, большие статьи и дневники разработчиков появлялись всё реже и реже. Осенью 2014 года DTF был заморожен на неопределённое время. К счастью, архив статей старого сайта не удалён и до сих пор доступен всем желающим.

Летом 2016 года Александр Фёдоров продал домен dtf.ru Леониду Сиротину после того, как у вице-президента Nekki Сергея Бабаева и сооснователя ИД «Комитет» Влада Цыплухина родилась идея превратить рубрику «Рынок игр» на vc.ru в отдельное издание.

Бета-версия нового DTF образца 2016 года
Бета-версия нового DTF образца 2016 года

В первые месяцы работы сайт напоминал ранний DTF. На альфа-версии публиковались новости индустрии, материалы с vc.ru, интервью с российскими разработчиками и переводы зарубежных статей. На осень 2016-го уже был запланирован полноценный запуск издания, которое охватило бы сразу две аудитории — разработчиков и обычных игроков. Говоря профессиональным языком: b2b и b2c-сайт одновременно.

Затем к проекту присоединились сотрудники «Игромании», покинувшие издание в августе 2016 года. К составу DTF присоединился Олег Чимде, а также большая часть авторов «Игромании». Спустя некоторое время в команду на должность главного редактора пришёл Вадим Елистратов, бывший шеф-редактор TJournal. Они вдвоём сформировали команду авторов нового DTF.

Осенью 2016 года сайт перешёл в бету, для материалов про индустрию создали раздел PRO (позднее он был переименован в Gamedev), а основой для дизайна взяли доработанный вариант TJournal. Тогда же DTF приобрёл группу во «ВКонтакте», где в то время публиковались скидки на игры в Steam.

В декабре 2016 года DTF начал рассказывать о кино и с тех пор активно расширял тематику. Установилась чёткая позиция, что новый DTF — это не СМИ, а разноформатное профессиональное медиа с пользовательским контентом. Ресурс проделал долгий путь от уютной «тусовки» разработчиков до крупной платформы, на базе которой обсуждают игровую индустрию, кино, аниме и различные технологии.

DTF в 2020 году
DTF в 2020 году

Несколько лет назад обновленный DTF пообщался с основателями старого сайта — Александром Фёдоровым и Михаилом Фёдоровым (не братья). Они поведали нам полную историю ресурса от открытия до продажи новому владельцу. О том, как проект визуально менялся на протяжении 20 лет, мы рассказали в материале «Краткая история DTF в картинках».

Помимо DTF, об игровой индустрии сегодня рассказывает ресурс App2Top, который в первую очередь направлен на разработчиков и издателей мобильных игр. Он во многом повторяет идеи старого DTF и тоже имеет собственный раздел вакансий и игровых компаний.

6767
28 комментариев

На самом деле, про SG написано довольно мало, история у него большая и интересная. Чего стоит хотя бы тот факт, что авторы сайта были чуть ли не первыми среди игрожуров, кто начал вести стримы. Еще задолго до Твича и возможности стримить на Ютубе. Замечательная история с видеоитогами 2011 года. Наглядно показывает, как сайт жил в те года. Так же, как и уже легендарный ролик "Донос с Capcom Party". Что-то на уровне общества слепых у Навигатора. 
И отличные истории перестановок главредов (Нынешний Кунгуров, например, стал главредом сам того не зная).
А Гальперов, попал в редакцию просто выпустив ролик, где пытается пройти один из уровней Super Meat Boy (успешно), на который жаловались в обзоре сайта. В итоге он там уже под 10 лет исправно трудится.
Да и вообще, SG уникален еще и из-за их дубляжей. Прям настоящих, почти профессиональных, что редкость даже сейчас. Было переведено столько машинимы, веб-сериалов, мультфильмов, трудно сосчитать. Многие о СГ узнали-то именно из-за них. Элитный мир, Задрот, Разум Фримена, Video Game High School. Сотни роликов с очень хорошим переводом.

Пока это писал, понял, что это может и не такие уж важные факты (ну кроме переводов). У SG, кстати, когда-нибудь однажды выйдет ролик с полной историей сайта. Надонатили на одном из их Ле-Манов. Думаю, что он обязательно должен появится и тут.

17
Ответить

 Замечательная история с видеоитогами 2011 года.

Что за история?

Ответить

что за истории перестановок главредов?

Ответить

StopGame очень знатно поднялся с момента своего появления, как и сайт Zone of Games, где появляются лучшие фанатские локализации. Видеобзоры и истории серии стопгеймщиков стали любимыми кандидатами на просмотр в моем ютубе.

11
Ответить

Ребята круто взлетели на переводе машинимы. Разум Фримана, Элитный Мир, Красные против Синих... Странно даже, что тут про это не написано.
И Игрозором аудитрию "скрепили", задав ламповую атмосферу на сайте. ИСки по-моему позже появились

3
Ответить

СтопГеим насколько помню одни из первых начали вести трансляции и они были очень классные и душевные) 

2
Ответить

Я поглядывал пока одну историю по резиденту, но меня реально коробит в них одна, возможно странная с виду, штука. Они берут и зачем-то дотошно до мелочей рассказывают и показывают сюжет, вплоть до всяких там секреток иногда и интересных моментов. Это здорово, но если я еще не играл, а мне показывают скорее всего хорошую интересную игру - это большой спойлер, я буду знать больше половины точно. Ну и... пропустить, что ли. Если я уже играл, то ролик может заинтересовать и пойду повторно поиграю... ой, стоп, мне только что рассказали весь сюжет заново в деталях, уже не так тянет.

Понятно, что игра она о другом, но неужели там не задумывались над тем, что рассказать детально об игре можно и без настолько подробных спойлеров? В видеорецензиях у них отлично получается ведь.

С другой стороны вот пройду еще (последний) раз дед спейс и обязательно заценю их мега-разбор...

1
Ответить